Агрессия у ребенка 4 года что делать

Агрессия чаще всего является частью обычного роста и развития нормальных детей и она часто проявляется у детей младшего возраста и у дошкольников. Младенцы еще не умеют говорить и выразить свое недовольство или свои желания, поэтому агрессия – это единственный способ их выражения.

Если агрессивные действия ребенка и являются «нормальными» в определенной степени, все равно на приступы агрессии необходимо реагировать и стараться их пресекать. Агрессивный акт у детей 18-ти месяцев не будет иметь такое же значение, как у детей 4-х лет. Меры по предотвращения агрессии также будут отличаться, но они необходимы, чтобы продемонстрировать ребенку, что его действия неприемлемы и что существуют другие способы для выражения своих эмоций, а также, чтобы предотвратить повторение этих приступов агрессии.

Чтобы контролировать свою агрессию, дети нуждаются в активной поддержке своих родителей. Эффективные меры, принятые в связи с агрессивным поведением у детей раннего возраста оказывают положительное влияние на последующее их социальное развитие и адаптацию.

Детские и подростковые психологи считают, что легче еще в детском возрасте изменить тенденцию к агрессивному поведению, чем влиять на нее в подростковом и взрослом возрасте.

Как проявляется «нормальная» агрессия у детей разного возраста?

Ребенок до 1 года

Может кричать или плакать, выражая свое недовольство.
Наблюдаются некоторые характерные действия, например, таскание за волосы, кусание, бросание предметов и т.п.
В агрессивном поведении нет враждебности.
Такие малыши крайне неуклюжи в своих контактах с другими людьми.

Ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет

В этом возрасте проявления агрессии достигают своего пика.
Ребенок выражает свое разочарование криками, бросается на землю, колотит ногами и руками и т.д.
Он повторяет эти свои жесты, чтобы увидеть реакцию окружающих и проверить, всегда ли эта реакция одинакова.
К концу второго года жизни ребенок сам может себе сказать «нет», когда он делает попытку нарушить запрет. Поэтому именно сейчас необходимо раз и навсегда установить строгие правила поведения. Ребенок должен точно знать, что можно, а чего нельзя.

Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет

Частота приступов агрессии в этом возрасте часто очень высока. Этим дети выражают свое разочарование.
Его мысли состоят из двух составляющих — «мое» и «не мое». Ограничения, налагаемые взрослыми на часть «не мое», приводят к сопротивлению в виде агрессии.
Крики и вопли часто возникают из-за того, что ребенок не смог что-то сделать без посторонней помощи. Его стремление к автономии в этом возрасте очень велико.
Есть много конфликтов из-за обладания чем-то между двумя детьми. Это приводит к таким агрессивным действиям, как таскание за волосы, кусание, драка игрушками.
Ребенок уже умеет говорить, что позволяет ему выразить словами свое недовольство.

Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет

Наблюдается снижение физического проявления агрессии.
Поскольку ребенок уже хорошо говорит, он может начать ругаться, насмехаться над другими детьми, оскорблять их. Затем он вспоминает, какое из его действий дало хорошие или плохие результаты, то есть уже умеет анализировать свои действия. Это может привести к усилению той формы агрессии, которая привела к исполнению его желаний.
Свои желания ребенок уже может выразить словами, а не криками и катаньем по полу.
Ребенок этого возраста имеет возможность планировать свои действия, выполнять определенные правила и находить способы разрешения конфликтов.

Причины агрессии у детей

Ребенок получает мало внимания или его эмоциональные потребности не принимаются во внимание. Именно поэтому он тоже мало беспокоится о чувствах других людей.
Он отказывается делиться чем-то с другими детьми.
Он регулярно был свидетелем семейных споров.
Он взволнован появлением нового ребенка в семье, разводом родителей, смертью кого-то из близких. Он пытается адаптироваться к изменениям в семье, что делает его более усталым и раздражительным.
Он проводит слишком много времени в детском саду. Ему нужно побыть одному, чтобы успокоиться или расслабиться.
Его регулярно и жестоко наказывают, что приводит к усилению агрессии.
При приступах агрессии последнее слово всегда остается за ним, что приводит его к мысли, что его поведение будет вознаграждено.

Как управлять агрессивным поведением ребенка?

Сохраняйте спокойствие, даже если это дается с трудом. Не наказывайте его физически или устно.
Постарайтесь установить причину его агрессивности. Не является ли это способом, которым он пытается утвердить свою автономию? Не разочарован ли он в чем-то? Или эта агрессия связана с нахождением рядом других детей?
Поговорите с ним о том, что он чувствует. Он должен знать, что его кто-то понимает.
Установите правило: «мы не причиняем боль другим». Дети должны научиться быть хорошими друзьями другим детям, любить животных и людей в целом.
Используйте то наказание, которое сходно с обучением. То есть объясните ребенку, почему так нельзя поступать.
Помогите ему выразить свои чувства словами, если ребенок достаточно взрослый, чтобы поговорить. Этот простой подход часто снижает агрессивность многих детей.
Попросите его подумать, нет ли других способов получить желаемое.
Обнимите его, когда ситуация разрешится.
Будьте сами хорошим примером управления собственными реакциями на разочарование. Объясните ему, что вы чувствуете, когда пытаетесь получить желаемое без агрессии.
Читайте ему книги о гневе и агрессивном поведении. Говорите с ним об эмоциях, испытываемых героями этих книг. Задавайте вопросы о том, как эти герои без агрессии вышли из ситуации.
Создавайте те места, где ребенок мог бы играть, не слыша постоянных запретов типа «не трогай этого!», «не делай этого!». Слишком много запретов может вызвать чувство разочарования и гнева у вашего ребенка.
Организуйте в вашем присутствии коллективные игры ребенка с другими детьми. Объясните, какие эмоции испытывают другие дети в ответ на его агрессивное поведение или, наоборот, когда он хорошо общается в коллективе.
Хвалите ребенка за хорошее поведение, но без излишеств. Особенно это полезно, когда ему удалось преодолеть агрессию.

Когда обратиться за помощью к специалисту?

Агрессивное поведение обычно начинает снижаться у детей после 3-х лет. В этом возрасте дети начинают контролировать свои чувства и уже умеют выражать словами, чего им хочется. Если же в этом возрасте ребенок никак не в состоянии контролировать свои эмоции, агрессию, если он равнодушен к чувствам других людей, желательно показать его детскому психологу.

Кабинет детского и семейного психолога: многопрофильный детский медицинский центр «Маркушка».

Внимание! Детская агрессия!

Земцова Е. А. ,
старший преподаватель кафедры частных методик
ИПК и ПК БГПУ имени Максима Танка

Агрессия (в наиболее общем определении) – это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.

Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.

Агрессивное поведение в детском возрасте – достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена:

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты.

«Психологическая защита» – специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты – устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать «виновного» и продумывает способы мести (становится агрессивен).


Характер агрессивного поведения во многом определяется
возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7–10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.

Это интересно:  Где узнать задолженность по жкх

Формы проявления агрессии у детей разного возраста

Исследования показывают, что младенцы часто проявляют гнев, если их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре, желая сохранить материнскую любовь.

Адаптация к режиму в детском саду сопровождается драками, царапаньем, плевками – то есть открытым проявлением агрессии. Но бывает и пассивное проявление ребёнком агрессии – упрямство, отказ от еды и игр, кусание ногтей.

Уровень агрессивности детей снижается в дошкольном возрасте. Пик их неуступчивости приходится на 2 года, а агрессивности – на 3 года. Если у ребёнка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их очень сложно.

Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье и прежде всего от того, как складываются его отношения с матерью. У 68 % годовалых детей, привязанных к матери, позже проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми, больше уверенны в себе. Если же мать относится к воспитанию ребёнка халатно, то дети страдают, у них проявляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение (многие преступники не были привязаны к матери в раннем возрасте).

В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства.

У младших школьников чаще всего агрессия проявляется в словесной форме (насмешки, ругательства) по отношению к более слабым, например, к одноклассникам. Не редки и драки. Негативная реакция учителя может только усилить такое поведение, но всё же его авторитет побуждает ребёнка сдерживать себя.

Агрессивное поведение подростков часто означает «быть взрослым и сильным». Зависимость подростков от мнения сверстников – их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются лидерами или отверженными. Отрочество – острый кризис взросления. Этот кризис будет проходить быстрее и легче, если взрослые готовы формировать с подростками равноправные, партнёрские отношения и проявлять готовность к сотрудничеству.

Таким образом, возрастная динамика агрессии соответствует возрастным кризисам в 3–4 года, 6–7 лет и 14–15 лет.

В процессе социализации подростка агрессивное поведение выполняет ряд важных функций: оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации в мире взрослых.

Как вести себя с агрессивным ребёнком

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

просто «не замечайте» реакцию ребёнка (подростка);

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

«Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

не повышать голос, не кричать, не устрашать;
не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;
не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
не оценивать личность ребёнка или его друзей;
не использовать физическую силу, не угрожать;
не читать нотации, проповеди;
не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

«Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);
позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему«, инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
внушайте спокойствие жестами, мимикой;
шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера») .

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

игнорирование;
переключение внимания;
«изящный уход».

Изящный уход – это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Игры и упражнения для детей и подростков, склонных к агрессивному поведению

Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него «всё не то и не так», когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.

Играя, соблюдайте следующие правила:

1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка: «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!», «Как у тебя здорово получается!», «Смотри, как нам интересно!»

2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость.

3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка – хорошие! В игре нет «правильного» или «неправильного». Хорошо то, что оригинально и нестандартно.

ИГРА «ДА И НЕТ«

Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.

Оборудование: небольшой колокольчик.

Ход игры

Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово «да», а другой будет говорить слово «нет». Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика – сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.

Если захотелось поиграть ещё, можно продолжить, поменявшись словами.

ИГРА «КЛЯКСЫ«

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Родители должны брать для своей «кляксы» обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)

ИГРА «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ«

Цель: снять у детей усталость, агрессию.

Оборудование: карандаши.

Ход игры

ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ«

Цель: переключить внимания детей с агрессии на игру, развивать мышление и речь.

Оборудование: игрушки.

Ход игры

ИГРА «РУБКА ДРОВ«

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув «Ха!». Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2–3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.

Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.

ИГРА «ТУХ-ТИБИ-ДУХ«

Цель: снять у детей негативные эмоции.

Ход игры

ИГРА «ПОСЛОВИЦЫ«

Цель: снять у детей усталость, раздражение, развивать воображение, речь, мышление.

Вы предлагаете ребёнку либо показать, изобразить простую пословицу, либо объяснить, как он понимает её смысл.

Например, пословицу «Тише едешь – дальше будешь» дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь домой.

ИГРА «РАЗРЫВАНИЕ БУМАГИ«

Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники), выбросить негативные эмоции.

Оборудование: старые газеты.

Ход игры

Предложите ребёнку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребёнок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них.

УПРАЖНЕНИЕ «ТРИ СЛОВА«

Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:

Агрессия у ребенка 7 лет – советы психолога для родителей

Возраст семи лет – очень важный рубеж в жизни ребёнка. Он становится школьником, расширяет свой круг общения. Меняется распорядок дня, появляются новые обязанности и увлечения.

Именно сейчас учебная деятельность начинает активно вытеснять игровую, а мышление из наглядно-образного, становится – словесно-логическим.

Развивается произвольное внимание и осмысленная память. И именно в этот период чаще всего проявляется агрессия у ребенка 7 лет. Советы психолога, могут помочь комфортно и правильно преодолеть этот непростой период.

Формы и цели агрессии у детей

  1. Физическая – выражается в физическом воздействии на окружающих или в умышленной порче предметов. Ребёнок бьёт, толкает, кусает других детей, бросает или нарочно ломает предметы.
  2. Вербальная – осуществляется в устной форме. К ней относятся: оскорбления, угрозы, крик, ругань.
  3. Косвенная – непрямая агрессия. Это сплетни, жалобы, показные истерики, разжигание конфликтов среди сверстников, умышленное нарушение правил, принятых в коллективе.

Проявляя агрессию, дети преследуют разные цели. Для одного малыша это способ добиться определенной цели, получить желаемое. Для другого – способ защититься от обидчика или отомстить ему.

Некоторые дети, попав в новый коллектив, оказавшись среди незнакомых людей, стремятся обратить на себя всеобщее внимание, и не находят ничего лучше, чем шокировать окружающих своим поведением. Для кого-то враждебность в адрес сверстников – это попытка заработать авторитет, почувствовать своё превосходство или уникальность.

Причины проявления агрессии

Потенциальными агрессорами являются детишки следующих категорий:

  • Ребята с синдромом дефицита внимания, или одним словом гиперактивные. Они излишне активны, суетливы, не способны надолго сосредоточить внимание.
  • Леворукие дети. Левши отличаются от правшей не только доминирующей рукой. У них совершенно другое мышление, они более ранимы, обидчивы. У большинства снижена работоспособность и чаще возникают сложности в обучении.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это и тревожные дети, и ранимые, и чересчур застенчивые.

Некоторые особенности воспитания также могут сделать ребёнка агрессивным. Малыш, который становится свидетелем скандалов между родителями, который подвергается семейному насилию, скорее всего тоже будет вести себя враждебно по отношению к окружающим.

Стимуляторы агрессии у ребенка

Даже такие мелкие по мнению взрослых неприятности могут серьёзно расстроить ребенка и послужить причиной агрессивного поведения:

  • Стрессы, с которыми ребенок встречается в обществе.
  • Ссоры с друзьями.
  • Школа с её новыми, иногда непонятными, законами.
  • Первые неудачи в учёбе.
  • Неожиданные ситуации на улице, в транспорте.

Ущемление основных потребностей ребенка, таких как:

Иногда причиной вызывающего поведения детей является не агрессия, а своеобразная “проверка на прочность”, которую они умышленно устраивают для взрослых.

Что делать: советы психологов

Энергия у этих семилетних людей бьёт ключом и чтобы не превратиться в разрушительную силу, она должна найти мирный выход.

У гиперактивных детишек нужно:

  • тренировать внимание;
  • соблюдать чёткий график учебных занятий;
  • обеспечивать двигательную активность;
  • хвалить за хорошие поступки, стараясь не обращать внимания на вызывающие.

Родители и педагоги должны проявлять любовь к детям в любой ситуации, критиковать не самого ребёнка, а его поступки. Малыш должен знать и чувствовать, что его любят. Это даёт ему чувство уверенности и защищённости. Для левшей нужно правильно организовать пространство. В классе они должны сидеть у окна, слева за партой. Не следует требовать от них безотрывного письма.

К счастью, существует великое множество способов борьбы с этой проблемой. Ведь к каждому маленькому агрессору нужен особый, индивидуальный подход:

  • Удовлетворять потребность в движении. Вместе с малышом выбрать интересную для него спортивную секцию и регулярно её посещать. Почаще выезжать на природу всей семьёй, обращаться к малышу за помощью по хозяйству.
  • Быть для детей положительным примером. Вести себя сдержанно и доброжелательно в любой ситуации. И дома, и в обществе.
  • Обнимать детей. Объятия являются отличным способом погасить негативные эмоции. В приступе ярости малыш не может ни контролировать свои эмоции, ни слушать уговоры и замечания взрослых. А в объятиях близкого человека он постепенно успокоится.
  • Воспитывать самостоятельность, но показывать готовность помочь в случае необходимости. Самостоятельный ребёнок более уверен в себе и устойчив к стрессам. В то же время он должен знать, что мама и папа всегда рядом и обязательно помогут, если будет нужно.
  • Уважать личное пространство маленького человека. Чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и делился с родителями своими переживаниями, он должен им доверять. Поэтому нужно уважать его личное пространство, хранить его тайны, не подслушивать разговоры, не читать «секретных» писем и блокнотов, которые так любят заводить младшие школьники.
  • Поддерживать привычный уклад жизни вашего чада, сохранять стабильность во всём. Дети довольно болезненно реагируют на изменение привычного режима, поэтому об этих метаморфозах нужно заранее предупреждать и готовиться к ним.
  • Объяснять, насколько невыгодно такое поведение для самого ребёнка. В спокойной обстановке нужно обсудить недостойное поведение и его последствия. Например: «Вот сейчас ты силой отобрал у девочки мяч, и теперь дети подумают, что ты невоспитанный».

Поэтому важно чётко обозначить, что делать можно, а что – нельзя. Эти правила должны быть стабильными и не меняться в зависимости от ситуации.

Методики борьбы с агрессией у детей

Первый шаг к победе над агрессией – это умение выразить свои эмоции словами.

В этом сложном деле не обойтись без помощи взрослых.

Видя, что малыш выходит из себя, следует спокойно и доброжелательно объяснить ему причины его гнева, показать своё сочувствие и участие.

Например: «Ты злишься, потому что не успел закончить свой рисунок. Но ты можешь доделать его дома, а завтра покажешь нам результат». Со временем дети учатся и сами озвучивать свои переживания.

Для словесного выражения проблемы существует методика «Камушек в ботинке». Учитель или родитель должен провести параллель и объяснить правила: «Попадал ли когда-нибудь вам в ботинок камушек? Помните это неприятное чувство, когда он сначала почти незаметен, а потом начинает всё больше натирать и царапать ногу. И если его сразу не вытряхнуть, то можно даже натереть мозоль. А когда вы снимете ботинок, вы удивитесь, какой он маленький и незаметный, этот злополучный камушек. Так и наши переживания.

Даже самая маленькая и незаметная обида будет нас злить и причинять боль, пока мы о ней не расскажем». Детям предлагается сравнивать все свои неприятности с камушком. И чтобы рассказать о них, использовать стандартную фразу: «У меня камушек в ботинке». Далее излагать, что же именно является этим камушком: толкнул одноклассник, расплелась косичка, не успел выйти к доске, и т. д. В такой игровой форме гораздо проще говорить о своих проблемах.

Учить ребёнка выражать агрессию мирными способами. Существует много методик управления гневом:

  1. «Подушка для битья», или «мешочек для крика», которые приходят на помощь рассерженному малышу.
  2. Отличным помощником может стать и юмор. Детям обязательно понравится игра «Обзывалки». Суть игры заключается в том, чтобы придумывать друг другу смешные безобидные обзывательства. Можно использовать слова на одну тему: овощи, фрукты, предметы одежды, посуда и другие. И возможно, в конфликтной ситуации детям захочется так же пошутить вместо того, чтобы оскорблять оппонента.

Детская агрессия приносит много переживаний и самому ребёнку, и его близким. И справиться с ней в одиночку невозможно. Но если рядом с ребенком будут любящие, внимательные близкие люди, он сможет преодолеть любые трудности.

Почему ребенок становится агрессивным и что с этим делать?

Банальную вещь скажу: агрессивный ребенок – это результат неправильного воспитания и нездорового микроклимата в семье. Напряженное состояние ребенка, частые всплески негативных эмоций должны стать поводом для беспокойства родителей и послужить началом для перемен в повседневной жизни.

Каковы причины агрессии у ребенка, и что с ней делать, читатели узнают из этой статьи.

Причины агрессии и поведение родителей

В практической психологии существуют определенные причины, из-за которых ребенок ведет себя враждебно:

  • чувство страха и тревожности, который вызывает пока еще непонятный для малыша окружающий мир;
  • отстаивание собственной точки зрения и своих прав;
  • желание получить независимость и стать самостоятельным;
  • отсутствие возможности удовлетворить определенное желание;
  • запреты со стороны родителей или других взрослых.

Ребенок своим поведением отталкивает от себя, хотя в этот момент он наиболее остро нуждается в понимании и поддержке. Таким образом, он требует внимания, но недружественное отношение со стороны близких и окружающих, которое вызвано его поведением, порождает в нем страх и усиливает гнев.

Как правило, перед таким ярким проявлением агрессии ребенок пытается создать связь с близкими в приемлемой форме. Но если его просьбы остаются незамеченными, появляется враждебное поведение.

Влияние семьи

Образец поведения для ребенка – это окружающие его близкие люди. Психологи утверждают, что менее агрессивны те дети, в семьях которых нет враждебности и серьезных наказаний, где с детьми говорят на равных и пытаются помочь.

Если детей бьют, применяют к ним физическую силу, то они невольно копируют это поведение и считают его нормой. Дети понимают, что в присутствии родителей необходимо сдерживать свои эмоции, чтобы избежать физического наказания. Но стоит им выйти на улицу и скрыться от глаз взрослых, они находят себе жертву, на которой отыгрываются и выплескивают негативные эмоции.

Негативно влияют на психику ребенка издевательства, насмешки, пристыживание, злобные шутки и строгое наказание. Даже если родители считают какое-то прозвище безобидным и милым (например, «ушастик», «пышечка», « глупышечка») и периодически называют так ребенка, то у него такие ласковые дразнилки вызывают обиду, ощущение собственной неполноценности.

Алкоголизм и дебоши в семье тоже накладывают негативный отпечаток на поведение малыша.

Ребенок может вести себя агрессивно, если испытывает ревность по отношению к определенному члену семьи. Например, когда в семье появился второй ребенок, родители обязаны построить отношения так, чтобы старший не чувствовал себя ненужным и не видел в новорожденном врага, который отнял у него маму.

Чтобы предупредить враждебность сына или дочери важно наладить в семье добрые отношения, создать мирную атмосферу. Ребенок должен ощущать присутствие родителей в своей жизни, их заботу и любовь. Должен быть взаимное доверие, так как его отсутствие провоцирует нервозность и агрессию. Относитесь внимательнее к малышу и его просьбам.

В процессе воспитания избегайте крайностей. Не предоставляйте ребенку полную свободу, но и не создавайте гиперопеку. Постоянный контроль и повышенное внимание, желания все решить и сделать за ребенка не дают возможности ему стать самостоятельным и научиться правильно вести себя в стрессовых ситуациях.

Гиперопека препятствует нормальному общению со сверстниками, так как ребенок чувствует себя неуверенно. И, как следствие, замкнутый дошкольник или школьник становится жертвой агрессии со стороны сверстников.

Признаки агрессии и её виды

Враждебность – это реакция детской психики на происходящее. Такое состояние позволяет почувствовать собственную силу и превосходство, дает возможность таким образом отстоять свои права и интересы близких. Если же агрессия сопровождается нападениями или разрушительными действиями, то это повод бить тревогу и обратиться к специалисту.

Агрессивное поведение может выражаться по-разному:

  • чувствительностью и частыми обидами;
  • обвинением окружающих в собственных неудачах и ошибках;
  • отказом подчиняться правилам и противостояние им;
  • открытым конфликта со сверстниками;
  • провокацией окружающих на ссоры и конфликты;
  • истерикой на замечания или действия.

В зависимости от темперамента агрессия у ребенка может быть в виде физических нападений в отношении человека, животного или определенного неодушевленного предмета. Она бывает инструментальной, то есть использоваться, как способ при достижении цели.

Вербальный вид характеризуется криками, истерическими визгами, ссорами, руганью. При враждебном поведении целью ребенка становится причинить телесную боль или моральный вред объекту.

Для косвенного вида агрессии характерны злые шутки, сплетни и ярость. Понимание того, что можно «ударить» словом приходит к ребенку по мере взросления.

Дети требуют внимания к себе по-разному, в зависимости от возраста. Груднички начинают плакать, а после – закатываются в истерике. В 2-х летнем возрасте агрессивные дети кусаются, становятся жадными, не хотят делиться своими игрушками и вещами, сильно переживают из-за недостатка внимания.

В 3 года ребенок может драться, бросается в других детей и даже в родителей игрушками и другими предметами. После кризиса 3-х лет, 4-х летний малыш не пускает посторонних на свою территорию, пытается стукнуть каждого, кто его раздражает.

В 5 лет агрессия принимает уверенную физическую форму у мальчиков ( они дерутся), а девочки в этом возрасте начинают обзываться или игнорировать дружбу. Дошкольники способны мстить и обижаться, их агрессивность может проявляться в форме гневного поведения и вранья.

Как справиться с маленьким агрессором

Когда близкие люди и родители не реагируют на раздражительность и враждебность, это становится привычкой, нормой во время общения и манерой поведения в целом, а это обязательно вызовет трудности в подростковом возрасте.

Во время эмоциональной вспышки родителям следует сохранять спокойствие и оставаться сдержанными. Крики и скандалы только усугубят ситуацию, а наказание не всегда позволяет утихомирить бунтаря.

В этот момент поставьте себя на место ребенка и постарайтесь понять, какие эмоции он переживает. Несмотря на свое поведение и враждебность, ребенок подсознательно ждет от родителей понимания, ему необходимо почувствовать заботу со стороны близких людей.

  1. Разговаривайте с ребенком, объясните ему, что так себя вести нельзя. Не просто отделывайтесь общей фразой, а конкретно расскажите, почему нельзя: некрасиво выглядишь со стороны, не получишь десерт, не заслужишь похода на качели, в зоопарк, в кино.
  2. Агрессивное поведение это следствие неправильного или нерационального воспитания с раннего детства. Психологи советуют либо полностью игнорировать агрессивное состояние, но активно поощрять хорошее поведение и поступки, или наказывать, если это приводит к угасанию гнева.
  3. Родители должны принять все возможные меры, чтобы создать теплую обстановку в семье, окружить малыша теплотой и заботой. Он должен быть уверенным, его любят и не дадут в обиду.
  4. Следите за поведением ребенка, эмоциональный всплеск можно предупредить, если своевременно отреагировать на обращение ребенка или отвлечь его от провокационной ситуации.
  5. Если не удалось предупредить яркое проявление эмоционального состояния, следует спокойно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво. Используйте суровое осуждение, если ребенок, например, разбросал игрушки, заставляйте его убирать за собой. Если объектом враждебности стал другой человек, то пожалейте обиженного. Это позволит ребенку понять, что своим поведением он отталкивает от себя в пользу другого человека. Со временем он станет внимательнее к советам родителей.
  6. Агрессивность ребенка можно победить с помощью игр. Позволяйте ему во время игры выплеснуть эмоции. Пускай он рвет бумагу на мелкие кусочки или покричит в «пакет для крика».
  7. Гуляйте с ним на свежем воздухе, дайте ему возможность много бегать и прыгать. Успокаивающе действуют игры с водой, переливанием жидкости из одной емкости в другую. Позвольте ребенку расслабиться в процессе игры и получить положительные эмоции.

Заключение

Все дети разные, поэтому и подход к ним не может быть одинаковым. Кого-то достаточно обнять и поговорить с ним, к кому-то необходимо применить наказание, а на некоторых не нужно обращать внимание. В любом случае, родители обязаны создать благоприятный микроклимат в семье, где растет ребенок. Не всегда агрессия связана с возрастом, плохим настроением или плохим самочувствием. Следите за ребенком и бережно относитесь к его неустойчивой психике.

Делитесь этой информацией с другими пользователями социальных сетей. Оставляйте свои отзывы и комментарии. Расскажите о своем опыте воспитания детей.

Статья написана по материалам сайтов: mir.pravo.by, momjournal.ru, its-kids.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий