Что такое соут рабочих мест

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Содержание

Кому нужна специальная оценка условий труда: положения 426-ФЗ, бизнес и безопасность

Организация специальной оценки условий труда входит в обязанности любого работодателя, в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих сотрудников. Это предписывается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Не подлежат специальной оценке условий труда рабочие места сотрудников, указанные в подпунктах 3 и 4 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка условий труда — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. В случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай (кроме несчастного случая по вине третьих лиц), выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание инспектора Государственной инспекции труда или на проведении СОУТ настаивает профсоюз, работодатель также обязан провести СОУТ (в этих случаях она называется внеплановой). На это отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом:

  • Образование комиссии по проведению СОУТ (статья 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. В ее состав входят и представители работодателя, и представители профсоюзной организации (либо иного представительного органа работников). Состав комиссии утверждается приказом. Представители организации, проводящей СОУТ (экспертной организации), в комиссию не входят. Общее количество членов комиссии вместе с председателем должно быть нечетным.
  • Составление и утверждение перечня рабочих мест для СОУТ. Образованная работодателем комиссия подготавливает и утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
  • Поиск экспертной организации. Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям: в уставных документах организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ, организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из них — с высшим образованием по одной из специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений. Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является уведомление о ее включении в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного уведомления. При этом после заключения договора работодатель обязан передать экспертной организации сведения о рабочих местах, на которых проводится СОУТ.
  • Проведение идентификации производственных факторов, подготовка декларации на основании идентификации рабочих мест. Осуществляется экспертом по СОУТ из экспертной организации на основе изучения предоставляемых работодателем сведений о рабочих местах.

На заметку

У эксперта нет обязанности лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации — если ему достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

Результаты СОУТ, или Зачем нужна специальная оценка условий труда

По результатам оценки оформляется отчет о СОУТ. Он содержит:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Отчет о проведении СОУТ подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем. Работники, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ должны быть ознакомлены с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Сведения о проведении СОУТ и ее результаты в те же 30 календарных дней должны быть размещены на сайте организации. В экспертную организацию в течение не более 3 рабочих дней со дня утверждения направляется подписанный комиссией отчет (копия) о проведении СОУТ.

Условия труда могут быть по результатам специальной оценки признаны:

  • оптимальными (класс условий труда 1);
  • допустимыми (класс условий труда 2);
  • вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, в сторону увеличения вредности);
  • опасными (класс условий труда 4).

Если условия труда признаны вредными или опасными, работники имеют право на получение соответствующих гарантий и компенсаций (конкретная номенклатура определяется в зависимости от установленного класса условий труда), предусмотренных ТК РФ. Это:

  • не более 36 рабочих часов в неделю (статья 92 ТК РФ);
  • дополнительный оплачиваемый отпуск, не менее 7 календарных дней ежегодно (статья 117 ТК РФ);
  • не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ).

К сведению!

Работодателю СОУТ дает возможность сократить пенсионные отчисления в отношении работников, чьи профессии или должности включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

СОУТ и решение спорных вопросов с работниками организации

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность юридического лица за непроведение специальной оценки условий труда

Если работодатель своевременно не провел СОУТ либо провел ее с нарушениями установленного порядка проведения, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в случае:

  • Предупреждение или денежный штраф. Сумма 5 000–10 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц — 60 000–80 000 рублей. Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей, для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей. Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.

В случае, если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания:

  • Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев.
  • 180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.
  • Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет.

Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2018 года.

Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов. Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, обратитесь в другую организацию. Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете. Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на вашей стороне.

Где заказать работы по СОУТ?

Комментарий для наших читателей дал Михаил Серов, руководитель департамента охраны труда EcoStandard group:

P. S. Вся разрешительная документация EcoStandard group опубликована на сайте.

*Цены актуальны на январь 2019, не являются публичной офертой.

Как провести СОУТ, приказ, сроки, штраф

СпецОценка труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Как провести специальную оценку условий труда

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ О специальной оценке условий труда». Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово).

Как сэкономить на спецоценке условий труда, как получить ВОЗМЕЩЕНИЕ в ФСС

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет . Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию декларацию соответствия. Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.

Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.

Смена ФИО работника, наименования рабочего места, реорганизация юридического лица

Согласно пункт 3 статьи 17 Закона РФ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

СОУТ можно проводить за счет ФСС. Успейте подать заявление до 1 августа

Все документы должны быть оформлены надлежащим образом и содержать достоверную информацию. У заявителя на день подачи документов не должно быть задолженности по уплате страховых взносов, непогашенных пени и штрафов.
Подробнее .

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если даже сотрудники постоянно работают на территории заказчика, а не на территории предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Иначе, не проведя же специальную оценку труда в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. За это может грозить административная ответственность.

Кто и когда обязан проводить специальную оценку условий труда

Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также Индивидуальные предприниматели ИП, принявшие на работу сотрудников.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

За 5 лет не происходило несчастных случаев и профзаболеваний

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет . Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

Новая компания не провела спецоценку

Спецоценку нужно провести в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест. Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

  1. в компании нет рабочих мест, в отношении которых нужно как можно скорее провести спецоценку. Такие рабочие места перечислены в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
  2. у компании нет оснований проводить внеплановую спецоценку. Она проводится в случаях, установленных в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Судьи указали, что компания вправе провести спецоценку своих рабочих мест поэтапно. Главное, завершить ее до 31 декабря 2018 года.

Компенсации и льготы устанавливают по результатам СОУТ (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Однако до тех пор, пока на рабочем месте не провели спецоценку, льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливают на основе списков профессий и производств.

То есть в данной ситуации могут быть решения вопроса, а именно:

1 . Можно самостоятельно отнести условия труда к вредным и установить сотрудникам компенсации на основании списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и включить соответствующие условия в трудовой договор. А после проведения специальной оценки в трудовой договор нужно будет внести изменения на основании результатов оценки.

Право на досрочную пенсию сотрудника зависит от 2-х условий:

  • признания по результатам специальной оценки условий труда вредными;
  • факта уплаты страховых взносов работодателем.

Это правило применяется с 01.01.2013 года. Соответственно вопрос о включении периода работы в льготный стаж до проведения СОУТ остается спорным, есть вероятность, что сотруднику свое право нужно будет отстаивать в суде. В связи с чем СОУТ нужно провести как можно скорее. Если Вы укажете в трудовых договорах сотрудников, что условия их труда являются вредными, Вы можете включить эти должности в свой «Перечень льготных профессий, при этом нужно будет отчислять страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, как в случае, если специальная оценка не проведена.

2 . Можно указать в трудовом договоре , что условия труда являются допустимыми, и не устанавливать компенсации, а после проведения специальной оценки внести изменения в трудовой договор. Однако в этом случае данный период работы не будет включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

При этом следует учесть, что в случае отнесения условий труда к вредным или опасным право на получение соответствующих компенсаций у сотрудника возникнет с момента приема его на работу на данное рабочее место, а не с момента завершения спецоценки. Соответственно, если сотруднику, например, будет положен дополнительный отпуск, он будет полагаться за весь период со дня приема на это рабочее место.

Необходимо проводить спецоценку условий труда на временных или сезонных рабочих местах

Спецоценку условий труда нужно проводить даже на временных (созданных на срок менее 12 месяцев) или сезонных рабочих местах. Об этом, а также о том, когда проводить оценку, Минтруд России напомнил в письме от 20.08.17 № 15-1/ООГ-2410.

На рабочих местах сотрудников, кроме надомников и «удаленщиков», специальная оценка проводится в обязательном порядке. В связи с этим работодатель должен проводить спецоценку в том числе на временных или сезонных рабочих местах. Сделать это можно в период осуществления на таких местах производственной деятельности.

Организация, проводящая специальную оценку. Специализированный оценщик труда

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма. Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Минимальное число участников комиссии законом не установлено, оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество . Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 2 ст. 8, п. 1, 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК).

Внимание: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник. Это и логично.

Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же написать «бумажку» и издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии.

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Согласно статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест ? В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапная специальная оценка условий труда, оценка для временных рабочих мест

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.

Внеплановая специальная оценка условий труда

Статья 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ говорит, что внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  1. ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  3. изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. Если же речь об обстоятельствах из пунктов 2, 4–7, то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.

Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.

Спецоценка условий труда: нужно ли проводить на временных рабочих местах

На вновь организованном рабочем месте нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Причем не имеет значения, на какой срок это рабочее место создается. Письмо Минтруда от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568

Не проводить спецоценку можно только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, не являющимися ИП.

Поэтому, на вновь организованных рабочих местах сотрудников, не относящихся ни к одной из этих категорий, проведение внеплановой спецоценки обязательно. В том числе, в случае, когда речь идет о временном рабочем месте (т.е. созданном на срок менее 12 месяцев). При непроведении спецоценки работодателю грозит, как минимум, предупреждение, а при менее благоприятном исходе – штраф согласно (п.2 ст.5.27.1 КоАП).

В случае перемещения рабочих мест необходимо провести их внеплановую спецоценку

Если рабочее место сотрудника переносится из одного помещения в другое, работодатель обязан провести внеплановую проверку условий труда на новом рабочем месте. Об этом напомнил Минтруд России в письме от 02.11.17 № 15-1/ООГ-2982. (формат .doc)

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

ШТРАФЫ, Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда 2019

Сразу штрафовать за отсутствие спецоценки не будут

Прежде чем назначить штраф за нарушение требований о проведении специальной оценки условий труда, трудиспекторы будут направлять работодателям предостережение.

В предостережении будет указан срок, в течение которого требуется устранить возможные недоделки. И только если работодатель не прислушался к «совету» трудинспекции, он будет привлечен к административной ответственности.

Юридический адрес компании — жилая квартира

Но в ней никто не прописан. Сотрудники используют жилье как офис. Организация не проводила спецоценку. Ее оштрафуют?

Да, штраф возможен. Работодатель вправе не оценивать рабочие места надомников и дистанционных сотрудников [ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ]. Надомники — это работники, которые трудятся по месту постоянной или временной регистрации. Дистанционный сотрудник должен работать вне местонахождения работодателя.

Если офис компании в квартире, где никто не зарегистрирован, сотрудники не будут надомниками или дистанционщиками. А значит, до 31 декабря 2018 года надо было оценить рабочие места сотрудников в квартире, которую фактически используют как нежилое помещение [ч. 6 ст. 27 Закона № 426‑ФЗ]. Оснований для штрафа нет, только если компания организовала рабочие места меньше 12 месяцев назад [подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ].

Компания подала документы на ликвидацию в январе 2019 года. Спецоценку не проводила. Могут ли ее оштрафовать?

Да, могут. КоАП не запрещает возбуждать дела об административном правонарушении в период, когда компания приняла решение о ликвидации, но ее еще не исключили из ЕГРЮЛ. Трудинспекторы вправе оштрафовать организацию на сумму до 80 тыс. руб. [ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП].

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2019 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена статьей 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • Организации : предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • Индивидуальные предприниматели : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
  • Должностные лица : предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

Минтруд опубликовал рекомендации для организаций малого бизнеса и ИП по вопросу проведения СОУТ.

В целях контроля за соблюдением работодателем вышеназванного Федерального Минтрудом России совместно с Рострудом в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП.

Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него штрафов.

О чем забывают инспекторы, штрафуя компании за не проведение СОУТ

Верховного Суда в Постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 отменил решения судов общей юрисдикции о правомерности наложении штрафа в размере 60 тыс. рублей на общество, не прошедшее спецоценку.

Нормы закона о СОУТ разрешают проводить указанную процедуру поэтапно и завершить ее к 31.12.2018. Есть исключения.

Во-первых, данный порядок не касается рабочих мест с вредными и опасными факторами, а также специальностей, дающих право на досрочную пенсию. Кроме того законом предусматривается проведение незапланированных СОУТ.

Однако инспектор, налагая штраф, не исследовал, есть ли в штате общества указанные рабочие места. Также контролеры не проверили, имелись ли основания для проведения оценки вне плана. Это послужило поводом для отмены штрафа.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

Классы условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Оформление результатов оценки условий труда

Порядок формирования результатов оценки предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Использование результатов оценки

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки труда? По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

  • ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);
  • разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
  • сообщить в ФСС сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Если компания провела спецоценку, возможно, ей придется внести изменения в трудовые договоры с сотрудниками.

Внести изменения в трудовой договор с работником нужно, если условия труда на его рабочем месте изменились. Например:

  1. при заключении трудового договора условия труда были оптимальными или допустимыми (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны вредными или опасными;
  2. условия труда были вредными или опасными (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны оптимальными или допустимыми.

В первом случае работодатель обязан предоставить работнику гарантии и компенсации за работу в новых условиях труда, а во втором — работник лишается гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Как правильно оформить дополнительное соглашение с работниками, у которых были выявлены вредные условия труда?

Организация в описанной ситуации должна заключить допсоглашения к трудовым договорам с работниками. В них отразите: характеристику условий труда на рабочих местах, режим работы, повышенную оплату труда за работу во вредных условиях, порядок предоставления и продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска; обеспечение лечебно-профилактическим питанием, обязательный медосмотр и т. д.

Как правильно издать приказ по организации о результатах проведенной СОУТ

В Законе нет требований о содержании приказа, который издается по результатам спецоценки. Поэтому компания вправе отразить в нем ту информацию, которую сочтет необходимой.

В определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть, если на этапе ИДЕНТИФИКАЦИИ потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) НЕ ВЫЯВЛЕНОих наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года.

В соответствии со статьей 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Отражение результатов специальной оценки условий труда

Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 5 раздела II формы-4 ФСС, утвержденной приказом Минтруда России от 26 сентября 2016 г. № 381н.

Специальная оценка условий труда – это…

Специальная оценка условий труда – это обязанность всех работодателей, предусмотренная Трудовым Кодексом. Рассмотрим основные аспекты, связанные с ее организацией и проведением.

Понятие и правовые основы спецоценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой систему мероприятий по оценке вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника.

Обязанность ее проведения установлена ТК РФ (ст. 212). Основным нормативным документом, регламентирующим СОУТ, является закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Кроме того, отдельные вопросы, связанные с проведением СОУТ, более подробно раскрываются в постановлениях Правительства и документах профильных ведомств (Минтруда, Минздравсоцразвития).

Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ

Спецоценка в обязательном порядке проводится всеми экономическими субъектами (юридическими лицами и ИП), пользующимися услугами наемных работников. Оценивать нужно все рабочие места, как постоянные, так и временные, даже если речь идет о сотрудниках с разъездным характером работы.

СОУТ не проводится только в отношении следующих категорий работников (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ):

  1. Работающих на дому или дистанционно.
  2. Работников, нанятых физическими лицами, не являющимися ИП (помощники по хозяйству, репетиторы и т.п.).

СОУТ в общем случае нужно проводить не реже один раз в пять лет (ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Для конкретного работодателя сроки проведения СОУТ устанавливаются с учетом переходных положений, предусмотренных в ст. 27 закона № 426-ФЗ. Дело в том, что спецоценка является «преемницей» действовавшей до 2014г. аттестации рабочих мест. Поэтому если на предприятии до 31.12.2013г. была проведена аттестация, то СОУТ можно не проводить в течение 5 лет после нее. Переходный период заканчивается 31.12.2018г., к этому времени все работодатели должны провести СОУТ по новым правилам.

Однако для отдельных категорий рабочих мест следует провести спецоценку в кратчайшие сроки, не дожидаясь завершения переходного периода. Речь идет о рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Их категории перечислены в п. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ.

Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 1 ст.17 Закона № 426-ФЗ, оценку условий труда на рабочем месте следует проводить вне плана. В первую очередь это касается появления новых рабочих мест или существенных изменений условий работы на существующих местах. Кроме того, внеплановая СОУТ проводится после несчастного случая, на основании предписания контролирующих органов или по заявке профсоюза. Сроки проведения внеплановой СОУТ – от 6 до 12 месяцев, в зависимости от основания.

Порядок проведения СОУТ

Закон устанавливает, что обязанность по организации СОУТ лежит на работодателе. С этой целью должна быть создана специальная комиссия (ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Непосредственное проведение СОУТ осуществляют специализированные организации. Они должны отвечать требованиям закона – иметь аккредитованную лабораторию и не менее пяти аттестованных экспертов в штате (ст. 19 закона № 426-ФЗ).

Все специализированные организации заносятся в реестр, за ведение которого отвечает Минтруд. “Реестр специализированных организаций по СОУТ“.

Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.

В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.

Кроме сроков, при составлении графика следует учитывать наличие аналогичных рабочих мест. Если такие места есть, то из каждой их группы можно оценивать только 20% (но не менее двух). Также см. “Аналогичные рабочие места при СОУТ – что это?“.

Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.

Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.

Информация о результатах СОУТ:

  1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
  2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
  3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
  4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

Правовые последствия СОУТ

Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.

Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:

  1. Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
  2. Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
  3. Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
  4. Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
  5. Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
  6. Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
  7. Предоставление средств индивидуальной защиты.
  8. Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.

ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.

Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.

Санкции за нарушения порядка проведения СОУТ

Административный кодекс предусматривает санкции за эти нарушения как для работодателей, так и для специализированных организаций, проводящих оценку.

Работодатели при первом нарушении законодательства о СОУТ получают предупреждение либо подвергаются следующим штрафным санкциям (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  1. Должностные лица и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. Юридические лица – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Повторное нарушение влечет за собой гораздо более серьезные последствия:

  1. Для должностных лиц – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет
  2. Для ИП – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.
  3. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Для специализированных организаций при первом нарушении предусмотрены штрафы (п. 1 ст. 14.54 КоАП РФ):

  1. Для должностных лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.
  2. Для юридических лиц – от семидесяти до ста тысяч рублей

При повторном нарушении санкции также усиливаются (п. 2 ст. 14.54 КоАП РФ):

  1. Для должностных лиц – штраф от сорока до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет.
  2. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Должностным лицом специализированной организации в данном случае считается эксперт, проводивший СОУТ.

Вывод

Спецоценка является важнейшей составляющей системы охраны труда. Ее основная задача – оценить и свести к минимуму влияние вредных и опасных производственных факторов на работников. По итогам проведения СОУТ определяется порядок предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ. Кроме того, результаты спецоценки влияют на ставки взносов, перечисляемых во внебюджетные фонды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Специальная оценка рабочих мест или что такое СОУТ

В статье дано определение СОУТ, ее задачи, правила проведения, описаны последствия нарушений за порядок проведения проверки.

Главная задача компании или организации — организация безопасного производства. Государство предлагает действенный инструмент, помогающий оценить условия труда. Специальная оценка рабочих мест, или СОУТ — регламентированная законом процедура, помогающая определить безопасность рабочих мест для работников.

Что такое СОУТ?

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — что это такое? Комплекс процедур, их последовательное проведение определяет уровень опасности на рабочем месте. Спецоценка рабочих мест помогает установить силу влияния негативных факторов на организм сотрудников и определить, насколько они отличаются от норм, дает оценку надежности средств защиты.

С какой целью проводится СОУТ?

Несмотря на дополнительные расходы и проблемы, у этого процесса больше позитивных сторон, чем негативных. Руководство компании (организации) получает:

  • достоверную информацию для разработки плана мероприятий по их улучшению;
  • материалы для информирования работников о факторах риска для здоровья;
  • основания для проведения предварительных и регулярных медосмотров;
  • базу для определения размера надбавок;
  • расчет возможных расходов на организацию охраны труда.

Правовые основы

Распространяется действие закона практически на все компании, предприятия, ИП. Регулируется этот процесс законом №426 ФЗ «О специальной оценке условий труда». Он регламентирует все аспекты этого процесса, в том числе как должна проходить сертификация рабочих мест, оценка условий труда, кто обязан ее проводить. Рекомендуем изучить этот закон, чтобы не ошибиться с выбором подрядчика и понимать, какие документы нужно получить и что с ними предстоит делать дальше.

Кому необходимо проводить СОУТ

Все российские работодатели обязаны проводить СОУТ. Спецоценка условий труда проводится раз в 5 лет. Приятное исключение — если до принятия закона вы провели аттестацию по старым правилам, она будет действительна на протяжении пяти следующих лет. Часто есть вопрос: СОУТ — что это? И необходимо ли его проводить, например, для офисных сотрудников? Ответ утвердительный, но есть и исключения.

Кто не обязан проводить оценку рабочих мест?

Кому не надо проходить СОУТ, определяет ст. 3 и 4 действующего закона. Избавлены от такой необходимости надомные работники и дистанционные сотрудники, заключившие официально договор с физическим лицом, не ИП.

Также не нужно это для вакантных должностей, но после принятия нового сотрудника или в случае организации временных рабочих мест требуется обязательно пройти внеплановую оценку.

Проведение спецоценки

Что такое СОУТ, мы выяснили. Это нужный и полезный инструмент, позволяющий понять ситуацию с безопасностью рабочих мест и производства в целом. Но руководителей предприятий и владельцев бизнеса волнует сложность организации этого процесса. Ошибки могут дорого обойтись: штрафные санкции предусмотрены серьезные.

Начинается все с создания комиссии. Ее задача — утвердить список рабочих мест, которые подлежат проверке. Также необходимо разработать график проведения работ. Следующий шаг — поиски компании-подрядчика для выполнения работ.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

Законодательно определено, что спецоценку условий труда разрешено делать экспертам, закончившим специальное обучение и получившим сертификат. Перед началом работы заключается договор.

Порядок проведения спецоценки

Проведение СОУТ начинается с осмотра рабочих мест, изучения возможных опасных факторов. Действия эксперта на следующем этапе зависят от полученных результатов. Если ничего подозрительного не найдено, эксперт оформляет заключение. Это основание для оформления декларации соответствия условий труда в ТО Роструда по месту регистрации юридического лица. При обнаружении неблагоприятных факторов эксперт обязан тщательно все изучить с использованием специальных инструментов и приборов. Полученные сведения помогут в присвоении соответствующих классов вредности.

Сроки проведения

Сроки проведения СОУТ установлены в ФЗ-426. Проверка рабочих мест проводится один раз в 5 лет. Если рабочее место было недавно создано, руководство предприятия обязано провести оценку условий труда на протяжении полугода. Это же касается и вакантных мест, куда был вновь принят сотрудник.

Но есть и приятный момент. Если проверка пройдена и на протяжении 5 лет не было случаев болезней, связанных с профессией, несчастных случаев, действие декларации автоматически продлевается еще на один срок.

Документация

После проведения экспертной оценки условий труда специалист составляет отчет, который включает документы, подтверждающие результаты. В него входят:

  • уставные документы по предприятию;
  • перечень рабочих мест. По каждому из них указываются обнаруженные негативные факторы;
  • детальное описание проведенных исследований;
  • список мероприятий, которые потребуется провести;
  • документы с информацией о присвоенном классе условий труда для рабочего места.

Правовые последствия

Если недостатков не обнаружено, для работодателя ничего не меняется. Иначе обстоят дела, если рабочему месту присвоен 3 или 4 класс вредности. В этом случае работодатель обязан внести изменения в оплату труда, установить надбавки за вредность, предоставлять дополнительные отпуска, обеспечить усиленное питание, организовать регулярное прохождение медосмотра.

Санкции за нарушение порядка проведения СОУТ

Статья написана по материалам сайтов: www.assessor.ru, buhguru.com, nalogobzor.info.

»

Это интересно:  Верховный суд каско без учета износа
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector