+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что значит инклюзивное образование кратко

Законом об образовании определено, что в стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 5). Одной из форм такого образования является инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья —физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в городе Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей. Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в Риге в 1854 г. К концу XIX в. образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновременно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений в систему специализированных государственных школ. С 1908 г. благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г. Создаются школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых. В 1950-е гг. началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1981 г. решением коллегии Минпроса СССР было утверждено Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах надомного» обучения.

Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий.

Практика образования за последние 100 лет не соответствовала потребностям детей-инвалидов. Сейчас наследство прошлого проявляется во многих сферах, где заметна дискриминация людей с инвалидностью. Люди с инвалидностью отправлялись в специализированные учреждения или не получали должного внимания и поддержки в интегрированных школах. В 60—70-е гг. прошлого столетия с расширением движения за права человека и всеобщее равенство стали развиваться тенденции к интеграции людей с ограниченными возможностями в общество и общеобразовательные школы. Однако многие школы не ценили своих учеников с инвалидностью, и несмотря на интеграцию дети должны были бороться за полноценное участие в жизни школы, преодолевая многочисленные барьеры и препятствия.

Направление ребенка в специальное (коррекционное) учреждение пока осуществляется органами управления образования, а в интернат — органами социальной защиты населения только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Никто не имеет права принуждать родителей отдавать ребенка в специальную (коррекционную) школу или интернат, даже если есть заключение ПМПК, родители вправе настаивать определить ребенка в ближайшую к дому общеобразовательную или иную школу, а органы управления образования обязаны обеспечить ребенка обучением.

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии «не обучаем» нарушает Закон «Об образовании в РФ». Все дети не только имеют право, но и могут учиться. В настоящее время ПМПК запрещено ставить отметку «не обучаем», комиссии обязаны давать такие рекомендации, чтобы ребенок был «обучаем», т.е. указывать перечень реабилитационных и иных мероприятий, способствующий тому, чтобы ребенок мог нормально учиться и развиваться.

Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. В условиях закрытого учреждения, в котором получают образование дети с проблемами, способности человека атрофируются, круг общения сужается, самооценка падает, навсегда закрывается дорога к полноценной жизни.

В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс, был заменен термином «инклюзивное образование» (integration — inclusion). Инклюзивное образование: подход, который стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — это индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Инклюзия — это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Инклюзивное образование — это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Профессор Манчестерского университета Питер Миттлер дал такое определение: «Включающее образование — это шаг на пути достижения конечной цели — создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба».

Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а также получить возможность общаться с другими родителями и учителями. Педагоги в этих школах уважают усилия семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями и разрабатывают механизмы эффективного сотрудничества семьи и школы.

Правовая база инклюзивного образования: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларация, принятая в 1994 г. в Саламанке, о развитии включающего образования, Закон «Об образовании в РФ».

При инклюзивном образовании:

  • • все дети и подростки учатся вместе в обычной школе;
  • • специалисты приходят помогать детям;
  • • обычные школы изменяются;
  • • внимание на возможности и сильные стороны ребенка;
  • • все воспринимают человеческие различия как обычные;
  • • дети и подростки получают возможность жить вместе с родителями;
  • • все получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью;
  • • взгляды и мнения детей и подростков становятся важными для окружающих.

При инклюзивном образовании нет специализированных классов в обычной средней школе, нет обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки, нет присутствия детей 1—2 часа в день в средней школе как при интегрированном обучении; нет закрытых учреждений интернатного типа.

Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Это интересно:  Лист нетрудоспособности по уходу за ребенком

Существующие барьеры введения инклюзивного образования:

  • • архитектурная недоступность школ;
  • • дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
  • • большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей — инвалидов в процесс обучения в классах;
  • • родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Правила инклюзивной школы:

  • • все ученики равны в школьном сообществе;
  • • все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;
  • • у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;
  • • планируется и проводится эффективное обучение;
  • • работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;
  • • программа и процесс обучения учитывают потребности каждого ученика;
  • • семьи активно участвуют в жизни школы;
  • • вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

Индивидуальная программа образованияэто план, который разрабатывается родителями и специалистами учебных заведений в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся — инвалидов для достижения успеха в образовательном процессе.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

  • • подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью);
  • • служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;
  • • является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;
  • • применима ко всем составным частям программы и к привычной манере повеления в классе;
  • • является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;
  • • составлена с целью повышения успешности ученика. Обычный учитель может быть успешен в инклюзивной школе при условии, если:
  • • достаточно гибок;
  • • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;
  • • уважает индивидуальные различия;
  • • умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
  • • чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;
  • • согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Результаты инклюзии:

  • • у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
  • • адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;
  • • мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны;
  • • индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика;
  • • появляются возможности для обобщения и передачи навыков;
  • • педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков;
  • • разработаны процедуры оценки эффективности.

Таким образом, с введением инклюзивного образования предстоит очень серьезный процесс изменения сознания не только у тех, кто занимается образованием, но и у всего общества по вопросам защиты и реализации прав людей с ограниченными возможностями.

Понятие инклюзии

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие

Восемь принципов инклюзивного образования

  • 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • 2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • 4. Все люди нуждаются друг в друге;
  • 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми — это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характеристик обучения (декларация Саламанки, 1994 г.)

Что значит инклюзивное образование кратко

Все люди разные, у каждого есть право отличаться от других, быть не таким, как все. Современное общество должно быть готово к этому. Одним из самых ярких социальных нововведений является инклюзивное образование, позволяющее детям-инвалидам учиться в обычных классах наравне со всеми. Сегодня образование не только приобрело вид свободного блага, но и стало подстраиваться под определённые категории людей.

Юридическая сторона

Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. includere – заключать, включать) – это особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого, независимо от его особых нужд и потребностей.

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона об образовании определяет, кого можно относить к категории учеников с ограниченными возможностями:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В школах обучается множество детей с какими-либо отклонениями и нарушениями здоровья, но статус ребёнка с ограниченными возможностями присваивается только человеку, который не может усваивать программу наравне со всеми и взаимодействовать в коллективе без посторонней помощи. Такого рода статус позволяет требовать специально созданных условий за счёт средств государственного финансирования.

«Сегодня образование не только приобрело вид свободного блага, но и стало подстраиваться под определённые категории людей»

Роль учителя

В свою очередь педагог обязан:

… учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.[1]

Школы инклюзивного типа в какой-то степени деформируют роль учителя, раскрывая её с другой стороны. Педагог вынужден вступать в более близкие взаимодействия с ребёнком-инвалидом в классе, чтобы найти к нему особый подход и помочь освоиться в коллективе.

Учителя, уже имеющие опыт работы с детьми-инвалидами в классе, выработали некоторые правила, позволяющие грамотно организовать процесс обучения:

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе»,

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия (игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.)

Это интересно:  Функциональные обязанности процедурной медсестры

Совместность – главный принцип инклюзии. В замкнутом пространстве взаимодействуют абсолютно разные дети, из разной социальной среды, с разными возможностями и потребностями. Хотя в массовых школах уже довольно часто можно встретить детей с ограниченными возможностями и инвалидов, это явление всё ещё остаётся тем, в ответ на что может возникнуть агрессия. Негативные эмоции могут исходить как от членов класса и учителей, так и от родителей остальных учеников. Проблема совместности и терпимости требует особого внимания, так как она не решается дополнительными вложениями средств правительства – это что-то другое, человеческое. Процесс становления взаимоотношений между членами образовательного коллектива требует от них внимательности и вежливости. Люди должны уметь толерантно воспринимать других для комфортного сосуществования с ними в одной группе.

«Совместность – главный принцип инклюзии»

Исследователи выделяют восемь принципов инклюзивного образования,[2] которые детально характеризуют особенности этого феномена:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Кажется, что эти пункты вполне очевидны и просты, они будут импонировать любому педагогу. Однако на практике сложно обеспечить их совместную реализацию. Стоит сделать акцент на роли учителя в организации учебного процесса таким образом, чтобы каждый ребёнок в классе чувствовал себя комфортно и успешно усваивал учебный материал независимо от его личностных особенностей. Очень важно уметь создать внутри класса тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо. Класс – то место, где дети могут раскрыться, попробовать себя в разных ролях, проявить свои таланты.

Адаптированные образовательные программы

Сегодня в сфере образования активно употребляются термины «ИУП» (индивидуальный учебный план), «адаптированная программа». Согласно статье 79 Федерального Закона РФ об образовании,[3] условия организации обучения детей с ограниченными возможностями должны определяться специально разработанной адаптивной программой, подстроенной под особенности каждого ребёнка. Особенность такой программы в том, что она не вынуждает ребенка следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, она лишь предполагает индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, ученик получает такое же образование, как и его одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками ему помогают специальными методами. Адаптированные образовательные программы – явление пока ещё новое в России, тем не менее, в российских образовательных учреждениях уже можно наблюдать тенденцию индивидуализации подходов к обучающимся.

Инклюзивное образование – новая тенденция, только развивающаяся и распространяющаяся в обществе. Как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

«Очень важно уметь создать внутри класса тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо»

Преимущества инклюзивного образования

1. Ребёнок в коллективе получает важный социальный опыт, взаимодействуя с одноклассниками. Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, он не ощущает своих недостатков и не воспринимает себя исключённым, аутсайдером. К нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие ребёнка с особенностями мало чем отличается от развития ребёнка без особенностей.

«Первая цель внедрения такого образования — ребёнок с особенностями развития должен иметь возможность получить образование», — говорит член международной ассоциации «Autism. Europe», руководитель Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» и Советник Ректора МГППУ по вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра Игорь Шпицберг.

2. Непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ученика приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы. Появляющиеся у ребенка трудности в процессе обучения заставляют его как-то с ними справляться, внутренние ресурсы ребёнка включаются и помогают ему подстраиваться под окружающую его среду.

3. Воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В классе появляется ребёнок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Остальные члены коллектива должны так или иначе определить свое отношение к этому ребенку. Происходит самоопределение, в голове возникает множество вопросов: Как относиться к инвалиду? Можно ли считать его таким же человеком? Заслуживает ли он уважения?

Успешное самоопределение очень важно для формирующейся личности: в процессе она осознаёт, что человека нужно воспринимать таким, какой он есть, что все люди разные. Ребёнок начинает понимать, что внешние физические недостатки не определяют сути человека.

«.. здорово, когда в классе учится «особый» ребёнок. Это невероятно полезно и важно для обычных детей, они учатся милосердию, вниманию к каждому человеку. Общество, в котором инвалиды не отделены с детства, растет гораздо более гуманным и благородным», утверждает Игорь Шпицберг.

«Ребёнок начинает понимать, что внешние физические недостатки не определяют сути человека»

Отрицательные черты инклюзивного образования

1.Первые два плюса могут обернуться психологической травмой, если ребёнок не будет способен адекватно существовать в создавшихся обстоятельствах.

Ученик с ограниченными возможностями может выступать в роли «посмешища» в коллективе. Другие дети – ещё не совсем сформировавшиеся и созревшие личности, они могут неадекватно воспринимать инвалида, обзывать его, выражать признаки агрессии. Избежать этого можно. Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель, важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с инвалидами.

«Дети в силу своей юности и отсутствия опыта могут быть жестокими, но это все во власти учителей, которые их воспитывают. Если педагоги ведут себя правильно, дети привыкают к тому, что для инвалидов тоже есть место в мире», — говорит психотерапевт Ирина Логинова.

2. Третий плюс также может быть обращен в минус. «Обычные» дети могут страдать от присутствия в классе инвалидов. У педагога появляется вдвое больше бумажной работы, за которую он не получает вознаграждение, вследствие чего его мотивация к работе не увеличивается. Учителя необходимо дополнительно подготавливать к работе с инклюзивными классами для того, чтобы он мог качественно работать в новых условиях.

«Особые» дети будут сильно тормозить остальной класс, расхолаживать его, нарушать учебный процесс. Будет снижаться качество образования для обычных детей», — убеждена педагог, вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребёнку Татьяна Шишова.

Аргумент вполне весомый, однако негативные последствия обратимы.

«Я знаю школы, которые много лет используют инклюзивные подходы, и никаких проблем с качеством обучения детей нет. Специально разработаны федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными физическими возможностями. Каждому ребёнку должны быть обеспечены те условия, которые ему требуются для реализации своих возможностей. Для этого мы проводим масштабные обучающие мероприятия для педагогов, заранее апробируем стандарты. Это позволяет выявить наряду с положительными моментами и те трудности, которые возникают у педагогов, детей, родителей», — утверждает замминистра образования Каганов В.Ш.

3. Не все школы имеют возможность финансово создать необходимые условия для инвалидов. Государство выделяет недостаточно средств для создания безбарьерной среды, то есть школы, в которой ребёнок с ограниченными возможностями будет чувствовать себя комфортно.

«Мы обеспокоены тем, что только 20% школ имеют фрагменты безбарьерной среды», — говорит заведующая сектором специального образования Министерства образования Ставропольского края Наталья Тимошенко.

«Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель: важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с инвалидами»

Инклюзия на практике

Мотивация сторонников и противников обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах понятна. Интерес представляет, какое отражение она находит в реальности и как в российских школах реализуется концепция инклюзивного образования.

Летом 2014 года в школе №232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга родители настояли на введении инклюзивного образования, и директор школы предприняла все меры для того, чтобы дать возможность детям-инвалидам учиться в обычном классе. Преподаватели прошли специализированные курсы, в школе был создан «подготовительный» класс, где дети с аутизмом могли проходить подготовку к обучению в обычном классе, состав педагогов пополнился дефектологами – школа была полностью подготовлена к принятию «особенных» учеников. Что вышло на практике, рассказывает директор Наталья Прокофьева: «Одна из девочек, которая учится у нас, три дня назад заглядывала в школу и ходила по коридорам уже не с мамой за ручку, а сама. Для детей с её диагнозом это огромный прогресс». На первый взгляд, инвалидам предоставили возможность учиться наравне со всеми, предоставили специальные возможности, тьюторов, врачей – разве может это вызвать негативные последствия?

Директор Нижневартовской общеобразовательной санаторной школы Мухамат Ишбаев заявляет, что школы могут быть неправильно подготовлены к принятию детей с ограниченными возможностями: «Если в эту школу придёт слепой ребенок, также необходимо провести подготовительную работу: закупить учебники со шрифтом Брайля, клавиатуры на компьютеры с аналогичным шрифтом, для слабовидящих детей также нужны приспособления, которые увеличивают текст». Может возникнут ситуация, когда инвалида-колясочника приняли в учебное учреждение (так как это является обязательством школ по закону), а в реальности окажется, что в школе отсутствуют пандусы и широкие дверные проёмы. Избежать такой ситуации можно, если каждая школа будет заранее осведомлена, какие дети будут в ней учиться. Выходом может стать распределение детей по категории ограниченных возможностей и качественная подготовка школ к конкретному типу инвалидов.

Это интересно:  Отказ страховой компании в выплате по осаго

Современное общество готово к инклюзии, оно способно предоставить детям-инвалидам возможность учиться в обычных массовых школах. Несомненно, на сегодняшний день созданы далеко не все условия для воплощения идеи в реальность, и существует много преград, однако уже сейчас видна положительная динамика. «Несмотря на все сложности, власти избрали верное решение, внедряя стандарт инклюзивного образования. Я считаю, в будущем благодаря ему уровень толерантности, приятия друг друга в обществе значительно увеличится. Например, у нас в школе уже нет деления на нормально развивающихся и отстающих детей, и это только начало» – говорит директор нижневартовской общеобразовательной школы.

Инклюзия в образовательной сфере важна не только сама по себе, она является первым шагом на пути к открытому обществу. Принимая детей с ограниченными возможностями в класс, мы принимаем их в общество, так как в процессе образования человек получает доступ к дальнейшей реализации в жизни. Феномен инклюзивного образования лежит в основе новой культуры, формирующейся в мире, культуры, готовой принять каждого человека с его особенностями.

Автор: Кристина Папкова

Фото обложки: https://daily.afisha.ru/

[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по состоянию на 2017 год. – М: Эксмо, 2017. – с. 77. Статья 48, ч.1, п.6

[3] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по состоянию на 2017 год. – М: Эксмо, 2017. – с. 77. Статья 48, ч.1, п.6

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное (франц. Inclusif) — означает «включающее в себя». Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

2. Каждый человек способен чувствовать и думать

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

4. Все люди нуждаются друг в друге

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение – это не интеграция:
1. Включение – это больше, чем интеграция
2. Молодые люди учатся вместе в обычной школе
3. Специалисты приходят помогать детям
4. Обычные школы изменяются
5. Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
6. Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
7. Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
8. Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
9. Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

1. НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
2. НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
3. НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
4. НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Основные принципы инклюзии

Инклюзивные сообщества:
1. Быть инклюзивным — означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
2. Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
1. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
2. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

1. Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
2. Всесторонне планируйте инклюзию
3. В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
4. Включайте родителей
5. Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
6. Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные представления об инклюзии:
1. Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
2. Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
3. Фокусирование не на целях, а на действиях
4. Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
5. Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Существующие барьеры:
1. Архитектурная недоступность школ
2. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
3. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Правила инклюзивной школы:
1. Все ученики равны в школьном сообществе
2. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
3. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
4. Планируется и проводится эффективное обучение
5. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
6. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
7. Семьи активно участвуют в жизни школы
8. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
1. Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
2. Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
3. Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
4. Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
5. Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
6. Составлена с целью повышения успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
1. он достаточно гибок,
2. ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
3. он уважает индивидуальные различия
4. он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
5. он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
6. он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

Результаты инклюзии:
1. У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
2. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
3. Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
4. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
5. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
6. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
7. Существуют процедуры оценки эффективности

В заключение:
1. Инклюзивные сообщества включают:
1. Изменение взглядов в целом: «Разнообразие включает каждого»
2. Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения — чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
3. Возможность для каждого быть успешным
2. Социальные изменения:
1. Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
2. Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
3. Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта
4. Действие отличается от убеждений и теории!

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, thewallmagazine.ru, vlgdeti.volganet.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector