Что значит начальное профессиональное образование

Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:

Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и

Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).

Современное среднее профессиональное образование по своей сути — это несколько модернизированное среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно современной статистике:

из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;

приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;

еще 50% — это работники умственного труда, в том числе среднее звено работников бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование

Довольно часто на страницах интернета путают понятия:

  • начальное профессиональное образование и
  • среднее профессиональное образование.

Разберемся с чем это связано и в чем отличия этих понятий.

В соответствии с данной статьей:

начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования;

начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

В соответствии с этой статьей:

среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;

подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования;

граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам;

среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

В новом Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ понятие «Начальное профессиональное образование» было ИСКЛЮЧЕНО.

В действующем в настоящее время Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ законодательно закреплены только следующие понятия:

  • профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

п.12 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • среднее профессиональное образование – как один из 4-х уровней профессионального образования;

п.4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования — могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования (среднего профессионального образования);

п.5 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

п.3 ч.2а Статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • профессиональная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

п.2 ч.3 Статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • среднее профессиональное образование — направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Статья 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Также, чтобы лучше уяснить действующую в настоящее время терминологию в области профессионального образования, следует обратить внимание на следующие положения статьи 108 «Заключительные положения» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

Это интересно:  Что можно узнать по инн юридического лица

образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом, использование в настоящее время понятия начального профессионального образования неправомерно. Современное законодательство об образовании предусматривает только уровень среднего профессионального образования.

Получение среднего профессионального образования

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

программы подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Его можно получить:

10 — 11-ти классов среднего общего обязательного образования.

Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:

  • колледжи, техникумы, лицеи, другие образовательные учреждения и организации.

Для поступления в профессиональную образовательную организацию необходимо представить:

Если среднее профессиональное образование начинается после 9-ти классов основного общего образования:

то в образовательную программу включаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 10 — 11-х классов среднего общего образования,

а также образовательные стандарты получаемой профессии или специальности.

Обучение и поступление в профессиональные образовательные организации проходит на бюджетной основе, если:

учащийся поступил после основного общего образования;

когда количество поступающих превышает количество бюджетных мест, учитываются результаты поступающих по образовательной программе основного или среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств:

  • в некоторых образовательных организациях среднего профессионального образования проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности.

В соответствии с Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:

  • могут поступать в образовательные организации среднего профессионального образования только на общих основаниях (без льгот).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе:

  • не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:

  • обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего:

  • не является получением второго или последующего среднего профессионального образования ПОВТОРНО.

п. 5 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Обучающиеся по программе среднего профессионального образования имеют право:

сдать ЕГЭ, даже если ранее не получали среднего общего образования;

в случае успешной сдачи экзаменов учащемуся выдается аттестат о среднем общем образовании.

С перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования можно ознакомиться в Приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

Диплом о среднем профессиональном образовании

Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании. Диплом учитывается при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Вы здесь

Действительно, согласно п. 2 ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательный уровень (образовательный ценз) начального профессионального образования, установленный по старому Закону РФ «Об образовании», приравниваются к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Таким образом, лица, имеющие дипломы о начальном профессиональном образовании считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Это интересно:  Вопрос по льготам для инвалидов 3 группы

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом для среднего профессионального образования установлена специальная норма. Согласно ч. 5 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

Таким образом, лица, имеющие начальное профессиональное образование или приравненное к нему среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), имеют право получить бесплатно среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.

Начальное профессиональное образование это какое образование

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 05 марта 2014 г.

Начальное профессиональное образование служит задачам:

  • удовлетворения потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии;
  • удовлетворения потребностей общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием;
  • формирования у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности.

К учреждениям начального профессионального образования относятся:

  • профессиональное училище (реализует основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования);
  • профессиональный лицей (реализует образовательные программы начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации — более высокого разряда по рабочей профессии).

Прием на обучение в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих, имеющих основное общее и (или) среднее (полное) общее образование.

Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим образовательную программу начального профессионального образования в полном объеме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, диплом государственного образца о начальном профессиональном образовании.

Выпускникам, обучавшимся не менее полугода, но не завершившим по различным причинам освоение образовательной программы начального профессионального образования и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по профессиям рабочих, должностям служащих согласно Общероссийскому классификатору, присваивается уровень квалификации и выдается свидетельство.

Начальное профессиональное образование

Подборка наиболее важных документов по запросу Начальное профессиональное образование (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Начальное профессиональное образование

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Начальное профессиональное образование

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Начальное профессиональное образование в России

В обществе образование всегда считалось признаком воспитания и интеллектуального уровня. В этом смысле больше котируется высшее образование, и выпускники средних школ стремятся попасть в престижные университеты и институты на модные специальности, тем временем, как в стране не хватает рабочих высокой квалификации. За их подготовку отвечает начальное профессиональное образование, ныне пытающееся жить в ногу со временем. Об этом и пойдет речь в статье.

Система образовательных учреждений профобразования

Образовательные учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой учащихся, делятся на три уровня. Это начальный (ПТУ), средний (техникумы), и высший (ВУЗы). ССУЗами (средними специальными учебными заведениями) называют объединение учреждений профобразования среднего и начального уровней. К начальному причисляют ГОУ НПО и НОУ НПО — соответственно, государственные и негосударственные образовательные учреждения начального профобразования. Во времена СССР начальное профобразование было представлено ПТУ (их полное название звучало так: средне городские профессионально технические училища, или СГПТУ). Современная Россия переименовала их в профессионально-технические лицеи.

Набор идет на базе девяти и одиннадцати классов. Для поступления нужно подать заявление и пройти конкурс. Как правило, учреждения НПО пользуются популярностью среди учащихся, проживающих в неполных и неблагополучных семьях, потому что начальное профессиональное образование – это прекрасная возможность и овладеть профессией, и получить аттестат общеобразовательной школы.

Популярные специальности в учреждения профессионального образования

На современном рынке труда наблюдается острая нехватка специалистов, подготовленных для работы в сфере производства. Это происходит потому, что выпускники средних школ считают рабочие профессии непрестижными и неверно оценивают уровень зарплаты в этой сфере. Учреждения, дающие начальное профессиональное образование, готовят всесторонне развитых выпускников, обучением которых занимаются настоящие мастера и педагоги, постоянно заботящиеся о повышении своей квалификации. Современные обучающие программы в профессиональных лицеях приближены к среднему профессиональному образованию. Продолжительность учебного курса зависит от учащегося. В том случае, если начальное профессиональное образование получают на базе 9-ти классов средней школы, то длительность обучения составляет от двух до трех лет. Выпускники школ с аттестатом о среднем образовании (после 11 класса) обучаются в профессиональных лицеях от 1 года до 2-х лет. В профессионально-технических лицеях предлагают две формы обучения: дневную и вечернюю.

Это интересно:  Условия рефинансирования ипотеки в сбербанке

Перечень специальностей, которые готовят учреждения НПО, сильно сократился с советских времен (одна тысяча четыреста), и был существенно переработан. Сейчас подготовка идет по интегрированным двухсот восьмидесяти профессиям. Самыми популярными стали профессии из сферы услуг, питания, транспорта и торговли. Из совершенно новых, востребованных обществом специальностей можно перечислить экологов, социальных работников, дизайнеров, организаторов малого бизнеса. Все это повышает конкурентоспособность выпускников и позволяет им гарантированно находить работу. А количество специальностей, связанных с производством и строительством сократились.

По сей день начальное профессиональное образование в России относят к среднему специальному, в то время как за рубежом его могут относить и к высшему. И в то же время, учреждения НПО составляют одну из важных частей системы образования, занимаясь подготовкой высококвалифицированных работников из сферы услуг и промышленного производства.

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Система начального профессионального образования — многоуровневая, полифункциональная, открытая, динамическая система обучения, воспитания и развития будущих специалистов рабочих квалификаций, функционирующая на основе взаимодействия трех структурных компонентов: управленческого (организация, стимулирование, контроль образовательной деятельности), содержательного (ценность, цель, мотивация, процесс, результат образовательной деятельности) и технологического (средства, формы, методы образовательной деятельности).

Начальное профессиональное образование— имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.

По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования. В системе НПО в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений: профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат (пункт) и др. образовательные учреждения данного уровня.

Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, достижения конкретной профессии (специальности), соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

Система управления педагогическим процессом в учреждениях НПО строится на следующих принципах: демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, дифференциации и индивидуализации, преемственности образования при оптимальном сочетании теории и практики, коллективных занятий с самообразованием, стимулирования потребностей и мотивов к совершенствованию профессиональной подготовки.

Перспективы развития начального профессионального образования возможно в двух направлениях. Первое – создание (на базе существующих профессиональных лицеев и училищ) центров непрерывного профессионального образования с различным набором профессиональных образовательных программ, реализуемых в соответствии с полученной ими лицензией. При этом предусматривается более широкая реализация программ допрофессиональной подготовки и начало реализации программ среднего профессионального образования. Второе – дальнейшее включение названных учебных заведений (курсов) для взрослых в образовательные комплексы различного типа.

Профессиональное училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т.п.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение конкретной профессии соответствующего уровня квалификации обучающимися с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Профессиональный лицей — центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.д.) осуществляет интегрированные образовательные программы начального и среднего уровней профессионального образования, обеспечивающие молодому человеку приобретение конкретной профессии повышенного уровня квалификации и возможность получения среднего профессионального образования.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования реализуют образовательные программы переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

Директор училища или лицея возглавляет всю учебно-воспитательную работу. В его подчинении находятся заместители директора, старшие мастера, преподаватели и мастера производственного обучения.

Становление и развитие учебных заведений начального профессионального образования от горнозаводских школ до современных колледжей:

Чтобы выжить и развиваться в рыночных условиях, профессиональное образовательное учреждение должно: проводить набор абитуриентов в соответствии с проектной мощностью и количеством мест; готовить обучающихся на уровне федерального или международного стандарта по профессиям, имеющим спрос на рынке труда; экономно использовать все ресурсы в рамках бюджетного финансирования и дополнительных внебюджетных доходов; обеспечивать социальную защиту обучающихся и инженерно-педагогического персонала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector