Формирование фонда оплаты труда в бюджетном учреждении

При установлении системы оплаты труда в федеральных государственных учреждений необходимо учитывать положения Постановления Правительства РФ № 583 [1] (далее – Положение № 583). С 31.01.2014 вступило в силу Постановление № 20 [2] , которое внесло изменения в указанное положение.

В связи с этим в статье рассмотрим новшества, которые касаются особенностей установления системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Постановление Правительства РФ № 583 в силу внесенных изменений распространяется не только на федеральные бюджетные и казенные учреждения, но и на федеральные автономные учреждения. Кроме этого, теперь соответствующее положение не распространяется не только на гражданский персонал воинских частей, федеральных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента РФ, на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с п. 8 и 9 Постановления Правительства РФ № 583 и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ, но и на работников федеральных государственных учреждений, в которых нормативными правовыми актами Правительства РФ определен иной порядок установления систем оплаты труда.

Что нового в установлении системы оплаты труда?

Согласно п. 2 Положения № 583 системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом:

  • Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях. В настоящее время такой перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 822;
  • перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях. В настоящее время такой перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действуют Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11;
  • мнения представительного органа работников.

Кроме этого, Постановлением № 20 в Положение № 583 внесен новый п. 2 (1), согласно которому:

  • системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения, по согласованию с Минтрудом. Отметим, что указанные примерные положения носят рекомендательный характер для указанных типов учреждений;
  • системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, по согласованию с Минтрудом. Указанные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплаты компенсационного характера устанавливаются, как и раньше, руководителем, но в соответствии с нормами об оплате труда, содержащимися в п. 2 (1) Положения № 583. Помните, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы должны быть установлены на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления конкретной профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. Что же касается выплат компенсационного характера, они должны быть установлены к окладам (должностным окладам), ставкам зарплаты работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

В силу п. 5 Положения № 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются также согласно п. 2 (1) данного положения коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.

Установление оплаты труда руководителю учреждения.

В соответствии с п. 6 Положения № 583 заработная плата руководителей федеральных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений устанавливаются на 10 – 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Согласно внесенным в п. 9 Положения № 583 изменениям условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением № 329 [3] .

Должностной оклад руководителя.

Согласно дополнениям в п. 6 Положения № 583 теперь при определении размера оклада руководителя федерального органа необходимо учитывать зависимость от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждения.

Выплаты компенсационного характера руководителю.

Что касается данных выплат, они, как и раньше, устанавливаются для руководителей федеральных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

Выплаты стимулирующего характера руководителю.

Пункт 9 Положения № 583, которым установлены некоторые особенности назначения стимулирующих выплат руководителю учреждения, был также изменен Постановлением № 20.

Кто устанавливает выплаты стимулирующего характера руководителю? Рукодителям федеральных государственных учреждений такие выплаты устанавливают учреждения – главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения. Руководителям федеральных учреждений – главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ.

Какие особенности учитывать при установлении выплат стимулирующего характера? Необходимо учитывать показатели эффективности работы руководителя. При этом в качестве показателя эффективности работы руководителя федерального учреждения по решению федерального государственного органа, федерального учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, а в отношении руководителя федерального учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета по решению Правительства РФ может быть установлен рост средней заработной платы работников федерального учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями Правительства РФ.

При этом соотношение средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, формируемых за счет всех финансовых источников, рассчитывается за календарный год. Определение размера средней заработной платы осуществляется в соответствии с методикой, используемой при определении средней зарплаты для целей статистического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.

Также отметим, что п. 9 Положения № 583 установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников этих учреждений. Итак, предельный уровень этого соотношения в федеральных бюджетных и казенных учреждениях устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8. При этом предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения и средней заработной платы работников этого учреждения в кратности от 1 до 8 может быть увеличен по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, в отношении руководителя учреждения, включенного в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ, кроме федеральных учреждений, указанных в п. 10 (1) Положения № 583: для федеральных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, размер предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя федерального учреждения и средней заработной платы работников этого учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, в которых предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8 может быть увеличен по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, в отношении руководителя указанного учреждения, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627‑р.

Руководителю федерального учреждения выплаты стимулирующего характера осуществляются по решению федерального органа исполнительной власти (государственного органа), федерального учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя.

Классификация персонала учреждения.

Согласно изменениям в п. 7 Положения № 583 персонал федерального учреждения делится на:

  • основной – работники федерального учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, а также их непосредственные руководители;
  • вспомогательный – работники федеральных учреждений, со­здающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом этого учреждения целей его деятельности, включая обслуживание зданий и оборудования;
  • административно-управленческий – работники федерального учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также работники, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности федерального учреждения.

При этом согласно изменениям п. 10 (2) Положения № 583 федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных учреждений, и федеральные учреждения – главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, могут устанавливать предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда подведомственных федеральных учреждений (не более 40%), а также перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу этих учреждений.

Формирование фонда оплаты труда.

Согласно изменениям п. 11 Положения № 583 скорректировано следующее:

  • фонд оплаты труда работников федерального автономного и бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке этим учреждениям из федерального бюджета, и средств от приносящей доход деятельности;
  • фонд оплаты труда работников федерального казенного учреждения формируется исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций такого учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда работников учреждения.
Это интересно:  Отказ от патронажа новорожденного

В заключение отметим, что с учетом внесенных изменений в Положение № 583 теперь оно распространяется на все типы учреждений. Это значит, что при установлении оплаты труда необходимо руководствоваться не только общими нормами трудового законодательства, но и особенностями, предусмотренными данным положением.

[1] Постановление от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

[2] Постановление Правительства РФ от 14.01.2014 № 20 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

[3] Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

64. Состав фонда оплаты труда, особенности его формирования в государственных органах и бизнесе.

Фонд оплаты труда— суммарные денежные средства предприятия, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам.

Фонд оплаты труда формируется с учетом:

— утвержденного штатного расписания на основе тарифных ставок (окладов) ЕТС (единой тарифной системы), определенных в соответствии с разрядами оплаты труда, утвержденными в:

а) Едином та­рифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС);

б) Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

— государственных гарантий по оплате труда;

— перечня видов выплат компенсационного характера;

— перечня видов выплат стимулирующего характера;

— Положения об оплате труда;

— рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально —

— мнения профсоюзного органа.

Разряды оплаты труда устанавливаются по результатам аттестации служащих.

В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

А именно, включению в фонд оплаты труда, подлежат:

1) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время.

2) заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг).

3) стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты.

4) премии и вознаграждения (включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты.

5) стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и т.п.).

6) ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы.

7) компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда:

а) выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда по районным коэффициентам;

б) коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах;

в) процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

8) разница в окладах работникам, трудоустроенным из других организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы;

9) суммы индексации (компенсации, пени) за несвоевременную выплату заработной платы и в связи с повышением стоимости жизни;

10) доплаты за многосменный режим работы;

11) оплата дней невыхода по болезни за счет средств организации, кроме пособий по временной нетрудоспособности;

12) суммы, выплаченные за счет средств организации, за неотработанное время работникам, вынужденно работающим неполное рабочее время по инициативе администрации.

В настоящее время оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д. относятся к социальным выплатам и не входят в фонд оплаты труда.

Особенности формирования фонда оплаты труда зависят от системы оплаты труда:

При сдельной оплате труда– основой начисления оплаты труда являются нормы и нормативы выполнения работ,при повременной— часовые, дневные или месячные (оклады) тарифные ставки.При коллективной системе оплаты труда– коэффициенты трудового участия или др. Также влияет премиальная система, принятая в организации, т.к. премии могут выплачиваться раз в месяц, квартал, а могут по результатам работы за год или при выполнении других условий.

При формировании фонда оплаты труда в органах государственного управленияучитываются следующие расходы:

1. Согласно утвержденному штатному расписанию, приказам руководителя органа государственного управления, сначала определяются в расчете на месяц следующие расходы:

1.1. Оплата по должностным окладам и тарифным ставкам согласно утвержденному штатному расписанию.

1.2. Надбавка за классные чины (классы служащих государственного аппарата, дипломатические ранги, классные чины прокурорских работников, оклады по персональным званиям должностных лиц Государственного таможенного комитета и др.) согласно утвержденному штатному расписанию.

2. Для определения части средств фонда оплаты труда в расчете на год суммированные выплаты, указанные в пунктах 1.1 — 1.12, умножаются на 12 месяцев.

3. Средства на премирование работников в расчете на месяц определяются в размере 50 процентов должностных окладов, надбавок за классные чины, согласно утвержденному штатному расписанию, а также сумм повышения тарифных ставок и должностных окладов рабочим и работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата. Размер указанных средств в расчете на год определяется умножением полученной суммы на 12 месяцев.

Фонд оплаты труда в бюджетных учреждениях формируется на календарный год, исходя из:

— объема лимитов бюджетных обязательств федерального, регионального и муниципального бюджетов;

— средств бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— средств, поступающих от приносящей доход деятельности, с учетом обеспечения мотивации работников к повышению эффективности труда при введении и реализации новых систем оплаты труда, исходя из возможностей соответствующих бюджетов, а также повышения уровня реальной заработной платы работников с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.

Фонд оплаты труда казенного учреждения

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Статья заработная плата складывается: — из фонда оплаты труда отраслевых работников; — из фонда государственных гражданских служащих. В конце года экономия сложилась по государственным гражданским служащим (много вакансий), выплачена премия всем работникам, т.е. государственным гражданским служащим и отраслевикам. Является это нарушением и перерасходом фонда, если да укажите ссылку, где почитать?

Ответ

Отвечает Елена Павленко, эксперт

Фонд оплаты труда казенного учреждения формируется из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств на оплату труда. Размеры и условия выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте с учетом утвержденного учредителем Положения об оплате труда.

Вместе с тем, для федеральных госорганов в 2016 году были установлены ограничения по премированию. Так, нельзя премировать работников за счет экономии по фонду оплаты труда, которая возникла из-за вакантных должностей, превышающих 10 процентов утвержденной предельной численности госслужащих и других работников. Это установлено пунктом 37.1 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456.

На 2017 год также установлен запрет на использование вакантного фонда, образовавшегося за счет наличия вакансий свыше 10% предельной численности. Об этом сказано в пункте 45 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1551.

Для учреждений уровня субъектов РФ или муниципальных образований такое ограничение могут установить соответствующие органы.

Обоснование

1. Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как установить систему оплаты труда в казенном учреждении (в редакции, действовавшей в 2016 году)

Систему оплаты труда в казенном учреждении устанавливают коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами. Такие документы составляют в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми:

  • на федеральном уровне – для федеральных учреждений;
  • на федеральном уровне и уровнях субъектов РФ – для учреждений субъектов РФ;
  • на федеральном, региональном и местном уровнях – для муниципальных учреждений.

Также дополнительно учитывайте рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На 2016 год они утверждены решением от 25 декабря 2015 г. № 12.

Об этом сказано в пунктах 3, 4 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ и статье 144 Трудового кодекса РФ.

Далее рассмотрим порядок на федеральном уровне.

Компенсационные и стимулирующие выплаты

Кроме должностного оклада, системой оплаты труда могут быть предусмотрены выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Устанавливайте их в пределах фонда оплаты труда.

Размеры и условия выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте с учетом утвержденного учредителем Положения об оплате труда. Если ГРБС делегирует руководителю полномочия по самостоятельному установлению стимулирующих выплат, то сделать это нужно с учетом следующих правил.

Для стимулирования сотрудников к качественным результатам труда и их поощрения за работу предусмотрены следующие виды выплат стимулирующего характера:

  • за интенсивность и высокие результаты работы;
  • за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.
  • за интенсивность: надбавка за интенсивность, премии за высокие результаты работы и за выполнение особо важных и ответственных работ;
  • за качество работ: надбавка за квалификационную категорию, премия за образцовое выполнение госзадания;
  • надбавки за выслугу лет, стаж непрерывной работы;
  • премиальные выплаты по итогам работы: за месяц, квартал, год.

Также в системе оплаты труда (трудовых договорах) можно предусмотреть другие стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством или актами, содержащими нормы трудового права. Перечень рекомендуемых выплат приведен в подпунктах «а»–«г» пункта 11 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Принципы разработки показателей и критериев выплат стимулирующего характера в федеральных учреждениях приведены в пункте 16 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 г. № 12. Данные принципы рекомендуется использовать органам власти субъектов РФ (органам местного самоуправления) при разработке нормативно-правовых актов по вопросам оплаты труда (подп. «г» п. 32 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 г. № 12).

При разработке Положения о стимулирующих выплатах можно руководствоваться Программой совершенствования системы оплаты труда. В частности, проанализировать установленные в учреждении выплаты, формально классифицированные как стимулирующие, но фактически не мотивирующие сотрудников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с целью их упразднения (раздел IV Программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).

О порядке и условиях назначения выплат стимулирующего характера руководителю учреждения см. здесь.

Условия выплат премий и компенсаций, мер социальной поддержки изложите в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору). Сделать это нужно в форме, исключающей неоднозначное толкование таких условий и понятной сотрудником и работодателем. При этом в трудовом договоре укажите абсолютные размеры выплат или единицы измерения, в которых установлены выплаты (баллы, проценты), и условия, при которых они осуществляются. Об этом сказано в пункте 13 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Устанавливаем систему оплаты труда в бюджетном учреждении

17 декабря 2009 года были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год (далее — Рекомендации). Рекомендации подготовлены тремя сторонами социального партнерства: со стороны Правительства РФ — главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой, со стороны Общероссийского объединения профсоюзов — председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым, со стороны, представляющей общероссийские объединения работодателей, — президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным.
Впервые в Рекомендации включены положения с учетом результатов мониторинга введения новых систем оплаты труда в государственных и муниципальных бюджетных учреждениях регионов России, направленные на недопущение выявленных в ходе его проведения ошибок и недостатков.

Это интересно:  Проверка машины на угон по гос номеру

Рекомендации содержат восемь разделов:
I. Общие положения.
II. Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда.
III. Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
IV. Установление систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы.
V. Порядок установления и изменения систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы.
VI. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
VII. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
VIII. Формирование фондов оплаты труда в бюджетных учреждениях.
Рассмотрим содержание перечисленных разделов более подробно.

Рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со ст. 135 ТК РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
Рекомендации учитываются:
— Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений;
— трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в 2010 году.

Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда

Системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе следующих единых принципов:
а) верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории РФ. Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления;
б) установление в учреждениях бюджетной сферы систем оплаты труда, включая фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за утвержденные нормы труда, а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, выплат стимулирующего характера, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права;
в) обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
г) обеспечение работодателем равной оплаты труда равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;
д) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений бюджетной сферы и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ

Установление систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников учреждений бюджетной сферы устанавливаются:
1) в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
2) в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
3) в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок установления и изменения систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы

Установление и изменение систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы осуществляются с учетом:
а) достигнутого уровня оплаты труда;
б) государственных гарантий по оплате труда;
в) размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
г) размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
д) мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
е) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения;
ж) порядка аттестации работников учреждений бюджетной сферы, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ;
з) типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном законодательством РФ).
Пересмотр норм труда допускается лишь по мере совершенствования прежней или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, установления целевых показателей эффективности труда.
Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Об изменении систем оплаты труда, введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, и Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 N 725 «О внесении изменения в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений»).
Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются с учетом:
— Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
— Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
— государственных гарантий по оплате труда;
— перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития;
— перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития;
— примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
— Рекомендаций;
— мнения представительного органа работников.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Минздравсоцразвития.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым Минздравсоцразвития.
Работодателям рекомендуется принимать меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.
Виды выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым Минздравсоцразвития.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера предусматриваются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных критериев определения достижимых результатов работы, измеряемых качественными и количественными показателями.
Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и устанавливается в размере, не превышающем пятикратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности, утверждаемые соответствующими федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Исчисление размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом Минздравсоцразвития.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не предусмотрено федеральными законами или указами Президента РФ.
Федеральные государственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.
Руководителям учреждений — главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ.
Главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, вправе централизовать до 5% лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений.
Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом — главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решению указанного органа.
Целевые показатели эффективности работы учреждений должны содержать формализованные критерии определения достижимых результатов работы, измеряемых качественными и количественными показателями.
Неиспользованные средства премиального фонда руководителя учреждения могут быть перераспределены и направлены на выплаты стимулирующего характера работникам данного учреждения, а также на премирование руководителей и (или) на стимулирующие выплаты работникам других подведомственных учреждений.
Единое штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) этого учреждения.
Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, — также за счет средств государственных внебюджетных фондов).
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, — также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.
Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Это интересно:  Как оформить покупку дома

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Рекомендаций.
При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, изложенный в разд. VI Рекомендаций для федеральных бюджетных учреждений, при этом обратить особое внимание на:
а) определение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Минздравсоцразвития;
б) определение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) по занимаемой работником должности с учетом требований к квалификации и сложности выполняемых работ, выплат компенсационного и стимулирующего характера;
в) применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемыми Минздравсоцразвития;
г) установление размеров выплат компенсационного характера не ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;
д) установление размеров и определение условий осуществления выплат стимулирующего характера коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;
е) установление размеров должностных окладов руководителей учреждений в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала, а их заместителей и главных бухгалтеров — в размере на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений;
ж) применение механизма централизации лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений, для использования их на поощрение руководителей и возможность перераспределения и направления неиспользованных средств премиального фонда руководителя учреждения на выплаты стимулирующего характера работникам данного учреждения, а также на премирование руководителей и (или) на стимулирующие выплаты работникам других подведомственных учреждений;
з) использование в качестве ориентиров при установлении систем оплаты труда примерных положений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти для подведомственных федеральных государственных учреждений;
и) утверждение штатного расписания руководителем учреждения самостоятельно;
к) установление заработной платы работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении, изменении новых систем оплаты труда не ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до введения, изменения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
При разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется не допускать:
а) регулирования нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вопросов, не относящихся к их компетенции, касающихся:
— формирования и утверждения профессиональных квалификационных групп, квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам;
— перенесения профессий рабочих и должностей служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп, утвержденные Минздравсоцразвития;
— изменения порядка регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы), в том числе замены понятия «ставка заработной платы» на понятие «должностной оклад»;
— применения наименований должностей работников, по которым отсутствуют утвержденные в установленном порядке квалификационные характеристики;
— утверждения квалификационных характеристик по должностям служащих и профессиям рабочих;
— отступления от Единого реестра ученых степеней и ученых званий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней», а также установленных сроков вступления в силу решений об их присуждении;
б) установления повышающих коэффициентов за наличие среднего или высшего профессионального образования при формировании размеров должностных окладов (ставок заработной платы) по должностям служащих, квалификационные характеристики которых не содержат требований о наличии среднего или высшего профессионального образования;
в) различий в размерах повышающих коэффициентов, иных выплат за один и тот же показатель квалификации (квалификационная категория, уровень образования, стаж работы) по должностям работников, входящих в один и тот же квалификационный уровень профессиональных квалификационных групп.
При введении и применении систем оплаты труда работников учреждений нужно обращать внимание на:
а) закрепление в трудовых договорах с работниками (в дополнительных соглашениях к трудовому договору) их конкретной трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), условий оплаты труда, а также норм труда;
б) формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения, и источников формирования фонда оплаты труда;
в) применение демократических процедур при оценке эффективности работы различных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера (создание соответствующей комиссии с участием представительного органа работников).

Формирование фондов оплаты труда в бюджетных учреждениях

Пунктом 20 Рекомендаций предусмотрено, что фонд оплаты труда в бюджетных учреждениях формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, с учетом обеспечения мотивации работников к повышению эффективности труда при введении и реализации новых систем оплаты труда, исходя из возможностей соответствующих бюджетов, а также повышения уровня реальной заработной платы работников с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.

С.Е. Нестеров,
эксперт журнала «Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», N 2, февраль 2010 г.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, www.budgetnik.ru, 123-job.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector