Фз 44 о госзакупках для чайников

Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.

Федеральный закон №44

Федеральный закон №223

1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ

Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.

Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.

2. Общие положения

Кто является заказчиком

В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:

— государственные и муниципальные бюджетные учреждения;

— унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.

Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:

  • организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
  • организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
  • организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
  • унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;

Федеральным законом №44 регламентировано довольно большое количество закупок:

  • конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
  • электронный аукцион (статья 59);
  • запрос предложений (статья 83);
  • запрос котировок (статья 72);
  • закупка у единственного поставщика (статья 93);
  • закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).

223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных вида закупок:

Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.

Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

  • www.roseltorg.ru (ОАО ЕЭТП»);
  • www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
  • www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
  • www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
  • www.rts-terder.ru (ООО «РТС-тендер»).
  • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)

Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.

3. Информационное обеспечение закупок:

положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок

Положение о закупках

Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:

— составление плана закупок сроком на 3 года;

— составление плана-графика сроком на один год.

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.

223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа — плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.

Сроки размещение и содержание извещения

44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений — не менее 5 дней и так далее.

Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона.

Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено — НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.

Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов — они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении.

Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

Место размещения извещения

Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.

Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.

Внесение изменений в извещение и отмена закупки

Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика.

Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.

Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.

Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.

Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке

4. Особые условия в рамах Федеральных законов

Обеспечение исполнения заявки/контракта

Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях — это право, а не обязанность заказчика.

Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком.

Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.

Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37

Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным.

Не осуществляется в обязательном порядке.

Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций

Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок

Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.

5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов

Заключение и изменение контракта

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.

Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все — от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком

Федеральный закон № 44-ФЗ: основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур

Государство длительное время стремилось разрабатывать нормативные акты, главной целью которых стало бы регулирование осуществляемых закупок для удовлетворения нужд государства в лице его федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Главной целью такого регулирования следует признать необходимость сделать весь процесс проведения таких закупок более прозрачным. По этой причине действовавшее ранее законодательство в данной сфере было признано неэффективным, и на государственном уровне началась разработка новых норм права.

Ключевым законом, на который теперь опираются все государственные органы, стал Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок», который был принят 5 апреля 2013 года, а вступил в силу 1 января 2014 года и до настоящего времени продолжает изменяться и трансформироваться для удовлетворения целей его принятия.

Это интересно:  Методика проведения почерковедческой экспертизы

Единая информационная система как основа для осуществления всех государственных и муниципальных закупок (ЕИС)

Еще на этапе реализации предыдущего закона о госзакупках была создана специальная электронная система, в которой в соответствии с положениями действующего законодательства осуществлялось размещение всей информации о том, в каком виде и каким образом будет происходить осуществление той или иной закупки.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Главной целью постоянной трансформации данной системы является не только формирование возможностей получения всей необходимой информации о возможных контрактах со стороны потенциальных исполнителей, но также и формирование прозрачности и доступности такой информации для всех участников контрактной системы.

Электронные торговые площадки и роль электронных цифровых подписей в их функционировании

Проведение закупок в подавляющем большинстве случаев происходит при помощи функционала электронных торговых площадок, кроме тех контрактов, которые заключаются с единственным поставщиком на основании статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе». Далее сведения попадают в Единую информационную систему.

Для того чтобы заключение всех контрактов в электронной форме проходило максимально прозрачно, а сами контракты не были подделаны, для идентификации всех участников закупочных процедур используются электронные цифровые подписи (ЭЦП). ЭЦП – это специальный цифровой ключ, который предоставляет возможность не только войти на электронную торговую площадку, но и подписать контракт в электронном виде для того, чтобы в дальнейшем он прошел выгрузку в Единую информационную систему.

В некоторых регионах на сегодняшний день сохраняется подписание контрактов, размещенных в электронном виде, на бумажных носителях. Однако бумажный экземпляр не является обязательным и используется чаще всего для того, чтобы подтвердить наличие заключенного договора и согласие обеих сторон, участвующих в исполнении данного договора, на его условия. Кроме того, именно бумажная версия выступает в качестве доказательств при судебном рассмотрении конфликтных споров по делу.

Планы закупок и планы-графики закупок

План закупок – это документ, который регулирует все закупки, осуществляемые государственным или муниципальным заказчиком. На основании плана закупок происходит составление специального плана-графика. Кроме того, именно на основании плана закупок происходит распределение бюджетных средств, которые будут направлены на оплату по контракту для удовлетворения государственных нужд.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

После публикации плана закупок составляется план-график, в котором отражается цикличность заключения тех или иных контрактов, количество необходимых торгов в тех или иных видах, а также распределение таких закупок в течение всего финансового года.

Всю информацию о плане закупок и плане-графике можно получить при обращении к ЕИС, где хранятся не только документы планирования на текущий финансовый год, но и на предыдущие годы в виде архивов.

Реестр контрактов

Реестр контрактов – это особая база данных, которая позволяет ознакомиться с теми контрактами, которые заключаются на основании проведенных торгов.

В данном реестре не только отображаются все заключенные контракты, а также те контракты, которые были заключены, но не могут быть исполнены по каким-то причинам, в том числе по причине уклонения одной из сторон такого контракта от его исполнения.

В данном реестре можно увидеть не только контракты, которые заключены на основании результатов проведения различных конкурсных процедур, но также и договоры, оформление которых происходит на основании положений Гражданского Кодекса, если такие договоры также заключаются по результатам тех или иных специальных процедур.

Реестр недобросовестных поставщиков

Далеко не всегда контракты исполняются в полном объеме. Однако многие исполнители, понимая, что не смогут в полном объеме исполнить тот или иной контракт, пытаются найти точки взаимодействия и соприкосновения с заказчиком, чтобы решить возникшую конфликтную ситуацию. В тех же случаях, если такой контракт по каким-то причинам не исполняется в полном объеме, а исполнитель по контракту не контактирует с заказчиком для разрешения возникшей ситуации, заказчику дано право расторгнуть такой контракт и либо вновь объявить проведение закупки, либо заключить соглашение об исполнении такой закупки с тем участником, который занял второе место на торгах.

Конкретные санкции на таких недобросовестных исполнителей накладываются непосредственно ФАС на основании того, какого рода были действия по уклонению от исполнения контрактов, а также на основании того, сколько именно нарушений допустил тот или иной исполнитель.

Получить информацию из данного реестра можно путем обращения к соответствующему ресурсу ФАС, а также из Единой информационной системы.

Порядок проведения закупок

Федеральный закон «О контрактной системе» №44-ФЗ является тем законом, который в полном объеме отрегулировал проведение различного вида закупок путем использования тех или иных процедур от конкурсных торгов до закупок у единственного поставщика без использования таких процедур.

Общий вид проведения той или иной закупки, независимо от того, каким образом она будет осуществляться, выглядит следующим образом:

  1. Объявление необходимости проведения закупки на основании внесения соответствующих сведений в план-график. Внесенные изменения следует опубликовать в Единой информационной системе. Только после внесения таких сведений может быть осуществлено проведение той или иной процедуры.
  2. Подготовка всей необходимой технической и закупочной документации для разъяснения потенциальным исполнителям контракта условий, на которых контракт должен быть исполнен и по итогам оплачен. В такую документацию входят: техническое задание на осуществление контракта, обоснование начальной максимальной цены контракта, проект подписываемого контракта. Все документы должны быть в доступе для потенциальных исполнителей для возможностей свободного ознакомления.
  3. Выбор потенциальной формы проведения закупки на основании имеющихся требований к приобретаемым товарам, работам или услугам. Выбранная форма также должна быть отображена в документации о потенциальной закупке. При этом обоснование выбранной формы потребуется только в том случае, если речь идет о закупке у единственного поставщика на основании статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ.
  4. Собственно проведение процедуры определения исполнителя в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ на основании порядка, который предусмотрен для той или иной процедуры самим законом.
  5. Заключение контракта по результатам проведенной процедуры с тем исполнителем, который признан победителем такой процедуры.

Сроки, в течение которых должны быть заключены все предусмотренные законом контракты, зафиксированы в соответствующих статьях Главы 3 Федерального закона №44-ФЗ.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» под номером 44-ФЗ действует на территории Российской Федерации более четырех лет. Однако на сегодняшний день его действие уже показывает, что поставленные перед законом цели достигнуты практически в полном объеме. В частности, данный закон поставил главной целью сделать проводимые закупки максимально прозрачными, а для участников, которые собираются побороться за исполнение того или иного контракта, созданы условия максимального обеспечения условий конкурентной борьбы. За нарушение правил, которые сформулированы в данном законе, со стороны государственных и муниципальных заказчиков на таких нарушителей может быть наложена ответственность специальными контролирующими органами, в том числе ФАС.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Положения проведения государственных закупок по ФЗ 44 и 223

Кратко о Федеральном Законе № 44

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Это интересно:  Технологическое присоединение к газовым сетям

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов

Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.

Кто может быть поставщиком?

Физические и юридические лица.

Физические и юридические лица.

По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.

Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.

Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.

Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.

Необходимость подписи на ЭТП

Можно обойтись неквалифицированной подписью.

В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.

Сроки подачи заявок

Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.

Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.

Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.

Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.

Гарантии по контракту

Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.

Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.

Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.

Расторжение договора или внесение изменений в его пункты

Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.

Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.

В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.

Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.

Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.

Отзывы

Николай Лифар, 37 лет, Воронеж.

Чтобы начать процедуру закупки, необходимо сначала разобраться в сроках, а также в самом процессе размещения документации. Все данные можно просмотреть в ФЗ 223, ПП 908, ПП 1132 и в положении о закупке, принятом самим заказчиком. Сначала публикуют изменения в план, публично извещая о данных изменениях. Далее публикуют протокол и раскрывают заявки, поданные участниками, и подводят итоги. В заключении публикуют договор, публикуя сведения о его выполнении.

Борис Меньшов, 40 лет, Краснодар.

Мы часто проводим государственные закупки после того, как планку понизили. И в больнице теперь практически все покупается посредством электронных торгов. В штате больницы предусмотрена должность специалиста по государственным закупкам, который проводит аукционы и организовывает отчетность по проведенным закупкам. В целом, мы работаем по ФЗ 44, где все подробно прописано, пока проблем не возникало. Было несколько жалоб, но абсолютно не обоснованных, и в результате они так и остались без позитивного решения для жалобщиков.

Это интересно:  Поле оформление продажи не заполнено

Наталья Булатова, 35 лет, Омск.

Я веду государственные закупки в двух учреждениях, работая на пол ставки в каждом из них. В целом, мне нравиться работать по ФЗ 44, все прописано от А до Я, только выполняй требования и все. Так работать гораздо удобнее, следует только вовремя публиковать информацию и подавать отчеты, иначе за это предусмотрены немаленькие штрафы. К тому же, хотя бы раз в месяц к нам приезжает проверка, и смотрит, все ли в порядке. Если что-то непонятно, то можно проконсультироваться у юриста или же позвонить в службу поддержки.

Видео

Закон 44-ФЗ для чайников

Статьи по теме

Закон о контрактной системе достаточно сложен для неподготовленного читателя. В интернете масса информации по 44-ФЗ для чайников в схемах и рисунках. Далее расскажем об основах госзаказа и обучении для начинающих участников закупочных процедур.

Основы 44-ФЗ для чайников

Новичку необходимо ознакомиться с основными понятиями, которые используются в госзаказе. Их можно найти в ст. 3 Закона о контрактной системе. Дадим определения главных терминов в закупках. Во-первых, участниками контрактной системы и сторонами контрактов выступают заказчики и поставщики (подрядчики или исполнители — в зависимости от условий контракта).

Последних выбирают с помощью разных способов определения поставщика. Они бывают конкурентными (когда несколько участников борятся за выгодный контракт) и неконкурентными (когда заказчик заключает контракт с конкретным поставщиком). Как правильно выбрать способ закупки – проверьте себя, пояснения к каждому ответу появятся ниже.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов >>

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть >>

Участником может быть любое физическое (в том числе в статусе ИП) или юридическое лицо. Не имеет значения форма существования предприятия, место его нахождения, место происхождения капитала. Главное, чтобы компания не была зарегистрирована в офшоре и не числилась в реестре недобросовестных поставщиков. Читайте, кого называют участником по 44-ФЗ, кому предоставят преимущества, а кого ограничат.

Заказчики — это органы власти, различные бюджетные учреждения, государственные корпорации, казенные и унитарные предприятия. Они выступают организаторами закупочных процедур. Суть закупки в том, что заказчик оформляет документацию со всеми требованиями к товару, а участники подают свои заявки, в зависимости от типа процедуры выигрывать предложивший или самую меньшую цену или наилучшие условия исполнения контракта.

Заказчики по Закону № 44-ФЗ должны соблюдать при закупках требования законов и НПА, а также публиковать в ЕИС документы и информацию. Смотрите в таблицах:

Заказчики проводят закупки в различных формах:

  • бумажной и электронной;
  • открытой и закрытой;
  • в один или несколько этапов.
  • конкурса;
  • аукциона;
  • запроса котировок;
  • запроса предложений.

Заявка на бумажную процедуру оформляется в письменном виде, а на электронную закупку — подается через торговую площадку. Госзакупки проводятся только на аккредитованных ЭТП:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • Национальная электронная площадка;
  • ТЭК-Торг;
  • Сбербанк-АСТ;
  • ЭТП Газпромбанк.

Чтобы стало доступно участие в торгах на электронных площадках, следует пройти три этапа:

  • получить усиленную квалифицированную ЭЦП и установить необходимое ПО на компьютер;
  • пройти аккредитацию;
  • открыть спецсчет.

С 2019 года аккредитовывать на электронных торговых площадках будут только тех поставщиков, которые прошли регистрацию в ЕИС. Это бесплатно. Аккредитация дается на 3 года.

Как изменится порядок регистрации в ЕИС с начала 2019 года, разъясним в статье. Покажем на четырех ситуациях, что делать участникам в переходный период. Расскажем о том, какие документы понадобятся, чтобы внести себя в реестр участников закупок.

Чем запомнился 2018 год: о каких правилах закупок можно уже забыть, а к чему подготовиться до января

Мы собрали все важные поправки в закон 44-ФЗ, которые вышли в 2018 году, и расположили их по порядку: какие уже действуют, а какие стартуют с января 2019. По самым важным изменениям эксперты отметили градус опасности – за что уже штрафуют, если не начать вовремя изменения применять.

Итак, чтобы направить заявку, соберите следующие документы (точный список смотрите в документации о закупке):

  • предложение о цене договора;
  • предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг;
  • справка об опыте успешной поставки товара сопоставимого характера и объема;
  • выписка из реестра юрлиц или ИП, полученная не ранее чем за три месяца до подачи заявки;
  • копии учредительных документов;
  • документ, подтверждающий полномочия вашего представителя действовать от имени компании;
  • документы, подтверждающие ваш соответствие общеобязательным требованиям;
  • бумаги о госрегистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • декларация о том, что ваша компания не находится в процессе ликвидации, не признана по решению арбитражного суда несостоятельной (банкротом);
  • квитанция о внесении средств в качестве обеспечения заявки или банковская гарантия;
  • декларация о принадлежности к субъектам МСП;
  • решение об одобрении крупной сделки.

В заявке укажите данные, которые заказчик затребовал в в документации о закупке:

  • данные о вашей компании;
  • данные о том, кто подает заявку;
  • цену контракта;
  • условия его исполнения;
  • банковские реквизиты.

Все тендеры размещены на портале госзакупок — zakupki.gov.ru (единая информационная система).

Нормирование по 44-ФЗ для чайников

Однако из основ 44-ФЗ для начинающих — это нормирование в госзакупках. Этот термин только кажется сложным. Это требования к продукции, работам и услугам, которые закупают госзаказчики, а также затратам на их приобретение. Проще говоря, государство устанавливает правила: что можно закупать заказчикам, а что нет, и какую максимальную сумму денег разрешено тратить на те или иные товары.

Нормирование в сфере закупок необходимо для того, чтобы пресечь закупки товаров, работ и услуг, которые имеют избыточные свойства и относятся к предметам роскоши. К примеру, допустимые характеристики закупаемых автомобилей содержатся в Постановлении Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 927. Мощность двигателя легковушки должна быть не более 200 лошадиных сил, а цена не более 2,5 млн руб. для руководителей госорганов и их замов и 1,5 млн руб. для руководителей структурных подразделений.

Исправьте ваши акты по нормированию, они устарели. Правила поменяли недавно, мало кто успел привыкнуть, многим с момента изменений еще ни разу не приходилось утверждать нормативные затраты. А в декабре и начале 2019 года с этим столкнутся все. На примере Россельхознадзора расскажем, какую новую комиссию придется создать, как узаконить ее работу. А в таблице смотрите разницу между новыми и старыми правилами работы.

Смотрите также по теме:

Обучение по 44-ФЗ для чайников

Множество материалов, в том числе видео, руководства пользователя, есть на портале zakupki.gov.ru в разделе «Документы». Они подойдут в качестве самостоятельного обучения для чайников. Кроме того, рекомендуем следить за разъяснениями отдельных положений 44-ФЗ, которые периодически делают Минэкономразвития и Минфин. Не лишним будет смотреть актуальные обзоры судебной практики по делам, связанным с закупками, чтобы не повторять чужих ошибок.

Однако лучше всего пройти базовое обучение по Закону о контрактной системе. В образовательном центре МЦФЭР доступны конференции и семинары, вебинары тренинги, курсы повышения квалификации. К примеру, новичку будут полезны курсы об участии в закупках и работе в ЕИС.

Статья написана по материалам сайтов: zakonguru.com, sekrety-zhizni.ru, www.pro-goszakaz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector