Главный этический принцип медицины

Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Приняты резолюцией 37/194 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1982 года

Принцип 1

Работники здравоохранения, в особенности врачи, обеспечивающие медицинское обслуживание заключенных или задержанных лиц, обязаны охранять их физическое и психическое здоровье и обеспечивать лечение заболеваний такого же качества и уровня, какое обеспечивается лицам, не являющимся заключенными или задержанными.

Принцип 2

Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают грубое нарушение медицинской этики, а также преступление, в соответствии с действующими международными документами, если они занимаются активно или пассивно действиями, которые представляют собой участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видах обращения и наказания, или подстрекательство к их совершению, или попытки совершить их. 1

Принцип 3

Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают нарушение медицинской этики, если они вовлечены в любые другие профессиональные отношения с заключенными или задержанными лицами, целью которых не является исключительно обследование, охрана или улучшение их физического или психического здоровья.

Принцип 4

Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают нарушение медицинской этики, если они:

а) применяют свои знания и опыт для содействия проведению допроса заключенных и задержанных лиц таким образом, что это может отрицательно повлиять на физическое или психическое здоровье или состояние таких заключенных или задержанных лиц и не согласуется с соответствующими международными документами; 2

b) удостоверяют или участвуют в удостоверении того, что состояние здоровья заключенных или задержанных лиц позволяет подвергать их любой форме обращения или наказания, которое может оказать отрицательное воздействие на их физическое или психическое здоровье и которое не согласуется с соответствующими международными документами, или в любой другой форме участвуют в применении любого такого обращения или наказания, которое не согласуется с соответствующими международными документами.

Принцип 5

Участие работников здравоохранения, в особенности врачей, в любой процедуре смирительного характера в отношении заключенного или задержанного лица является нарушением медицинской этики, если только оно не продиктовано сугубо медицинскими критериями как необходимое для охраны физического или психического здоровья или безопасности самого заключенного или задержанного лица, других заключенных или задержанных лиц или персонала охраны и не создает угрозы его физическому или психическому здоровью.

Принцип 6

Не может быть никаких отклонений от вышеизложенных принципов ни на каких основаниях, включая чрезвычайное положение.

1 См. Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [резолюция 3452 (XXX), приложение], статья 1 которой гласит:

«1. Для целей настоящей Декларации пытка означает любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых он подозревается, или запугивания его или других лиц. В это толкование не включаются боль или страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными.

2. Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания».

Статья 7 Декларации гласит:

«Каждое государство должно обеспечить такое положение, при котором все действия совершения пыток, как это определено в статье 1, рассматривались бы в соответствии с его уголовным правом как преступления. То же должно относиться к действиям, которые представляют собой участие в пытках, соучастие в них, подстрекательство или намерение подвергнуть пытке».

2 Особенно со Всеобщей декларацией прав человека [Резолюция 217 A (III)], Международными пактами о правах человека [резолюция 2200 А (XXI), приложение], Декларацией о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [резолюция 3452 (XXX), приложение], а также Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными [First United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders: report by the Secretariat (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N 1956.IV.4), приложение I.A].

Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, тридцать седьмая сессия, Дополнение № 51, стр. 305–307

Основные этические принципы в медицине

Читайте также:

  1. B) Неписаные основные права
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. D. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ
  4. I. ОСНОВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  5. I. Основные линии связи педагогики с социологией. Микро- и макроанализ 1 страница
  6. I. Основные линии связи педагогики с социологией. Микро- и макроанализ 2 страница
  7. I. Основные линии связи педагогики с социологией. Микро- и макроанализ 3 страница
  8. I. Основные линии связи педагогики с социологией. Микро- и макроанализ 4 страница
  9. I. Основные понятия и формулы.
  10. I. Основные понятия.
  11. I. Основные понятия.
  12. II) Принципы менеджмента

Модели взаимоотношений врача и пациента

Выделяют четыре типа моделей:

Модель технического типаодно из следствий биологической революции — возникновение врача-ученого, который полагает, что его задача в том, чтобы предоставить все данные больному, а решение — за пациентом.

Модель сакрального типа включает в себя следующие критерии:

— приносить пользу и не наносить вред;

— защита личной свободы;

— охрана человеческого достоинства;

— говорить правду и исполнять обещания;

— соблюдение справедливости и ее восстановление.

Модель коллегиального типапредусматривает,чтоврач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели — к ликвидации болезни и защите здоровья пациента.

Модель контрактного типа(социальных отношений), основанная на контракте или соглашении. Для этой модели характерны принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного типа, в месте с этим решения принимаются так, что сохраняется уверенность – и пациент, и врач морально чистоплотны.

Сотрудничество врача и больного не зависимо от типа их отношения строится на основании четырех главных компонентов: поддержки, понимания, уважения, сочувствия.

Поддержка — это одно из важнейших условий установления правильных взаимоотношений врача и больного, т.е. врач стремиться быть полезным больному.

Понимание когда больной уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в знании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач выражает то же самое невербальными средствами: взглядом, кивком головы, тоном и интонацией.

Уважение — признание ценности больного как индивида и важности его забот, т.е. слова пациента произвели на врача впечатление, он признал значительность происходящих с больным событий.

Сочувствие установление сотрудничества между врачом и больным. Нужно уметь поставить себя на место больного, взглянуть на мир его глазами. Сочувствуя, мы испытываем чувства другого человека.

Взаимоотношения между представителями различных профессий (врачами, медсестрами, администраторами, социальными работниками) и пациентами образуют сложную социальную сеть, через которую реализуются индивидуальные, групповые и государственные интересы, связанные с вопросами охраны здоровья.

По вопросам этических принципов в медицине наиболее широкое признание получила концепция предложенная известными американскими специалистами Томом Бичампом и Джеймсом Чилдрессом, выдвигающая в качестве основополагающих четыре принципа.

Принцип “не навреди” (латынь – “primum non nocere”) — применительно к деятельности врача, к его взаимоотношениям с пациентами различают такие формы вреда:

— вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

— вред, вызванный недобросовестностью, злым и корыстным умыслом;

— вред, вызванный неверными, нерасчетливыми или неквалифицированными действиями;

— вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

Вред, причиненный вследствие недобросовестности — объект скорее административно-юридического, чем этического интереса и заслуживает безусловного морального осуждения (когда врач, допустим, просто поленился выполнить необходимую процедуру, либо выполнил ее не квалифицированно недобросовестно).

Вред, обусловленный недостаточной квалификацией врача,предусматривает не только сугубо техническое, но и моральное содержание — тот, кто, став врачом, не умеет делать того, что обычно делает врач, достоин морального осуждения.

Объективно необходимый вред квалифицируется на два вида:

в случае госпитализации — вред связан с ограничением возможностей,

в случае информирования пациента — с одной стороны, утаивание информации о состоянии и прогнозе его заболевания (обманывая пациента, врач унижает его достоинство), с другой стороны, вред может быть нанесен в случае, когда пациенту дается правдивая, обескураживающая информация о состоянии его здоровья.

Так же вред пациенту может проистекать и в случае сообщения врачом информации о данном пациенте третьим лицам (нарушается правило конфиденциальности).

Принцип “делай благо”является продолжением предыдущего и расширением его содержания. Это не запрет, а норма, которая требует некоторых позитивных действий. Смысл данного принципа созвучен словам — благодеяние, благотворительность, милосердие, филантропия, пастернализм (от лат. pater — отец). Последний термин подразумевает что врач при этом выступает как бы в роли отца, который не только заботиться о благе своего неразумного ребенка, но и сам определяет, в чем состоит это благо.

Принцип уважения автономии пациента ставит под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента. Например, доктор предлагает пациенту какую-либо хирургическую операцию, то пациенту вовсе не обязательно иметь все те специальные знания, которыми располагает доктор, для того, чтобы сделать автономный выбор: ему достаточно понимать лишь существо дела.

Принцип справедливости каждый должен получить то, что ему причитается.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Перечислите основные принципы медицинской этики

Реализация этических начал в медицине включает в себя следующие принципы: 1) Информирование пациента о состоянии его здоровья; 2) Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав; 3) Уважение человеческого достоинства пациента; 4) Принцип — прежде всего — не навреди; 5) Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него; 6) Право пациента на качественнуюи своевременную медицинскую помощь (дистрибутивная справедливость); 7) Уважение к умирающему больному; 8) Обязанность хранить профессиональную тайну; 9) Профессиональная компетентность; 9) Защита пациента от некомпетентного медицинского вмешательства; 10) Уважение к своей профессии 11) Уважительное отношение к коллегам; 12) Участие в медико-санитарном просвещении населения.

Это интересно:  Основные модели местного самоуправления

3. В чем суть отдельных принципов медицинской этики?

1. Информирование пациента о состоянии его здоровья

Моральным долгом врача является информирование пациента о состоянии его здоровья и имеющихся у него правах. Каждый гражданин обладает правом в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям. Функция передачи такой информации больному или его представителю принадлежит лечащему врачу или заведующему отделением. Информация о состоянии здоровья не может быть представлена гражданину против его воли. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет профессиональную тайну и не должна предоставляться третьему лицу.

2. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав

Главным принципом врачебной деятельности должно являться сострадание и уважение к жизни пациента. Врачу следует уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Долгом медицинского работника является категорический отказ от участия в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей, недопустимость ускорение наступления смерти и способствование самоубийству больного.

3. Уважение человеческого достоинства пациента

Обязанностью врача является постоянная готовность к оказанию компетентной помощи пациентам независимо как от их социальных характеристик, особенностей заболевания, материального положения, так и других различий. Проводя терапию, врачу следует принимать во внимание личные нужды пациента, уважать его право на участие в планировании и проведении лечения. При контакте с пациентами всегда следует помнить о следующих правилах: при любых обстоятельствах внимательно выслушивать больного, задавая вопрос, всегда обязательно дождаться ответа, излагать свои мысли, по возможности, ясно, просто, доходчиво. Недопустимой формой обращения с пациентом являются проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного отношения. В случае установления очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам необходимо исходить из медицинских критериев, исключая какую-либо дискриминацию.

4. Принцип — прежде всего — не навреди

Принцип – не навреди представляет собой важнейшую этическую заповедь в медицине. Нанесение морального или физического ущерба пациенту недопустимо ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента является первоочередной обязанностью каждого медицинского работника, вне зависимости от его положения. Пренебрежение этой обязанностью, повлекшее за собой ущерб здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к юридической ответственности. Медицинский работник не вправе также безучастно относиться к действиям других лиц, стремящихся нанести вред пациенту. Лечебные процедуры, любые другие медицинские вмешательства, сопровождающиеся болевыми ощущениями и прочими временными негативными явлениями, следует проводить исключительно в интересах больного. Степень риска, сопровождающего медицинское вмешательство, не должна превышать ожидаемую от него пользу. При проведении потенциально опасных медицинских процедур, врачу следует предусмотреть все необходимые меры безопасности, обеспечить средства купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

5. Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него (принцип информированного добровольного согласия).

Данный принцип является связанным с принципом информирования пациента о состоянии его здоровья и предполагает предоставление больному возможности выбора того или иного терапевтического вмешательства. Больному следует давать как максимально полную информацию о предстоящем медицинском вмешательстве, так и относящиеся к нему оптимальные советы. Лишь при соблюдении этих условий, пациент должен сам выбрать свои действия. Предоставление неполной информации расценивается как обман. Врачу следует с уважением относится к праву пациента или его законного представителя (когда он имеет дело с ребенком или недееспособным психически больным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. При этом, врач должен быть уверен, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно, то есть без какого-либо принуждения или обмана и при ясном понимании характера воздействия на его физическое или психическое здоровье. Моральным и профессиональным долгом врача является разъяснение пациенту всех возможных последствий отказа от медицинской процедуры. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. В случае невозможности выражения своей воли пациентом, врач вправе осуществлять показанные ему неотложные медицинские вмешательства, в пределах своей компетентности, руководствуясь своим собственным решением.

Информация, представляемая пациенту на понятном ему языке, должна, по крайней мере, включать следующее:

· Описание рекомендуемого лечения или процедур;

· Описание рисков и преимуществ рекомендуемого лечения или процедуры, с особым выделением риска смерти или инвалидизирующих последствий;

· Описание альтернативного лечения или процедуры вместе с их рисками и преимуществами;

· Приблизительные результаты при отсутствии лечения или процедуры;

· Вероятность успеха, и что подразумевает врач под успехом;

· Наибольшие проблемы, ожидаемые при выздоровлении/восстановлении, и период времени, в течение которого пациент не будет способен вернуться к своей прежней активности;

· Любая другая информация, обычно предоставляемая пациенту в данной ситуации другими врачами.

6. Право пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь (дистрибутивная справедливость).

Данный принцип означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Следует иметь в виду, что нарушение дистрибутивной справедливости возникает, как правило, при распределении дорогостоящих лекарств, используемых сложных оперативных вмешательств и т.п. Тем самым наносится огромный моральный ущерб тем больным, которые в силу определенных причин обделены тем или иным видом медицинской помощи. При оказании пациенту необходимой медицинской помощи врачу следует исходить из профессиональных стандартов и принципов гуманности. — Оказание, в меру своей компетенции, неотложной медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней, является профессиональной и этической обязанностью каждого медицинского работника. Врач несет моральную ответственность за свою деятельность, как перед пациентом, так и перед коллегами и обществом.

7. Уважение к умирающему больному

Врачу следует с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. Необходимым условием помощи пациенту окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом являются соответствующие знания и умения врача в области паллиативной медицинской помощи. Главными моральными и профессиональными обязанности врача должны быть предотвращение и облегчение сопровождающих процесс умирания страданий, а также оказание умирающему пациенту и его семье психологической поддержки. Преднамеренные действия с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтичны и недопустимы.

8. Обязанность хранить профессиональную тайну (конфиденциальность)

Врачу следует сохранять в тайне от третьих лиц доверенную или ставшую ему известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию: о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Не должны подлежать огласке также сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств больного и т.п. Цель сохранения профессиональной тайны заключается в предотвращение возможного причинения пациенту морального или материального ущерба. Врач обязан неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Врач вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только при условии согласия самого пациента. Право на передачу врачом информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Ответственность за передачу конфиденциальной информации без согласия пациента снимается с врача лишь в следующих случаях, предусмотренных законом:

— в целях обследования и лечения гражданина, не способного в силу своего состояния выразить свою волю;

— при угрозе распространения инфекционных заболеваний4

— по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства;

— в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

— при наличии оснований позволяющих предполагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

При наличии вышеназванных обстоятельств пациент также должен быть информирован о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях врач несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны.

9. Профессиональная компетентность

Важной обязанностью врача является постоянное поддержание высокого уровня своей профессиональной деятельности. Постоянное накопление специальных знаний и навыков составляют профессиональный долг медицинского работника. Профессиональная компетентность дает врачу моральное право самостоятельно принимать соответствующие решения в неординарных ситуациях и осуществлять руководство средним и младшим медицинским персоналом Компетентность врача должна проявляться также в отношении моральных и юридических прав пациента.

10. Защита пациента от некомпетентного медицинского вмешательства

В случае столкновения с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой врач обязан встать на защиту интересов больного. Врач должен знать правовые нормы, регулирующие врачебное дело, систему здравоохранения в целом, и применение методов традиционной медицины, в частности. Моральной обязанностью врача является активное препятствование практике бесчестных и некомпетентных коллег, других лиц, занимающихся сомнительной медицинской практикой. В случаях сомнительной медицинской практики врач вправе обратиться за поддержкой защиты интересов пациента в государственные органы здравоохранения или Ассоциацию врачей.

Это интересно:  Когда платить ндфл с отпускных

11. Уважение к своей профессии

Врачу следует поддерживать авторитет и репутацию своей профессии и нести личную моральную ответственность за поддержание на должном уровне и совершенствование стандартов врачебного дела. Врач должен критически оценивать уровень своей профессиональной подготовки и практических навыков и не претендовать на ту степень компетентности, которой он не обладает. Врачу не следует допускать злоупотребления своим профессиональным положением и своими знаниями Право и долг врача — отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость. Врач обязан отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе этого лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Врач вправе принять благодарность от больного, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

12. Врач и его коллеги

Во взаимоотношениях с коллегами врачу следует быть честным, справедливым и порядочным, признавать и уважать их знания и опыт. Он обязан принимать участие в разработке объективных критериев оценки медицинской деятельности и стремиться к тому, чтобы его деятельность была беспристрастно рассмотрена и оценена другими коллегами. Врач обязан в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса. Врачу следует избегать негативных высказываний о работе коллег в присутствии пациентов и их родственников, за исключением случаев обжалования действий медицинских работников. Завоевание себе авторитета путем дискредитации коллег неэтично. Высокий профессионализм врача — важнейший залог товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача.

13. Участие в медико-санитарном просвещении населения

Забота об обеспечении доступной и качественной медицинской помощи населению является моральным долгом врача как члена медицинского сообщества. Врач должен активно участвовать в медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам сделать правильный выбор между государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. В меру своей компетенции врачу следует участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб.

4. Какие документы, определяют правовые и морально-этические аспекты профессиональной деятельности врача?

Существует ряд положений, определяющих правовые и морально-этические аспекты профессиональной деятельности врача. К основным документам относятся Кодекс этики врача, Женевская декларация, Лиссабонская декларация о правах пациентов.

5. В чем суть Кодекса этики врача?

Кодекс этики врача был принят З-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949, дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983.

Общие обязанности врачей

ВРАЧ ДОЛЖЕН всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.

ВРАЧ ДОЛЖЕН не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.

ВРАЧ ДОЛЖЕН ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.

ВРАЧ ДОЛЖЕН быть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.

С нормами медицинской этики не совместимы:

a) Самореклама, если она специально не разрешена законами страны и этическим кодексом национальной медицинской ассоциации.

b) Выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента, либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.

ВРАЧ ДОЛЖЕН уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.

ВРАЧ ДОЛЖЕН лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое или психическое состояние.

ВРАЧ ДОЛЖЕН быть крайне осторожен, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы.

ВРАЧ ДОЛЖЕН утверждать лишь то, что проверено им лично.

Обязанности врача по отношению к больному

ВРАЧ ДОЛЖЕН постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни.

ВРАЧ ДОЛЖЕН обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.

ВРАЧ ДОЛЖЕН хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента.

ВРАЧ ДОЛЖЕН всегда оказать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможностях других лиц сделать все необходимое.

Обязанности врачей по отношению друг к другу

ВРАЧ ДОЛЖЕН вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

ВРАЧ ДОЛЖЕН не переманивать пациентов у своих коллег.

ВРАЧ ДОЛЖЕН соблюдать принципы Женевской Декларации», одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.

6. В чем суть Лиссабонской декларации о правах пациента?

Лиссабонская декларация о правах пациентабыла принята 34-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Лиссабон, Португалия сентябрь/октябрь 1981

Врач должен действовать в интересах пациента сообразно своей совести, с учетом юридических, этических и практических норм той страны, где он практикует. Настоящая «Декларация» утверждает основные права, которыми, с точки зрения медицинского сообщества, должен обладать каждый пациент. Если в какой-либо стране положения законодательства или действия правительства препятствуют реализации нижеперечисленных прав, врачи должны стремиться всеми доступными способами восстановить их и обеспечить их соблюдение.

а) Пациент имеет право свободно выбирать врача;

б) Пациент имеет право получать помощь врача, независимого от посторонних влияний в своих профессиональных медицинских и этических решениях;

в) Пациент имеет право, получив адекватную информацию, согласиться на лечение или отказаться от него;

г) Пациент имеет право рассчитывать на то, что врач будет относиться ко всей медицинской и личной информации, доверенной ему, как к конфиденциальной;

д) Пациент имеет право умереть достойно;

е) Пациент имеет право воспользоваться духовной или моральной поддержкой, включая помощь служителя любой религиозной конфессии, или отклонить ее;

7. В чем сутьЖеневской декларации (международной клятвы врачей)

Женевская декларация (международная клятва врачей) была принята 2ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Женева, Швейцария, в сентябре 1948 года, дополнена 22ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, в августе 1968 года и 35ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 года.

«Вступая в медицинское сообщество, я добровольно решаю посвятить себя нормам гуманности и клянусь:

— На всю жизнь сохранить благодарность и уважение к своим учителям.

— Исполнять свой профессиональный долг по совести и с достоинством.

— Здоровье моего пациента будет моим первейшим вознаграждением.

— Уважать доверенные мне секреты даже после смерти моего пациента.

— Делать все, что в моих силах, для поддержания чести и благородных традиций медицинского сообщества.

— Коллеги будут мне братьями.

— Не позволить соображением религиозного, национального, расового, партийно-политического и социального характера встать между мной и моим пациентом.

— Я буду проявлять абсолютное уважение к человеческой жизни с момента зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую своих медицинских знаний в ущерб нормам гуманности.

— Я принимаю эти обязательства обдуманно, свободно и честно».

8. Почему важно учитывать религиозные, культурные и социальные различия пациентов?

Казахстан – полиэтническое и поликонфессиональное государство. Процесс превращения Республики в мультикультурное сообщество шел на протяжении длительного исторического периода. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что и природа и история поставили страну в положение своеобразного «моста» между Востоком и Западом, где происходила «встреча», взаимодействие и взаимообогащение культур разных народов.

9. Что такое культурные стереотипы?

В процессе социального познания людей и категоризации социальных явлений происходит неизбежное формирование таких специфических психологических образований, как – культурные стереотипы. Обычно это упрощенные устойчивые представления о различных социальных, в том числе этнических группах, о характерных чертах этносов. В структуре социальных стереотипов выделяют следующие компоненты или блоки (Налчаджян А.А., 2004):

· Познавательное (когнитивное) представление и мысли об объекте познания. Например, если у личности А есть определенный стереотип (С) о корейцах, то это значит, что он имеет представление (образное содержание памяти) об этом этносе и определенные суждения о нем;

· Оценки объекта и чувства, возникающие в качестве субъективных показателей этих оценок;

· Определенный тип поведения по отношению к объекту. Данный блок не всегда входит в состав стереотипа, так как стереотипы нередко являются лишь мнениями о группах, с которыми индивид вообще никогда не встречался.

9. Как лечить пациентов с культурными различиями?

В случае оказания практической медицинской помощи представителю другой этнической группы кажется совершенно очевидным избегание когнитивных, а тем более поведенческих стереотипов. Между тем, как показывает практика, это не такая простая задача. В данной связи продуктивным решением может стать предложенный Н. Пезешкианом позитивный подход, который призывает не затушевывать существующие различия, но воспринимать их как нечто альтернативное своей культуре. Определение подхода как «позитивный» напрямую связано с межкультурным мышлением. Позитивность выступает как положительное отношение к людям другой культуры, незнакомым обычаям, ценностям, образцам поведения. Н. Пезешкиан убежден, что в культурном многообразии всегда можно найти средство и возможности для разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов: «мы исследуем, как воспринимаются и оцениваются одни и те же проблемы с точки зрения разных культур, как люди и целые семьи преодолевают их. Давая человеку понять, что те же отношения в другой культурной традиции или в иное время воспринимались с другой точки зрения, вовсе не были поразительны или даже были желательны, нам удается раздвинуть его горизонты понимания мира. Для межличностных отношений это означает, что при относительной сохранности собственных ценностных позиций ставятся под сомнение предубеждения и предрассудки, преодолеваются комплексы и восстанавливаются коммуникации» (1999).

Это интересно:  Единые нормы и расценки

10. Должен ли врач выражать свое мировоззрение в работе с пациентом?

Несколько более сложным представляется взаимодействие субъектов с различными ценностными ориентациями, обусловленными его мировоззрением или особенностями вероисповедания. Данная проблема становится особенно острой в ситуациях, требующих психотерапевтического воздействия. При этом существует две полярные точки зрения. Представители одной из них настаивают на ценностной нейтральности специалиста по отношению к проблемам пациента – это означает, что он не должен занимать какую-то собственную нравственную позицию по отношению к обсуждаемому вопросу. Обычные аргументы в пользу подобной установки связаны с нежелательностью или даже недопустимостью оказывать ценностное воздействие на пациента, с признанием его права на собственную систему этических представлений, с тем, что больной, сталкиваясь с моральной позицией специалиста. Подсознательно ждет оценок и начнет защищаться. Альтернативная точка зрения предполагает, что, напротив, клиницист должен открыто выражать свою ценностную позицию, иначе пациент будет считать любое свое поведение приемлемым. Психотерапевт Р. Кочюнас (1997), не соглашаясь ни с одной из этих крайних позиций, считает, что консультант должен иметь четкие нравственные установки и не скрывать их от клиента. Он приводит пример конкретного случая, когда женщина обращается за помощью по поводу своих отношений с мужем. Она не может принять решение – развестись ей с супругом или сохранить семью ради детей, допуская возможность внебрачных связей. Кочюнас считает, что от собственных ответов консультанта на вопросы о ценности брака и последствиях развода, положении детей в данных обстоятельствах зависит и процесс консультирования, и его результат. Таким образом, следует признать относительность всех подобных суждений и зависимость принятого решения от конкретной ситуации.

__________________________________________________________________

Принципы медицинской этики

1) Гуманное отношение к больному (инвалиду), выражающееся в готовности всегда прийти на помощь каждому нуждающемуся, в необходимости соблюдать гиппократовское требование — не вредить, щадить психику больного (инвалида), стараться не причинять ему боли.
2) Соответствие поступков врача общественной функции, целям и задачам медицины, согласно которым врач ни под каким предлогом не может участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья и жизни.
3) Обязанность врача — бороться за физическое и психическое совершенство людей. Самопожертвование и героизм во имя здоровья и жизни человека должны быть правилом врачебного поведения.
4) Обязанность врача — помогать всем независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.
5) Принцип солидарности и взаимопомощи между всеми врачами.
6) Принцип сохранения врачебной тайны.

Многие из перечисленных принципов универсальны, т.е. характерны для деятельности любых специалистов, общающихся с людьми, в том числе с больными и инвалидами.

Проблема отношений врача и больного (инвалида) была всегда важной проблемой медицины на всех этапах ее развития.
Уже в древних рукописях Египта, Индии имеются указания о том, каким должен быть врач по своим нравственным качествам, какими правилами он должен руководствоваться в своем отношении к больным и коллегам. Древнее индийское изречение гласит: «Для больных врач — отец, для здоровых — он друг. Когда болезнь миновала и здоровье восстановилось — он охранитель».

Сохранилась весьма любопытная молитва врача, относящаяся к XII в. В ней говорится: «Даруй мне любовь к людям, избавь меня от корыстолюбия, тщеславия, чтобы они не ввели меня в заблуждение и не мешали приносить пользу людям, сохрани мне силы моего тела и моей души, чтобы я мог помогать бедному и богатому, доброму и злому, врагу и другу, пусть в каждом страждущем я всегда буду видеть только человека».

Вопросы врачебной этики занимали видное место и в истории русской медицины. Впервые врачебная деятельность в России была регламентирована при Петре I. Уже в его первых указах обращается внимание на то, какими соображениями этического порядка должны руководствоваться врачи при исполнении своих обязанностей. В одном из Петровских указов сказано: «Чтобы доктор в докторстве доброе основание и практику имел, трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог. У каждого врача есть первый долг быть человеколюбцем и во всяком случае быть готовым к подаванию помощи людям, болезнями одержимыми».

Лучшие представители отечественной медицины Зыбелин, Мудров, Боткин и др. в своих трудах немало внимания уделяли вопросам поведения врача, тем моральным качествам, которые необходимы для того, чтобы он пользовался авторитетом. Известный московский врач Гааз в начале XIX в. писал: «Самый верный путь к счастью не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом, словом, любить их, причем чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться».

Каждая профессия требует призвания. Особенно это необходимо для специалистов, работающих с людьми. Великий русский клиницист Мудров считал, что приобретение профессии врача должно быть не делом случая, а призванием. Он писал: «Посредственный врач приносит больше вреда, чем пользы: больные, оставшиеся без его медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом умирают».

Известный отечественный писатель К. Паустовский так охарактеризовал понятие «призвание»: «Врачевание — не ремесло и не занятие, а выполнение долга. Врачевание — это призвание выполнить свой долг». Напомню, что слово «призвание» произошло от слова «зов».

Честность, правдивость, душевная чистота, чувство моральной ответственности перед своей совестью, коллективом, обществом — это главное, чем измеряются требования к любому специалисту, чем определяется мера их ценности, понимание ими своего долга.

Вопросы деонтологии надо рассматривать в плане выполнения принципов поведения тех или иных специалистов в своей профессиональной деятельности. В этой связи важное значение приобретает общеэтическая история долга. «У нас есть всегда один якорь, с которого если сам не хочешь, никогда не сорвешься — чувство долга» (И.С. Тургенев). В дневниках Л.Н. Толстого есть высказывание о чувстве долга, личной ответственности каждого человека перед другими: «Цель жизни — есть добро. Жить для других кажется трудно так же, как трудно работать. Чем больше служить другим (с усилием), тем радостнее, чем больше служить себе (без усилия), тем тяжелее жизнь». В. Гете принадлежат замечательные слова: «Долг — это любовь к тому, что сам приказываешь себе. Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Долг вообще и долг любого специалиста в частности состоит, прежде всего, в том, чтобы честно и хорошо выполнять свой долг. В толковом словаре указывается, что «честь — внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

В основе поведения любого специалиста должны находиться требования гуманизма. Отсюда высший моральный долг его должен найти свое проявление в бескорыстном служении людям. В моральном долге должна быть выражена необходимость любви к человеку. При этом в деятельности любого специалиста особенно важно, чтобы исполнение долга органически сочеталось с внутренней убежденностью, переходящей в привычное повседневное поведение. «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» (Паскаль).

Выполнение долга врачом — дело нелегкое. Исполнение долга требует определенных усилий, ибо долг и личные желания врача не всегда совпадают. «Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым» (Стендаль). Высоконравственный характер — высшая цель человеческих стремлений.

Исполнение врачебного долга предполагает убеждение в необходимости подчинить свои личные желания требованиям долга. В жизни бывает и так, что врачу приходится поступаться личными интересами, если это нужно для спасения жизни других. Н.А. Добролюбов говорил: «Не того надо назвать человека истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями существа своего, кто старается переработать и свою плоть, и кровь внутренним процессом самосознания и самовоспитания так, чтобы они не только сделались истинно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение».

Некоторые мудрые изречения:

  • «Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга» (Цицерон);
  • «Долг! Ты возвышенное великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой» (Э. Кант);
  • «Нет другого величия, кроме величия исполненного долга, нет другой и радости» (Э. Ренан).

Современное развитие медицинской техники, лабораторных и инструментальных методов исследования ведет к замене непосредственных контактов «врач — больной» отношениями «врач — прибор — больной». Возникает опасение, что врач, доверяясь технике, перестает совершенствовать свои знания, что технизация может повлиять на взаимоотношения врача и больного и привести к нарушению оптимального психологического контакта между ними. Поэтому высокая культура врача, сочетания развитого клинического мышления и современных научных знаний приобретают подчеркнутое деонтологическое значение. Прибор не должен заслонять личность больного.

«Кризис человека . коренится не в самой человеческой природе; он не является каким-то неотъемлемым его свойством. ; нет, это скорее кризис цивилизации или культуры, который является причиной глубокого несоответствия между мышлением и поведением человека, с одной стороны, и изменяющимся реальным миром — с другой. И кризис этот — при всей его глубине и опасности — все-таки можно преодолеть» (А. Печчеи).

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, allrefrs.ru, medbe.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий