Гос регулирование предпринимательской деятельности

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику.

Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как: •

обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; •

формирование государственного бюджета; •

защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; •

обеспечение занятости населения; •

обеспечение безопасности и обороны страны; •

реализация свободы*предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма; •

соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

8 Предпршшмаї’і.’.іьское прано

Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.

Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы — уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления и созданных ими предпринимательских структур не возникает. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной — от умения управлять, другой — от умения хозяйствовать.

Вторая группа форм и методов воздействия применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением • законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется опреде- лением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет собой государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы.

Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует.

Среди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений.

Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства.

Фискальная политика — это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.

Налоги — это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Собирая налоги, государство получает в распоряжение крупные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.

Дотации — денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но затраты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

За годы рыночных реформ государство активизировало усилия на становлении, поддержке и развитии малого предпринимательства. В июле 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в начале 1996 г. вступил й действие Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства. » установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности и форм собственности.

Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; •

создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий; •

учреждение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности; •

поддержка антиэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; •

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

Важной мерой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства является установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса.

Необходимо отметить, что субъекты малого предпринимательства в силу своих малых возможностей остро нуждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с подобными организациями. И здесь поддержка государства является неоценимой. Органы власти обязаны оказывать помощь в организации союзов (ассоциаций) субъектов малого бизнеса, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, защиты его интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности 5 (стр. 1 из 16)

Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………….8

1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………………..20

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности ………………………………………. 25

2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности…26

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов…………………………………………………………………….31

2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования………………………………………………………………………36

2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности………. 42

Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность ……………………………………………………………………….50

3.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития……………………………………………………………………………..63

3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью…….73

Список использованной литературы …………………………………………..87

Актуальность темы исследования. Предпринимательство – это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей. Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли. Принципиальное отличие современного российского предпринимательства от существовавшего ранее заключается в том, что развиваться ему приходится в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики.

В рыночных отношениях глубина и масштабность задач социально-экономических преобразований в стране обуславливают необходимость постоянного государственного регулирования экономических и, прежде всего, предпринимательских отношений, форм и методов организации управленческой деятельности; использования качественно новых подходов к управлению имуществом предприятий различных форм собственности; создания новой финансовой законодательной базы, совершенных финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения в государстве.

Это интересно:  Как вежливо отказать работодателю после собеседования

Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права. В итоге экономика развивается и изменяется значительно более высокими темпами, нежели нормативно-правовая основа предпринимательства.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности подразумевает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов устанавливает самые общие правила поведения для участников рыночного процесса, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров, объемов продаж, цен. Отношения между государством и предпринимателями приобретают двунаправленный экономико-правовой характер, то есть, возможно регулирование на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, а также посредством предоставления государственных субсидий.[1]

Если исходить из того, что рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство лишь выполняет роль ночного сторожа», станет понятна регулирующая роль государства. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Достигается это несколькими способами, важнейшие из которых можно представить следующим образом:

1.Создание и защита правовой основы рыночного хозяйства . В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, которые регламентируют права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Сюда же относится поддержание неимущих слоев населения с тем, чтобы гарантировать социальную стабильность (установление минимального размера заработной платы, изъятие части средств предприятий для финансирования социально-значимых программ). Особенно важно в данной функции поддержание здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов и недопущение монополизации рынков.

2.Экономическое регулирование . Государство осуществляет фискальную и кредитно-денежную политику для поддержания темпов роста или, наоборот, их ускорения для выхода из кризиса. Суть этой политики сводится к стимулированию спроса и предложения, а также регулировании объема денежной массы, что, в свою очередь оказывает влияние на цены. Формы проявления политики экономического регулирования более чем многообразны, однако важно то, что подобное регулирование способствует стабилизации на рынке и тем самым помогает предприятиям бороться с рыночными кризисами.

3.Прямое участие в хозяйственной жизни . Государство создает предприятия либо скупает акции (доли, паи) существующих предприятий, становясь одним из крупнейших инвесторов на рынке. Масштабы подобной экономической деятельности настолько велики, что каждому отдельно взятому предприятию приходится считаться с подобным конкурентом.[2]

Учитывая многофункциональный характер государственного регулирования предпринимательской деятельности и значимые социально-общественные задачи предпринимательства (общеэкономическая, инновационная, ресурсная, социальная, организаторская и др.), — оно должно изучаться как комплексное явление, сочетающее в себе, экономический и правовой элементы.

Вопросам исследования посвящено множество работ. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Цели и задачи дипломного исследования. Цель данного исследования состоит во всестороннем анализе, определении актуальных вопросов, выявление тенденций и специфики развития законодательства в сфере осуществления государством регулирования предпринимательской деятельности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие основные задачи:

· изучить и обозначить роль государства в регулирования предпринимательской деятельности;

· осуществить исследование форм государственного регулирования предпринимательской деятельности;

· изучить основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности;

· выявить и систематизировать основные проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

· изложить сущность процесса государственного регулирования предпринимательской деятельности.

· провести анализ законодательной базы и практики государственного регулирования по ряду направлений, формирующих общие условия развития предпринимательства;

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с воздействие государства в регулировании отношений между субъектами предпринимательской деятельности.

Предметом дипломного исследования являются нормы права регулирующие систему отношений, возникающих между государством и предпринимательскими структурами.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Цель и ключевые задачи, поставленные в дипломной работе, определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и библиографического списка.

1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

Следует расценивать в целом как позитивный тот факт, что в последнее время в России на официальном уровне происходит осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. А это, в свою очередь, требует адекватного анализа и совершенствования всех средств правового регулирования хозяйственных отношений.[3]

Гос регулирование предпринимательской деятельности

Одним из направлений государственного регулирования рыночной экономики является государственная поддержка предпринимательства. Это вытекает из функций государства — создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Экономическая теория: учебно-методическое пособие / Под ред.Н.Г. Кузнецова, Ю.П. Лубнева. — Ростов-на-Дону: РИНХ, 2010. — С. 293

Под правовым обеспечением экономики предпринимательской деятельности, прежде всего, мы понимаем формирование правовой среды, в рамках который протекает экономическая деятельность. За последние годы приняты оказывающие положительное влияние на развитие предпринимательства такие важные институционально-правовые акты, как ГК РФ, АПК РФ, Таможенный кодекс, НК РФ (II часть, ряд глав), федеральные законы об АО, о производственных кооперативах, о конкуренции и организации монополистической деятельности на товарных рынках, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о государственной поддержке малых предприятий и др.

Под основными направлениями государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать те конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов (субъектов предпринимательской деятельности).

Способы воздействия государства на предпринимательскую деятельность многогранны: государственный контроль, экономические рычаги воздействия, правовые механизмы поддержки предпринимательства. Так, к элементам правового режима предпринимательства относятся:

1) гарантированная законом самоорганизация и выбор форм хозяйствования;

2) свободное определение целей хозяйственной деятельности и средств их достижения;

3) самостоятельность в выборе партнеров, распоряжении средствами, имуществом, прибылью;

4) ответственность предпринимателей за соблюдение законов и иных правовых актов, определяющих правила участия в рыночных отношениях;

5) государственная поддержка предпринимательства, возможность юридической защиты законных интересов и прав предпринимателя. К ним также относятся программы развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, и обязанности центральных, региональных и местных органов в этой сфере.

Как отмечалось ранее, государством используются прямые и косвенные методы регулирования. К прямым правовым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. К косвенным методам относятся, прежде всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, прогнозирование и косвенное планирование, инструменты регулирования цен и т.п.

Субъекты хозяйственной деятельности легитимируются посредством государственной регистрации. Цели государственной регистрации: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности. Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается без государственной регистрации.

Еще одним из элементов правового регулирования экономики является порядок прекращения предпринимательской деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольной или принудительной) субъектов хозяйственной деятельности. Государственная регистрация и прекращение предпринимательской деятельности может производиться только в порядке, определяемом законодательными актами.

Одним из важнейших способов государственного регулирования предпринимательства является лицензирование т.е. отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Понятие, порядок лицензирования и перечень видов деятельности, требующих лицензирования, закреплены в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

К приоритетным, направлениям правового обеспечения относят:

антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

защиту прав потребителя;

экспорт товаров и технологий двойного назначения;

государственное содействие частному предпринимательству.

Это интересно:  Вызывают ли понятых в суд

Необходимо отметить, что в системе таких регулирующих норм государственного воздействия на экономику «антимонопольное законодательство» имеет важнейшее значение. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций / М.В. Новиков. — Таганрог: ТРТУ, 2010. — С. 16. Основной целью антимонопольного регулирования является предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, таким образом, он нацелено на создание благоприятных условий для конкурентной среды и развитие предпринимательства.

Самым опасным для рыночной экономики фактором является недобросовестная конкуренция. Конкуренция, являясь базовым механизмом рыночных отношений, побуждает хозяйствующих субъектов к соперничеству, что и способствует достижению наилучших экономических показателей.

Недобросовестная конкуренция разрушает этот механизм и государство принимает на себя функцию контроля за соблюдением «правил игры», прежде всего в форме недопущения монополий, средствами правового регулирования. Это не позволяет экономическому господству концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблению монопольным положением и позволяет обеспечить открытость рынков. Для отечественной экономики, с ее высоким уровнем монополизации производства, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства заложены в Конституции РФ. Законодательной базой обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности служат, прежде всего, ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О естественных монополиях».

Антимонопольная политика включает меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов;

дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

антимонопольную экспертизу принимаемых законов.

Прямая поддержка предпринимательства включает в себя бюджетные субсидии и субвенции малому предпринимательству в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям, а так же субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения и диверсификации производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров, развития экспорта и транспортно-логистической инфраструктуры, налоговые льготы.

Косвенная поддержка заключается в обязательном резервировании части государственного и муниципального заказа для малого предпринимательства, венчурное финансирование, а также административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры (инкубаторы, технопарки и технополисы, информационные, консультационные, патентные, рекрутинговые, прокатные, транспортно-логистические, складские и распределительные и др. центры).

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности возложено на Федеральную антимонопольную службу. Задачи, функции и полномочия закреплены в Законе «О защите конкуренции». Этот нормативный акт определяет и основные направления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и предусматривает санкции за нарушение требований. Немаловажную роль в антимонопольном регулировании играет ФЗ «О рекламе», где отображены положения о ненадлежащей рекламе и мерах по предотвращению недобросовестной конкуренции посредством ненадлежащей рекламы.

Одним из важных направлений государственного воздействия на предпринимательскую деятельность является политика ценообразования. Формы директивного государственного регулирования осуществляется путем установления: фиксированных цен (тарифов); предельных цен (тарифов); предельных коэффициентов изменения цен; предельных размеров снабженческо-бытовых и торговых надбавок; предельного уровня рентабельности; декларирования изменения цен.

Признавая необходимость свободного рыночного ценообразования, законодательство предусматривает определенные механизмы регулирования цен на товары и услуги. Например, Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулировании цен (тарифов)» и одноименное Постановления Правительства РФ. Речь идет, прежде всего, о регулировании цен на продукцию естественных монополий. Конкретным примером может служить ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».

Помимо рассмотренных выше направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые можно назвать основными, существуют и иные направления и формы правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Это, прежде всего, формулирование правовых требований в области обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, пожарной безопасности и иной безопасности, обеспечения санитарных и гигиенических норм и т.д. Так, в условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является рынок, который воздействует на интересы предпринимателей, заставляя их улучшать качество товара.

Правовое регулирование качества товаров, работ, услуг в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Принцип свободы договора при определении требований к качеству претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены в специальном законодательстве, обеспечивающем надлежащее качество товаров, работ и услуг.

К таким нормативным актам относятся, например, ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов, ФЗ «Об обращении лекарственных средствах». Однако, основную роль в регулировании данных отношений играет ФЗ «О техническом регулировании». Данный закон регулирует отношения, возникающие:

при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Формой правового регулирования предпринимательской деятельности являются и стандартизация и подтверждение соответствия. Необходимо отметить также вопрос о защите прав потребителей. Основным источником является Закон РФ «О защите прав потребителей».

Актуальными представляются и многочисленные нормативные акты, устанавливающие экологические требования к возведению зданий, сооружений и ведению хозяйственной деятельности предпринимателей, проведению экологической экспертизы. Особо можно обратить внимание на ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требования к деятельности предпринимателей, предусмотренные этим законом.

Таким образом, государственное регулирование экономики — это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. Реализация целей государственного регулирования рыночной экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов воздействия на субъекты хозяйствования. Различают прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Правовые методы следует рассматривать в качестве одного из основных средств государственного регулирования экономики, которая заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сущность, субъекты, формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности

Вопрос государственного регулирования предпринимательской деятельности напрямую связан с проблемой государственного вмешательства в экономику. Как правило, необходимость такого вмешательства связывают с невозможностью самой экономической системы посредством саморегуляции справиться с решением целого ряда социально значимых задач.

Во-первых, посредством государственного вмешательства обеспечивается сохранение и поддержание рыночной среды. Государство создает и обеспечивает соблюдение «правил игры» участников экономического оборота. Так, законодательно закрепляются и гарантируются права собственников, создаются правовые основы функционирования денежной системы, обеспечивается поддержание конкурентной среды.

Во-вторых, воздействуя на экономику, государство способствует стабильному ее развитию, сглаживанию негативных факторов, исправлению просчетов и недостатков, вызванных цикличностью и диспропорциями. Также на макроэкономическом уровне государством решаются вопросы равновесия платежеспособного баланса страны, защиты внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности экономики.

В-третьих, государство, перераспределяя экономические ресурсы, обеспечивает общество благами, получение которых через рыночные механизмы вообще невозможно, затруднительно либо нецелесообразно. Это так называемые общественные блага, т. е. те, для которых характерны свойства неисключаемости (блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей) и неконкурентности (будучи предоставлены одному, лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек).

К общественным благам, как правило, относят национальную оборону, охрану общественного порядка, развитие фундаментальной науки, выполнение космических программ и прочие подобные. Кроме общественных благ, к благам, доступ к которым открывается через механизм перераспределения, можно отнести услуги здравоохранения, образования, культуры.

В-четвертых, государство содействует преодолению такого недостатка функционирования рынка, как социальное неравенство. Как известно, рыночный механизм очень жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Это достигается благодаря государственному вмешательству в экономику с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Через вмешательство в экономику государство способно также решать проблему занятости населения.

В противовес стихийным началам, преобладающим в рыночном саморегулировании, государственное воздействие на экономику строится на основе прогнозирования и планирования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [1] государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Для государственного прогнозирования характерно следующее:

  • 1) организуется Правительством РФ;
  • 2) осуществляется на долгосрочную [2] , среднесрочную [3] и краткосрочную перспективу;
  • 3) основывается на комплексном анализе демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов;
  • 4) результатом выступают прогнозы по РФ в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Плановые начала государственного воздействия на экономику проявляются в разработке Концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу [4] , а также различного рода Программ (государственных программ, целевых программ [5] [6] , адресных инвестиционных программ).

Это интересно:  Неполный рабочий день для женщин с детьми

В настоящее время в РФ осуществляется стратегическое планирование социально-экономического развития. Задачи такого планирования сформулированы в п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [4] . Во исполнение данного положения Правительством РФ разработаны Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. [8] и отдельные государственные программы [9] (в частности, государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», государственная программа РФ «Развитие транспортной системы», государственная программа РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы», государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», государственная программа РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013—2020 годы», государственная программа РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы», государственная программа РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики»).

Выступая составной частью социального, организационно-правового и политического участия государства в экономических процессах, государственное регулирование предпринимательской деятельности характеризуется следующими чертами:

  • 1) осуществляется через систему органов государственного управления;
  • 2) выражается в содействии, присутствии, контроле и перераспределении ресурсов;
  • 3) осуществляется с использованием правовых средств.

Представляется целесообразным более подробно ознакомиться с

Государство выполняет функцию по регулированию предпринимательской деятельности через свои органы. Это федеральные и региональные органы государственной власти. Те и другие можно представить в виде системы, состоящей из органов общей компетенции и органов специальной компетенции.

Органы общей компетенции, осуществляя государственное регулирование предпринимательской деятельности, воздействуют на нее в целом, по различным направлениям. На федеральном уровне к органам общей компетенции следует отнести:

  • • Президента РФ;
  • • Федеральное Собрание РФ;
  • • Правительство РФ.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (в том числе и экономической). Данные направления определяются им в ежегодных и бюджетных посланиях к Федеральному Собранию РФ. Непосредственно (путем принятия указов), а также опосредованно

(через участие в законодательной деятельности (внесение законопроектов и подписание федеральных законов)) президент участвует в нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности. Государственное регулирование осуществляется в форме распоряжений Президента РФ.

Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом государственной власти и осуществляет государственное регулирование предпринимательских отношений через принятие федеральных конституционных и федеральных законов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ) и по вопросам, находящимся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ и в соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [10] в пределах своих полномочий:

  • • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В отличие от органов общей компетенции органы специальной компетенции осуществляют государственное регулирование по отдельным направлениям в пределах предоставленной им компетенции.

К органам специальной компетенции относятся в первую очередь федеральные органы исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [11] . В соответствии с п. 1 данного Указа в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Такое деление связано с различием выполняемых функций.

Так, федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральная служба — функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральное агентство — функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Действующая структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции Указа Президента РФ от 19 марта 2014 г. № 154 [12] ).

Большинство федеральных органов исполнительной власти, осуществляя возложенные на них функции, в той или иной степени оказывают регулирующее воздействие на предпринимательскую деятельность. При этом одни из них воздействуют на предпринимательскую сферу в целом (например, Минэкономразвития России), другие на отдельные отрасли предпринимательства (например, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минстрой России).

В осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности принимают участие и субъекты, не включенные в систему органов государственной власти, но наделенные властными полномочиями.

К таким субъектам в первую очередь относится Центральный банк Российской Федерации (Банк России). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [13] Банк России является юридическим лицом, статус, цели деятельности, функции и полномочия которого определяются Конституцией РФ и федеральными законами. Банк России осуществляет воздействие как на предпринимательскую деятельность в целом (например, через разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, организацию наличного денежного обращения, установление правил осуществления расчетов), так и на ее отдельные направления (деятельность участников финансовых рынков).

Властными полномочиями наделены также государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), осуществляющие государственную политику в области соответственно пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Органами государственного регулирования предпринимательской деятельности также выступают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (в случае наделения их государственными полномочиями).

Как нами уже было ранее замечено, государственное регулирование предпринимательской деятельности отличается разнообразием форм.

Так, например, государственное регулирование предпринимательской деятельности может выражаться в содействии его развитию. С этой целью государство стремится создать благоприятный предпринимательский климат.

0 действительном состоянии предпринимательского климата в России может говорить следующий факт. По данным Всемирного банка, проводящего ежегодные исследования «Ведение бизнеса» [14] и выстраивающего на его основе рейтинги экономик по благоприятст- вию ведения бизнеса, Россия на 2014 год занимает 92-е место из 189 государств, в отношении которых проводится данное исследование [15] . В Паспорте государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в качестве ожидаемого результата ее реализации установлено перемещение к 2018 г. на 20-е место в данном рейтинге.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может выражаться также в присутствии государства в экономике. При этом присутствие может проявляться по-разному. Во-первых, через создание и деятельность государственных унитарных предприятий [16] , а также участие РФ и субъектов РФ в хозяйственных обществах. Во-вторых, через систему государственных закупок. В-третьих, через государственно-частное партнерство.

Специфической формой государственного регулирования выступает государственный контроль (надзор), который призван минимизировать негативные эффекты бизнеса, предотвратить отрицательные внешние эффекты и перекосы в социально-экономическом развитии территории.

Наконец, государственное регулирование может осуществляться в форме перераспределения ресурсов. Так, государство осуществляет через систему налоговых сборов получение денежных средств от бизнеса, а затем через систему государственных расходов перераспределяет их в пользу государственных нужд и для поддержки культуры, образования, социальной сферы.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется с использованием таких правовых средств, как нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Первые распространяют свое действие на заранее неопределенный круг субъектов предпринимательства, вторые — на конкретных субъектов предпринимательской деятельности.

К индивидуальным правовым актам в области государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  • • акты регистрации (юридических лиц; индивидуальных предпринимателей; прав на недвижимое имущество; изобретений; промышленных образцов; полезных моделей; товарных знаков; наименований мест происхождения товара; пищевых продуктов, материалов и изделий);
  • • акты-разрешения (решение о выдаче лицензии, решение об оформлении лицензии на пользование недрами);
  • • акты согласия на совершение определенных действий (решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия);
  • • акты реагирования на правонарушения (предписания о прекращении правонарушения, постановления о привлечении к ответственности, решения о привлечении к ответственности).

При осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности государственными унитарными (казенными) предприятиями в качестве индивидуальных правовых актов могут выступать акты планирования и акты распоряжения уполномоченных государственных органов.

Статья написана по материалам сайтов: mirznanii.com, studbooks.net, studref.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий