+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Этапы бюджетного процесса кратко

Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование.

Бюджетный процесс длится около трех лет, и это время называется бюджетным периодом.

Первая стадия – стадия составления проекта бюджета. Решение о начале работы над составлением проекта местного бюджета принимается выборным органом местного самоуправления. Исполнительные органы муниципального образования организуют поэтапную работу по составлению проекта местного бюджета. В определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики муниципального образования, рассчитываются контрольные цифры проекта местного бюджета на соответствующий период и подготавливаются другие документы.

Вторая стадия бюджетного процесса – рассмотрение проекта бюджета выборным органом местного самоуправления. Оно предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.

Третья стадия бюджетного процесса – утверждение бюджета, принятие решения о бюджете.

В случае непринятия проекта местного бюджета до 1 января конкретного года исполнительные органы муниципального образования имеют право производить расходование бюджетных средств.

По соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов за IV квартал предшествующего года до принятия местного бюджета.

Четвертая стадия бюджетного процесса – исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря.

Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов. Исполнение доходной части бюджета связано с перечислением плательщиками соответствующих налогов и неналоговых платежей на счета бюджета того или иного уровня.

Пятая стадия бюджетного процесса – стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета выборным органом муниципального образования. В соответствии с Бюджетным кодексом отчетный доклад об исполнении местного бюджета за прошедший финансовый год представляется ежегодно в мае следующего за отчетным года.

Рациональное управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных доходов и расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений невозможно без использования единой, законодательно утвержденной системы движения денежных потоков.

Ведомственная классификация расходов местного бюджета, классификация источников внешнего финансирования дефицита местного бюджета и классификация видов муниципального внешнего долга и внешних активов не используются. На уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления ведомственная классификация расходов бюджетов утверждается представительными органами власти этих двух уровней самостоятельно.

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс включает несколько стадий: составление проекта бюджета; рассмотрение проекта бюджета и его утверждение; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Стадия бюджетного процесса — это совокупность действий органов государственной власти или органов местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса, характеризующихся внутренним единством и осуществлением определенных действий в соответствии с бюджетной компетенцией каждого органа.

Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Перед составлением идет разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России. Непосредственная работа по составлению проектов соответствующих бюджетов проводится Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ в ст. 172 устанавливает перечень сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, и наделяет финансовые органы правом получать необходимые сведения от органов государства, местного самоуправления или финансовых органов другого уровня.

Основываясь на принципе утверждения бюджета до начала финансового года, исполнительные органы власти всех уровней доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего территориального уровня необходимые указания по разработке проектов бюджетов.

После представления нижестоящими субъектами в вышестоящие органы исполнительной власти своих предложений по расчетам относительно перераспределения доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные:

– проектируемые нормативы (проценты) отчисленного от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории;

– данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджете нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение;

– перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех субъектов РФ.

В процессе подготовки и составления проекта бюджета между исполнительными органами власти разных уровней возможно возникновение разногласий. С целью преодоления подобных конфликтов исполнительные органы власти могут вносить в вышестоящие органы свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом показателей.

Рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в представительных органах — Федеральном Собрании, законодательных органах субъектов Федерации и выборных органах муниципальных образований. Проект бюджета в названные органы вносится соответствующим органом исполнительной власти в определенный законами (решениями) срок. Одновременно с проектом бюджета законодательному (представительному) органу представляются документы и материалы, определенные ст. 181 БК РФ.

До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год законодательный (представительный) орган должен рассмотреть и принять соответствующее решение по законопроектам о внесении изменений в налоговое законодательство.

В случае невступления в силу закона (решения) о бюджете с начала финансового года вводится механизм временного управления бюджетом. В условиях невступления в силу закона (решения) о бюджете до начала финансового года расходование бюджетных средств в целях продолжения финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказания финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в размере не более одной двенадцатой ассигнований предыдущего года в расчете на месяц.

В условиях временного управления закона (решения) о бюджете на новый финансовый год органу, исполняющему бюджет, запрещается осуществлять некоторые элементы бюджетной компетенции: предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели; предоставлять бюджетные средства на возвратной основе; предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам; осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Кроме названных запретов законодательство наделяет орган, исполняющий соответствующий бюджет, правом не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.

Детальная регламентация стадии рассмотрения и утверждения бюджета осуществляется федеральным законодательством только для федерального бюджета. Порядок и условия представления проекта региональных и местных бюджетов соответствующему представительному органу для рассмотрения и утверждения проекта бюджета устанавливаются представительным органом власти или местного самоуправления в соответствующем финансово-правовом акте о бюджетном процессе.

Исполнение бюджета означает полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечение финансирования всех запланированных бюджетных расходов. Основная задача стадии исполнения бюджета — обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти всех уровней, а также органы местного самоуправления осуществляют корректировку бюджетных назначений, обусловленную подвижностью валютного курса и неравномерностью поступлений доходов в бюджет. На стадии исполнения бюджета осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых соответствующим предприятиям, организациям, учреждениям.

Эта стадия бюджетного процесса включает исполнение доходной и расходной частей бюджета. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

Непосредственная работа по исполнению соответствующего бюджета проводится Министерством финансов РФ, его подразделениями и органами, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и его органами на местах, финансовыми отделами исполнительных органов власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления. Организация исполнения государственных бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов возложена на систему органов казначейства. Казначейство осуществляет кассовое исполнение бюджета.

Исполнение бюджета происходит отдельно по доходам и расходам.

По расходам исполнение бюджета осуществляется с непосредственным участием главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений и осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Главным распорядителем средств федерального бюджетаявляется орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ или местного бюджетаявляется орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Главный распорядитель исполняет соответствующую часть бюджета, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и т.д.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств как органы исполнительной власти, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств несут ответственность за эффективное и целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств.

Исполнение бюджета любого уровня осуществляется на основе бюджетной росписи, в которой обязательно отражаются все изменения, связанные с исполнением бюджета. На основании закона о бюджете и сводной бюджетной росписи у органа, исполняющего бюджет, возникает обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока.

Это интересно:  Способ досрочного выхода из тюрьмы

Бюджетное обязательство имеет определенный лимит — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на срок не более трех месяцев. Утверждается лимит бюджетных обязательств органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утверждаемых главным распорядителем бюджетных средств. До всех распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств доводятся органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия. Лимиты бюджетных обязательств обобщаются в сводный реестр, который представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, образованный законодательным (представительным) органом.

В определенных Бюджетным кодексом РФ случаях возможно изменение лимитов бюджетных обязательств. Изменения доводятся уполномоченным исполнительным органом, распорядителями бюджетных средств до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств не позднее чем за пять дней до начала периода действия измененных лимитов. Бюджетным кодексом запрещается изменять лимиты бюджетных обязательств после истечения половины срока их действия.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается 31 декабря. До названной даты включительно органы казначейства обязаны оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. С 31 декабря прекращают действовать все лимиты бюджетных обязательств. Все счета, используемые для исполнения бюджетов, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. После 25 декабря не допускается принятие бюджетных обязательств. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено органами казначейства 28 декабря.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в доходах этого бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.

Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета представляет собой завершающую стадию бюджетного процесса, в ходе которой происходит составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Бюджетный кодекс РФ устанавливает оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность об исполнении бюджета. Непосредственная работа по сбору, сведению, составлению и представлению отчетности об исполнении бюджета в представительный орган, соответствующий контрольный орган и в Федеральное казначейство осуществляется уполномоченным исполнительным органом на основе единой методологии. Годовой отчет об исполнении бюджета утверждается (или отклоняется) представительным органом. Принятые отчеты по бюджету публикуются в средствах массовой информации соответствующего уровня и в течение следующего года в специальных статистических сборниках.

Бюджетный процесс

Участники и стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов и процедур, охватывающих все стадии бюджетного цикла — от разработки проекта бюджета до принятия закона об его исполнении. Этот процесс предполагает последовательное решение следующих задач:

  • 1) разработка проектов бюджетов всех уровней и их одобрение органами исполнительной власти, ответственными за это;
  • 2) внесение проектов бюджетов на рассмотрение законодательных (представительных) органов власти;
  • 3) принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов бюджетов законодательными (представительными) органами власти соответствующих уровней; их утверждение путем принятия соответствующих законов и решений;
  • 4) подписание принятого закона Президентом РФ (только бюджет федерального уровня);
  • 5) исполнение бюджета;
  • 6) принятие закона (решения) об исполнении бюджета;
  • 7) предварительный, текущий и последующий контроль обеспечения законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также за их мобилизацией в бюджеты соответствующих уровней.

Бюджетный процесс — область публичного финансового менеджмента, реализующего функции управления бюджетными потоками, охватывающими все доходы и расходы бюджета, а также процесс покрытия его дефицита и использования источников такого покрытия, установленных законом.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие участники бюджетного процесса:

  • 1. Президент РФ. Он обращается к Федеральному Собранию с Бюджетным посланием, которое направляется не позднее марта года, предшествующего бюджетному. В нем отображаются основные цели и задачи, приоритеты бюджетной политики государства.
  • 2. Федеральное собрание РФ (парламент) — обе палаты, а также органы законодательной (представительной) власти на местах.
  • 3. Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, органы исполнительной власти на местах, ответственные за разработку и исполнение бюджетов. Также, в соответствии с законом « О Правительстве Российской Федерации» выступает как орган, ответственный за конкретизацию бюджетной политики в проекте закона о бюджете на очередной год.
  • 4. Министерства и ведомства, ответственные за разработку проекта бюджета, ведомства, являющиеся субъектами бюджетного планирования, а также соответствующие органы на местах. Особое место среди министерств занимают Министерство экономического развития и торговли РФ, ответственное за разработку макроэкономических прогнозов, а также Министерство финансов РФ, которое от имени и по поручению правительства РФ разрабатывает проект закона о бюджете и осуществляет подготовку для Правительства РФ предложений по внесению изменений в бюджетное законодательство.
  • 5. Органы, администрирующие исполнение бюджета по доходам.
  • 6. Федеральное казначейство и его органы на местах, осуществляющие кассовое исполнение бюджета.
  • 7. Органы, осуществляющие банковское обслуживание исполнения бюджета- Центральный банк РФ и его структуры на местах.
  • 8. Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, составляющие организационное единство бюджетной сферы.
  • 9. счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов федерации, осуществляющие предварительный, последующий и текущий финансовый контроль, в том числе в форме экспертизы качества разработки и исполнения бюджета.
  • 10. Органы управления государственными внебюджетными фондами.
  • 11. Иные органы, получающие бюджетные средства для выполнения заказов в интересах развития бюджетной сферы.

Бюджетный процесс происходит поэтапно, этапы принято называть стадиями.

На федеральном уровне это следующие стадии:

  • 1. Разработка проекта бюджета (Минфином России) в соответствии с постановлением Правительства РФ.
  • 2. Внесение на рассмотрение и рассмотрение проекта бюджета.
  • 3. Утверждение проекта бюджета.
  • 4. Исполнение бюджета по доходам и расходам.
  • 5. Рассмотрение и утверждение закона об исполнении бюджета.

Разработка проекта федерального бюджета связана с бюджетным планированием. Схематично это можно представить в виде таблицы:

Таблица 5. Разработка проекта закона о федеральном бюджете.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию

Бюджетное послание Президента РФ

Среднесрочная программа социально — экономического развития на очередные три года (Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ)

Основные направления кредитно — денежной политики (Центральный банк РФ)

Трехлетний финансовый план (Министерство финансов РФ)

Инвестиционные программы естественных монополий (РАО ЕЭС, «Газпром», РЖД и др.)

Доклад об основных направлениях налоговой политики (Минфин России)

Основные параметры бюджета на очередной год (Минфин России — с учетом докладов субъектов бюджетного планирования, основанных на результатах анализа; федеральные целевые и прочие программы, Рособоронзаказ)

Обсуждение трехсторонней комиссией по подготовке проекта бюджета (Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство), оформленное протоколом.

Проект федерального бюджета

Доходы по всем налоговым и неналоговым поступлениям

Расходы по всем разделам функциональной структуры, ведомственной и экономической классификации

Источники покрытия дефицита. Объем стабилизационного фонда, его формирование и использование

Внесение проекта закона о федеральном бюджете в парламент — Федеральное Собрание РФ

Принятие к рассмотрению

Рассмотрение в соответствии с регламентом

Основные процедуры публичного бюджетного процесса, предусмотренные в Бюджетном кодексе РФ, определяются как бюджетные чтения. До 2005 г. включительно бюджеты принимались в рамках четырех чтений, теперь бюджет принимается в рамках трех чтений. Очевидно, что сокращение числа бюджетных чтений (три вместо четырех) связано с тем, что, начиная с 2005 г. расходы бюджетов поделены на установленные и вновь принимаемые, и поэтому отпала необходимость в дискуссиях по расходам, которые теперь считаются установленными, поскольку они закреплены нормативно — правовыми актами и подлежат финансированию.

Этапы бюджетного процесса

Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа бюджетной деятельности:

— разработка проекта бюджета;

— рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета;

— составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической и политической жизни общества.

Продолжительность этапов бюджетного процесса: разработка, рассмотрение и утверждение бюджета — 18 месяцев; исполнение бюджета — 12 месяцев; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение — до 6 месяцев.

Разработка проекта бюджета и его исполнение являются функцией исполнительных органов: Правительства РФ, советов министров республик в составе РФ, органов исполнительной власти других субъектов РФ и местных исполнительных органов. Рассмотрение и утверждение бюджета и отчета об исполнении бюджета осуществляются представительными органами власти. Бюджет страны утверждает Федеральное собрание РФ.

Составление проекта бюджета основывается:

— на бюджетном послании Президента РФ;

— прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

— основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

— прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

— плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Рассмотрим основные этапы бюджетного процесса на примере федерального бюджета.

1. Разработка проекта бюджета. Проект федерального бюджета начинает разрабатываться Правительством РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с БК РФ и бюджетной политикой РФ.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над материалами и документами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития, который является основой перспективного финансового плана.

Это интересно:  Нормы подачи тепла в многоквартирном доме

Министерство финансов РФ организует разработку:

— проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

— проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проект федерального бюджета разрабатывается в два этапа. На первом этапе осуществляются разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор правительством плана- прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Министерство финансов РФ в двухнедельный срок со дня принятия основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

— направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

— уведомляет органы исполнительной власти субъектов федерации о методике формирования межбюджетных отношений РФ и ее субъектов на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ.

Второй этап формирования федерального бюджета заключается в распределении федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также в разработке указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда (МРОТ), о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Правительство вносит на рассмотрение Государственной думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года, одновременно представляя следующие документы и материалы:

— предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;

— прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;

— основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

— план развития государственного и муниципального сектора экономики;

— прогноз сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;

— прогноз консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;

— проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;

— проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

— проект государственной программы вооружения на очередной финансовый год;

— проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;

— расчет по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;

— проекты программ государственных внешних заимствований и предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам на очередной финансовый год;

— проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год;

— проекты федеральных законов о приостановлении действия или об отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, не предусмотренных федеральным бюджетом на очередной финансовый год;

— расчеты прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на начало и конец очередного финансового года, прогнозируемого объема поступлений в Стабилизационный фонд и (или) использовании средств Стабилизационного фонда в очередном финансовом году.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов:

— о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;

— о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

— о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

В процессе рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в Г осударственную думу (до 1 октября) дополнительно представляются:

— ожидаемое исполнение федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год (оценка);

— проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет об их предоставлении за истекший период текущего финансового года;

— проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении данных средств за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года;

— предложения по расходам на содержание Вооруженных сил РФ, других войсковых воинских формирований.

Банк России до 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно указанный проект направляется Президенту и в Правительство РФ.

Представленный проект федерального бюджета направляется Советом Государственной думы соответствующим комитетам. Комитеты высшего законодательного органа страны проводят постатейное рассмотрение проекта бюджета и выносят заключение. С учетом сделанных замечаний проект бюджета при необходимости дорабатывается и снова представляется в Государственную думу.

Проект федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу вместе с проектами федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

При необходимости Правительство РФ направляет в Государственную думу изменения и дополнения в действующие законодательные акты.

2. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и пакет необходимых сопроводительных документов направляются Советом Государственной думы Комитету по бюджету и налогам и другим комитетам для рассмотрения. На основании заключения Комитета по бюджету решается вопрос о рассмотрении федерального бюджета в Государственной думе.

Комитеты Государственной думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов с точки зрения целесообразности, актуальности, финансовой и материальной возможностей, готовят свои заключения. Предложения и заключения каждого комитета направляются в профильные комитеты Государственной думы. На основе полученных заключений данные комитеты составляют свободное заключение по проекту федерального бюджета и представляют его в Государственную думу, которая рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

Государственная дума, обсуждая проект федерального бюджета в первом чтении, рассматривает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части

источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Г осударственная дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклад председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Г осударственная дума может:

— передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета;

— вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

— поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

При этом в целях нормализации бюджетного процесса Государственная дума направляет в органы исполнительной власти субъектов РФ и законодательные (представительные) органы этих субъектов сведения о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов и распределении его средств, утвержденных при рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении, между субъектами РФ.

Это интересно:  Письмо в банк о невозможности выплачивать кредит

При отклонении Государственной думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Г осударственная дума утверждает:

— расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов;

— распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов;

— расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета;

— программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год;

— программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;

— программу государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год.

Государственная дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

В течение 10 дней комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в комитете по бюджету и Правительстве РФ.

В четвертом чтении Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении проходит голосование за указанный законопроект в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается Государственной думой на пленарном заседании и в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной думой.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

3. Исполнение бюджета. Исполнение бюджета — совокупность операций по формированию и исполнению утвержденного в установленном порядке фонда денежных средств, предназначенного для реализации задач и функций, возложенных на органы государственной (муниципальной) власти.

Исполнение бюджетов обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Главной задачей исполнения бюджета является обеспечение поступлений доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов РФ, местных (ОМСУ).

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возложены организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется на основе бюджетной росписи, содержащей детализацию показателей доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе получателей бюджетных средств.

Исполнение федерального бюджета в соответствии с законодательством возлагается на Федеральное казначейство.

Казначейская система исполнения бюджетов разных уровней является важным направлением совершенствования бюджетного процесса в РФ.

Органы Казначейства выполняют такие задачи, как:

— организация осуществления федерального бюджета РФ и контроль за его исполнением, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;

— регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами; финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

— управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

— разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов; ведение операций по учету государственной казны РФ.

Исходя из задач, возложенных на Казначейство, Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:

— организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета РФ;

— организует финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов исходя из принципа единства кассы;

— руководит работой территориальных органов Федерального казначейства;

— доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета РФ по обслуживаемым этими органами территориям РФ;

— ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета РФ, государственных внебюджетных фондов;

— организует осуществление взаимных расчетов между федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ;

— регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

— осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также государственных внебюджетных фондов;

— осуществляет по поручениям Правительства РФ и министра финансов РФ иные операции со средствами федерального бюджета РФ, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;

— осуществляет в установленном порядке подготовку проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства.

Формирование доходной части бюджета осуществляют Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции, а также Федеральная таможенная служба и ее органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в бюджет. Данные ведомства представляют необходимую информацию в Казначейство.

Правительство РФ направляет в Государственную думу ежемесячно информацию о ходе исполнения федерального бюджета РФ и ежеквартальный отчет о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с законодательством исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

— перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;

— распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

— возврат регулирующих налогов;

— учет доходов федерального бюджета и отчетность о них в соответствии с бюджетной классификацией.

Сводная бюджетная роспись доходов и расходов федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается им в течение 15 дней после принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная роспись доходов и расходов федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное собрание РФ и Счетную палату РФ.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств готовит сводный отчет об исполнении федерального бюджета.

Отчет об исполнении федерального бюджета составляется в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

В Государственную думу одновременно с отчетом об исполнении бюджета представляются следующие документы и материалы:

— отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

— отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

— отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

— отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;

— отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;

— сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

— сводные отчеты смет доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

— реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года;

— отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

— отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

Проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год проводит Счетная палата РФ в течение 4,5 месяца после представления указанного отчета в Государственную думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Отчет об исполнении федерального бюджета РФ с заключением Счетной палаты направляется Государственной думе для рассмотрения и утверждения.

Государственная дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ.

В процессе рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная дума заслушивает:

— доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;

— доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

— доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

— заключение председателя Счетной палаты РФ.

По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Государственная дума принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета за очередной финансовый год.

Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета утверждаются Правительством РФ.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, studwood.ru, economics.studio.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector