Этапы избирательного процесса в рф схема

Для реализации субъективного избирательного права граждан Российской Федерации необходимы определенные действия участников избирательного процесса: избирателей, избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти.

Избирательный процесс включает в себя следующие основные стадии:

1) назначение выборов

2) образование избирательных округов и избирательных участков, избирательных комиссий

3) составление списков избирателей

4) выдвижение кандидатов в депутаты и их регистрация

5) предвыборная агитация

6) финансирование выборов

7) проведение голосования

8) установление результатов выборов.

Назначение выборов на федеральном уровне осуществляется разными органами: выборы Государственной Думы — Президентом Российской Федерации (п. «а» ст. 84 Конституции РФ), выборы Президента РФ — Советом Федерации (п. «д» ст. 102 Конституции РФ). На региональном уровне выборы депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также глав исполнительной власти назначаются представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.

Избирательные округа. В зависимости от численности представительного органа власти и типа избирательной системы происходит и образование избирательных округов.
До 1993 г. выборы во всех республиках СССР проводились по одномандатным избирательным округам. В 90-х годах были эксперименты избрания депутатов по многомандатным округам. Выборы депутатов в Государственную Думу (1993 г.) проводились по смешанной избирательной системе — на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).

При выборах представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 1994 г. в основном была применена мажоритарная избирательная система относительного большинства. В 20 субъектах Федерации было образовано 110 многомандатных избирательных округов. В остальных субъектах Федерации образовывались только одномандатные избирательные округа.

При выборах Совета Федерации первого созыва (1993г.) образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.

Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определялись соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Последние образуются органами местного самоуправления по согласованию с вышестоящими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей с учетом местных и иных условий и с целью создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и избирательные законы субъектов Российской Федерации устанавливают правила образования избирательных участков и сроки с учетом временного пребывания избирателей в различных местах.

Списки избирателей — это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме органом, осуществляющим регистрацию и государственный учет населения, и главой местной администрации.

Для организации и проведения выборов представительных органов власти и местного самоуправления, а также высших должностных лиц государства и субъектов Федерации образуются избирательные комиссии. Они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Создается сеть избирательных комиссий субъектов Федерации во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действующих на постоянной основе. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определил следующие виды избирательных комиссий, осуществляющих организацию, подготовку и проведение выборов в Российской Федерации:

· Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

· избирательные комиссии субъектов Российской Федерации

· окружные избирательные комиссии

· территориальные (районные, городские и другие) и участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий устанавливаются федеральными законами и законами (нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Деятельность избирательных комиссий носит гласный и открытый характер, с широким участием в их работе кандидатов в депутаты, представителей избирательных объединений, средств массовой информации. Решения избирательных комиссий по вопросам их ведения носят обязательный характер для всех участников избирательного процесса, в том числе и для органов государственной власти и местного самоуправления. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Количественный состав избирательных комиссий в зависимости от их уровня колеблется от 7 до 15 членов.

Выдвижение кандидатов в представительные органы власти — одна из центральных стадий избирательного процесса, это этап, предопределяющий будущий состав депутатского корпуса. Новое избирательное законодательство внесло существенные моменты в процедуру выдвижения. Ныне право выдвижения кандидатов (или списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы и жительства.

Избирательное объединение — это общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, созданное и зарегистрированное в порядке, установленном федеральными законами (нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Право выдвижения кандидатов в депутаты может принадлежать избирательным блокам, то есть союзу избирательных объединений, создаваемых ими для совместного участия на период проведения выборов. Избирательный блок регистрируется соответствующей избирательной комиссией. Партия, движение, общественная организация могут входить в состав лишь одного избирательного объединения. В случае вхождения в блок они уже не могут выступать качестве самостоятельного избирательного объединения.В поддержку списка кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, собираются подписи избирателей в количестве, определяемом законами.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, и по месту жительства. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией, также устанавливается законами. Для регистрации кандидатом (списков кандидатов) необходимо наличие заявления от самих кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу; представления избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, и установленное количество подписей избирателей в поддержку данного кандидата.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 1994 г. в отличие от прежнего российского законодательства установил, что кандидат в депутаты представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе.

Законодатель определяет условия дополнительного выдвижения кандидатов и порядок обжалования в случаях отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующей комиссией.

Кандидат в депутаты имеет ряд гарантий, обеспечивающих ему возможность эффективного участия в избирательном процессе: социально-экономических, организационных и юридических. Среди них — личная неприкосновенность кандидата в депутаты, право кандидата иметь определенное количество доверенных лиц, право бесплатного пользования на территории округа всеми видами общественного транспорта, кроме такси, а также право на неоплачиваемый отпуск на период предвыборной агитации.

Предвыборная агитация — это деятельность граждан РФ, общественных объединений, иных участников избирательного процесса по созданию и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании ЗА или ПРОТИВ того или иного кандидата, либо списка кандидатов.
Граждане, общественные объединения свободно, на равных условиях вправе в допускаемых формах и законными методами вести агитацию ЗА или ПРОТИВ избирательного объединения, кандидата.

Формами агитации являются средства массовой информации, предвыборные мероприятия (собрания и встречи с избирателями, публичные предвыборные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия), агитационные печатные материалы. Предвыборная агитация должна вестись с соблюдением строго установленных законом требований: соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации; недопустимость использования служебного положения должностными лицами, журналистами и другими творческими работниками средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов; а также недопустимость злоупотребления свободной массовой информации, агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывов к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганды войны.

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, не разрешается.

Следующим моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут создаваться из следующих источников: средств, выделенных в равных размерах избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата, кроме случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных в равных размерах избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Законодательство четко определяет, что не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, предприятий с государственным участием и религиозных организаций. Соответствующая избирательная комиссия обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках образования избирательных фондов.

Одна из заключительных стадий избирательного процесса — голосование. Избирателю, который за 15 дней со дня голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, предоставляется возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательных комиссий, или возможность голосования по почте. При этом на соответствующую избирательную комиссию возлагается обязанность соблюсти тайну голосования, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при определении результатов голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, за которых сделан выбор, либо против всех кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень. Допускается возможность использования переносных избирательных ящиков для избирателей, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на избирательный участок.
Тайна голосования обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетени в специально оборудованной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии письменно оповещают избирателей заблаговременно.

Принципиальное значение имеет закрепление в законодательстве итогов (результатов) выборов. В зависимости от типа избирательной системы — мажоритарной или пропорциональной — производится и установление результатов выборов. Для признания выборов состоявшимися законодатель установил кворум явки избирателей не менее 25 % зарегистрированных избирателей.

Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов. При распределении депутатских мандатов на основе пропорционального представительства сначала подсчитывается сумма голосов, поданных за списки тех избирательных объединений, которые допускаются к распределению депутатских мандатов. Чтобы быть допущенным к данному распределению, необходимо получить не менее 5 процентов действительных голосов. Каждое избирательное объединение, за которое подано более 5 процентов действительных голосов, получает число депутатских мандатов пропорционально числу поданных за него голосов.

При этом устанавливается следующая методика распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями. Подсчитывается общее число голосов, поданных за списки, преодолевшие пятипроцентный барьер. Эта сумма делится на мандаты, распределяемые по данному округу. Полученный результат есть избирательное частное (избирательная квота). Затем число голосов, поданных за каждое избирательное объединение, делится на указанное частное. Полученная целая часть и есть число депутатских мандатов данного объединения. Если после этих действий остаются нераспределенные мандаты, то производится вторичное распределение, и оставшиеся мандаты передаются тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть (остаток) при произведенном выше делении. Избранными считаются кандидаты от первого помещенного в списке и далее в порядке их очередности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос №31. Стадии избирательного процесса в РФ

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последо­вательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Это и есть избирательный процесс, представляющий собой сложную систе­му правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов. Основные стадии избирательного процесса жестко регули­руются законодательством и другими нормативными правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать кон­фликты и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением обществен­ности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступ­ления от законности.

Стадии избирательного процесса:

Назначение даты выборов.

Составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей или участников референдума служит основанием для его участия в голосовании. Основанием для регистрации избирателей на конкретном избирательном участке является факт проживания граждани­на РФ на территории этого участка, а также временного пре­бывания или наличия открепительного удостоверения. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референду­ма.

Это интересно:  Регистрация садовых домиков обязательна или нет

Образование избирательных округов и участков. Для про­ведения выборов образуются избирательные округа и участки. Округа образуются на основании данных о численности заре­гистрированных избирателей. Границы избирательных окру­гов и число избирателей в каждом избирательном округе (схе­ма образования округов) определяются соответствующей из­бирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до дня голосования и утверждаются соответствующим представи­тельным органом. Для проведения голосования и подсчета голосов избирате­лей избирательный округ разбивается на избирательные уча­стки. Эти участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комис­сиями. Границы избирательных участков не должны пересе­кать границ избирательных округов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующим главой местной администра­ции не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов.Право выдвиже­ния кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избира­тельным объединениям, а также лицам в порядке самовыдви­жения с последующим сбором подписей в поддержку или внесением избирательного залога. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин, не обладающий пассивным избира­тельным правом на соответствующих выборах. Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гаранти­рованным законом. Все кандидаты обладают равными права­ми и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работа­ющие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязан­ностей и не вправе использовать преимущества своего служеб­ного положения. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, воен­ных сборов и учебы на время участия в выборах.

Предвыборная агитация. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и закон­ными методами вести агитацию за или против любого канди­дата, избирательного объединения. Она начинается за 28 дней до дня голосования, а прекращается за один день до этого дня. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируют­ся равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через сред­ства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печат­ных материалов. Но в предвыборной агитации не могут уча­ствовать, например, члены избирательных комиссий, государ­ственные органы, органы местного самоуправления, должно­стные лица государственных органов и органов местного самоуправления, представители средств массовой информа­ции. Избирательные комиссии контролируют соблюдение уста­новленного порядка проведения предвыборной агитации.

Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, уста­новление результатов выборов и их опубликование. Голосова­ние на выборах, референдуме проводится в календарный вы­ходной день. Время начала и окончания голосования устанав­ливается законом (08 – 20 часов). Продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Закон закрепляет гарантии тайны голосования. Заполнен­ные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблю­дателей. Вместо голосования с использованием бюллетеней может проводиться электронное голосование. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами уча­стковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллете­ней. При подсчете голосов избирателей участковая избира­тельная комиссия признает недействительными избиратель­ные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъ­явление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без пере­рыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комис­сии, а также наблюдатели, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели. После подсчета голосов избирателей участковая избира­тельная комиссия составляет протокол об итогах голосования, данные всех таких протоколов суммируются вышестоящей комиссией. На основании этих данных определяются итоги голосования и результаты выборов в соответствующих комис­сиях. Опубликование этих данных возлагается на комиссию округа или субъекта РФ. Официальное опубликование пол­ных данных в федеральных органах власти осуществляется в течение 3 месяцев, иных органов — 2 месяцев.

Вопрос №32. Институт президентства в России: становление и развитие.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента. Высказывавшиеся в то время идеи об учреждении института президента в СССР сначала в процессе всенародного обсуждения Конституции СССР 1936 г., а позже при подготовке новой Конституции были отвергнуты.

Даже в условиях обновляющегося общественного строя, в годы перестройки, когда в повестку дня был поставлен вопрос о ликвидации монополии одной партии — КПСС, предложение об учреждении поста Президента СССР встретило значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 г. пост Президента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР. Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.

В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум, состоявшийся в апреле 1991г., в соответствии с результатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 г. были включены статья, закрепившая принцип разделения властей, глава о Президенте; были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и некоторые другие нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.

Его статус по Конституции 1978 г. имел существенные отличия от того, как определила правовое положение Президента Конституция 1993 г. Эти отличия заключаются в том, что Президент:

1) определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти (а не глава государства);

2) не обладал полномочиями определять основные направления внутренней и внешней политики;

3) не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета;

4) не участвовал в назначении членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Центрального банка;

5) был обязан представлять не реже 1 раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ (кроме ежегодных посланий), причем Съезд мог потребовать внеочередного доклада.

Помимо этого указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет (причем последний был вправе приостанавливать действие указов и распоряжений до разрешения вопроса Конституционным Судом). Несмотря на то, что Президент являлся главой исполнительной власти, Совет Министров — Правительство было подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли контроль за деятельностью всех подотчетных им государственных органов.

Решение об отставке Правительства принималось Съездом или Верховным Советом путем выражения недоверия Правительству, либо Президентом по своей инициативе с согласия Верховного Совета. В Конституции 1978 г. было также закреплено, что Верховный Совет давал согласие на назначение министров иностранных дел; обороны, безопасности и внутренних дел. Президент представлял Верховному Совету предложения об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств РФ. Предусматривалась должность вице-президента.

18) Основные этапы избирательного процесса

Выделяют несколько стадий избирательного процесса:

1. Назначение даты выборов . Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, премьер-министром) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции или в законе.

2. Регистрация избирателей .

В современной практике используются несколько форм регистрации:

обязательна (Украина, Россия), которая означает, что государство само составляет списки избирателей на основании свидетельств об их проживания на определенной территории;

добровольное (США), которая предусматривает, что избиратели должны сами зарегистрироваться на выборной участка. Политологи считают, что подобная практика негативно влияет на электоральную активность. Например, не все американцы регистрируются и не все зарегистрированные принимают затем участие в выборах.

3. Установление избирательных округов и избирательных участков .

4. Создание избирательных органов . Для организационного руководства избирательным процессом, как правило, создают центральный избирательный орган, территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии.

5. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков . На данной стадии определяется круг лиц, из которых будут выбраны президент, сенаторы, депутаты.

6. Регистрация кандидатов и списки партий .

7. Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов . Она включает в себя работу кандидатов (партий) и групп для убеждения избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или активно поддерживающих их партийный список.

Проведение современных избирательных кампаний особенно требует проведения специальных исследований в области политического маркетинга, позволяющие определиться с программами кандидатов, ориентированными на разные группы избирателей, а также выстроить определенные имидж-стратегии. Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются различные средства:

реклама в СМИ, главное внимание отводится телевидению (политологи считают, что 70% имиджа создается именно с помощью TV);

агитационная кампания от двери до двери», которая предусматривает непосредственную работу активистов кандидата с электоратом по месту жительства;

встречи кандидата с избирателями;

открыточную и плакатная агитация, граффити;

проведение различных акций (митинги, шоу, распространение партийной символики и т.д.). Используются и другие способы рекламирования политиков и партий. Например, республиканцы как свой символ часто используют живых слонов.

Проведения предвыборной кампании требует значительных денежных средств, поступающих из добровольных пожертвований, выделяемых партиями и частично государством.

Проведение процедуры голосования . Сам термин «голосование» пришел из античной Спарты, где высший орган власти формировался в ходе общего собрания общими криками, а избранным считался тот спартанец, при котором кричали громче. Подобная практика принятия решений носит и другое название — «аккламацию». Таким образом, например, принимались решения в Византии в VII веке, в средневековых республиках Новгороду и Пскову. С античных Афин пришла и избирательная урна. В урну бросали черное и белые камни (своеобразные бюллетени), голосуя «за» или «против» решения (подобным образом граждане афинского полиса вынесли приговор Сократу).

Современное голосование происходит различными способами:

поднятием рук (в небольших поселениях при выборах органов местного самоуправления);

распространенный способ — на бумажных бюллетенях для голосования, когда напротив фамилии кандидата, избираемого, ставится определенный знак;

с применением электронных машин путем нажатия на кнопки или рычаги (последний способ используется в США).

В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы). В некоторых странах используются косвенные выборы. То есть граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии выборщиков), которые затем избирают того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами. Показными в этом отношении являются выборы президента в США.

Президентская кампания в США проходит в несколько этапов.

Первый этап — выдвижение кандидатов на пост президента и вице-президента. Сама система выдвижения кандидатов достаточно сложная, так как не прописана в Конституции и определяется законодательством каждого штата. После Второй мировой войны утвердилась практика первичных выборов (праймериз), через которые сторонники партии (демократической или республиканской) определяются с партийными кандидатами на общие выборы или голосуют за делегатов, которых они уполномочивают голосовать за конкретного кандидата на национальном съезде партии. Сами праймериз могут быть двух типов: «закрытые» — в их работе участвуют только зарегистрированные члены этой партии, «открытые» — сторонники одной партии могут участвовать только в праймериз другой партии. «Открытые» праймериз позволяющие учесть такую специфику электорального поведения американцев, как периодичность голосования, одного и того же избирателя за демократов и республиканцев. Кроме праймериз, существует и другой способ определения делегатов на национальный съезд партии — проведение многоступенчатых партийных конференций.

Второй этап — проведение национальных съездов партий, на которых каждая партия определяет своего кандидата на пост президента и вице-президента. Съезды несут большое пропагандистское нагрузки и по форме напоминают театрализованный митинг, давая старт президентской кампании.

Решающий этап — национальные выборы, которые позволяют определить победителей — президента и вице-президента. Их проводят во вторник, после первого понедельника в ноябре каждого високосного года. Избиратель, голосуя за кандидата той или иной партии на пост президента, на самом деле голосует за избирателей, выдвинутых этой партией в данном штате. Кандидат в президенты, набравший в этом штате больше голосов, чем его соперник, получает голоса всех избирателей данного штата (по принципу «победитель получает все»). Поэтому принципиальное значение имеет даже минимальный перевес голосов, отданных за избирателей штата.

Следующий этап — голосование коллегии выборщиков (декабрь). Кандидаты в президенты и вице-президенты должны получить более половины голосов избирателей (не менее 270 из 538 голосов). Списки с итогами голосования направляются председателю сената (по Конституции им является вице-президент).

Заключительный этап — совместное заседание обеих палат Конгресса (январь следующего за выборами), на котором объявляются списки коллегий избирателей. Конституция предусматривает, что если один из кандидатов не получил большинства голосов избирателей, президент будет определен голосованием палаты представителей.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Еще одним важным понятием избирательного права является избирательный процесс. Под избирательным процессом понимается деятельность субъектов избирательного права, направленная на избрание депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Для избирательного процесса характерно наличие законно установленных последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадийность — характеристика любого процесса. Причем важное значение имеет четкая последовательность таких стадий, невозможность перейти к следующей стадии минуя предыдущую.

Это интересно:  Увольнение по соглашению сторон плюсы и минусы

Кроме того, в избирательном процессе действуют определенные субъекты — избиратели, кандидаты, избирательные комиссии, избирательные объединения и др. Стадии избирательного процесса могут быть подразделены на обязательные и факультативные. Обязательными являются стадии, которые имеются в каждом избирательном процессе.

К обязательным стадиям избирательного процесса относятся:

  • • назначение выборов;
  • • образование избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей;
  • • формирование необходимых избирательных комиссий;
  • • выдвижение и регистрация кандидатов или списков кандидатов;
  • • проведение предвыборной агитации;
  • • проведение голосования;
  • • установление итогов голосования и определение результатов выборов.

Факультативные (дополнительные) стадии избирательного процесса есть

не в любом избирательном процессе. В зависимости от конкретных обстоятельств проведения выборов этих стадий может и не быть. К факультативным стадиям относятся, например, стадии повторного голосования, повторных выборов.

Особо следует сказать о финансировании и информировании выборов. Поскольку и финансирование и информирование осуществляются на всех стадиях избирательного процесса, представляется неверным выделять их в качестве отдельных стадий.

Данной точки зрения придерживается ряд исследователей — специалистов в области избирательного права. Например, А.Г. Головин считает, что не является отдельной стадией избирательного процесса наряду с финансированием и информированием также и предвыборная агитация как часть информационного обеспечения выборов [1] .

Стадия назначения выборов. На данной стадии уполномоченный орган (или должностное лицо) принимает решение о назначении выборов, в котором определяет дату голосования. Данное решение подлежит обязательному официальному опубликованию. Орган, который уполномочен назначить выборы, устанавливается Конституцией РФ и избирательным законодательством.

Например, выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов депутатов Государственной Думы должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Если Президент РФ не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный законом срок выборы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Выборы Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.

Для выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен единый день голосования. Таким днем является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочии данных органов.

Необходимо отметить, что при досрочном прекращении полномочий органов власти законами устанавливаются особые правила назначения выборов. Эти правила касаются сроков, в которые выборы должны быть назначены и проведены.

Стадия образования избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей. Под избирательным округом понимается территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутаты, выборные должностные лица. Могут быть образованы три вида избирательных округов:

  • 1) единый избирательный округ включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы. Например, выборы 225 депутатов Государственной Думы, избираемых по партийным спискам, и выборы Президента РФ проводятся по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации;
  • 2) одномандатный избирательный округ — округ, в котором избирается один депутат. Такие округа создаются, к примеру, при выборах 225 депутатов Государственной Думы, избираемых по мажоритарной системе;
  • 3) многомандатный избирательный округ — округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально.

Одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Схема избирательных округов, в которой определен их перечень и границы, утверждается избирательной комиссией, организующей выборы не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Эту схему должен утвердить соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган муниципального образования не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Схема избирательных округов подлежит официальному опубликованию.

Требования к образованию одномандатных и многомандатных избирательных округов:

  • • при образовании одномандатных и многомандатных избирательных округов должно учитываться административно-территориальное деление субъекта РФ;
  • • избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий;
  • • при образовании одномандатных избирательных округов должно соблюдаться примерное равенство их по числу избирателей (средняя норма представительства). Допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей должно быть не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем на 30%;
  • • при образовании многомандатных избирательных округов должно соблюдаться примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях — 15% от средней нормы представительства избирателей;
  • • при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей не должно превышать 40%;
  • • при образовании многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.

Непосредственно для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

Требования к образованию избирательных участков:

  • а) границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов;
  • б) избирательные участки образуются на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. Но не более чем 3000 избирателей на каждом участке.

Избирательные участки могут быть образованы разными субъектами в зависимости от того, где они образуются. Как правило, избирательные участки образуются главами местной администрации соответствующего муниципального образования. Для граждан РФ, находящихся за пределами территории РФ, участки образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территории страны их пребывания. При этом здесь может не применяться требование к числу избирателей на избирательном участке. В воинских частях избирательные участки могут образовываться командирами воинских частей. В ряде случаев избирательные участки могут формироваться избирательными комиссиями. Например, в труднодоступных и отдаленных местностях, в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, в местах содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых).

По общему правилу избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Списки избирательных участков должны быть в обязательном порядке опубликованы.

Рассматриваемая стадия включает также составление списков избирателей. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка. В случаях, установленных законом, это может быть также факт временного пребывания гражданина на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Например, при нахождении гражданина в командировке, в больнице, в санатории. В списки избирателей включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Если на основании международного договора РФ иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления, то они также включаются в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории определенного муниципального образования, не включаются в списки избирателей при выборах в органы местного самоуправления, если место жительства этих военнослужащих до призыва на службу не было расположено на территории данного муниципального образования.

На избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации, список избирателей может составляться участковыми избирательными комиссиями на основании письменных (если поступили до дня голосования) или устных (если поступили вдень голосования) обращений граждан РФ.

Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку. Необходимо подчеркнуть, что гражданин РФ включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Список избирателей обязательно должен быть представлен для ознакомления избирателям. В случае обнаружения гражданином любой ошибки или неточности в списке избирателей, он вправе обратиться в участковую комиссию с соответствующим заявлением. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить это заявление и либо устранить ошибку, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина РФ в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок Если же жалоба поступила за 3 и менее дня до дня голосования и в день голосования, то она подлежит немедленному рассмотрению. В случае если судом или вышестоящей избирательной комиссией принято решение об удовлетворении жалобы, исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно. При этом следует подчеркнуть, что вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума запрещается.

Стадия формирования необходимых избирательных комиссий. Под избирательными комиссиями понимаются коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Большинство избирательных комиссий, образуемых в Российской Федерации, являются постоянно действующими органами с определенным сроком полномочий. Поэтому на данной стадии избирательного процесса формируются лишь избирательные комиссии, которые действуют временно и создаются лишь в период избирательной кампании. К таким избирательным комиссиям в настоящее время относятся только окружные избирательные комиссии. Все остальные комиссии являются постоянно действующими. Подробнее статус избирательных комиссий будет рассмотрен в отдельном параграфе настоящего издания.

Выдвижение и регистрация кандидатов или списков кандидатов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 2 установил, что выдвижение кандидата — это самовыдвижение кандидата либо инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность. В соответствии с данным определением право выдвижения кандидатов принадлежит:

гражданам РФ, обладающим пассивным избирательным правом, которые могут сами выдвинуть свою кандидатуру (самовыдвижение). В некоторых случаях может быть предусмотрено, что при самовыдвижении в поддержку кандидата необходимо создать группу избирателей;

Например, в Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» для поддержки самовыдвижения кан-

дидата должна быть создана группа избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.

  • избирательным объединениям, которые могут выдвигать как непосредственно граждан при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам, так и списки кандидатов при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе. Под избирательными объединениями понимаются политические партии, региональные отделения или иные структурные подразделения политических партий, имеющие право участвовать в выборах. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным или многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, удовлетворяющее следующим требованиям:
  • — его устав должен предусматривать участие в выборах;
  • — объединение должно быть создано в форме общественной организации либо общественного движения;
  • — должно быть зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий — не позднее чем за 6 месяцев до дня голосования.

Выдвижение кандидатов и списков кандидатов осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) избирательных объединений.

Этапы выдвижения кандидатов (списков) кандидатов.

1- й этап: уведомление избирательной комиссии о выдвижении кандидата (списка кандидатов).

Для этого в соответствующую избирательную комиссию представляются:

  • • письменное заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности;
  • • копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина;
  • • копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
  • • сведения о размере и источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
  • 2- й этап: сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов).
Это интересно:  Основные положения устава ооо

Количество подписей, которое необходимо собрать устанавливается

соответствующим законом и не может превышать 5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 25 подписей.

Например, в поддержку кандидата на выборах Президента РФ, выдви-

нутого в порядке самовыдвижения, необходимо собрать не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия, выдвинувшая кандидата в Президенты РФ, обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.

В ряде случаев политическая партия может освобождаться от сбора подписей. По общему правилу от сбора подписей освобождаются политические партии, список кандидатов которых был допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления. На выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ не требуется сбор подписей также для политических партий (их региональных отделений), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в 1 /з субъектов РФ. Вместо подписных листов такая партия должна представить в избирательную комиссию решение о выдвижении кандидата (списка кандидатов); на основании этого решения и будет осуществляться ее регистрация.

Ранее в избирательном законодательстве РФ предусматривался такой способ регистрации кандидата в депутаты, как внесение избирательного залога. В настоящее время избирательный залог отменен.

Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию, где осуществляется их проверка. В ходе проверки выявляются недействительные и недостоверные подписи. Проверка подписных листов проводится выборочно. По общему правилу проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20% от установленного законом необходимого для регистрации кандидата (списка кандидатов) количества подписей избирателей, отобранных для проверки. По результатам проверки подписей и проверки соответствия закону порядка выдвижения кандидата (списка кандидатов) принимается решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) или об отказе в такой регистрации. С момента принятия решения о регистрации кандидат приобретает новый статус — зарегистрированного кандидата с соответствующим набором прав и обязанностей.

Стадия проведения предвыборной агитации. Предвыборная агитация является элементом информационного обеспечения выборов наряду с информированием избирателей. Под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Предвыборная агитация, в отличие от информирования избирателей, имеет так называемую агитационную цель — побудить избирателей голосовать тем или иным образом.

л-Н Судебная практика

«Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели — склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов» (Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П).

Закон конкретизирует действия, признаваемые предвыборной агитацией. Предвыборной агитацией признаются:

  • а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
  • б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель;
  • в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  • г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  • е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Предвыборная агитация является одной из стадий избирательного процесса, так как имеет строго определенные временные рамки, определенные юридические последствия и определенных субъектов, имеющих право осуществлять предвыборную агитацию.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Однако из данного правила есть исключение. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Такое общее правило начала агитации через средства массовой информации установлено с целью обеспечения всем кандидатам одинакового доступа к СМИ. Таким образом, это гарантия реализации принципа равного избирательного права.

Предвыборная агитация может проводиться следующими методами:

  • • на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, т.е. через СМИ;
  • • посредством проведения агитационных публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирований);
  • • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (листовки, агитационные плакаты, транспаранты и пр.);
  • • иными не запрещенными законом методами.

Важно подчеркнуть, что все расходы на проведение предвыборной агитации финансируются из средств избирательных фондов.

Стадия проведения голосования. При проведении голосования важное значение имеет вопрос о времени и месте его проведения. О месте и времени проведения голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Голосование должно проводиться только в выходной день — воскресенье. Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается соответствующим законом. Например, выборы депутатов Государственной Думы и выборы Президента РФ проводятся с 8 до 20 часов по местному времени. Во всех случаях продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов.

Голосование проводится в специально оборудованных помещениях для голосования. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (за исключением карандашей). В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает необходимую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень.

Законодательством предусмотрена возможность голосования:

  • по открепительным удостоверениям для избирателей, которые в день голосования не могут прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где они включены в список избирателей (например, находятся в командировке в другом городе);
  • вне помещения для голосования для лиц, которые по уважительным причинам (по состоянию здоровья или инвалидности) не могут самостоятельно прибыть на избирательный участок в день голосования. В этом случае члены участковой избирательной комиссии выезжают по заявлениям граждан. Для обеспечения принципа тайного голосования, голосование вне помещения проводится с использованием переносных ящиков для голосования;
  • досрочного голосования, которое проводится для всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. Досрочное голосование может быть проведено не ранее чем за 15 дней до дня голосования.

Для участия в голосовании на выборах избиратель получает избирательный бюллетень. Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности и имеют несколько степеней защиты для того, чтобы не допустить изготовления фальшивых бюллетеней. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, то он также должен предъявить и открепительное удостоверение. Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадратах, относящихся к кандидату (списку кандидатов), в пользу которого сделан выбор. Если голосование проводится по одной кандидатуре (например, это возможно во втором туре выборов Президента РФ), то в бюллетене будут предусмотрены два варианта на выбор избирателя — «за» или «против». Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

Установление итогов голосования и определение результатов выборов осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы. Например, на выборах депутатов Государственной Думы или выборах Президента РФ результаты будут определяться Центральной избирательной комиссией РФ. Сразу после окончания времени голосования участковой избирательной комиссией начинается подсчет голосов избирателей. Все полученные ею данные заносятся в протокол и передаются для подсчета в вышестоящую избирательную комиссию. Результаты выборов определяются вышестоящими избирательными комиссиями путем последовательного суммирования данных, содержащихся в протоколах нижестоящих избирательных комиссий. Возможные результаты выборов могут быть следующими.

Во-первых, выборы могут быть признаны состоявшимися и действительными. При таком результате будут сформированы представительные органы власти.

Во-вторых, выборы могут быть признаны несостоявшимися в следующих случаях:

  • б) если голосование проводилось по одной кандидатуре и за этого кандидата проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
  • в) если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;
  • г) если за списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу;
  • д) если все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
  • е) если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.

В-третьих, выборы могут быть признаны недействительными:

  • а) в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
  • б) в случае если выборы были признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем ! Д часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей в соответствующем избирательном округе;
  • в) по решению суда.

Юридическим последствием признания выборов несостоявшимися или недействительными будут повторные выборы. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на 1/ з-

Результаты выборов подлежат официальному опубликованию по общему правилу не позднее чем через 1 месяц со дня голосования. Например, официальное опубликование результатов выборов депутатов Государственной Думы осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ в течение трех недель со дня голосования. Официальное опубликование результатов выборов Президента РФ осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ в течение 3 дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента РФ.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, studfiles.net, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector