Как проверить поставщика на добросовестность

Добросовестным признается плательщик налогов и сборов, который не имеет намерений скрыть доход или его часть от налогообложения. Проверять контрагентов необходимо для того, чтобы обеспечить своей организации от претензий контролирующих органов.

Деятельность налоговых органов направлена на результативность осуществления контрольных мероприятий в связи, с чем они ужесточают надзор за проводимыми между предприятиями сделками и взаиморасчетами. Решение о проведении налоговой проверки выносится в отношении организаций, имеющих сделки с фирмами-однодневками.

Содержание

Что такое недобросовестность контрагента

Юридическое лицо, получающее необоснованную налоговую выгоду путем занижения налоговой базы с помощью сомнительных сделок, является кандидатом на проведение контроля.

Как проверить поставщика и его добросовестность

Налоговая инспекция отслеживает фиктивные сделки по наличию в цепочке множества посредников, среди которых есть организации с рядом характерных признаков. Фирма считается недобросовестной, если она:

не осуществляет предпринимательскую деятельность;

не сдает отчетность либо сдает с нулевыми показателями;

находится по адресу массовой регистрации;

не обладает фактическим суверенитетом;

не обеспечивает нахождение администрации по юридическому адресу.

Налоговые последствия

Для того чтобы обезопасить себя от разного рода разногласий с контролирующим государственным органом необходимо проявлять должную осмотрительность в выборе партнеров. В налоговом законодательстве предусмотрена презумпция невиновности налогоплательщика, и обязанность по доказыванию своей позиции лежит на налоговом органе. Однако, судебная практика складывается как в пользу плательщика налогов и иных обязательных платежей, так и в пользу инспекций ФНС.

Поводом для признания расходов и вычетов по косвенным налогам необоснованными не служит неосмотрительность налогоплательщика, а является наличие хозяйственных связей с недобросовестным партнером.

Если орган ФНС докажет, что документы по операциям с таким контрагентом фиктивные, то придется заплатить доначисленный налог, пени за просрочку и штрафы за допущенное нарушение.

Как и где можно проверить контрагента

Самый простой способ запросить у контрагента документы подтверждающие постановку на учет в качестве налогоплательщика и раскрываемые показатели бухгалтерской отчетности. Неплохим доказательством осмотрительности будет запрос у потенциального партнера выписки из ЕГРЮЛ, справки об отсутствии задолженности перед бюджетом, лицензий и разрешений, если его деятельность подлежит лицензированию.

Сервисы ФНС на данный момент открыли доступ к данным, содержащимся в базе государственного реестра. Проверить добросовестность поставщика можно на сайте налоговой или через запрос выписки по телекоммуникационным каналам связи.

Получить актуальную информацию о том, в каких судебных разбирательствах участвует фирма, можно на сайте ВАС РФ, посмотрев картотеку арбитражных дел.

Для получения сведений об открытых исполнительных производствах в отношении юридического лица обращаются к базе данных федеральной службы судебных приставов, размещенной у нее на сайте.

Наличие лицензии у организации подтверждается данными с сайтов органов, выдающих лицензии.

Проявлением осторожности также будет являться переписка с поставщиком, получение на него рекомендаций, проверка его адреса регистрации на массовость.

Важным моментом при выборе партнера-поставщика является его проверка. На рынке представлено множество онлайн-сервисов для определения добросовестности контрагентов, но ни один из них не дает абсолютно правильной оценки, поэтому необходимо объединить несколько этапов и способов, разработать и утвердить методику – этот документ будет неоспоримым доказательством в суде проявления должной осмотрительности.

Проверка добросовестности контрагента

Налоговый кодекс не определяет критериев оценки добросовестности организаций и предпринимателей. Вместе с тем предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Факт нарушения вашим контрагентом своих налоговых обязанностей (неуплата налога, непредставление деклараций и др.) сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды, то есть не говорит о том, что вы тоже являетесь недобросовестным. Инспекторы должны доказать, что вы не проявили осторожности и осмотрительности в выборе партнера, что вам не было известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Претензии возможны только, когда проверяющие докажут, что бизнесмен действовал без должной осмотрительности. Существенное значение при этом имеет взаимозависимость с недобросовестным партнером (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53).

Судебная практика указывает, что наличие необоснованной налоговой выгоды подтвердит, в частности, отсутствие регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), регистрация контрагента по адресу массовой регистрации, ликвидация юридического лица в принудительном порядке, непредставление контрагентом в инспекцию налоговой и бухгалтерской отчетности либо представление отчетности с нулевыми показателями.

Таблица. Некоторые обстоятельства, указывающие на получение коммерсантом налоговой выгоды в судебной практике

Обстоятельство Выводы судей Номер постановления
Партнер не
зарегистрирован
в ЕГРЮЛ
В счетах-фактурах должны
указываться достоверные
сведения. Если документ
выставлен поставщиком,
который не зарегистрирован
в ЕГРЮЛ, то счет-фактура
не может служить основанием
для вычета НДС, так как
содержит недостоверные
сведения о поставщике и не
соответствует требованиям
п. 5 ст. 169 НК РФ
Постановление Президиума
ВАС РФ от 18 ноября
2008 г. N 7588/08;
Постановления ФАС Западно-
Сибирского округа
от 7 августа 2008 г.
N Ф04-4636/2008(8959-А27-27),
ФАС Северо-Кавказского округа
от 26 февраля 2008 г.
N Ф08-160/08-208А,
ФАС Поволжского округа
от 10 сентября 2009 г.
по делу N А12-2476/2009
Партнер не
зарегистрирован
в ЕГРЮЛ
Счета-фактуры,
выставленные поставщиками,
не зарегистрированными
в ЕГРЮЛ, могут служить
основанием для вычета, так
как покупатель не несет
ответственности за действия
поставщика и не должен
проверять достоверность
данных, которые поставщик
указал в счете-фактуре.
Кроме того,
законодательство
не возлагает
на налогоплательщика
обязанность проверять
постановку на учет своего
партнера и не ставит
в зависимость от этого
право на применение вычета
Постановления ФАС Северо-
Западного округа
от 26 мая 2006 г.
по делу N А42-6900/2005,
ФАС Московского округа
от 13 октября 2006 г.,
19 октября 2006 г.
N КА-А40/10012-06,
ФАС Уральского округа
от 23 мая 2007 г.
N Ф09-3831/07-С2
Партнер не
зарегистрирован
в ЕГРЮЛ
Налогоплательщик
использовал в расчетах
вексель несуществующего
юридического лица
(не зарегистрированного
в ЕГРЮЛ). Это, по мнению
суда, свидетельствует
о недобросовестности
налогоплательщика
Постановление ФАС
Поволжского округа
от 25 мая 2006 г.
по делу N А65-11426/05-СА1-23
Ликвидация
партнера
по решению суда
Указано
на недобросовестность
налогоплательщика,
в частности, потому что
его контрагент ликвидирован
по решению суда.
Соответственно, в вычете
НДС по счету-фактуре
от данного контрагента
отказано
Постановление ФАС Уральского
округа от 3 марта 2009 г.
N Ф09-774/09-С2
Партнер
зарегистрирован
по адресу
массовой
регистрации
Одним из признаков
получения
налогоплательщиком
необоснованной налоговой
выгоды судьи признали
регистрацию контрагента
по адресу массовой
регистрации
Постановления ФАС
Уральского округа
от 4 июня 2008 г.
N Ф09-3927/08-С2,
ФАС Восточно-Сибирского
округа от 7 августа 2008 г.
N А19-2446/08-11-Ф02-3801/08,
ФАС Московского округа
от 16 июня 2008 г.
N КА-А40/4210-08-2
Партнер
зарегистрирован
по адресу
массовой
регистрации
Судьи пришли к выводу, что
регистрация поставщика по
адресу массовой регистрации
не указывает на то, что
действия налогоплательщика
направлены на получение
необоснованной налоговой
выгоды
Постановления ФАС
Восточно-Сибирского округа
от 27 мая 2009 г.
N А19-1106/08-33-Ф02-2295/09,
ФАС Центрального округа
от 2 сентября 2009 г. по делу
N А14-11246/2008360/28
Контрагент
не представляет
отчетность
Суд указал на получение
налогоплательщиком
необоснованной налоговой
выгоды, так как у его
контрагента отсутствует
налоговая и бухгалтерская
отчетность, подписанная
уполномоченными лицами
Постановления Президиума
ВАС РФ от 11 ноября 2008 г.
N 9299/08, ФАС Поволжского
округа от 20 апреля 2009 г.
по делу N А12-15432/2008
Контрагент
представляет
отчетность
с минимальными
суммами
Представление контрагентами
налогоплательщика
отчетности с минимальными
суммами налогов не является
признаком
недобросовестности
налогоплательщика
Постановления ФАС Поволжского
округа от 19 мая 2009 г.
по делу N А12-16477/2008
(Определением ВАС РФ
от 23 июля 2009 г.
N ВАС-9044/09 в передаче
данного дела в Президиум
ВАС РФ отказано), ФАС
Центрального округа
от 25 сентября 2009 г.
по делу N А62-106/2009

Критерии добросовестности

Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в ред. Приказа ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/467@) определены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков.

В группу риска попадают компании, убыточные на протяжении двух и более календарных лет. Здесь же окажутся и нерентабельные фирмы. Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики должно превышать 10 процентов. Показатели рентабельности по видам деятельности приводятся в Приложении к Приказу.

Контрагенты — перекупщики или посредники также нежелательные партнеры. Стоит задуматься, если у контрагента доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 процентов за год, а также, если темп роста расходов организации опережает темп роста ее доходов от реализации товаров (работ, услуг). Под подозрение ставятся компании с низким уровнем заработной платы, компании, неоднократно меняющие место нахождения, а соответственно, и инспекции.

Сведения о партнере

Для проверки контрагента рекомендуется использовать официальные источники информации.

Зачастую, чтобы обезопасить себя от доначислений, коммерсанты пытаются получить в инспекции информацию о том, исполняют ли их контрагенты свои налоговые обязанности. И практически всегда проверяющие отказывают налогоплательщикам в предоставлении подобных сведений, ссылаясь на режим налоговой тайны.

Возможна и иная позиция по данному вопросу. Подобные сведения не являются составной частью информации, которую налогоплательщик вправе запросить в инспекции и предоставление сведений не входит в компетенцию проверяющих. А значит, представлять сведения о нарушении налогового законодательства налогоплательщиком или об отсутствии таких нарушений инспекторы не обязаны (пп. 1 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Такая точка зрения нашла отражение в Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 сентября 2007 г., 06 сентября 2007 г.

Это интересно:  Приказ о работе в выходной день

Выбираем и проверяем контрагента на добросовестность

Независимо от решения инспекции коммерсантам стоит обратиться в налоговую. Запрос необходимо отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения. И если даже бизнесмен получит отказ в предоставлении интересующих его сведений, у него будет доказательство того, что, изъявив намерение получить информацию о своем контрагенте, он проявил должную осмотрительность и осторожность при его выборе.

Коммерсанту в любом случае стоит удостовериться в благонадежности партнера. Хотя бремя доказывания вины налогоплательщика лежит на налоговом органе, стоит себя обезопасить.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

1. Запросить у контрагента ряд документов до заключения сделки. Обычно запрашиваются копии следующих документов:

  • свидетельства о государственной регистрации;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • устава.

2. Убедиться в добросовестности контрагента с помощью сервисов ФНС России

Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:

  • получить краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме онлайн;
  • проверить, не представлены ли контрагентом документы для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • удостовериться, что в отношении контрагента не принято опубликованное в Вестнике государственной регистрации решение о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;
  • узнать, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя;
  • подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица;
  • выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу «массовой регистрации» и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
  • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.

5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств. Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента. В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков. Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру,обновляемому ФАС России.

10.

Проверка добросовестности контрагента список документов

Проверить контрагента с гарантией в Иркутске. Агентство Каскад

Защита бизнеса в Иркутске. Экономическая безопасность

Как поставщику подтвердить добросовестность в 2019 году

Что такое добросовестность по 44-ФЗ

Когда предложение победителя аукциона или конкурса дешевле НМЦК на 25 % и более, в ход идут антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.

Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.

С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:

А также они распространяются на новые электронные закупки:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме .

При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ

Нужные сведения содержатся в ЕИС, а именно в реестре контрактов, которые были ранее заключены с госзаказчиками. Причем все сделки должны быть полностью закрыты, то есть быть в статусе «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, может быть следующей (на выбор):

  1. Три и более исполненных контракта в течение одного года до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.
  2. Четыре и более исполненных контракта в течение двух лет до даты подачи заявки. 75 % из которых без штрафных санкций.
  3. Три и более исполненных контракта в течение трех лет до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.

Важно учесть, что в вышеперечисленных вариантах сумма хотя бы по одному из документов не должна быть ниже 20 % от предложенной участником цены в текущих торгах. Более того, предмет завершенных сделок законом не уточняется, то есть он может быть любым, от участника не требуется подтвердить факт исполнения аналогичных госконтрактов.

Для участия в конкурсе документы, свидетельствующие о честности победителя, прикладывают к конкурсной заявке. В случае их отсутствия заказчик может заключить сделку только после того, как получит увеличенное в 1,5 раза обеспечение, по сравнению с указанным в документации. Причем эта сумма должна быть не меньше размера аванса, если он предусмотрен документацией.

При демпинге цены на электронном аукционе поставщик обязан предоставить сведения, подтверждающие добросовестность, одновременно с подписанным контрактом по текущей закупке.

Конкурсная комиссия или непосредственно заказчик, в зависимости от вида процедуры, сверяют предоставленные сведения с реестром контрактов. Если обнаружатся поддельные или неточные сведения, заявка отклоняется (в конкурсе) либо участник признается уклонившимся от сделки (в аукционе). В последнем случае результаты публикуются в ЕИС в виде протокола, а право оформить сделку переходит ко второму по цене участнику. Если предложение последнего тоже снижено на 25 % и больше от НМЦК, то и к нему применяются все антидемпинговые меры.

Образец подтверждения добросовестности по 44-ФЗ

Закон не устанавливает четких требований к форме предоставления рассматриваемой информации. Поэтому такие документы могут быть составлены в произвольной форме. Но для того чтобы участнику легче было безошибочно собрать все необходимые бумаги, а заказчику быстрее их проверить, удобно воспользоваться таблицей, которая содержит всю информацию, которую требуется предоставить по закону. Образец письма, подтверждающего честность поставщика, вы можете скачать ниже.

Проверка контрагентов на добросовестность

Кто такие контрагенты

Термин «контрагент» законодательно не закреплен. Правоприменительная практика понимает под контрагеном юридическое или физическое лицо, являющееся одной из сторон договора.

Причины проверки контрагентов на добросовестность

Принимая решение о сотрудничестве с новым контрагентом, достаточно часто руководство организации задается вопросами о надежности контрагента (выполнит ли контрагент работу после ее оплаты) и рисках, связанных с возможными вопросами со стороны налоговых органов.

Можно исходить из общего принципа добросовестности и не проводить проверок при заключении договора с новым партнером. Но разумнее и безопаснее поступить осмотрительно и позаботиться об успешности своего бизнеса.

    Налоговое законодательствл обязывает стороны заключаемого договора проверять добросовестность контрагента по договору. К примеру, организации заключили договор оказания услуг по уборке офиса. Исполнитель направил заказчику акт приемки-передачи услуг и счет-фактуру. Налоговый орган по результатам проведения камеральной проверки может отказать в вычете НДС по следующим причинам:

у исполнителя нет работников в штате (значит, никто физически не мог производить уборку);

исполнитель не находится по юридическому адресу, не платит налоги, не сдает налоговую отчетность (следовательно, исполнитель является недобросовестным);

документы от исполнителя были подписаны не уполномоченным лицом (не руководителем, следовательно, они недействительны).

Следовательно, получить вычет НДС по ним не получится.

Такую проверку лучше проводить еще и потому, что на это обращают пристальное внимание и налоговые инспекторы при проведении налоговых проверок, которые тщательным образом проверяют всех контрагентов организации на наличие признаков «однодневок». Основной аргумент — организация должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью.

Суды считают, что организация должна выбирать таких контрагентов, связь с которыми не повлечет для нее дополнительных налоговых начислений. Если инспекторы заявляют об использовании схемы минимизации налогов, то в общем случае суды проверяют следующие обстоятельства:

есть ли у контрагента расходы на ведение хозяйственной деятельности;

носят ли платежи, проходящие через эту компанию, транзитный характер;

поступили ли денежные средства реальному производителю товаров (работ, услуг) либо вернулись тому, от кого ушли;

соответствует ли размер цены на товар, приобретенный налогоплательщиком, средним ценам, сложившимся на рынке;

целесообразны ли сделки с экономической точки зрения.

Налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное.

Что же такое должная осмотрительность?

Легального (закрепленного в законодательно) определения должной осмотрительности нет. Не нашел закрепления в Налоговом кодексе РФ и принцип должной осмотрительности; нет и обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.

Данный принцип содержится в нормах гражданского права. Так, согласно статье 401 ГК РФ «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств». Кроме того, в статьях 1, 6, 10 ГК закреплены такие принципы, как добросовестность и разумность, означающие, что хозяйствующий субъект не должен брать на себя риск заключения сделок с сомнительными организациями, в чем, по сути, проявляется должная осмотрительность.

Т.о. должная осмотрительность — это комплекс мер по сбору и анализу информации для проверки контрагента на добросовестность, принимаемых организацией при заключении договора. Этот термин используется для определения вины.

Это интересно:  Область профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих

На практике это означает, что налогоплательщик не должен заключать договоры с контрагентами, которые обладают признаками «однодневок». Такой подход налоговых органов основан на принципах разумности и добросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, а это означает, что никакой здравомыслящий предприниматель не станет брать на себя риск заключения сделки с сомнительной организацией, которая может свои обязательства по договору и не выполнить. Поэтому прежде, чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения (особенно если речь идет о крупных сделках), покупатель (заказчик) так или иначе должен проявить осмотрительность и узнать как можно больше о своем бизнес-партнере. Тех, кто такой осмотрительности не проявил, налоговые органы считают злостными «уклонистами» от уплаты налогов.

При этом традиционная позиция ФНС России состоит в том, что пострадать за неосмотрительность при выборе контрагентов должен не только тот налогоплательщик, который «закрыл глаза» на наличие признаков «фирмы — однодневки» у контрагента и вступил с ним в договорные отношения, но и тот, который не знал об этих признаках, но, осуществив ряд контрольных мероприятий, мог бы данные признаки выявить. В этом-то и состоит основная опасность предъявления налоговых претензий по мотиву неосмотрительности при выборе контрагента: налогоплательщик заключает договор с организацией, ничего не зная о ее налоговых обязательствах, а впоследствии его обвиняют в неосмотрительности и недобросовестности.

Но должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних?

Анализ судебной практики показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.

Само по себе нарушение налогового законодательства контрагентом не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но факт получения необоснованной налоговой выгоды может быть признан, если налоговики докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Таким образом, позиция налоговиков сводится к тому, что осмотрительность при выборе контрагента надо подтвердить. Но какого-либо универсального способа разрешить такую задчу нет.

24.07.2015 ФНС России выпустило очередное Письмо № ЕД-4-2/13005@, в котором указала, на что налогоплательщику следует обратить внимание при выборе контрагента, а также рекомендовала:

изучить документы, которые подтверждают полномочия представителя контрагента;

оценить возможность реального выполнения условий договора с учетом времени, необходимого для доставки или производства товара, выполнения работ или оказания услуг;

при оценке налоговых рисков исследовать такие признаки недобросовестности контрагента, как:

отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) и копий документа, удостоверяющего его личность;

отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

отсутствие очевидных свидетельств возможности выполнения контрагентом условий договора.

При этом указано, что:

обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы;

каждое обстоятельство получения необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами;

налоговым органам необходимо доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений их взаимозависимости или аффилированности;

факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Алгоритм проверки добросовестности контрагента

Алгоритм проверки добросовестности контрагента можно разделить на следующие этапы:

Анализ полученных данных.

Принятие решения о заключении договора.

Заключая новые договоры, на первоначальном этапе необходимо максимально обезопасить организацию для того, чтобы «в случае чего» иметь возможность доказать «достаточную осмотрительность» при выборе контрагента. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени, сил и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

С 01.09.2018 организациям проще проявлять должную осмотрительность, поскольку с этой даты ФНС разместил на своем сайте открытые сведения о налогоплательщиках.

С 01.07.2019 планируется сведения об организациях будут размещаться на сайте ФНС России по определенным блокам:

  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;
  • об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
  • об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

Сначала появится информация о налоговых правонарушениях. Туда войдут решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу с 2 июня 2016 года по 30 июня 2017 года. Данные об уплаченных страховых взносах будут опубликованы в феврале следующего года.

Ежемесячно будут обновлять сведения по блокам:

  • недоимка и задолженность по пеням и штрафам;
  • налоговые правонарушения и ответственность за них;
  • спецрежимы, которые применяют налогоплательщики;
  • участие в консолидированной группе налогоплательщиков.

Раз в год будут размещать данные о среднесписочной численности работников, доходах и расходах по бухотчетности, уплаченных налогах и сборах.

Открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну в соответствии со статьей 102 НК РФ, но до внесения поправок Федеральным законом № 134-ФЗ они были недоступны для общественности. Данные сведения будут в открытом доступе три года.

Закрепляем процесс проверки контрагента в ЛНА

Что же в этом случае необходимо предпринять? Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего регламентировать соответствующим локальным нормативным актом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на «реальность существования» смысла нет. Поэтому критерий известность необходимо закрепить одним из первых в положении и проверке добросовестности. Также критериями отбора могут служить сумма и периодичность сделок с контрагентом.

Сбор информации о контрагенте

Самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше.

Законодательно перечень документов для проверки добросовестности налогоплательщика не установлен (хотя и есть разъяснения Минфина РФ, которые даны в Письмах от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340 и Письмом ФНС от 11.02.2010 № 3-7-07/84), но полагаю, что оптимально начинать этот процесс с получения данных от самого контрагента, запросив копии:

    свидетельства о регистрации, ИНН, устава, постановки на налоговый учет;

    приказов о назначении генерального директора и главного бухгалтера;

    годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

    С 01.06.2016 стало больше возможностей проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, т.к. часть информации о налогоплательщиках, которая признавалась налоговой тайной, стала общедоступной (Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ), а именно:

      о среднесписочной численности работников;

      об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

      о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      Как поступит контрагент, если получит от фирмы предложение представить данные документы? В представлении копии устава фирме могут отказать, мотивировав это следующим:

      Устав и учредительный договор

      На основании п. 4 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах» по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Однако представление копии устава возможно на основании указанной статьи только акционеру общества по его требованию. Т.о., законодательно обязанность представления копии устава предусмотрена только для акционера. Что касается контрагентов, процедура ознакомления с уставом законодательно не определена, и поэтому исполнительный орган общества вправе разработать ее самостоятельно.

      Отказ в представлении копии учредительного договора может быть мотивирован наличием режима коммерческой тайны (так, учредительный договор может содержать сведения, относящиеся к коммерческой тайне). В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона № 208-ФЗ учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.

      Согласно ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.

      Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

      Аналогичная позиция отражена и в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в соответствии с п. 3. ст. 12 которого по требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию своего участника представить ему копии действующих учредительного договора и устава общества. Таким образом, копии учредительных документов представляются только участникам общества, а любому заинтересованному лицу — только возможность ознакомления с ними.

      Приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера

      могут быть представлены только с письменного согласия самих работников на основании следующего.

      Это интересно:  Должностные обязанности главной медицинской сестры

      Приказ о приеме на работу — первичный учетный документ, имеет унифицированную форму (Т-1), в котором содержатся сведения о заработной плате работника, условиях приема на работу, характере работы и т.д., являющиеся персональными данными работника.

      Международные акты, Конституция РФ, другие федеральные законы предусматривают защиту персональных данных от необоснованного ознакомления с ними или распространения без согласия лица, к которому эти сведения относятся.

      По действующему законодательству персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу, в том числе его: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения; адрес; семейное, социальное и имущественное положение; образование и профессия; доходы и другая информация.

      Если контрагент не предоставляет бухгалтерский баланс и декларации по НДС

      В соответствии со ст. 92 акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

      Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

      Информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ и иных правовых актов РФ.

      Как поступить с контрагентом, который не предоставляет информацию о себе законными способами? У фирмы всегда имеется возможность запросить у него копию свидетельства о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данные сведения не являются коммерческой тайной и не относятся к персональным данным.

      Сбор общедоступных данных о контрагенте

      После этого можно собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить предоставленные контрагентом документы и сверить их с данными, размещенными на сайте ФНС (воспользовавшись сервисом «Проверь себя и контрагента»).

      На сайте ФНС доступны и другие электронные сервисы:

      Что же касается мнения некоторых о «пробивке» контрагента на предмет платежеспособности и финансового состояния – решать вам, полагаю, что достаточным будет в органах статистики получить выписку из отчетности.

      С 01.06.2016 (Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ) не являются налоговой тайной следующие сведения (относящиеся к календарному году, предшествующему году размещения указанных сведений в сети Интернет):

      о среднесписочной численности работников;

      об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

      о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      Такие сведения будут размещаться на официальном сайте ФНС России.

      ФНС России в своем Письме от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 рекомендует при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки:

      отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность;

      отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

      отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

      отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

      Необходимо учитывать, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в том числе в силу отношений взаимозависимости или аффилированности с налогоплательщиком. Однако, если налогоплательщиком будет подтвержден факт сделки, претензии будут предъявлены его контрагенту.

      По моему глубокому убеждению, можно заранее позаботиться о том, чтобы не было претензий со стороны налоговых органов по поводу недобросовестности контрагентов, да еще к тому же «убить второго зайца» — систематизировать процесс договорной работы в организации. Для этого рекомендую разработать и внедрить локальный нормативный акт о договорной работе.

      Если после сбора и анализа этих данных у организации остаются вопросы относительно добросовестности будущего делового партнера, можно обратиться в свою инспекцию и запросить следующие данные (указав ИНН и КПП контрагента и его название):

      • является ли адрес контрагента массовым;
      • подаются ли сведения по форме 2-НДФЛ (это говорит о том, имеются ли у контрагента трудовые ресурсы);
      • имеются ли складские или производственные площади;
      • сдается ли налоговая отчетность. Если подается, то «нормальная» или «нулевая»? (если сдаются «нулевые» отчеты, то отношения с контрагентом развивать не стоит).

      Схематично алгоритм проведения проверки контрагента на добросовестность можно представить так:

      Наши услуги по проверке контрагента

      Предлагаем воспользоваться услугами по проверке контрагента, в результате которой вы получите следующие сведения о контрагенте:

      1. Полное и сокращенное наименование организации
      2. ИНН и ОГРН
      3. Место нахождения (юридический адрес)
      4. Дата регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
      5. Размер уставного капитала
      6. Заявленные виды деятельности по ОКВЭД
      7. Сведения об учредителях и руководителе
      8. Сведения о вносимых изменениях в учредительные документы

        Цена услуги

      1. Сведения о лицензиях
      2. Проверка адреса на массовость
      3. Проверка руководителя на предмет дисквалификации
      4. Сведения об участии в судебных спорах
      5. Сведения о задолженности по налогам и сборам
      6. Сведения о возбужденных исполнительных производствах
      7. Сведения о банкротстве
      8. Наличие организации в планах проверок гос. органов текущего года (за исключением проверок ФНС, прокуратуры и некоторых других гос. органов)

      Примечание: все данные мы получаем легально из официальных источников, в числе которых:

      Высший Арбитражный суд РФ;

      Генеральная прокуратура РФ;

      Федеральная налоговая служба РФ;

      Федеральная служба судебных приставов РФ.

      Статья написана и размещена 20 апреля 2011 года. Дополнена — 28.10.2011, 18.01.2013, 28.08.2015, 26.11.2015, 11.05.2016, 12.07.2016, 26.07.2017, 05.09.2018

      Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

      Как проверить поставщика и его добросовестность

      Статьи по теме

      Существует несколько основных способов проверки поставщиков, о которых мы и расскажем в этой статье.

      Государственные заказчики уделяют большое внимание проверке участников торгов, причем особое внимание привлекают поставщики, исполнители и подрядчики, готовые исполнить контракт по ценам ниже рыночных. Антидемпинговым мерам при проведении конкурсов и аукционов, то есть снижению цены в ходе торгов на 25% и более, посвящена ст.37 44-ФЗ.

      • Внесение обеспечения, в полтора раза превышающее первоначально установленную сумму;
      • Сведения из реестра заключенных контрактов, размещенного в ЕИС;
      • Любые другие документы, позволяющие сделать вывод о надежности участника торгов.

      Работаете по 44-ФЗ?
      Для Вас готова подборка специальных материалов >>

      Закупаете по 223-ФЗ?
      Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть >>

      Выписка из реестра контрактов должна содержать данные:

      • об исполнении трех и более контрактов за год до подачи заявки на аукцион или конкурс, причем без штрафов и пени;
      • об исполнении четырех и более контрактов за 2 последних года (75% из них должны быть выполнены безупречно);
      • об исполнении трех и более контрактов в течение 3 лет до даты подачи заявки без каких-либо неустоек.

      В любом из перечисленных случаев цена хотя бы одного из контрактов должна составлять не менее 20% от суммы, по которой участник торгов рассчитывает заключить новый контракт. Отметим, что для контрактов на сумму от 15 млн рублей и выше единственным доказательством добросовестности является внесение повышенного денежного обеспечения.

      Реестр недобросовестных поставщиков

      Реестр недобросовестных поставщиков – это еще один способ защиты госзаказчиков от предпринимателей, с которыми лучше не иметь дела. К настоящему моменту в нем содержатся сведения о более чем 10 тысячах бизнесменов и коммерческих структур.

      Ведением реестра (точнее, даже двух – по 44-ФЗ и 223-ФЗ) занимается Федеральная антимонопольная служба. Основанием для включения в перечень могут стать уклонение от подписания госконтракта, отказ предоставить доказательства добросовестности предпринимателя, отказ от внесения обеспечения исполнения контракта или предоставление заказчику недостоверных документов. Кроме того, недобросовестными признаются поставщики и исполнители, не справившиеся с возложенными на них обязательствами – полностью или частично.

      Информация о недобросовестных поставщиках хранится в реестре в течение двух лет. Добиться исключения из перечня до истечения этого срока можно только через суд. Подавляющее большинство заказчиков сверяется с реестром до заключения контракта, поэтому фактически сфера госзакупок закрыта для недобросовестных участников.

      Материалы по теме:

      Как проверить банковскую гарантию по 44-ФЗ

      Банковская гарантия в сфере госзакупок – это документ, согласно которому банк обязуется выплатить заказчику определенную сумму денег в случае частичного или полного невыполнения поставщиком своих обязательств. В соответствии с требованиями 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной , и выдать ее могут только банки, включенные в особый перечень Минфина РФ. Список постоянно обновляется, поэтому важно сверяться с ним при получении каждой банковской гарантии.

      Другие способы проверить банковскую гарантию

      При проверке банковской гарантии имеет смысл внимательно изучить ее текст на предмет соответствия законодательству. В документе не должно содержаться требований о представлении заказчиком банку судебных актов, подтверждающих неисполнение предпринимателем обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (ч.4 ст.45 44-ФЗ).

      Важно также проверить, указано ли в тексте условие о безотзывности гарантии, сумма обеспечения и другие данные, перечисленные в ч.2 и 3 ст.45 44-ФЗ.

      Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Полистать журнал

      Статья написана по материалам сайтов: goscontract.info, yuridicheskaya-konsultaciya.ru, www.pro-goszakaz.ru.

      «

      Помогла статья? Оцените её
      1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
      Загрузка...
      Добавить комментарий