+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Как рассчитывается зарплата учителя

Главбух». Приложение «Учет в сфере образования», 2006, N 2

Информацией о порядке установления заработной платы работников образовательного учреждения, о факторах, влияющих на ее размер, а также о чем не следует забывать при ее расчете с нами поделится Ирина Евгеньевна Меликова, главный специалист по социальным вопросам Башкирского рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ, г. Уфа.

Как формируется зарплата

Порядок расчета и условия оплаты труда в учреждениях образования, финансируемых из федерального бюджета, определяются Правительством РФ. В учреждениях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами власти субъекта РФ, а в учебных заведениях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Заработная плата работников образовательных учреждений включает в себя:

  • оплату труда исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, установленных в соответствии с разрядами ЕТС, с учетом их повышения за особые условия труда, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях (например, за работу в сельской местности, школе-интернате, гимназии и др.);
  • доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (например, за работу в ночное время, во вредных условиях);
  • доплаты за работу, не входящую в должностные обязанности, в том числе связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.);
  • надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда (если они установлены работнику);
  • премии и другие выплаты стимулирующего характера;
  • республиканские компенсационные выплаты;
  • выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районный коэффициент);
  • другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Ставки заработной платы

Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа работы по специальности или от квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. Это определено Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования (ТКХ), согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46.

Отметим, что должностные оклады руководителей определяются в зависимости от квалификационной категории, устанавливаемой по результатам аттестации, а также от группы, к которой образовательное учреждение относится по объемным показателям деятельности.

А размеры доплат за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей сотрудника, а также надбавок за высокое качество, напряженность, интенсивность труда и порядок их установления определяются учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Норма нагрузки учителя

Работа учителя определяется количеством часов недельной учебной нагрузки, а также выполнением обязанностей, предусмотренных ТКХ. Норма часов за ставку заработной платы для учителя начальных классов — 20 часов, других — 18. Ниже или выше этой нормы учебную нагрузку руководство учреждения может установить только с письменного согласия работника. Нагрузку, установленную в начале учебного года, без согласия работника изменять нельзя.

Следует отметить, что у учителя (если это его основное место работы) должен сохраняться тот объем учебной нагрузки, с которым он работал в предыдущем учебном году. Исключение — если сокращаются часы по учебному плану или классы-комплекты.

Повышенные ставки

Педагогическим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях повышают ставки заработной платы (должностных окладов) .

Размеры и условия применения повышенных ставок — в рубрике «Для справки» на с. 88.

Следует обратить внимание на то, что в случаях, когда работникам предусмотрено повышение ставок по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из ставки без учета повышения по другим основаниям. При этом первоначально оклады повышаются на размеры их повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах.

Изменение размера ставки

Размеры ставок (окладов) могут изменяться в следующих случаях:

  • при увеличении стажа педагогической работы;
  • при получении диплома об образовании;
  • при присвоении почетного звания, ученой степени;
  • при присвоении квалификационной категории в результате аттестации.

При этом изменение размера ставки при присвоении квалификационной категории должно осуществляться со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

Порядок исчисления заработной платы

Месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

Для наглядности рассмотрим порядок начисления зарплаты учителям на примере.

Пример. Учитель математики ведет уроки в старших классах. Его педагогическая нагрузка составляет 23 часа в неделю. Он имеет высшее образование и стаж педагогической работы 15 лет.

В соответствии с коллективным договором и положением об оплате труда учреждения учителю установлены доплаты (за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом).

Примечание. Доплаты за классное руководство

Ежемесячное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. составляет 1000 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850).

Рассчитаем его зарплату за январь 2006 г. в случаях, если бы он работал в разных типах образовательных учреждений (см. приложение на с. 63). Так как в каждом субъекте РФ есть свои повышающие коэффициенты, мы предположим, что наш преподаватель ведет свою педагогическую деятельность в Республике Башкортостан. Следовательно, кроме федеральных повышающих коэффициентов мы должны учесть и региональные. Это уральский коэффициент — 15 процентов. Примем во внимание и республиканские компенсационные выплаты.

Расчет зарплаты учителя

Примеры расчета заработной платы разной категории педагогических работников

Примеры расчета заработной платы разной категории педагогических работников.

Заработная плата работников образовательных учреждений, согласно Положению, разработанному Министерством образования и науки РД, состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Ниже приведены примеры расчета базовой части заработной платы педагогических работников. Стимулирующая часть распределяется исходя из средств образовательного учреждения на стимулирующие выплаты. Распределение стимулирующих выплат осуществляется по 100 бальной системе, согласно критериям, разработанным Минобрнауки РД. Обращаем внимание, что согласно пункту 5 Положения размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений образования определяются применительно к ранее установленным им, исходя из тарифных разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан, размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы. Именно поэтому в разделе 2 Положения должностные оклады определены как диапазон. Т. е. • если педагогический работник имел 7,8,9,10 или 11 разряд по ЕТС, то должностной оклад устанавливается на уровне соответственно 7,8,9,10,или И разряда по ЕТС. Если педагогический работник имеет вторую, первую или высшую квалификационную категорию, то должностной оклад устанавливается на уровне Празряда (3589) и к нему применяется повышающий коэффициент за вторую, первую или высшую квалификационную категорию.

Пример 1. Учитель русского языка в 5-11 классах сельской общеобразовательной школы сельской имеет учебную нагрузку в объеме 22 часов в неделю, имеет классное руководство и осуществляет проверку тетрадей в объеме 22 часов. До введения новой системы оплаты труда данный учитель имел 10 разряд по ЕТС. Месячная заработная плата рассчитывается следующим образом:

Должностной оклад равен 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом 25 % за работу в сельской местности равна: 3278 руб. * 1,25 = 4097,5 руб. Заработная плата за отработанные часы равна: (4097,5 руб. * 22ч.)/18ч. = 5008,1 руб. Компенсационная выплата за классное руководство составляет 20 % от ставки заработной платы и равна: 4097,5 * 0,2 = 819,5 руб. Компенсационная выплата за проверку тетради (при условии, что в проверку входят все 22 часа) составляет 15 % и равна: (4097,5 руб. * 0,15)*22 ч./18ч. = 751,2 руб.

Итого заработная плата равна: 5008,1 руб. + 819,5 руб. + 751,2 руб. = 6578,8 руб.,

Где 5008,1 руб. — заработная плата за фактически отработанные часы; 819,5 руб. — компенсационные выплаты за классное руководство; 751,2 руб. — компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 2. Учитель математики в 5-11 классах сельской общеобразовательной гимназии имеет учебную нагрузку в объеме 15 часов, имеет высшую квалификационную категорию, имеет звание «Заслуженный учитель РД», заведует кабинетом, осуществляет проверка тетрадей за 5 часов. Месячная заработная плата рассчитывается следующим образом:

Должностной оклад равен 3589 рублей. С учетом повышающих коэффициентов’ за квалификационную категорию, за звание «Заслуженный учитель РД», за специфику работы (общеобразовательная школа-гимназия) и надбавки за работу в сельской местности ставка заработной платы равна:

3589 руб.* 1,255 * 1,08 * (1+0,25+0,15) = 6810,3 руб.

где 1,255 — повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,08 — повышающий коэффициент за звание;0,25 — надбавка за работу в сельской местности;

0,15 — повышающий коэффициент за специфику работы.

Заработная плата за фактически отработанные часы: (6810,3 руб. * 15ч.)/18ч. = 5675,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 10 % от ставки заработной платы: 6810,3 руб. * 0,1 = 681 руб. Компенсационная выплата за проверку тетрадей: ((6810,3 руб. * 0,1) * 5ч.) / 18ч. = 189,2 руб.

Итого месячная заработная плата равна:

5675,3 руб. + 681 руб. + 189,2 руб. = 6545,5 руб.

где 5675,3 руб. — заработная плата за фактически отработанные часы; 681 руб. — компенсационные выплаты за заведование кабинетом; 189,2 руб. — компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 3. Учитель родного языка в 1-4 классах городской общеобразовательной школы-интерната, имеет учебную нагрузку в объеме 24 часа, имеет первую квалификационную категорию, имеет классное руководство и осуществляет проверку тетрадей в объеме 24 часа. Месячная заработная плата рассчитывается следующим образом:

Должностной оклад 3589 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за первую квалификационную категорию, за специфику работы (общеобразовательная школа-интернат) равна:

3589 руб. * 1,168 * 1,15 = 4820,7 руб. где 1,168 — повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,15 — повышающий коэффициент за специфику работы (общеобразовательная школа-интернат).Заработная плата за фактически отработанные часы равна: (4820,7 руб. * 24ч.)/20ч. = 5784,8 руб. Компенсационная выплата за классное руководство в размере 15 % от ставки заработной платы: 4820,7 руб. * 0,15 = 723,1 руб. Компенсационная выплата за проверку тетрадей: (4820,7 руб. * 0,15)*24ч./20ч. = 867,7 руб. Итого месячная заработная плата равна:5784,8 руб. + 723,1 руб. + 867,7 руб. = 7375,6 руб.

Это интересно:  Нормы гсм приказ минтранса с изменениями

где 5784,8 руб. — заработная плата за фактически отработанные часы; 723,1 руб. — компенсационные выплаты за классное руководство; 867,7 руб. — компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 4. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения сельской местности, имеющий высшую квалификационную категорию и работающий на 1,5 ставки.

Должностной оклад 3589 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов и надбавки за работу в сельской местности равна: 3589 руб. * 1,255 * 1,25 = 5630 руб. где

1,255 — повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию; 1,25 — коэффициент за работу в сельской местности. Заработная плата за фактически отработанные часы равна: 5630 руб.* 1,5 ст. = 8445 руб.

Пример 5. Воспитатель специального (коррекционного) детского дома, работающий на одну ставку. До введения новой системы оплаты труда данный воспитатель имел 10 разряд по ЕТС.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за специфику работы равна: ; 3278 руб. * (1+0,2+0,2) = 4589 руб.

Где 0,2 — повышающий коэффициент за работу в детском доме; 0,2 — повышающий коэффициент за работу в специальном (коррекционном) учреждении.

Итоговая заработная плата равна: 4589 рублей.

Пример 6 (в случае, когда итоговая заработная плата может оказаться меньше МРОТ): Социальный педагог сельской общеобразовательной школы, работающий на одну ставку и имеющий до введения НСОТ 10 разряд.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом надбавки за работу в сельской местности: 3278 руб. * 1,25 = 4097,5 руб.

С учетом того, что педагог работает на одну ставку, итоговая заработная плата равна (базовая часть): 4097,5 рублей.

Далее данному педагогу при наличии основания может быть установлена стимулирующая выплата. Если и после установления стимулирующей выплаты заработная плата данного педагога будет меньше МРОТ, то необходимо довести ее до МРОТ (4330). К примеру, данному педагогу установлена стимулирующая выплата за качество работы в размере 600 рублей, тогда итоговая заработная плата будет равна: 4097,5 руб. + 600 руб. = 4697,5 рублей и доведение до МРОТ отпадает, а если, к примеру, стимулирующая выплата составит 150 рублей, тогда итоговая зарплата будет равна: 4097,5 руб. + 150 руб. = 4247,5 руб. и в этом случае зарплату необходимо довести до МРОТ произведя доплату в размере 82,5 рублей.

Пример 7. Учитель химии учреждения начального профессионального образования городской местности, имеющий высшую квалификационную категорию, имеющий ученую степень «Кандидат химических наук», имеющий недельную нагрузку в объеме 20 часов, имеющий кружковую работу в объеме 3 часов, имеющий проверку тетрадей в объёме 20 часов, имеющий заведование кабинетом и руководство методическими комиссиями.

Должностной оклад равен 3589 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за квалификационную категорию и ученую степень равна:

3589 руб. * 1,255 * 1,08 = 4864,5 руб. где

1,255 — повышающий коэффициент за квалификационную категорию;

1,08 — повышающий коэффициент за ученую степень

.Заработная плата за недельную нагрузку равна:

4864,5 руб. * 20ч./18ч. = 5405 руб.

Заработная плата за кружковую работу:

4864,5 руб. * Зч/ 18ч. = 810,8 руб.

Компенсационная выплата за проверку тетрадей равна: (4864,5 руб. * 0,05) * 20 ч./18ч. = 270,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 15 % от ставки заработной платы: 4864,5 руб. * ОД 5 = 729,7 руб. Компенсационная выплата за руководство методическими комиссиями в размере 10 % от ставки заработной платы: 486,4 руб.

Итоговая заработная плата равна: ч 5405 руб. + 810,8 руб. + 270,3 руб. + 729,7 руб. + 486,4 руб. = 7702,2

где 5405 руб. — заработная плата за фактически отработанные часы; 810,8 руб. — заработная плата за кружковую работу;

270.3 руб. — компенсационная выплата за проверку тетрадей;
729,7 руб. — компенсационная выплата за заведование кабинетом;

486.4 руб. — компенсационная выплата за руководство методическими
комиссиями.

Зарплата учителей в 2019 году

Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, «северные».

Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Алтае и Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 20 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 90 тысяч рублей.

— В Москве средняя зарплата учителей за февраль 2018 года получилась в районе 90 тысяч, — привел цифры Исаак Калина, руководитель столичного Департамента образования. Есть, конечно, учителя, которые получают больше. Есть, которые меньше. Но мы договорились с директорским корпусом, что в 2017 году нижней планкой зарплаты учителя было 64 тысячи в месяц, а в 2018 — 68 тысяч. По 2017 году всеми школами это обязательство выполнено.

Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:

    Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.

Стимулирующая часть. Критерии для этой надбавки составляет управляющий совет школы. Обычно, это высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование новых технологий, стаж и повышение квалификации.

Компенсирующая часть. Это добавка за работу с детьми с ограниченными возмоджностями здоровья, или же оплата коммуналки учителям сельских школ.

Премии. Опять же, решение о размерах премий принимает управляющий совет.

На деле же часто получается, что премий нет, а правила для стимулирующих выплат постоянно меняются. Так учителям аукаются последствия экономического кризиса 2013-2014 года — общий уровень зарплат просел, налогов собирается меньше, а значит, и выплаты бюджетникам сокращаются.

В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:

— Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране, и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается, максимум, на 40 процентов, — приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. — Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет — заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.

Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени —сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.

— Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, — объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель». — То есть, его зарплата должна сохраняться, и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2019 году?

Конкретных распоряждений насчет зарплат учителей в 2019 году не поступало. Несмотря на то, что в новых «майских указах» президента предполагается увеличение расходов на образование на треть, основая чать этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий.

Однако, номинальная зарплата все же вырастет — как минимум, за счет индексации с учетом инфляции. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы — например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.

Как рассчитывается зарплата учителя

Опрос

Недостаток каких знаний, умений и навыков вы бы восполнили в первую очередь?

Знаний по предмету

Владения новыми технологиями

Знаний возрастной психологии и конфликтологии

Мне не хватает навыков по восстановлению сил, саморегуляции

У меня нет профессиональных дефицитов

Всего проголосовало: 11

Текущий номер

Важнее методик и технологии только личность учителя

номер 22, от 28 мая 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

9 июня исполняется 350 лет со дня рождения первого русского учителя математики Леонтия Магницкого. Предтеча гениального Ломоносова, он ушел из родного Осташкова с обозом, чтобы доставить монахам Нило-Столобенской пустыни рыбу, и остался учиться, потом поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьянский сын, бывший «страстным охотником читать и разбирать мудреное и трудное», сызмальства «кормивший себя работою своих рук» и, без сомнения, ума, почти 40 лет учительствовавший в Навигацкой школе, создавший знаменитый учебник «Арифметика, сиречь наука числительная». Подробная история великого педагога и сподвижника петровских образовательных реформ — в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

Учительская династия Костюковых началась с Антонины Андреевны. 37 лет она, учитель русского языка и литературы, директор сельской школы, посвятила своей профессии. Сегодня у Антонины Андреевны двое детей, пятеро внуков, пятеро правнуков и одна праправнучка. Сын – учитель физкультуры с 30-летним стажем, двое внуков – выпускники Воронежского педагогического университета, жена одного из внуков работала в детском саду старшим воспитателем, а теперь методист… О большом и интересном жизненном пути родоначальницы славной педагогической династии, которая недавно отметила 100-летний юбилей, – в материале Татьяны Масликовой.

«Моя миссия как родителя – воспитать своих дочерей как достойных продолжательниц нашей династии. А что касается профессии – свою миссию я вижу и в том, чтобы радовать публику нашими представлениями, и чтобы позиционировать цирк как искусство. В нашем обществе духовным приоритетам противостоят приоритеты потребительские. Порой слышишь, что искусство как бы и не нужно, оно мало влияет на жизнь людей. Но ведь именно искусство во многом делает человека человеком. Оно дергает за какие-то струны души, призывает к размышлениям, раздумьям о жизни», — из интервью представителя знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народного артиста РФ, художественного руководителя Большого Московского цирка Аскольда Запашного.

Это интересно:  Госпошлина гаи регистрация тс 2019

Наши приложения

«Мой профсоюз», №28 от 7 июля 2009 года

Методика

И пробил ученико-час…
Что должен знать учитель о новой отраслевой системе оплаты труда

Тема: Расчет заработной платы учителя по модельной методике новой системы оплаты труда. Задачи: 1. Показать структуру заработной платы по новой отраслевой системе оплаты труда. 2. Разъяснить систему расчета заработной платы педагога по модельной методике новой отраслевой системы оплаты труда. План 1. Введение. 2. Что такое ученико-час и для чего он нужен? 3. Используемые понятия по вопросам оплаты и стимулирования труда. 4. Что включает в себя заработная плата учителя? 5. Расчет оклада учителя. 6. Доплата за неаудиторную занятость. 7. Компенсационные выплаты или специальная часть заработной платы. 8. Расчет стимулирующей части заработной платы. 9. Примеры. Учительская газета

Комментарий «УГ»

Учитель-филолог работает в городской школе, имеет высшую квалификационную категорию.

Аудиторная занятость составляет 28 часов в неделю, 112 часов в месяц.

Уроки ведутся в 5-м классе численностью 22 человека, 6-м классе численностью 23 человека, 10-х классах численностью 25 и 20 человек, 11-м классе с гуманитарным профилем численностью 25 человек.

Неаудиторная занятость составляет 8 часов в неделю (32 часа в месяц).

Классное руководство в 10-м классе численностью 25 человек.

Ведет кружок 2 часа в неделю (8 в месяц), который посещают 12 человек.

Подготовка призеров олимпиад — 2 часа в неделю (8 в месяц), готовятся 4 человека.

Имеет звание Почетного работника общего образования РФ; заведует кабинетом; является руководителем школьного методического объединения.

Ученико-час равен 3,05 руб.

Рассчитываем оклад по формуле:

О = Стп х Чаз х У х А х К + Днз

О = 3,05 х (22 (чел.) х 24(час) + 23 (чел.) х 24 (час) + 25(чел.) х 16 (час) + 20 (чел.) х 16 (час)) х 1,15 х 1,04 + Днз = 3,05 х 1800 х 1,15 х 1,04 +Днз = 6566 + 1322 (Днз) = 7888

Однако мы еще не посчитали оплату часов в профильном классе.

Ауз (проф. класс) = 3,05 х 25 (чел.) х 32 (час.) х 1,15 х 1,05 = 2946 руб.

6566 + 2946 = 9512 руб.

Оплата аудиторной занятости, таким образом, составляет 9512 рублей. Поэтому полный размер оклада будет выглядеть так:

О = 9512 (Ауз) + 1322 (Днз) = 10834

Расчет доплаты за неаудиторную занятость производится по формуле

Днз = Стп х Чаз х У х А х К

Каждый вид неаудиторной занятости считается отдельно, а затем все показатели суммируются.

Днз (классное руководство) = 3,05 х 25 (чел.) х 4 (час.) х 1,15 х 1 = 351руб.

Днз (работа с родителями) = 3,05 х 25 (чел.) х 4 (час.) х 1,15 х 1 = 351 руб.

Днз (кружок) = 3,05 х 12 (чел.) х 8 (час.) х 1,15 х 1 = 337 руб.

Днз (призеры) = 3,05 х 4 (чел.) х 8 (час.) х 1,15 х 1,5 = 168 руб.

Днз (подготовка к урокам) = 3,05 х 136 х 8 х 1,15 х 0,03 = 115 руб.

Итого Днз = 351 + 351 + 337 + 168 + 115 = 1322 руб.

Специальная часть рассчитывается путем умножения коэффициентов на размер оплаты аудиторной занятости.

Оплата заведования кабинетом

9512 х 0,1 = 951 руб.

Оплата проверки тетрадей

9512 х 0,15 = 1427 руб.

Оплата руководства ШМО

9512 х 0,1 = 951 руб.

Итого по специальной части: 4230 рублей.

Стимулирующая часть зависит от денежного веса 1 балла и количества набранных учителем по портфолио баллов. Возьмем среднее количество баллов — 50 и средний денежный вес — 50 рублей.

50 х 50 = 2500 руб.

Итого заработная плата учителя будет составлять:

Учитель начальных классов работает в сельской школе третий год и является молодым специалистом, имеет вторую квалификационную категорию.

Аудиторная нагрузка составляет 20 часов в неделю, 80 часов в месяц.

Уроки ведет в 1-м классе численностью 15 человек.

Классное руководство в этом же классе.

Неаудиторная занятость составляет 12 часов в неделю, 48 часов в месяц.

В этом же классе ведет кружок, который посещают 8 человек, ведет дополнительные занятия, которые посещают 5 человек.

В большом количестве готовит дидактические материалы и наглядные пособия для работы в классе.

Ученико-час равен 5,99 руб.

Рассчитываем оклад по формуле:

О = Стп х Чаз х У х А х К + Днз

О = 5,99 х 15 (чел.) х 80 (час.) х 1,05 х 1,03 + Днз = 7774 + Днз = 7774 + 2085 (Днз) = 9859 руб.

Расчет доплаты за неаудиторную занятость производится по формуле

Днз = Стп х Чаз х У х А х К

Каждый вид неаудиторной занятости считается отдельно, а затем все показатели суммируются.

Днз (классное руководство) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 1 = 755 руб.

Днз (работа с родителями) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 1 = 755 руб.

Днз (кружок) = 5,99 х 8 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 1 = 403 руб.

Днз (консульт.) = 5,99 х 5 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 0,5 = 126 руб.

Днз (подготовка дидактики) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 0,03 = 23 руб.

Днз (подготовка к урокам) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 0,03 = 23 руб.

Итого оплата неаудиторной занятости составляет:

Днз = 755 + 755 + 403 + 126 + 23 + 23 = 2085 руб.

Специальная часть рассчитывается путем умножения коэффициентов на размер оплаты аудиторной занятости.

Оплата проверки тетрадей

7774 х 0,1 = 777 руб.

Стимулирующая часть зависит от денежного веса 1 балла и количества набранных учителем по портфолио баллов. Поскольку учитель является молодым специалистом, возьмем небольшое количество баллов — 25 из 100 возможных и средний денежный вес — 50 рублей.

25 х 50 = 1250 руб.

Итого заработная плата учителя будет составлять:

Публикация приведена в формате PDF:

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Новая система оплаты труда привнесла значительные изменения в порядок расчета заработной платы учителя. Привычная тарифная сетка канула в Лету, а на смену ей во многих регионах пришла незнакомая «модельная методика». У новой системы достаточно много плюсов. Радует то, что теперь оплачиваться будут не только данные педагогом уроки, но и те виды деятельности, за которые ранее никто и не думал платить (они теперь красиво называются неаудиторной занятостью). Появилась стимулирующая часть заработной платы, которая фактически является ежемесячной премией за качество работы и напрямую зависит от этого самого качества. Но, пожалуй, самый главный плюс, многократно провозглашенный идеологами НСОТ, заключается в том, что тем, кто работает хорошо и много, и платить теперь будут хорошо и много, а тем, кто работает мало, и платить будут соответственно. С подобным доводом трудно не согласиться, однако здесь есть «один нюанс». Заработная плата в очень большой степени будет зависеть не только от количества и качества работы, но и от количества и качества (если можно так выразиться) детей. Именно число детей в учреждении будет влиять на величину его фонда оплаты труда, а также на размер ученико-часа. А число детей в классе будет напрямую влиять на величину заработной платы учителя.

Как же простому учителю, не «обремененному» знаниями бухгалтера, рассчитать свою заработную плату по новой и достаточно трудной модельной методике? Для ответа на этот вопрос было разработано данное пособие.

Что такое ученико-час

и для чего он нужен?

Ученико-час — это условная единица, которая вводится для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс. Каждое учреждение рассчитывает его самостоятельно, исходя из размеров своего фонда оплаты труда, отведенного на оплату аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, т.е. ведущего уроки (в дальнейшем просто «педагогов»).

Стоимость 1 ученико-часа — стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом.

Используемые понятия по вопросам оплаты и стимулирования труда

Помимо ученико-часа необходимо привести еще ряд понятий, задействованных в материале данного пособия.

Базовая часть фонда оплаты труда или, другими словами, гарантированная заработная плата всех работников общеобразовательного учреждения: административно-управленческого, педагогического, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.

Стимулирующая часть фонда оплаты труда — выплаты, предусматриваемые с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда.

Портфолио — набор материалов, сертификационных документов, подтверждающих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения в соответствии с приоритетными направлениями развития образования, и предназначенный для оценки уровня профессионализма. По материалам портфолио осуществляется оценка уровня содержания образования, уровня профессиональной культуры, динамики учебных достижений обучающихся, результативности неаудиторной деятельности по преподаваемым предметам, классного руководства, участия в методической и научно-исследовательской работе, общественной деятельности. От количества баллов, набранных педагогом по портфолио, зависит размер его стимулирующих выплат.

Аудиторная занятость педагогических работников — проведение уроков (учебных занятий) в соответствии с учебным планом и должностными обязанностями педагога.

Неаудиторная занятость педагогических работников — все виды образовательной и воспитательной деятельности с обучающимися, не связанные с проведением уроков, организация работы с родителями.

Повышающие коэффициенты за сложность и приоритетность предмета (К) — коэффициенты, применяемые при расчете оплаты аудиторной занятости педагога. Они определяются учреждением самостоятельно в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения по согласованию с органом государственно-общественного управления, а также профсоюзным органом и фиксируются в локальном акте учреждения.

На размеры коэффициентов приоритетности влияют следующие критерии:

включение предмета в государственную (итоговую) аттестацию;

дополнительная нагрузка педагога, связанная с подготовкой к урокам (проверка тетрадей, формирование в кабинете базы наглядных пособий и дидактических материалов, обеспечение работы кабинета (лаборатории) и техники безопасности в них, большая информативная емкость предмета, постоянное обновление содержания, наличие большого количества информационных источников (например, литература, история, география), необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования и т. д.);

дополнительная нагрузка педагога, обусловленная неблагоприятными условиями для его здоровья (например, химия, биология, физика), возрастными особенностями учащихся и особенностями, связанными с их развитием (начальная школа);

Это интересно:  Независимая экспертиза по трубам в квартире

специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития, и учет вклада данного предмета в ее реализацию.

Методика формирования фонда оплаты труда и заработной платы работников областных государственных общеобразовательных учреждений, утвержденная постановлением правительства Саратовской области №254-П от 16 июня 2008 года, приводит следующие размеры коэффициентов:

а) предметы по программам углубленного изучения — до 1,06;

б) предметы, изучаемые по программам профильного уровня, предметы, изучаемые в рамках использования технологий развивающего обучения (Л.В.Занкова, Эльконина-Давыдова) — до 1,05;

в) русский язык, литература, иностранный язык, математика — до 1,04;

г) история, обществознание, география, биология, информатика, физика, химия, 1-4-е классы начальной школы — до 1,03;

д) право, экономика, технология — до 1,02;

е) астрономия, физическое воспитание, изобразительное искусство, музыка, черчение, основы безопасности жизнедеятельности, психология, ознакомление с окружающим миром, природоведение — 1,0.

Однако памятуя о том, что учреждение устанавливает коэффициенты самостоятельно, прежде чем начать рассчитывать собственную заработную плату, руководствуясь данным пособием, не забудьте уточнить у руководства или председателя вашей первички, соответствуют ли приведенные выше размеры коэффициентов тем, которые приняты локальным актом вашего учреждения.

Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога (А) — коэффициент, применяемый при расчете оклада педагога, а именно величины оплаты его аудиторной и неаудиторной занятости. Он зависит от квалификации работника и составляет:

1,05 — для педагогических работников, имеющих вторую категорию;

1,10 — для педагогических работников, имеющих первую категорию;

1,15 — для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

Что включает в себя

заработная плата учителя?

Прежде всего хочется напомнить, что оплата труда работников учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками. В приложении к трудовому договору должны быть указаны точные размеры аудиторной и неаудиторной занятости, а также размеры базовой и стимулирующей частей заработной платы.

Итак, из чего состоит заработная плата (Зп) учителя? Это базовая часть, которая включает в себя оклад, состоящий, в свою очередь, из оплаты аудиторной (Аз) и неаудиторной занятости (Нз), и компенсационные выплаты (К), а также стимулирующая часть (С). В виде формулы это можно показать так:

Зп = Аз + Нз + К + С

В некоторых случаях заработная плата может выглядеть вот так:

Зп = Аз + Нз + К + В + С

Как вы заметили, разницу составляет неизвестная нам «В». Что это такое?

Это так называемая гарантия не уменьшения заработной платы по сравнению с предыдущей. Она утверждена тем же постановлением правительства Саратовской области №254-П в составе вышеупомянутой Методики.

В случае, если установленная в соответствии с новой системой оплаты труда базовая часть оплаты труда работников учреждения оказывается ниже зарплаты, установленной до ее введения, то при условии работы в том же учреждении, сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации выплачивается соответствующая разница базовой части. Эта разница и есть наше «В».

Таким образом, мы видим, что новая система оплаты труда позволяет учителю в любом случае повысить заработную плату, т.к. даже при условии, что базовая часть новой зарплаты будет равна прошлогодней, к ней плюсуется еще стимулирующая часть, которая и увеличит размер заработной платы.

Расчет оклада учителя

Оклад учителя, как уже было сказано выше, состоит из оплаты аудиторной и неаудиторной занятости и рассчитывается по формуле:

О = Стп х Чаз х У х А х К + Днз, где:

О — оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

Стп — расчетная стоимость ученико-часа (руб.ученико-час);

Чаз — количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

У — число обучающихся по предмету в каждом классе на начало очередного учебного года. При расчете окладов педагогических работников, осуществляющих индивидуальное обучение, используется средняя наполняемость классов на соответствующей ступени обучения;

А — повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;

К — повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;

Днз — доплата за неаудиторную занятость.

Здесь хотелось бы обратить ваше внимание на несколько «если».

Если учитель работает в нескольких классах, то произведение У (число учеников) и Чаз (количество часов по учебному плану в месяц) рассчитывается отдельно по каждому классу, а затем суммируется.

Если учитель ведет несколько предметов в нескольких классах, то оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.

Если учитель осуществляет индивидуальное обучение на дому, это тоже рассчитывается отдельно. При подстановке в формулу переменной У берется не один ученик-надомник, а среднее число детей в классе по той параллели, к которой относится данный ученик.

Если учитель ведет предмет, где преподавание осуществляется в группе, а не в целом классе, то при подстановке в формулу переменной У берется число детей в классе, а не в группе, иначе заработная плата данного педагога будет вдвое меньше, чем у остальных.

Доплата за неаудиторную занятость

Составляющими неаудиторной занятости педагогических работников являются такие виды работ, как классное руководство, проведение родительских собраний и работа с родителями, консультации и дополнительные занятия с обучающимися, кружковая работа, подготовка призеров олимпиад, конкурсов, соревнований, смотров и т. п., подготовка дидактических материалов и наглядных пособий к урокам, подготовка к урокам и другим видам учебных занятий.

Для каждого педагога создается индивидуальный план-график, включающий размеры и виды неаудиторной занятости, утвержденный руководителем учреждения.

Размер доплаты за неаудиторную занятость рассчитывается по формуле в соответствии с этим планом-графиком. По каждому виду неаудиторной занятости расчет производится отдельно, а затем все составляющие суммируются.

Формула расчета доплаты за неаудиторную занятость выглядит следующим образом:

Днз = Стп х Чаз х У х А х К, где

Стп — расчетная стоимость ученико-часа (руб./ ученико-час);

Чаз — количество часов в месяц по каждой составляющей неаудиторной занятости;

А — повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;

К — коэффициент за каждую составляющую неаудиторной занятости.

Коэффициенты каждой составляющей неаудиторной занятости должны быть прописаны в локальных актах учреждения, а именно в приложении к положению об оплате труда, которое, в свою очередь, является приложением к коллективному договору.

Важным моментом является то, что общая аудиторная и неаудиторная занятость педагогического работника не должна превышать 36 часов в неделю при одинаковой стоимости ученико-часа аудиторной и неаудиторной занятости. Таким образом, если аудиторная нагрузка педагога составляет 26 часов в неделю и соответственно 104 часа в месяц, то неаудиторная будет составлять 10 часов в неделю и соответственно 40 часов в месяц.

Компенсационные выплаты или специальная часть заработной платы

Размеры компенсационных выплат устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным органом работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов. Они фиксируются в коллективном и трудовых договорах и производятся в соответствии с установленными коэффициентами для педагогов к оплате за часы аудиторной занятости, для других работников — к должностному окладу.

Компенсационные выплаты устанавливаются за работу во вредных, опасных или иных особых условиях труда, а также за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника. К ним относятся выплаты за проверку тетрадей, заведование кабинетом, лабораторией, школьной мастерской, за обслуживание работающих компьютеров, за исполнение обязанностей председателя первичной профсоюзной организации и др. Конкретный перечень выплат и размеры коэффициентов можно найти в приложении №1 к вышеупомянутой Методике формирования фонда оплаты труда.

Кроме того, в специальную часть заработной платы входят доплаты за наличие почетного звания, государственных наград, ученые степени, которые имеют фиксированный размер и устанавливаются в соответствии с законом Саратовской области «Об образовании».

Здесь снова необходимо уточнить, что учреждение устанавливает перечень и размеры коэффициентов компенсационных выплат самостоятельно и фиксирует их в своем локальном акте. Поэтому мы вынуждены повториться: прежде чем приступить к расчету собственной зарплаты, руководствуясь данным пособием, выясните у руководства или председателя первички вашего учреждения перечень компенсационных выплат и размеры коэффициентов, принятые вашим локальным актом.

Расчет стимулирующей части заработной платы

При расчете стимулирующей части очень важным является портфолио педагога. Каким образом оно составляется?

Администрация учреждения совместно с органами государственно-общественного управления разрабатывает локальный нормативный акт, в котором определяются критерии и показатели для формирования стимулирующих надбавок, порядок их расчета и выплаты. Критерии и показатели имеют балльную систему. Данный локальный акт принимается общим собранием трудового коллектива и согласовывается с профсоюзным комитетом, а затем утверждается руководителем учреждения. В соответствии с этим локальным актом и заполняется работниками портфолио, подсчитываются баллы.

Стоимость или денежный вес одного балла высчитывается каждым учреждением самостоятельно. Для этого размер стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников, запланированного на период с сентября по декабрь, делится на общую сумму баллов всех педагогических работников. Полученный результат следует разделить на 4, чтобы получить денежный вес 1 балла в месяц. Таким же образом рассчитывается денежный вес 1 балла с января по май. Размер стимулирующей надбавки конкретного педагога определяется путем умножения стоимости 1 балла на их суммарное количество, показанное в портфолио.

Для расчета отпускных берется средняя заработная плата с учетом стимулирующих выплат. Период после отпуска до начала учебных занятий также оплачивается исходя из средней заработной платы с учетом стимулирующих выплат.

Для наглядности см. примеры расчета заработной платы учителя с учетом стоимости ученико-часа в городской и сельской школе.

Домашнее задание: рассчитать свою заработную плату.

главный специалист Саратовского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ;

Статья написана по материалам сайтов: pandia.ru, www.kp.ru, www.ug.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector