Какие операции подлежат обязательному контролю

Методика выявления операций, подлежащих обязательному контролю, предполагает выявление таких операций и затем на основе анализа этих операций служба внутреннего контроля (финансового мониторинга) предпринимает действия.

Операции, подлежащие обязательному контролю, делятся на 4 типа.

Операции 2 типа — операции с недвижимостью. Сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежат обязательному контролю, если сумма на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн. рублей, либо превышает (код группы операций — 80). Операции приведены в Приложении 1.

Операции 3 типа — операции с денежными средствами и иным имуществом (код группы операций — 30):

— в случае если хотя бы одной из сторон является организация или физ.лицо в отношении которых имеются сведения о их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо прямо или косвенно находится в собственности или под контролем у данных лиц;

  • — операции в которых одной из сторон является физ. или юр. лицо имеющее регистрацию в государстве (на территории) включенном в Перечень ФАТФ, либо счет в банке зарегистрированном в данном государстве (на территории)
  • -поступление денежных средств из—за границы со счета(вклада) открытого на анонимного владельца.

Операции 4 типа — Необычные (подозрительные) операции — это операции клиентов, по своим признакам дающие основание полагать, что они совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а также в целях уклонения от процедур обязательного контроля.

Основаниями для возникновения подозрений в том, что операция осуществляется с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, могут быть следующие признаки:

запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При выявлении в деятельности клиента операции, подлежащей обязательному контролю, либо необычной операции (сделки) сотрудник подразделения, выявивший операцию, осуществляет следующие действия:

не позднее дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю, формирует соответствующее ОЭС;

не позднее дня выявления необычной операции (сделки), либо при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции, подлежащей обязательному контролю, составляет сообщение по установленной форме.

Направление в подразделение по ПОД/ФТ файлов отчетов, содержащих сведения, подлежащие направлению в Уполномоченный орган, осуществляется только после проведения Уполномоченным сотрудником следующих мероприятий:

анализа соответствия операции (сделки) одному или нескольким критериям (признакам) указанным в Приложении 1;

проведения, в установленных случаях, углубленной проверки и формировании мотивированного суждения о включении операции в отчет.

проверки полноты сведений, включенных в файлы отчетов.

Если в результате углубленной проверки клиента сформировано мотивированное суждение о том, что клиент осуществляет подозрительные операции (сделки) на регулярной основе и (или) в значительных объемах, то руководитель подразделения обязан принять все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры для ограничения вовлечения Банка в противоправную деятельность клиента в соответствии с порядком, изложенным в программе управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Коммерческий банк в этом случае вправе отказать в заключении договора, открытии банковского счета (вклада), в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

В случае если операция относится к 3 типу (экстремистской деятельности или терроризму) банк приостанавливает операцию с денежными средствами или иным имуществом.

При выявлении операции, подлежащей приостановлению, либо в случае возникновения сомнений в отнесении операции к данной категории, сотрудник подразделения, к компетенции которого отнесено осуществление такой операции, приостанавливает проведение операции и немедленно докладывает об этом руководителю подразделения и Уполномоченному сотруднику.

Срок приостановления операции, в том числе по выдаче или списанию денежных средств с банковских счетов, переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов исчисляется с даты, когда распоряжение клиента об осуществлении операции должно быть исполнено (то есть с рабочего дня, следующего за днем поступления в подразделение соответствующего расчетного документа).

Срок приостановления операции по выдаче денежных средств со счетов срочных вкладов физических лиц исчисляется с даты окончания срока вклада либо от даты досрочного истребования вклада. Срок приостановления операции по выдаче денежных средств со счетов вкладов до востребования физических лиц исчисляется с даты первого обращения физического лица в банк с целью получения денежных средств по вкладу.

Таким образом, система внутреннего контроля в коммерческом в целях ПОД/ФТ является при всей своей многозначности достаточно регламентированной. Несмотря на то, что в российском законодательстве не установлены единые стандарты внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ тем не менее банковским сообществом и регулятором установлены основные положения и программы. Одной из ключевых программ в рамках правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ является выявление операций по обязательному контролю, а также действия сотрудников банка, если осуществляемые операции (сделки) относятся к отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма.

ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ

ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

— снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

— покупка или продажа наличной иностранной валюты;

— приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

— получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

— обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

— внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случаях, если:

— хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) име ются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо — одна из сторон — лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве или на указанной территории (пере чень таких государств и территорий определяется Правительством РФ и подлежит опубликованию);

3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случаях, если:

— хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций;

— одна из сторон — лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве или на указанной территории (перечень таких государств и территорий определяется Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию);

4) операции по банковским счетам (вкладам):

— размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

— открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

— перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств изза границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца;

— зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия;

5) иные сделки с движимым имуществом:

— помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;

— выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

— получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

— переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в КФМ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Какие операции подлежат обязательному контролю

Расширен перечень операций, подлежащих обязательному контролю

  • Главная
  • Новости
  • Расширен перечень операций, подлежащих обязательному контролю

23 мая 2019 года в первом чтении принят Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» (в целях совершенствования обязательного контроля)

В Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» будут внесены следующие изменения:

а) в части первой:

в абзаце десятом слова «посреднические услуги» заменить словами «посреднические и консультационные услуги», слова «сделок купли-продажи недвижимого имущества» заменить словами «сделок с недвижимым имуществом»;

б) в части второй слова «посреднические услуги» заменить словами «посреднические и консультационные услуги», слова «сделок купли-продажи недвижимого имущества» заменить словами «сделок с недвижимым имуществом»;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

  • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  • покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
  • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
  • получение физическим лицом наличных денежных средств по ценной бумаге на предъявителя;
  • внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
  • покупка или продажа за наличный расчет драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

2) операции с денежными средствами или иным имуществом, если:

а) при ее совершении одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а сами операции связаны с:

  • внесением наличных денежных средств на банковский счет;
  • переводом денежных средств на банковский счет;
  • переводом денежных средств без открытия банковского счета;
  • предоставлением или получением кредита (займа);
  • с ценными бумагами;

б) при ее совершении одна из сторон обслуживается в банке, находящемся в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Перечень государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), для целей настоящего подпункта определяется и публикуется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

3) операции по банковским счетам (вкладам):

  • зачисление денежных средств во вклад (на депозит), открытый в пользу третьих лиц;
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которого (которой) не превышает трех месяцев со дня его (ее) регистрации (инкорпорации);
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились со дня его (ее) регистрации (инкорпорации);
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) при осуществлении страховой выплаты (выплаты страхового возмещения) или при получении страховой премии;
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансирования под уступку денежного требования;
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • списание денежных средств со счета (вклада) физического лица при осуществлении платежа за участие в тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме;
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) физического лица при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме;
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) физического лица при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в лотерее;
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) по договору беспроцентного займа (безвозмездной помощи);
Это интересно:  Должностная инструкция уборщика служебных помещений 2019

4) иные операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  • выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии;
  • предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) или договору сублизинга;
  • скупка, купля-продажа драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре;
  • передача физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры, в том числе путем выплаты денежных средств;
  • выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее;
  • прием от плательщика денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
  • предоставление или получение беспроцентных займов (безвозмездной помощи) физическим или юридическим лицам.»;

б) пункт 1 1 признать утратившим силу;

1) зачисление денежных средств на счет (вклад) клиента;

2) списание денежных средств со счета (вклада) клиента;

3) выполнение клиентом платежа в наличной форме.

г) пункт 1 2 изложить в следующей редакции:

д) абзац второй пункта 1 4 изложить в следующей редакции:

«Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 10 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает ее.»;

е) дополнить пунктами 1 5 – 1 7 следующего содержания:

ж) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом следующих особенностей:

профессиональные участники рынка ценных бумаг – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1, подпункте 2 пункта 1, пунктах 1 2 , 1 3 , 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце третьем подпункта 4 пункта 1, пунктах 1 2 и 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

страховые брокеры – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце третьем подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

общества взаимного страхования – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 2настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

лизинговые компании – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце четвертом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

организации федеральной почтовой связи – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пунктах 1 5 и 2 настоящей статьи, а также в пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

ломбарды – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце втором подпункта 4 пункта 1, пунктах 1 2 , 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце пятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзацах шестом и седьмом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

операторы лотерей – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце восьмом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

операторы по приему платежей – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце девятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пунктах 1 6 , 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

кредитные потребительские кооперативы – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

микрофинансовые организации – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1 2 , 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

негосударственные пенсионные фонды – в отношении операций
с денежными средствами или иным имуществом, указанных в подпункте 2 пункта 1, абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1 2 , 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона;

операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, и операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных – в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пунктах 1 7 , 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7 5 настоящего Федерального закона.».

Вернуться на страницу новостей

5.3. Обязательный финансовый мониторинг

Под обязательным финансовым мониторингом понимается совокупность контрольных мероприятий, осуществляемых агентами финансового мониторинга, в отношении операций (сделок) с денежными средствами и иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.

Особенность данного вида мониторинга заключается в том, что при наличии законодательно установленных “количественного” и “качественного” критерия и независимо от того, существуют ли у агента финансового мониторинга какие-либо сомнения о связи этой операции или сделки с преступной деятельностью, информация о данной операции должна быть направлена в Росфинмониторинг в установленные сроки – не позднее 3-го рабочего дня, следующего за днем совершения операции.

Объектом обязательного финансового мониторинга выступают сделки (операции), осуществляемые клиентами агента финансового мониторинга. В случае если операция с денежными средствами или иным имуществом проводится в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Банка России, действующему на дату совершения такой операции, за исключением операций, предусматривающих покупку или продажу наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации, поскольку подобные операции являются операциям с иностранной валютой, и сумма их рублевого эквивалента рассчитывается по курсу, установленному кредитной организацией.

Для отнесения операции к объекту обязательного финансового мониторинга необходимо одновременно наличие количественного и одного из качественных критериев, которые устанавливаются только на законодательном уровне путем принятия федерального закона.

Примечание.

При рассмотрении вопроса об отнесении операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых физическими лицами – индивидуальными предпринимателями, к категории операций, подлежащих обязательному мониторингу, следует руководствоваться требованиями Федерального закона N 115-ФЗ, предъявляемыми к операциям юридических лиц.

Операции дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств не являются объектом обязательного контроля .

См.: п. 2 информационного письма Банка России от 02.10.2013 N 22 “Обобщение практики применения Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России” // ВБР. 2013. N 55.

Финансовое законодательство не уменьшает сумму, о которой необходимо сообщать в Росфинмониторинг, на размер налога на добавленную стоимость.

Рассмотрим “количественный” и “качественные” критерии операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу.

  1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублей, или превышает ее (количественный критерий), а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций (качественный критерий):

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

– снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.

Примечание.

Характер хозяйственной деятельности юридического лица определяется на основании анализа данных, содержащихся в учредительных документах (при наличии в них информации о предмете и целях деятельности юридического лица), а также заявленных кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Для индивидуальных предпринимателей анализ базируется на кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

– покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

– приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет.

Примечание.

Операция подлежит обязательному контролю в случае одновременного наличия двух критериев: физическое лицо приобретает ценные бумаги (независимо от их вида и формы) и осуществляемые расчеты по данной сделке производятся в наличной форме.

Операции по приобретению физическими лицами дорожных чеков за наличный расчет не относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю .

Это интересно:  Нужно ли менять паспорт после 45 лет

См.: п. 2 информационного письма Банка России от 26 марта 2007 г. N 11 “Обобщение практики применения Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России” // ВБР. 2007. N 18.

В свою очередь, если при выдаче кредитной организацией собственных векселей физическое лицо приобретает их за наличный расчет и сумма, на которую совершается эта операция, равна или превышает 600 тыс. руб., то данная операция подлежит обязательному контролю и сведения о ней должны быть направлены в Росфинмониторинг .

См.: п. 2 информационного письма Банка России от 15 июня 2004 г. N 6 “Обобщение практики применения Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” // ВБР. 2004. N 37.

При приобретении физическим лицом у кредитной организации за наличный расчет сберегательных сертификатов на предъявителя и направлении информации в Росфинмониторинг требуется указание дополнительного критерия операции, подлежащей обязательному контролю, – размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

– получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

– обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

Примечание.

Распространяется также на замену неплатежных денежных знаков иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства и не распространяется на монету;

– внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.

Примечание.

Порядок распространяется на формирование уставного капитала создаваемого юридического лица (в том числе с использованием накопительных счетов), а также на увеличение размера уставного капитала путем взноса физическими лицами денежных средств в наличной форме в уставный (складочный) капитал следующих организаций: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), акционерных обществ (открытых и закрытых), обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью. Операции по взносу физическими лицами наличных денежных средств в виде паевых взносов в соответствующие фонды производственных и потребительских кооперативов, в виде членских и имущественных взносов в некоммерческие организации не подлежат обязательному контролю;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию.

Примечание.

Агент финансового мониторинга обязан уделять повышенное внимание любым операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым физическими или юридическими лицами, имеющими соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

Приказом Росфинмониторинга от 10 ноября 2011 г. N 361 “Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)” к перечню таких стран отнесены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

Примечание.

Обязательному мониторингу подлежат не данные бухгалтерского учета операций, а сами операции, совершенные по счетам, открытым на основании договора банковского счета (банковского вклада). При принятии решения о направлении сообщения в Росфинмониторинг следует руководствоваться характером и экономическим содержанием совершаемых операций, а также их размером и иными критериями операций, подлежащих обязательному мониторингу.

Обязательный мониторинг распространяется на счета, открытые на основании договора банковского счета (вклада), и не распространяется на временные (накопительные) счета, транзитные валютные счета, ссудные счета и счета депо.

При открытии на балансе кредитной организации банковских счетов (вкладов) использование в их наименовании слова “номерной” запрещено .

См.: письмо Банка России от 20.01.2003 N 7-Т “Об исполнении Федерального закона “О противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” // ВБР. 2003. N 6.

– размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя.

Примечание.

Под данной операцией следует понимать приобретение физическим лицом (резидентом или нерезидентом) за наличные или безналичные рубли сберегательного сертификата на предъявителя, а также депозитного сертификата на предъявителя;

– открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

– перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.

Примечание.

Обязанность по направлению сообщения в Росфинмониторинг возникает у кредитной организации в случае, если при переводе денежных средств за границу/поступлении денежных средств из-за границы на основании информации, имеющейся в расчетных либо обосновывающих документах, кредитной организации не удается установить (идентифицировать) личность, на счет (во вклад) либо со счета (с вклада) которой совершен соответствующий перевод (например, наличие нулевого значения, равно как и указание “One of our customers”, “one of our clients”, “Anonymous”, “Numeric account”, или другого аналогичного по содержанию значения в полях SWIFT-сообщения формата MT103 (Field 50 (Applicant), Field 59 (Beneficiary)));

– зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

Примечание.

В случае осуществления операций по зачислению денежных средств на счет (вклад) и списанию денежных средств со счета между юридическими лицами – клиентами одной кредитной организации возможно направление кредитной организацией в Росфинмониторинг одного сообщения по операции, сторонами по которой в качестве плательщика и получателя выступают юридические лица – клиенты кредитной организации, период деятельности каждого из которых не превышает 3 месяцев со дня регистрации .

См.: п. 3 информационного письма Банка России от 31 июля 2007 г. N 12 “Обобщение практики применения Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России” // ВБР. 2007. N 45.

Первым днем трехмесячного срока является день внесения в государственный реестр регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации юридического лица, в том числе возникшего в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования, и истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, день окончания срока не переносится на следующий за ним рабочий день.

При выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, с кодом 4006 необходимо проведение анализа правовой природы договора, регламентирующего режим счета. В случае если договор, регламентирующий режим счета, не содержит атрибутов договора банковского счета (вклада), то операции по такому счету обязательному мониторингу не подлежат. Требование по выявлению операций, подлежащих обязательному мониторингу, с кодом 4006 не распространяется на операции, отражаемые на накопительных счетах, а также транзитных валютных счетах;

4) иные сделки с движимым имуществом:

– помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

– выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.

Примечание.

В целях выявления операций следует обращать внимание на наличие в платежных инструкциях ссылок на договоры/полисы страхования жизни, страхования до достижения определенного возраста, пенсионные договоры, договоры пенсионного страхования, обязательного пенсионного страхования и т.д. К иным видам накопительного страхования относятся, в частности, договоры страхования детей до совершеннолетия, страхование ренты (в том числе дополнительной ренты, аннуитетов), страхование пенсии, страхование для обеспечения средств на образование и т.д. Отличительной особенностью таких договоров является условие о выплате физическому лицу страхового возмещения в заранее установленный срок к определенной дате;

– получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Примечание.

Распространяется на случаи, когда из представленных клиентом документов стало известно о получении или предоставлении им имущества по договору финансовой аренды (лизинга). Днем (датой) совершения операции следует подразумевать дату фактического получения или предоставления предмета лизинга, то есть дату составления акта приема-передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи имущества по договору финансовой аренды (лизинга), а ее суммой – стоимость предмета лизинга. Платежи, совершаемые в рамках договора финансовой аренды (лизинга), обязательному мониторингу не подлежат.

При выявлении операции/сделки, совершенной лицом, являющимся клиентом агента финансового мониторинга, в период, когда оно не находилось у него на обслуживании, обязанности представлять сведения в Росфинмониторинг по такой операции/сделке у агента финансового мониторинга не возникает;

– переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

Примечание.

Не подпадают под указанный критерий операции по зачислению денежных средств на счет (списанию их со счета), осуществляемые клиентом кредитной организации по поручению его контрагентов (например, по договору поручения, комиссии или агентскому договору или при исполнении обязательства третьим лицом) ;

См.: п. 4 информационного письма Банка России от 15 июня 2004 г. N 6 “Обобщение практики применения Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” // ВБР. 2004. N 37.

– скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Примечание.

При выявлении операции/сделки, совершенной лицом, в настоящее время являющимся клиентом агента финансового мониторинга, в период, когда оно не находилось у него на обслуживании, обязанности представлять сведения в Росфинмониторинг по такой операции у агента финансового мониторинга не возникает.

В случае если кредитная организация располагает договором скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий своего клиента, в котором не установлена конкретная цена сделки, а согласованы лишь способ ее определения, сроки и порядок осуществления расчетов (то есть кредитная организация располагает всей имеющейся информацией о сделке), обязанность по направлению соответствующих сведений в Росфинмониторинг возникает у агента финансового мониторинга, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600 тыс. рублей либо будет равна или превысит сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. рублей;

– получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

– предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Примечание.

Беспроцентным признается заем, если в договоре о его предоставлении прямо установлено, что заем является беспроцентным или процентная ставка за использование займа составляет 0%. К беспроцентным займам следует относить операции по предоставлению/получению юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, финансовой помощи, в случае если по условиям договора она является возвратной и на ее сумму не начисляются проценты. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства/месте нахождения заимодавца ставкой рефинансирования на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Это интересно:  Пошлина за выдачу водительского удостоверения 2019

Поскольку договор займа является реальным, т.е. считается заключенным с момента фактической передачи денег или других вещей, представление сведений в уполномоченный орган должно осуществляться отдельно по каждой из операций по предоставлению (получению) займа. Датой операции является дата документа, подтверждающего фактическую передачу/перечисление денежных средств на сумму, равную или превышающую 600 тыс. рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублей, или превышающую ее.

В случае если суммы отдельных платежей, совершаемых в рамках одного договора займа, менее 600 тыс. рублей, а общая сумма договора равна или превышает указанную сумму и агент финансового мониторинга располагает такой информацией об общей сумме договора, предоставленного клиентом по запросу агента финансового мониторинга (в случае отсутствия в платежных инструкциях указаний на безвозмездность пользования денежными средствами либо в случае наличия в деятельности клиента “сомнительных” сделок), платежи по договору займа контролируются нарастающим итогом и сведения в Росфинмониторинг предоставляются в течение рабочего дня, следующего за днем, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600 тыс. рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте. Под датой совершения операции следует понимать дату платежного документа, увеличившего общую сумму платежей до 600 тыс. рублей. При этом законодательно не установлено требование о повторном направлении сообщения о сделке с движимым имуществом, подлежащей обязательному мониторингу, в случае увеличения суммы сделки за счет последующих платежей.

Обязанность по направлению сообщений в Росфинмониторинг возникает также в случае наличия у агента финансового мониторинга информации о безвозмездном характере выпуска и продажи облигаций (облигационного займа).

Предоставление физическими лицами беспроцентных займов юридическим лицам не относится к операциям, подлежащим обязательному мониторингу.

В отличие от вышеуказанных видов операций для сделок с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, количественный критерий составляет 3 млн. рублей или эквивалент в иностранной валюте. Уточним, что в данном случае речь идет именно о сделке, а не о платеже по договору, связанному с недвижимым имуществом.

Примечание.

При выявлении операции/сделки, совершенной лицом, в настоящее время являющимся клиентом агента финансового мониторинга, в период, когда оно не находилось у него на обслуживании, обязанности представлять сведения в Росфинмониторинг по такой операции у агента финансового мониторинга не возникает.

Обязанность агента финансового мониторинга по представлению в Росфинмониторинг сведений о сделке с недвижимым имуществом возникает со дня регистрации права собственности на недвижимое имущество как результат заключенной сделки.

Факт регистрации права собственности на недвижимое имущество может быть подтвержден: 1) свидетельством о государственной регистрации прав; 2) выпиской из Единого государственного реестра прав; 3) отметкой регистрирующего органа о регистрации права, проставленной на соответствующем договоре.

Одновременно с этим необходимо отметить, что обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, совершенные клиентами на основании договоров продажи недвижимого имущества, продажи предприятия, мены, дарения, ренты и соглашения об отступном, а также односторонние сделки (например, завещание).

Не является объектом обязательного мониторинга сделка купли-продажи закладной (пула закладных) , так как данная операция рассматривается надзорным органом как операция с ценными бумагами, а не с недвижимым имуществом.

См.: п. 4 информационного письма Банка России от 26 марта 2007 г. N 11 “Обобщение практики применения Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России” // ВБР. 2007. N 18.

По общему правилу агент финансового мониторинга должен представлять в Росфинмониторинг сведения о сделках с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, сумма которых равна или превышает 3 млн. рублей, если из представленных клиентами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации документов (в частности, при осуществлении функций агента валютного контроля) или в соответствии с положениями договоров, заключенных между агентом финансового мониторинга и клиентом (кредитные договоры, сделки, обеспечивающие исполнение обязательств), предполагается переход права собственности на недвижимое имущество.

Если же агент финансового мониторинга не располагает всей необходимой информацией, на основании которой он может сделать вывод о проведении его клиентом операции, подлежащей обязательному мониторингу, и указанная операция при реализации правил внутреннего “противолегализационного” контроля агента финансового мониторинга не отнесена к операции, в отношении которой возникает подозрение, что она связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению информации в Росфинмониторинг у агента финансового мониторинга не возникает .

См.: п. 1 информационного письма Банка России от 6 марта 2006 г. N 9 “Обобщение практики применения Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России” // ВБР. 2006. N 18.

Договор участия в долевом строительстве, заключенный на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” , формально не относится к операциям, подлежащим обязательному мониторингу, поскольку буквальное толкование положений Федерального закона позволяет относить к операциям, подлежащим обязательному мониторингу, сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на недвижимое имущество. В обсуждаемом случае государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества осуществляется соответствующим государственным органом на основании документов, предоставляемых застройщиком, и регистрируется возникновение права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства, а не его переход .

СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 40.

См.: п. 3 информационного письма Банка России от 02.10.2013 N 22 “Обобщение практики применения Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России” // ВБР. 2013. N 55.

К категории операций, подлежащих обязательному мониторингу, также относятся операции по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 тыс. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 тыс. рублей, или превышает ее.

Примечание.

Некоммерческие организации – это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Обязанность по направлению сообщений о факте получения некоммерческой организацией, являющейся клиентом кредитной организации, денежных средств от иностранного государства, международной или иностранной организации, иностранного гражданина либо лица без гражданства возникает у кредитной организации при наличии совокупности следующих условий:

– проводимая операция предусматривает зачисление иностранной валюты и средств в валюте Российской Федерации на банковские счета второго порядка N 40503, 40603, 40701, 40703, 40704, транзитные валютные счета соответствующих разделов плана счетов, счета второго порядка N 40807, а также лицевые счета N 20309, 30601, 40811, 40901;

– из платежных инструкций (наличие кодов валютных операций, указывающих на осуществление расчетов с контрагентом-нерезидентом, либо наличие соответствующей информации в поле “назначение платежа” (70 и 72 поле платежного документа в формате SWIFT), а также наличие развернутой информации об отправителе (приказодателе, аппликанте)) либо из документов (разъяснений), представленных клиентом в рамках требований действующего валютного законодательства, следует, что отправителем (приказодателем, аппликантом) денежных средств является иностранное государство, международная или иностранная организация, иностранный гражданин либо лицо без гражданства.

Обязанность по направлению сообщения о данном виде операции возникает у агента финансового мониторинга при выявлении факта такого получения из документов, представленных клиентом, а также при отражении сделок на соответствующих разделах плана счетов.

При выявлении фактов получения некоммерческими организациями от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства ценных бумаг (векселей, в том числе выпущенных самим агентом финансового мониторинга) обязанность по направлению сообщений в Росфинмониторинг возникает у агента финансового мониторинга только при наличии в его распоряжении информации о дате совершения такой операции, а также стоимости ценных бумаг (номинальной, договорной, основанной на официальных котировках либо справедливой).

При отнесении лиц, передающих (отчуждающих) денежные средства или иное имущество, к категории “международная организация” (примерный перечень приведен в Приложении N 6) следует учитывать, что к данной категории относятся объединения государств или объединения национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера и индивидуальных членов, созданные для достижения общих целей, и сами международные организации делятся на:

– международные межправительственные (межгосударственные) организации-объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями;

– международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации-объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

И наконец, к объекту обязательного мониторинга относятся операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон выступает организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (физическое или юридическое лицо включено в Перечень террористов и экстремистов), либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица . Особенность мониторинга данного вида операций заключается в том, что какого-либо “количественного” критерия в этом случае не требуется.

См. подробнее раздел 5.5.

В настоящее время Перечень террористов и экстремистов составляется и рассылается Росфинмониторингом в агенты финансового мониторинга, которые ведут проверку своих клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев на принадлежность к Перечню террористов и экстремистов.

Статья написана по материалам сайтов: vocable.ru, centercom.org, narodirossii.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий