+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Какой термин обозначает должное необходимое поведение человека

Должное поведение, т. е. поведение, реализуемое в соответствии с деонтологическими принципами и содержанием долга, необходи­мо различать с поведением, внешне представляющимся должным. Человек может осуществлять поступки, соответствующие внешним объективным интересам, из страха быть наказанным, в расчете на вознаграждение, а также в случаях, если это предписывается обычаем или традицией. Мотивом может стать ориентированность личности на общественное мнение. Например, оказание помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации может быть обуслов­лено соображениями собственной выгоды (прощение грехов), страха наказания (за жестокосердие), желание поставить его в зависимость, боязь осуждения со стороны общества и т.п. Таким образом, по­ступки могут быть одинаковыми с точки зрения их содержания, но мотивация их может быть различна.

В этом проявляется одна из трудностей деонтологического анали­за, поскольку далеко не всегда представляется возможным выявить истинные мотивы выбора личностью поступков или поведения. Должное поведение имеет место лишь в том случае, когда личность, сопоставив собственные субъективные потребности с объективной необходимостью, делает выбор в пользу последних и реализует свою активность для выполнения долга. Поэтому должная регуляция по­ведения может иметь место не всегда, а тогда лишь, когда человек находится в состоянии сознательного выбора между различными, порой противоречивыми, вариантами поведения, действий, отноше­ний, поступков и руководствуется в первую очередь потребностями сообщества, в которое он включен, и только во вторую — сообра­жениями собственной пользы, удовольствия, безопасности и т.п. Одинаково содержательные и результативные поступки в зависимости от мотивов («я этого хочу для себя» или «это необходимо сделать для людей») могут быть в результате анализа признаны как должными, так и просто соответствующими нормам.

Этика долга требует от личности преодоления своих чувствен­ных склонностей посредством волевых усилий и предполагает, что основным мотивом поступка является осознанная объективная не­обходимость его совершения. Таким образом, должное поведение имеет место при наличии двух основных признаков: противоречия между собственными интересами личности и внешними интересами и наличия морального выбора между ними Страх перед наказани­ем или опасение негативного общественного мнения, надежды на вознаграждение и т. п. с точки зрения деонтологии не являются мотиваторами должного поведения. Наличие подобных мотивов поведения дает возможность объяснять поведение личности реали­зацией собственных интересов, которые случайным образом совпали с внешними интересами.

Казалось бы, нет ничего негативного в том, что личность, руко­водствуясь собственными интересами, совершает нормативные по­ступки — польза обществу от них очевидна. Действительно, с точки зрения конечного результата и содержания разница не видна. Однако такая мотивация чревата тем, что, став предпочтительной, в другой ситуации приведет к тому, что человек пренебрежет своим долгом, реализуя собственные интересы. Негативные последствия его выбора в данном случае будут очевидны. Вследствие этого не только резуль­таты и содержание поступков, действий и деятельности в целом, но и их мотивы с точки зрения деонтологии важны.

Должное поведение не следует путать с альтруистическим по­ведением. Определенное сходство между тем и другим присут­ствует, однако различия носят существенный характер. В основе и должного, и альтруистического поведения лежит предпочтение человеком внешне детерминированных действий, т.е. приоритет внешних интересов (личности, группы, общества) над внутренними, т.е. собственными. Однако должные поступки и поведение в целом основаны на осознании необходимости реализации объективного рационального, в то время как с позиций альтруизма это не обяза­тельно. Альтруистическое поведение может быть обусловлено по­требностью удовлетворить как чьи-то потребности, так и капризы, и эта потребность обусловливает отказ от реализации собственных интересов, иногда сущностных. Должное поведение предусматривает не удовлетворение чьих бы то ни было субъективных рациональных интересов или иррациональных прихотей, но нацелено на достиже­ние общезначимых целей.

Долженствование — объективное принуждение поступать определенным образом.В основе человеческой деятельности лежит долженствование, которое является социализированной формой моральности и свободы и выступает в качестве внутреннего добро­вольного самоопределения субъекта деятельности. А долженствова­ние, в свою очередь, вытекает из потребности людей в единении и основано на таком их качестве, как социальность.

Долженствование представляет собой содержание поступка, от­ношения или действия, которое должно быть реализовано субъектом. Посредством долженствования мораль выражает требования соци­альных законов, в том числе потребностей общества и человека. Оно принимает различные формы в человеческом поведении, нормах, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале.

Долженствование — это вербально сформулированные правила поведения. В силу своей формы они оторваны от конкретного субъ­екта и применимы к бесконечному множеству субъектов и вариантов обстоятельств. Долженствование может быть применено к любому действию, поступку, отношениям. Оно неразрывно связано с запре­том и разрешением: например, долженствование некоторого дей­ствия, поступка автоматически означает запрет на противоположное действие или поступок. Разрешение действовать означает отсутствие долженствования. Долженствование человек может применять как к другим людям, так и к самому себе. Например, если применяется формулировка: «Вы должны совершить некое действие», это означа­ет, что противоположный вариант, т.е. бездействие или совершение иных действий, невозможен, но не потому, что требуемое действие в принципе невозможно совершить, а потому, что его невыполнение влечет за собой негативные последствия.

Это интересно:  Бухгалтерская отчетность что в нее входит

В долженствовании одним из определяющих факторов является суждение личности, что должно быть именно так, а не иначе. В от­личие от желания того, чтобы «было так, а не иначе», личность осо­знает долженствование как объективное свойство поступка, действия и т.п. Желание («я хочу») не подразумевает обязательного наличия у предмета желания (т.е. поступка или действия) характеристик, позволяющих определить его как должный. В отличие от желания суждение («я так считаю») претендует на объективность и в дей­ствительности может быть объективным. Сам поступок, действия или отношения могут не обладать подобными характеристиками. Вместе с тем считать поступок должным и желать совершить этот поступок — не одно и то же. Определение поступка, действия и т. п. с точки зрения долженствования осуществляется на основе пред­ставлений о мотивах.

Любое долженствование осмысливается как идея некого поступка или действия («надо») и, в случае принятия этой идеи — само стано­вится решением действовать определенным образом. Это решение личность реализует, выполняя свой долг.

Главным фактором долженствования является некий эталон по­ступка, действия или отношений, который соотносится с реально возможным поступком, действием, отношением. Связь между данным эталоном и реальным поступком отражает уверенность в том, что представление о долженствовании верно. Это означает, что поступок, во-первых, возможен и необходим и, во-вторых, соот­ветствует эталону (в случае разрешения поступка). В случае запрета имеет место обратная связь, т. е. возможность совершения данного поступка исключена; должен быть совершен иной поступок. На­правление связи (прямая или обратная) между эталоном и поступком определяет воля личности. Ясно при этом, что эталон поступка (по­ведения, отношений) и собственно поступок, поведение, отношения существуют раздельно друг от друга и в общем случае могут быть различными. Эталон идеален, в то время как поступок реален. В слу­чае долженствования эталон и реальный поступок содержательно тождественны.

Категория долженствования включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие ею элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия), общая стратегия поведения личности (в том числе ее моральные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его моральную атмосферу в обществе.

На основе сложившихся в обществе эталонов поступков и жиз­ненного или профессионального опыта человек выстраивает некий эталон самого себя.

Понятие «должная мотивация»

Должная мотивация — одно из ключевых понятий деонтологии и одновременно факторов долженствования и должного поведения, отношений и действий.

Деонтологическая мотивация представляет собой совокупность мотивов, представляющих собой побуждение личности к долж­ному поступку. Под деонтологической мотивацией понимают также процесс побуждения личности к выбору объективно необходи­мого, принятию решения и действиям, направленным на дости­жение определенного результата.

Деонтологическая мотивация выступает в качестве основной движущей силы должного поведения личности. Основываясь на осознаваемых личностью потребностях, должная мотивация активи­зирует нравственное сознание личности, ее иерархию ценностей и совесть, включая их в процесс формирования установок и действий, осуществляемых на их основе.

Деонтологическая мотивация, как и мотивация вообще, представ­ляет собой результат собственного выбора специалиста. В процессе формирования должной мотивации происходит осознание и оценка личностью собственных чувств, потребностей, намерений и т.п. и соотнесение их с конкретной ситуацией, требующей реализации активности личности. Абстрактные мысли и чувства личности от­носительно долга, ответственности, совести и т. п. этических катего­рий в конкретной ситуации также конкретизируются, приобретают образность, становятся более понятными. Одновременно на этом основании актуализируется потребность поступить в соответствии с требованиями своего чувства долга и совести. Развитая совесть личности является действенным регулятором ее поведения, требуя совершения лишь тех поступков, которые в полной мере соответ­ствуют ее представлениям о позитивных ценностях, представленных в личностной иерархии ценностей.

Особое значение при выборе поступка приобретает наличие у личности убеждения в объективной необходимости совершить определенный поступок. В процессе осуществляемого личностью мысленного анализа возможного результата поступка, личность оце­нивает их с позиций объективных потребностей общества, группы, личности. При выявлении в процессе анализа таких потребностей и сопоставлении с собственным социальным и профессиональным опытом, личность формирует убеждения относительно должных поступков и действий. Наличие такого убеждения может свидетель­ствовать о развитом социальном мышлении личности, ее социальной зрелости.

Значительную роль играет наличие у личности волевых качеств. Сила воли определяет как степень проявления чувства долга, так и степень активности личности в реализации должного поступка. Личность со слабой волей, как правило, интуитивно уклоняется от долженствования, ощущая свою явную неготовность к нему. Для такой личности содержание мотивации представлено в основном ее субъективными склонностями, которые она привычно реализует в деятельности. Слабая сила воли не оставляет возможности для пре­одоления страха, дискомфорта, неуверенности в собственных силах, сопровождающих процесс выбора поступков, что и обусловливает выбор в пользу чувственных склонностей.

Должная мотивация невозможна при отсутствии у личности сво­боды выбора поступков. В случае если имеет место внешнее при­нуждение и личность поступает в соответствии с ним, в качестве ведущего мотива может выступать не столько осознанная объектив­ность совершения определенных поступков и действий, сколько объ­ективная и субъективная необходимость подчинения внешнему дав­лению. В данном случае уместно говорить о выполнении личностью своих обязанностей, нормативном поступке и т. п., но не о должном поступке, поскольку отсутствует деонтологическая мотивация.

Это интересно:  Компенсация за покупку квартиры 2019

Для формирования должной мотивации имеет значение моральное вознаграждение специалиста. Оно может быть внешним по форме, выражающимся в одобрении коллег, уважении коллег и клиентов, росте авторитета и т.п. Внутреннее вознаграждение может быть выражено в чувстве комфорта, осознании социальным работником факта совпадения ценностей личных и профессиональных, ощуще­ние успешности, самоуважение. Эта форма вознаграждения имеет большое значение для самомотивации, т.е. процесса побуждения к должному поведению, осуществляемому самой личностью на основе осознания объективной необходимости совершения определенных поступков. Внутренняя должная мотивация (само-мотивация) связана с интересом к деятельности, со значимостью вы­полняемой работы, со свободой действий, возможностью реализовать себя, развить свои умения и способности.

Одним из ключевых моментов формирования должной мотивации является формирование личностью предположений о последствиях своего решения относительно возможного поступка. Предполагае­мые моральные и прочие последствия поступка и их значение для личности и общества становятся одним из факторов, определяющих выбор поступка посредством участия в формулировании и постановке цели. Таким образом, деонтологический смысл поступка находится в тесной связи с его мотивацией, определяя содержание сознания индивида, его мыслей и чувств.

В процессе формирования деонтологической мотивации личность соотносит содержание предполагаемого поступка, а также собствен­ные мысли и чувства с установившимися в обществе моральными нормами, идеалами, эталонами долженствования. Это может стать основанием для трансформации собственных мыслей и чувств, приведения их в соответствие с социально одобряемыми. Одновре­менно осуществляется оценка ситуации, которая является объектом долженствования.

Должная мотивация зависит от внешних условий. Изменение условий жизнедеятельности человека вызывает изменения в духовной сфере общества, мутации моральных норм. Это, в свою очередь, не может не сказаться на представлениях личности о должном. Раз­личной является мотивация у разных людей и в различные периоды жизни одного и того же человека. Поэтому и результат мотивации — выбор поступка — может быть различным.

Формирование должной мотивации существенно зависит от физического и эмоционального состояния личности, ее характе­ра, особенностей мышления и эмоционально чувственной сферы. В немалой степени формирование должной мотивации зависит от воспитания личности и ее личной ситуации на момент выбора по­ступка. Например, болезнь, плохое настроение и т. п. могут повлиять на качество восприятия личностью окружающей действительности, в связи с чем она окажется неспособной верно оценить объективную необходимость получения определенного результата. В этом случае должная мотивация может не сформироваться.

При изучении деонтологической мотивации как совокупности осознанных в той или иной степени моральных побуждений личности к совершению определенного поступка или действия необходимо учитывать ее специфику. Д с о н т о л о г и ч е с к у ю мотивацию следует отличать от мотивации, основанной на желании произвести благо­приятное впечатление на окружающих или получить выгоду, страхе наказания, внешнем принуждения и т.п.

Таким образом, деонтологическая мотивация представляет собой сконструированный феномен сознания личности. Она выполняет определенные функции, среди которых большое значение имеют когнитивная, оценочно-сравнительная, коммуникативная, ориенти­рующая, регулятивная, смыслообразующая, побудительная, деятель-ностная. Реализация данных функций способствует формированию не только поступков, отношений и действий личности, но и ее мо­рального сознания в целом. Опосредованно она оказывает влияние на социальный и профессиональный статус личности, ее авторитет, честь и достоинство.

Должная мотивация может быть внешней. Внешняя мотива­ция — это процесс побуждения отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к эффективному выполнению принятого решения или намеченной работы посредством осознания своего долга.

Внешняя мотивация формируется под воздействием внешних факторов, таких, как условия деятельности и жизнедеятельности, социальные гарантии, возможность повышения социального или профессионального статуса, похвала или наказание значимых других, уважение окружающих и т. п. Внешняя мотивация может стать одним из основных факторов эффективной деятельности.

Мотивационный процесс может быть представлен в виде следую­щих одна за другой стадий:осознание личностью своего долга; выбор оптимального способа деятельности, направленной на реализацию долга; принятие решения о его реализации деятельности; осущест­вление деятельности; получение морального вознаграждения.

Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

Для управления деятельностью личности на основе ее мотива­ции необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов с учетом ее личностных и профессиональных способ­ностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в сообществе в целом и для конкретной личности. Важно при этом учитывать цели личности, так как никакие внешние (эктериораль-ные) цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его внутренние (интериоральные) цели и в ее личный план действий. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей члена сообщества и всего сообщества.

Это интересно:  514н о порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров

Для решения этой задачи необходимо создание механизмадолж­ной мотивации деятельности. Этот механизм представляет собой совокупность методов и приемов воздействия на личность со сто­роны общества (сообщества, коллектива и т.д.), побуждающих ее к определенному поведению в процессе деятельности для достижения целей общества, основанной на необходимости удовлетворения общественных и личных потребностей.

Деонтология разрешает альтернативу деятельности и ее мотивации в оценке моральной ценности этой деятельности. Моральный посту­пок личности необходимо оценивать как целостный акт, как единство цели и ее осуществления, замысла и осуществления. Но это возмож­но только в том случае, если поступок рассматривается в контексте всей социальной и профессиональной деятельности личности. Если применительно к отдельному действию его достоинство проявляется лишь через его социально-полезный или вредный результат, то при анализе всей линии поведения человека (личности, социальной или профессиональной группы) вскрываются и становятся очевидными мотивы действий, преследуемые цели, общее отношение данного субъекта к обществу в целом. Такой подход к проблеме позволяет деонтологии преодолеть традиционное противопоставление внеш­него и внутреннего измерений деятельности. Реальная проблема соотношения мотивации и деятельности в оценке приобретает вид связи между общим и частным в поведении, отдельным поступком и совокупной деятельностью.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ НЕЖНО!!

1. Какой термин обозначает должное, необходимое поведение человека? 1) права 2) обязанности 3) свободы 4) возможности 2. Найдите термин, обобщающий перечисленные понятия: ежегодный отпуск, выходные дни, праздничные дни. 1) право на отдых 2) право на труд 3) право на социальное обеспечение 4) право на охрану здоровья 3. Найдите правильное окончание предложения. Неделимость прав означает, что 1) люди могут иметь одни права и быть лишёнными других 2) человек пользуется всеми правами и свободами в совокупности 3) все люди имеют равные права 4) права человека неотчуждаемы 4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) право на жизнь 2) право на защиту чести и доброго имени 3) право на личную неприкосновенность 4) политические права 5) Всеобщая декларация прав человека 5. Установите соответствие между видами прав и свобод и их примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Примеры А) право на образование Б) право участвовать в культурной жизни В) свобода творчества Г) право на жилище Д) защита семьи, материнства и детства Виды прав и свобод 1) социальные права 2) культурные права

Обязанность – это объективно необходимое, должное поведение человека.

Часть конституционных обязанностей распространяется на всех лиц, проживающих в государстве:

· обязанность каждого платить установленные налоги и сборы

· сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

· заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;

· заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

Пониманию правового статуса гражданина РФ поможет подробно рассмотрение некоторых его конституционных обязанностей. В частности, в Конституции указано, что долгом и обязанностью гражданина РФ является защита Отечества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ НЕЖНО!!

1. Какой термин обозначает должное, необходимое поведение человека? 1) права 2) обязанности 3) свободы 4) возможности 2. Найдите термин, обобщающий перечисленные понятия: ежегодный отпуск, выходные дни, праздничные дни. 1) право на отдых 2) право на труд 3) право на социальное обеспечение 4) право на охрану здоровья 3. Найдите правильное окончание предложения. Неделимость прав означает, что 1) люди могут иметь одни права и быть лишёнными других 2) человек пользуется всеми правами и свободами в совокупности 3) все люди имеют равные права 4) права человека неотчуждаемы 4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) право на жизнь 2) право на защиту чести и доброго имени 3) право на личную неприкосновенность 4) политические права 5) Всеобщая декларация прав человека 5. Установите соответствие между видами прав и свобод и их примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Примеры А) право на образование Б) право участвовать в культурной жизни В) свобода творчества Г) право на жилище Д) защита семьи, материнства и детства Виды прав и свобод 1) социальные права 2) культурные права

Статья написана по материалам сайтов: braintos.com, studopedia.ru, znanija.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector