Компетенция уставного суда свердловской области

Уставный суд.doc

— заявленные возражения судей и принятые Уставным Судом решения по ним.

8. Назначенным на соответствующую должность считается судья, за которого подано не менее трех голосов.

9. Уставный Суд открытым голосованием утверждает протокол голосования, составленный председательствующим и младшим по возрасту судьей, и, в зависимости от итогов голосования, либо объявляет назначенным на соответствующую должность судью, получившего необходимое большинство голосов, либо, если ни один из судей не получил необходимого для назначения числа голосов, принимает решение о проведении второго тура голосования.

10. Второй тур голосования проводится в том же заседании и в том же порядке, что и первый. При безрезультатности второго тура голосования Уставный Суд принимает решение о дальнейшей процедуре назначения с соблюдением порядка, установленного Областным законом «Об Уставном Суде Свердловской области».

11. Бюллетени для голосования по назначению Председателя и заместителей Председателя Уставного Суда после каждого голосования

помещаются в отдельный конверт, опечатываются и приобщаются к протоколу заседания Уставного Суда. К этому же протоколу приобщаются протоколы голосования.

12. Опубликование решения производится в сроки и порядке, установленные для опубликования постановлений Уставного Суда.

§ 2. О полномочиях Председателя Уставного Суда

Кроме перечисленных в федеральном законодательстве о судоустройстве, Областном законе «Об Уставном Суде Свердловской области», Председатель Уставного Суда осуществляет также следующие полномочия:

1) представляет на утверждение Уставного Суда календарный план проведения заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые и внеплановые заседания Уставного Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них;

2) представляет на рассмотрение и одобрение Уставного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

3)представляет на рассмотрение и одобрение Уставного Суда проект штатного расписания аппарата Суда;

4) осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников Уставного Суда; применяет к ним меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации работников аппарата Уставного Суда;

5) дает согласие на служебные командировки судей Уставного Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки. Направление судей в командировки продолжительностью свыше 30 суток осуществляется с согласия Уставного Суда;

6) по поручению Уставного Суда выступает с заявлениями и обращениями от имени Уставного Суда;

7) в конце года представляет на заседании доклад о деятельности Уставного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности.

§ 3. Утратил силу (Решение Уставного Суда Свердловской области от 18.03.2002г.)

Глава II. Сложение полномочий Председателем и заместителями Председателя Уставного Суда

§ 4. Подача заявления о сложении полномочий

1. Председатель и заместители Председателя Уставного Суда могут в любое время подать заявление о сложении с себя полномочий по соответствующей должности. Заявление может быть мотивированным или без объяснения причин сложения полномочий.

2. Заявление о сложении полномочий подается непосредственно Уставному Суду и регистрируется в установленном порядке.

3. Председатель и заместители Председателя Уставного Суда, подавшие заявление о сложении полномочий по должности, продолжают исполнение обязанностей по должности до назначения соответственно нового Председателя, заместителя Председателя Уставного Суда.

§ 5. Прекращение полномочий по заявлению

Уставный Суд на ближайшем заседании констатирует прекращение полномочий судьи по соответствующей должности и проводит назначение в установленном порядке.

Предварительное рассмотрение обращений, поступивших

Глава III. Общие положения

§ 6. Рассмотрение обращений Председателем Уставного Суда

1. Обращения в письменной форме, поступившие в Уставный Суд, в тот же день регистрируются и изучаются секретариатом с точки зрения соответствия требованиям Закона об Уставном Суде, после чего передаются Председателю Уставного Суда с соответствующими предложениями.

2. Если Председателем Уставного Суда будет установлено, что разрешение поставленного в обращении вопроса не подведомственно Уставному Суду, обращение по форме не отвечает требованиям Закона об Уставном Суде, обращение исходит от неуправомоченного органа или лица, обращение не оплачено государственной пошлиной, а заявитель не освобожден от уплаты государственной пошлины и не ходатайствует о предоставлении отсрочки или рассрочки ее уплаты, то Председатель Уставного Суда в письменной форме уведомляет заявителя о невозможности рассмотрения его обращения Уставным Судом в связи несоответствием обращения требованиям Закона об Уставном Суде и разъясняет ему право потребовать принятия решения по этому вопросу Уставным Судом в судебном заседании.

3. В случаях, когда обращение не отвечало требованиям Закона об Уставном Суде по форме или исходило от неуправомоченного органа или лица, либо не оплачено государственной пошлиной, заявителю также разъясняется право вновь направить обращение в Уставный Суд после устранения недостатков.

4. При повторном обращении заявителя в Уставный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление Уставного Суда либо состоялось решение Уставного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по основаниям, предусмотренным статьями 44 и 67 Закона об Уставном Суде, заявителю вторично высылается копия соответствующего решения Уставного Суда.

§ 7. Решение Уставного Суда по вопросу о соответствии обращения требованиям Закона об Уставном Суде

1. В случае если заявителем оспаривается содержащийся в поступившем на его имя уведомлении Суда вывод о несоответствии обращения требованиям Закона об Уставном Суде, Председатель Уставного Суда поручает одному из судей провести проверку обоснованности принятого решения. Результаты проверки не позднее месяца докладываются судьей в заседании.

2. При признании предшествующего решения обоснованным Уставный Суд выносит определение о несоответствии обращения требованиям Закона об Уставном Суде. Копия определения Уставного Суда направляется заявителю.

§ 8. Предварительное изучение обращений судьями

1. Распределение обращений между судьями для предварительного их изучения производится Председателем Уставного Суда или заместителем Председателя в соответствии с порядком, установленным решением Уставного Суда. Передача обращений в процессе предварительного изучения от одного судьи другому осуществляется Председателем Уставного Суда. Направление обращений судьям регистрируется в учетной карточке работником отдела судебных заседаний Уставного Суда.

2. Судья, изучающий обращение в предварительном порядке, может давать связанные с этим поручения работникам отдела информатизации и аналитической работы, государственной службы и кадров Уставного Суда и требовать их надлежащего исполнения в установленные им сроки.

3. Предварительное изучение находящегося в производстве судьи обращения должно быть завершено не позднее одного месяца с момента регистрации обращения.

§ 9. Информирование судей о поступивших и переданных на изучение обращениях

Начальником отдела судебных заседаний Уставного Суда ведется реестр поступивших и переданных судьям для предварительного изучения обращений, который не реже одного раза в месяц рассылается всем судьям.

§ 10. Требования Уставного Суда

1. В процессе подготовки обращения к рассмотрению требования Уставного Суда, предусмотренные статьями 49 и 50 Закона об Уставном Суде, направляются судьей, рассматривающим обращение, или Уставным Судом.

2. С ходатайством о направлении требования в период предварительного изучения и подготовки дела к слушанию сторона вправе обратиться к судье, рассматривающему обращение (судье – докладчику), или Уставному Суду, а в период слушания дела — к Уставному Суду.

3. Требование подписывается соответственно судьей, рассматривающим обращение, судьей — докладчиком либо Председателем Суда.

§ 11. Поручение о проведении экспертизы

1. В случае если поручение о проведении экспертизы дается в процессе подготовки дела к слушанию, оно формулируется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 62 Закона об Уставном Суде. Правила данной статьи закона регулируют также права, обязанности и ответственность эксперта на стадии подготовки дела к слушанию.

2. Заключение эксперта должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени и звания, названия дела, в связи с рассмотрением которого проводилась экспертиза; ответы на вопросы, поставленные перед экспертом в требовании Уставного Суда; подпись эксперта под текстом заключения, заверенную в установленном порядке.

Это интересно:  Оформление приказов по личному составу

3. В случае если проведение экспертизы было поручено группе экспертов, согласованное заключение подписывается всеми экспертами. В случае разногласий между экспертами каждый из них составляет собственное заключение.

§ 12. Участие специалиста

В случаях, предусмотренных статьями 49 и 50 Закона об Уставном Суде, судья или Уставный Суд вправе привлекать для консультаций, проведения проверок, исследования отдельных документов специалиста (специалистов), не заинтересованного в исходе дела. При необходимости участия специалиста в судебном заседании он привлекается к участию в деле в качестве эксперта.

§ 13. Предложение Уставного Суда о приостановлении действия оспариваемого акта

Предложение приостановить действие оспариваемого акта Уставным Судом оформляется мотивированным определением Уставного Суда, излагаемым в виде отдельного документа.

Глава IV. Принятие обращений к рассмотрению, подготовка и назначение дел к слушанию

§ 14. Принятие обращений к рассмотрению

1. Заключение судьи, проект определения, копия обращения, по которому завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям не позднее чем за пять дней до заседания Уставного Суда по вопросу о принятии его к рассмотрению.

2. Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт, могут быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Уставного Суда по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению.

Пресс-служба

  • 28.08.2012 Ответы председателя суда на вопросы студентов Уральской государственной юридической академии» (часть II)
  • 28.08.2012 «Самооборона: на чьей стороне суд?»
  • 28.08.2012 «Ювенальные технологии в уголовном судопроизводстве»
  • 28.08.2012 «Игорный бизнес: азарт по закону»
  • 26.06.2012 «Как оспорить закон субъекта Российской Федерации?»
  • 26.06.2012 «Ответы председателя суда на вопросы студентов Уральской государственной юридической академии» (часть I)
  • 23.05.2012 «Ужесточение наказания за насилие над детьми»
  • 23.05.2012 «Итоги и значение прошедшей в Екатеринбурге международной конференции по современным проблемам судоустройства»
  • 23.05.2012 «Что меняется в работе судов с введением апелляции?»
  • 06.04.2012 «Несовершеннолетние: правонарушители и жертвы»

Онлайн конференция от 29 мая 2012 года «Как оспорить закон субъекта Российской Федерации?» Собеседник – директор Института юстиции УрГЮА, кандидат юридических наук Максим Владимирович Гончаров.

31. Конституциооные(уставные) суды субъектов рф. Уставного суда свердловской области.

СТ.27 ФКЗ «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ»:

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

32. Дисциплинарное судебное присутствие место в судебной системе,состав,компетенция,особенности судопроизводства.

Н О: ФКЗ « О судебной системе РФ» ФКЗ « О Дисциплинарном присутствие»

Дисциплинарное судебное присутствие-самостоятельный федеральный орган

1.рассматривает жалобы граждан,судейские полномочия которые досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ или решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ за совершение ими дисциплинарных проступков (далее заявители), на указанные решения квалификационных коллегий судей.

2рассматривает обращения Председателя Верховного суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях ,когда соответствующей квалификационной коллегией судейбыло отказано в удовлетворе ниипредставлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

График проведения заседаний утверждается дисциплинарным судебным присутствием, а местом проведения заседаний является Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия освобождаются от исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы на период подготовки и проведения заседаний Дисциплинарного судебного присутствия.

Основанием для рассмотрения дел является подданная жалоба или обращение Председателя Верховного Суда РФ или председателя Высшего Арбитражного суда РФ,отвечающие установленным требованиям.

Поступившая жалоба (обращение)регистрируется Секретариатом Дисциплинарного судебного присутствия и вместе с прилагаемыми к ней документами передаются члену Дисциплинарного судебного присутствия для решения вопроса о принятии жалобы(обращения)к производству.

Дела могут рассматриваться не менее чем пятью членами Дисциплинарного судебного присутствия.

Производство по делу ведется на русском языке в открытом судебном заседании. В каждом заседании секретарем ведется протокол в письменной форме, наряду с протоколом ведется аудиозапись. Которая приобщается к протоколу.

Лицами, участвующими в деле, являются:

1заявитель(лицо направившее в Дисциплинарное судебное присутствие жалобу(обращение)

2заинтересованные лица(квалификационная коллегия судей, принявшая оспариваемое решение, а при рассмотрении обращения-также судья, в отношении которого отказано в прекращении полномочий судьи.

В ходе судебного заседания заслушивается выступление судьи-докладчика, а затем по существу жалобы заслушиваются лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, председатель суда, направивший представление в квалификационную коллегию судей о досрочном прекращении полномочий судьи.и другие лица, приглашенные в судебное заседание, исследуются доказательства по делу, разрешаются ходатайства.

По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно решение:

1)об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей(полностью или в частности)

2)об удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи

3)об отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

При равном количестве голосов жалоба считается удовлетворенной, а обращение-отклоненным, никто из судей не вправе воздерживаться от голосования.

Полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о судебной системе РФ конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. На практике в законодательстве большинства субъектов РФ закреплен широкий подход к закреплению полномочий конституционных (уставных) судов, предполагающий, что субъекты РФ вправе устанавливать в своих законах дополнительные полномочия этих органов. Конституционный Суд РФ в своих решениях также исходит из расширительного понимания компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ при том условии, что она не должна вторгаться в компетенцию иных судебных органов. Эти полномочия должны соответствовать природе и предназначению данных судов в качестве судебных органов конституционного (уставного) контроля и касаться вопросов, относящихся к ведению субъектов РФ.

В соответствии с положениями законов субъектов РФ в компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов РФ входят следующие полномочия:

  • 1) рассмотрение дел о конституционности нормативных и иных правовых актов;
  • 2) разрешение споров о компетенции;
  • 3) официальное толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;
  • 4) проверка конституционности закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;
  • 5) иные полномочия, к которым относятся право законодательной инициативы; дача заключений о фактах нарушения конституции (устава) органами государственной власти субъекта РФ; направление в законодательный (представительный) орган субъекта РФ послания (доклада) о состоянии конституционной законности в субъекте РФ; рассмотрение дел о соответствии вопроса, выносимого на референдум субъекта РФ, конституции (уставу) субъекта РФ и др.
  • 1. Рассмотрение дел о конституционности нормативных и иных правовых актов. Проверка конституционности нормативных и иных правовых актов является основным полномочием конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Реализуя данное полномочие, суды осуществляют правовую охрану своих конституций (уставов) и способствуют, таким образом, обеспечению их верховенства на всей территории субъекта РФ, а также утверждению высшей юридической силы данных учредительных актов в системе правовых актов субъектов РФ. В рамках данного полномочия конституционные (уставные) суды субъектов РФ осуществляют абстрактный нормоконтроль, т. е. проверку правовых актов на соответствие конституции (уставу) вне связи с конкретным делом.
Это интересно:  Не подал декларацию о продаже машины

Объектом контроля по данной категории дел являются прежде всего нормативные правовые акты субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие конституциям (уставам) следующие акты:

  • — законы субъектов РФ;
  • — нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
  • — акты высшего должностного лица субъекта РФ;
  • — акты высшего исполнительного органа субъекта РФ.

В республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Северная Осетия — Алания, Тыва, Карелия, Калининградской области объектами конституционного (уставного) нормоконтроля могут быть акты и иных (помимо высшего) органов исполнительной власти.

Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики проверял на соответствие своей Конституции постановление Парламента КБР, касающееся вопросов регулирования миграционных отношений на территории республики. В Республике Адыгея проверялось постановление Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея «Об упорядочении права пользования Государственным Советом — Хасэ Республики Адыгея служебными помещениями». В качестве примеров проверки актов органов исполнительной власти можно привести постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) «По делу о проверке конституционности распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 1997 г. № 1557-р “О передаче трех общежитий по улице Автодорожная в городе Якутске акционерному обществу «Домостроительный комбинат»”», а также постановление Конституционного суда Республики Татарстан, в котором проверялась конституционность постановления Кабинета министров Республики Татарстан «О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи».

К объектам контроля также относятся договоры:

  • — между органами государственной власти субъектов РФ;
  • — между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления.

Конституции (уставы) ряда субъектов РФ закрепляют за конституционными (уставными) судами право осуществлять конституционный контроль в отношении не вступивших в силу международных соглашений субъекта РФ.

По отношению к данным объектам в законодательстве субъектов РФ предусмотрен предварительный конституционный контроль. Например, по Конституции Республики Адыгея суд проверяет конституционность не вступивших в силу договоров и соглашений, заключаемых между органами государственной власти Республики Адыгея и органами государственной власти субъектов РФ по предметам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ; между органами государственной власти Республики Адыгея и органами местного самоуправления (п. 2 «д» ч. 1 ст. 101). Калининградская областная Дума обладает правом на обращение в Уставный суд Калининградской области с запросом о даче заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о судебной системе РФ конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ в том числе для рассмотрения вопросов соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ. Таким образом, федеральный законодатель включил проверку муниципальных нормативных актов в компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов РФ. В качестве объекта проверки акты органов местного самоуправления фигурируют в законодательстве ряда субъектов РФ. Это могут быть уставы муниципальных образований, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, а также отдельных должностных лиц органов местного самоуправления.

В законодательстве субъектов РФ, устанавливающем компетенцию конституционных (уставных) судов, встречаются и иные объекты проверки. Например, проект нормативного правового акта или проект иного решения, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта или местный референдум (Республика Адыгея, Чеченская Республика); акты общественных объединений, государственных и муниципальных учреждений (Республика Северная Осетия — Алания).

По кругу субъектов, которые могут обратиться с запросом по данной категории дел, в разных регионах имеются как сходство, так и существенные различия. Так, большинство субъектов РФ устанавливают, что обратиться с запросом в порядке абстрактного нормоконтро-ля вправе: высшее должностное лицо субъекта РФ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; депутаты, группа депутатов; высший орган исполнительной власти субъекта РФ; суды; прокурор; органы местного самоуправления; уполномоченный по правам человека.

В ряде региональных актов названы и иные субъекты права обращения по данной категории дел. К таким особым лицам относятся:

  • — президиум законодательного (представительного) органа, комитеты законодательного (представительного) органа в Республике Татарстан;
  • — общественные объединения (республики Бурятия, Северная Осетия — Алания, Карелия, Чеченская Республика);
  • — члены правительства (Республика Бурятия);
  • — граждане (Республика Северная Осетия — Алания, Республика Карелия, Чеченская Республика, Калининградская область);
  • — районные суды (Республика Ингушетия);
  • — юридические лица (Республика Карелия, Чеченская Республика);
  • — избирательная комиссия субъекта РФ (Калининградская область);
  • — ассоциация муниципальных образований (Калининградская область);
  • — группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее пяти человек (Калининградская область);
  • — нотариальная палата в связи с возникшим юридическим делом в нотариальной деятельности (Калининградская область);
  • — уполномоченный по правам ребенка, уполномоченный по защите прав предпринимателей (Свердловская область).
  • 2. Разрешение споров о компетенции. В настоящее время многие субъекты РФ включили в свои законы о конституционных (уставных) судах разрешение споров о компетенции. Суды разрешают споры:
    • — между высшими органами государственной власти субъекта РФ (республики Адыгея, Бурятия, Татарстан, Северная Осетия — Алания, Карелия, Калининградская область);
    • — между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, действующими на его территории (республики Адыгея, Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Татарстан, Северная Осетия — Алания, Карелия, Чеченская Республика, Калининградская область);
    • — между органами местного самоуправления (Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, республики Татарстан, Северная Осетия — Алания, Карелия, Чеченская Республика).

Обращаться в суды по данной категории дел может, как правило, любой из участвующих в споре орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Примером разрешения спора о компетенции является постановление Конституционного суда Республики Адыгея от 2 июля 2001 г. № 3-П «По делу о разрешении спора о компетенции между Советом народных депутатов местного самоуправления Хатукайского сельского округа и Советом народных депутатов Красногвардейского района по вопросу формирования бюджета муниципального образования».

3. Официальное толкование конституций (уставов) субъектов РФ. Органы конституционного (уставного) контроля создаются с целью правовой охраны учредительных актов субъектов РФ и обеспечения их прямого действия на всей территории субъекта РФ. Правовая охрана предполагает, что при реализации норм конституций (уставов) все правореализующие субъекты будут единообразно понимать их смысл и значение. Этому способствует такое важное полномочие конституционных (уставных) судов, как право давать официальное толкование, имеющее общий и неперсонифицированный характер. Такое полномочие предусмотрено в большей части субъектов РФ: республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Коми, Карачаево-Черкесской Республике, республиках Татарстан, Северная Осетия — Алания, Ингушетия, Карелия, Чеченской Республике, Санкт-Петербурге, Калининградской области и др. В тех регионах, где пока не созданы конституционные (уставные) суды, установлено, что официальное толкование конституции (устава) осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти.

Круг субъектов, которые могут обратиться в конституционный (уставный) суд с запросом об официальном толковании, достаточно широк. Региональные законы относят к ним: высшее должностное лицо субъекта РФ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший орган исполнительной власти; группу депутатов; комитеты законодательного (представительного) органа; органы местного самоуправления; прокурора; высшие судебные органы субъекта РФ; граждан; уполномоченного по правам человека; общественные объединения и др.

Так, Законом Калининградской области от 2 октября 2000 г. № 247 «Об Уставном Суде Калининградской области» (ст. 79) правом на обращение с запросом о толковании Устава наделены губернатор Калининградской области, правительство Калининградской области, областная Дума, каждый депутат областной Думы, прокурор Калининградской области, Уполномоченный по правам человека Калининградской области, избирательная комиссия Калининградской области, ассоциация муниципальных образований Калининградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области, группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее пяти человек, федеральные суды, мировые судьи в связи с рассматриваемыми ими делами, Нотариальная палата Калининградской области в связи с возникшим юридическим делом в нотариальной деятельности.

Это интересно:  Приказ о работе в выходной день

В законе Республики Северная Осетия — Алания помимо традиционно устанавливаемых субъектов право обратиться с запросом о толковании конституции субъекта РФ закреплено за гражданами, общественными объединениями в лице их республиканских органов, за высшими судебными органами, Уполномоченным по правам человека в Республике Северная Осетия — Алания (ст. 3 Закона Республики Северная Осетия — Алания от 15 июня 2001 г. № 17-РЗ «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия — Алания»).

В Республике Северная Осетия — Алания получили распространение обращения граждан с запросом о толковании Конституции республики. Например, было принято постановление Конституционного суда Республики Северная Осетия — Алания от 15 июня 2011 г. № 1-П «По делу о толковании пункта 1 части 1 статьи 83, статьи 89 Конституции Республики Северная Осетия — Алания». Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки Р. Р. Кильметовой о толковании отдельных положений ст. 83 и 89 Конституции Республики Северная Осетия — Алания, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 которой Глава республики осуществляет общее руководство органами исполнительной власти Республики и может председательствовать на заседаниях Правительства республики. Статьей 89 Конституции Республики Северная Осетия — Алания закреплено полномочие Председателя Правительства республики определять основные направления его деятельности и организовывать его работу. Гражданка Р. Р. Кильметова просила истолковать данные положения, поскольку, по ее мнению, Глава республики как высшее должностное лицо и одновременно руководитель высшего исполнительного органа государственной власти республики должен возглавлять Правительство Республики Северная Осетия — Алания и, соответственно, определять основные направления деятельности Правительства Республики Северная Осетия — Алания и организовывать его работу.

4. Проверка конституционности закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов. Данное полномочие входит в компетенцию большинства конституционных (уставных) судов: республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Коми, Карачаево-Черкесской Республики, республик Татарстан, Северная Осетия — Алания, Тыва, Ингушетия, Чеченской Республики, Свердловской, Калининградской областей и др.

Рассмотрение указанной категории дел преобладает в практике конституционных (уставных) судов, однако в законах субъектов РФ существуют особенности при установлении как объекта, так и субъекта проверки. Наиболее распространенным объектом проверки являются законы субъекта РФ, однако в отдельных регионах допускается проверка нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Как правило, в законах субъектов устанавливается, что таким правом обладают граждане и их объединения. В отдельных субъектах РФ уточнено, что правом на обращение наделены не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства, чьи права нарушаются нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В целом региональные законы закрепляют достаточно широкий круг субъектов, имеющих право обратиться с соответствующим запросом в орган конституционного (уставного) контроля.

На практике большинство жалоб граждан приходится на такие сферы, как социальное обеспечение (пенсии, пособия, платежи ЖКХ, почетные звания), жилищные отношения, трудовые отношения, налоговые отношения. Особой категорией дел, получившей распространение в последнее время, являются избирательные отношения, и в первую очередь муниципальные выборы.

  • 5. Иные полномочия конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Помимо названных субъекты Федерации закрепляют в своих законах за конституционными (уставными) судами и иные полномочия. К ним относятся:
    • — право законодательной инициативы;
    • — дача заключений о фактах нарушения конституции (устава) органами государственной власти субъекта РФ;
    • — направление в законодательный (представительный) орган субъекта РФ послания (доклада) о состоянии конституционной законности в субъекте РФ;
    • — рассмотрение дел о соответствии вопроса, выносимого на референдум субъекта РФ, конституции (уставу) субъекта РФ.

В отдельных регионах конституционный (уставный) суд дает заключение о фактах нарушения конституции (устава) органами государственной власти субъекта РФ (например, при возбуждении процедуры о роспуске законодательного органа субъекта РФ), а также рассматривает дела о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ действий и решений высшего должностного лица субъекта РФ.

В Республике Северная Осетия — Алания помимо права законодательной инициативы за судом закреплены еще два полномочия: 1) по запросу Парламента Республики Северная Осетия — Алания суд дает заключения о соответствии Конституции республики нормативного правового акта Главы Республики Северная Осетия — Алания при постановке вопроса о выражении недоверия Главе республики; 2) по запросу Главы Республики Северная Осетия — Алания суд дает заключение о соответствии Конституции нормативного правового акта

Парламента Республики Северная Осетия — Алания при постановке вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

Так, Конституционный суд Республики Адыгея 24 марта 2004 г. принял постановление № 1-П «О привлечении Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея к ответственности за неисполнение решений Конституционного суда Республики Адыгея по запросу Совета народных депутатов муниципального образования “Кировский сельский округ”». В данном деле заявитель — Совет народных депутатов муниципального образования «Кировский сельский округ» просил привлечь к ответственности Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея за неисполнение решений Конституционного суда республики. В результате Конституционный суд республики признал факт неисполнения его решений Государственным Советом — Хасэ республики и подтвердил необходимость привлечения Государственного Совета — Хасэ республики к ответственности, предусмотренной Конституционным законом Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея».

В законах некоторых субъектов РФ установлено, что суд ежегодно направляет в законодательный (представительный) орган субъекта РФ послание (доклад) о состоянии конституционной законности в субъекте РФ. Так, Конституционный суд Республики Тыва ежегодно в течение первого квартала года, следующего за отчетным, направляет Главе Республики Тыва, Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва доклад о состоянии законодательства в Республике Тыва (ч. 3 ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 г. № 1300 ВХ-1 «О Конституционном суде Республики Тыва»). Ежегодные послания направляет и Конституционный суд Республики Карелия. В Республике Дагестан предусмотрено, что Конституционный суд вправе ежегодно направлять послание о состоянии конституционной законности не только в Народное Собрание Республики Дагестан, но также Главе Республики и в Правительство Республики Дагестан (ст. 3 Закона Республики Дагестан от 2 февраля 2010 г. № 8 «О Конституционном Суде Республики Дагестан»).

Рассмотрение дел о соответствии вопроса, выносимого на референдум субъекта РФ, конституции (уставу) субъекта РФ закреплено в качестве полномочия Конституционного суда в Чеченской Республике, который осуществляет проверку соблюдения установленного порядка реализации инициативы проведения референдума Чеченской Республики или местного референдума и конституционности вопросов, вынесенных на референдум.

Одним из таких решений является постановление Конституционного суда Республики Дагестан от 17 ноября 1998 г. «По делу о проверке соответствия Конституции Республики Дагестан вопроса, предполагаемого вынести на референдум Республики Дагестан в марте 1999 года», в котором судом оценивалась конституционность вопроса, предлагаемого к вынесению на референдум Республики Дагестан: «Считаете ли вы необходимым введение в Республике Дагестан поста Президента Республики Дагестан (главы государства), избираемого гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Указанная формулировка вопроса референдума была признана Судом соответствующей Конституции Республики Дагестан.

Разнообразие подходов субъектов РФ к закреплению компетенции органов конституционного (уставного) контроля свидетельствует о том, что регионы в полной мере реализуют этот вопрос своего исключительного ведения, действуя в то же время на основе федерального законодательства.

Статья написана по материалам сайтов: www.ekboblsud.ru, studfiles.net, studref.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий