+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Контроль почтовых отправлений орм

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в осмотре и вскрытии почтовых отправлений, осмотре вложений, ознакомлении с информацией и документальной корреспонденцией, без ведома отправителя и адресата с последующим восстановлением упаковки в прежнем виде, а также отслеживании перемещения корреспонденции в целях обнаружения сведений о незаконной деятельности лица, выявления его преступных связей и решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.

Указанное мероприятие затрагивает конституционное право гражданина на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, поэтому оно проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов.

Контролю подлежат:

  1. почтовые отправления (бандероли, мелкие пакеты, мешки «М», письма, посылки, почтовые карточки, прямые почтовые контейнеры, секограммы);
  2. телеграфные сообщения (сообщения, передаваемые по сетям электрической связи);
  3. иные сообщения (например, сообщения электронной почты, SMS сообщения, факсимильные сообщения и др.).

В случаях обнаружения в почтовых отправлениях оружия, боеприпасов, наркотических, психотропных, сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых, ядовитых веществ, взрывных устройств и других предметов, запрещенных к пересылке, указанные предметы и вещества изымаются и по факту их обнаружения возбуждается уголовное дело.

Контроль может носить разовый или неоднократный (длящийся) характер; контролю может подлежать корреспонденция, адресованная определенному лицу и (или) направляемая в определенный адрес. С корреспонденции могут сниматься копии, отбираться образцы для сравнительного исследования, изыматься следы пальцев рук.

Цензура получаемой и отправляемой осужденными корреспонденции, равно как и досмотр посылок, передач и бандеролей не является оперативно-розыскным мероприятием.

Мероприятие проводится оперативными сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К мероприятию могут также привлекаться сотрудники учреждений связи.

Результаты контроля отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым (при наличии) прилагаются фотографии и копии интересующих предметов и документов.

КПО — Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Понятие контроля почтового отправления, телеграфного или иного сообщения как ОРМ и его нормативное обоснование.

Контроль почтового отправления, телеграфного или иного сообщения (далее — КПО) — конспиративное прочтение или просмотр письменной или иным способом зафиксированной на материальном носителе корреспонденции, а также конспиративное установление отправителя и (или) адресата

Нормативно это ОРМ определено в п. 9 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные его правила изложены в ст. 5—8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 63 и 64 ФЗ о связи, ст. 15 Федерального закона о почтовой связи, ч. 4 ст. 15 Федерального закона о федеральной службе безопасности, Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий», а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации его результатов применяют Инструкцию о результатах ОРД. При КПО также учитывают Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221, и Правила оказания услуг телеграфной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222.

Характеристика обязательного юридического содержания контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. КПО характеризуется как сложное ОРМ с альтернативными действиями (см. § 1 гл. 17).

Различают основной, ограничительный и льготный составы этого ОРМ. Причем его основной состав относится ко второй категории ОРМ, а ограничительный состав — к третьей (см. § 1 гл. 21).

Объект КПО усеченный. С его помощью допустимо защищать не все общественные отношения, предусмотренные ФЗ об ОРД, а только те блага, на которые совершают преступные посягательства (не предусмотрена защита объектов в административной сфере — см. ч. 9 ст. 8).

Обязательным признаком в объекте этого ОРМ является предмет. Он представлен в качестве почтового отправления, телеграфного сообщения и иного сообщения. Почтовое отправление — адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Письменная корреспонденция — это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы (почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых), бандероли и мелкие пакеты

Посылка — почтовое отправление, размеры, вес и способ упаковки которого определены Правилами оказания услуг почтовой связи, с вложением, не запрещенным к пересылке законодательством Прямой почтовый контейнер — почтовое отправление с товарами и другими материальными ценностями, опломбированное (опечатанное) отправителем в установленном порядке и направляемое к месту назначения.

Телеграфное сообщение — разновидность корреспонденции. Состоит в адресованной электропередаче информации по техническому каналу связи (телеграфному) с фиксацией выходных данных на материальном носителе (бумаге и др.) в виде печатного текста. Этим материальным носителем является телеграмма — текстовое сообщение, предназначенное для передачи средствами телеграфной связи. В зависимости от страны нахождения отправителя и адресата различают внутреннюю и международную телеграмму (см. Правила оказания услуг телеграфной связи). Иное сообщение — любая, кроме почтового отправления и телеграфного сообщения, корреспонденция, отправленная по сети почтовой, электрической связи или иным способом.

Это интересно:  Врачебная тайна закон 323

В зависимости от способа передачи среди иных сообщений различают передаваемые:

по сети почтовой связи Им может стать, в частности, почтовый перевод денежных средств, т е услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств,

по сети электрической связи — письменный текст, изображение, знаки, символы, сигналы, звуки или иная выраженная вовне информация, которую передают по провод ной, радиорелейной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам, за исключением телефонных и телеграфных передач;

иным способом. Им может стать записка (письмо), которое передают с нарочным (через знакомого и т.п.) и др.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений относится к категории оперативно-технических мероприятий и согласно межведомственному соглашению проводится органами федеральной службы безопасности на основании постановления.

Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи.

* контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; * прослушивание телефонных разговоров; * снятие информации с технических каналов связи; * оперативное внедрение.

Ситуации, требующие подобных действий, могут возникать при проведении таких мероприятий, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

Понятие контроля почтового отправления, телеграфного или иного сообщения как ОРМ и его нормативное обоснование.

Контроль почтового отправления, телеграфного или иного сообщения (далее — КПО) — конспиративное прочтение или просмотр письменной или иным способом зафиксированной на материальном носителе корреспонденции, а также конспиративное установление отправителя и (или) адресата

Нормативно это ОРМ определено в п. 9 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные его правила изложены в ст. 5—8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 63 и 64 ФЗ о связи, ст. 15 Федерального закона о почтовой связи, ч. 4 ст. 15 Федерального закона о федеральной службе безопасности, Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий», а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации его результатов применяют Инструкцию о результатах ОРД. При КПО также учитывают Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221, и Правила оказания услуг телеграфной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222.

Характеристика обязательного юридического содержания контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. КПО характеризуется как сложное ОРМ с альтернативными действиями (см. § 1 гл. 17).

Различают основной, ограничительный и льготный составы этого ОРМ. Причем его основной состав относится ко второй категории ОРМ, а ограничительный состав — к третьей (см. § 1 гл. 21).

Объект КПО усеченный. С его помощью допустимо защищать не все общественные отношения, предусмотренные ФЗ об ОРД, а только те блага, на которые совершают преступные посягательства (не предусмотрена защита объектов в административной сфере — см. ч. 9 ст. 8).

Обязательным признаком в объекте этого ОРМ является предмет. Он представлен в качестве почтового отправления, телеграфного сообщения и иного сообщения. Почтовое отправление — адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Письменная корреспонденция — это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы (почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых), бандероли и мелкие пакеты

Посылка — почтовое отправление, размеры, вес и способ упаковки которого определены Правилами оказания услуг почтовой связи, с вложением, не запрещенным к пересылке законодательством Прямой почтовый контейнер — почтовое отправление с товарами и другими материальными ценностями, опломбированное (опечатанное) отправителем в установленном порядке и направляемое к месту назначения.

Телеграфное сообщение — разновидность корреспонденции. Состоит в адресованной электропередаче информации по техническому каналу связи (телеграфному) с фиксацией выходных данных на материальном носителе (бумаге и др.) в виде печатного текста. Этим материальным носителем является телеграмма — текстовое сообщение, предназначенное для передачи средствами телеграфной связи. В зависимости от страны нахождения отправителя и адресата различают внутреннюю и международную телеграмму (см. Правила оказания услуг телеграфной связи). Иное сообщение — любая, кроме почтового отправления и телеграфного сообщения, корреспонденция, отправленная по сети почтовой, электрической связи или иным способом.

Это интересно:  Приказ минтранса 152 с изменениями 2019

В зависимости от способа передачи среди иных сообщений различают передаваемые:

  • по сети почтовой связи Им может стать, в частности, почтовый перевод денежных средств, т е услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств,
  • по сети электрической связи — письменный текст, изображение, знаки, символы, сигналы, звуки или иная выраженная вовне информация, которую передают по провод ной, радиорелейной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам, за исключением телефонных и телеграфных передач;
  • иным способом. Им может стать записка (письмо), которое передают с нарочным (через знакомого и т.п.) и др.

Предметно-практическая сторона простого состава КПО характеризуется следующим.

Виды КПО.

Известны различные классификации. Так, в зависимости от характера корреспонденции различают контроль: почтовых отправлений;

  • телеграфных сообщений, включая посланные по каналу «Телекс» — временному соединению для приема и передачи текстовых сообщений телеграфной связи между пользовательским (оконечным) оборудованием в сети «Телекс»;
  • иных сообщений.

В зависимости от адресата различают КПО:

  • адресованный конкретному лицу;
  • исходящий от конкретного лица;
  • независимо от конкретного адреса отправителя или получателя (при условии, что корреспонденция содержит признаки тайнописи, меточных средств, шифров и т.д.).

По согласованию с оперативным подразделением такая корреспонденция после документального оформления может быть пропущена адресату в целях последующего проведения ОРМ или следственных действий. В зависимости от объема выделяют КПО:

  • сплошной (вся корреспонденция);
  • выборочный (заранее отобранные отдельные экземпляры отправлений).

Форма КПО.

Единственной формой является негласная перлюстрация почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Место проведения этого ОРМ в ФЗ об ОРД не определено.

Время (сроки) КПО. Законодателем установлен предел возможного проведения такого контроля — 180 суток со дня вынесения санкционированного судьей постановления. Иные сообщения, кроме почтовых и телеграфных, подпадают под этот режим только в случае, когда отправитель (адресат) принимает меры для обеспечения тайны его содержания (среди таких способов — использование посыльных, ведомственной связи).

В зависимости от продолжительности проведения КПО бывает разовым или продолжаемым. Для продления контроля необходимо получить решение судьи, принимаемое им на основании вновь представленных оперативным подразделением материалов.

Используемые средства.

При проведении КПО его субъекты вправе, как и при любом другом ОРМ, использовать технические и иные средства (ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД). Однако в отличие от некоторых других ОРМ для проведения КПО наличие определенных средств (орудий) является обязательным признаком состава этого ОРМ. Так, невозможно прочитать содержание письма без того, чтобы предварительно не вскрыть его, причем, не повредив конверт. Прочтение же текста «вслепую», не вскрывая конверта, тем более невозможно без использования специальных приспособлений и устройств.

В результате КПО в обязательном порядке возникают юридически значимые последствия:

  • негативного свойства — ограничение конституционного права каждого на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции);
  • законно расширяется круг носителей тайны связи (за счет оперативников, судей и других субъектов участников КПО), с возникновением у них соответствующих обязанностей, прав и ответственности.

Тайну связи образует информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения (ст. 15 Федерального закона о почтовой связи).

Субъект проведения КПО сложный: основной должен содержать не менее четырех субъектов: 1) инициатора задания — оперативника; 2) лица, утверждающего задание — руководителя оперативно-розыскного органа; 3) санкционирующего лица — судьи; 4) исполнителя — сотрудника оперативно-технического подразделения оперативно-розыскного органа; дополнительный — специалист (в области криптографии, полиграфии и т.д.).

Кроме того, операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами, обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД, требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения этих мероприятий (ст. 64 ФЗ о связи).

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений это ОРМ, проводимое на основании судебного решения и состоящее в негласном отборе и изучении почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной, телефонограммой корреспонденции в целях получения информации, представляющей интерес для решения задач ОРД, в учреждении (предприятии) отправления и приема корреспонденции.

По формулировке законодателя контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений включает в себя две составляющие: действия по контролю и предмет такого контроля.

Это интересно:  Платежный календарь в 1с

Рассматриваемое ОРМ с содержательной стороны заключается в выявлении, обнаружении, проверке содержимого, изучении содержания информации, отслеживании перемещения указанных отправлений и сообщений. В обобщенном смысле контроль предполагает перлюстрацию корреспонденции и отслеживание ее перемещения.

Под почтовыми отправлениями понимается адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры. К письменной корреспонденции относятся простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.

Предметом контроля может быть только корреспонденция, исходящая от конкретных лиц либо адресованная конкретным лицам. Корреспонденция, поступающая в определенный адрес или исходящая из него, может контролироваться только в случае, если в адресе постоянно или временно проживает или скрывается соответствующее лицо, представляющее оперативный интерес1.

Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

Тайну связи составляет информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения (ст.15 ФЗ № 176-ФЗ О почтовой связи»).

Рассматриваемое ОРМ проводится должностными лицами ОРО, ОВД, ФСБ или специализированными подразделениями этих ОРО. К проведению ОРМ могут привлекаться сотрудники предприятий связи. Вскрытие и контроль почтовых отправлений (перлюстрация корреспонденции) осуществляется должностными лицами указанных ОРО.

В случае обнаружения в почтовых отправлениях предметов и веществ, запрещенных к пересылке, организации федеральной почтовой связи вне зависимости от проведения ОРМ имеют право задерживать такие почтовые отправления.

О факте обнаружения в почтовых отправлениях огнестрельного, сигнального, пневматического, газового оружия, боеприпасов, холодного оружия (включая метательное), электрошоковых устройств и искровых разрядников, а также основных частей огнестрельного оружия; наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых, ядовитых, едких, легковоспламеняющихся, других опасных веществ и задержании этих почтовых отправлений организации (объекты) федеральной почтовой связи обязаны немедленно поставить в известность ОВД или ФСБ.

Сотрудники указанных органов в присутствии руководителя организации (объекта) федеральной почтовой связи или его заместителя производят изъятие запрещенных предметов и веществ с составлением акта, один экземпляр которого может направляться отправителю. Такой порядок уведомления отправителя исключается, когда по факту обнаружения указанных предметов и веществ ОВД или органами ФСБ принимается решение о проведении либо проводятся ОРМ.

Срок контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений может составлять до 6 месяцев со дня получения судебного решения либо не ограничиваться таким сроком, а, например, носить разовый характер, когда имеется достоверная информация о получении либо отправлении объектом ОРМ указанных отправления или сообщения1.

При необходимости с указанных отправлений могут сниматься копии, делаться фотоснимки, видеозапись содержимого, изыматься рукописные бланки, заполненные отправителем, отбираться образцы (пробы) предметов и веществ, сниматься отпечатки пальцев, отбираться потожировые выделения и др.

Контроль за перемещением и содержанием предметов, сходных с неофициально передаваемыми почтовыми отправлениями, не образует рассматриваемого ОРМ, ограничивающего конституционное право на тайну переписки.

К таким случаям относятся, например, негласная переписка между заключенными и использование для передачи информации других заключенных, перемещаемых из одного места лишения свободы в другое либо из камеры в камеру, а также с использованием различных приспособлений для перемещения записок или писем. На это указывает и УИК, где в частности, в ст.91 отмечается, что переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными, не являющимися родственниками, допускается с разрешения администрации исправительного учреждения.

Цензура корреспонденции осужденных не образует ОРМ, а является мерой административного контроля за их перепиской.

Не допускается цензура за перепиской осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в РФ.

Не подлежит цензуре и переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц.

В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя (см. ст.91 УИК).

Статья написана по материалам сайтов: www.bibliotekar.ru, infopedia.su, megalektsii.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector