Критерии контролируемых сделок в 2019 году

С 2019 года вступили в силу важные поправки в налогообложение контролируемых сделок. Соответствующие изменения внесены в ст. 105.14 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Прежде всего отмечу, что ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ устанавливает порядок вступления в силу новых изменений:

Положения статьи 105.14 НК РФ (в новой редакции) применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Соответственно, если, к примеру, договор заключен в 2017 году, но поставка товара по такому договору происходит с 2019 года, то к реализации товара 2019 года применяются новые правила.

Суть новых правил:

Для сделок с иностранными взаимозависимыми лицами установлен суммовой порог в 60 млн. рублей

До 2019 года сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признавались контролируемыми вне зависимости от суммы (суммовой порог 0).

С 2019 года такие сделки признаются контролируемыми только если сумма сделок (доходов и расходов) с иностранным взаимозависимым лицом превысит 60 млн. рублей за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Большинство сделок между российскими налогоплательщиками не признается контролируемыми

До 2019 года был установлен общий суммовой порог для сделок между российскими взаимозависимыми лицами — 1 млрд. рублей за календарный год. Соответственно, если сумма сделок, к примеру, по приобретению товаров торговым домом у взаимозависимого завода превышала эту сумму, то все такие сделки признавались контролируемыми.

С 2019 года общий суммовой порог отменен. И (при отсутствии особых обстоятельств) сделки между российскими взаимозависимыми лицами, контролируемыми не признаются (вне зависимости от суммы).

Но в некоторых ситуациях сделки между российскими взаимозависимыми могут признаваться контролируемыми. До 2019 года для таких сделок суммовой порог устанавливался либо 60 млн. рублей, либо 100 млн. рублей. С 2019 года для таких особых ситуаций суммовой порог установлен в 1 млрд. рублей за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Перечень таких особых ситуаций, когда сделки между российскими взаимозависимыми могут признаваться контролируемыми, указан в п. 2 ст. 105.14 НК РФ:

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем Кодексе — исследовательский корпоративный центр), применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса.

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

По сделкам через технических посредников установлен суммовой порог в 60 млн. рублей

Сделки могут признаваться контролируемыми, если они совершаются взаимозависимыми лицами через технических посредников (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Эта норма введена, по сути, против возможного злоупотребления налогоплательщиками, когда, чтобы уйти от контролируемых сделок, их совершают не напрямую, а через технических посредников.

До 2019 года НК РФ прямо не указывал суммовой порог для таких сделок. Налоговые органы и Минфин РФ считали, что суммовой порог таких сделок 0 рублей (то есть, контролируется вне зависимости от суммы сделок).

С 2019 года прямо установлен суммовой порог для таких сделок в 60 млн. рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Дополнительно

Контролируемые сделки — сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (указаны в п. 1 ст. 105.14 НК РФ), при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Взаимозависимые лица — лица особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Мадлен Тывес, FESCO: «Изменения в контроле внутригрупповых сделок несут как преимущества, так и риски, к которым нужно готовиться»

Мадлен Тывес, заместитель начальника налогового управления Транспортной Группы FESCO и спикер Второй конференции «Налоговое планирование: работа в условиях деофшоризации», рассказала CFO Russia об изменениях в законодательстве о трансфертном ценообразовании, и на что компаниям следует обратить внимание с учетом недавних изменений в контроле внутригрупповых сделок.

Какие основные изменения произошли в контроле внутригрупповых сделок в 2019 году?

С 1 января 2019 года изменились критерии признания сделок контролируемыми. Сделки с иностранными контрагентами – как взаимозависимыми, так и оффшорными компаниями, будут признаваться контролируемыми в случае превышения суммарного оборота сделок за календарный год в размере 60 млн рублей. Повышение суммарного порога до 60 млн рублей для признания сделок контролируемыми также распространяется на сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Произошли изменения в порядке признания сделок между российскими взаимозависимыми лицами контролируемыми. Во-первых, с 1 января 2019 года сделки между российскими взаимозависимыми лицами не признаются контролируемыми вне зависимости от суммарного оборота сделок за календарный год. Однако в случае, если стороны уплачивают налог на прибыль по разным ставкам, порог для признания сделок контролируемыми в размере 1 млрд рублей сохраняется. Для признания сделок контролируемыми увеличился порог до 1 млрд рублей по сделкам между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон использует специальный налоговый режим, освобождена от обязанностей по уплате налога на прибыль, применяет инвестиционный налоговый вычет, налогоплательщик НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – прим. ред.), имеет лицензию на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья. Также одна из сторон может быть исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково»» либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ, плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Это интересно:  Обязанности диспетчера по транспорту на предприятии

Таким образом, с 2019 года контролируемыми будут признавать сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки уплачивает налоги в особом порядке, и суммарный оборот сделок превысил 1 млрд рублей за календарный год.

Что необходимо учесть компаниям для соответствия этим изменениям?

По сравнению с предыдущими годами ожидается, что общее количество контролируемых сделок в 2019 году уменьшится. Для налогоплательщиков это создает как преимущества, так и приводит к возникновению рисков. В качестве положительных изменений отмечу, что значительно снизится административная нагрузка на компании. В уведомлении по контролируемым сделкам нет необходимости отражать сделки с иностранными компаниями, если суммарный оборот за календарный год не будет превышать 60 млн рублей. Изменится состав уведомления в части отражения сделок между российскими взаимозависимыми лицами. Соответственно, нет обязанности формировать документацию по таким сделкам. В то же время все сделки, которые с 2019 года не признаются контролируемыми, сохранили статус сделки между взаимозависимыми лицами. Фокус контроля федеральных налоговых органов смещается в сторону наиболее материальных сделок. Сделки, которые не признаются контролируемыми с 2019 года, будут контролировать территориальные налоговые органы.

Судебная практика последних лет показывает, что налоговые органы не оставляют без внимания сделки между взаимозависимыми лицами. Именно их проверяют в первую очередь в рамках выездных налоговых проверок. Основные претензии налоговых органов к налогоплательщикам, как правило, касаются получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе в связи с многократным превышением цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

Налогоплательщикам не стоит расслабляться в связи с изменениями в порядке признания сделок контролируемыми. Процессы, которые отладили в компаниях для оценки соответствия цен контролируемых сделок рыночному уровню, целесообразно распространить для оценки сделок между взаимозависимыми лицами, включая обоснование цен в сделках. Не следует забывать и про обоснование деловой цели сделок. Контроль рекомендуется организовать на этапе согласования существенных условий договоров. При этом каждая компания определяет зоны риска с учетом материальности сделок между взаимозависимыми лицами. Особое внимание рекомендуют направить на объяснение различий цен в сделках между взаимозависимыми и независимыми лицами. Как правило, специалисты компании располагают достаточными аргументами для обоснования таких различий. Дополнительный детальный анализ условий сделки, включая функциональный, определение ответственности и рисков сторон только усилит аргументацию бизнеса. Лучше определять влияющие на цену сделки факторы на этапе согласования договора, а не в период выездной налоговой проверки. Однако нельзя не учитывать, что в случае искусственного создания условий в сделках между взаимозависимыми лицами налоговые органы с большой вероятностью смогут оспорить такие сделки в суде.

Мои рекомендации компаниям для снижения риска предъявления налоговыми органами претензий в получении необоснованной налоговой выгоды: формировать файлы-портфолио материальной сделки между взаимозависимыми лицами на этапе согласования договоров.

Каковы ваши прогнозы по изменениям в законодательстве о трансфертном ценообразовании?

Изменения в данное законодательство внесли спустя 7 лет после того, как Налоговый Кодекс РФ дополнили Разделом V.1, который регулирует положения о ценах, налогообложении и налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Ждать существенных изменений в налоговом законодательстве по трансфертному ценообразованию в ближайшие три года не стоит.

В настоящее время следует ожидать дальнейшее развитие практики налоговых органов в сфере формирования подходов по оценке рыночного уровня цен в контролируемых сделках. Это подтверждается судебной практикой последних двух лет.

Задать свои вопросы Мадлен Тывес и узнать больше об опыте Транспортной Группы FESCO вы сможете на Второй конференции «Налоговое планирование: работа в условиях деофшоризации», которая состоится 31 мая 2019 года в Москве.

Контролируемые сделки 2018: критерии, штрафы

Трансфертное ценообразование возникает при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. В силу состояния взаимозависимости такие компании могут устанавливать цены отличные от рыночных (т.е. тех, которые устанавливаются между независимыми компаниями). В настоящей статье мы рассмотрим, какие сделки признаются контролируемыми в 2018 году и на какие моменты важно обратить внимание организациям, совершающим такие сделки.

Контролируемые сделки: законодательная база

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национального законодательство.

Среди международных документов выделим:

  • Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010)
  • Декларацию ОЭСР о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting, 2013). Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

На уровне национального законодательства в Российской Федерации вопросы трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 Налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» (введён Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Положения раздела имеют своей целью в том числе предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Эти правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Состав контролируемых сделок регулируется главой 14.4 раздела V.I Налогового кодекса РФ. Можно выделить две основные категории контролируемых сделок:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами.
  2. Сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами.

Кроме того, сделка может быть признана контролируемой судом в случае, если будет установлено, что она является частью группы однородных сделок, совершенных только для того, чтобы создать условия, при которых эта сделка не будет отвечать признакам контролируемой.

В настоящей статье речь пойдет, в первую очередь, о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами в 2018 году и сделках, приравненных к ним.

Критерии контролируемых сделок 2018 года, совершенных между взаимозависимыми лицами

Сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой, если присутствует хотя бы один из приведённых ниже критериев:

  1. Сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей. Обращаем ваше внимание на то, что в данном положении имеется в виду сумма доходов по сделкам с одним лицом за календарный год;
  2. Хотя бы одна из сторон сделки применяет специальные налоговые режимы: ЕСХН или ЕНВД, и хотя бы одна сторона сделки не применяет указанные специальные налоговые режимы. Сделки признаются контролируемыми в 2018 году, если доходы по таким сделкам за календарный год превышают 100 млн. руб.;
  3. Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, при условии, что предметом сделки является добытое полезное ископаемое, являющееся объектом обложения, соответствующим НДПИ;
  4. Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет налоговую ставку 0 процентов, а другая сторона нет;
  5. Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет
  6. Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ.
Это интересно:  Как взять лизинг физическому лицу с нуля

Для вышеуказанных сделок (пункт 3 — 6) установлена пороговая сумма дохода, при которой сделки признаются контролируемыми, в размере 60 млн. рублей.

Кроме того, отдельно следует выделить внешнеэкономические контролируемые сделки, т.е. контролируемые сделки с нерезидентом РФ (иностранной организацией). Внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год

Контролируемые сделки в 2018 году, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

  1. Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершенных с участием формальных посредников. Такие сделки совершены с участием значительного количества лиц (посредников), которые не являются взаимозависимыми, однако не выполняют никакие дополнительные функции, кроме как организация реализации товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, не несут риски, не используют активы.
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (при условии, что товары входят в следующие группы: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни). Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых Минфином России в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ (т.е. является оффшором).

Ниже приведём таблицу, в которой обобщим критерии контролируемых сделок 2018.

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделки Между взаимозависимыми лицами Лимит не установлен
С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

60 млн. руб. Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб. Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб. Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

Какие сделки не признаются контролируемыми в 2018 году

Налоговый кодекс РФ также устанавливает исключения из состава контролируемых сделок Полный перечень таких сделок приведен в п.4 ст.105.14 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • Сделки между участниками одной консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок, совершенных налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах;
  • Сделки, совершенные лицами, которые удовлетворяют одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица, не имеют обособленного подразделения на территории других субъектов РФ, и за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков, учитываемых при исчислении налога на прибыль;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ.
  • Сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
  • Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • Сделки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
  • Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Эту позицию подчеркнул Президиум Верховного суда РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации от 16.02.2017 (далее — Обзор от 16.02.2017).

Методы определения рыночной цены для целей налогообложения

В Российской Федерации действует основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки». Согласно принципу для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям таким образом, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Универсального метода определения рыночной цены не существует. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным). Для его применения необходимо наличие на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки, а также наличие необходимого количества информации о такой сделке;
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

При выборе метода необходимо, во-первых, понимать суть контролируемой сделки (функции сторон сделки, используемые активы, принимаемые риски). При анализе сделки необходимо руководствоваться ст. 105.5 НК РФ, ст. 105.6 НК РФ.

Во-вторых, необходимо сопоставить условия сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике. При этом перечень таких источников является открытым, что дает преимущество налогоплательщику при подготовке обоснования цены сделки.

Уведомление о контролируемых сделках

Если налогоплательщик совершает контролируемую сделку у него возникает обязанность подать уведомление о контролируемых сделках. Перечень обязательных сведений, отражаемых в уведомлении, включает четыре блока (п. 3 ст. 105.16 НК РФ): календарный год, к которому относится уведомление; предметы сделок; сведения об их участниках; сумма полученных по сделкам доходов или произведенных расходов. Для сделок, совершенных в 2017 году срок подачи такого уведомления истечет 20 мая 2018 года.

Уведомление может быть представлено на бумажном носителе, либо в электронном виде. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Подается уведомление в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (а крупнейшим налогоплательщиком — в инспекцию по месту их учета). В течение десяти дней оно направляется налоговой инспекцией в ФНС России.

За непредставление уведомления или за отражение в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности на основании ст.129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

В Обзоре от 16.02.2017 Президиум Верховного Суда РФ указал, что решение вопроса о привлечении организации к ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках входит в компетенцию той налоговой инспекции, в которую оно должно было быть представлено (а не ФНС России). Также Президиум отметил, что размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках, не зависит от числа сделок, которые должны быть в нем указаны.

Кроме того, Президиум Верховного суда РФ уточнил применение нормы о привлечении налогоплательщика к ответственности за отражение в уведомлении недостоверных данных. Суд указал, что данное обстоятельство может быть основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки и, в первую очередь, её предмета. В ином случае оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности не возникает.

Обращаем Ваше внимание, что если налогоплательщик подаст уточненное уведомление до момента, когда налоговый орган выявит ошибку в предыдущем, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить у компании документацию по контролируемым сделкам. Документация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам налоговый орган может составить за 3 года. Запрошенную документацию налогоплательщик должен представить в течение 30 дней.

При этом представление налогоплательщиком в налоговый орган документациии, обосновывающей рыночный уровень цен, позволяет освободиться от ответственности за применение нерыночных цен.

В настоящей статье мы осветили базовые аспекты регулирования контролируемых сделок в 2018 году.

Контролируемые сделки в 2019 году

kontroliruemye_sdelki_v_2019_godu.jpg

Похожие публикации

Контролируемая сделка выделяется в отдельную группу операций для целей налогообложения. Подобный вид сотрудничества характерен для взаимозависимых лиц и приравненных к ним субъектам хозяйствования. Налоговая инспекция к таким сделкам проявляет повышенное внимание. Выделение признаков взаимозависимости осуществляется с учетом норм НК. Условия признания сделки в числе контролируемых приводит ст. 105.14 НК РФ — этот перечень с 2019 года будет действовать в откорректированном виде.

Контролируемые сделки – НК РФ

Признаки контролируемых операций с наступлением 2019 года будут обновлены, об этом свидетельствует текст закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ. Документом исключаются упоминания о признании контролируемыми операции между взаимозависимыми лицами — участниками СЭЗ, ОЭЗ, региональных инвестиционных проектов. Но появляется ряд дополнительных условий, выполнение которых необходимо для признания сделок контролируемыми.

Ни при каких условиях не признаются контролируемыми сделки:

если предметом сделки выступают краткосрочные межбанковские займы (сроком действия до 7 дней);

совершенные в рамках международного военно-технического сотрудничества;

по предоставлению займов на беспроцентной основе (когда кредитором и кредитуемым являются взаимозависимые лица).

Ст. 105.14 НК РФ выделяет 3 категории контролируемых сделок:

сделки, совершенные взаимозависимыми лицами;

сделки, участниками которых выступают лица, приравненные к взаимозависимым;

сделки, которым присвоен статус контролируемых судебным решением.

Для взаимозависимых лиц законом № 302-ФЗ введен годовой лимит по сделкам – 1 млрд. руб. Если за год между сторонами было реализовано сделок на сумму, равную или превышающую эту цифру, сделка признается контролируемой. Обстоятельства, по которым определяется необходимость причисления сделки к категории контролируемых, указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ (достаточно выполнения хотя бы одного из перечисленных далее условий):

применение разных ставок по ННП (налогу на прибыль);

предмет сделки – добываемые одной стороной полезные ископаемые, в связи с чем у добывающей стороны возникают обязательства по уплате в бюджет НДПИ (налог исчисляется по процентной налоговой ставке);

один из участников сделки – «спецрежимник» на ЕСХН или ЕНВД (но не оба участника);

одна сторона не является плательщиком ННП;

в сделке участвует исследовательский корпоративный центр — неплательщик НДС;

одной из сторон применяется инвестиционный вычет в отношении ННП;

новое с 2019 г. обстоятельство – минимум одна из сторон платит налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (доходы/расходы по сделке учитываются в базе налога).

Какие сделки – контролируемые при сотрудничестве лиц, приравненных к взаимозависимым: критерии их идентификации содержит п. 1 ст. 105.14 НК. Группу контролируемых в этом случае образуют:

Сделки, совершенные в сфере внешнеторговой деятельности (товары мировой биржевой торговли).

Признаком контролируемости может стать участие в хозяйственной операции субъекта, зарегистрированного в оффшорной зоне.

Повышенное внимание налоговой инспекции будет проявляться к сделкам с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми.

В указанных случаях сумма контролируемой сделки (совокупности сделок) для признания ее таковой должна превышать 60 млн руб. в годовом исчислении. Размер дохода выводится отдельно по каждому контрагенту. Такое уточнение по уровню доходных поступлений от реализованных контрактов позволит снизить количество контролируемых сделок, что упростит работу субъектов хозяйствования и налоговиков.

Обновленные условия признания сделок контролируемыми начнут действовать с 2019 года в отношении сделок, по которым доходы для налога на прибыль учитываются с 01.01.2019. При этом дата договора не имеет значения. Главный ориентир – вырученные средства за календарный год по операциям, проведенным с участием отдельного контрагента.

Согласно ст. 105.16 субъекты хозяйствования должны подавать в ФНС уведомления о совершенных в течение года контролируемых сделках (подробнее об этом в нашей статье на сайте). Срок представления уведомительной формы истекает 20 мая в году, следующем за рассматриваемым календарным годом.

Налоговый орган может оформлять по контролируемым сделкам в адрес участников таких операций информационные запросы. Налогоплательщик должен отреагировать на такой запрос и направить в ФНС соответствующую документацию, отражающую следующие сведения:

характеристика деятельности субъекта хозяйствования, которая непосредственно связана с осуществлением контролируемой сделки;

описание методов определения налогооблагаемых доходов;

данные об участниках международных групп компаний, которые являются стороной контролируемой сделки.

Статья написана по материалам сайтов: www.cfo-russia.ru, pravovest-audit.ru, spmag.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий