Лицензия на добычу полезных ископаемых

Порядок выдачи лицензии на добычу полезных ископаемых

Лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии.

  • Рассматриваемая лицензия может выдаваться на разработку всего месторождения полезного ископаемого или его отдельной части.
  • Лицензия на право добычи полезных ископаемых выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу.
  • Орган, выдающий лицензию на добычу полезных ископаемых: Федеральное агентство по недропользованию.
  • Срок действия лицензии на добычу полезных ископаемых: до 20 лет.

Как получить лицензию на пользование недрами

Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.

Для участия в конкурсе или аукционе заявителю необходимо оформить заявку, которая должна содержать:

  • данные о предприятии-заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами;
  • данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии;
  • данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами;
  • данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя, а также других предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков;
  • информацию о предыдущей деятельности предприятия-заявителя, включая список государств, в которых оно осуществляло свою деятельность в последние 5 лет;
  • предложения предприятия-заявителя по условиям пользования недрами.

Критерии допуска к добыче полезных ископаемых

Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензий, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов по каждому объекту или группе объектов лицензирования осуществляется органом представительной власти республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования совместно с Геолкомом России или его территориальным подразделением.

Заявки, поданные на участие в аукционе, проходят в Геолкоме России или его территориальном подразделении экспертизу с целью проверки финансовой и технической компетентности предприятия-заявителя.

При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.

Заявки, поданные на участие в конкурсе, предварительную экспертизу не проходят, поскольку она осуществляется в процессе конкурса.

При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения.

Преимущества получение лицензии с Консалт-Эксперт

  • консультации по вопросам получения лицензии на добычу полезных ископаемых;
  • заключение о полноте пакета документов, необходимых для получения лицензии на добычу полезных ископаемых;
  • оформление заявления и других необходимых документов на получение лицензии на добычу полезных ископаемых;
  • сдача лицензионного пакета в лицензирующий орган, в Федеральное агентство по недропользованию;
  • представление интересов клиента в необходимых государственных органах, включая орган лицензирования, Федеральное агентство по недропользованию;
  • контроль и продвижение лицензионного пакета клиента в органе лицензирования, чтобы гарантированно была получена лицензия на добычу полезных ископаемых.

205. 106. А. Лицензия на добычу полезного ископаемого может выдаваться на…

а) разработку всего месторождения полезного ископаемого или его отдельной части.

206. 107. А. Разработка одного месторождения полезного ископаемого разными пользователями недр должна проводиться по согласованной технологической схеме. Координация действий пользователей недр возлагается по их решению на одно из предприятий, которому другие предприятия доверяют исполнение функций координатора. Указанное условие фиксируется в…

а) лицензиях на право разработки этого месторождения.

207. 108. А. Допускается предоставление лицензии на право добычи полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на право геологического изучения недр, после проведения…

а) государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых.

208. 109. АБ. В этом случае 23 владелец лицензии на право геологического изучения недр…

а) имеет право подать заявку на получение лицензии на добычу полезного ископаемого на общих основаниях;

б) вправе получить от владельца лицензии на право добычи полезного ископаемого компенсацию, связанную с досрочным прекращением действия ранее выданной ему лицензии на право геологического изучения недр.

209. 110. А. Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на право добычи полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если…

а) экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним предприятием.

210. 111. А. Переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться по самостоятельной лицензии, предоставляемой…

а) владельцу лицензии на право добычи полезных ископаемых либо иному юридическому или физическому лицу.

211. 112. А. По общему правилу лицензия на право добычи полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с их добычей, выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла…

а) государственную экспертизу 24 .

212. 113. А. Владельцами лицензий на право добычи радиоактивного сырья могут быть…

а) только государственные предприятия РФ.

213. 114. А. Лицензия заполняется в четырех экземплярах…

а) первый хранится в МПР (Роснедрах), второй — в территориальном органе Роснедр, третий — в уполномоченном органе субъекта Федерации, четвертый — у пользователя недр, получившего лицензию.

214. 115. А. Если лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, предоставляется на определенный срок, то на извлечение подземных вод при строительстве и эксплуатации отдельных видов подземных сооружений (метрополитены и др.), срок действия которых не ограничивается

а) без ограничения срока.

215. 116. АБ. Сроки пользования недрами для добычи подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, в каждом конкретном случае определяются с учетом…

а) расчетного срока эксплуатации, на который утверждены эксплуатационные запасы;

б) необходимости уточнений условий недропользования.

216. 117. А. Лицензии выдаются для геологического изучения недр на срок до…

217. 118. А. Лицензии выдаются для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их добычей, — на срок до…

218. 119. А. При совмещении геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых лицензии выдаются на срок до…

Это интересно:  Когда переходим на зимнюю резину по закону

219. 120. А. Лицензии на право строительства и эксплуатации отдельных видов подземных сооружений, образования особо охраняемых объектов могут выдаваться…

а) без ограничения срока их действия.

220. 123. А. В состав платы за право пользования недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость…

а) кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, или вод, не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого.

221. 124. А. Предоставление права пользования участками недр осуществляется…

а) преимущественно на аукционной основе.

222. 125. А. Выбор конкурсной системы предоставления права пользования участками недр в каждом конкретном случае зависит от факторов, наличие которых делает невозможным применение величины разового платежа как единственного критерия для определения недропользователя, а именно учитываются…

а) геолого-экономическая оценка участков недр; интересы национальной безопасности РФ; технология добычи и технологические свойства полезного ископаемого; социальные, экологические и иные факторы.

223. 126. Г. Допускается проведение отдельных конкурсов и аукционов для…

а) субъектов малого предпринимательства типа старательских артелей;

б) оборонных предприятий, осуществляющих программу конверсии;

в) российских субъектов предпринимательской деятельности (граждане РФ, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и российские юридические лица, а также создаваемые ими простые товарищества);

г) для любых из вышеперечисленных субъектов.

224. 127. А. Аукционная система предоставления лицензий на право разработки месторождений подземных питьевых вод и месторождений радиоактивного сырья…

225. 129. К. Условия конкурсов или аукционов в зависимости от вида пользования недрами, степени изученности объекта лицензирования и других факторов в соответствии с законодательством о недрах включают…

а) общие сведения об участке недр;

б) геологическую характеристику участка недр;

в) основные условия пользования участками недр;

г) требования к содержанию технико-экономических предложений, представляемых участниками конкурса;

д) требования к заявке на участие в конкурсе или аукционе;

е) порядок работы и принятия решений конкурсной или аукционной комиссией;

ж) критерии определения победителя конкурса или аукциона;

з) порядок и условия признания конкурса или аукциона несостоявшимся;

и) меры по обеспечению уплаты участниками разового платежа;

6.4.2. Условия лицензий на разведку и добычу

Лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых или лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку, дораз- ведку и разработку месторождений, первичную переработку добытых полезных ископаемых, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не предусматривается в лицензии.

В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть установлены сроки проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подготовки технического проекта, нача ло строительства предприятия, начало добычи, выхода на проектную мощность.

Осуществление добычи полезных ископаемых без согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта запрещается. Подготовка технического проекта осуществляется с учетом решений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Проект вступает в силу при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Владелец лицензии на добычу полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему участка недр работы по геологическому изучению недр без дополнительной лицензии.

Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно, как правило, не предоставляется.

Предоставление лицензий на часть месторождения полезного ископаемого, как правило, не допускается.

В исключительных случаях лицензия может выдаваться на разработку отдельной части месторождения при условии, что это не ухудшит технико-экономических показателей разработки месторождения в целом и не создаст препятствий для разработки других частей месторождения.

Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на добычу полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним пользователем недр либо когда использование нескольких месторождений обусловлено технологией получения продукции или требованиями охраны окружающей природной среды.

Лицензия на добычу полезных ископаемых выдается на участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. В случаях, когда для осуществления государственной экспертизы запасов требуется проведение дополнительных разведочных работ, предоставляется лицензия на разведку и добычу с указанием срока проведения государственной экспертизы.

Допускается предоставление на общих основаниях совмещенной лицензии или лицензии на разведку и добычу полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на геологическое изучение недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых. В этом случае владелец лицензии на право геологического изучения недр должен быть безотлагательно извещен органами, предоставляющими лицензию, о при нимаемом решении с предоставлением ему возможности подать заявку на получение лицензии на добычу полезного ископаемого на общих основаниях. В случае предоставления лицензии на право разведки и добычи полезного ископаемого другому лицу владелец лицензии на право геологического изучения недр вправе получить компенсацию, связанную с досрочным прекращением действия ранее выданной лицензии, за счет нового недропользователя.

Если по результатам разведки или добычи полезного ископаемого будут выявлены части месторождения, имеющие промышленное значение и продолжающиеся за пределы предоставленного горного отвода, то по решению органов, предоставивших лицензию на пользование недрами, допускается соответствующее изменение условий лицензии с расширением границ горного отвода.

Переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться как по лицензии на разведку и добычу соответствующих полезных ископаемых, так и по лицензии, предоставляемой на данный вид недропользования.

Если владелец лицензии на пользование участком недр не осуществляет в необходимых объемах переработку отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, то по решению органов, предоставивших лицензию, переработка таких отходов может быть предоставлена другим лицам с выдачей им отдельной лицензии (ст. 11 Закона «О недрах»).

Если перерабатываемые отходы находятся в границах участка недр или земельного участка других лиц, условия лицензии должны учитывать интересы обеих сторон.

В лицензии на добычу полезных ископаемых устанавливаются условия отбора подземных вод при разработке месторождения, а также определяются условия проведения мониторинга геологической среды в соответствии с установленным порядком в пределах предоставленного участка недр и зоны влияния эксплуатации объекта.

В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть определены условия извлечения попутных или сопутствующих компонентов и их первичной переработки, а также возможной консервации всего выявленного месторождения или его части при большом содержании агрессивных или токсичных компонентов.

Лицензии для добычи общераспространенных полезных ископаемых должны содержать условия, при выполнении которых пользователь недр получает продление действия лицензии на очередной срок.

Добытые в процессе поисков и оценки полезные ископаемые являются собственностью владельца лицензии, если иное не оговорено в лицензии.

Это интересно:  Не берут в армию что делать

Объектами лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод являются участки недр, содержащие все виды подземных вод: питьевые, технические, теплоэнергетические, промышленные, минеральные, лечебные, лечебно-столовые и др.

Пользование недрами для извлечения подземных вод при проведении водопонизительных и природоохранных мероприятий, не связанных с другими видами недропользования, может осуществляться только на основе самостоятельных лицензий.

Условия пользования участками недр для извлечения подземных вод при разработке месторождений полезных ископаемых и строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются в лицензии на основной вид недропользования.

Лицензия на пользование участками недр для добычи подземных вод предоставляется только на те участки, по которым проведена государственная геологическая экспертиза.

При острой необходимости в добыче подземных вод для питьевого водоснабжения на участках недр, где отсутствуют эксплуатационные запасы подземных вод, подтвержденные государственной геологической экспертизой, допускается предоставление лицензий на разведку и добычу подземных вод, в которых устанавливаются сроки проведения государственной геологической экспертизы запасов подземных вод.

Добыча подземных вод может осуществляться только при наличии согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта водозабора.

Дополнительными требованиями к лицензии на разведку и добычу подземных вод являются: —

регламентирование максимально возможных объемов и режима отбора питьевых, технических, минеральных, лечебных и лечебностоловых вод, а также объемы и режимы извлечения подземных вод при проведении водопонизительных и природоохранных мероприятий; —

допустимое понижение уровня подземных вод в водоносном горизонте, предоставленном недропользователю для эксплуатации, допустимое уменьшение поверхностного стока и снижение уровня первого от поверхности водоносного горизонта; —

требования к качеству подземных вод, организации зон (округов) санитарной охраны при добыче питьевых, минеральных, лечебных и лечебно-столовых вод, оздоровлению санитарной обстановки; —

места и условия сброса вод после их использования по заданному назначению; —

порядок и сроки проведения мероприятий для компенсации негативного воздействия водоотбора и водосбора на экологические условия, условия водопользования другими потребителями и эксплуатацию других инженерных сооружений; —

условия проведения мониторинга подземных вод и сроки передачи информации в систему государственного мониторинга геологической среды.

Применительно к отдельным видам полезных ископаемых законодательно могут предусматриваться отдельные уточнения общего порядка.

Так, при геологическом изучении, разведке и добыче драгоценных металлов и драгоценных камней владелец лицензии должен осуществлять добычу только собственными силами.

Ряд субъектов РФ в соответствии со своей компетенцией в сфере регулирования отношений недропользования установили особые правила на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Так, Закон Московской области «О недрах и недропользовании» [86] установил, что лицензия на добычу полезных ископаемых для строительства дорог и других коммуникационных сооружений из притрассовых карьеров предоставляется на участки недр со статусом геологического отвода. Ширина участка недр, предоставляемого для этих целей, не должна превышать одного километра в одну и другую сторону от осевой части дороги на всем ее протяжении частями или полностью.

Из указанного участка недр исключаются сельскохозяйственные и лесные угодья, территории, непосредственно примыкающие к населенным пунктам, и территории с особым режимом природопользования.

На предоставленном участке недр недропользователь имеет право добывать общераспространенные полезные ископаемые, используемые при строительстве дорог и других коммуникационных сооружений, открытым способом на глубину до пяти метров после составления технического проекта и его согласования в установленном порядке.

В лицензии особо оговариваются мероприятия, выполняемые пользователем недр с целью рекультивации нарушенных земель и ликвидации последствий работ, связанных с пользованием недрами.

Чем чревата безлицензионная добыча полезных ископаемых?

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

Общие требования

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

Исключение из общего правила

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 №1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 №39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Это интересно:  Декрет входит в трудовой стаж

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

ФАС ВСО

АС ДВО

ФАС ЗСО

ФАС МО

ФАС ПО

АС СЗО

ФАС СЗО

ФАС УО

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

ФАС ДВО

ФАС ЗСО

ФАС МО

ФАС УО

ФАС ВВО

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

ФАС ВСО

ФАС ВВО

ФАС ДВО

ФАС ЗСО

ФАС ПО

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 № ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 № 1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 № 845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 № Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, lib.sale, www.klerk.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий