+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Механизм привлечения иностранных инвестиций

Президент Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2010 года обратил внимание на возникающий интерес стран мира к Беларуси и ее экономики [8].

Безусловным фактором, который напрямую влияет на поток инвестиций в любую страну, является стабильное понятное законодательство, создающее необходимые условия для привлечения иностранного капитала.

Декретом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 года №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)», помимо налоговых льгот, предусмотрено освобождение коммерческих организаций в течение пяти лет со дня их создания от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами — нерезидентами и физическими лицами — нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду [10].

Одним из важнейших параметров, определяющих уровень инвестиций, является система гарантий безопасности вложений, предоставляемых инвесторам страной-реципиентом. В связи с этим Республика Беларусь гарантирует инвесторам право собственности, а также равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности; равную, без всякой дискриминации, защиту и стабильность прав и законных интересов инвесторов по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению[16].

Инвестор вправе свободно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе ему гарантируется беспрепятственный ее перевод за пределы Республики Беларусь после уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Вместе с тем субъекты инвестиционной деятельности имеют возможность получить государственную поддержку в виде гарантий Правительства РБ или централизованных инвестиционных ресурсов.

Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам могут предоставляться в рамках двусторонних соглашений РБ с другими странами.

В настоящее время заключено порядка 60 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций (в том числе с Латвией, Сирией, Кипром, Египтом, Литвой, Молдовой, Украиной, Румынией, Швецией.Болгарией), а также более 50 соглашений об избежании двойного налогообложения (в частности, с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном) [4, с. 144].

Главой государства в августе 2009 г. принят Декрет №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Этим декретом была введена трехзвенная система заключения инвестиционных договоров и определены субъекты, которые могут выступать от имени РБ стороной по договору. Кроме инвесторов и Правительства РБ или уполномоченного им республиканского органа государственного управления, право заключать от имени Республики Беларусь инвестиционные договоры имеют и местные органы власти.Декретом предусмотрена гарантия освобождения инвесторов от перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка; от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию РБ оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта; от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в РБ; от уплаты целевых сборов в местные бюджеты [19].

Указом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» введен новый институт — представительство интересов РБ по вопросам привлечения инвестиций в нашу страну. В соответствии с ним Правительство имеет право предоставлять физическим и (или) юридическим лицам полномочия на представление интересов РБ по вопросам привлечения инвестиций в РБ так называемым инвестиционным агентам.

Полномочия инвестиционного агента могут предоставляться резидентам Республики Беларусь — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; нерезидентам РБ — юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Беларуси посредством создания дочерней организации или представительства[2].

Следует отметить, что в нашей республике используются многие эффективные инвестиционные инструменты, характерные для зарубежных стран (предоставление налоговых льгот, упрощение процедур рассмотрения инвестиционных проектов, создание специализированных служб по стимулированию притока иностранных инвестиций, проведение необходимой информационной работы по представлению страны как наиболее привлекательной для инвестора и др.).

Также следует учесть, что при необходимости привлечения прямых иностранных инвестиций, их быстрого роста и масштабов ряд стран, в том числе и Республика Беларусь, достаточно жестко отслеживают их поступление в страну и осуществляется их ограничение (как правило, государства не допускают иностранный капитал в оборонную промышленность, производство вооружений).

Любые ограничения и запреты в отношении иностранного капитала являются суверенным правом государств и устанавливаются в законодательстве. Практика ограничения иностранного капитала не противоречит международному праву.

В этой связи представляется, что при привлечении инвестиций необходимо тщательно отслеживать процесс влияния иностранного капитала на национальную экономику.

29 июня 2011 года вступил в силу Указ Президента Республики№173 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». В соответствии с ним создается государственнаяорганизация «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (далее Агентство), подчиненная Министерству экономики Республики Беларусь[6, с. 80].

Основным предметом деятельности Агентства является содействие привлечению прямых иностранных инвестиций, в т.ч. при приватизации, т.е. его деятельность будет развиваться по традиционному для всех без исключении агентств в мире.

Основной задачей Агентства является реализация государственной политики к сфере инвестиций, в т.ч. поиск и привлечение иностранных инвесторов, выполнение решений Президента. Совета Министров Республики Беларусь, других государственных органов по вопросам привлечения прямых иностранных инвестиций.

Для реализации государственной политики в сфере инвестиции Агентство будет осуществлять поиск, привлечение и сопровождение иностранных инвесторов на основе заключенных с ними договоров.

Отдельное внимание будет уделено формированию инвестиционного имиджа нашей страны, разработке на условиях аутсорсинга либо самостоятельно PR-кампаний, проведение ставшего уже традиционным Белорусского инвестиционного форума, конференций и других мероприятий.

Последние тенденции международного движения прямых иностранных инвестиций позволяют с уверенностью констатировать, что иностранные инвесторы вкладывают инвестиции по преимуществу в развивающиеся рынки, особенно тех государств, информационное поле которых характеризуется высоким уровнем транспарентности.

На создание благоприятного инвестиционного имиджа огромное влияние оказывают средства массовой информации. Оценки экономической стабильности страны, уровня коррупции, транзакционных издержек, состояния институтов гражданского общества, судебной системы формируют инвестиционныйклимат в государстве-реципиенте инвестиций и влияют на приток инвестиций.

Главный показатель эффективной детальности белорусского Агентства — это увеличение притока прямых иностранных инвестиций в страну. Министерство экономики Республики Беларусь остается ответственным за выработку государственной политики в области привлечения инвестиций, создание благоприятных в стране условий для инвестиционной деятельности. Агентство жеявится инструментом для реализации выработанной политики.

Таким образом, выстраивается прозрачная и эффективная система по работе с инвестициями в стране с четким разделением функций, задач, целей и ответственности.

Исходя из опыта зарубежных стран можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций будет оказывать наиболее положительное влияние на развитие страны в том случае, если ее власти имеют собственную сильную экономическую политику и привлекают зарубежные инвестиции в соответствии с ее приоритетами. Там, где государство отстраняется от управления своим экономическим развитием, уступая его транснациональным корпорациям, поступление иностранных инвестиций не обеспечивает высокий и стабильный рост и часто приводит к снижению национального суверенитета.

В международной практике накоплен огромный позитивный опыт привлечения иностранных инвестиций. И поэтому, основываясь на нем, можно предложить следующие пути совершенствования привлечения иностранных инвестиций в страну.

Сегодня, в посткризисный период, особенно очевидно, что в сложном процессе взаимодействия инвесторов и реципиентов необходимы взаимоуважение и баланс интересов, что в реальной жизни достичь крайне сложно, но возможно.

Известно, что в некоторых странах (Китай, Индия, Украина и др.) созданы информационные порталы, заполненные контентом» по вопросам, интересующим иностранных инвесторов. Такие порталы создаются и администрируются государством-реципиентом инвестиций через специальную организацию[6, с. 80].

При создании Агентством такого портала, в котором должна содержаться информация о нормативных правовых актах государства-реципиента инвестиций, включая официальные переводы текстов основных законов и подзаконных актов на английский и иные языки международного общения, перечень инвестиционных проектов, к сотрудничеству по которым приглашаются иностранные инвесторы, условия их реализации, информацию о гарантиях и льготах, предоставляемых иностранным инвесторам, координаты необходимых органов государственной власти, уполномоченных на принятие соответствующих решений, и т.д.

Также нельзя недооценивать роль различных конференций, семинаров, выставок и иных площадок, на которых национальный бизнес и государство получают возможность пообщаться «лицом к лицу» с иностранным инвестором. Именно с таких мероприятий зачастую начинаются крупные сделки.

Очевидно, что информационное сопровождение является одним из наиболее значимых инструментов привлечения иностранных инвестиций на белорусский рынок.

В целом существующая в настоящее время инвестиционная деятельность в Республике Беларусь находится на достаточно неплохом уровне. С каждым годом растет объем привлекаемых в страну инвестиций, что положительно сказывается на состоянии национальной экономики. Для стимулирования привлечения инвестиций в Беларуси создаются организационные и правовые условия, нацеленные на более широкое привлечение иностранных инвестиций в ее экономику, и с их помощью — реформирование белорусской экономики на рыночной основе. Однако существующее несовершенство процедур привлечения и использования иностранных инвестиций в стране требует активного поиска подходов для решения текущих проблем.

Механизмы привлечения иностранных инвестиций в транспортную инфраструктуру

Развитие инфраструктуры, как один из первостепенных элементов в ряду усилий государства по стимулированию инвестиционного бума, становится базисным условием индустриального развития страны или региона. Так это произошло в АТР, где идет полномасштабный процесс транспортной интеграции и объединения транспортных сетей в единую региональную сеть. Благодаря проводимой США политике индустриальной накачки некоторых стран АТР, согласно плану Доджа-Шоупа, с начала 60-х гг. в новых индустриальных странах начинается строительство современной транспортной инфраструктуры. К началу 90-х гг. суммарный контейнерооборот портов региона превышал 25 млн. тонн контейнерных грузов в год.

При администрации Д. Эйзенхауэра был принят в США план строительства национальной сети дорог общей протяженностью 68 тыс. км. В состав сети входили пять широтных и десять меридиональных магистралей, которые связали более 90% городов страны с населением свыше 50 тыс. человек. Общая протяженность этих дорог составила всего 1,2% от общей протяженности, однако пассажиры и грузопотоки составили свыше 20%. Создание между штатами страны системы автомобильных магистралей оказало значительное влияние на экономическое благосостояние целого поколения.

Используя передовые технологии, порты АТР перешли к контейнеризации перевозок, которые составили уже более 90% всех проходящих грузов. Понимая значение транспортной инфраструктуры для роста внешнеторгового оборота, страны АТЭС приняли в Вашингтоне в 1995 г. Программу действия в области транспорта, где основными задачами ставилось содействие дальнейшему устранению барьеров, препятствующих свободной торговле транспортными услугами в АТР и инвестициям в транспортный сектор.

Это интересно:  Должник не возвращает долг

При потере эффективности инфраструктуры стимулирование экономического развития страны потребует гораздо больший объем инвестиций, чем при должном уровне инфраструктурного обеспечения. Таким образом, неразвитость транспортной инфраструктуры порождает многие проблемы экономического роста внутри страны, в том числе в качестве неблагоприятного фактора при принятии решения об инвестициях и, кроме того, оказывает существенное влияние на конкурентное положение страны на международном рынке товаров и инвестиций.

Поскольку характер производства в той или иной стране определяется сравнительными преимуществами, а распределение выгод от торговли зависит от относительных цен на товары, которые производятся странами-участницами. Для определения этих цен необходимо соотнести мировые относительные величины спроса и предложения товаров.

При мировой цене на алюминий в 1,5 долл. за фунт потенциальный экспорт России составит 100 млн. фунтов, а у США — 50 млн. фунтов. В случае установления торговли алюминием между Россией и Китаем или США и Китаем, Россия получает однозначное конкурентное преимущество.

При разнице транспортных издержек в 6 раз, падение объема экспорта России в 2 раза больше, нежели аналогичные показатели США, даже при сохранении изначальной разницы в себестоимости алюминия в 25%.

Высокие транспортные издержки, таким образом, оказывают влияние на международную торговлю, что отражается на объеме торговли (как экспорта, так и импорта), на мировые цены и прибыль от торговли и на специализацию стран в международном товарном обмене.

Экономическая эффективность развития транспортной инфраструктуры в Германии, Италии, СССР, Китая в определенные периоды достигалась за счет тоталитарного механизма использования труда. Даже очень либеральные экономисты рекомендуют использование нефинансовых источников инвестирования проектов в сфере инфраструктуры. Так авторы «Экономикса» допускают, что «при использовании нефинансовых источников инвестирования можно обойти трудности, связанные с финансовыми аспектами накопления капитала. Такой способ инвестирования не требует от потребителей откладывать значительную часть своих денежных доходов на сбережения, а также не зависит от наличия способного к инвестированию класса предпринимателей. Таким образом, при соответствующих организационных предпосылках использование нефинансовых источников инвестирования может способствовать накоплению основного капитала».

Однако, мировой опыт показывает, что действительно эффективными в долгосрочной перспективе могут быть только финансовые источники инвестирования. Они более мобильно реагируют на изменения технологий и уровень научно-технического прогресса, не зависят от административной системы принятия решений, следуют одному из важнейших принципов эффективного рыночного развития — свободе предпринимательства. Один путь предполагает создание объектов инфраструктуры, исходя из нужд государства, другой — исходя из потребностей рынка, свободного перелива капитала, оценки рисков и окупаемости, что само по себе предполагает формирование инвестиционной привлекательности инфраструктурных объектов не только из расчета сиюминутных потребностей, но на долгосрочный период.

Государство участвует в финансировании транспортной инфраструктуры только из расчета фискальной части бюджета. Финансирование за счет налогов наиболее распространено в автомобильном транспорте. В области дорожного строительства инвестиционные фонды формируются в развитых странах за счет налогов и взимания платы за их использование. В Швейцарии к концу 90-х гг. дорожный налог вырос на 33% по сравнению с 1995 г., что позволило дополнительно получить 275 млн. франков на строительство новых автострад. В рамках программ ЕС осуществляется международный проект ADEPT, в задачу которого входит разработка концепции автоматизированных платежей за проезд на городских дорогах и дорогах общеевропейской сети. Эта программа уже прошла апробацию в 5 городах разных европейских стран. Она направлена прежде всего на изыскание дополнительных средств для строительства новых дорог и качественного содержания существующих.

Во Франции эксплуатацией платных дорог занимаются шесть фирм. Большинство из них являются акционерными обществами с преобладанием государственного капитала. Ежегодный доход от платежей за использование автодорог составляет 4,3 млрд. долл. Большая часть этих средств идет в дорожный фонд на развитие дорожной сети.

Платные дороги в Японии представляют собой масштабную современную сеть магистралей, охватывающую всю страну. Дороги поддерживаются в идеальном состоянии благодаря высоким платежам за их использование — в черте Токио въезд на скоростную дорогу стоит порядка 700 йен (5-6 долл.), а проезд по магистрали от столицы до Осака протяженностью 600 км. обойдется в 100 долл.

Формирование современных транспортных систем на рыночных условиях способствует привлечению иностранных капиталовложений. Мероприятия по разукрупнению предприятий транспортных отраслей, их перевод на самоокупаемость и самостоятельную деятельность на рынке заемных средств, передача части инфраструктурных объектов в частные руки — все эти меры направлены на создание максимально благоприятного инвестиционного климата в сфере транспортной инфраструктуры, в том числе с целью привлечения иностранных инвестиций.

Отмена государственного регулирования воздушного транспорта в США привела к увеличению прибылей многих авиакомпаний и, как следствие, к росту их инвестиционного потенциала. Усиление конкуренции между авиакомпаниями снизило плату за воздушные перевозки, а более низкие транспортные тарифы в сочетании с эластичным спросом обусловили увеличение доходов отрасли.

Ожидается, что в течение ближайших лет в портовой индустрии будет значительно усиливаться тенденция к участию частного капитала, особенно в тех направлениях, которые изначально носят коммерческий характер, например, перевалка грузов. Поэтому финансирование оборудования, предназначенного для таких операций, становится все в большей степени обязанностью частного сектора.

К источникам иностранных инвестиционных средств относятся в первую очередь корпоративные или «личные» сбережения. На рынке капитальных вложений компании и частные инвесторы редко осуществляют вложения сами. Около 80% их денежных средств оказываются в руках профессиональных управляющих денежными фондами, таких как страховые компании, сберегательные и другие банки, трастовые фонды, финансовые дома, взаимные фонды, которые принимают деньги на депозит.

Мировая финансовая система породила систему рынков, где можно купить и продать стандартизированные инвестиционные «пакеты». Ключевая особенность этих рынков заключается в том, что инвестиционные проекты разрабатывают в стандартизированной форме и покупатель точно знает предмет своей покупки без необходимости проведения сложных разовых исследований. Это означает, что кредитору следует лишь выяснить кредитоспособность заемщика, а это делают агентства кредитного рейтинга. Они регулярно следят за деятельностью компаний и разрабатывают рейтинги их кредитоспособности.

Рынки для разных типов инвестиционных пакетов можно охарактеризовать следующим образом. Денежные рынки, отличающиеся торговлей краткосрочными кредитами (менее года). Они состоят из сети взаимосвязанных банков и дилеров, торгующих тем, что достаточно кредитоспособно и стандартизировано. Рынок местной валюты для инвесторов называют внутренним, а валюты, находящейся вне страны-эмитента, — рынком евровалюты. Структура процентных ставок на этих рынках различна, причем евродолларовой процентной ставкой является Лондонская ставка предложения по межбанковским депозитам (ЛИБОР).

Рынки капитала, торгующие долгосрочными долговыми финансовыми «инструментами», известны как облигации или долговые обязательства. Заемщики выпускают облигации через дилера и обеспечивают держателю облигации определенную сумму средств в заранее обусловленный срок, например через 10 лет. Процент, отражающий кредитный рейтинг эмитента, подлежит оплате купонами, прилагаемыми к облигациям. С целью обеспечения контроля за публично выпущенными облигациями на международном рынке они должны быть стандартизированы.

Фондовые рынки, позволяющие кредитоспособным компаниям привлекать капитал на мировых рынках путем публичного размещения акций. Для этого компания должна соблюдать определенные правила (например, установленные Комиссией по ценным бумагам и биржам в США) и убедить потенциально акционера в том, что инвестиции будут прибыльными. Выпускают акции через банк, плата за юридическое и бухгалтерское обслуживание обычно составляет около 5% привлеченной суммы.

Через эти рынки проходят огромные суммы инвестиционных средств. На мировом рынке ценных бумаг (облигации и акции) обращаются порядка 6,2 трлн. долларов США. Половину этого составляю акции, циркулирующие на нью-йоркской фондовой бирже. Сейчас большинство их находится у финансовых институтов (около 80% рынка США, а оставшиеся 20% принадлежат частным инвесторам). Для привлечения капитала транспортная компания должна достичь признанных стандартов кредитоспособности и предложить конкурентную норму прибыли.

Между судовладельцами и финансовыми рынками действуют в качестве посредников многочисленные финансовые институты, предоставляющие широкий спектр услуг, включая выдачу ссуд, организацию размещения облигаций и акций, частное размещение, услуги по лизингу и управлению риском. Всего в мире насчитывается, по меньшей мере, 200 организаций, претендующих на участие через свои инвестиционные отделы в финансировании проектов в области транспорта.

В 90-е годы отмечался существенный рост частных инвестиций в развитие портов и портовой инфраструктуры. Средства объемом в 6,3 млрд. долларов направлялись на строительство и расширение контейнерных терминалов, перегрузочных комплексов для зерна, угля и наливных грузов. На заседании транспортного комитета на ЭСКАТО а Бангкоке отмечалось, что исключительно динамичное развитие процессов приватизации портов в некоторых странах привело, по мнению экспертов, к изменению ставок портовых и других сборов, что сразу же сказалось на общей конъюнктуре рынка.

Например, во Франции был принят новый Кодекс о государственной собственности, направленный на поощрение частных инвестиций в порты. Кодекс разрешал портовым властям использовать финансовые средства, полученные от продажи земельных участков в порту, а также закладывать участки земли в порту, что способствовало привлечению заемных средств.

Регулирующий контроль земельной собственности в порту влияет на привлечение новых, в том числе иностранных, инвестиций, на конкурентоспособность, особенно, в предоставлении услуг контейнерных терминалов.

Аналогичное положение складывается и в отношении других активов. Портовые власти частных портов, имеющие значительные недоиспользованные или неиспользованные активы, вправе продавать или закладывать их с целью привлечения инвестиций. Финансовые задачи портовых властей обычно сводятся к целям, соответствующим общим интересам деятельности порта. В целом оптимален баланс, когда в результате эффективного управления общий доход порта покрывает его общие расходы по управлению и содержанию.

Политика государства по благоприятствованию привлечения частных инвестиций в модернизацию инфраструктуры позволяет привлекать средства в насущные проекты. Так, например, в Китае средства международных кредитных организаций, направляемые на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры, составляют не более четверти, остальное -прямые инвестиции грузовладельцев, ищущих пути увеличения объемов транспортировки товаров.

Заемщикам, стремящимся получить кредит на 12 лет, лучше обращаться в другие организации, такие как ипотечные банки или лизинговые компании. Процентную ставку обычно котируют на уровне, который превышает ЛИБОР. Типичный диапазон составляет от 0,6 до 2% (для наиболее рискованных сделок). Суммы кредита более 50 млн. долларов США, как правило, носят синдицированный характер. Кроме ссуд, коммерческие банки оказывают много других услуг, включая управление риском, слияние и поглощение компаний, консультирование по финансовым вопросам и т.д.

Это интересно:  Как открыть аптеку пошаговая инструкция 2017

Ипотечные банки, выдающие ссуду под залог транспортных средств, в основном судов, созданы исключительно для этой цели. Они привлекают средства на рынке или выпускают облигации, обеспечивающие местным инвесторам налоговые льготы. Наиболее известные из них находятся в Германии и Нидерландах. Хотя все ссуда и гарантии, обеспеченные залогом на суда, обычно предусмотрены германским законодательством, существуют дополнительные и более детальные правила для тех ссуд, которые служат обеспечением для «ипотечных» облигаций, котируемых и продаваемых на германских фондовых биржах. Основные юридические требования охватывают:

— Ограничение размера ссуды, которая не может превышать 3/5 стоимости судна, то есть 60%;

— Срок погашения ссуды, которая должна выплачиваться равными ежемесячными, квартальными или полугодовыми взносами, не может превышать 12 лет, а с согласия компетентного органа — 15 лет.

Инвестиционные и торговые банки организуют привлечение денежных средств, но сами, как правило, их не предоставляют. Они создают банковские синдикаты для выдачи кредитов, организуют публичное размещение акций, выпуск облигаций и частное размещение долга и акций между финансовыми институтами или частными инвесторами. В последнее время повышенную активность в организации, с помощью акций, фондов для приобретения судов проявляют торговые банки США.

Финансовые дома и брокерские компании имеют в своем управлении значительные средства, которые они напрямую направляют в транспортные компании. Кроме того, существует ряд специализированных организаций и финансовых брокеров, специализирующихся на подготовке нетрадиционных финансовых пакетов.

Некоторые лизинговые компании, являющиеся собственниками транспортных средств, специализируются на предоставлении другой стороне долгосрочного права пользоваться ими в течение обусловленного периода за определенную ежемесячную, поквартальную или ежегодную арендную плату. Кроме того, в Японии лизинговые компании выступают в качестве важных кредиторов. Поскольку на них распространяются другие правила, они могут предлагать долгосрочные ссуды на иных условиях, чем коммерческие банки.

Наконец, уместно упомянуть государственные программы кредитования строительства объектов транспортной инфраструктуры, предусматривающие выдачу ссуд отечественным и зарубежным подрядчикам. Такое финансирование особенно широко развито в судоходстве. Так, условия экспортного кредита согласованы в рамках ОЭСР и в настоящее время составляют 80% цены судна на 8,5 лет из расчета 8% в год. За исключением Южной Кореи, данный кредит обычно выдают в национальной валюте. Он проходит через национальный или коммерческий банк, имеющий правительственную гарантию и субсидию, компенсирующую разность между ценой ссуды и процентом, под который банки занимают деньги на местном финансовом рынке.

Погашение долга происходит, как правило, равными взносами в течение срока ссуды. На лондонском рынке и других рынках евро взносы делают обычно каждые 3 или 6 месяцев, а на рынках США — распространены ежемесячные взносы.

Процентные ставки, назначаемые коммерческими банками, существенно различаются по странам. Например, в двух главных мировых центрах инвестиционного финансирования — Нью-Йорке и Лондоне — соответственно используют в качестве двух базовых ставок прайм-рэйт и базовую ставку в евро, служащие ориентиром стоимости кредита. Некоторые банкиры, особенно в США и Германии, кредитуют по фиксированным процентным ставкам, но вследствие структуры депозитов еврорынков структуры депозитов еврорынка, непостоянство процентных ставок большинство из них будет котировать лишь плавающие процентные ставки со спредом от 0,5% сверх стоимости фондов до 3-4%. Размер процентной ставки находится в прямой зависимости от кредитного рейтинга самой компании или страны ее бизнеса.

Ряд стран путем использования данного механизма сумел решить многие параллельные инвестиционные проблемы. Так, Турция смогла решить проблему репатриации капиталов, вывезенных ранее из страны, разрешив вкладывать их в строительство объектов инфраструктуры, не указывая источника происхождения капитала, разумно полагая, что построенный контейнерный терминал за рубеж вывезти невозможно. Таким образом, в страну было возвращено порядка 10 млрд. долларов.

Схема концессий может относиться к компаниям-перевозчикам. Там, где государству не принадлежат транспортные операторы, как например, в Латинской Америке, в некоторых странах Европы и Африки, правительства предоставляют частным инвесторам/операторам гранты-концессии для обеспечения транспортных услуг.

Многие ведущие страны-реципиенты иностранных инвестиций относят транспортную отрасль к поощряемым адресатам для иностранного инвестирования, конкурируя в вопросе получения зарубежных инвестиционных средств между собой. Иностранный капитал является важным источником финансирования именно долгосрочных инвестиционных проектов.

Разрешенные формы участия иностранного капитала в инфраструктурных отраслях транспорта указаны в таблице 2 (по странам-лидерам по привлечению иностранных инвестиций в транспорт).

Исторически первые шаги по развитию капиталоемких транспортных объектов в Китае, Индии и Мексике были сделаны западными компаниями.

В 20-е гг. XX века в Китае английские, французские и американские промышленные группировки боролись за получение концессий на строительство в стране железных дорог, порождая общую нестабильность в регионе.

Участие иностранного капитала в предприятиях транспортного сектора

Страна

Целевые отрасли

Ограничиваемые отрасли

100%-ное акционерное участие

Ограниченное акционерное участие

Запрещенная деятельность

Китай

Дорожное оборудование, локомотивы и оборудование для них, порты, метро, строительство и управление аэропортами, нефте- и газопроводы

Строительство железных дорог, авиаперевозки, общая авиация, разработка и строительство специальных судов (китайская сторона должна играть ведущую роль)

Управление воздушным движением

Индия

Иностранная собственность до 51%: наземный и водный транспорт (вспомогательные услуги); иностр. собств-ть до 74%: строительство дорог, ж/д путей, мостов, тоннелей, трубопроводов, портов и гаваней, взлетно-посадочных полос; наземный транспорт (кроме нефте- и газопроводов, океанский и речной водный транспорт

Мексика

Международные наземные перевозки пассажиров, туристов и грузов между пунктами на мексиканской территории (с 18.12.1995г. иностр. участие ограничено 49%, с 01.01.2001г. — 51%, с 01.01.2004г. — может достигать 100%

Управление и надзор за деятельностью портов, аэропортов и вертолетных площадок

Иностр. собств-ть до 25%: в местных и специальных авиаперевозках и регулярных рейсах;

иностр. собств-ть до 49%: интегрированное управление портами, поставка ГСМ для судов, авиатранспорта и ж/д техники; иностр. собст-ть свыше 49% по согласованию: портовые услуги, морские грузоперевозки, администрирование аэровокзалов

Источник: составлено автором по: Лимитовский, М.А. Инвестиции на развивающихся рынках// Транспорт: наука, техника, управление – 2003. — №12 -С.42; Щербанин, Ю.А. Мирровый рынок транспортных услуг.// Транспорт в России – 2001 – №1 -С.23.

В экономиках Европы прямые иностранные инвестиции в сектор транспорта и связи занимают лидирующие места.

Иностранные инвестиции в транспорт некоторых стран Европы

Страна

Объем инвестиций в сектор транспорта и связи

% по отношению к общему объему привлеченных

ресурсов)

Чехия

18% (1-е место)

Венгрия

8% (3-е место)

Польша

5% (4-е место)

Таким образом, грамотная политика государства в отношении инфраструктурных отраслей транспорта является абсолютно необходимым условием их эффективного развития. Государство имеет достаточно рычагов влияния на инвестиционную привлекательность транспорта, а использование данных рычагов приводит к несомненному повышению конкурентоспособности экономики страны в целом.

Заемное финансирование, в частности через многосторонние агентства развития при предоставлении государственных гарантий, является эффективным источником масштабного финансирования транспортной инфраструктуры развивающихся стран и стран с переходной экономикой. С учетом этого были подготовлены специальные соглашения, и Международное агентство развития, входящее в структуру Группы Всемирного Банка, предоставляет займы на льготных условиях странам с низким ВВП. Участие в инфраструктурных проектах международных финансовых организаций прибавляет уверенности коммерческим заимодателям (банкам, пенсионным фондам и страховым компаниям) и уменьшает риски вложений

1. Андрианов, В.Д. Экономический и инвестиционный потенциал инфраструктурных отраслей экономики России /В.Д. Андрианов /Маркетинг. – М., 2000. — №1. – С. 4-18.

2. Баритко А.Л., Куренков П.В. Организация и технология внешнеторговых перевозок //Железнодорожный транспорт.- 1998.-№8.- С.59-63.

3. Бурцев В., Хасянов А. Международный транспортный коридор «Север-Юг» и Россия // Транспорт России.- 2001.- №26.- С.З.

4. Годунова Г. Коридор «Север-Юг»: от идеи к жизни // Транспорт России,- 2000.-№20.-С. 1-2.

5. Новосельцев Б.Ф. Национальные ресурсы России – международный транзит // Международный экспедитор.- 2000.- №5.- С16-20.

7.Троицкая Н.А., Гринев А.А. Транспортные коридоры России для международного сообщения перевозками // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 1998.- №12.- С.31

Механизмы привлечения иностранных инвестиций

Инвестиционный механизм представляет собой совокупность целей, принципов и методов мобилизации и размещения инвестиционных ресурсов, а также инструментов и рычагов воздействия на инвестиционный процесс для максимизации инвестиционного эффекта и минимизации инвестиционных рисков.

Инвестиционная привлекательность страны в значительной мере зависит от совершенства и полноты нормативно-законодательной базы государства в области инвестиционной деятельности. Следует, отметит, что многие страны стимулируют приток иностранных инвестиций путем либерализации национальных законов об иностранных инвестициях, вносят поправки в существующие законодательные акты или принимая новые, утверждающие благоприятные условия для потенциальных инвесторов. В этой области основными мерами по повышению инвестиционной привлекательности страны и улучшению благоприятного инвестиционного климата в ней являются:

1. Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование, а в некоторых случаях и освобождение от него (например, когда объем инвестиций находится в границах заданной величины; при создании совместных предприятий и при повторном вложении капиталов в предприятие).

2. Предоставление «налоговых каникул» или продление сроков ранее предоставленных, а также полное или частичное освобождение от уплаты некоторых налогов.

3. Льготы в области права собственности (например, разрешение, создавать предприятия со стопроцентным иностранным капиталом).

4. Возможность применять вычет из налогооблагаемой базы затраты на подготовку местных кадров и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) в целях развития предприятия.

5. Увеличение продолжительности периода с допустимым использованием иностранного персонала.

6. Возможность применять ускоренную амортизацию.

7. Отмена или ослабление требований к иностранным инвесторам при использовании местного сырья и местной рабочей силы.

8. Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики или в отдельных регионах.

9. Отмена или снижение минимального объема инвестирования.

Разработке комплекса мер по привлечению иностранных инвестиций и деятельность по формированию инвестиционного климата способствует изучение международного опыта в этой области.

Основная масса мировых инвестиций, около 75%, направляются в США, Европу и прочие развитые страны, а в развивающиеся и другие страны – 25%. Главная роль в вывозе капитала принадлежит США, ЕС и Японии. Растет вывоз капитала и из новых индустриальных быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Большая часть инвестиций приходится на транснациональные корпорации, а также международные финансовые организации, крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и другие.

Несомненный интерес представляет система привлечения иностранных инвестиций Китайской Народной Республики, которая способствует благоприятному формированию инвестиционного климата в этой стране.

Важнейшим фактором привлечения иностранных инвестиций в Китай является эффективная деятельность по формированию и улучшению инвестиционного климата в стране. Основными условиями роста прямых иностранных инвестиций в Китай являются:

1) колоссальные возможности быстро развивающегося китайского внутреннего рынка;

2) гарантируемая иностранному бизнесу безопасность инвестиционной деятельности;

3) наличие дешевой рабочей силы;

4) рост открытости экономики;

5) грандиозные инфраструктурные сдвиги во всех районах страны и ряд других.

В Китае постепенно совершенствуется правовая база; проводится единая, прозрачная, стабильная и предсказуемая экономическая политика; формируется открытая, справедливая и свободная от коррупции высокоэффективная административная система. Все это, играет важную роль в привлечении иностранных инвесторов.

Ориентируясь на пример Китая, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика также реализуют политику, направленную на увеличение притока иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы. С этой целью они начали осуществлять последовательную либерализацию внешней торговли и экономики, в том числе закрепили за иностранными гражданами право приобретать контрольные пакеты акций в секторах, которые ранее были закрытыми: в автомобилестроении, электронике, металлургии, пищевой промышленности, производстве товаров широкого потребления и т.д.

В США регулирование инвестиционных процессов в определенных рамках осуществляет государство. Из валовых капиталовложений в экономику США на долю государства приходится более 20%, из них 12% идет на инвестиции из федерального бюджета. Влияние государства на инвестиционную деятельность осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как льготные ставки налога на прибыль, политика ускоренной амортизации, стимулирование отдельных категорий инвестиций.

Согласно действующему инвестиционному режиму иностранным инвесторам в большинстве случаев предоставляются равные с национальными производителями права относительно создания, регистрации и деятельности компаний, уплаты налогов, ведения делопроизводства и т.п., на них распространяются также аналогичные ограничения, предусмотренные американским законодательством для граждан США. Интересы иностранных инвесторов не ущемляются при разрешении спорных вопросов: фактически отсутствуют ограничения на перевод капиталов и прибыли за границу, в отдельных случаях предоставляется более льготный режим налогообложения и кредитования, и что наиболее важно – в стране существуют конкретные гарантии от экспроприации. Кроме того, по показателям потенциала своего рынка и ресурсной обеспеченности экономики США являются наиболее привлекательными из всех стран мира в качестве реципиента иностранного капитала.

В США, Канаде, Японии, Европе и Азии в целях более широкого привлечения иностранного капитала создаются так называемые свободные экономические зоны. В этих зонах действуют особые правовые нормы в области налогового, таможенного регулирования, что создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов. Они вносят существенный вклад в развитие регионов страны и способствуют расширению и диверсификации ее внешней торговли.

Кроме того, опыт разных стран показывает, что для привлечения иностранных инвестиций могут использоваться такие организационные механизмы как: существующие министерства или ведомства, или специально созданные учреждения.

В современном мире широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранных инвестиций. В настоящее время подобные агентства имеют порядка 100 стран. Такие агентства существуют в Канаде, Чили, Польше, Вьетнаме, на Филиппинах. В ряде стран агентства по иностранным инвестициям находятся в подчинении базовых экономических министерств, либо в рамках этих министерств созданы подразделения соответствующей специализации. Такое положение дел характерно, в частности, для Австралии, Японии. Широко используется и практика сочетания различных вариантов. В частности, для Ирана и Мексики, когда полномочия по решению основных вопросов регулирования иностранных инвестиций передаются специализированным подразделениям экономических министерств, а основные функции межведомственной координации возлагаются на комитеты правительства, состоящие из представителей руководства министерств и ведомств.

Возможность осуществления иностранного инвестирования возникает благодаря тому, что развитие различных стран мира и их экономик осуществляется не одинаковыми темпами. В странах с более развитой экономикой, где объемы создаваемого национального дохода и уровень жизни населения во многом выше, чем в среднем по всем странам мира, появляются возможности для роста сбережений за счет эффективного финансового перераспределения национального дохода. Естественно, больший объем сбережений, превращаясь в денежный капитал, стремится реализовать свой внутренний потенциал, что равносильно поиску направлений и форм своего производительного использования. В то же время в странах с развивающейся экономикой потребность в иностранных инвестициях особенно большая, так как не может быть удовлетворена за счет внутренних сбережений из-за относительно низкого объема национального дохода и низкой сберегательной способности населения, а также юридических лиц.

Денежный капитал, поступая на инвестиционный рынок высокоразвитых стран, не может найти свое наиболее выгодное применение по нескольким причинам.

Во-первых, на рынках высокоразвитых стран предложение инвестиционного капитала значительно больше, чем на рынках развивающихся стран. Во-вторых, из-за довольно большого объема предлагаемого инвестиционного капитала средняя норма доходности на инвестиционном рынке высокоразвитых стран, как правило, оказывается ниже, чем на рынках развивающихся стран. В-третьих, в развитых странах процесс использования инвестиционного капитала находится в большей степени под контролем государства, которое осуществляет более жесткое его регулирование. В-четвертых, в развитых странах, действуют более четкие и строгие налоговые законы, что также не позволяет существенно увеличить свои доходы на вложенный капитал. В-пятых, стремление овладеть новыми рынками товаров и ресурсов является также одним из существенных стимулов для экспорта инвестиционного капитала за пределы развитых стран. В-шестых, высокая конкуренция между компаниями и предпринимателями внутри развитых стран стимулирует многих предпринимателей-инвесторов вкладывать свой капитал за рубежом. В-седьмых, льготы и специфические условия, предоставляемые странами-получателями иностранных инвестиций, также выступают дополнительными стимулами для осуществления инвестирования капитала за пределы своей страны.

Привлечение иностранных инвестиций: проблемы, механизм и формы

Автор: admin · Опубликовано 22.02.2017 · Обновлено 26.02.2017

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ФОРМЫ

Привлечение иностранных инвестиций принимает следующие формы:

  • собственные ресурсы и внутрихозяй­ственные резервы (например, прибыль, амортизационные от­числения, страховые сбере­жения и другие);
  • заёмные средства (облигационные займы, бюджетные и банковские кредиты);
  • привлеченные средства (продажа любых ценных бумаг, а также паевые взносы);
  • бюджетные ассигнования, но обязательно инвестиционные;
  • прямые вклады средств (капитала) (в виде па­тентов, оборудования, лицензий и т.д.);
  • средства от благотворительности;
  • взносы денег населения страны.

Очевидно, что стимулом экспорта именно капитала является желание получить максимальную прибыли. Высокая конкуренция на рынках, в особенности, высокоразвитых стран приводит инвесторов к поиску новых направлений финансовой экспан­сии. По мнению большинства западных специалистов, главными факторами, которые приводят к привлечению иностранных инвестиций являются:

  1. Повсеместная стратегия развития ТНК и МНК, которая учитывает как масштабы, так и емкость рынков, возможности рационализации ведения производственной деятельности и технологических требований производства.
  2. Перспективы роста экономики страны, которая принимает иностранные инвестиции, а также общественно-политическое состояние страны.
  3. Срок окупаемости привлеченных иностранных инвестиций, который зависит от инвестиционного риска.

Перечисленные факторы в некоторых госу­дарствах принимают следующие формы.

Например, к первому фактору относят следующие мотивы: емкий рынок для сбыта продукции, возможности увеличить этот рынок через зону свободной торговли с различными странами, экономико-геогра­фическое положение, которое обеспечивает возможности для эк­спорта, неконкурентоспособность национальных про­изводителей, которая обеспечивает получение прибы­ли от реализации товаров в стране.

Второй из факторов имеет такие предпосылки: позитивные показатели экономического роста, постепенное реформи­рование экономики страны, уменьшение уровня инфля­ции, улучшение системы банков, модернизация те­лекоммуникаций, правовое регулирование иностранных инвестиций и закрепленное право собственности, приватизация госпредприятий через иностранных инвестиций.

Третий фактор: по причине уменьшения себестоимости производства появляется возможность реализации нормы прибыли выше среднего.

МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Механизм привлечения иностранных инвестиций предполагает развитие, в первую очередь, законодательной базы страны, привлекающей данные инвестиции, т.к. без конкретно закрепленного в законодательства отношений между государством и иностранным инвестором существуют слишком высокие риски для инвестирования и нельзя быть полностью уверенным не то чтобы в получении прибыли, но даже в полном их возврате. Поэтому государство формирует специальную государственную политику для привлечения иностранных инвестиций, которая должна осуществляться последовательно и не отходя от плана.

На первом этапе данной политики надо проанализировать некоторые макроэкономические показатели, прежде всего объём и структуру ВВП, объём и структуру капиталовложений, уровень сбережений, на основании которых надо определить нужный стране объем иностранных инвестиций с учетом определенных критериев экономической и долговой безопасности данной страны. Далее надо определить приоритеты для иностранных капиталовложений, а также принципы их увеличения. Затем, учитывая современные тенденции международного экспорта капитала надо определить особенно привлекательные формы привлечения иностранного капитала.

Конкретные предпосылки закладываются в национальное законодательство страны и в организационно-экономический механизм государственного регулирования иностранных инвестиций. Приведённая последовательность реализации механизма привлечения иностранных инвестиций позволяет строить эффективную и комплексную модель, с целью привлечения иностранных инвестиций.

При формировании вышеназванного механизма западные инвесторы руководствуются правилом четыре «C»: деловая репутация + кредитная история, денежный поток, дополнительное обеспечение, доля собственного капитала. Т.е. иностранный инвестор изучает, в первую очередь, данные показатели и уже, если они является приемлемыми дополнительно и более основательно изучает другие показатели на основе которых можно сделать тот или иной вывод.

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Какие же существуют проблемы привлечения иностранных инвестиций?

  • Во-первых, спад в инвестиционной деятельности, который опережает общий производственный спад. Данная проблема приводит к подрыву условий простого и расширенного воспроизвосдтва, далее происходит резкое отставание капиталоемких отраслей производства, а также уменьшение технического производства.
  • Во-вторых, уменьшается доля общего накопления при использовании ВВП. Общее накопление в целом по национальной экономике характеризует чистую покупку ре­зидентами товаров и услуг, которые произведены или поступили по импорту в этом периоде, но еще не потребленных.
  • В-третьих, огромные объемы недоинвестирования приводят к появлению воспроизводственных проблем — возникает значительная масса, которая обесценена кризисом, морально и физически изношенных производственных средств.
  • В-четвертых, технологическая структура вложений капитала не ускоряет процесс обновления капитала. Доля затрат на оборудование имеет тенден­цию к уменьшению.
  • В-пятых, углубляется дифференциация различных регионов страны по их инвестиционной привлекательности.
  • В-шестых, высокие инвестиционные риски из-за слишком завышенной цены в сравнении с инфляцией и слишком низкая норма рентабель­ности, которые делают недоступными привлечение иностранных инвестиций для реального сектора экономи­ки.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, lektsii.org, dengifinance.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector