+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ндс на коммунальные услуги

При аренде помещения неизбежно встает вопрос: как арендатор будет оплачивать коммунальные услуг и п. 2 ст. 616 ГК РФ ? Согласно договору аренды их стоимость может:

  • включаться в стоимость арендной плат ы п. 2 ст. 614 ГК РФ ;
  • возмещаться арендатором арендодателю;
  • оплачиваться арендатором по отдельному посредническому договору.

И сможет ли арендатор принять к вычету НДС по коммунальным услугам, во многом зависит от условий договора. Для наглядности разные ситуации сведены в таблицу. Правда, один из вариантов (рискованный) может вызвать вопросы у проверяющих, поэтому после таблицы мы его прокомментируем.

Варианты оплаты коммунальных услуг Примерные формулировки условий договоров Документы Вычет у арендодателя и арендатора
1. Коммунальные платежи — невыделенная часть арендной платы Из договора аренды:
«Арендная плата устанавливается в размере _____ руб., в том числе НДС _____ руб., за месяц и включает стоимость потребляемых Арендатором коммунальных услуг»
  • договор аренды
  • счет-фактура арендодателя на арендную плат у подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 168 НК РФ
Арендодатель принимает к вычету весь входной НДС по коммунальным услуга м п. 1 ст. 172 НК РФ; п. 1 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@ .
Арендатор принимает к вычету НДС со всей суммы арендной платы (в которую входят и коммунальные платежи ) п. 1 ст. 172 НК РФ; п. 1 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@; Постановление Президиума ВАС РФ от 10.03.2009
2. Коммунальные платежи — переменная часть арендной платы Из договора аренды:
«Арендная плата устанавливается в виде фиксированного платежа за месяц в размере _____ руб., в том числе НДС _____ руб., и переменного платежа в размере стоимости коммунальных услуг (включая НДС по ставке 18%), потребленных Арендатором за этот период. Сумма переменного платежа определяется по отдельным счетчикам, установленным в арендуемом помещении, на основании счетов коммунальных служб и оплачивается на основании счета-фактуры, выставляемого Арендодателем с приложением копий счетов коммунальных служб и детализированного расчета переменного платежа»*
  • договор аренды
  • счет-фактура арендодателя на арендную плат у подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 168 НК РФ
  • копии счетов коммунальных служб
3. Коммунальные платежи возмещаются арендодателю, оплачиваются по его счету или счету-фактуре Из договора аренды:
«Арендная плата за месяц устанавливается в размере _____ руб., в том числе НДС _____ руб.
Арендатор обязан компенсировать Арендодателю стоимость коммунальных услуг, потребленных Арендатором за этот период. Соответствующая сумма определяется по отдельным счетчикам, установленным в арендуемом помещении, на основании счетов коммунальных служб и оплачивается на основании счета (счета-фактуры), выставляемого Арендодателем с приложением копий счетов коммунальных служб и детализированного расчета платы за коммунальные услуги»* (может быть заключен отдельный договор на возмещение затрат по коммунальным услугам)
Безопасный вариант
  • договор аренды
  • счет-фактура на арендную плат у подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 168 НК РФ
  • счет на коммунальные услуги, потребленные арендатором (без выделения
  • копии счетов коммунальных служб
Арендодатель принимает к вычету только входной НДС по коммунальным услугам, которые потребляет он
На стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель выставляет счет (без выделения НДС)
Арендатор не может принять к вычету НДС по коммунальным услугам, так как нет счета-фактур ы п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@; Письмо Минфина России от 14.05.2008 № 03-03-06/2/51; Письмо УФНС России по г. Москве от 08.06.2009 № 16-15/58069
Рискованный вариант (через суд)
  • договор аренды
  • счет-фактура на арендную плат у подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 168 НК РФ
  • счет-фактура по коммунальным услугам, которые приходятся на долю арен­да­то­
  • копии счетов коммунальных служб
Арендодатель принимает к вычету весь входной НДС по коммунальным услуга м Постановления ФАС ВВО от 23.11.2009 № А17-7511/2008; ФАС УО от 11.12.2008 № Ф09-9211/08-С2; ФАС СЗО от 10.08.2009 № А56-52870/2008; ФАС СКО от 11.06.2009 № А53-18515/2008-С5-27 и выставляет арендатору счет-фактуру на коммунальные услуги, потребленные им.
Арендатор принимает к вычету НДС по коммунальным услугам на основании счетов-фактур от арендодател я Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009
4. Коммунальные платежи оплачиваются арендодателю по посредническому договору Из агентского договора с арендодателем:
«Агент обязуется:
— заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг: __________ в целях обеспечения электричеством, отоплением, водоснабжением помещения, арендуемого Принципалом по договору аренды № ___ от 17.01.2011;
— контролировать надлежащее исполнение указанными организациями заключенных договоров;
— перечислять указанным организациям принятые у Принципала денежные средства в качестве оплаты оказанных ими услуг;
— не позднее чем через 5 дней после окончания каждого месяца направлять Принципалу отчет о выполнении поручения, предусмотренного настоящим Договором.
Принципал обязан выплачивать Агенту вознаграждение за совершенные по настоящему Договору действия в размере ____ руб. в месяц, в том числе НДС ____ руб.»
  • договор аренды
  • посреднический договор с арендодателем
  • счет-фактура на арендную плату
  • счет-фактура на коммунальные услуги, которые приходятся на долю арендатор а Письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@
  • счет-фактура на посредническое вознаграждени е ст. 156 НК РФ
  • отчет посредник а статьи 999, 1008 ГК РФ
  • копии счетов коммунальных служб
Арендодатель принимает к вычету только входной НДС по коммунальным услугам, которые потребляет он са м п. 1 ст. 172 НК РФ , и выставляет арендатору счет-фактуру на коммунальные услуги, потребленные арендатором.
Арендатор принимает к вычету НДС по коммунальным услугам на основании счетов-фактур от агента-арендодател я п. 1 ст. 172 НК РФ; п. 3 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@

* Объем потребленных арендатором услуг также может определяться пропорционально арендуемой площади, в процентных долях расходов на коммунальные услуги (например, 40% расходов на электроэнергию).

Что касается рискованного варианта учета, то, по мнению налоговиков, арендодатель не может принять к вычету НДС по коммунальным услугам в части, приходящейся на долю арендатора. И реализовать их кому-либо он тоже не может, так как поставщиком услуг не является. Значит, и арендатор остается без вычета НДС по ним.

Однако суды твердят в один голос, что компенсация стоимости коммунальных услуг — это переменная часть арендной платы, независимо от того, взимается она на основании договора аренды сверх арендной платы или на основании отдельного договора. Поэтому арендодатель может выставлять счет-фактуру на коммуналку, а арендатор может принимать к вычету НДС по ней.

В рассмотренной спорной ситуации простым выходом становится использование в договоре аренды формулировки, согласно которой коммунальные платежи — это переменная часть арендной платы. И даже если далее по тексту документа всплывет термин «возмещение» в отношении затрат на коммуналку, это не должно привести к разногласиям с налоговикам и Письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@ . А если и приведет, то можно смело обращаться в суд. Уже сейчас решений судов в пользу налогоплательщика столько, что у инспекции будут очень скромные шансы на победу.

Коммунальные услуги: тарифы и НДС

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 9

Хотя вопрос о расчетах исполнителей коммунальных услуг и РСО за коммунальные ресурсы с точки зрения законности предъявления НДС сверх тарифа, установленного в соответствии с законодательством, не раз рассматривался на страницах журнала , он по-прежнему вызывает интерес. ТСЖ и УК отстаивают свое право не уплачивать налог в составе цены, а РСО не соглашаются с этим. Ситуацию усугубили противоречивые акты ВАС РФ, которые становятся ориентиром при рассмотрении споров на местах. Каким образом считалось правильным вести расчеты по договору ресурсоснабжения в определенные периоды времени? Как следует действовать в 2012 г.? Как должен быть установлен тариф, чтобы не порождать двояких толкований?

См. статьи С.Л. Тюрина «Договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг: применение тарифов и НДС» (N 10, 2009), М.О. Денисовой «Тариф без учета НДС и общая стоимость коммунальных ресурсов для УК и ТСЖ» (N 6, 2011) и «Применение тарифов без учета НДС: разъяснения Пленума ВАС РФ» (N 12, 2011).

В начале напомним общие правила, которыми оперируют противоборствующие стороны и суды. Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к уплате покупателю соответствующую сумму налога. Одновременно в силу п. 6 той же статьи при реализации товаров, работ, услуг населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом в чеках и других документах, выдаваемых покупателю, сумма НДС не выделяется. Налоговый кодекс не предусматривает освобождения от налогообложения операций РСО по реализации товаров, работ, услуг (на них не распространяется действие пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Следовательно, РСО подчиняются общему правилу о предъявлении покупателям НДС сверх установленного тарифа, который был определен без включения в него НДС. При этом тариф для населения должен содержать НДС на основании п. 6 ст. 168 НК РФ. Проблема заключается в том, что регулирующие органы при утверждении тарифов не всегда учитывают это положение и нередко устанавливают для РСО единый тариф без учета НДС.

Исполнители коммунальных услуг являются особыми покупателями коммунальных ресурсов. До 01.09.2012 действовало правило, закрепленное в п. 15 прежних Правил предоставления коммунальных услуг : в случае, если исполнителем является ТСЖ, ЖСК либо УК, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также за приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. В новых Правилах есть аналогичное положение: при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (п. 38). Таким образом, в расчетах между РСО и ТСЖ (УК) применяются тарифы для населения. Вместе с тем сами исполнители коммунальных услуг не относятся к категории «население», поэтому на них не распространяется п. 6 ст. 168 НК РФ, а действует п. 1 той же статьи: РСО дополнительно к тарифу предъявляют сумму НДС.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Позиция финансистов и налоговиков

Арбитражная практика до 03.05.2011

Постановление Президиума ВАС РФ N 12552/10

Такая практика складывалась вплоть до опубликования 03.05.2011 Постановления Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 N 12552/10 (далее — Постановление N 12552/10). Водоканал пытался взыскать с ТСЖ задолженность по договору, рассчитанную исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС. При этом ключевой момент состоял в том, что тариф для РСО был единым без учета НДС, для населения тариф отдельно не устанавливался. Суды апелляционной и кассационной инстанций посчитали, что при определении стоимости потребленной воды и сброшенных сточных вод следует руководствоваться тарифом, установленным для РСО органом местного самоуправления, без учета НДС, поскольку ТСЖ не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает в роли посредника при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета РСО.

Это интересно:  Платежный календарь в 1с

Президиум ВАС РФ оставил без изменения Постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, однако привел обоснование из Налогового кодекса. При расчетах между товариществом и обществом (налогоплательщиком) подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у последнего отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18%. Президиум ВАС РФ считает, что расчет обществом суммы задолженности товарищества за услуги по водоснабжению и водоотведению с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, не соответствует упомянутым нормам НК РФ, ЖК РФ, прежних Правил предоставления коммунальных услуг.

Получается, Президиум ВАС РФ посчитал: раз уж тариф утвержден, пусть и без включения в него налога, РСО не вправе увеличивать его для населения на сумму НДС, поскольку тарифы для населения по умолчанию должны содержать налог.

Арбитражная практика после 03.05.2011 и до 24.11.2011

Отметим, что в Постановлении N 12552/10, размещенном на сайте ВАС РФ 03.05.2011, есть оговорка: содержащееся в настоящем Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Как ее трактовать?

По общему правилу правовая позиция ВАС РФ, сформулированная в постановлении, не содержащем прямого указания на возможность пересмотра аналогичных дел по новым обстоятельствам, учитывается судами со дня опубликования такого постановления при рассмотрении аналогичных дел, в том числе при пересмотре судебных актов в судах апелляционной и кассационной инстанций, на основании абз. 7 п. 4 ст. 170 АПК РФ (п. 11 Постановления N 52 ).

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» (ред. от 23.03.2012).

Однако из этого правила есть исключение. Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 11 Постановления N 52, при условии, что постановление Президиума ВАС РФ с оговоркой об общеобязательном толковании правовых норм было принято до 28.07.2011 (дата опубликования Постановления N 52), оно может рассматриваться в качестве указания на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ). Постановление N 12552/10 как раз и является таковым (см. Определения ВАС РФ от 01.07.2011 N ВАС-8071/11, от 28.10.2011 N ВАС-13349/11).

Обращаем внимание, что рассчитывать на пересмотр дела по новым обстоятельствам в рассматриваемой ситуации можно, только если заявителем исчерпана возможность для обращения в суды апелляционной и кассационной инстанций. Соответственно, если такая возможность не исчерпана, следует обжаловать судебный акт в общем порядке. При этом суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает определенную на уровне ВАС РФ практику применения законодательства при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта (см. п. 15 Постановления N 52).

В целом мотивировочные части судебных актов, изученных автором по рассматриваемой проблеме, очень похожи. Но в некоторых документах встречаются интересные моменты, заслуживающие отдельного внимания.

Подобное кардинальное изменение тенденций в арбитражной практике, конечно, было на руку исполнителям коммунальных услуг и не обрадовало РСО. Причем не обрадовало до такой степени, что одна из РСО даже попыталась обжаловать п. 15 прежних Правил предоставления коммунальных услуг в смысле, приданном ему правоприменительной практикой. Однако и эта попытка не увенчалась успехом. Решением от 08.02.2012 N ВАС-13813/11 ВАС РФ отказал заявителю в удовлетворении требования, поскольку спорная норма не регулирует вопросы налогообложения и не устанавливает правила применения РСО тарифа с НДС или без него при реализации коммунального ресурса исполнителю коммунальных услуг.

В итоге РСО не получили НДС от исполнителей коммунальных услуг и были вынуждены перечислять его в бюджет за счет собственных средств. Причина же состояла в не соответствующем закону порядке утверждения тарифов: регулирующие органы забывали о п. 6 ст. 168 НК РФ, тарифы были едиными, без учета НДС. Между тем названная норма НК РФ устанавливает императивное правило: НДС включается в розничные тарифы (для населения). В свою очередь, закон дает право РСО потребовать у виновных лиц компенсации убытков (ст. 1069 ГК РФ). Поэтому Федеральная служба по тарифам (ФСТ) поторопилась исправить ситуацию.

Об утверждении тарифов

После опубликования Постановления N 12552/10 ФСТ издала несколько разъяснений, адресованных регулирующим органам. Чиновники сообщили, что подготовили изменения к Приказу ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э «Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)», а тем временем порекомендовали оформить действующие решения регулирующих органов об установлении тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с учетом выделения категории «население» и отражения для указанной категории потребителей установленных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с включением НДС. По мнению ФСТ, выделение в действующих решениях категории «население» и отражение для указанной категории установленных тарифов с включением НДС не являются пересмотром действующих тарифов, а признаются их правильным оформлением в соответствии с требованиями налогового законодательства (см. Письма от 08.08.2011 N СН-6273/5, от 07.10.2011 N СН-7917/5).

Получается, что риск РСО остаться без источника уплаты НДС даже после внесения изменений в решение об утверждении тарифа все равно существовал. Но затем ситуация разрешилась.

Постановление Пленума ВАС РФ N 72

Как впоследствии в своем интервью сообщил председатель ВАС РФ, принятое Постановление N 12552/10 поддерживали не все судьи Президиума ВАС РФ, считая его недостаточно продуманным. Это стало очевидно, когда данное Постановление повлекло огромную волну исков по пересмотру расчетов между сторонами. В итоге, высказал опасение председатель ВАС РФ, это могло вылиться в многомиллиардные претензии к бюджету. Именно поэтому ВАС РФ пересмотрел свою позицию, и новый вариант получил оформление в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы» (далее — Постановление N 72).

Так, при рассмотрении споров по договору ресурсоснабжения судам необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера тарифа (можно запросить сведения у регулирующего органа либо назначить экспертизу). Если размер тарифа установлен без НДС, РСО вправе предъявить сумму налога к утвержденному тарифу. Если тариф содержал НДС, нельзя предъявлять к уплате исполнителю коммунальных услуг налог сверх тарифа.

Следует признать, что рекомендации Постановления N 72 — это некий компромисс между балансом интересов сторон и соблюдением закона. Действительно, в Постановлении N 72 нет ни слова о п. 6 ст. 168 НК РФ. Но ведь ВАС РФ давал судам рекомендации по разрешению споров в ситуации, когда и регулирующие органы забывали о существовании данной нормы налогового законодательства.

Арбитражная практика после 24.11.2011

Новая правовая позиция ВАС РФ идет вразрез с прежней, но вовсе не делает ее недействительной и незаконной. Поэтому следует обратить особое внимание на порядок практического применения выводов из Постановления N 72.

Таким образом, если рассмотрение дела завершилось до 24.11.2011 и результат был предопределен подходом, изложенным в Постановлении N 12552/10, оснований для пересмотра дела нет (Определения ВАС РФ от 31.07.2012 N ВАС-9641/12, от 10.04.2012 N ВАС-855/12, от 15.03.2012 N ВАС-829/12).

На сегодняшний день можно считать решенным вопрос о предъявлении РСО НДС в составе стоимости коммунальных ресурсов исполнителю коммунальных услуг в ситуации, когда тариф в нарушение п. 6 ст. 168 НК РФ утвержден без учета налога. Право РСО получить косвенный налог с абонента узаконено Постановлением N 72 начиная с 24.11.2011. Однако в период с 03.05.2011 по 24.11.2011 законным считалось противоположное утверждение: нельзя предъявлять налог сверх установленного тарифа (пусть и без учета НДС). Это следовало из Постановления N 12552/10.

Принятие Постановления N 72 не поставило под вопрос законность Постановления N 12552/10 и не стало поводом для пересмотра судебных актов, принятых ранее не в пользу РСО. Можно считать, что тем РСО, споры с участием которых были рассмотрены во всех инстанциях до 24.11.2011, просто не повезло и придется искать иной источник покрытия НДС. Именно поэтому в статье большое внимание уделено анализу арбитражной практики в период с 3 мая по 24 ноября 2011 г.

Ситуация с «коммунальным» НДС — это уже не первый случай, когда ВАС РФ меняет свое мнение. Исключив возможность привести все ранее принятые дела в соответствие со своей текущей правовой позицией, ВАС РФ сделал хозяйствующих субъектов заложниками ситуации (нельзя заранее оценить свои риски и обезопасить бизнес).

Ндс на коммунальные услуги

Коммунальные услуги и НДС

Представить жилище современного человека без обеспечения его холодной и горячей водой, электричеством, газом, отоплением и так далее, практически невозможно. Подавляющее большинство россиян является потребителями жилищно-коммунальных услуг. Их оказанием занимаются организации, которые принято называть организациями жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых имеет свою специфику в части налогообложения НДС. Об особенностях налога на добавленную стоимость при оказании коммунальных услуг, Вы узнаете из настоящего материала.

Начнем с того, что основным нормативным документом, регулирующим жилищные отношения, выступает Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Причем в силу пункта 2 статьи 4 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, сама Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования. Статьей 8 ЖК РФ определено, что к жилищным отношениям, связанным, в том числе с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

Заметим, что в соответствии с Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004, утвержденным Госстроем Российской Федерации, жилищно-коммунальные услуги представляют собой надежное и устойчивое обеспечение холодной и горячей водой, электрической энергией, газом, отоплением, отведения и очистки сточных вод, содержания и ремонта жилых домов, придомовой территории, а также благоустройства территории населенного пункта в соответствии с установленными стандартами, нормами и требованиями. Причем их потребителями выступают граждане, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться жилищно-коммунальными услугами для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с промышленным производством.

В свою очередь исполнителем жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) может выступать организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством Российской Федерации, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.

Для граждан, проживающих в многоквартирных домах (далее – МКД), исполнителями ЖКУ могут являться:

Это интересно:  Горячая линия ифнс для физических лиц

l для нанимателей – наймодатель (юридическое или физическое лицо), непосредственно либо в лице уполномоченной им организации, осуществляющей управление и обслуживание жилищного фонда;

l для собственника жилья – управляющая организация или организация, обслуживающая жилищный фонд.

Напоминаем, что с 1 сентября 2012 года коммунальные услуги предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно Правилам № 354 коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

При этом исполнителем может выступать организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Соответственно, действовавшее до вступления в силу Правил № 354 постановление Правительства Российской от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307) утратило силу, за исключением пунктов 15 – 28 Правил № 307 в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 – 4 Приложения № 2 к Правилам № 307 – в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 1 января 2015 года.

Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из социально-значимых сфер экономики, которым государство традиционно оказывает различные меры социальной поддержки. В качестве таковых можно рассматривать регулирование цен (тарифов) на оплату коммунальных услуг для населения, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг некоторым категориям граждан, а также предоставление налоговых льгот для субъектов, работающих в данной сфере. Понятно, что все перечисленные меры в той или иной степени оказывают влияние на деятельность организаций ЖКХ.

Для справки: к организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ). Такой перечень организаций ЖКХ содержат Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденные Приказом Росстата от 31 января 2013 года № 41.

Возьмем, к примеру, государственное регулирование цен у поставщиков коммунальных услуг, которых принято называть ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО).

Если РСО реализует свой товар не по свободной цене, а по цене, установленной государством или по цене с учетом льгот, то его деятельность, как правило, связана с убытком. Чтобы избежать появления отрицательного финансового результата государство покрывает «выпадающие» доходы РСО путем выплаты им компенсаций из бюджетов различных уровней. Получение таких компенсационных сумм оказывает влияние на порядок налогообложения НДС, ведь подавляющее число российских организаций, в том числе организаций ЖКХ, являются его плательщиком.

Напомним, что в соответствии с нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) в Российской Федерации представляет собой объект обложения налогом на добавленную стоимость, причем источник оплаты значения не имеет.

Следовательно, у поставщика коммунальных услуг при их реализации по цене, установленной государством или по цене с учетом льгот, также возникает обязанность по исчислению НДС.

Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ в общем случае при реализации товаров (работ, услуг) налог исчисляется налогоплательщиком исходя из стоимости товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен (без включения НДС).

Напоминаем, что в отношении сделок, доходы и расходы по которым по правилам главы 25 НК РФ признаются в учете после 1 января 2012 года, используется понятие рыночной цены, установленное статьей 105.3 НК РФ.

Для справки: в силу пункта 1 статьи 105.3 НК РФ рыночной признается цена сделки, заключенной между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми. Критерии признания лиц взаимозависимыми установлены статьей 105.1 НК РФ.

При этом нормами статьи 153 НК РФ прямо закреплено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком с учетом особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Особенностью реализации коммунальных услуг в данном случае выступает применение государственных цен или льгот.

Пунктом 13 статьи 40 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Это в свою очередь вполне согласуется с особенностями определения налоговой базы налогоплательщиками, применяющими государственные регулируемые цены, установленными пунктом 2 статьи 154 НК РФ.

Как следует из пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Иначе говоря, сумму налога такой налогоплательщик исчисляет из той цены, которая взимается им с покупателя, то есть, с цены, установленной государством. Вроде бы сложностей нет, как в части определения самой налоговой базы, так и в части налогообложения получаемых компенсаций, выплачиваемых в форме субсидий.

Напомним, что в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к субсидиям относятся средства, выделяемые организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Причем в силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

l из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

l из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

l из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Заметим, что пунктом 2 статьи 154 НК РФ прямо закреплено, что суммы субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Вместе с тем, определенные сложности у налогоплательщиков, работающих в субсидируемых видах деятельности, вызывает статья 162 НК РФ, которая, как известно, обязывает налогоплательщика НДС увеличивать свою налоговую базу на суммы средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В связи с чем, у РСО, отпускающей свой «товар» населению по государственным тарифам или с учетом льгот возникает законный вопрос, увеличивают ли суммы полученных субсидий его налоговую базу?

Ответ на данный вопрос зависит от направления использования полученных бюджетных средств.

Если же бюджетные деньги выделены на иные цели (например, на покрытие разницы в ценах), то полученные суммы субсидий рассматриваются контролирующими органами как суммы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги). Вследствие чего, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ Минфин Российской Федерации и налоговые органы настаивают на включении сумм полученных субсидий в налоговую базу налогоплательщика. А это означает, что с полученных сумм компенсаций налогоплательщик должен исчислить налог и уплатить его в бюджет.

Работа в субсидируемом виде деятельности связана у налогоплательщика не только с особенностями исчисления сумм исходящего налога, но и с применением вычетов по НДС.

Поэтому если РСО приняла «входной» налог к вычету, то его придется восстановить. С 1 октября 2011 года это прямо предусмотрено подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, согласно которому при получении налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога суммы «входного» налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению.

Заметим, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком получена субсидия. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.

Помимо государственного регулирования цен, специфика исчисления НДС в жилищно-коммунальной сфере связана с применением налоговых льгот, установленных статьей 149 НК РФ.

Напомним, что указанная статья содержит исчерпывающий перечень льгот по НДС, часть из которых являются обязательными, а часть – добровольными, применяемыми по желанию налогоплательщика. Обязательные льготы, от которых налогоплательщик отказаться не вправе, поименованы в пунктах 1 и 2 статьи 149 НК РФ, а добровольным льготам посвящен пункт 3 указанной статьи.

К обязательным налоговым преференциям в сфере ЖКХ относится льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, освобождающая от НДС услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Для применения данной льготы важно понимать, что собственно в статье 149 НК РФ понимается под услугами по предоставлению в пользование жилых помещений. Сам НК РФ не расшифровывает понятия «жилого помещения», как не уточняет и того, что понимается под «жилым фондом». Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ налогоплательщик НДС вправе использовать термины ЖК РФ.

В статье 15 ЖК РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со статьей 19 ЖК РФ совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет ее жилищный фонд.

Причем, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

Это интересно:  Семейный кодекс заключение брака

– частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

– государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности ее субъектам;

– муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из статьи 671 ГК РФ, жилые помещения могут предоставляться во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма, а юридическим лицам – на основании договора аренды или иного соглашения. Причем организации вправе использовать жилые помещения исключительно для проживания граждан.

В силу пункта 1 статьи 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Структура платы за жилье определена статьей 154 ЖК РФ, в соответствии с которой для собственника жилья цена договора по найму жилого помещения включает в себя:

– плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– взнос на капитальный ремонт;

– плату за коммунальные услуги.

При этом, как разъясняет пункт 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Для нанимателя жилого помещения в цену договора найма, помимо названных составляющих, за исключением взносов на капитальный ремонт имущества в многоквартирном доме, включается еще и плата за пользование жилым помещением (плата за наем).

Такого же мнения придерживаются и служители закона. Так, в пункте 1 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 5 октября 2007 года № 57 арбитры указали, что льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, применяется лишь в отношении платы за пользование жилым помещением.

Итак, на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения освобождается только плата за наем жилья и плата за предоставление жилых помещений в пользование юридическим лицам по договору аренды.

В тоже время у налогоплательщика НДС может возникнуть вопрос о налогообложении стоимости коммунальных услуг, если в соответствии с договором в арендную плату включена стоимость «коммуналки», ведь ГК РФ этого не запрещает.

Вместе с тем, есть и такие судебные решения, в которых суды считают вполне возможным использование льготы и в части платы за коммунальные и иные услуги. При этом суды исходят из положений пункта 2 статьи 676 ГК РФ, а именно из того, что услуга по предоставлению в пользование жилых помещений в соответствии с ГК РФ представляет собой именно совокупность услуг по найму жилого помещения, по содержанию и ремонту жилого помещения.

Учитывая то, что налогообложение коммунальных и иных видов услуг при найме жилья не является однозначным, можно сказать, что использование льготы в отношении платы за «коммуналку» и иные виды услуг содержит для налогоплательщика НДС повышенные налоговые риски.

Ну и, наконец, добровольные льготы, имеющие непосредственное отношение к исполнителям жилищно-коммунальных услуг в МКД. В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. То есть, исполнителем ЖКУ могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Как Вы уже, наверное, догадались, речь идет о применении льгот, установленных подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ в отношении указанных налогоплательщиков.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

На основании подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ в льготном налоговом режиме может осуществляться:

l реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);

l реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с ЖК РФ, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных ЖК РФ.

Мы не случайно отметили, что применение этих льгот дело добровольное, если налогоплательщик решит, что применение льготы для него является невыгодным, то он вправе отказаться от использования льготного режима налогообложения.

Напоминаем, что в целях отказа от льготного режима налогоплательщик должен представить в свою налоговую инспекцию соответствующее заявление, подать которое нужно не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такие правила установлены пунктом 5 статьи 149 НК РФ. Так как форма заявления на отказ не утверждена законом, то подать его можно в произвольной форме.

Если максимально возможный срок подачи заявления на отказ от льготы выпадает на выходной или праздничный день, то заявление следует представить в налоговую инспекцию в первый рабочий день после выходных или праздников. Подтверждают это и налоговики своим письмом от 26 августа 2010 года № ШС-37-3/10064.

Отказаться от использования льготы, можно как в отношении одной льготы, предусмотренной любым подпунктом пункта 3 статьи 149 НК РФ, так и в отношении нескольких. Но при этом следует иметь в виду, что, отказ от льготы возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций. Закон запрещает применять или не применять льготный режим налогообложения выборочно – в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Имейте в виду, что отказаться от льготы на срок менее года нельзя, запрет на такие действия установлен самим пунктом 5 статьи 149 НК РФ.

Тем же, кто принял решение работать с применением указанных льгот, нужно помнить о том, что их применение будет признано правомерным, только при одновременном выполнении следующих условий:

– исполнитель услуг относится к категории организаций, прямо перечисленных в подпункте 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ;

– соответствующая услуга приобретена налогоплательщиком у третьих лиц – у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или у фирм и коммерсантов, непосредственно выполняющих (оказывающих) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД реализуются потребителям по цене приобретения, в том числе с учетом налога.

По вопросам налогообложения коммунальных услуг в части отношений между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, следует особо обратить внимание на постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 72.

Мы уже отметили, что цены на «коммуналку» регулируется государством, на что указывает пункт 2 статьи 424 ГК РФ. Причем тарифы, устанавливаемые регулирующими органами, могут включать в себя сумму налога или же устанавливаться без учета налога. Порядок формирования тарифов накладывает свой отпечаток и на порядок расчетов между РСО и исполнителями коммунальных услуг, в качестве которых сегодня в основном выступают ТСЖ или управляющие компании.

Облагаются ли коммунальные платежи ндс

Вправе ли ТСЖ, управляющая организация включать в счет за коммунальные услуги НДС?

2 ст. 170 Кодекса сумма НДС, предъявленная жилищно-строительному кооперативу организациями коммунального комплекса, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.

Пример из судебной практики В соответствии п.

Облагается ли НДС сумма перевыставленных арендатором коммунальных платежей?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Суммы перевыставленных арендодателем коммунальных платежей в части возмещения арендатором затрат по содержанию предоставленных в аренду помещений в налоговую базу по НДС у арендодателя не включается.

Облагается ли НДС реализация коммунальных услуг?

3 ст. 149 НК РФ от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

НДС при перевыставлении коммунальных платежей арендатору

Тарифы на коммунальные услуги и НДС

Данные операции не облагаются НДС при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (далее — организации коммунального комплекса).

Таким образом, освобождение от налогообложения НДС операций по реализации коммунальных услуг распространяется только на управляющие организации, которые в установленном порядке предоставляют коммунальные услуги гражданам.

Тонкости обложения НДС коммунальных услуг

По разъяснению, опубликованному в письме Минфина, получается следующее.

В перечне услуг, освобождающихся от налога на добавленную стоимость, нет услуг по водоснабжению и по водоотведению.

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п.

Какие услуги не облагаются НДС

По торговой, брокерской и посреднической деятельности она должна пла­тить НДС в обычном порядке. Продажа медицинских товаров и услуг Не облагают НДС продажу (пп.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai, munh.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector