Плата за пользование недрами

Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Вид и периодичность внесения платы

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

Учет платежей регулярного типа

По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).

Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.

Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:

  • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
  • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.

Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.

Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).

Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).

Плата за пользование недрами

Библиографическая ссылка на статью:
Бочкарева И.А., Бобылев А.Ю. Плата за пользование недрами // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2138 (дата обращения: 10.02.2019).

Всем известно, что наша страна в первую очередь является сырьевой: нефть, природный газ, – все это добывается в недрах нашей земли и вывозится за границу. Государство, несомненно, получает от этого пользу: прибыль от экспорта и налог за пользование природными ресурсами. Данный вид налога занимает важное место среди природоресурсных платежей в системе доходов бюджета, как по объему правового регулирования, так и по поступающим денежным средствам. Для того чтобы оценить вклад данных платежей в бюджеты, необходимо определить их систему и характерные особенности.

Налогообложение за пользование недрами регулируется Налоговым Кодексом, а просто пользование недрами – Федеральным Законом “О недрах” от 21.02.1992 №2395-2, согласно которому недра являются частью земной коры, находящейся ниже почвенного слоя, а в случае отсутствия данного слоя – ниже земной поверхности, а также ниже дна водоемов и водостоков, который распространяются до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Среди налогов и платежей за пользование недрами можно выделить следующие:

— платежи за пользование объектами животного мира;

— плата за выбросы вредных веществ сверх нормы;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— платежи за пользование лесным фондом;

— платежи за пользование водными объектами;

— земельный налог. [1]

1. Налог на добычу полезных ископаемых.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с 26 главой НК РФ.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются государством как пользователи недр.

— полезные ископаемые из недр на территории страны;

— полезные ископаемые из отходов добывающего производства.

Дадим пояснение, что такое полезные ископаемые. Полезными ископаемыми признается продукция, полученная добывающими отраслями промышленности, которая содержится в добытом из недр минеральном сырье. Надо заметить, что к полезным ископаемым будет относиться только та продукция, которая соответствует государственному стандарту РФ, а так же продукция, которая получена из минерального сырья путем его переработки.

Налоговая база: стоимость полезных ископаемых определяется каждым налогоплательщиком самостоятельно, исходя из:

— цен реализации добытой продукции;

— цен реализации без учета субвенций государства;

— расчетной стоимости продукции.

Налоговая ставка: она определяется отдельно по видам полезных ископаемых в соответствии с 342 статье НК РФ. [5]

Комментарий: хотя данный вид налога и является федеральным, распределяется он следующим образом:

— налог по необщераспространенным полезным ископаемым – 40% – федеральный бюджет, 60% – региональный;

— налог по углеводородному сырью: 80% – федеральный; 20 – региональный;

— налог по общераспространенным полезным ископаемым: 100% – региональный бюджет.

2. Платежи за пользование водными объектами.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Водным Кодексом РФ и Федеральным Законом “О плате за пользование водными объектами”.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование водных объектов с применением различных технических устройств и средств.

Объект налога: пользование водными объектами.

— объем продукции, произведенной при использовании водного объекта;

— объем воды, забранный из водного объекта;

— площадь используемых акваториальных объектов;

— объем сточных вод.

Налоговая ставка: ФЗ определены минимальные и максимальные налоговые ставки. Они делятся по категориям в зависимости от вида использования водного объекта и его состояния. [4]

Заметим, что если у водного объекта нет соответствующей лицензии, то ставки увеличиваются в пять раз.

Комментарий: данный вид налога идет полностью в региональный бюджет, в дальнейшем эти средства используются на восстановление и охрану водных объектов.

3. Платежи за пользование лесным фондом.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РФ и Постановлениями Правительства.

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, которые осуществляют пользование лесным фондом.

Заметим, что плата не взимается за общее природопользование в лесах: отдых, сбор плодов и ягод и так далее.

От уплаты налога освобождаются участники ВОВ, инвалиды первых и вторых групп и так далее.

— культурно-оздоровительные и спортивные цели.

Отметим, что к объектам налога не относится проведение государственными органами научных и исследовательских работ.

Налоговая ставка: определяются минимальные ставки платы за древесину. Они устанавливаются в рублях за единицу ресурса или за единицу площади. [6]

Комментарий: платежи могут осуществляться в двух видах:

— лесные подати – при краткосрочном пользовании;

— арендная плата – при аренде участков на длительные сроки.

Денежные средства, полученные по этому налогу, направляются на проведение лесовосстановительных работ.

4. Платежи за пользование объектами животного мира.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Федеральным Законом “О животном мире” и Постановлением Правительства

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, которые осуществляют пользование животным миром на территории страны.

Это интересно:  Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания

Объект налога: право пользования объектами животного мира.

Налоговая база: определяется отдельно в отношении каждого вида животного мира. [3]

Комментарий: объектами живого мира можно пользоваться не обязательно постоянно. Для этого существует практика выдачи лицензий. Они, как правило, разовые, выдаются органами по охране объектов животного мира.

Что интересно: от оплаты налога освобождаются организации и лица, которые осуществляют изъятие объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предохранения заболеваний животных.

Средства от сбора налога, поступающие в бюджет, используются на охрану воспроизводства животного мира.

5. Плата за выбросы вредных веществ сверх нормы.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства.

Налогоплательщики: предприятия и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с природопользованием.

— выборы в атмосферу вредных веществ;

— сброс вредных веществ в поверхностные и подземные воды;

— выбросы в пределах установленных лимитов;

— выбросы в пределах допустимых нормативов.

Комментарий: к отдельным регионам могут применяться коэффициенты к базовой нормативной плате, которые будут учитывать экологические и другие факторы.

Поступления от сбора налога направляется в федеральный бюджет (19%) и региональный (81%). Впоследствии они направляются на финансирование программ по охране окружающей среды.

6. Земельный налог.

Данный вид налога осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ и Федеральным Законом “О плате за землю”.

Налогоплательщики: землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов), собственники земли.

Объект налога: земля, находящая во владении собственников.

Налоговая ставка: устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в год. Ставки пересматриваются в связи с изменением условий хозяйствования.

Комментарий: Данный вид налога условно можно разделить на две части:

1. Плата за земли сельскохозяйственного назначения, которая включает в себя:

— земельный налог на сельскохозяйственные участки;

— земельный налог на подсобное хозяйство.

2. Плата за земли несельскохозяйственного назначения, которая включает в себя:

— налог за городские земли;

— налог за земли, расположенные за границами населенного пункта, в размере 20% от средней ставки;

— налог за земли водного фонда;

— налог за земли лесного фонда. [2]

Что интересно: при уплате данного налога к налогоплательщикам применяется механизм зачета расходов предприятий на ведение природоохранительных мероприятий. Данный механизм заключается в том, что платеж уменьшается на сумму, потраченную на охрану окружающей среды.

Как уже отмечалось выше, средства со сбора данных налогов направляются на реализацию природоохранных мероприятий.

Наиболее серьезной проблемой платежей за пользование недрами как стимула рационального природопользования, является их низкий уровень. В ФЗ “Об охране окружающей природной среды” предусмотрена плата за сверхлимитное и нерациональное использование ресурсов, в целях бережного отношения к благам природы, но в природоресурсном законодательстве данная мера не нашла своего отражения.

Чтобы оценить финансовый вклад платежей за пользование недрами, сопоставим их объем с доходами бюджета в целом (на примере федерального бюджета): 8-17% доходов приходится на природоресурсные платежи. Среди которых наибольшую долю в свою очередь имеет налог на добычу полезных ископаемых. К тому же немалую долю в доходах бюджета имеют доходы от продажи природных ресурсов за границу.

Таким образом, на данный момент большая доля доходов бюджета государства приходится на доходы от продажи природных ресурсов. Вырученные деньги покрывают общественно важные расходы бюджета, но при этом стоит опасаться возможности экономического спада вследствие масштабного экспорта природных ресурсов.

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

(рублей за 1 кв. км участка недр)

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Углеводородное сырье на

Российской Федерации и в

зоне Российской Федерации, а

также за пределами Российской

Федерации на территориях,

находящихся под юрисдикцией

ископаемые, уголь, горючие

сланцы и торф 27 90

Прочие твердые полезные

ископаемые 20 50

Подземные воды 30 90

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье на

Российской Федерации и в

зоне Российской Федерации, а

также за пределами Российской

Федерации на территориях,

находящихся под юрисдикцией

Прочие твердые полезные

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при

строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата

(рублей за 1 тонну) 3,5 5

Хранение природного газа и гелия

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

3. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные указанными соглашениями.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения.

4. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

5. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

ПЛАТЕЖИ ЗА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

(аукциона), подведением его итогов, а также подготовкой, оформлением и регистрацией выдаваемой лицензии на пользование недрами. Платежи за пользование недрами охватывают разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. Размеры платежей определяются с учетом экономико-географических условий. размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, экономических и других условий как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ и согласованные с органами горного надзора. Сумма этих платежей включается в себестоимость добычи полезных ископаемых. Конкретный порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии установления ставок определяются Правительством РФ. При этом окончательные размеры таких платежей устанавливаются при предоставления лицензии на пользование недрами.

Закон о недрах предусматривает освобождение отдельных категорий пользователей недр от уплаты платежей при пользовании недрами. К ним, в частности, относятся:

а) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащих им земельных участках;

б) пользователи недр, ведущие региональные геологические, геофизические работы, направленные на общее геологическое изучение недр. геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, гео- и экологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы. проводимые без существенных нарушений целостности недр;

в) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов.

Плата за пользование недрами может взиматься в формах: денежных платежей; части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр (на основе специальных соглашений о разделе продукции); выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Конкретная форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами.

Общая характеристика платы при пользовании недрами. Статья 39 Закона РФ «О недрах» закрепляет принцип платности при пользовании недрами. Недропользователи обязаны уплатить следующие виды платежей: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; платежи за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы. Кроме этих платежей пользователи недр уплачивают предусмотренные законодательством налоги, сборы, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также за геологическую информацию о недрах. В Законе подчеркнуто, что иные платежи, не предусмотренные законодательством, с пользователя недр не взимаются. В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» в случае заключения соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр. Пользователь недр по этому соглашению освобождается от взимания налогов и иных обязательных платежей, которые установлены указанным Законом и законодательством Российской Федерации. В этом случае взимание налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения. Продукция, полученная государством в результате раздела произведенной продукции, в соответствии с условиями соглашения или ее стоимостной эквивалент распределяется между Российской Федерацией и субъектом РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр. Такое распределение осуществляется на основании договоров, которые заключаются органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта РФ. Исключениями из общего принципа платности при пользовании недрами являются случаи, предусмотренные в ст. 40 Закона РФ «О недрах». Так, освобождаются от платежей следующие категории недропользователей: собственники, владельцы земельных участков, которые добывают общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд; пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр; пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов

Это интересно:  Оформление перепланировки квартиры пошаговая инструкция 2019

Временные требования к содержанию геологических и экономических материалов, обосновывающих возможность частичного или полного освобождения недропользователей от платежей за пользование недрами, утверждены письмом Министерства природных ресурсов РФ от 18 ноября 1996 г. № ВО-61/3024*.

Пользователи недр могут также частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и получать отсрочки от уплаты этих платежей для стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудно извлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, использования вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, и в целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов. Решение о предоставлении отсрочек или об освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами. Кроме того, органы представительной власти субъектов РФ могут. устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Предусмотрено, что нормативные правовые акты и решения органов государственной власти, создающие односторонние преимущества отдельным категориям пользователей недр, признаются недействительными в установленном порядке.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии. Порядок уплаты сбора за участие в конкурсе или аукционе и выдачу лицензии регулируется ст. 45 Закона РФ «О недрах». Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии на пользование недрами. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в органы, выдающие лицензии на пользование недрами. Исходя из содержания п. 10.3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г., затраты, понесенные участниками конкурса, не компенсируются.

Платежи за пользование недрами. Порядок взимания платежей дифференцирован в зависимости от вида недропользования. Так, с пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях (ст. 41 Закона РФ «О недрах»). Размеры платежей за поисковые и разведочные работы определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Размеры регулярных взносов, как правило, возрастают в зависимости от продолжительности работ. Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются. Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно-технических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска. Платежи взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Платежи включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. Если добыча полезных ископаемых ведется со сверхнормативными потерями, то платежи взимаются в двойном размере. Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.

Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 г. № 828 было утверждено Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна (в ред. от 22 августа 1998 г)*. Действует также Инструкция Минфина РФ от 4 февраля 1993 г. № 8, Госналогслужбы РФ от 30 января 1993 г. № 17 и Госгортехнадзора РФ от 4 февраля 1993 г. № 01-17/41 «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами»**.

Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия их взимания при реализации соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, соответствующие местные бюджеты. Порядок распределения платежей за пользование недрами урегулирован в ст. 42 Закона РФ «О недрах». Плата за пользование недрами может взиматься в формах: денежных платежей; части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами или соглашении о разделе продукции. Нельзя требовать и принимать в качестве платы за пользование недрами радиоактивные и другие материалы и продукты, распоряжение которыми отнесено к предмету исключительного ведения Российской Федерации, услуги военного характера и информацию, составляющую государственную тайну, а также требовать предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя недр.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме указанных выше видов платежей, пользователи недр, добывающие все виды полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ст. 44 Закона РФ «О недрах»). Ставки таких отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, и едины для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются Федеральным Собранием РФ по представлению Правительства Российской Федерации.

30 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы»*, в соответствии с которым установлены ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Ставки, т.е. доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых, установлены в зависимости от видов добываемых полезных ископаемых. Например, ставка за нефть, газ и конденсат составляет 10,0; за уголь — 5,0; торф — 3,0 и т.д.

Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр. Часть отчислений, в том числе все отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и органов исполнительной власти субъектов РФ направляется в бюджеты субъектов РФ для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Из них часть отчислений по представлению территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр может передаваться добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в бюджеты субъектов РФ, регламентируется законодательством субъектов Федерации. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудно извлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.

Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 597 был утвержден Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений*. Действует также постановление Правительства РФ от 1 ноября 1999 г. № 1213 «О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях» (с изм. от 2 марта 2000 г.).

Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в размере 0,5—1,5% направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемые в бюджетах различных уровней и передаваемые добывающим предприятиям, используются только по целевому назначению; порядок их использования определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений утвержден постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 597*.

Пользователи недр, добывающие в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции разведанные за счет государственных средств полезные ископаемые, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Соглашениями о разделе продукции должна предусматриваться компенсация расходов государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.

Порядок выплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы регулируется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 31 декабря 1996 г. № 44 «О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (с изм. от 16 июля 1998 г.).

Акцизы. Акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством РФ в соответствии с Законом РФ «Об акцизах» (в ред. от 2 января 2000 г.). Например, ставки акциза на природный газ утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 1999 г. № 81 «О ставках акциза на природный газ» (с изм. и доп. от 4 апреля 2000 г.).

Иные виды платы. Согласно ст. 431 Закона РФ «О недрах» за пользование геологической информацией о недрах, полученной за счет государственных средств, может взиматься плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Положением, утверждаемым Правительством РФ. Получение сведений об участке недр иным путем, кроме установленного указанным Положением, не освобождает пользователя недр от платы за геологическую информацию. Данная норма не распространяется на геологическую информацию о недрах, полученную за счет негосударственных средств. Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр дна территориального моря, осуществляющих поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользование недрами в иных целях (ст. 47 Закона РФ «О недрах»). Размеры платежей зависят от арендуемой площади и ее конфигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами. Порядок и условия взимания платежей устанавливаются Правительством РФ.

Это интересно:  Дорожный знак косгу 310 или 340

Скидка за истощение недр. Порядок предоставления скидок за истощение недр регулируется ст. 48 Закона РФ «О недрах». Так, скидка за истощение недр с платежей за пользование недрами может предоставляться: пользователю недр, добывающему дефицитное полезное ископаемое при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов; пользователю недр, добывающему полезное ископаемое из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр и о ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Платежи за пользование недрами

Закон Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992 г., содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр, регулирование отношений природопользования государством. Один из методов этого регулирования – введение в бюджет платежей за пользование недрами, иными словами, пользование недрами в РФ становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

В соответствии с ФЗ РФ от 03.03.95 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» с пользователей недр взимаются платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система таких платежей включает в себя сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; плату за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могут взиматься:

• плата за землю или акваторию и участок территориального моря;

• плата за геологическую информацию о недрах;

• другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поскольку практически все виды деятельности, связанные с пользованием недрами, требуют получения лицензии, предоставляемой путем проведения конкурсов и аукционов, указанные платежи начинаются со сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии. Его размер определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, а также подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Со всех пользователей недр взимается плата за пользование недрами, которая включает в себя платежи за поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в других целях (например, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых). При определении размеров указанных платежей учитываются экономико-географические условия, размер участка недр, виды полезных ископаемых, степень геологической изученности территории и степень риска. Плата за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых взимается в форме регулярных платежей в течение всего периода их проведения. Платежи за пользование недрами взимаются в виде разовых и (или) регулярных взносов в течение срока реализации предоставленного права.

Объектом налогообложения являются:

• при проведении поисковых и разведочных работ – договорная (сметная) стоимость работ, по их окончании размеры платежей корректируются с учетом фактической стоимости;

• за добычу полезных ископаемых – стоимость добытых полезных ископаемых и сверхнормативных потерь при добыче, а также стоимость использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

• при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, – договорная (сметная) стоимость строительства объекта и стоимость предоставленных услуг при его эксплуатации.

От платы за пользование недрами освобождаются:

• собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом земельном участке непосредственно для своих нужд;

• пользователи недр, ведущие региональные геологические, геофизические работы, направленные на изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические изыскания, осуществляющие контроль над режимом подземных вод;

• пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1 % договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная — 2 %. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов. Минимальная величина ставки платежа за право на разведку составляет 3 % годовой сметной стоимости работ, максимальная – 5 %. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию, по результатам конкурсов или аукционов. Названные платежи включаются в издержки поисковых или разведочных работ. Как уже отмечалось, платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются в форме начального, а также последующих регулярных платежей в течение всего срока добычи. Стартовые размеры разовых платежей определяются Комитетом РФ по геологии и использованию недр по согласованию с Министерством экономики РФ, но их величина не может быть менее 10 % регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Предельные уровни регулярных платежей дифференцированы по видам полезных ископаемых и установлены в процентах от стоимости добытого минерального сырья (от 1 до 16 %).

Плата за пользование недрами может взиматься в форме: денежных платежей; части добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Формы внесения платы утверждаются в лицензии на пользование недрами. Порядок распределения платежей за право пользования недрами между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами установлен Законом РФ «О недрах» [б].

Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр, осуществляющих на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне поиск, разведку, добычу полезных ископаемых. Факторами, влияющими на объем этих платежей, являются размер арендуемой площади и ее конфигурация, мощность водной толщи, цель пользования недрами.

Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В данном случае в качестве налогооблагаемой базы выступает стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, прошедших первичную обработку, к которым относят собственно полезные ископаемые (нефть, природный газ, газовый конденсат, уголь и горючие сланцы, товарные руды, подземные воды), слюду, асбест, концентраты цветных, редких и радиоактивных металлов, горно-химического сырья; благородные металлы; алмазы; камнесамоцветное и пьезооптическое сырье; по некоторым полезным ископаемым – стоимость продукции из минерального сырья, полученной с применением перерабатывающих технологий.

Ставки отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы РФ, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Они определяются как процент к стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Минимальная ставка в размере 1,7 % установлена на калийные соли; максимальная ставка (10 %) – на нефть, газ и конденсат.

Предусматривается, что при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых (при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств) отчисления не производятся. Пользователи недр, осуществляющие геологическую разведку за счет собственных средств или возместившие государству все расходы на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, освобождаются от уплаты указанных отчислений.

Отчисления направляются в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и используются для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Предложения по объектам отчислений, направляемых в бюджеты различных уровней, разрабатываются Министерством природных ресурсов РФ с участием органов исполнительной власти субъектов РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в части, касающейся конкретных видов полезных ископаемых) и Министерством промышленности, науки и технологии, затем сообщаются Министерству финансов РФ до 1 июня предшествующего года для их учета при подготовке проекта закона о бюджете. После принятия закона о федеральном бюджете на соответствующий год Минприроды России представляет в Министерство по налогам и сборам РФ по каждому предприятию-плательщику данные по объемам отчислений, перечисляемых им в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе передаваемые с согласия органа исполнительной власти субъекта РФ предприятию-плательщику для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ. Указанные показатели доводятся Министерством по налогам и сборам РФ до налоговых инспекций, а последние информируют о них каждое предприятие-плательщика. Сроки уплаты данного платежа в бюджет зависят от величины среднемесячной суммы отчислений и могут быть ежемесячными (с уплатой авансовых взносов) и ежеквартальными.

Акцизы устанавливаются на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками. В настоящее время акцизы установлены на нефть, включая газовый конденсат и природный газ. Плательщиками акциза на нефть, включая газовый конденсат, являются организации всех форм собственности, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а плательщиками акциза на природный газ – организации и предприятия по транспорту и поставкам газа Российского акционерного общества «Газпром», реализующие газ газосбытовым организациям (перепродавцам) и непосредственно потребителям. Объектом обложения по нефти выступает количество реализованной продукции; по природному газу – стоимость реализованной продукции исходя из государственной регулируемой оптовой цены промышленности. Ставки акцизов на нефть и газовый конденсат дифференцированы по нефтедобывающим предприятиям. Размеры ставок, включаемых в цену минерального сырья (без НДС), установлены в рублях за одну тонну. Действующая и в настоящее время ставка акциза на природный газ с 1 сентября 1995 г. установлена в размере 30 %. Сроки уплаты акцизов определяются в зависимости от величины среднемесячных платежей и могут быть подекадными, ежемесячными и ежеквартальными. С пользователей недр также взимается плата за геологическую информацию, если она получена за счет государственных средств.

Поэтому вполне целесообразным было бы применение более жестких мер для защиты окружающей среды, в том числе закрытие вредных производств.

В проекте Налогового кодекса РФ (часть II) государственное регулирование природопользования методом введения платежей за пользование недрами не претерпело каких-либо существенных изменений. Плата за право пользования недрами будет преобразована в налог на пользование недрами (при этом сохраняется прежний порядок расчетов), а отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы получили название «налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы». Однако срок его действия ограничен – налог будет применяться в течение пяти лет со дня введения Кодекса в действие. В течение этого срока ставка налога будет ежегодно уменьшаться на 16 %. Вместо акцизов на отдельные виды минерального сырья будет введен новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; плата за загрязнение окружающей среды определена как экологический налог.

Статья написана по материалам сайтов: ekonomika.snauka.ru, studopedia.ru, megaobuchalka.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий