Порядок проведения процедуры медиации

1. Статья одиннадцатая комментируемого Закона закрепляет нормы, регулирующие непосредственно порядок проведения самой процедуры медиации. В части первой закрепляется, что порядок проведения процедуры медиации устанавливается самими сторонами и закрепляется в соглашении о проведении процедуры медиации. Напомним, что с момента его заключения начинается процедура медиации и именно в нем прописываются основные условия проведения примирительной процедуры.
Теоретически всю процедуру проведения медиации можно разделить на ряд этапов или стадий. Разные авторы выделяют разное количество стадий в проведении процедуры медиации. Так, например, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют восемь последовательных этапов медиации:
1) анализ и ситуации, и отношений;
2) определение проблемы;
3) разогрев (снятие психологических барьеров);
4) снятие препятствий (эмоциональных барьеров);
5) поиск решения;
6) принятие решения;
7) заключение соглашения;
8) прояснение ситуации (семейный конфликт, конфликт между друзьями).

В отличие от них, П. Штепан выделяет всего шесть этапов:
1) введение – медиатор кратко рассказывает сторонам о процедуре медиации, своих функциях и функциях сторон, устанавливает основные правила взаимоотношений (например, не прерывать друг друга, не использовать оскорбительных выражений и т.п.), объясняет основные принципы медиации;
2) вступительное слово сторон – каждая сторона объясняет свое видение конфликта, высказывает свою точку зрения. Как отмечает П. Штепан, “после каждого изложения медиатор возвращает стороне сказанное ею своими словами, уточняя информацию и смягчая акценты”. После изложения своего видения проблемы стороны могут обменяться репликами, что-то уточнить или добавить;
3) формулирование повестки дня – медиатор помогает сторонам отделить факты от интерпретаций и выделить проблемы для обсуждения. Это достигается обсуждением точек зрения каждой из сторон и уточнением того, что есть факт, а что – интерпретация этого факта одной из сторон;
4) выдвижение альтернативных решений – на этой стадии стороны с помощью посредника предлагают свои способы урегулирования разногласий. Задача медиатора на этой стадии заключается в поддержании баланса сил сторон, в обучении их думать, действовать, вести переговоры с позиции сотрудничества и искать решения, которые отвечали бы как их собственным интересам, так и интересам другой стороны;
5) стадия оценки и выбора решений – основываясь на высказанных сторонами идеях, медиатор помогает им выделить именно те решения, которые удовлетворили бы интересы обеих сторон;
6) заключительной стадией по П. Штепану является достижение соглашения. Медиатор помогает сторонам достичь взаимовыгодного решения спора, которое и закрепляется в качестве медиативного соглашения, и оформить его документально.
Свое выделение этапов проведения медиации можно также увидеть у Л.В. Ковальчук и Т.В. Саловой и других авторов. Исследуемый нами Закон не выделяет этапов проведения медиации, лишь закрепляет полномочия сторон самим установить порядок проведения примирительной процедуры. Следовательно, и этапы проведения медиации также могут устанавливаться самими сторонами.

2. В то же время согласно части второй комментируемой статьи порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Таким образом, стороны при обращении за помощью в разрешении конфликта в организацию, обеспечивающую проведение процедуры медиации, могут просто согласиться с порядком проведения примирительной процедуры данной организации. Данный порядок устанавливается внутренними актами конкретной организации и для каждой организации является индивидуальным. В таком случае в соглашении о проведении медиации стороны просто ссылаются на определенный акт организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации.
Такими внутренними актами являются регламенты по проведению примирительной процедуры с участием посредника коллегий посредников при ТПП РФ и ТПП субъектов Российской Федерации.
Так, например, Приказом от 12.05.2006 “Об образовании Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации” был утвержден Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ. Он определяет порядок проведения примирительной процедуры с участием посредника Коллегией посредников по проведению примирительных процедур, действующей при ТПП РФ. В первых двух статьях закрепляется порядок обращения сторон к посреднику и его избрания. Далее предусматривается подготовка к проведению примирительной процедуры. Она осуществляется медиатором вместе со всеми сторонами спора. При подготовке к проведению примирительной процедуры назначаются консультации со спорящими сторонами и (или) их представителями. Консультации со сторонами проводятся посредником для:

– выяснения обстоятельств конфликта и позиций сторон;
– определения необходимых относящихся к спору документов;
– предварительного определения условий, требований и пожеланий сторон к проведению примирительной процедуры и ее результатам;
– выяснения мнения сторон о предполагаемом времени, необходимом для проведения и завершения примирительной процедуры;
– определения места и времени начала проведения примирительной процедуры.
Регламентом по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ также предусматривается, что в ходе консультаций между сторонами заключается договор, в котором, в частности, устанавливаются размер, порядок уплаты и распределения между ними сборов и расходов в связи с проведением примирительной процедуры (ст. 4).
После завершения консультаций назначается день проведения примирительной процедуры, при этом учитывается возможность максимального участия в процедуре каждой стороны. Проведение примирительной процедуры начинается с проверки полномочий лиц, принимающих участие в урегулировании спора и достижении соглашения сторон. Медиатор представляется сторонам и сообщает об опыте своей профессиональной деятельности. Сторонам также разъясняются основные принципы проведения примирительной процедуры и роль медиатора в процедуре медиации, а также право сторон в любое время отказаться от продолжения примирительной процедуры. В ходе примирительной процедуры стороны излагают суть их спора и вносят предложения по его урегулированию. Медиатор дает возможность сторонам высказываться и формулировать предложения, которые, по их мнению, могут привести к урегулированию их спора. В ходе проведения примирительной процедуры медиатору необходимо выявить действительный интерес и намерения каждой из сторон. По окончании примирительных процедур сторонами заключается медиативное соглашение. Оно, согласно ч. 12 ст. 5 Регламента по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ, заключается в письменной форме в трех экземплярах (если в споре участвуют две стороны), каждый из которых подписывается лицами, принимавшими участие в примирительной процедуре (см. указанный Регламент).
Схожие положения закреплены в регламентах по проведению примирительных процедур коллегий посредников при торгово-промышленных палатах Ульяновской и Нижегородской областей, Краснодарского края и других регионов. Однако необходимо заметить, что большинство локальных актов, регулирующих порядок проведения процедуры медиации, были приняты задолго до разработки комментируемого Закона. Соответственно, положения некоторых из них могут не соответствовать его нормам. В связи с этим, думается, в ближайшее время в организациях, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, будут приниматься новые правила проведения процедуры медиации либо уже действующие приводиться в соответствие с законом.

3. Повторимся, что правила проведения процедуры медиации, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны в целом соответствовать комментируемому Закону. Но, кроме того, в части третьей комментируемой статьи законодатель устанавливает обязательные требования к таким актам. В них должны быть указаны:
– виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;
– порядок выбора или назначения медиаторов;
– порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
– сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
– порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Под видами споров в данном Законе подразумеваются те конкретные категории споров, которые подлежат разрешению в соответствии с локальными актами конкретных организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. Так, в ст. 1 Положения о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур, действующей при ТПП РФ, закрепляются следующие виды споров, разрешаемых ею:
– споры и конфликты, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
– инвестиционные споры между правительствами и иностранными инвесторами;
– иные споры, если иное не предусмотрено международными договорами либо федеральными законами Российской Федерации.

В отличие от указанного выше положения, в Положении о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП Краснодарского края вместо инвестиционных споров между правительствами и иностранными инвесторами предусматриваются инвестиционные споры между юридическими, физическими лицами или предпринимателями (ст. 1).
Положение о Коллегии посредников при ТПП Нижегородской области вообще не закрепляет полномочий разрешать инвестиционные споры. Согласно ст. 1 данная Коллегия разрешает споры и конфликты, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также иные споры, если иное не предусмотрено международными договорами либо федеральными законами Российской Федерации.

Порядок выбора или назначения медиаторов также должен быть закреплен в локальных актах конкретных организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. Отражение данной нормы мы можем найти, например, в тех же регламентах коллегий посредников, что созданы при торгово-промышленных палатах.
Напомним, что в ст. 9 комментируемого Закона закреплены лишь общие нормы, регулирующие порядок выбора и назначения медиатора. Конкретизация и развитие этих норм должны осуществляться как раз в правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Примеры такой конкретизации были рассмотрены нами при анализе ст. 9 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).
Идентичные требования законодатель предъявляет к закреплению порядка участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации, общие положения о котором закреплены в ст. 10 (см. комментарий к указанной статье). Данный порядок обязательно должен быть закреплен и конкретизирован в правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, обеспечивающей проведения процедуры медиации. Например, данному вопросу полностью посвящено Положение о сборах и расходах по проведению примирительных процедур Коллеги посредников при ТПП РФ.
Сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов также должны устанавливаться конкретными организациями, обеспечивающими проведение процедуры медиации, и закрепляться в актах данных организаций. Это означает, что во внутренних документах организации должны быть указаны как федеральные, так и локальные акты, в соответствии с которыми ими осуществляется посредническая деятельность. Так, в ст. 2 Положения о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ указывается, что в своей деятельности коллегия руководствуется Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Нормативно-правовыми актами ТПП РФ, регулирующими деятельность Коллегии, являются: Положение о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ, Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ, Положение о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ, иные акты, утверждаемые приказом ТПП РФ.
В Положении о Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП Нижегородской области, помимо дублирования указанных выше положений, добавляется положение, что в части, не согласованной сторонами, не определенной законом и локальными актами, процедуры посредничества определяются самим посредником.
Также в локальных документах обязательно должен конкретизироваться порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации. Как уже неоднократно отмечалось, данные вопросы могут регулироваться регламентами о проведении примирительных процедур (см. комментарий к ч. 2 данной статьи).
Таким образом, обязательные условия, которые в соответствии с комментируемой статьей должны быть указаны в правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть закреплены в нескольких локальных нормативных документах, регулирующих деятельность конкретной организации, обеспечивающей проведение медиации, кроме того, в них также закрепляются другие положения, регулирующие такие вопросы, как порядок формирования, органы, осуществляющие руководство, обеспечение деятельности организации, и т.п.

4. В части четвертой исследуемой статьи закрепляется положение, что стороны могут наделить медиатора возможностью самостоятельного определения порядка проведения процедуры медиации, с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора. Однако это не должно противоречить федеральным законам и тем более не должно нарушать интерес сторон. Возможность медиатора самостоятельно определять порядок проведения примирительной процедуры обязательно должна быть закреплена в соглашении сторон о проведении процедуры медиации.
Смысл данной нормы заключается в том, что зачастую конфликтующие стороны с трудом идут на контакт друг с другом и им трудно договориться даже о порядке прохождения примирительных процедур. В этом случае у них есть выбор – либо сослаться на уже закрепленный порядок проведения процедуры медиации, либо оставить за медиатором возможность определения ее порядка. Второй вариант порядка проведения примирительных процедур является более гибким, так как медиатор уже в процессе проведении медиации может учитывать все аспекты конкретного конфликта и сообразно им планировать дальнейшие действия по урегулированию разногласий сторон.

5. В части пятой комментируемой статьи законодатель запрещает медиатору вносить предложения об урегулировании спора. Однако здесь же делается оговорка: “…если стороны не договорились об ином”. Это означает, что законодатель оставляет сторонам возможность по своему волеизъявлению наделить медиатора правом предлагать свои варианты урегулирования спора. Это, соответственно, как одно из условий, должно быть закреплено в соглашении о проведении процедуры медиации. Если же такое условие в соглашении отсутствует, то медиатор не должен предлагать сторонам какие-либо варианты решения споров. Как считает Ц.А. Шамликашвили, “внесение предложений о разрешении спора медиатором противоречит сути медиации”. Однако с этим утверждением можно поспорить. Если трактовать ст. 1 комментируемого нами Закона, то медиация – это урегулирование споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора. Следовательно, с согласия сторон медиатор может участвовать в поисках такого решения спора, которое удовлетворяло бы интересы обеих заинтересованных сторон, и это не будет противоречием общим принципам медиации.

6. Часть шестая закрепляет право медиатора встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами конфликта вместе, так и с каждой из них в отдельности. Данная норма направлена на оптимизацию разрешения конфликта. Это означает, что в зависимости от характера конфликта и готовности сторон к совместному его разрешению медиатор может проводить индивидуальные беседы с каждой стороной в отдельности. Их проведение позволяет медиатору выявить возможные точки соприкосновения сторон по спорному вопросу.
Например, если противоречия сторон имеют острый эмоциональный характер вплоть до того, что они не хотят встречаться друг с другом, индивидуальные встречи медиатора с каждой из сторон могут способствовать снятию у сторон сильной эмоциональной реакции друг на друга и переходу к совместным переговорам. Или же, как отмечают Ковальчук Л.В. и Салова Т.В., “если дискуссия между сторонами превращается в перепалку или стороны под разными предлогами уклоняются от конструктивного диалога, медиатор также может объявить сторонам о необходимости проведения индивидуальных встреч. К тому же во время их проведения могут быть выявлены новые обстоятельства, относящиеся к спорной ситуации, которые стороны не желают раскрывать в присутствии друг друга”. В связи с этим индивидуальная беседа также может проводиться по просьбе любой из сторон.
Данное положение также развивается и в локальных актах организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 5 Регламента по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников при ТПП РФ, если посредник считает необходимым, он проводит беседу с каждой из сторон в отдельности. Информация, полученная при беседе с одной из сторон, может быть передана другой стороне только с разрешения стороны, сообщившей информацию.
При этом, заметим, что медиатор, проводя индивидуальные беседы с каждой из сторон поочередно, должен уделять каждой из них равный объем времени, чтобы у противоположной стороны не создалось впечатления предвзятости медиатора.

Это интересно:  Как рассчитываются праздничные дни

7. Согласно части седьмой комментируемой статьи при проведении процедуры медиации медиатору запрещается ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон. Данное положение является продолжением развития принципов равноправия и беспристрастности, закрепленных в данном Законе. Напомним, что принцип равноправия заключается в предоставлении сторонам равных возможностей высказать свое мнение, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и других возможностей. Принцип беспристрастности заключается в объективном отношении медиатора ко всем спорящим сторонам. Следовательно, медиатор при разрешении конкретного спора должен соблюдать ст. 19 Конституции РФ, закрепляющую равенство всех перед законом. Он должен предоставлять спорящим сторонам равные возможности в равном объеме, при этом оставаясь нейтральным и беспристрастным.

Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Порядок проведения процедуры медиации

Порядок проведения медиации зависит от того, кем она проводится. Если медиатор физическое лицо, то порядок определяется соглашением о проведении этой процедуры. Если процедура медиации проводится организацией, то в утвержденных ею правилах проведение медиации должны быть указаны:

1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;

2) порядок выбора или назначения медиаторов;

3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации (п. 3 ст. 11 Закона о медиации).

При этом в соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора (п. 4 ст. 11 Закона о медиации).

Согласно п. 5 ст. 11 Закона о медиации предусматривается порядок проведения процедуры медиации (порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации).

В Законе прямо не указаны этапы процедуры медиации, но из проведенного нами дипломного исследования, можно предположить следующий порядок проведения данной процедуры:

— вступительное слово медиатора. Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам, что такое процесс медиации, на каких принципах он построен (особое внимание здесь стоит уделить конфиденциальности), объясняет свои функции в этом процессе и свою роль в предстоящих переговорах, знакомится со сторонами и представляется сам, рассказывает сторонам, какую роль они играют в предстоящих переговорах, спрашивает у сторон, располагают ли они достаточным временем для ведения переговоров (если хотя бы одна из сторон не располагает достаточным временем, в среднем 2,5-3 часа, то медиацию лучше перенести на более удобное время), все ли заинтересованные в разрешении конфликтной ситуации стороны присутствуют на переговорах, или стоит пригласить кого-то еще, рассказывает сторонам об этапах проведения медиации, при этом оговаривает возможность проведения кокусов, т.е. индивидуальных бесед медиатора с каждой стороной.

Опытные медиаторы серьезное внимание уделяют вступительному слову: необходимо, чтобы оно было четко структурировано и отработано. Произнося вступительное слово, медиатор знакомится со сторонами, создает необходимую психологическую атмосферу, устанавливает правила ведения процесса медиации, закладывает необходимый фундамент для дальнейшей работы.

— презентация сторон. На этом этапе медиации медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. Начать рассказ о своем видении ситуации предлагается, как правило, той стороне, которая обратилась с просьбой о проведении медиации. Во время рассказа сторон медиатор является активным слушателем, делает для себя необходимые пометки в блокноте, чтобы не упустить в дальнейшем важные детали, в случае необходимости задает уточняющие вопросы. Важно, чтобы во время рассказа вторая сторона не перебивала презентующую. Медиатор должен обеспечить необходимый порядок при проведении медиации. По окончании рассказа каждой стороны медиатор кратко пересказывает услышанное, избегая оценок и сглаживая все острые углы. В завершение медиатор интересуется: не упустил ли он что-либо значимое и не хочет ли презентующая сторона что-то добавить к сказанному. Во время проведения этого этапа важное значение имеет резюмирование, т.е. пересказывание медиатором услышанного от каждой стороны. В данном случае применяется уже известная из темы «Переговоры» «эхо-техника». Пересказывая услышанное, медиатор дает возможность презентующей стороне услышать свой рассказ со стороны, внести необходимые дополнения и уточнения. Этот же рассказ слышит вторая сторона, но слышит от человека, не участвующего в споре. Его безоценочный пересказ не несет в себе агрессивной, эмоциональной окраски, из него исключены все обидные для стороны высказывания. Это помогает второй стороне взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента.

— дискуссия. По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного, высказать свои замечания. Вполне возможно, что стороны начнут вести весьма эмоциональный диалог. В этом случае медиатору стоит дать им высказаться, «сбросить» накопившиеся эмоции, т.е. применить технику «вентилирование эмоций», но не выпустить ситуацию из-под своего контроля. Во время проведения дискуссии ведется работа по первичному формированию повестки дня, проявляются моменты, по которым сторонам предстоит прийти к согласию.

В том случае, если во время дискуссии страсти накаляются и дискуссия превращается в перепалку или стороны под разными предлогами уклоняются от конструктивного диалога, медиатор объявляет сторонам о необходимости проведения кокусов.

— кокус, т.е. беседа медиатора с каждой стороной индивидуально. В соответствии с принципом равноправия сторон количество кокусов, проводимых с каждой стороной, должно быть одинаковым, так же как и время, затраченное на кокус. Это необходимо, чтобы впоследствии медиатора не обвинили в симпатии только к одной из сторон.

Во время проведения кокуса могут быть выявлены новые обстоятельства, относящиеся к спорной ситуации, которые стороны не желают раскрывать в присутствии друг друга. В кокусе медиатор помогает участнику медиации увидеть со стороны свою позицию в споре, взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента, понять его позицию, аргументы и чувства (в этой ситуации удобно применить технику «адвокат дьявола», которая ранее освещалась в работе в п. 2.1). По окончании кокуса медиатор резюмирует беседу, спрашивает сторону, не хочет ли она что-то добавить или уточнить, а также, что из сказанного в ходе кокуса он может сообщить другой стороне. Проведение кокусов позволяет медиатору выявить возможные точки соприкосновения сторон по спорному вопросу.

— формирование повестки дня. На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. Вопросы повестки дня должны быть сформулированы сторонами таким образом, чтобы понимались ими однозначно. По завершении формирования повестки дня медиатор зачитывает сторонам сформулированные ими вопросы и предлагает в случае необходимости что-то подкорректировать или добавить.

— выработка предложений. Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в повестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процессе медиации. Медиатор помогает сторонам в случае необходимости услышать друг друга, увидеть то положительное, что есть в предложении каждого из них, увидеть дополнительные ресурсы, которыми они обладают, прийти к новому решению, удовлетворяющему обоих, и т.д. Совсем не обязательно, чтобы в каждой ситуации медиатор активно выполнял все перечисленные функции. Иногда сторонам лучше не мешать, но держать руку на пульсе переговоров необходимо.

— подготовка соглашения. На предыдущем этапе стороны совместно выработали предложения по разрешению спорных вопросов, внесенных в повестку дня. Теперь необходимо проверить каждое из них, протестировать на реальность. В том случае если какое-либо из предложений не выдержало тест на реальность, то необходимо вернуться к обсуждению и выработке нового предложения, которое, в свою очередь, было бы выполнимо и приемлемо для каждой из сторон. Те предложения, которые прошли тест на реальность и устраивают обе стороны, вносятся в составляемый договор (предварительно в случае необходимости редактируются). Составленное соглашение должно однозначно трактоваться каждой стороной.

Важную роль на этом этапе играет обсуждение сторонами возможных последствий неисполнения составленного соглашения. Стороны должны представлять себе последствия и действия друг друга в случае невыполнения соглашения одной из них.

— выход из медиации. Руководитель Санкт-Петербургского Центра разрешения конфликтов О.В. Аллахвердова комментирует этот этап следующим образом: «Обычно медиатор благодарит стороны за конструктивную успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон, и т.п. Задача этого этапа — получение медиатором обратной связи о результатах работы. Стороны оценивают, во-первых, насколько они удовлетворены достигнутым соглашением; во-вторых, насколько удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; и, наконец, они оценивают свое эмоциональное состояние: стало им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т.д.» Аллахвердова О.В. История развития медиации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. ч. 2. 2010. № 2. С. 12..

Важным является вопрос течения процедуры во времени. Рассмотрим вопрос о продолжительности процедуры медиации, поскольку от его понимания зависит и правильность исчисления срока, на который приостанавливается течение исковой давности.

Как мы уже отмечали, процедура медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации. Срок её проведения указывается в самом соглашении о проведении процедуры медиации. Однако в силу п.1 ст. 13 Закона о медиации: «медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней».

Таким образом, по общему правилу продолжительность процедуры медиации не может превышать 60 дней. В соответствии с п.2 ст. 13 Закона о медиации этот срок может быть увеличен только в исключительных случаях по соглашению сторон и с согласия медиатора. В любом случае этот срок не должен превышать 180 дней. А применительно к процедуре медиации по спору, переданному на рассмотрение суда — её продолжительность не может превышать 60 дней.

В ст. 14 Закона о медиации перечислены основания прекращения процедуры медиации: заключение сторонами медиативного соглашения — со дня подписания такого соглашения, заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям — со дня подписания такого соглашения, заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, — в день направления данного заявления, заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации — со дня получения медиатором данного заявления, истечение срока проведения процедуры медиации — со дня его истечения.

С прекращением процедуры медиации связывается и возобновление течения срока исковой давности. Поэтому все перечисленные выше обстоятельства относятся к числу юридических фактов гражданского права. Пятое основание является событием, а остальные — юридическими поступками. Логика размышлений здесь может быть применена та же, что и применительно к соглашению о проведении процедуры медиации.

Правила проведения процедуры медиации
Федерального института медиации

Утверждены приказом ФГБУ «Федеральный институт медиации» от 31 декабря 2015 года № 126-пр.

1. Общие положения

Настоящие правила проведения процедуры медиации (далее — Правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяют порядок проведения процедуры медиации в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральный институт медиации» (далее – ФГБУ «ФИМ») в целях урегулирования споров, конфликтов, возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2.Основные понятия

Процедура медиации — это альтернативный способ разрешения спора (конфликта) при участии беспристрастного, нейтрального и независимого лица – медиатора, содействующего сторонам спора в поиске, выработке и принятии взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, основанного на интересах и потребностях сторон.

Медиатор(ы) – независимое(ые) физическое(ие) лицо(а), привлекаемые сторонами спора для содействия им в урегулировании спора и выработки взаимоудовлетворяющего жизнеспособного решения по существу спора. Медиатор ведет процедуру медиации, содействует конструктивному взаимодействию сторон и других участников процедуры медиации с целью выработки сторонами взаимоудовлетворяющих решений, отвечающих их собственным интересам и потребностям.

Стороны процедуры медиации – физические и (или) юридические лица, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение процедуры медиации.

Участники процедуры медиации — медиатор и стороны, а также иные лица, принимающие участие в процедуре медиации в соответствии с настоящими Правилами.
Перечень документов, применяемых при проведении процедуры медиации, представлен в разделе «Заключительные положения».

3. Принципы процедуры медиации

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Федеральный закон) процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. (читать дальше)

4. Виды споров, к которым применима процедура медиации

4.1. Настоящие правила проведения процедуры медиации подлежат применению медиаторами ФБГУ «ФИМ» при урегулировании любых споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений.

4.2. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из гражданских отношений, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

4.3. Процедура медиации может применяться для разрешения споров как до обращения сторон в суд, третейский суд, так и после обращения в суд, третейский суд, как до рассмотрения споров в судах, третейских судах, так и в процессе рассмотрения споров, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

Это интересно:  Нужно ли идти в армию

4.4. Медиаторы ФГБУ «ФИМ» осуществляют деятельность по любым видам споров (независимо от того, урегулируется ли спор до или после обращения в суд или третейский суд) на профессиональной основе в соответствии с требованиями Федерального закона, профессиональным стандартом, утвержденным Минтруда России, стандартами и правилами профессиональной деятельности медиаторов ФГБУ «ФИМ».

5. Порядок выбора или назначения медиатора

5.1. Стороны вправе выбрать медиатора самостоятельно или по рекомендации ФГБУ «ФИМ», либо обратиться к ФГБУ «ФИМ» с заявлением о назначении медиатора. Определение медиатора происходит на основе взаимного согласия сторон. В случае отсутствия письменного заявления от сторон(ы) об отказе от медиатора, предложенного ФГБУ «ФИМ», кандидатура медиатора считается утвержденной.

5.2 Медиатор (выбранный сторонами и (или) рекомендованный, назначенный ФБГУ «ФИМ») должен входить в утвержденный в установленном порядке список медиаторов ФБГУ «ФИМ». Список медиаторов ежеквартально актуализируется и находится в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте ФГБУ «ФИМ».

5.3. Медиатором также может выступать иное лицо, отвечающее требованиям настоящих Правил и письменно принявшее на себя обязательство соблюдать настоящие Правила.

5.4. При самостоятельном выборе медиатора, а также в случае рекомендации или назначении медиатора ФГБУ «ФИМ», медиатор в любом случае определяется сторонами добровольно путем подписания соглашения о проведении процедуры медиации.

5.5. Назначение медиатора осуществляет исполнительный или иной уполномоченный орган ФГБУ «ФИМ». Процедура медиации может осуществляться медиатором единолично или несколькими медиаторами одновременно (ко-медиация). При согласии сторон при проведении процедуры медиации допускается присутствие медиатора-стажера.

5.6. Медиатор обязан до начала проведения процедуры медиации проинформировать стороны о возможности отказа медиатора от продолжения процедуры медиации, о порядке замены медиаторы.

5.7. Медиатор в случае невозможности продолжить процедуру имеет право, а в случаях, установленных Федеральным Законом, кодексом профессиональной этики (Кодексом медиаторов России), обязан отказаться от продолжения процедуры медиации. В случае отказа от продолжения процедуры медиации медиатор информирует об этом стороны.

5.8. Привлечение к разрешению спора другого медиатора (замена медиатора) допускается по письменному заявлению сторон, а также в случае отказа медиатора от продолжения процедуры медиации по причинам, установленным Федеральным законом, Кодексом медиаторов России, или в случае невозможности медиатора продолжить процедуру медиации.

6. Порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации

6.1. Дела, поступающие по направлению от учредителя ФГБУ «ФИМ» в рамках выполнения государственного задания, оплачиваются за счет средств, предусмотренных на обеспечение реализации государственного задания. В таких случаях собственно процедура медиации для сторон спора проводится на бесплатной основе. Во всех иных случаях проведение процедуры медиации осуществляется ФГБУ «ФИМ» на платной основе.

6.2. Оплата проведения процедуры медиации производится сторонами спора в соответствии с Положением о сборах и расходах по обеспечению проведения процедуры медиации ФГБУ «ФИМ» в равных долях, если стороны не договорились об ином.

6.3. Размер оплаты устанавливается исходя из необходимости покрытия расходов на подготовку, организацию и обеспечение проведения процедуры медиации, общехозяйственные расходы, а также дополнительные расходы.

6.4. Под дополнительными расходами понимаются особые издержки, которые могут возникнуть в связи с организацией, подготовкой и обеспечением проведения процедуры медиации по конкретному спору, в частности, издержки на письменные и устные переводы, вознаграждение экспертам, переводчикам, командировочные расходы и др.

7. Сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов

7.1. Медиаторы ФГБУ «ФИМ» в своей деятельности применяют профессиональный стандарт, утвержденный Минтруда России, Кодекс медиаторов России, утвержденный СРО Некоммерческим партнерством «Национальная организация медиаторов» (НП «НОМ»), стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов ФГБУ «ФИМ», с которыми можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Института

8. Порядок, условия, сроки проведения и прекращения процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации в отношении отдельных категорий споров

8.1. Организация и проведение процедуры медиации обеспечивается ФГБУ «ФИМ» на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

8.2. Процедура медиация может проводиться медиаторами ФГБУ «ФИМ» на русском, английском, немецком или французском языках. В случае необходимости проведения процедуры медиации на других языках, а также в иных случаях, если стороны сочтут это необходимым, они вправе привлекать к участию в процедуре медиации переводчиков. Расходы на привлечение переводчиков стороны процедуры медиации всегда несут самостоятельно.

8.3. Процедура медиации может быть инициирована либо всеми сторонами спора, либо одной из сторон. Процедура медиации проводится после получения письменного согласия всех сторон. (Читать дальше.)

9. Права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации

9.1. Для определения возможности применения и проведения процедуры медиации ФГБУ «ФИМ» вправе запрашивать, а сторона, обратившаяся с просьбой о проведении процедуры медиации, или стороны, в случае их согласия на применение процедуры медиации, обязаны предоставить информацию и документы, относящиеся к предмету спора.

9.2. Сторона, выступившая инициатором проведения процедуры медиации или стороны, при их согласии на проведение процедуры медиации, могут заключить с ФГБУ «ФИМ» соглашение об обеспечении подготовки к проведению процедуры медиации.

9.3. Любая из сторон, а также медиатор вправе отказаться от продолжения процедуры медиации на любой стадии ее проведения. Сторона, желающая прекратить медиацию, или медиатор должны написать соответствующее заявление.

9.4. В ходе процедуры медиации стороны предлагают свои варианты урегулирования спора. (Читать дальше.)

10. Медиативное соглашение, меморандум о взаимопонимании

10.1. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

10.2. Текст медиативного соглашения готовится юридическими консультантами сторон, а в случае их отсутствия по соглашению сторон текст медиативного соглашения на основании достигнутых в ходе медиации договоренностей может быть подготовлен медиатором либо сторонами самостоятельно. При этом медиатор настоятельно рекомендует сторонам получить квалифицированную правовую помощь (юридическую консультацию).

10.3. Медиативное соглашение имеет обязательную силу для заключивших его сторон. (Читать дальше.)

11. Заключительные положения

11.1. Соглашение о проведении процедуры медиации, меморандум о взаимопонимании, медиативное соглашение и другие документы, оформляемые при подготовке процедуры медиации и ее проведении, составляются и подписываются в количестве экземпляров, равном количеству сторон плюс один экземпляр – для ФГБУ «ФИМ».

11.2. Соглашение о проведении процедуры медиации, меморандум о взаимопонимании, медиативное соглашение и другие документы, оформляемые при подготовке процедуры медиации и ее проведении, хранятся в ФГБУ «ФИМ» в течение не менее пяти лет после истечения срока действия заключенных соглашений, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или соглашением сторон.

11.3. В целях проведения мониторинга, научных исследований или оценки программ медиации при подписании сторонами информированного согласия, научным работникам ФБГУ «ФИМ» может быть разрешен доступ к статистическим данным, интервью участников медиации.

Правила проведения медиации (Тишин А.П.)

Дата размещения статьи: 21.08.2012

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Федеральный закон N 193-ФЗ). Данный Закон создает правовые условия для развития в России альтернативных способов урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих свою деятельность, в том числе профессионально, и направлен на снижение нагрузки на судебную систему РФ. Такое посредничество, как альтернативная по отношению к судебной форма разрешения конфликтов, известна многим зарубежным странам, в частности США, Канаде, Франции, Нидерландам.
Федеральным законом N 193-ФЗ определены условия и правила проведения медиации, очередность действий, фаз, а также основные принципы, на основе которых она проводится. Все это является предметом рассмотрения в настоящей статье.

Общие положения проведения медиации

Под процедурой медиации в соответствии с Федеральным законом N 193-ФЗ понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. В целом процедура медиации основана на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения. Такая процедура не носит характера тяжбы. Новый документ направлен на то, чтобы предложить удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, экономить судебные издержки.
Медиатор представляет собой независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта.
Принятый правовой акт должен регулировать отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Если споры возникли из иных отношений, действие Федерального закона N 193-ФЗ распространяется на них только в случаях, специально предусмотренных законом. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

Обратите внимание! Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

Принципы проведения процедуры медиации

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны договорились об ином. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон. Стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию:
— о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;
— о мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;
— о признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;
— о готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.
Истребование от медиатора и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны договорились об ином.
В случае если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

Разновидности процедуры медиации

Условно процедуру медиации можно разделить на внесудебную, досудебную и судебную. Процедура медиации может проводиться:
— во внесудебном порядке — в случае когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора, а намерения обращаться в суд у них нет;
— в досудебном порядке — в случаях, предусмотренных законопроектом, или на основании внесенной в договор или в иное юридически обязательное соглашение, заключенное между участниками спора, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий путем применения процедуры медиации;
— в рамках судебного процесса — в случае когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации.
В Федеральном законе N 193-ФЗ содержатся положения, касающиеся всех указанных процедур медиации — и внесудебной, и досудебной, и судебной, однако подходы к их регулированию определены по-разному. Так, регулирование внесудебной процедуры медиации предполагается минимальным, поскольку последствия обращения сторон к такой процедуре не связаны с принятием или возможностью принятия государственными органами решения по существу спора. В отношении использования процедуры медиации в досудебном порядке или в рамках судебного процесса, когда спор находится на разрешении в суде или в третейском суде, требуется более подробная законодательная регламентация. Поэтому одновременно с Федеральным законом N 193-ФЗ был подготовлен и принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Федеральный закон N 194-ФЗ), которым устанавливаются:
— порядок применения процедуры медиации при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
— порядок утверждения медиативного соглашения судом, арбитражным судом, третейским судом;
— порядок обращения в суд, арбитражный суд, третейский суд при наличии заключенного и подлежащего исполнению медиативного соглашения;
— процессуальные гарантии конфиденциальности процедуры медиации.
Об этом расскажем ниже.

Условия применения процедуры медиации

Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.
Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи. Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.
Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение 30 дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным. Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
В случае если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.
Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяются процессуальным законодательством.
Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме и должно содержать следующие сведения:
— о предмете спора;
— о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
— о порядке проведения процедуры медиации;
— об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
— о сроках проведения процедуры медиации.

Это интересно:  Личный кабинет военнослужащего войти без регистрации расчетный

Порядок проведения процедуры медиации

Общий порядок проведения процедуры медиации. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соответствующим соглашением. При этом такой порядок может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны:
— виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;
— порядок выбора или назначения медиаторов;
— порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
— сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
— порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.
В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.
Сроки проведения процедуры медиации. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем 60 дней. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора. Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего 60 дней.
Оплата услуг медиатора. Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — на платной основе. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.
Прекращение процедуры медиации. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
— заключением сторонами медиативного соглашения — со дня подписания такого соглашения;
— заключением соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям — со дня подписания такого соглашения;
— заявлением медиатора в письменной форме, направленным сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, — в день направления заявления;
— заявлением в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленным медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации — со дня получения медиатором заявления;
— истечением срока проведения процедуры медиации — со дня его истечения с учетом вышеуказанных правил о сроках.

Медиативное соглашение — это соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, отдельным разногласиям по спору. Оно заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Обратите внимание! Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже. Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, новации, прощении долга, зачете встречного однородного требования, возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Правовой статус медиатора

Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации. Медиатор, выбранный или назначенный в соответствии с действующим законодательством, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию.
Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Деятельность медиатора не является предпринимательской. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством РФ деятельность. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Медиатор не вправе:
— быть представителем какой-либо стороны;
— оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
— осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
— делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.
Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по Программе подготовки медиаторов, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 14.02.2011 N 187. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 «О программе подготовки медиаторов» установлено, что именно Минобрнауки утверждает программу подготовки медиаторов.
Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и иных предусмотренных законодательством РФ формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации. Указанные организации могут быть членами саморегулируемых организаций медиаторов (СРО).

Обратите внимание! Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

Что касается непосредственно регулирования деятельности медиаторов, сегодня предлагается механизм саморегулирования.
В настоящее время во всем мире ведется активная работа, направленная на создание специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению процедуры медиации, и на объединение их в профессиональные ассоциации (союзы). Такие организации самостоятельно разрабатывают требования, предъявляемые к деятельности медиаторов, регламенты (правила) соответствующих процедур, осуществляют обучение медиаторов, проводят их аттестацию и обеспечивают контроль за качеством оказания услуг в сфере медиации. В связи с этим, по мнению законодателей, подробное государственное регулирование деятельности медиаторов может быть излишним. Однако необходимо обеспечить защиту интересов лиц, обращающихся к процедуре медиации как к альтернативному способу урегулирования споров, что и предусмотрено Федеральным законом N 193-ФЗ. На сегодняшний день нет необходимости применять в отношении медиаторов такие жесткие инструменты государственного регулирования их деятельности, как, например, лицензирование или аккредитация, поэтому предлагается механизм саморегулирования. Основные принципы работы СРО медиаторов прописаны в Федеральном законе N 193-ФЗ.
Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Изменения в действующем законодательстве
в связи с принятием нового Закона

Принятие Федерального закона N 193-ФЗ потребовало внесения соответствующих изменений в ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, Федеральные законы от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон N 38-ФЗ), от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 102-ФЗ), что и было сделано Федеральным законом N 194-ФЗ.
В АПК РФ появились положения, что не подлежат допросу в качестве свидетелей посредники, оказывающие содействие сторонам в урегулировании спора, в том числе медиаторы, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением соответствующих обязанностей. Кроме того, отныне судья разъясняет сторонам наряду с их правами на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, передачу спора на разрешение третейского суда право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе медиатору, в порядке, установленном федеральным законом, и последствия совершения таких действий. В АПК РФ было прямо закреплена норма, в соответствии с которой стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применив другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону, а также внесены некоторые другие изменения, вытекающие вследствие введения процедуры медиации.
Похожие изменения были внесены и в ГПК РФ. В частности, устанавливается, что в рамках гражданского процесса медиаторы не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей медиатора. Также закрепляется, что судья при подготовке дела к судебному разбирательству принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий. Кроме того, суд наделяется правом отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.
В Федеральном законе N 102-ФЗ появились положения о том, что спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки, а также о применении процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде. Так, устанавливается, что применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом N 193-ФЗ. В последнем случае суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 193-ФЗ, и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным Федеральным законом N 102-ФЗ.
В ГК РФ появились уточнения относительно приостановления срока исковой давности. Так, течение срока исковой давности приостанавливается в случае, если стороны отношений заключили соглашение о проведении процедуры медиации. В этом случае течение срока исковой давности приостанавливается с момента заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации до момента прекращения процедуры медиации, определяемого в соответствии с Федеральным законом N 193-ФЗ.
Что касается правового регулирования рекламы, в Федеральном законе N 38-ФЗ появились нормы, касающиеся деятельности медиаторов. Установлено, что реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации, не прошедших соответствующего профессионального обучения и не имеющих подтверждающих такое обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов, не допускается. Такого рода реклама должна содержать сведения о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения, а реклама деятельности организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — источник информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов. Реклама деятельности медиаторов не должна содержать утверждение, что применение процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.
Насколько широкое распространение получит процедура медиации, покажет время. В целом же принятие Федерального закона N 193-ФЗ должно способствовать развитию в РФ альтернативных процедур урегулирования споров и повышению уровня охраны прав и законных интересов граждан и организаций.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, fedim.ru, lexandbusiness.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий