Президент рф избирается на срок 6 лет

правильный ответ: 6 лет

В соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 г., начиная с выборов 2012 г., Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок.

4 марта 2012 г. Владимир Владимирович Путин был избран Президентом Российской Федерации. Вступил в должность 7 мая 2012 г.

Шестилетний президентский срок принят и в других странах, в том числе в Австрии и в Финляндии.

По Конституции России, принятой в 1993 г., срок полномочий президента был сокращён до 4-х лет и начинал действовать со следующих президентских выборов, т.е. с 1996 г.

3 июля 1996 г. Борис Ельцин вновь был избран главой государства уже на 4 года. 31 декабря 1999 года Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин подписал Указ о своей отставке.

С 31 декабря 1999 г. Исполняющим обязанности Президента Российской Федерации стал Владимир Владимирович Путин.

26 марта 2000 г. Путин был избран Президентом Российской Федерации также на 4 года. 14 марта 2004 года Путин был избран Президентом Российской Федерации на второй срок.

2 марта 2008 г. Дмитрий Анатольевич Медведев был избран Президентом Российской Федерации.

В США и некоторых других странах, президент также избирается на четырехлетний срок.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.09.2013 № 348-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании .

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Президента Российской Федерации, избранного после вступления в силу названного Закона.

Конституция РФ — основной закон нашего государства, наделённый высшей юридической силой и правовыми полномочиями. Определяет основы политического, экономического и правового устройства России, срок, на который избирается Президент, описывает его полномочия. Регламентирует образование органов власти, свободу массовой информации, суверенитет нашей страны, порядок применения законов и нормативных актов. Гарантирует равенство мужчин и женщин, права и свободы человека, презумпцию невиновности, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего проф. образования в государственных/муниципальных учебных заведениях. Закрепляет за Москвой статус столицы нашего государства. Устанавливает в качестве единственно законной денежной единицы рубль и др.

Конституция РФ была принята 12.12.1993 г.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Понравилась статья? Добавьте к себе:

С октября всем работодателям необходимо подать новую отчетность в Центр Занятости

С 1 июня 2018 года ФНС запустит сервис «Прозрачный бизнес». Там будет раскрыта информация о штрафах, среднесписочной, налоговом режиме.

В 2018 году с 39 до 61 увеличили количество видов деятельности (20% вместо 30% зарплатных налогов). См. полный список льготных видов деятельности. Но с 2019 года льготу отменяют.

Просим подписать петицию за сокращение отчетов для работодателей с 25 до 4 в год, на сайтах РОИ и change.org.

С 2017 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 325 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

С 17 сентября 2018 года ставку рефинансирования (по ней считают пени) снизили с 7,25% до 7,5% — посчитать пени бесплатно можно тут.

Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.

Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате — три месяца в подарок.

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

праздники/выходные сокращенные отчеты/платежи

2019 год (I кв.)
январь

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за четвёртый квартал*
      Платежки и квитанции
    • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
      Образец нового отчета в ЦЗ
16 17 18 19
  • 20
    • Для всех налоговых режимов *годовая*
      Бланк(50 кб.) Сведения СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ численности работников
    • Подать декларацию ЕНВД *за IV квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21 22 23 24
  • 25
    • Заплатить ЕНВД *за IV квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за IV квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за IV квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
26 27
28 29
  • 30
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
31
февраль

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28
март

пн вт ср чт пт сб вс
  • 1
    • Подать новую годовую отчетность в ПФР — СЗВ-Стаж и ОДВ-1
      Образец СЗВ-Стаж
    • Сдать отчет в ПФР *за год*
      Отчет РСВ-2 крестьянских хоз.(ИП не нужно)
2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за год*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за год*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Подать бухгалтерскую отчетность: Форма №1 Баланс *за год*. Бланк: Бухгалтерский баланс.XLS
    • Подать бухгалтерскую отчетность: Форма №2 Отчета о прибылях и убытках *за год*. Бланк: Отчет о прибылях и убытках.XLS
  • 31
    • Для Организаций(не ИП): Заплатить УСН *за год*
      Платежки и квитанции
    • Для Организаций(не ИП): Подать декларацию УСН *за год*
      Декларация УСН калькулятор+бланк undefined
2019 год (II кв.)
апрель

пн вт ср чт пт сб вс
  • 1
    • Сдать декларацию 2-НДФЛ за работников в налоговую *годовая*
      Образец 2-НДФЛ
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за год*
      Образец 6-НДФЛ undefined
2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
      Образец нового отчета в ЦЗ
    • Подтверждение вида в ФСС
16 17 18 19
  • 20
    • Подать декларацию ЕНВД *за I квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21
22 23 24
  • 25
    • Заплатить УСН *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить ЕНВД *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за I квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
26 27
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за I квартал*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Для ИП: Заплатить УСН *за год*
      Платежки и квитанции
    • Для ИП: Подать декларацию УСН *за год*
      Декларация УСН калькулятор+бланк
    • Сдать декларацию 3-НДФЛ ИП *годовую*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников за 3 месяца в налоговую.
      Образец 6-НДФЛ
    • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
      Образец нового отчета в ЦЗ
май

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
июнь

пн вт ср чт пт сб вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
2019 год (III кв.)
июль

пн вт ср чт пт сб вс
  • 1
    • 111Заплатить ОПС ПФР за самого ИП(доп. 1%) *за прошлый год*
      Платежки, квитанции и калькулятор
2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за прош год*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за полугодие*
      Платежки и квитанции
    • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
      Образец нового отчета в ЦЗ
16 17 18 19
  • 20
    • Подать декларацию ЕНВД *за II квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21
22 23 24
  • 25
    • Заплатить УСН *за полугодие*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить ЕНВД *за II квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за II квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за II квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
26 27
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за II квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за II квартал*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
  • 31
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за полугодие*
      Образец 6-НДФЛ
август

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
сентябрь

пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Сегодня: 03 июня, 19 г. понедельник — 18:37:12 МСК

Статья 81 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Статье 81 Конституции РФ

1. В данной статье устанавливаются общие принципы занятия и последующего замещения должности Президента РФ в соответствии с Конституцией. Частью 1 комментируемой статьи определено: лицо на эту должность может быть избрано только гражданами РФ; такое избрание может считаться легитимным, если оно осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избрание лица Президентом РФ на срок — шесть лет.

Первые выборы Президента РФ в соответствии с действовавшей нормой Конституции состоялись в 1996 г., последующие — в 2000 г., 2004 г. и 2008 г. на срок четыре года. Согласно п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» установленные ею полномочия Президента до истечения срока (пять лет), на который он был избран (в 1991 г.), осуществлял Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России.

Настоящая редакция ч. 1 о шестилетнем сроке полномочий Президента РФ вместо существовавшего с 1993 г. четырехлетнего срока приведена в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его опубликования 31 декабря 2008 г. (РГ. 2008. 31 дек.).

Применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного За кона.

Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать Президента РФ. Гражданин РФ может избирать и быть избранным Президентом РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, какой-либо партии. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. комментарии к ст. 19, 32, 60).

Каждый избиратель в выборах Президента имеет один голос, участвует в выборах на равных с другими избирателями основаниях, голосует лично путем подачи бюллетеня. Должна обеспечиваться тайна голосования.

Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, — обязанность Совета Федерации (см. комментарий к п. «д» ч. 1 ст. 102).

Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум (п. 2 ч. 5 ст. 6 Закона о референдуме).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, по смыслу ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, в ней выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинно свободных выборах во все органы народного представительства (см. Постановление КС РФ от 22.01.2002 N 2-П*(952)).

2. Содержание ч. 2 и 3 комментируемой статьи 81 Констиутции РФ — дополнительные конституционные условия реализации гражданином права быть избранным Президентом РФ.

Первое — наличие гражданства РФ без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом России лица, имеющего двойное и множественное гражданство.

Второе — ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

Третье — постоянное проживание гражданина, избранного Президентом, т.е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории Российской Федерации.

Конституция не содержит формулы «кандидат на должность Президента Российской Федерации», но исходя из указанных конституционных положений, они (кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании.

3. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе «советской») государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом «президентской республики», обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение Президента как «первого» должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы — палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89). Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента — формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т. е. решение (участие в решении) десятков тысяч кадровых вопросов.

Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент — Б.Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).

При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции, толкование которой также дано Конституционным Судом, проводятся выборы нового Президента в соответствии с Конституцией (Постановление КС РФ от 06.08.1999 N 10-П*(954)).

Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81). Конституция устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3). Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента, осуществляемые им единолично (Постановление КС РФ от 11.08.2000 N 12-П*(955)).

Последующие события: формирование Государственной Думы только на партийной основе, наличие во главе партийного списка на первых пропорциональных выборах действующего Президента РФ — не члена партии, последующее избрание съездом этой партии того же лица лидером (председателем) партии, концентрация в руках одной партии конституционного большинства в Думе, выдвижение и назначение с согласия Государственной Думы новым Президентом РФ прежнего Президента на пост Председателя Правительства, наличие большинства членов правящей партии в верхней палате — Совете Федерации, безусловное доминирование (до 75%) членов правящей партии среди глав исполнительной власти субъектов РФ, равно как и большинство членов и сторонников этой партии более чем в 2/3 парламентов субъектов РФ, — вызвало дискуссию о возможной трансформации Российской Федерации без изменения действующей Конституции из президентской республики в парламентско-президентскую и даже в парламентскую республику.

После вступления в должность нового Президента РФ (7 мая 2008 г.) складывается следующая конструкция российской власти: новый Президент опирается на партию, имеющую конституционное большинство в Государственной Думе, не являясь членом этой партии; прежний Президент, полномочия которого длились два срока подряд, занимает должность и председателя указанной партии, не являясь ее членом, и Председателя Правительства РФ одновременно. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается (может сложиться) модель с двумя центрами власти — сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию. Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно — насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа.

Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране — под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии. Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики?

Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г. с Посланием Федеральному Собранию, характеризовал Российскую Конституцию как эффективную, а роль Президента и федерального парламента, избираемых всенародно и действующих от имени всей страны, как «несущие конструкции», на которых держится все здание демократического государства.

В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115), использовать законодательную инициативу в парламенте, в том числе и в части предложений о поправках и пересмотре Конституции (ст. 104 и 134), обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст. 125). При этом в Конституции нет нормы о том, что Председатель Правительства возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

Из практики зарубежных стран: на четыре года и не более двух сроков подряд избирается Президент США; на пять лет (без указания в Конституции возможности повторного избрания) избирается Президент Французской Республики; на пять лет избирается Президент Республики Казахстан без ограничения сроков в отношении первого президента республики; на пять лет избирается Президент Республики Беларусь без указания каких-либо ограничений на переизбрание.

4. Избрание Президента РФ — предмет ведения Российской Федерации. Поэтому формула «федеральный закон» в ч. 4 комментируемой статьи включает, помимо Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. комментарии к п. «г» ст. 71 и ч. 1 ст. 76). При этом «порядок выборов», регулируемый соответствующими законами, включает в себя широкий круг отношений, связанных с избранием и вступлением Президента в должность. Конституционная норма, закрепленная в ч. 4 ст. 81 КРФ, исключает принятие подзаконных актов, определяющих порядок выборов Президента.

Следует особо подчеркнуть, что существует единственный источник легитимизации Президента — всенародные выборы на альтернативной основе (см. комментарии к ст. 3, 32, ч. 4 ст. 81). Из Конституции не вытекает, что такой, пусть даже частичной, легитимизацией может быть «подобранный» кем-либо кандидат, «преемник» Президента, лицо, «отобранное» («назначенное») действующим Президентом, и т.п. Иное превращало бы демократические выборы в их имитацию, могло бы приводить к нарушению конституционных норм. Подобная ситуация противоречит и самой сути конституционного статуса Президента как главы государства, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80, ст. 82), т.е. и конституционных избирательных прав.

Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, Закон об основных гарантиях, Закон о выборах Президента РФ, иные федеральные законы. В числе последних также и федеральные конституционные законы, регулирующие отдельные вопросы в связи с выборами Президента (Законы о референдуме, о ЧП, о Конституционном Суде РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении»).

Непосредственно Конституцией регулируются следующие вопросы порядка выборов Президента: назначение выборов Советом Федерации; момент, с которого Президент приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение; срок (не позднее трех месяцев), в течение которого должны состояться выборы Президента с момента досрочного прекращения полномочий Президентом (см. комментарии к п. «д» ч. 1 ст. 102 и ч. 1 и 2 ст. 92).

Общее значение для выборов, включая выборы Президента, имеет Закон об основных гарантиях. Данный Закон и Закон о выборах Президента РФ должны применяться во взаимосвязи. Основные понятия и термины, используемые в последнем, применяются в том же значении, что и в Законе об основных гарантиях, если иное не предусмотрено Законом о выборах Президента РФ.

Действующий Закон о выборах Президента РФ от 10.01.2003 N 19-ФЗ — четвертый в период действия Конституции закон с аналогичным названием (1995 г., 1999 г., а до 1995 г. действовал Закон от 31.12.1990, в соответствии с которым был избран 12 июня 1991 г. на первый срок первый Президент РФ).

Регулируя избирательные права граждан при выборах Президента, Закон о выборах Президента РФ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день опубликования решения о назначении выборов на должность Президента второй срок подряд, а также имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства (ст. 3).

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательную округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст. 4 Закона).

Закон фиксирует обязанность проведения выборов Президента в сроки, установленные Конституцией, обязывая Совет Федерации принимать решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем такого голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент. В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий; при этом сроки осуществления избирательных действий, установленные данным Законом, сокращаются на одну четверть. Если в период, когда должно быть принято решение о назначении выборов, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения (ст. 5 Закона).

В отличие от прежнего регулирования, действующий Закон принципиально иначе регулирует право выдвижения кандидатов на должность Президента. Если ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам, то сейчас кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Законом о политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Такая группа должна насчитывать не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом, в установленном Законом порядке пройти регистрацию в ЦИК РФ. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны в краткий срок собрать не менее 2 млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Закон освобождает от сбора подписей избирателей политические партии, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Госдумы (ст. 6, 29, 34, 35, 36).

Закон о выборах Президента РФ в соответствии с Конституцией и указанной позицией Конституционного Суда (см. комментарий к п. 3 ст. 81 Конституции России) определил, что гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий (ч. 3 ст. 6).

Гражданам РФ, политическим партиям, иным общественным объединениям гарантируется право на предвыборную агитацию, под которой понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него. Обеспечение свободы предвыборной агитации — обязанность государства. Кандидатам должны гарантироваться равные условия доступа к СМИ (ст. 8).

Конституционный Суд РФ, основываясь на Конституции (ст. 19 и 55), Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19), установил, что выборы могут считаться свободными только тогда, когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Поэтому законодатель обязан обеспечить право граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей — право на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(956)).

Конституционным принципам демократического правового государства, признающего политическое многообразие и многопартийность, не отвечает практика уклонения кандидатов в Президенты РФ, в том числе как членов партий, так и беспартийных, от публичных дебатов с изложением их позиций о состоянии и развитии основных направлений внутренней и внешней политики страны, что ограничивает права граждан — избирателей на участие в управлении делами государства (см. комментарий к ч. 1 ст. 32 Конституции РФ).

Закон о выборах Президента РФ, состоящий из 12 глав и 88 статей, детально регламентирует все стадии избирательного процесса: статус, формирование и деятельность избирательных комиссий, образование избирательных участков и составление списков избирателей, роль политических партий в избирательном процессе, процедуры выдвижения и регистрации кандидатов и их статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, порядок голосования и определения результатов выборов, обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственности за нарушения законодательства о выборах Президента, порядок финансирования выборов, а также срок вступления в должность Президента.

Избранным считается кандидат на должность Президента, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 76). Данное положение с учетом отмены порога явки избирателей применено впервые на выборах 2008 г. (на всех предыдущих выборах Президента действовала норма, согласно которой выборы признавались состоявшимися, если в них принимали участие не менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования). Если ни один из кандидатов не был избран, через 21 день проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (ст. 77). В случае когда выборы Президента будут признаны несостоявшимися или недействительными либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента, при этом сроки осуществления избирательных действий по решению Совета Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 78).

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента, осуществляется за счет средств федерального бюджета, что также находит отражение в соответствующем федеральном законе. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании (ст. 9).

Уголовная и административная ответственность за нарушение порядка выборов Президента устанавливается соответственно УК и КоАП. Разрешение избирательных споров регулируется ГПК РФ и Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Налоговым кодексом регулируется порядок проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках дохода кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (ст. 102). Согласно УПК ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено в отношении зарегистрированного кандидата в Президенты только с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (ст. 450).

Разрешение дел о конституционности федеральных законов, регулирующих порядок выборов Президента, осуществляется в соответствии с Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд, рассматривая дело о проверке конституционности положений Закона об основных гарантиях и ГПК, установил, что ЦИК РФ при рассмотрении споров в суде не только не может наделяться полномочиями по принятию обязательных для суда решений по вопросам осуществления правосудия, но и не должна ставиться в особое положение по отношению к другим участникам процесса, поскольку иное вступает в противоречие с ч. 3 ст. 123 Конституции, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (Постановление от 25.02.2004 N 4-П*(957)).

Все выборы Президента (1991 г., 1996 г., 2000 г., 2004 г. и 2008 г.) проходили на альтернативной основе, в том числе с повторным голосованием в 1996 г. Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, являющиеся членами органов управления организаций независимо от форм собственности, высший орган управления которых собрание (за исключением политических партий), а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Исчерпывающий перечень такого рода «преимуществ» закрепляется в Законе о выборах Президента РФ, который в то же время делает исключение в запрете на использование на безвозмездной основе или на льготных условиях служебных транспортных средств для Президента, баллотирующегося на второй срок, и лиц, пользующихся транспортными средствами в соответствии с законодательством РФ о государственной охране (ст. 40, 41).

Президент России

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Владимир Владимирович Путин.

Присяга Президента России

Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Статус и полномочия Президента

Статус Президента определяется в четвёртой главе Конституции.

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней политики.

Президент определяет основные направления внешней политики.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Статья написана по материалам сайтов: ipipip.ru, constrf.ru, www.kremlin.ru.

«

Это интересно:  Диспансерное наблюдение детей приказ
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий