+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Принцип независимости судей в гражданском процессе

Определим роль принципа независимости судей в гражданском процессуальном праве.

В статье 120 Конституции России отражен принцип независимости судей и подчинение их лишь Конституции РФ и федеральному закону.

Государственная власть в РФ реализуется на основе её разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти наделены самостоятельностью.

Финансирование судов осуществляется только из федерального бюджета. При этом оно должно обеспечивать возможность для полного и независимого отправления правосудия в соответствии с законодательством.

Также принцип независимости предполагает, что при рассмотрении дел судьи обязаны руководствоваться только законом. Федеральные и местные органы власти, а также их должностные лица не имеют права давать судам указания и предписания по способу разрешения того или иного дела.

Судьи при рассмотрении и разрешении гражданского дела должны руководствоваться требованиями закона, оценивать доказательства согласно своему внутреннему убеждению и без воздействий посторонних лиц.

Требование Конституции России о независимости судей и их подчинении Конституции и федеральному законодательству в одинаковой степени относится к любому гражданину, органу власти, должностному лицу, организации.

В случае если они оказывают давление на судью и суд, то подобные действия являются нарушением положений Конституции РФ. Это означает, что они не исполняют обязанность, связанную с невмешательством в отправление правосудия.

Другие меры обеспечения независимости судей отражены в Законе РФ от 26 июня 1992 года (в ред. от 28.11.2015) «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ от 10 января 1996 года (в ред. от 22.10.2014) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

126. Принципы независимости судей и подчинения их только закону. Принципы законности и истины в правосудии.

Данный конституционный принцип (ст. 120 Конституции РФ, ст. 8 ГПК) относится как к судоустройственным, так и к судопроизводственным принципам. Принцип объединяет два взаимосвязанных положения, а именно:

1) независимость судей;

2) подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону.

Судьи подчинены Конституции РФ и федеральному закону. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК).

Каждый судья независим при рассмотрении и разрешении дела от мнения иных судей, принимающих участие в разбирательстве дела. Это положение проявляется в том, что решение (при коллегиальном рассмотрении) по делу выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий, имеет один голос, при голосовании судья не вправе воздержаться от голосования, но обладает правом высказать особое мнение, которое прилагается к судебному решению, председательствующий при вынесении решения голосует последним.

Подчинение судей только Конституции и федеральному закону составляет вторую и неотъемлемую половину рассматриваемого принципа. В этом также проявляется независимость судей. Суд, рассматривая дело, при установлении несоответствия акта государственного или иного органа закону принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Новый ГПК детализировал это положение: Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу».

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 11 ГПК).

При раскрытии понятия принципа независимости судей и подчинения их только федеральному закону принято выделять экономические, политические и правовые гарантии.

Экономические гарантии охватывают предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Отдельная статья Закона РФ «О статусе судей в РФ» раскрывает содержание материального обеспечения судей (ст. 11).

Политические гарантии независимости судей связаны с тем, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность.

Среди организационно-правовых гарантий особое значение имеет назначаемость судей, их несменяемость, неприкосновенность, право на отставку, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи.

127. Принципы гласности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства.

В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда. Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех граждан, желающих послушать процесс, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле, — гласность в узком смысле слова и гласность для народа, или публичность. Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны.

Подлежат рассмотрению в закрытом судебном заседании гражданские дела, если открытое разбирательство дела будет противоречить интересам охраны государственной тайны и может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Исходя из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, суд вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних детей или для защиты частной жизни сторон или в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо в интересах правосудия. О разбирательстве дела в закрытом заседании суд выносит мотивированное определение. Оно не подлежит обжалованию.

Непосредственность судебного разбирательства

Непосредственность судебного разбирательства означает, что суд должен сам лично исследовать все доказательства по делу для того, чтобы самостоятельно установить обстоятельства дела и вынести решение по делу, предполагает неизменность судебного состава, требует, чтобы решение выносилось только на основе исследованных в суде доказательств.

Непосредственность судебного разбирательства имеет несколько исключений, некоторые из которых уже упоминались: судебное поручение, обеспечение доказательств (действия по собиранию доказательств совершает нотариус, после возбуждения дела — суд, в котором дело будет рассмотрено), допрос свидетелей при отложении разбирательства дела (при отложении разбирательства дела суд вправе допросить явившихся свидетелей. При возобновлении слушания дела эти показания оглашаются в суде).

Непрерывность судебного разбирательства

Судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, назначенного для отдыха. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд не вправе рассматривать другие гражданские, уголовные и административные дела (ч. 3 ст. 157 ГПК).

Итак, непрерывность судебного разбирательства — это рассмотрение дела до окончания производства по нему (с вынесением или без вынесения решения по нему) или до отложения, приостановления производства по делу. Во время рассмотрения одного дела допустимо объявление перерыва. Во время перерыва иные дела не могут быть рассмотрены.

Перерыв судебного разбирательства допускается для отдыха, на ночное время, а также для подготовки к прениям, при ожидании прибытия свидетеля в суд и проч.

Непрерывность судебного разбирательства предполагает, что судебное решение должно быть вынесено сразу после рассмотрения дела. Перерыв перед удалением суда в совещательную комнату не может быть объявлен. Вынесение мотивированного решения может быть отложено на срок не более пяти дней, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же заседании, в котором закончилось разбирательство дела (ст. 199 ГПК).

В силу принципа непрерывности судебного разбирательства, если суд откладывает разбирательство по делу, то после его возобновления слушает дело сначала.

128. Принципы процессуального равноправия сторон, состязательности и диспозитивности в гражданском судопроизводстве. Правосудие в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). ГПК раскрывает содержание данного принципа применительно к гражданскому судопроизводству: «Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел» (ст. 12 ГПК).

Прежде всего, предпосылкой для существования состязательности является наличие спорного материального правоотношения между двумя сторонами. При этом каждая из сторон должна выполнить возложенную на нее обязанность по доказыванию определенных фактов. Для достижения этого стороны наделяются равными правами, несут равные обязанности.

В российском процессе состязательность характерна для всех видов и стадий гражданского судопроизводства. Так, на стадии подготовки дела стороны собирают доказательства самостоятельно, вправе обращаться к суду с ходатайствами и проч. В процессе судебного разбирательства стороны наделены правом задавать вопросы, исследовать доказательства, заявлять ходатайства и проч.

Для состязательной процессуальной формы также характерно, что в силу закона все доказательства обладают одинаковой юридической силой.

Состязательность в совокупности с равноправием сторон способствует вынесению законного и обоснованного судебного решения.

— осуществляет руководство процессом;

— разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности;

— предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий;

— оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав;

— создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. При этом суд сохраняет свою независимость, объективность и беспристрастность.

Диспозитивность — возможность лиц, участвующих в деле, распоряжаться правами, которые предоставлены законом, и средствами их защиты по своему усмотрению. В основе диспозитивности также лежит принцип равенства граждан перед законом и судом.

Первая составляющая данного принципа — наличие прав и равенство этих прав для соответствующих категорий субъектов гражданских процессуальных правоотношений. Вторая составляющая — возможность осуществления этих прав, наличие выбора в средствах своей защиты. Так, истец вправе предъявить иск или воздержаться от этого, может изменить предмет или основание требования, отказаться от иска, согласиться на заключение мирового соглашения. Ответчик может признать иск полностью или в части, предъявить встречный иск, выразить возражения (материального, процессуального характера) против иска, согласиться с условиями мирового соглашения.

Диспозитивность привела к сокращению тех дел, где инициатором их возбуждения выступает прокурор.

Существенным шагом в развитии диспозитивности стало кардинальное изменение пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора.

Принцип независимости судей в процессе

Понятие судебной власти, ее реализация в России. Принципы в гражданском процессе. Понятие принципа независимости судей. Система органов судейского сообщества. Гарантии независимости судей. Проблемы, возникающие при реализации принципа независимости судей.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 15.07.2014
Размер файла 49,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По дисциплине: Гражданское процессуальное право.

Тема: Принцип независимости судей в процессе.

Выполнил: Бахтадзе Д.М.

Студент 5- го курса

г. Салехард, 2013г.

1. Принципы в гражданском процессе. Понятие принципа независимости судей

2. Гарантии независимости судей

3. Проблемы, возникающие при реализации принципа независимости судей

Список используемых источников

В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, N 237, 25.12.1993, — ст. 10; .

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. — М.: Проспект, 2003г. .

Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны.

Без независимости судебная власть не может выполнять свое главное предназначение — защищать права, свободы и законные интересы граждан.

Независимость судьи обеспечивается определенными гарантиями. В частности независимость обеспечивается запретом, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, защитой жизни, здоровья и имущества судей и членов их семьи, а также предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Актуальность темы заключается в том, что решения принимаемые судьями создают определенные правовые последствия и существенно затрагивают права и интересы граждан. Поэтому судья должен принимать решение по делу независимо и беспристрастно. Судья должен быть независим как от лиц участвующих в деле, так и от органов государственной власти, обеспечивая тем самым независимость всей судебной власти от других ветвей власти. В связи с независимостью судьи и возникают основные проблемы при отправлении правосудия, профессия судьи становится опасной. В последние годы происходит множество покушений на жизнь судей, вызванных в первую очередь их профессиональной деятельностью.

Цель данной работы — изучить принцип независимости судей, его отражение в Конституции и законах, рассмотреть гарантии независимости судей, а также некоторые проблемы возникающие при реализации данного принципа.

1. Принципы в гражданском процессе. Понятие принципа независимости судей

принцип независимости судья россия

В каждой правовой системе и отрасли права выделяются основополагающие начала, определяющие содержание норм той либо иной отрасли, ее место, роль и назначение в системе права, а также характеризующие содержание правоприменения и в целом правореализационного процесса. Такие основные начала отрасли права, объективированные и отраженные в содержании ее норм, получили название принципов права Арбитражный процесс: учеб. для вузов / под ред. В.В. Яркова .- 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер,, 2006; .

Гражданские процессуальные принципы представляют собой нормативно установленные основополагающие начала, определяющие построение процесса, его природу и методы по осуществлению правосудия по гражданским делам Гражданский процесс Российской Федерации / Под ред. А.А. Власова. — М.: Юрайт-Издат, 2003; .

Принципы гражданского процессуального права — это его фундаментальные положения, которые составляют основополагающие идеи, пронизывают всю отрасль права, определяют такое построение процесса и дальнейшее его развитие, которое бы обеспечивало гарантии соблюдения прав и свобод субъектов правоотношений, которые уже возникли, либо могут возникнуть в будущем, а также способствуют и гарантируют вынесение законных и обоснованных решений Диордиева О.Н. Лекции по курсу «Гражданский процесс» Часть 1. — М. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. 2003. .

Это интересно:  Оформление обеспечения по кредитам

Все принципы гражданского процесса устанавливают наиболее важные обязанности суда по осуществлению правоприменительной деятельности, а также по обеспечению прав, предоставленных сторонам и лицам, участвующим в деле.

Практическое назначение принципов состоит в том, что они выступают гарантами законного, обоснованного и справедливого правосудия по гражданским делам. Но для того, что бы принцип действовал необходимо его нормативное закрепление.

Принципы гражданского процессуального права также неразрывно связаны с законом, и связь эта носит двоякий характер. Во-первых, каждый принцип должен быть закреплен действующим законом, поскольку то, что нормативно не закреплено, не может считаться процессуально-правовым принципом. Во-вторых, принципы призваны обеспечивать единство всех элементов гражданско-процессуального права, в противном случае оно может утратить внутреннюю согласованность и системность.

Однозначное определение принципа дать сложно, но можно выделить основные черты присущие понятию принципа гражданского процесса:

1. Принципы являются историческими категориями, выработанными на протяжении длительного развития гражданского процесса. Они являются элементом человеческой культуры, ценностями идеологического порядка, такими как разделение властей, правовое государство, гражданское общество, равенство, независимость и диспозитивность субъектов гражданского общества;

2. Принципы — это положения, закрепленные в нормах гражданского процессуально права, и имеют нормативный характер;

3. Они воплощают в себе как общие положения, присущие всем отраслям права, так и содержат особенности, которые свойственны только гражданскому процессуальному праву, позволяющие отличить его от других отраслей права.

Все принципы можно подразделить на:

1. Общеправовые — действующие во всех без исключения отраслях права (принципы демократизма, гуманизма, законности);

2. Межотраслевые — закрепленные в нормах нескольких отраслей права, обычно близких по характеру (осуществление правосудия только судом, равенство всех граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, сочетания единоличного и коллективного начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел, национальный язык судопроизводства, гласность);

3. Отраслевые — закрепленные в нормах только одной отрасли права (диспозитивности, состязательности и процессуального равноправия сторон).

Данная классификация не является единственной, так большинство ученых выделяют:

1. Организационно-функциональные принципы (принципы судоустройства) — определяют устройство и функционирование судов общей юрисдикции;

2. Функциональные — определяют процессуальную деятельность суда и других участников процесса.

К организационно-функциональным принципам относятся:

1. Принцип осуществления правосудия только судом;

2. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел;

3. Принцип независимости судей;

4. Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом;

5. Принцип государственного языка судопроизводства;

6. Принцип гласности.

1. Принцип законности;

2. Принцип диспозитивности;

3. Принцип состязательности;

4. Принцип процессуального равноправия сторон;

5. Принцип сочетания устности и письменности;

6. Принцип непосредственности;

7. Принцип непрерывности.

Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Статья 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, N 237, 25.12.1993, — ч. 1, ст. 120; .

Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что, однако, не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам, Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007; .

Независимость судей — важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан Конституционное право России: учебник для вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин .- 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2007; .

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // Российская газета, N 220, 20.11.2002. — ч. 2, ст. 8. .

Так в Уголовном кодексе РФ содержится глава 31, посвященная преступлениям против правосудия (ст. 294 Воспрепятствование осуществлению правосудия, ст. 295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, ст. 296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия и др.).

Применительно к гражданскому процессуальному праву можно говорить о нескольких аспектах проявления независимости судей.

1. Каждый судья независим при рассмотрении и разрешении дела от мнения других судей, принимающих участие в разбирательстве дела. Это положение проявляется в том, что решение по делу выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий, имеет один голос, при голосовании судья не вправе воздержаться от голосования, но обладает правом высказать особое мнение, которое прилагается к судебному решению, председательствующий при вынесении решения голосует последним.

2. При рассмотрении и разрешении дела судьи независимы от заключений, данных различными лицами в процессе. Так, заключение прокурора по делу или по отдельному вопросу не имеет для суда, рассматривающего дело, обязательного значения. Заключения государственных органов, органов местного самоуправления, участвующих в деле, подлежат оценке судом и не имеют заранее установленной силы.

3. Судьи независимы от вышестоящих судебных инстанций. Несмотря на то, что апелляционная, кассационная, надзорная инстанции обладают контрольными полномочиями относительно судебных актов, эти полномочия не нарушают принцип независимости судей. Суды кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении судом первой инстанции.

4. Судьи независимы от государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан. Никто не может повлиять на судью при разрешении им дела. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета N 3, 06.01.1997, — ст. 10; .

Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004) // Вестник ВАС РФ N 2, 2005; .

Принцип независимости судьи — это такое положение, состояние гражданина, облеченного судейскими полномочиями, при котором ничто не может помешать ему, верша правосудие, руководствоваться только Конституцией РФ и законом. Даже выступая в личном качестве, как гражданин, судья не имеет права представлять какие бы то ни было государственные или общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные, иные предприятия, учреждения и организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы Ермошин Г.Т. Гарантии независимости судьи-носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья № 5, 2005. .

Принцип независимости судей служит гарантией осуществления задач гражданского судопроизводства. Только независимый судья может правильно и своевременно рассмотреть и разрешить гражданское дело, также способствовать предупреждению гражданских правонарушений, укреплению законности и правопорядка, формированию уважительного отношения к закону и суду. Данный принцип также играет большую роль в осуществлении принципа равенства всех перед законом и судом.

Специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав этой категории государственных служащих.

2. Гарантии независимости судей

Гарантии независимости судей являются неотъемлемой частью правового статуса судей и закреплены в нормах материального права Конституция РФ, ФКЗ РФ от 23.10.1996 г. «О судебной системе», ФЗ РФ от 26.07.1992 г. «О статусе судей в РФ» и др.

Принято выделять следующие гарантии независимости судьи:

1. Несменяемость судей;

2. Установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

3. Право судьи на отставку;

4. Неприкосновенность судьи;

5. Запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

6. Установленная система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей и членов их семьи;

7. Неограниченный срок полномочий судьи;

8. Предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

9. Система органов судейского сообщества.

Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета N 3, 06.01.1997, — ч.1, ст. 15. .

Несменяемость судьи является одной из наиболее существенных гарантий его независимости и возведена в ранг конституционных норм — согласно ст. 121 Конституции РФ судьи несменяемы и их полномочия могут быть прекращены «не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом». Принцип несменяемости состоит в том, что судья не может быть назначен или избран на другую должность или переведен в другой суд без его согласия, а его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом Боровский М.В. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Черные дыры в российском законодательстве, 2001, — № 1; .

Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности в данном суде. Смена суда или должности может состояться только с согласия судьи, причем согласие должно быть не вынужденным, а добровольным. Согласие необходимо на любое изменение должностного положения судьи, в том числе перевод его в суд другого района или области, в вышестоящий суд, на другую, хотя бы и более высокооплачиваемую должность.

Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи и его отставка приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Также оно не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных законодательством РФ.

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

7) избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

Следует сказать о таком основании прекращения полномочий судьи, как занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи. К таким видам деятельности относятся: депутатская, политическая, предпринимательская и иная оплачиваемая деятельность, за исключением научной и творческой.

Прекращение полномочий судьи по указанным выше основаниям является своеобразной ответственностью за нарушения принципа независимости суда, а деятельность квалифицированной коллегии в свою очередь гарантирует его соблюдение.

Право судьи на отставку.

Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки Инструкция о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей (утв. Верховным Судом РФ 07.10.2008, ВАС РФ 09.09.2008, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2008) // Парламентская газета N 84-86, 16.12.2008, — п. 1.2 .

Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по следующим основаниям:

1. Неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

2. Истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

3. Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

4. Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

5. Достижение предельного возраста пребывания в должности судьи;

6. Увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста.

За судьями, находящимися в отставке, сохраняются судейские льготы, гарантии неприкосновенности, они продолжают быть членами судейского сообщества.

Неприкосновенность обеспечивается установлением особого порядка привлечения судьи к ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) за совершенные правонарушения и с учетом этих соображений законом установлен ряд особенностей решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов, так или иначе связанных с обеспечением обоснованности привлечения судьи к ответственности.

Установлен особый порядок решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Так решение принимается:

1) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

2) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

Это интересно:  Порядок составления проекта бюджета муниципального образования

Председатель квалификационной коллегии судей осуществляет подготовку заседания коллегии, определяет время и место проведения заседания, а также круг лиц, подлежащих приглашению на заседание.

Судья, в отношении которого начато производство, вправе ознакомиться с имеющимися в коллегии материалами и представить свои возражения и замечания. Он извещается о времени и месте проведения заседания квалификационной коллегии судей, в срок, необходимый для явки на заседание. В случае неявки без уважительной причины квалификационная коллегия судей рассматривает вопрос в его отсутствие.

При рассмотрении материала о привлечении судьи к уголовной ответственности решением квалификационной коллегии судей полномочия судьи могут быть приостановлены до принятия решения по существу вопроса.

Члены квалификационной коллегии судей, принимающие участие в ее заседании, не вправе воздержаться от голосования. Квалификационная коллегия правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют более половины членов коллегии.

Решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов, принимавших участие в заседании. Член квалификационной коллегии судей вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания.

Решение квалификационной коллегии судей подписывается председательствующим на заседании и секретарем квалификационной коллегии судей.

Привлечение судей к административной ответственности, так же как и к уголовной происходит в особом порядке. Этот порядок устанавливается Кодексом об административных правонарушениях.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

1) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

Ю. Адушкин и В. Жидков выявили ряд проблем возникающих при привлечении судьи к административной ответственности.

Во-первых, сама по себе усложненная процедура административной ответственности (по решению коллегий судей на основании представления Генерального прокурора) гарантии независимости судей все-таки значительно снижает, поскольку не исключает соответствующего процессуального участия должностных лиц различных государственных органов на предварительной и исполнительной стадиях производства по делу об административном правонарушении, и, следовательно, не создает препятствий для провокаций и оказания давления с их стороны на провинившихся судей.

Во-вторых, неадекватный содеянному сложный процедурный механизм ответственности с выходом на Генерального прокурора делает малореальным ее применение во всех без исключения случаях и опять-таки не препятствует возможности необоснованного освобождения судьи-правонарушителя от административной ответственности с объявлением устного замечания, что ставит его в положение «должника» перед сговорчивым инспектором или контролером, их начальством либо местным прокурором, который тоже будет в состоянии «снять вопрос».

В-третьих, встает масса других неразрешенных сложных вопросов: о порядке и субъектах неизбежного применения процессуально-обеспечительных мер; гарантиях неприкосновенности судей при составлении протоколов; возможности наложения на них отдельных видов взысканий; профессионально-этической допустимости самой ситуации, когда штрафующий или лишающий кого-либо водительских прав судья сам оштрафован или без прав; возможности параллельного наказания судьи еще и по линии квалификационных коллегий, поскольку административное правонарушение порочит судью и авторитет судебной власти и т.д. Ю. Адушкин, В. Жидков. Дисциплинарная и административная ответственность судей: за и против // Журнал Российская юстиция № 11, 2001.

За совершение дисциплинарного проступка на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

2) досрочного прекращения полномочий судьи.

При решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи учитываются все обстоятельства совершенного проступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному проступку Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004) // Вестник ВАС РФ N 2, 2005; .

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков О Дисциплинарном судебном присутствии: федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ // Российская газета, N 211, 11.11.2009, — ст. 1. .

По ранее действовавшему законодательству решение квалификационной коллегии судей об отказе в удовлетворении представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка вступало в силу с момента его оглашения и не могло быть обжаловано председателем суда или органом судейского сообщества. Решение же о наложении дисциплинарного взыскания могло быть обжаловано лишь лицом, в отношении которого оно принято. Таким образом, ранее действовавшее законодательство гарантировало судье стабильность «оправдывающего» его решения и не предоставляло председателю суда его оспаривать. Новое законодательство в сфере дисциплинарной ответственности судей эту гарантию упраздняет, предоставляя Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации право обжаловать соответствующие решения квалификационных коллегий судей Дряхлов С.К., Калиновский К.Б. Привлечение судей к дисциплинарной ответственности по новому российскому законодательству // Российское правосудие. 2010. № 2; .

Запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.05.2010) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954, — ч.1, ст. 294. .

Вмешательство, если оно осуществляется частными лицами, это активное поведение, действия, направленные на создание помех, срыв основанной на законе деятельности суда по осуществлению правосудия. Путем бездействия в деятельность суда, как правило, вмешаться нельзя, ибо бездействие — это по существу отказ от вмешательства, невмешательство. Потому, например, свидетель или потерпевший, отказывающиеся от дачи показаний, хотя и создают помехи для деятельности суда, за вмешательство в его деятельность привлечены быть не могут. Вмешательство в деятельность суда, таким образом, может выражаться, к примеру, в воздействии на суд через средства массовой информации, в шантаже суда (угрозы оглашения, например, позорящих, компрометирующих судью или просто конфиденциальных для него сведений), в создании судье неблагоприятных бытовых условий (допустим, многочисленные ночные звонки, подкуп соседей или членов разного рода товариществ (жилищных, дачных, гаражных и т.п.) в целях проведения ими враждебных акций по отношению к судье) Мальцев В. Ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования // Законность 1997; .

Установленная система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей и членов их семьи.

Государственная защита жизни, здоровья и имущества судей и членов их семьи осуществляется на основании ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

В соответствии с данным законом существуют следующие виды государственной защиты судей:

1) применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Российская газета, N 82, 26.04.1995. — ст. 3. .

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу, изменение места работы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Российская газета, N 82, 26.04.1995. — ст. 5; .

Неограниченный срок полномочий судьи.

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета N 3, 06.01.1997, — ст. 14. .

Данное положение было введено федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ. Ранее судьи федерального суда первоначально назначались на должность сроком на три года. Теперь срок полномочий судьи федерального суда ограничен лишь достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, что должно послужить дополнительной гарантией принципа независимости судей.

Предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Особенности материального обеспечения судей в РФ установлены в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, а также иных выплат, предусмотренных законодательством РФ.

Судья, достигший возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства.

Судьи, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере 5% от должностного оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, — 10 %. Судьи, имеющие почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получают доплату в размере 10% от должностного оклада. На указанные доплаты имеют право и судьи, пребывающие в отставке, а также работники судов, имеющие классные чины. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания с учетом доплат, не может превышать 85 % заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней. Судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, — 45 рабочих дней.

Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы по юридической профессии:

1) от 5 до 10 лет — 5 рабочих дней;

2) от 10 до 15 лет — 10 рабочих дней;

3) свыше 15 лет — 15 рабочих дней.

Время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета. До предоставления жилого помещения для постоянного проживания им компенсируются расходы, связанные с наймом жилья.

Судья, ушедший в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное место жительства в другую местность, обеспечивается благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры либо дома за счет средств федерального бюджета.

Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию.

В случае смерти судьи его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.

Судьи в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми судами у соответствующих транспортных организаций.

Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

1) гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, — его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи;

2) причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере трехлетней заработной платы судьи;

3) причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере годовой заработной платы судьи.

В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в виде заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

Это интересно:  Проведение текущего ремонта сетей

Система органов судейского сообщества.

Система органов судейского сообщества включает в себя следующие органы:

1) Всероссийский съезд судей;

2) конференции судей субъектов Российской Федерации;

3) Совет судей Российской Федерации;

4) советы судей субъектов Российской Федерации;

5) общие собрания судей судов;

6) Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

7) квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 28.11.2009) // Российская газета, N 48, 19.03.2002, — ч. 2, ст. 3; .

Данные органы осуществляют следующие задачи:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 28.11.2009) // Российская газета, N 48, 19.03.2002, — ст. 4. обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Таким образом, гарантии способствуют полной независимости судей как в процессе при осуществлении своих полномочий в судопроизводстве, так и в обыденной жизни, т.к. и внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности.

3. Проблемы, возникающие при реализации принципа независимости судей

Говоря о гарантиях независимости судей, необходимо рассмотреть вопрос о том, существует ли в реальности комплекс мер финансового, организационно-правового и кадрового характера, обеспечивающих судье как гражданину возможность осуществлять свои функции носителя государственной власти независимо от любых попыток воздействия на него со стороны, и существует ли механизм противодействия таким попыткам.

Судьи за осуществление своей деятельности часто становятся жертвами преступлений. Вот наиболее известные случаи последних лет.

12 апреля 2010 года в Москве в подъезде своего дома был убит федеральный судья Эдуард Чувашов. Убийца скрылся. Чувашов входил в судебную коллегию Мосгорсуда по уголовным делам и вел в Московском городском суде громкий процесс по делу группировки скинхедов «Белые волки».

17 декабря 2009 года Председатель суда Новоалександровского района Ставропольского края пострадал в результате взрыва, прогремевшего рано утром возле его дома. Председатель районного суда получил множественные осколочные ранения, с которыми был доставлен в больницу.

18 июня 2009 года в городе Шагонаре (Тува) была убита судья Улуг-Хемского районного суда Нина Монгуш. Убийцей оказался бывший зять судьи.

25 ноября 2008 года в Самаре было совершено покушение на председателя Самарского областного суда Любовь Дроздову. Когда судья садилась в служебную машину, в нее выстрелили из мелкокалиберного оружия. Женщина получила огнестрельное ранение в живот и была госпитализирована в местную больницу. Дроздова после покушения провела в больнице более 70 дней.

13 апреля 2008 года киллер застрелил заместителя председателя Верховного суда республики Ингушетия Хасана Яндиева. Это произошло на автозаправочной станции, на окраине города Карабулак. Тяжелораненый судья скончался в машине скорой помощи по дороге в больницу. По основной версии следствия, покушение напрямую связано с профессиональной деятельностью Хасана Яндиева. Он получил широкую известность как председатель на целом ряде процессов по делам участников ваххабитского подполья.

5 февраля 2008 года в городе Обь (Новосибирская область) было совершено покушение на федерального судью Андрея Захарова. Нападение произошло утром, когда судья открывал свой гараж, собираясь на работу. Двое неизвестных выстрелили в него картечью из обреза охотничьего ружья. Андрей Захаров успел прикрыться рукой, и заряд попал в локоть. Добивать судью преступники не стали. Потерпевший был доставлен в городскую больницу и прооперирован.

Таким образом, из практики видно, что защита жизни и здоровья судей обеспечивается не на должном уровне. Правоохранительным органам необходимо принять дополнительные меры по защите судей, т.к. защита жизни судьи выступает основной гарантией их независимости. Судья только тогда сможет независимо и безпристрастно принимать решения, когда будет спокоен за сохранность своей жизни и жизни своей семьи.

Но не всегда преступления совершаются против судей, иногда субъектом преступления выступает сам судья. В данном случае его независимость играет негативную роль для общества и государства, т.к. возникают проблемы с привлечением его к уголовной ответственности.

Раздел XVII УПК РФ, регулирующий вопросы уголовного судопроизводства в отношении судей имеет положительное значение в уголовно-процессуальном законодательстве. Указанными нормами закон ввел повышенную защиту сферы деятельности судей, дополнительно создав гарантии их независимости при исполнении ими своих должностных полномочий. И, несмотря на критические замечания о том, что эта глава в УПК РФ нарушает конституционный принцип равенства граждан перед законом, создает необоснованные привилегии узкому кругу лиц при совершении ими преступлений и т.д., все же необходимость выделения определенных должностей в уголовном судопроизводстве с целью их неприкосновенности имеется. Закон предусмотрел особый порядок уголовного преследования в отношении судей, т.к. решения принимаемые судьями создают определенные правовые последствия и существенно затрагивают права и интересы граждан. Соответственно лица, принимающие такие решения, нуждаются в повышенной защите и наличию иммунитета от необоснованного уголовного преследования. Однако, вместе с положительным значением данного правового института, при его практическом применении, возникло ряд проблем, которые весьма затрудняют реализацию общих задач уголовного процесса, направленных на защиту интересов общества от преступлений.

Содержание XVII раздела УПК РФ показывает неоправданные трудности преодоления имеющихся барьеров в случае необходимости привлечения судьи к уголовной ответственности при совершении им преступления. Отсюда нормы, направленные на защиту деятельности судей переходят на защиту их негативного поведения, которое никоим образом не связаны с выполнением ими своих должностных функций. И не случайно в прессе появляется достаточно много сообщений, справедливо отождествляющих понятие неприкосновенности с понятием безнаказанности.

Именно применение особого порядка уголовного преследования в отношении судей вызывает большие нарекания, как со стороны практических работников правоохранительных органов, так и среди населения страны. Однако доверие народа к суду и судьям во многом зависит и от отношения самих судей к ответственности, в случае нарушения ими закона, то есть, будет ли в этом случае равная справедливость к судьям, как и к обычным гражданам.

Проблемы реализации принципа независимости до настоящего времени стоят довольно остро, хотя в некоторых аспектах достигнуты серьезные успехи. Представляется, что объективно в настоящее время такие проблемы обеспечения судей, как реализация принципа их независимости, должны иметь новый конституционный подход — паритетность и равнозначность статуса носителей всех ветвей власти. Неприемлем подход, когда размер заработной платы судьи определяется Президентом РФ, а социальные льготы — законодателем. Весь этот комплекс мер должен исходить из четко установленного принципа равенства всех властей и, соответственно, недопустимости различий в системе обеспечения статуса их носителей, определяться объективными критериями, а не субъективным решением представителей другой ветви власти В.И. Анишина. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Мировой судья, 2006, № 10. .

Статья 8 ГПК РФ. Независимость судей

(официальная действующая редакция, полный текст статьи 8 ГПК РФ с комментариями)

1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

4. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по гражданским делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по гражданским делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по гражданским делам.

Комментарий к статье 8 ГПК РФ в действующей редакции

Принцип независимости означает, что судьи подчиняются только закону. Нельзя указать судье, как следует поступить при решении вопроса о принятии искового заявления (статья 133 ГПК РФ) , как нужно рассматривать дело, и какое по нему должно быть вынесено решение. Принятие законного и обоснованного решения по делу возможно только при отсутствии внешнего влияния на судью. Вместе с тем судья не может рассматривать дело по собственному усмотрению и руководствуясь своими желаниями. Все процессуальные действия судьи должны быть подчинены закону.

Действие комментируемой статьи распространяется не только на судью, рассматривающего конкретное гражданское дело. Оно распространяется на всех участников гражданского судопроизводства, предупреждая их от вмешательства в осуществление правосудия. Стоит отметить, что данная статья не вводит ответственности за подобное вмешательство, она отсылает нас к другим законам, устанавливающим ответственность за допущенные нарушения принципа независимости судей.

В качестве примера установленной ответственности можно привести положения главы 31 Уголовного кодекса РФ, которые определяют ответственность за преступления против правосудия, в том числе связанные с воспрепятствованием осуществлению правосудия, посягательство на жизнь и здоровье судей, высказывание угроз судьям, рассматривающим дело.

В статье 8 ГПК РФ закреплено, что гарантии независимости судей специально устанавливаются в законе. Сам кодекс, устанавливая процессуальные процедуры, при решении возникающих вопросов позволяет суду опираться именно на закон при оценке письменных доказательств, разрешении заявления об отводе судьи, вынесении решения в совещательной комнате.

Принцип независимости опирается на процессуальные нормы при обжаловании судебных постановлений. Устанавливая четкую процедуру и сроки обжалования, основания для изменения и отмены судебных решений, законодатель минимизировал возможное влияние вышестоящих судебных органов. Кроме того, нужно отметить, что несоблюдение принципа независимости влечет отмену судебного постановления.

Дополнительный комментарий к ст. 8 ГПК РФ

Положения рассматриваемой статьи 8 ГПК РФ в действующей редакции в полной мере соответствуют ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

В ст. 8 ГПК РФ в новой редакции говорится о независимости судей при осуществлении правосудия. Это вовсе не означает, что судьи независимы и подчиняются только закону лишь при рассмотрении и разрешении ими спора, т.е. в то время, когда они участвуют в судебном заседании, а до заседания и после него этот принцип не действует. Введение в ст. 8 слов «при осуществлении правосудия» преследовало лишь одну цель — четко определить сферу действия принципа независимости судей и подчинения их только закону: он действует только при исполнении судьями своих служебных, судейских обязанностей и не функционирует вне этой сферы.

Нормы, закрепленные в ст. 8 ГПК РФ, предписывают судьям быть независимыми при исполнении ими служебных обязанностей, т.е. при разрешении дел и всех иных вопросов, связанных с их рассмотрением, они не должны быть подчинены кому-либо, а также связаны в действиях волей либо влиянием граждан, должностных лиц, государственных и иных органов, организаций, сковывающими или заранее предопределяющими то или иное решение. Судьи должны рассматривать и разрешать дела в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них.

Вместе с тем свободное выражение судьями своей воли при осуществлении правосудия вовсе не означает, что принимаемые ими по всем вопросам решения обусловлены только их собственным, ни на чем не основанным усмотрением или желанием.

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону — два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость судей — не самоцель, а средство, непременное условие правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений, означает, что при рассмотрении и разрешении спора судьи никому, кроме законов, подчиняться не должны. С другой — подчиненность судей только закону обеспечивает их независимость.

Правовая норма, закрепляющая принцип независимости судей и подчинения их только закону, адресована не только судьям, но и любым государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должностным лицам и гражданам. Всем им закон запрещает осуществлять какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия. Нарушение закона влечет уголовную ответственность.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону действует во всех стадиях процесса и обязателен для судей всех судов общей юрисдикции. Он проявляется во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда (при коллегиальном рассмотрении дел), в отношениях нижестоящих судов с вышестоящими судами в единой системе судов общей юрисдикции, в отношениях суда с другими участниками процесса и гражданами, должностными лицами, государственными и иными органами, организациями, не участвующими в деле.

Обеспечение независимости судей

Независимость судей судов общей юрисдикции обеспечивается многими нормами и институтами ГПК.

Независимость судей в гражданском судопроизводстве обеспечивается прежде всего действием принципов законности, гласности, непрерывности, непосредственности и др. Реализация принципа независимости судей гарантируется наличием в ГПК правил, регулирующих порядок разрешения судьями всех вопросов, возникающих при разбирательстве дела (ст. 15), института отвода судей (ст. ст. 16 — 21), правил оценки доказательств (ст. 67), правил о тайне совещательной комнаты (ст. 194) и др.

Важную роль в укреплении гарантий реализации принципа независимости судей играют и детально разработанные правила об основаниях к отмене решений, постановлений, закрепленные в ст. 330 Кодекса.

Содержание принципа независимости судей и подчинения их только закону раскрывается в Кодексе в какой-то мере односторонне — только под углом запрета постороннего воздействия на судей и вмешательства в их деятельность.

Но ведь нарушителем рассматриваемого принципа может быть и сам судья. Никаких преград, барьеров действующая редакция ГПК судье не ставит. Это, видимо, обусловлено односторонней оценкой в теории и практике содержания принципа, который понимается лишь как право судей на свободное принятие решения. Между тем независимость, независимое положение судьи в процессе рассмотрения конкретного дела — это не только право, но и его обязанность. Зависимый судья не вправе садиться в судейское кресло. Выполнение этой обязанности тоже надо надежно (может быть, и гораздо жестче, чем в отношении судьи — лица, участвующего в деле) гарантировать. Действующие правила отвода судей, правила о недопустимости повторного участия судьи в деле лишь в какой-то мере решают проблему. Но в действующем законодательстве в этом направлении далеко продвинуться не удалось.

Нарушение установленных законом правил о независимости судей при рассмотрении конкретного гражданского дела следует рассматривать как безусловное основание к отмене решения.

2 комментария к “ Статья 8 ГПК РФ. Независимость судей ”

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, revolution.allbest.ru, vseiski.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector