Принципами гражданской службы являются

Тема 6. Организация государственной гражданской службы

Российской Федерации

В переводе с французского слово «организация» означает «устраивать, придавать стройный вид». Организация гражданской службы предполагает:

· управленческую деятельность, направленную на образование и совершенствование взаимосвязей и взаимодействия между элементами гражданской службы;

· состояние внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия элементов гражданской службы между собой;

· объединение гражданских служащих государственного органа.

Под принципами гражданской службы понимаются основные положения, определяющие ее организацию, функционирование и развитие, выработанные в результате обобщения отечественного и зарубежного опыта, а также выявления тенденций изменения гражданской службы.

В систематизированном виде принципы гражданской службы сформулированы в ст. 4 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в следующем порядке:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Сравнительный анализ приведенных принципов и положений такого рода в ФЗ «Об основах государственной службы РФ» позволяет сделать вывод о более корректном подходе к определению принципов в новом законе. Так, в нем отсутствуют положения, относящиеся к построению государственной власти, а именно принципы единства системы государственной власти и разделения властей, которые обусловливают структуру гражданской службы, но не определяют ее содержания. Некоторые принципы даны в более точной редакции: например, вместо стабильности кадров государственной службы в государственных органах, что может быть истолковано как замещение должности при любых обстоятельствах, говорится о стабильности государственной службы. Вместо принципа открытости государственной службы предлагается более конкретная формулировка – доступность информации о гражданской службе. Вместе с тем, демократический характер гражданской службы подкрепляется принципом взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

Следует также отметить взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, которая обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования. Помимо этого, взаимосвязь всех видов службы укрепляется посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу России (ст. 6).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Принципы государственной гражданской службы

Принципы гражданской службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Элементы административно-правового статуса государственного служащего:

3) ограничения, связанные с государственной службой.

на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, ознакомление с должностным регламентом и иными документами, отдых, оплату труда; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей; защиту сведений о гражданском служащем; должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами; защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении и др.

Гражданский служащий обязан:

• соблюдать Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

Это интересно:  Как рассчитывается ставка по кредиту

• исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

• исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

• соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

• соблюдать установленный в государственном органе служебный порядок и др.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий обязан представить в письменной форме обоснование незаконности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

2. Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов российской федерации.

3. Равный доступ граждан, владеющих государственным языком российской федерации, к гражданской службе.

4. Равные условия прохождения гражданской службы независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

5. Профессионализм и компетентность гражданских служащих.

6. Стабильность гражданской службы.

7. Доступность информации о гражданской службе.

8. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

9. Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

7. Понятие «государственная должность».
Классификация должностей гражданской службы

Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации – это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, для исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации. Должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1. Руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

2. Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия руководителям и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий руководителей.

3. Специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничении срока полномочий.

4. Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

8. Распределение должностей гражданской службы
по группам и реестрам

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1. Высшие должности гражданской службы.

2. Главные должности гражданской службы.

3. Ведущие должности гражданской службы.

4. Старшие должности гражданской службы.

5. Младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Реестры должностей государственной гражданской службы
Российской Федерации

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам составляют перечни должностей, являющиеся разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Данный Реестр утверждается указом Президента Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации образуют Сводный реестр Порядок ведения Сводного реестра утверждается указом Президента Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система государственной гражданской службы в России и характеристика принципов её функционирования

Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях ГГС Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Это интересно:  Как заказать инн ребенку через госуслуги

— федеральных государственных органов,

— государственных органов субъектов Российской Федерации,

— лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации,

— и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

ГГС с уровневой точки зрения подразделяется на:

— ГГС субъектов Российской Федерации

Правовое регулирование и организация федеральной ГГС находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование ГГС субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина);

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (единого правового статуса государственного гражданского служащего);

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих (хорошо знать предмет собственной служебной деятельности; знать свои права и обязанности)

5) стабильность гражданской службы (проявлением данного принципа является установление исчерпывающего перечня случаев заключения срочного служебного контракта; закрепление правил о переводе гражданских служащих и об изменении существенных условий служебного контракта; определение гарантий для государственного гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы)

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

4. Взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы. Различие между ними.

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;

3) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца

Различия между ГГС и муниципальной службой

1. Нормативно-правовая база Законы №79-ФЗ, №58-ФЗ, №205-ФЗ; Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Законы №25-ФЗ, №131-ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ; уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и иные муниципальные правовые акты
2. Наниматель Российская Федерация и субъект Российской Федерации Муниципальное образование
3. Представитель нанимателя Руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ Глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя)
4. Кадровый резерв — федеральный; — субъекта РФ; — федерального государственного органа; — государственного органа субъекта РФ Муниципального образования
5. Классификация должностей службы Должности подразделяются на категории и группы Должности подразделяются на группы. Категории не выделяются
6. Финансирование службы Федеральной гражданской службы – за счет средств федерального бюджета Гражданской службы субъектов РФ – за счет средств бюджетов субъектов РФ За счет средств местных бюджетов
7. Документ, на условиях которого осуществляется служебная деятельность Служебный контракт Трудовой договор (контракт)
8. Предельный возраст пребывания на службе 60 лет 65 лет
9. Денежное содержание служащего Состоит из следующих элементов: — должностной оклад в соответствии с замещаемой должностью; — оклад за классный чин; — ежемесячные и иные дополнительные выплаты Состоит из следующих элементов: — должностной оклад в соответствии с замещаемой должностью; — ежемесячные и иные дополнительные выплаты
10. Бюджет, за счет которого выплачивается денежное содержание служащему Федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ Местный бюджет
11. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска исчисляется из расчета один календарный день за каждый год службы, но не более 10 дней не более 15 календарных дней
Это интересно:  Где можно восстановить трудовую книжку

5. Взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы. Сходство между ними.

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца

Сходство между ГГС и муниципальной службой

1. Нормативно-правовая база Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ
2. Принципы — приоритет прав и свобод человека и гражданина; — равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской (муниципальной) службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами служащего; — профессионализм и компетентность гражданских (муниципальных) служащих; — стабильность гражданской (муниципальной) службы; — взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
3. Право служащего замещать государственную должность Гражданский и муниципальный служащий не имеют данного права
4.Квалификационные требования к должностям службы Предъявляются требования к: — уровню профессионального образования, — стажу гражданской (муниципальной) службы или стажу (опыту) работы по специальности — профессиональным знаниям и навыкам
5.Стаж службы Включает периоды замещения: — должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; — государственных должностей; — муниципальных должностей; — должностей муниципальной службы;
5.Отпуска на службе Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского (муниципального) служащего состоит из следующих видов отпусков: — основного оплачиваемого отпуска; — дополнительных оплачиваемых отпусков с сохранением замещаемой должности и денежного содержания
6.Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю
7.Поощрения, награждения на службе Представление к государственным наградам
9.Дисциплинарные взыскания Замечание, выговор, увольнение со службы

6. Понятие гражданского служащего и его признаки. Отличие гражданского служащего от других категорий работников

Гражданский служащий – гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Признаки гражданского служащего:

гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, владеющий государственным языком РФ и соответствующий квалификационным требованиям, установленным Законом №79-ФЗ

должность государственной гражданской службы

классный чин

наниматель (субъект РФ)

денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации

правовой статус (права, обязанности, запреты, ограничения)

— наличие акта о назначении на должность

Отличие гражданского служащего от других категорий работников:

правовой статус (имеет значительное количество ограничений и запретов, закрепленных законодательно)

статусные нормы

квалификационные требования (не только к уровню образования, но и к стажу на государственной гражданской службе)

обеспечение полномочий госорганов и лиц, замещающих госдолжности

— средства производства. Рабочие используют «ручные» инструменты труда, служащие – «интеллектуальные».

— Продукт труда. Рабочий производит реально исчислимые объекты, служащий – оказывает услуги.

— Особенности рабочего дня. Служащие, как правило, трудятся с 9 утра до 6 вечера, рабочие производственных специальностей – посменно

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studopedia.ru, lektsia.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий