+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Принципы декларации прав ребенка

Декларация прав ребенка.
Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

Скачать:

Вложение Размер
deklaratsiya_prav_rebenka.doc 79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Декларация прав ребенка
Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года

Принимая во внимание , что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание , что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание , что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание , что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Консультация для воспитателей
по защите прав ребёнка и правовому воспитанию

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.

Необходимость разработки мер по охране прав ребёнка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям:

  • разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребёнка
  • создание специального контрольного органа по защите прав ребёнка
  • содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами
  • оказание международной помощи через Детский фонд ООН

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка. К основным международным документам, касающимися прав детей, относятся:

  • Декларация прав ребёнка (1959)
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  • воспитание
  • развитие
  • защиту
  • активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).

Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:

  1. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  2. воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
  3. воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
  4. подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  5. воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).

Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля — Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

По созданию благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» — лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

«Понимаем ли мы друг друга?»

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создаёт у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребёнку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию; ребёнок всё время оценивается: дома, в саду, в школе. При этом нередко наказывают ребёнка за то, что сами взрослые делают безнаказанно. («Мама, я тебя редко ре слушаюсь, а ты меня часто!)

Детские слёзы – часто слёзы обиды и непонимания. Нередко они имеют адресата («Я не тебе плачу, а маме!»)

Из чего складывается понимание?

  • Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей: что можно ожидать от ребёнка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.
  • Включает знание индивидуальных особенностей ребёнка и мужество взрослого эту уникальность в ребёнке сохранять и поддерживать.
  • Знание жизни, мудрость (это то, чем часто обладает старшее поколение, и родители иногда
  • Обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал в своё время, как сейчас внука!»).

Родители дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие, не доверяющие, наказывающие? В авторской ТВ-программе Андрея Максимова «Ночной полёт» от 21.01.2002г. М.М.Жванецкий сказал, что родитель должен не вкладывать в ребёнка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя, есть. А иначе где ещё ребёнок это увидит? Совесть нам подсказывает, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития – пожелали не своё, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребёнок должен видеть, что это больно и что родитель признаётся в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребёнка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребёнку.

Итак, понимание – это обязательно ещё самопонимание и самовоспитание.

Часто детей воспитываем не по науке (а кто её знает?), а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. И нередко в таких программах желание взять реванш, отыграться (ведь теперь я царь и бог!). За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребёнка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребёнок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно.

Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это тоже вариант непонимания ребёнка. Непонимания, которые ведут к неуправляемости и к тому, что ребёнок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять близкие.

Приведём высказывание по этому поводу Симона Соловейчика «Родители, которые для ребёнка являются источником напряжения, неудовольствия, неудобств, опасности, похожи на радиостанцию, которую никто не ловит, хотя она тратит огромную энергию»

Воспитание – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным…

Но при этом он будет ещё и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребёнок хоть и является продолжением родителей, всё же не их точная копия. Порой он берёт какие-то качества от обоих родителей, иногда – не самые лучшие. Но это как раз ваше – что ж на ребёнка сердиться? теперь ему надо помогать!

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!

Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь выразить своё понимание, чтобы ребёнок понимание чувствовал словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное – неравнодушием и трудом.

Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей

  1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить .
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  10. Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
  11. Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечи сленных мер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны приз.

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребёнка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо общества правами и свободами.

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребёнка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо общества правами и свободами, которые здесь предус.

Коротко о важном.

Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка, это лица, не достигшие восемнадцати лет).На международном и национальном.

В чем заключаются 10 принципов Декларации прав ребенка?

Главная » Рождение ребенка » В чем заключаются 10 принципов Декларации прав ребенка?

На законодательном уровне в России определено, что дети обладают своими личными правами. Семейный кодекс Российской Федерации, а также Всемирная Декларация прав ребенка направлены на гарантированную защиту интересов и прав детей. Важно понимать, что нарушение прав и ущемление интересов маленьких детей не допускается. Законодательство определяет, что взрослые люди не могут нарушать интересы и права малышей.

Какие права определены для детей в России?

Права и интересы детей в России регулируются следующими законопроектами и законодательными нормами:

  • «Конвенция о правах ребенка». Данный законопроект одобрен Генеральной Ассамблеи ООН 20-ого ноября 1989 года. Конвенция приобрела юридическую силу в СССР 15-ого сентября 1990 года. При этом Конвенция остается действительной для России;
  • Семейный кодекс России;
  • Конституция Российской Федерации;
  • №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который был принят 21-ого ноября 2011 года;
  • №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект вступил в юридическую силу 29-ого декабря 2012 года;
  • №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый 24-ого июля 1998 года;
  • №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный законопроект был принят 21-ого декабря 1996 года;
  • №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данный законопроект был принят 24-ого ноября 1995 года.

Все утвержденные законопроекты, кодексы, конвекция определяют права и интересы всех детей, родившихся и живущих в России. Нужно отметить, что детьми в России считаются до 18-летия, а точнее – до наступления совершеннолетия.

Права детей в России по законодательству

Семейный кодекс, действующий в Российской Федерации, определяет права и интересы всех детей. При этом предполагается обязательная защита, как личных, так и имущественных прав детей.

Что делать, если бывший супруг угрожает забрать ребенка?

В чем разница между приемной семьей и опекой, читайте тут.

На законодательном уровне определены следующие права и интересы:

  • Проживание ребенка с дальнейшим воспитанием его родителями (статья 54);
  • Общение с родственниками: папа и мама, бабушка и дедушка, а также другие люди (статья 55);
  • Право на защиту интересов и прав ребенка, причем предполагается возможность привлечения органов опеки и попечительства (статья 56);
  • Право на свою личную точку зрения, а также возможности выражения интересов и мнений (статья 57);
  • Право на получение фамилии, имени и отчества при регистрации в территориальном отделении ЗАГС (статья 58);
  • Право на изменение фамилии, имени и отчества при принятии соответствующего решения (статья 59);
  • Право на владение имуществом. При этом полноценное распоряжение имуществом становится возможным только после обретения дееспособности в 18 лет. (статья 60).

Каждая статья трактуется широко. Действующее российское законодательство направлено на учет прав и интересов детей. При этом взрослые люди должны понимать, что каждый несовершеннолетний ребенок может рассчитывать на защиту в соответствии с законодательными нормами.

Если ребенок по какой-либо причине остается сам, допускается привлечение органов опеки и попечительства, что определено статьей 54 Семейного Кодекса Российской Федерации. Подобные ситуации возможны, если отсутствуют родители или они были лишены родительских прав.

Основные принципы Всемирной Декларации прав детей

Всемирная Декларация прав детей является основным документом. При этом именно Декларация определяет главные принципы, которые закрепляются за ребенком. Всемирная Декларация была принята 20-ого ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН.

Коротко о десяти принципах

  1. Права, которые представлены в Декларации, имеют прямое отношение к каждому ребенку на планете Земля. При этом аспекты относительно жизни ребенка не имеют какой-либо роли: особенности внешности, национальность, финансовое состояние семьи;
  2. На законодательном уровне должны быть созданы оптимальные условия для детей. Государственные власти должны способствовать всестороннему развитию ребенка. Приоритеты в любых ситуациях должны быть расставлены с учетом того, чтобы удавалось соблюсти интересы и права ребенка;
  3. Сразу после рождения ребенка отмечается право на получение ФИО, а также гражданства определенной страны;
  4. Право на жилье, получение медицинской помощи, воспитание с возможностью сохранения хорошего здоровья и полноценное развитие. Каждый ребенок вправе рассчитывать не только на обучение, умственное и физическое развитие, но и на игры, развлечения. При этом право на оказание нужной медицинской помощи вступает в свое действие после того, как женщина узнала о своей беременности;
  5. Маленький человек, который еще не считается полноценным психические и физически, вправе рассчитывать на заботу, получение образования, адаптацию в социуме;
  6. Ребенок вправе жить в любви, рассчитывать на внимание и понимание своих родителей. При этом разлука с матерью и запрет на общение с отцом не допускаются;
  7. Право на получение бесплатного образования (по крайней мере, начального). Образование должно способствовать реализации способностей и возможностей ребенка;
  8. Право на получение помощи и защиты. Данное право является приоритетным в любых сложных ситуациях;
  9. Право на защиту от насилия, унижения, принуждения к трудовой деятельности до достижения начальной возрастной планки для начала работы;
  10. Право на защиту от любой дискриминации.

В настоящее время Всемирная Декларация прав ребенка по-прежнему остается актуальной. По данной причине все десять принципов обязаны к выполнению.

Нарушение Декларации, охраняющей права детей

Детские права зачастую нарушаются из-за семьи и родных детей.

Важно понимать, что многие россияне говорят оскорбительные слова, шлепают детей, ставят в угол, бьют ремнем. К тому же многие люди могут принимать подобные меры наказания даже в публичном порядке. Несмотря на то, что такие действия встречаются очень часто, они предусматривают прямое нарушение действующих законодательных норм.

Родители, воспитатели и учителя считают распространенные меры наказания правомерными. Предполагается, что основной задачей становится воспитание, вследствие чего права не нарушаются. Однако ребенок чувствует себя униженным и подавленным, обижается на взрослых людей, вследствие чего он получает право на законную защиту от подобных мер воспитания.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение декларации?

Нарушение декларации, которая направлена на защиту интересов и прав несовершеннолетних лиц, может привести к административной и уголовной ответственности. Дело в том, что любое ущемление детских прав приводит к негативному влиянию на физическое, психическое, моральное здоровье.

Если ребенок обратится в полицию или в органы опеки и попечительства, представители государственных учреждений должны предпринять нужные меры для защиты детских прав.

Если обвинения оказываются серьезными, может проводиться уголовное производство. Более того, при нарушении исполнения родительского долга, мать, отец или оба могут быть лишены своих родительских прав.

Административные действия определяются Кодексом об административных правонарушениях, который обладает юридической силой в России.

Основные принципы детских прав и особенности их защиты

Права и интересы детей должны соблюдаться родителями, сотрудниками детских садов и школ. В сложных ситуациях требуется обязательное вмешательство органов опеки, прокуратуры, суда.

Нужно понимать, что особенности защиты детских прав и интересов включают в себя многочисленные нюансы. Например, родители всегда должны быть представителями ребенка, поэтому они должны контролировать жизнь своего малыша и ограждать его от различных жизненных неурядиц.

Однако во многих ситуациях родители детей ущемляют права своих отпрысков, ориентируясь на свои интересы, права. В этом случае органы опеки могут вмешаться в ситуацию для того, чтобы решить сложный вопрос.

Кто может помочь в ситуациях, когда детские интересы ущемлены?

Если происходит любое нарушение детских прав, ребенок может рассчитывать на гарантированную помощь, закрепленную на законодательном уровне. Несовершеннолетнее лицо может обратиться к:

  • Прокурору;
  • Представителям органов опеки и попечительства;
  • Специалистам центра экстренной помощи;
  • Работникам социального детского приюта;
  • Сотрудникам центра помощи несовершеннолетним детям.

Дети могут рассчитывать на то, что их права должны быть защищены, ведь они всегда оказываются слабыми, маленькими и не способными правильно действовать в разных ситуациях. Дети не обладают такими знаниями и навыками, как взрослые люди.

Малыш не может успешно защитить себя, если сталкивается с физическим, сексуальным или моральным насилием. Взрослые люди должны понимать, насколько легко обидеть и унизить ребенка. Взрослые, которые обладают низким уровнем культуры и плохим воспитанием, зачастую пользуются своими привилегиями, забывая о возможности защиты детей.

Всемирная декларация, которая утверждена ООН, может быть нарушена даже родителями. Если родители являются алкоголиками или наркоманами, судьба многих детей оказывается незавидной. Детям приходится терпеть избиения, унижения и даже попрошайничать.

Государственные органы должны защищать детей при любых проявлениях насилия.

На законодательном уровне определено, что права ребенка в специфических ситуациях должны защищаться органами опеки и попечительства, правоохранительными учреждениями, прокуратурой. Основной задачей становится защита прав и интересов несовершеннолетнего гражданина РФ.

Декларация прав ребенка 1959

Современное общество становится боле гуманным, чем многие сотни лет назад. Принимаются законы, защищающие наиболее уязвимые слои наших граждан. Эти ценности закрепляются не только в рамках одного государства, но и на международном уровне. Базовые понятия этой области внесены также и в устав ООН.

Одним из важных правил по урегулированию отношения к детям в мире являются 10 принципов декларации прав ребенка. Они сформулированы благодаря усилиям и знаниям наиболее опытных юристов со всех стран.

Российское законодательство

Современное право в РФ опирается в большинстве своих нормативных актах на гуманитарный фундамент советской юриспруденции. Основные понятия и ценности, затрагивающие права ребенка в РФ сконцентрированы в Конституции и Семейном кодексе. Согласно последнему документу у несовершеннолетних детей есть как личные, так и имущественные права. Также нужно руководствоваться законом №124-ФЗ, регламентирующим права ребенка в России.

Наиболее востребованные из них являются следующие факторы:

  • получать воспитание и проживать с семьей;
  • малыш имеет право на общение как со своими родителями, так и с родственниками;
  • маленький гражданин должен быть защищен;
  • как и у всех остальных граждан у малыша должны бить имя, фамилия и отчество;
  • свое мнение или точку зрения он может иметь и отстаивать;
  • детям разрешено менять в оговоренном порядке имя, фамилию и отчество;
  • также у детей есть право на обладание имуществом, в том числе и получать наследство.

Более подробная расшифровка любого права несовершеннолетних в России каждого пункта есть в СК РФ. Если родители лишаются по закону родительских прав, то защищать несовершеннолетнего могут его опекуны.

Международное право

Декларация прав ребенка 1959 г. ратифицирована многими государствами планеты. Благодаря ей удалось сохранить не только здоровье (физическое, психическое и моральное), но и даже жизнь многих детей в мире. Основные принципы декларации прав ребенка должны быть предоставлены каждому малышу в любом уголке планеты.

Рассмотрим 10 важных пунктов из этого документа.

  1. Дети наделены равными правами, невзирая на то, в какой стране они были рождены, какой у них цвет кожи, сколько им лет, также не важно их социальное положение в обществе. Декларация о правах ребенка говорит о том, что права не могут быть каким-либо образом принижены, их нельзя ни ущемлять, ни отменять вовсе.
  2. Несовершеннолетний гражданин любого государства имеет право на собственное достоинство, ему должны быть предоставлены условия для нравственного, духовного и физического развития. Младшие по возрасту члены семьи могут принимать участие в обсуждение внутрисемейных вопросов. Это основано на частичной дееспособности, наступающей с десятилетнего возраста. При рассмотрении дел в судах такое мнение может не браться в расчет, если оно противоречит реальным интересам детей, например, родители манипулируют мнением малыша, желая продать единственное жилье.
  3. Естественным правом для каждого маленького гражданина страны является собственное имя, которое дается по «праву крови» или по «праву почвы».
  4. Гармоничное развитие детей и здоровый процесс роста не возможны без социального ухода и медицинской поддержки. Их декларация о защите прав ребенка гарантирует в четвертом пункте. В послеродовой период малыш нуждается в достойном уходе, обеспечиваемым государством. Также все дети должны иметь жилье и возможность получать здоровое питание.
  5. В отдельном пункте декларация по правам ребенка учитывает потребности и права детей с особенностями развития. Им государство должно предоставлять специальные образовательные и поддерживающие программы.
  6. Особо отмечается необходимость воспитания молодого поколения в семье. О защите малоимущих или несовершеннолетних, по разным причинам оставшихся без родительской опеки, государство должно заботиться в равной степени, как и окружающее общество. Для многодетных семей должна предусматриваться поддержка.
  7. Образование для детей должно быть бесплатным, как минимум на базовом минимальном уровне. Также оно должно быть доступным для всех слоев населения. Этот процесс не исключает вмешательство родителей, которые также должны обучать детей, давая им основы коммуникации в обществе, а также прививая любовь к получению новых знаний.
  8. Декларация провозглашает приоритетность детства по отношению к остальным категориям граждан. Это касается, например, получения помощи или других подобных случаев.
  9. Трудовая эксплуатация в раннем возрасте отвергается принципами данного документа. Запрещено привлечение к вредному, опасному и эмоционально тяжелому труду. Запрещено применять телесные наказания, травмировать тело, осуществлять любые формы насилия (психическое, сексуальное, физическое).
  10. Десятый пункт фиксирует право жить в мире, где взрослые учат взаимопониманию и заботе о ближнем. Необходимо соблюдать уважение к другим социальным группам.

Конвенцию, касающуюся детей, поддерживают 193 страны мира. Все страны обязаны согласовывать свое законодательство в данной области с международными документами.

Несоблюдение декларации

На практике случается, что в семьях или школах могут грубым образом нарушать права детей. По отношению к ним применяется уничижительные действия или отношение, не редки случаи физического воздействия. В последнее время случаются принуждения различного характера к эксплуатации в разной форме.

Свои действия педагоги или другие наставники не считают каким-либо нарушением прав детей. Однако, маленькие граждане не всегда имеют возможность защититься от взрослого произвола, поэтому в обязанности родителей и старших товарищей входит ознакомление детей с их правами.

За нарушение вышеописанных прав предусмотрены различные виды наказаний: от административных до уголовных. Нужно знать, что такие действия приводят к вреду здоровья детей.

Детские права должны находиться в разумном балансе с обязанностями. За этим, как правило, следят государственные органы, но иногда возникают нюансы, при которых решение должно приниматься, в том числе, и судебными органами. При этом прямыми представителями детей являются их родители. В их обязанности входит контроль за соблюдением соотношения прав/обязанностей.

Где найти защиту

При выявлении негативных фактов дети должны обращаться в органы опеки, которые, в свою очередь, обязаны реагировать на подобные сигналы. Одним из способов наказания родителей в такой ситуации является лишение родительских прав.

Несовершеннолетние могут обращаться в любую доступную им инстанцию как в письменной форме, так и при личном обращении. На это должны реагировать следующие организации:

  • сотрудники детского соцприюта;
  • работники центров экстренной дистанционной помощи (по телефону или интернету);
  • органы прокуратуры;
  • представитель центра помощи детям;
  • органы опеки и т. д.

Нельзя оставлять в беде детей, так как за бездействие также есть определенная ответственность.

Декларации

Декларация прав ребенка

Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года

Преамбула

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Статья написана по материалам сайтов: uropora.ru, zakonnik.guru, www.un.org.

»

Это интересно:  Как работать с садоводом через интернет
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector