Принудительное исполнение судебных решений

Финансовая газета. Региональный выпуск», 2006, N 38

Добровольное исполнение судебных решений

В практике исполнительного производства довольно часто возникают ситуации, когда должник желает добровольно исполнить решение суда. Необходим ли в данном случае исполнительный лист? Напомним, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ (в ред. от 27.12.2005) «Об исполнительном производстве» он является исполнительным документом, выдаваемым судом на основании принимаемых судами судебных актов.

Согласно ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Лишь получив исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства и предоставляет должнику время для добровольного исполнения решения суда (не более пяти дней).

Если исполнительный документ не получен на руки взыскателем или не определена его иная судьба, ничто не мешает должнику исполнить судебное решение, поскольку после возбуждения исполнительного производства начинается принудительное исполнение решения, о добровольности исполнения можно говорить лишь до истечения срока, данного судебным приставом-исполнителем. К тому же необходимо всегда помнить, что решение суда обязательно для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами Российской Федерации, и не предъявление к исполнению исполнительного листа не освобождает должника от обязанности это решение исполнить.

Принудительное исполнение решения суда подразумевает совершение судебным приставом-исполнителем определенных действий, направленных на то, чтобы взыскатель получил все то, что ему положено по решению суда. Кроме того, при принудительном исполнении судебный пристав-исполнитель вправе взыскать с должника исполнительский сбор.

Таким образом, добровольное исполнение решения суда должником возможно и без предъявления исполнительного листа.

Однако взыскателю в такой ситуации не стоит слишком доверяться должнику и ждать от него добровольного исполнения решения суда. Также необходимо помнить, что исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению лишь в течение трех лет (для исполнительных документов, выдаваемых судами общей юрисдикции) и шести месяцев (для исполнительных документов, выдаваемых арбитражными судами) со дня вступления в законную силу судебного акта.

Если должник добровольно исполнил решение суда, а исполнительное производство, тем не менее, возбуждено судебным приставом-исполнителем, то должнику достаточно лишь предъявить приставу доказательства того, что решение суда исполнено им самостоятельно.

Существуют некоторые особенности исполнения судебного приказа. Судебный приказ является одновременно и судебным актом, выносимым по гражданскому делу, и исполнительным документом. К судебному приказу не выдается исполнительный лист. Но предъявлять его к исполнению или не предъявлять — решает сам взыскатель. Он может хранить его у себя либо предъявить к исполнению судебному приставу-исполнителю, но и в этой ситуации должник вправе по своей инициативе исполнить судебный приказ.

Проблемы уплаты исполнительского сбора

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает взыскание с должника кроме основной суммы долга (или иного имущества) также исполнительского сбора (ст. 81 Федерального закона N 119-ФЗ). Такое возможно лишь в том случае, если должник добровольно не исполнил исполнительный документ ни до момента предъявления его к исполнению, ни до истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, для добровольного исполнения. Исполнительский сбор установлен в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника (по исполнительным документам имущественного характера) или в размере 5 МРОТ — с должника-гражданина, 50 МРОТ — с должника-организации (по исполнительным документам неимущественного характера). Поскольку размер исполнительского сбора в итоге бывает внушительным, целесообразно остановиться на данном вопросе подробнее.

Прежде всего, должнику следует иметь в виду, что исполнительский сбор может быть взыскан не на основании постановления о возбуждении исполнительного производства, а только на основании отдельного постановления пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. На практике довольно часто исполнительский сбор взыскивается без такого постановления. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится одновременно с постановлением о возбуждении исполнительного производства или о взыскании исполнительского сбора может быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Чтобы не делать двойную работу, приставы-исполнители порой выносят одно постановление, при этом забывая указывать об исполнительском сборе. В таком случае взыскание исполнительского сбора незаконно, и должник вправе обжаловать данные действия пристава-исполнителя в суд.

Но как узнать, существует ли постановление о взыскании исполнительского сбора и тем самым проверить законность действий пристава? Должник часто не знаком со своими правами и не знает, что может в любое время посетить судебного пристава-исполнителя и ознакомиться с материалами исполнительного производства, сделать любые выписки из них и снять копии. Если должник хочет избежать взыскания лишних сумм, он должен быть активнее.

При наличии всех необходимых постановлений возникает, казалось бы, курьезный вопрос: а вправе ли вообще судебные приставы-исполнители на сегодняшний день взыскивать исполнительский сбор.

Дело в том, что КС РФ в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации положение Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому допускается взыскание исполнительского сбора, в силу своей формальной неопределенности. Вместе с тем в том же Постановлении указано, что данная норма Закона не противоречит Конституции Российской Федерации, так как взыскание исполнительского сбора допускается в принципе. Иными словами, по мнению КС РФ, само по себе взыскание исполнительского сбора как санкции за неисполнение решения суда возможно, но порядок и процедура взыскания исполнительского сбора, как это указано в Законе, не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку лишают должника возможности подтвердить, что он не исполнил решение суда не по своей вине.

Как было указано ранее, в постановлении о возбуждении исполнительного производства пристав-исполнитель дает должнику срок для добровольного исполнения решения суда не более пяти дней. При этом указанное постановление должно быть направлено должнику по почте или вручено лично. Как правило, должник получает на руки постановление пристава-исполнителя уже после истечения срока для добровольного исполнения, тем самым лишается возможности избежать исполнительского сбора.

В настоящее время действует прежняя редакция ст. 81 Федерального закона N 119-ФЗ. Поэтому, пока законодателем не определен иной порядок взыскания исполнительского сбора, у судебных приставов-исполнителей отсутствует инструмент взыскания, и они не вправе совершать указанные действия. Однако на практике нередко приставы взыскивают исполнительский сбор, что называется «по старинке». При этом должнику остается проявить настойчивость и отстаивать свои права.

Международное принудительное исполнение судебных решений

Ермолинская Т.В., главный специалист-эксперт отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия.

В связи с расширением международных связей и развитием экономического сотрудничества все чаще требуется исполнение решений судов РФ на территории иностранного государства и наоборот. Под международным принудительным исполнением судебных решений понимается исполнение в одной стране решений судебных органов другой страны.

Исполнение решения, вынесенного любым судом, является неотъемлемой частью права на судебную защиту. Чтобы осуществить исполнение решений судов государством, создаются специальные службы и законодательство, которое регулирует их деятельность.

В каждой стране существует свое исполнительное производство, по-разному называются органы принудительного исполнения судебных актов. Однако цель принудительного исполнения решений судов для всех государств одна, а именно обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Признание и исполнение решений судов иностранных государств

Порядок признания и исполнения решений иностранных судов определяется международными соглашениями и законодательством конкретной страны.

На данный момент для исполнения решения суда на территории иностранного государства необходимо, во-первых, чтобы между РФ и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, был заключен договор, предусматривающий возможность взаимного исполнения судебных решений. Во-вторых, выдача разрешения на принудительное исполнение компетентными органами иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения.

Российская Федерация является участницей сорока договоров о правовой помощи, предусматривающих взаимное оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие из таких международных договоров первоначально были подписаны и ратифицированы еще во время существования СССР, но продолжают свое действие на территории РФ в силу правопреемства.

Это интересно:  Наказание за оставление места дтп без пострадавших

В договорах, заключенных РФ с иностранными государствами, можно выделить некоторые общие черты. Во всех договорах устанавливаются обязательства сторон признавать и исполнять судебные решения (решения учреждений юстиции) на условиях, установленных этими договорами. В договорах установлен порядок возбуждения ходатайства о признании и принудительном исполнении, включая реквизиты ходатайства; определены судебные инстанции, в которые передается ходатайство; установлен перечень прилагаемых документов; перечень условий, при которых в признании и исполнении может быть отказано.

Таким образом, в каждом конкретном случае взыскатель, добиваясь исполнения решения суда на территории иностранного государства, должен определить, во-первых, заключен ли с соответствующей страной договор, предусматривающий признание и исполнение решений судов. Если договор заключен, взыскатель обращается в компетентный орган иностранного государства с ходатайством о разрешении исполнения решения суда на территории этой страны.

В некоторых случаях договор о признании и приведении в исполнение решений судов может отсутствовать, но исполнение решения суда на территории иностранного государства возможно. Например, между Финляндией и Россией соглашение о признании и исполнении решений судов по гражданским, семейным и уголовным делам отсутствует. Финляндия является страной — участницей Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам (1973), согласно которой признаются и исполняются решения иностранных судов о взыскании алиментов. Россия не является участницей Гаагской конвенции, но принудительное исполнение исполнительных документов, выданных на основании решений судов Российской Федерации о взыскании алиментов с лиц, находящихся на территории Финляндии, возможно в силу оговорки, которая сделана Финляндией в одностороннем порядке об обязанности исполнять решения судов о взыскании алиментов, даже если они были вынесены судами стран, не принимающих участия в данной Конвенции. Для признания и исполнения решения суда документы должны быть направлены в МИД Финляндии через российское посольство или напрямую. МИД Финляндии выясняет место жительства должника в Финляндии, анализирует данные о его социальном пособии, после чего направляет документы в Надворный суд (г. Хельсинки), где принимается решение о приведении в исполнение. После того как решение о приведении в исполнение вступает в силу, МИД направляет документы судебному приставу.

Существуют не только двусторонние договоры, но и многосторонние соглашения, определяющие условия признания и исполнения решений судов. В многосторонних соглашениях также устанавливается список документов, необходимых для признания решения суда, реквизиты ходатайства, перечень условий, при которых в признании и исполнении может быть отказано, и т.п.

Так, вопросы признания и исполнения решений третейских судов определяются многосторонней Нью-Йоркской конвенцией «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (1958). Данная Конвенция распространяется только на решения арбитражных судов, т.е. решения, принятые на территории другого государства арбитрами. По терминологии, принятой в нашей стране, это решения третейских судов (к ним, например, в Российской Федерации относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ).

В рамках СНГ признание и исполнение решений судов по гражданско-правовым и хозяйственным делам регулируется Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г., г. Киев). Исходя из данного соглашения, государства — участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны.

В Российской Федерации в соответствии с АПК РФ по делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью, решения судов иностранных государств, решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей признаются и приводятся в исполнение арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.

В отношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерацией действует также Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь (2001). Согласно данному Соглашению судебные акты компетентных судов обеих стран не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения.

Признание и исполнение решений судов по гражданским, уголовным и семейным делам в СНГ регулируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г., г. Минск). Согласно данной Конвенции стороны признают и исполняют решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее — решений) и решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается в компетентный суд.

Унификация правового регулирования

Неотъемлемым условием законного исполнения решений судов иностранных государств является знание и правильное применение международных договоров, заключенных Российской Федерацией с другими странами. Основная сложность при определении порядка признания и приведения в исполнение решений судов заключается в обширной нормативной базе, так как существует множество двухсторонних и многосторонних международных соглашений, в которых имеются свои нюансы. Нормативная база не унифицирована. Поэтому одной из задач международного принудительного исполнения решений судов для упрощения сотрудничества различных стран в этой области является формирование единой нормативной базы.

В этой связи необходимо отметить, что проблемы исполнения решений и иных актов судов иностранных государств стали предметом обсуждения 24-й Конференции европейских министров юстиции «Исполнение судебных решений в соответствии с европейскими стандартами», организованной Советом Европы и проводившейся в Российской Федерации в октябре 2001 г. Ее целью явилась выработка общих для Европы стандартов в формировании нормативной базы и практики исполнения судебных решений, что может стать значительным достижением в деле создания общеевропейского, а в перспективе — и всемирного правового пространства. В частности, на Конференции прозвучали предложения о разработке основных направлений унификации законодательства европейских государств об исполнительном производстве и о подготовке Европейского кодекса исполнительного производства (включая вопросы, касающиеся поведения судебных приставов).

Необходимо отметить, что работа по унификации проводится и странами СНГ, которыми готовится Рамочный исполнительный кодекс СНГ.

Обмен информацией между органами принудительного исполнения различных государств

В ходе исполнительного производства при исполнении решений судов РФ и иностранных судов у органов принудительного исполнения России и иностранного государства может возникать необходимость в получении дополнительной информации, вручении документов, проведении экспертизы и др. Осуществление таких действий на территории иностранного государства также определяется международными соглашениями о правовой помощи.

Проблема оказания правовой помощи по предоставлению соответствующей информации, вручению процессуальных документов, вынесенных в ходе исполнительного производства, состоит в том, что проведение этих действий занимает существенный период времени.

Например, на исполнении в службе судебных приставов Республики Карелия находились исполнительные производства, возбужденные в отношении граждан, проживающих на территории Финляндии. Согласно решениям судов должники были обязаны осуществить снос самовольно возведенных дачных домиков, принадлежащих вышеуказанным гражданам. Только вручение постановления о возбуждении исполнительного производства и получение подтверждения о его вручении производилось более года, в связи с чем сроки совершения исполнительных действий в рамках данных исполнительных производств затягивались.

Для исполнения решения суда часто важна оперативность, своевременность представления информации. Сотрудничество стран в этом направлении будет способствовать в достижении лучших результатов по обращению взыскания на имущество должника. Информация об имущественном положении должника (реквизиты счетов, место нахождения имущества, наличие ценных бумаг и пр.) может содержаться в базах данных органов принудительного исполнения одного государства, в то время как исполнение производится органами принудительного исполнения другого государства. Такая информация может быть представлена органам принудительного исполнения взыскателем, который, как правило, проживает на территории иностранного государства. В перспективе обмен информацией между органами принудительного исполнения иностранных государств может быть организован в электронном виде.

В заключение хочу отметить, что порядок исполнения решений определяется законодательством об исполнительном производстве той страны, где решение должно быть исполнено. Наиболее благоприятным и желательным исходом исполнительного производства является фактическое исполнение требований исполнительных документов, выданных как на основании решения судов иностранного государства, так и на основании решений судов страны, где производится исполнение. Поэтому для всех категорий исполнительных документов необходимо, чтобы судебными приставами-исполнителями предпринимались все необходимые по исполнению меры, а законодательство обеспечивало возможность реального исполнения.

Это интересно:  Меры личной безопасности при обращении с оружием

Вопрос 56. Меры принудительного исполнения судебных решений. Исполнение решений, обязывающих должника совершить оределенные действия.

Ответ 56. Статья 44. Основание применения мер принудительного исполнения

1. Принудительное исполнение судебного решения возможно только при соблюдении всех трех приведенных в данной статье оснований.

2.Перечень исполнительных документов, требования, предъявляемые к ним, а также порядок их предъявления и возбуждения исполнительного производства подробно рассмотрены в комментариях к ст. 7, 8 и 9 Закона.

В данном случае хотелось бы специально отметить, что содержание исполнительного листа, выдаваемого арбитражными судами, закреплено в ст. 200 АПК РФ. Аналогичная норма содержится в ст. 8 настоящего Закона. Однако эти две статьи по содержанию не совпадают. Некоторые правила ст. 8 Закона не нашли своего отражения в ст. 200 АПК РФ. В связи с этим возникает вопрос какой статьей руководствоваться судебному приставу-исполнителю при определении надлежащего оформления исполнительного листа по делу, рассмотренному арбитражным судом. При ответе на этот вопрос следует исходить из того, что норма ст. 200 АПК РФ является специальной по отношению к норме ст. 8 Закона, следовательно, ей и должен отдаваться приоритет в данном конкретном случае. Поэтому арбитражные суды правильно исходят из того, что исполнительные листы арбитражных судов не должны возвращаться судебными приставами-исполнителями, если они по содержанию соответствуют требованиям АПК РФ.

3. Судебный пристав-исполнитель обязан в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа принять постановление о возбуждении исполнительного производства (если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению).

4. В соответствии со ст. 9 при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для добровольного исполнения требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства (в судебных актах и исполнительных листах, выдаваемых арбитражными судами, срок для добровольного исполнения требований указываться не может). При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, они могут быть отложены судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению должника на срок не более 10 дней с вынесением об этом соответствующего постановления.

Принудительное исполнение судебных решений производится судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения.

Статья 45. Меры принудительного исполнения

1. Перечень мер принудительного исполнения, приведенный в данной статье не является исчерпывающим. В п. 5 статьи, указывается на возможность применения других мер, не упомянутых в данном списке, в соответствии с иными федеральными законами, обеспечивающими исполнение решения. К таким мерам можно отнести, например, запрет на совершение определенных действий (реализацию имущества либо имущественных прав), арест судна и т.п.

2. В конечном счете выбор конкретной меры принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем зависит от предписания, содержащегося в исполнительном документе, подлежащем принудительному исполнению, а также от конкретно складывающейся ситуации. Главное, чтобы действия судебного пристава-исполнителя cтрого соответствовали закону. Нельзя, в частности, обращать взыскание на имущество, хотя и находящееся у должника, но принадлежащее на праве собственности другому лицу. Выбор конкретных мер также должен соответствовать характеру взыскания, размеру взыскиваемых сумм или имущества.

22.3. Меры принудительного исполнения

Принудительное исполнение судебного решения возможно только при наличии оснований, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Статья 44 Закона об исполнительном производстве относит к таким основаниям:

• предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;

• принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;

• истечение срока, установленного судебным приставомисполнителем для добровольного исполнения.

Судебный пристав-исполнитель обязан в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа принять постановление о возбуждении исполнительного производства. Одновременно с этим он предоставляет срок для добровольного исполнения требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, они могут быть отложены судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению должника на

срок не более десяти дней с вынесением об этом соответствующего постановления.

Принудительное исполнение судебных решений производится судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения.

В соответствии со ст. 45 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются следующие действия:

• обращение взыскания на имущество должника; • взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника;

• обращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц;

• передача взыскателю предметов, указанных в исполнительном документе;

• иные меры, предпринимаемые в соответствии с Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.

Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются. При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест.

Если сведений о наличии или об отсутствии у должникаорганизации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Аналогичная информация может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

При отсутствии у должника денежных средств в рублях, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на денежные средства должника в иностранной валюте. При аресте денежных средств должника в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банке или

иной кредитной организации, которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России, судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает эти банк или иную кредитную организацию осуществить продажу иностранной валюты в размере, предусмотренном законом.

В случае, если денежные средства в иностранной валюте находятся на счетах и во вкладах или на хранении в банке, иной кредитной организации, которые не пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России, судебный пристав-исполнитель обязывает их перевести денежные средства должника в иностранной валюте в банк или иную кредитную организацию, которые пользуются этим правом. Банк или иная кредитная организация выполняют постановления судебного приставаисполнителя в семидневный срок со дня их поступления.

При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.

Должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставомисполнителем.

Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости — ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Виды, объем и сроки ограничения определяются судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для собственника или владельца, хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов.

Нарушение запрета судебного пристава-исполнителя распоряжаться или несоблюдение ограничения права пользоваться имуществом должника, на которое наложен арест, влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Реализация арестованного имущества, за исключением имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста.

Продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом.

Продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью. Торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, с которыми заключен соответствующий договор.

Это интересно:  Оквэд сдача в аренду жилых помещений 2019

Специализированные организации проводят торги по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения специализированной организацией соответствующей заявки судебного приставаисполнителя. Порядок проведения торгов определяется ГК.

Если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ — взыскателю.

Взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается при исполнении решений о взыскании периодических платежей, взыскании суммы, не превышающей 2 МРОТ, при отсутствии у должника имущества или недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм.

Размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. При исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50 % заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм. При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 % заработка.

При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением, размер таких удержаний не может превышать 70 %.

Взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые:

• в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

• лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) этих лиц;

• в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и лицам с ограниченной трудоспособностью III степени по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторнокурортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;

• за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законом;

• организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.

При принудительном исполнении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других физических и (или) юридических лиц.

Выяснив в ходе исполнительного производства, что денежные средства, иное имущество должника находятся у третьих лиц, судебный пристав-исполнитель направляет соответствующим физическим и юридическим лицам запрос о том, имеется ли у них какоелибо имущество должника и обязаны ли они уплатить какие-либо суммы должнику, на каком основании и в какой срок. В запросе, направляемом третьим лицам, указывается срок для ответа.

Одновременно с запросом эти лица уведомляются о том, что с момента получения запроса судебного пристава-исполнителя на имеющееся у них имущество должника налагается арест в сумме взыскания. С момента получения запроса третьи лица становятся хранителями имущества должника. Запрет распоряжения третьими лицами имуществом должника распространяется не только на имеющееся в наличии имущество, но на имущество, которое может быть получено должником в будущем.

Денежные суммы, причитающиеся должнику, передаются третьими лицами либо на депозитный счет подразделения судебного пристава, либо непосредственно взыскателю.

Получив сообщение о наличии имущества должника у других лиц, судебный пристав-исполнитель налагает арест на это имущество.

Только на основании определения суда решается вопрос об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, и об изъятии этого имущества. Необходимость судебного контроля над этими действиями судебного пристава-исполнителя

объясняется тем, что согласно ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Только в суде с участием всех заинтересованных лиц можно выяснить вопрос о правовых основаниях владения имуществом, принадлежащим должнику, о возможности сохранения за третьими лицами прав, вытекающих из соответствующих договоров.

Если имеет место договор аренды, то арендованное имущество не подлежит изъятию до прекращения договора аренды (ст. 617 ГК).

Судебный пристав-исполнитель обращается с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта путем обращения взыскания на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у других лиц, в суд, выдавший исполнительный документ. Если исполнительный документ выдан иным органом, то аналогичное заявление подается судебным приставом-исполнителем в районный суд по месту нахождения подразделения судебных приставов-исполнителей.

На основании вступившего в законную силу определения суда об изменении способа и порядка исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель осуществляет соответствующие меры принудительного исполнения исполнительного документа.

В случае неисполнения требований судебного приставаисполнителя — неисполнение исполнительного документа, несообщение сведений о денежных суммах и имуществе должника и т.д. на виновных лиц судебным приставом-исполнителем может быть наложен штраф в размере до 100 МРОТ. О наложении штрафа судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление, которое утверждается старшим судебным приставом и может быть обжаловано в десятидневный срок в соответствующий суд (ст. 87, 88 Закона об исполнительном производстве).

При отказе должника добровольно исполнить исполнительный документ и передать взыскателю предметы, указанные в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель совершает все необходимые для исполнения исполнительного документа действия. С этой целью он вправе входить в помещения, хранилища, занимаемые должником, производить осмотры, при необходимости вскрывать помещения и хранилища (ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Эти действия судебный пристав-исполнитель осуществляет для того, чтобы, например, удостовериться, что присужденные взыскателю предметы у должника отсутствуют.

Обнаружив присужденные взыскателю предметы, судебный пристав-исполнитель в зависимости от количества и иных свойств

предметов либо налагает арест с последующим изъятием этих предметов, либо непосредственно их изымает. Изъятие предметов у должника и передача их взыскателю осуществляется по акту, который составляется в трех экземплярах: один вручается должнику, второй — взыскателю, а третий остается в производстве судебного пристава. Прием и передача предметов подтверждается подписями судебного пристава-исполнителя и взыскателя на экземплярах акта.

В случае невозможности исполнения исполнительного документа о передаче взыскателю определенных предметов, например их утрата, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением об изменении способа и порядка исполнения исполнительного документа в суд или иной орган, выдавший этот документ.

Если у судебного пристава-исполнителя имеется информация, что указанные в исполнительном документе предметы находятся у третьих лиц, исполнение должно производиться с учетом требований ст. 48 Закона об исполнительном производстве.

В случае, если взыскатель отказывается от указанных в исполнительном документе предметов, они возвращаются должнику. Возврат оформляется соответствующим актом, составленным в трех экземплярах в присутствии понятых, а исполнительное производство в соответствии с п. 7 ст. 23 Закона об исполнительном производстве прекращается.

Судебный пристав-исполнитель может совершать по отношению к должнику иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Перечень мер принудительного исполнения не является исчерпывающим. Законом об исполнительном производстве указывается на возможность применения других мер, не упомянутых в этом списке, в соответствии с иными федеральными законами, обеспечивающими исполнение решения. К таким мерам можно отнести, например, запрет на совершение определенных действий (реализацию имущества либо имущественных прав), арест судна.

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, studfiles.net, lib.sale.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий