+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Профстандарт преподаватель профессионального образования

  • Главная /
  • Профессиональные стандарты для педагогов СПО

Профессиональные стандарты для педагогов СПО

Профессиональный стандарт

Вопросы-ответы

«Вопросы – ответы» по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

В данной подборке мы даем развернутые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

Каким образом используется профессиональный стандарт при определении требований к квалификации педагогических работников при приеме на работу и(или) назначении (избрании) на должность?

Как используется ПС при планировании потребности в кадрах и их расстановке, формировании штатного расписания и должностных обязанностей?

Как влияют требования ПС на процедуры аттестации педагогических работников?

Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Утвержден профессиональный стандарт Педагог профессионального обучения

Тем, кто выбирает автошколу

Утвержден профессиональный стандарт Педагог профессионального обучения

Одна из важнейших новелл 2016 года – введение профессионального стандарта по специальности «Педагог».

Приказом Министерства труда РФ от 08.09.2015 № 608 был утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Педагог – это в данном случае обобщенное название всех перечисленных в стандарте специальностей. Стандарт распространяет свое действие на широкий круг педагогических работников, в частности на преподавателей и мастеров производственного обучения. Содержание профессионального стандарта во многом повторяет требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н. Однако, профессиональный стандарт педагога гораздо подробнее описывает трудовые функции педагогических работников, детальнее конкретизирует требования к их знаниям и умениям. Кроме того, профстандарт накладывает дополнительные ограничения на право занимать должность преподавателя или мастера производственного обучения.

Так, например, профстандарт в дополнение к ЕКС, предписывает преподавателю пройти:

профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине;

Напомню, что переподготовка – это дополнительное профессиональное образование в объеме не менее 250 часов.

Более того, профстандарт требует от преподавателя и мастера производственного обучения:

При отсутствии педагогического образования – пройти дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;

Иными словами, от преподавателя и мастера производственного обучения требуется в обязательном порядке пройти повышение квалификации по направлению, которое раньше называлось «Основы педагогической деятельности». Здесь следует, в свою очередь, напомнить, что повышение квалификации – это дополнительное профессиональное образование в объеме, не менее 16 часов.

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года;

Профессиональный стандарт, в дополнение к ЕКС, предъявляет следующие требования к педагогическим работникам:

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

К мастеру производственного обучения предъявляются такие же требования, как и к преподавателю, которых нет в ЕКС и добавляется следующее:

Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы;

Это интересно. По окончании автошколы любому водителю присваивается разряд. В большинстве своем низший, четвертый. Получается, что для удовлетворения требований профессионального стандарта, мастер производственного обучения обязан иметь квалификацию не ниже 3-го разряда. Как этого достичь? Только путем практической работы в каком-нибудь автотранспортном предприятии, путем прохождения аттестации. Это вполне перекликается с положением профстандарта об обязательном наличии у мастера производственного обучения опыта работы в качестве профессионального водителя. Увы, но это значит, что теперь нельзя взять человека со средним специальным образованием, подготовить его на соответствующих курсах, пусть даже в объеме 250 часов и сразу, без стажировки и присвоения квалификационного разряда не ниже 3-го, допустить его к преподаванию практического вождения в автошколе.

Вообще по поводу применения профстандарта возникают достаточно серьезные вопросы.

Вопрос первый. Насколько обязательно его применение. Придется анализировать законодательство.

Внимательно читаем Трудовой кодекс. Статья 57 часть 2.

……квалификационные требования к работникам должны соответствовать…. требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если…. с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

Педагогическим работникам по действующему законодательству положен ряд льгот, например, право на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д. Уже понятно.

В прошлом году Федеральным законом № 122-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены изменения в ст.195.3. Теперь она звучит так:

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Напоминаю положения статьи 46 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ст. 46 Право на занятие педагогической деятельностью

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

То есть, вроде бы сформулировано требование к квалификации, необходимой педагогическому работнику для выполнения своих трудовых функций. Эти требования с точки зрения закона 273-ФЗ изложены в ЕКС или соответствующем профстандарте. Но…

С одной стороны, закон «Об образовании в РФ» вроде бы дает выбор между ЕКС и профстандартом. Но, давайте не забывать, что 273-ФЗ регулирует образовательные отношения . А трудовые отношения регулирует Трудовой Кодекс РФ. А в нем написано, что применение профстандарта является обязательным.

Так что же в свете всех этих противоречивых руководящих указаний делать горемычным директорам автошкол? Увольнять или не увольнять работников, не соответствующих профессиональному стандарту? Можно ли прибегнуть к аттестации работника для выправления ситуации?

Ответ на этот вопрос содержится в анализе статьи 12 Трудового Кодекса РФ. Статья, если не приводить ее полностью, гласит, что все требования любых законов к трудовым отношениям вступают в силу только после введения этих законов в действия и не распространяются на уже заключенные к этому времени трудовые отношения.

Другим словами, при приеме на работу сотрудника, все действующие на этот момент требования к нему, в частности, в отношении его квалификации, опыта являются обязательными. В отношении уже работающих, такие требования, тоже являются обязательными, однако, их невыполнение не является основанием для расторжения трудового договора.

10. Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Это интересно:  Пополнение вклада третьим лицом

Здесь требуется отступление. Закон «Об образовании в РФ» в статье 49 предписывает проводить аттестацию педагогических работников строго раз пять лет. Не чаще и не реже. Такое же положение содержится и в Приказе Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Таким образом, разовую досрочную аттестацию по отношению к конкретному работнику проводить ни по инициативе работодателя, ни по инициативе самого работника нельзя.

Читаем дальше письмо Минтруда РФ

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ ……квалификационные требования к работникам должны соответствовать…. требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если…. с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Все становится более или менее ясно.

На счастье, в Положении о лицензировании образовательной деятельности пока остается лазейка. Там написано, что квалификация педагогических работников должна соответствовать ст.46 Закона 273-ФЗ. А эта статья, как мы видим, допускает возможность применения как профстандарта, так и более лояльного ЕКС.

Конечно, когда с проверкой придет трудовая инспекция, она однозначно будет ориентироваться на требования ТК РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проверяющих же от органов управления образованием в первую очередь интересует соблюдение законодательства об образовании. И этой вилкой можно пользоваться. Пока.

В любом случае, следует, не откладывая в долгий ящик, озаботиться повышением образовательного, квалификационного и т.д. уровней своих сотрудников (и своего уровня) до требований профессионального стандарта.

В этой связи, хотелось бы познакомить Вас с еще одним документом.

Зачитываем наиболее существенные выдержки.

Создание условий и организация ДПО работников отнесена к компетенции образовательной организации (пункт 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ), фактически — к компетенции работодателя.

Формы подготовки и ДПО работников определяются работодателем

Что это значит? А значит это, что работников и руководителей, нуждающихся в повышении квалификации, вполне можно обучать дистанционно, без отрыва от основной работы.

Продолжаем читать письмо МОН «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»

Право работников, в том числе педагогических работников, работников из числа учебно-вспомогательного персонала, на ДПО реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (часть 2 статьи 197 ТК РФ).

Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.

В то же время при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.

В общем, этого достаточно для ознакомления с документами, измененными в части регулирования трудовых отношений, связанных с этим лицензионных требований и санкций за их нарушение.

Профстандарт преподавателя профессионального образования: что, почему и зачем?

Введение профессиональных стандартов уже «на пороге». Профстандарт преподавателя профессионального образования — документ, с которым современным педагогам жить и на который равняться. Это инструмент диагностики уровня квалификации, «вербования» новых сотрудников, стимул совершенствования образования и основа трудовых взаимоотношений руководства и педагогических кадров. От того, насколько понятным и эффективным будет его внедрение, во многом зависит каждодневная работа в новой системе образования, которая активно формируется в нашей стране.

Что такое профессиональный стандарт?

Для того, чтобы в полной мере понять, что собой представляет нововведение и какое значение имеют профстандарты для образовательной сферы, необходимо разобраться в самом понятии профстандарта. Статья 195.1 Трудового Кодекса РФ даёт следующее определение:

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Другими словами, профессиональный стандарт — документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, которыми необходимо обладать сотруднику для успешного выполнения своих рабочих обязанностей.

Ещё в начале XX века как в зарубежной, так и в российской практике предпринимались попытки разработать профессиональные стандарты. Основная цель — повышение производительности труда, в связи с которой и проводился анализ трудовой деятельности. С конца XX века были созданы единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), содержащие определенные требования к конкретным должностям руководителей, специалистов и служащих.

Сфера образования постоянно развивается, меняется как содержание педагогической деятельности, так и технологии. Это привело к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Устаревшие ЕКС не соответствуют актуальным потребностям сферы образования, поэтому есть следующие проблемы:

  • Неясность формального комплекса трудовых функций, вследствие чего — неспособность систем профессионального и дополнительного образования гармонично и стабильно развиваться;
  • Нет понятных критериев для объективной оценки квалификационного уровня преподавателей. Следовательно, невозможно организовать систему, которая бы стимулировала профессиональное развитие сотрудников образовательной сферы.
  • Подготовка педагогов часто имеет мало общего с реальным положением дел в образовании и условиями практической работы.

Что прописано в профстандарте педагога профессионального образования?

В утвержденном приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 профстандарте профессионального образования содержится следующая информация:

  1. Общие сведения. Здесь определены общие названия трудовых функций и коды классификаций рода деятельности.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описаны общие функции, которые должен выполнять преподаватель. Общие функции также могут делиться на несколько конкретных узких функций. Для каждой из них указывается соответствующий уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Подробная расшифровка позиций функциональной карты, содержит перечень конкретных действий для выполнения каждой функции. Также указаны необходимые умения и знания, которые должны быть у педагога.

Неужели без профстандартов никак не обойтись?

Профстандарты педагогов профессионального образования имеют большое значение для современной образовательной сферы.

  • Повышение качества образования. Профессиональный стандарт — инструмент для реализации стратегии образования в постоянно меняющемся и развивающемся мире. С их помощью отечественное образование выйдет на международный уровень.
  • Оценка квалификации. Стандарт поможет эффективно и максимально объективно оценить квалификационный уровень педагогов профессионального образования.
  • Регулирование кадровых вопросов и трудовых отношений. Положения стандарта необходимо использовать как критерии отбора педагогических кадров в образовательные учреждения. На основе профстандарта следует формировать трудовой договор между работодателем и работником.

Разработчики профстандарта преподавателя СПО, ВПО и других форм профессионального образования предполагают, что стандарт значительно повысит интерес специалистов к педагогической деятельности и увеличит ответственность за достижение результатов. Профстандарт призван избавить педагога от выполнения ненужных функций, и поможет сконцентрироваться непосредственно на прямых обязанностях. Стандарт — это ещё и прекрасная мотивация для постоянного повышения квалификации учителей.

Должностная инструкция преподавателя СПО по профстандарту

К составлению должностной инструкции в условиях внедрения профстандарта педагога СПО есть четкие требования. В ней должны быть следующие обязательные разделы:

  • Общие положения. Указывается сфера деятельности, полное название занимаемой должности и кому подчиняется работник. Также указывается порядок назначения на должность и освобождения от неё, требования к знаниям, навыкам и квалификационному уровню.
  • Функции. Согласно профстандарту, перечисляются трудовые функции (ТФ), которые обязан выполнять конкретный педагог.
  • Должностные обязанности. Содержит перечень функциональных обязанностей, которые фиксируются в профстандарте преподавателя и соответствуют выполняемой ТФ.
  • Права работника.
  • Ответственность. Виды ответственности за качество выполняемых обязанностей педагога, соблюдение трудовой дисциплины, сохранность вверенных ценностей или документов.
  • Взаимоотношения. Здесь перечисляются должностные лица, с которыми у работника могут быть служебные взаимоотношения (обмен информацией).

Итак, профстандарт — документ, способный вывести отечественную систему образования на международный уровень и максимально конкретизировать работу преподавателей профессионального образования. Достижение высокого уровня квалификации педагогов и эффективности педагогической деятельности — вот основная задача профессиональных стандартов.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Внедрение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» как инновационная управленческая практика

В последние десять лет в России ведется активно работа по разработке профессиональных стандартов. Особенно этот процесс был ускорен после майских Указов Президента РФ (2012г). В настоящее время постепенно начинается процесс освоения и внедрения профессиональных стандартов в различных сферах и видах экономической деятельности, не обошёл этот процесс и сферу профессионального образования.

Первый профессиональный стандарт в сфере профессионального образования «Преподавание дисциплин (междисциплинарных курсов) при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих) просуществовал недолго, но, тем не менее, на его основе некоторые профессиональные образовательные организации России, в том числе Томский экономико-промышленный колледж и ещё ряд профессиональных организаций Томской области, прошли процедуру независимой оценки (сертификации квалификаций) на соответствие требованиям профессионального стандарта. Общественное обсуждение и практика применения профессионального стандарта показала необходимость внесения поправок и изменений.

В сентябре 2015г. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н был утвержден новый профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования», который претерпел серьёзные изменения по отношению к предыдущему документу, начиная с названия и заканчивая содержательными элементами. С 1 января 2017г. данный стандарт вступает в силу. Как заявлено в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ, профессиональный стандарт должен стать основным инструментом кадровой политики и управления персоналом образовательной организации, а именно, требования профессиональных стандартов должны учитываться работодателем при приёме на работу и оформлении трудовых договоров, при организации обучения и аттестации персонала, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [1]. Профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики в любой организации.

Руководствуясь новыми подходами, заложенными в профессиональном стандарте, руководство Томского экономико-промышленного коллежа попыталось выстроить комплексную и систематическую работу с педагогическим коллективом по изучению и осмыслению требований профессионального стандарта по следующим направлениям:

  • обучение и рефлексия требований стандарта преподавателями и мастерами производственного обучения;
  • проведение независимой оценки (сертификации квалификаций) контрольной группы преподавателей колледжа на соответствие требованиям профессионального стандарта;
  • исследование управленческой практики колледжа на соответствие требованиям профессионального стандарта.

В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» сформулированы обобщённые трудовые функции (далее – ОТФ), выполнение которых привязано к уже существующим должностям в профессиональных образовательных организациях: преподаватель, мастер производственного обучения, методист, старший методист. В то же время в стандарте выделены такие обобщенные функции как: «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам среднего профессионального образования (далее – СПО)», «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями), которые, по мнению разработчиков стандарта, могут выполняться педагогическими работниками выше обозначенных должностей. Это говорит о том, что стандарт с одной стороны прописывает максимально возможные обобщённые трудовые функции, которые могут выполнять педагогические работники, но, в то же время, предоставляет возможность работодателю самостоятельно решать вопрос о возможных комбинациях и сочетаниях видов деятельности при выполнении трудовых функций. Если первая обобщённая трудовая функция в практике образовательных организаций представлена на сегодняшний день функциями, которые выполняют кураторы групп (классные руководители) и имеет правовую основу в виде локальных актов организации, описывающих обязанности, связанные с этим кругом работ, то такая ОТФ как «Проведение профориентационных мероприятий…» чаще всего трактуется в организациях как участие в профориентационной деятельности и прописана как одна из должностных обязанностей преподавателя и (или) мастера производственного обучения. Возможно, отчасти именно с этим связаны неконкретность форм и результатов деятельности по данному направлению в практике профессиональных образовательных организаций. Поэтому в этом отношении профессиональный стандарт помогает работодателю лучше осмыслить и сформулировать функционал работников за рамками штатного расписания.

Проведённый нами сравнительный анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» и квалификационных характеристик по должностям «преподаватель» и «мастер производственного обучения», размещённых в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ныне действующих, показывает следующее:

  • Формулировки, используемые в профессиональном стандарте, зафиксированы через описание деятельности. Они конкретны, понятны, предполагают однозначное толкование и к ним можно подобрать измерители и показатели для оценки результатов деятельности. Описание деятельности раскрыто через трудовые функции и трудовые действия и носит комплексный характер. В проф.стандарте отсутствуют такие аморфные характеристики деятельности как «преподаватель осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими, преподаватель содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании и др.»[2].
  • В проф.стандарте для преподавателя и мастера производственного обучения появились некоторые трудовые действия, которые ранее не были учтены в квалификационных характеристиках по соответствующим должностям. Например, для должности «преподаватель» появились такие трудовые действия как «Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции))», «Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и(или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена)»[1]. И хотя эти виды деятельности присутствовали в практике работы преподавателя, тем не менее нормативно они не были определены. Для должности мастера производственного обучения в квалификационных характеристиках не были отражены такие трудовые функции как «Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся» и «Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса». Данные виды деятельности имели место быть в практике работы и мастера производственного обучения, и преподавателя, тем не менее, нормативно они не были прописаны ни в квалификационном справочнике, ни в должностной инструкции.
  • Описание в проф.стандарте деятельности преподавателя и мастера производственного обучения через трудовые функции и трудовые действия наглядно показывает сходство функционала этих должностей и особенности, которые их отличают. Это важно для практической деятельности, т.к. нередки случаи, когда у педагога возникает потребность смены должностей, с одной стороны, и сохранения социальных гарантий по стимулирующим выплатам, связанным с аттестацией на квалификационную категорию по определённой должности, с другой стороны. Поэтому для сохранения соответствующих выплат за категорию необходимо было доказывать аттестационной комиссии сходство выполняемых функций по разным должностям.
  • Наибольших изменений претерпел функционал методистов и старших методистов. Так в профессиональном стандарте появился новый функционал для методистов, выраженный в такой трудовой функции как «Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и(или) дополнительного профессионального образования (ДПО) и(или) профессионального обучения»[1]. В практике образовательных организаций данная трудовая функция, как правило, выполнялась не систематически, закреплялась то за различными структурами, то за должностными лицами организации. В отдельных случаях эта деятельность или некоторые её элементы поручались руководителям практик, руководителям методических объединений, центрам содействия трудоустройству и т.д. Поэтому выполнение данной трудовой функции в дальнейшем методистами профессиональных образовательных организаций требует от образовательной организации серьёзного анализа ситуации при принятии решения исходя из конкретных условий. Нужно учитывать тот факт, что изменения, связанные с функционалом методистов, идут по пути увеличения объёма и конкретизации трудовых действий методиста. Можно предположить, что на первых порах это могут быть решения не только связанные с необходимостью приведения локальных актов организации в соответствие с требованиями проф.стандарта и организации обучения методистов, но и возможно на переходном этапе отдельные трудовые действия этой функции будут распределены между разными субъектами, теми, кто сможет выполнять их качественно в настоящий момент. Например, руководители методических объединений могут взять на себя описанную функцию, так как многие из них за годы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и необходимости проектирования содержания образовательных программ фактически занимались изучением требований рынка труда с целью уточнения и определения образовательных результатов основной профессиональной образовательной программы. В качестве одного из вариантов возможно создание в профессиональной образовательной организации лабораторий или творческих групп по оценке качества и (или) проведения социологических исследований. В данном случае можно не касаться изменения штатного расписания образовательной организации: определяем функционал и учитываем результаты труда педагогов в рамках действия «эффективных контрактов» на основании показателей эффективности деятельности. Относительно новой трудовой функции для методиста можно считать и такую трудовую функцию как «Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик». В действующих квалификационных характеристиках по должности «методист» указанная функция не звучала так конкретно, не была прописана и необходимость выполнения таких трудовых действий как «Посещение и анализ занятий, проводимых преподавателями и мастерами производственного обучения», «Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса». За методистами квалификационными характеристиками закреплялась обязанность «принимать участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений»[2]. Это означает, что не только изменились формулировки деятельности. По сути происходит изменение роли методиста в процессе определения требований к качеству профессионального образования и оценки качества реализуемых образовательных программ. Из участника этого процесса методист превращается в ответственное лицо.

Одной из новаций профессиональных стандартов является закрепление за трудовыми функциями требований соответствующего уровня квалификации. Под уровнем квалификации понимается совокупность показателей квалификации, а именно: «полномочия и ответственность», «характер умений», «характер знаний», «пути достижения уровня квалификации» [4]. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения….» содержит информацию не только об уровне квалификации, но и о подуровнях квалификации. Обобщённые трудовые функции соответствующие должностям преподавателя, мастера производственного обучения содержат трудовые функции соответствующие разным подуровням. Например, ОТФ «Преподавание по программам СПО» содержит такую трудовую функцию как «Организация учебной деятельности обучающихся», она соответствует 6 уровню квалификации, подуровень квалификации 6.1. Другая трудовая функция в рамках этой же ОТФ «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПО» соответствует 6 уровню квалификации, подуровень квалификации 6.2. Аналогичная же ситуация и с другими обобщёнными трудовыми функциями. Наличие данной ситуации даёт возможность предполагать, что в дальнейшем возможны изменения в номенклатуре должностей, касающиеся выполнение той или иной ОТФ. Так, можно предположить, что наряду с должностью «преподаватель» могут появиться такие должности как «преподаватель-методист», «преподаватель-наставник». Появление подуровней квалификации, как представляется, должны отразиться на изменениях в процедурах и формах аттестации на квалификационную категорию и соответствие занимаемой должности и, соответственно, на изменение оплаты труда (коэффициент надбавки к должностному окладу) в соответствии с установленными категориями. Наличие дифференцированных уровней квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических работников: будет ли эта оценка проходить только через процедуры аттестации или работодатель, педагогический работник будут вынуждены прибегнуть к прохождению независимой оценки квалификаций, по результатам которой соискатель будет получать сертификат об установлении искомого квалификационного уровня.

На сегодняшний день Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» обязывает работодателя руководствоваться требованиями профессионального стандарта для определения требований к квалификации педагогических работников. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций» декларируют право работодателя, работника на прохождение независимой оценки квалификации для осуществления определенного вида трудовой деятельности. Но пока этого недостаточно, чтобы в полную силу заработал механизм независимой оценки. Во многих регионах ещё не созданы центры оценки квалификаций. Но самое главное, в профессиональных образовательных организациях не сформирована мотивация (или не оформилась потребность: законодательно эта норма не носит обязательный характер, в очередь на работу в ПО не стоят) педагогов и работодателей к прохождению или организации процедур независимой оценки квалификаций. Скорее всего, процесс освоения и внедрения профессиональных стандартов в практику профессиональных образовательных организаций будет неразрывно связан с процессами внедрения независимой оценки квалификаций. У профессиональных образовательных организаций есть достаточное количество времени на осмысление требований профессиональных стандартов, анализ кадровой ситуации, планирование видов и этапов работ по внедрению стандарта, приведение в соответствие с требованиями профстандарта локальных нормативных актов организаций. Правительством РФ определен срок внедрения профстандартов до 1 января 2020г[5]. В Томском экономико-промышленном колледже проведение подготовительных работ, мероприятий оформлено в отдельную Программу колледжа.

  1. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38993)
  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638).
  3. Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 № 148н « Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 года, регистрационный N 28534)
  4. Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций».
  5. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а так же государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной или муниципальной собственности».

Статья написана по материалам сайтов: www.asavto.ru, academy-prof.ru, www.informio.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector