+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Протокол судебного заседания должен быть составлен

В ходе судебного заседания суда первой инстанции, а также при совершении процессуального действия вне судебного заседания составляется протокол. Протокол ведет секретарь судебного

заседания, но личная ответственность за полное и объективное отражение в нем хода событий лежит на председательствующем в судебном заседании, так как именно он вместе с секретарем судебного заседания подписывает протокол. Все изменения, дополнения, исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями председательствующего и секретаря судебного заседания.

Протокол ведется в письменной форме, но для обеспечения полноты его составления суд может использовать стенографирование, аудиозапись и иные технические средства, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Носитель аудиозаписи приобщается к протоколу судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, и их представители могут ходатайствовать об оглашении какой-либо части протокола, о внесении в него сведений об обстоятельствах, которые они считают существенными для дела.

Требования к содержанию протокола устанавливаются ст. 229 ГПК. Общее требования для всех видов судебных протоколов – они должны отражать все существенные сведения о разбирательстве дела или совершении отдельного процессуального действия. Для этого в протоколе указываются:

— дата и место судебного заседания;

— время начала и окончания судебного заседания;

— наименование суда, рассматривающего дело, состав суда и секретарь судебного заседания;

— сведения о явке лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов;

— сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, и другим участникам процесса их прав и обязанностей;

— распоряжения председательствующего и вынесенные судом в зале суда определения;

— заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей;

— показания свидетелей, разъяснения экспертами своих заключений, консультации и пояснения специалистов;

— сведения об оглашении письменных доказательств, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей;

— содержание заключений прокурора и представителей государственных органов, органов местного самоуправления;

— содержание судебных прений;

— сведения об оглашении и разъяснении содержания решения и определений суда, разъяснении порядка и срока их обжалования;

— сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их прав на ознакомление с протоколом и подачу на него замечаний;

— дата составления протокола.

Протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее трех дней после окончания судебного заседания, а протокол отдельного процессуального действия не позднее следующего дня после его совершения.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и в течение пяти дней со дня его подписания подать письменные замечания с указанием допущенных неточностей и (или) его неполноту. В течение пяти дней со дня подачи замечаний на протокол судья, председательствовавший в судебном заседании, обязан рассмотреть эти замечания и удостоверить их правильность (в этом случае они считаются частью протокола), либо вынести мотивированное определение о несогласии с ними. В любом случае замечания приобщаются к делу.

22. Общие правила производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

Необходимость судебного контроля над действиями должностных лиц и органов исполнительной и законодательной власти вытекает из конституционного принципа разделения властей как основного начала государственного устройства современной России. Правовой институт, регулирующий порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных отношений, в которых одной из сторон является властный орган, а другой – граждане или организации, получил название административной юстиции. Рамки этого института в настоящее время не ограничены и практически любой вопрос, входящий в введение судебных органов, в случае возникновения спора может быть передан на рассмотрение компетентного суда. Поскольку специальная система судебных органов, осуществляющих административное судопроизводство, отсутствует, то большинство споров, возникающих на этой почве, рассматривается судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Предпочтительность судебного разрешения споров, возникающих из публичных правоотношений, достаточно очевидна, так

как судопроизводственные принципы устанавливают равенство правового статуса гражданина, организации и органа власти в гражданском и арбитражном процессе. Кроме того, на основании этих принципов гарантируется наличие равных возможностей по доказыванию и защите своих прав, свобод и законных интересов, гласности судебного разбирательства.

В настоящее время к подведомственности суда общей юрисдикции отнесены следующие дела, возникающие из публичных правоотношений:

— по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено Федеральным законом к компетенции иных судов;

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

— по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

— по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче РФ иностранному государству в порядке реадмиссии, либо принимаемого РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в порядке реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания в РФ, в специальные учреждения федеральной миграционной службы;

— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные Федеральным законом к ведению суда.

Следует отметить, что ряд дел с участием органов государственной и муниципальной власти, вытекающих из гражданских правоотношений, может рассматриваться в порядке искового производства (например, дела о приватизации жилых помещений) или особого производства (например, жалобы на отказ в совершении нотариальных действий или на акты ЗАГСа). Особенность рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, заключается в том, что предметом спора являются публично-правовые отношения, которым присущ императивный характер, и суд разрешает спор не о праве гражданском, а об административном, избирательном, налоговом или ином праве. В данном виде судопроизводства не применяются такие понятия, как истец и ответчик, потому что одной стороной выступает гражданин или организация, оспаривающие соответствующий акт (действие, бездействие), а другой стороной – орган власти или должностное лицо, чьи акты (действие, бездействие) проверяются. В силу специфики публично-правовых отношений здесь не используются такие правила искового производства, как заключение мирового соглашения, передача дела на рассмотрение третейского суда, правила договорной подсудности, заочного производства и некоторые другие. При рассмотрении этих дел смещается и презумпция доказывания, так как по большинству дел бремя доказывания возлагается на публичные органы и должностных лиц, принявших оспариваемый акт или совершивших действие (бездействие). Еще одна особенность рассмотрения такого рода дел – это то, что суд может быть связан так называемыми дискреционными полномочиями, которые принадлежат только данному органу. Например, суд может отменить решение диссертационного совета об отказе соискателю в присвоении ученой степени по мотивам несоблюдения процедуры защиты и голосования и обязать диссертационный совет вторично рассмотреть диссертацию с соблюдением правил, но суд не вправе обязать совет присвоить соискателю ученую степень.

Это интересно:  Замена осаго при смене прав

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, за исключением дел, рассмотрение которых в соответствии с законом предусматривается в коллегиальном составе суда. Судопроизводство осуществляется по правилам искового производства с особенностями, установленными ГПК. При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и может выйти за их пределы, а также признать необходимой явку в суд представителей государственных и муниципальных органов или должностного лица. Суд может также истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требования суда о представлении доказательств или не явившиеся в суд по вызову суда, могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до одной тысячи рублей. Суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены. В заявлении о реадмиссии должно быть указано предусмотренное законом основание для размещения гражданина в специальном учреждении или продления срока пребывания в нем. Разрешение спора в административном порядке (через вышестоящий орган) не является обязательным условием для подачи заявления в суд. Если в поданном заявлении будут содержаться требования, на основании которых может возникнуть спор о праве, или дело неподсудно данному суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость подачи в суд искового заявления или обращения в другой суд. В принятии заявления может быть отказано и в том случае, когда имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по заявлению о том же предмете.

При рассмотрении дел, вытекающих из публично-правовых отношений, смещается презумпция доказывания, поскольку законность нормативного или ненормативного акта либо законность действий (бездействия) должен доказать орган или должностное лицо, принявшее этот акт или совершившее действие (бездействие).

Вступление решения суда в законную силу прекращает праволиц, участвующих в деле, и иных лиц на повторное обращение всуд по тем же основаниям и с теми же требованиями.

Протокол судебного заседания

Протокол судебного заседанияявляется одним из самых важных документов судебного разбирательства, так как в нем отражаются весь ход судебного заседания, высказывания лиц, участвующих в деле, заявления и рассмотрения ходатайств, момент объявления суда об отложении, приостановлении судебного заседания и т. д. Протокол судебного заседания составляется в письменной форме секретарем судебного заседания при совершении любого процессуального действия в процессе судебного разбирательства. Секретарем судебного заседания могут быть применены технические средства (аудиозапись, стенографирование и иные технические средства) в целях более полного составления протокола. При этом секретарем судебного заседания в протоколе должно быть обязательно указано использование и применение технических средств. Носитель аудиозаписи должен быть опечатан и приобщен к материалам дела. Лица, участвующие в деле, их представители вправе ходатайствовать об оглашении какой-либо части протокола, о внесении в протокол сведений об обстоятельствах, которые они считают существенными для дела. Протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через 3 дня после окончания судебного заседания. Протокол судебного заседания подписывается председательствующим и секретарем судебного заседания. Все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями председательствующего и секретаря судебного заседания (ст. 230 ГПК РФ).

Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и в течение 5 дней со дня его подписания подать в письменной форме замечания на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту (ст. 231 ГПК РФ).

Протокол судебного заседания должен быть следующего содержания (ст. 229 ГПК РФ):

1) дата и место судебного заседания;

2) время начала и окончания судебного заседания;

3) наименование суда, рассматривающего дело, состав суда и секретарь судебного заседания;

4) наименование дела;

5) сведения о явке лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков;

6) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам их процессуальных прав и обязанностей;

Это интересно:  Как сделать регистрацию по месту пребывания

7) распоряжения председательствующего и вынесенные судом в зале судебного заседания определения;

8) заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей;

9) показания свидетелей, разъяснения экспертами своих заключений, консультации и пояснения специалистов;

10) сведения об оглашении письменных доказательств, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей;

11) содержание заключений прокурора и представителей государственных органов, органов местного самоуправления;

12) содержание судебных прений;

13) сведения об оглашении и о разъяснении содержания решения суда и определений суда, разъяснении порядка и срока их обжалования;

14) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их прав на ознакомление с протоколом и подачу на него замечаний;

Гражданский процесс

Протокол судебного заседания

Протокол судебного заседания — один из важнейших процессуальных документов, в котором отражается все происходившее во время разбирательства дела в суде первой инстанции. В нем должны быть точно зафиксированы все действия суда на всем протяжении судебного разбирательства. Кроме того, протокол составляется и о каждом процессуальном действии, совершенном вне судебного заседания, например при выполнении судебных поручений, осмотре на месте и т.п. В протоколе судебного заседания должны быть полно и правильно записаны все действия суда в судебном заседании, объяснения сторон, показания свидетелей, существо заявленных ходатайств и т.п.

Содержание протокола определяется ст. 229 ГПК. В протоколе указывается порядок исследования доказательств, излагаются вопросы, заданные судом и участвующими в деле лицами; ответы на них; отражаются данные об оглашении показаний отсутствующих лиц, а также содержание документов, представленных суду для обозрения. Помимо этого, в нем излагаются судебные прения и заключение прокурора, сведения об оглашении судебных определений и решения суда, о разъяснении содержания решения, порядка и срока его обжалования.

В соответствии со ст. 230 ГПК протокол составляется секретарем судебного заседания. Для обеспечения полноты составления протокола суд может использовать стенографирование, средства аудиозаписи и иные технические средства. В протоколе указывается на использование секретарем судебного заседания средств аудиозаписи и иных технических средств для фиксирования хода судебного заседания. Носитель аудиозаписи приобщается к протоколу судебного заседания.

Стороны, другие участвующие в деле лица, их представители вправе ходатайствовать об оглашении какой-либо части протокола, о внесении в протокол сведений об обстоятельствах, которые они считают существенными для дела.

Все изменения, поправки и добавления, вносимые в протокол судебного заседания, должны быть в нем оговорены и удостоверены подписями председательствующего и секретаря судебного заседания.

Протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через три дня после окончания судебного заседания, протокол отдельного процессуального действия — не позднее чем на следующий день после дня его совершения. Протокол подписывается председательствующим и секретарем судебного заседания. Правильность составления протокола председательствующий обязан проверять лично.

Участвующие в деле лица, их представители имеют право знакомиться с протоколом судебного заседания. В течение пяти дней со дня его подписания они могут подать письменные замечания на протокол, указав на допущенные в нем неправильности, неточности, неполноту, Порядок рассмотрения замечаний регулируется ст. 233 ГПК.

Замечания на протокол рассматривает подписавший его судья — председательствующий в судебном заседании, который в случае согласия с замечаниями удостоверяет их правильность, а при несогласии с ними выносит мотивированное определение об их полном или частичном отклонении. Замечания приобщаются к делу во всяком случае.

Замечания на протокол должны быть рассмотрены в течение пяти дней со дня их подачи.

Протокол судебного заседания дает возможность вышестоящему суду проверить правильность действий суда, рассматривавшего дело по существу; проверить соответствие решения обстоятельствам, установленным в судебном заседании. Отсутствие протокола судебного заседания является безусловным основанием к отмене судебного решения (п. 7 ч. 2 ст. 364 ГПК).

Протокол судебного заседания. Секреты.

Протокол судебного заседания. Как отслеживать полноту и приносить замечания.

При рассмотрении дела в каждом судебном заседании ведется протокол судебного заседания.

Стороны по делу, а иногда и профессиональные юристы делают непростительную ошибку и не придают этому важному процессуальному документу должного внимания.

Тем не менее, протокол судебного заседания это по сути единственный документ, который отражает ход судебного процесса.

Протокол составляется в письменной форме. Для обеспечения полноты составления протокола суд может использовать стенографирование, средства аудиозаписи и иные технические средства.

Важно: В протоколе указывается на использование секретарем судебного заседания средств аудиозаписи и иных технических средств для фиксирования хода судебного заседания. Носитель аудиозаписи приобщается к протоколу судебного заседания

В нем фиксируются все действия, происходящие во время судебного заседания, а именно:

— дата и место судебного заседания, с указанием его времени начала и окончания;

— наименование и состав суда рассматривающего дело, а также наименование дела;

— сведения о явке лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков; кроме того, фиксируются данные о том, надлежащим ли образом извещены не явившиеся лица.

— сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам их процессуальных прав и обязанностей;

— распоряжения председательствующего и вынесенные судом в зале судебного заседания определения; есть определения, которые суд может выносить (оглашать) не удаляясь в совещательную комнату. Например: о возможности рассмотрения в отсутствии не явившихся лиц, об отложении судебного заседания, о приобщении (отказе в приобщении) ходатайств, заявлений, каких-либо документов к материалам дела. Об удовлетворении (либо отказе) ходатайств о вызове свидетелей, истребовании документов либо иных доказательств.

Это интересно:  Как переписать квартиру на несовершеннолетнего ребенка

— заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей;

— показания свидетелей, разъяснения экспертами своих заключений, консультации и пояснения специалистов, а также — сведения об оглашении письменных доказательств, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей;

Наверное, не стоит говорить о том, насколько фиксация этих показаний имеет существенное значение для рассмотрения дела.

— содержание заключений прокурора и представителей государственных органов, органов местного самоуправления;

— содержание судебных прений; сами по себе судебные прения (исходя из практики) не несут какого-либо решающего значения для дела, поскольку эта стадия судебного процесса идет после завершения рассмотрения дела по существу. Но тем не менее, это возможность для стороны обратить внимание суда, на ранее озвученные доводы либо обстоятельства по делу.

— сведения об оглашении и о разъяснении содержания решения суда и определений суда, разъяснении порядка и срока их обжалования;

— сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их прав на ознакомление с протоколом и подачу на него замечаний;

— сведения об использовании средств аудио-, видеозаписи, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств в ходе судебного заседания;

— дата составления протокола, подпись судьи (судей) и секретаря.

Как я указывал ранее, протокол судебного заседания — это важный процессуальный документ. В случае обжалования и рассмотрения дела в апелляционной инстанции, судьи апелляционной инстанции при изучении дела особое внимание уделяют и протоколу (-ам) суда I инстанции. Поэтому, если в протокол не занесено устное ходатайство стороны о вызове свидетелей, или не указано, что суд отказал в приобщении какого-либо документа, ваши доводы о том, что «я говорил, а судья отказала, я просил, а судья не приобщила» будут оставлены без внимания. И приведут к тому, что свою позицию вы аргументировано не докажете и дело проиграете.

Когда выступаете либо задаете вопросы, либо представляете ходатайства или заявления не торопитесь, произносите все четко и внятно.

Лучше всего возьмите в суд диктофон. На ведение аудиозаписи не требуется разрешение суда. Это ваше право и суд запретить вам вести аудиозапись не имеет права.

Попросите занести в протокол следующее: мною, истцом (ответчиком) по делу ведется непрерывная аудиозапись судебного заседания от такого-то числа по делу такому-то с использованием технического средства (диктофона, телефона…)

Смотрите за секретарем: записывает ли она ваши доводы или сидит за компьютером в соцсетях, но делает вид, что вся в работе.

Гражданский процессуальный кодекс предоставляет участнику процесса право ознакомиться с протоколом судебного заседания.

Сам протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через три дня после окончания судебного заседания, а протокол отдельного процессуального действия — не позднее чем на следующий день после дня его совершения.

А подать замечания на неточности в протоколе сторона по делу может в письменном виде в течение пяти дней со дня его подписания.

На практике этот срок изготовления может составлять гораздо большее время.

Вы приходите в суд на третий день – нет протокола, на пятый день – нет протокола, через неделю – а протокол все еще не готов.

И вдруг на десятый день, протокол есть, но дата составления в нем стоит более ранняя. А вы пропустили срок, который, не зависимо от причин пропуска, восстановлению не подлежит.

Как этого избежать. Этих советов и приведенных форм документов практически нигде нет, но я поделюсь с вами своими профессиональными секретами.

Приходя в суд (не зависимо к судье или в канцелярию), если дело не сдано или еще не подписан протокол, пишите следующее заявление о том, что явившись в суд такого-то числа, протокол после судебного заседания, состоявшегося тогда-то не готов, поэтому прошу сообщить, когда протокол будет готов, чтобы ознакомится с ним и в случае его не полноты принести на него замечания. Скачать образец заявления можно по ссылке ниже..

Само заявление пишется в двух экземплярах, один из которых сдается в экспедицию (приемную, канцелярию) под печать и подпись.

Приходя на следующий день, если не готов протокол – делаете все тоже самое и так до тех пор, пока не будет готов протокол.

Это единственный способ не пропустить срок.

Если протокол соответствует ходу судебного заседания – все отлично. Если нет – пишите замечания и подавайте. Не забывайте про пятидневный срок. А образец замечаний можно скачать по ссылке ниже.

Если вы вели аудиозапись заседания, приложите к замечаниям компакт-диск либо иной цифровой носитель с записью и обязательно укажите его в приложении к замечаниям.

Помните о своих правах, а с их защитой мы вам поможем.

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, isfic.info, pikabu.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector