+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Публичное и частное регулирование

Суть разделения права на частное и публичное состоит в разделении правовых норм на:

    1. нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), и
    2. нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство.

Частное право обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами — предметы правового регулирования. Публичное право — это область государственных дел, а частное право — область частных дел.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство, равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы — неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Частное право — это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное , без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

В ГК РФ получило окончательное признание и законодательное закрепление частное право, без которого невозможны ни стабильный развитой рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естественных прав и свобод человека.

Публичное и частное право

Разделение права на публичное (Jus publicum) и частное (jus privatum) известен еще со времен Древнего Рима. Его сущность обосновал Ульпиан, который считал, что публичное право есть то, что касается пользы Римского государства, а частное право — пользы отдельных лиц. Если в континентальной Европе идея разделения права на публичное и частное получила теоретического и законодательного признания, то в странах англосаксонской правовой семьи она не имела такого влияния.

Существуют несколько теорий обоснование критериев деления права на публичное и частное: материальные (на основе интересов), формальные (по юридическим критериям) и смешанные (объединяют материальные и формальные критерии). Такое деление не возражает традиционного отраслевого разделения системы права, однако существенно дополняет представление о ее структуре.

Публичное правоэто подсистема права, которая состоит из норм, регулирующих отношения, связанные с осуществлением функций публичной власти в сфере реализации интересов государства и местного самоуправления с помощью императивного метода правового регулирования.

Предметом публичного права являются отношения, связанные с реализацией публичных интересов. Эти отношения обычно возникают между субъектами властных полномочий, а также между субъектами властных полномочий и другими субъектами права.

Метод регулирования публичного права составляет совокупность приемов, характеризующих использование в публично-правовой сфере того или иного комплекса юридических средств. Он императивным, обеспечивает построение публичных правоотношений по субординационные схеме «власть — подчинение», предусматривает наделение одного из субъектов правоотношений властными полномочиями и компетенцией.

К состава публичного права входят: материальные публично-правовые отрасли (конституционное, административное, уголовное, финансовое право и др.) И процессуальные публично-правовые отрасли (уголовное процессуальное, гражданское процессуальное, административное процессуальное право и т.д.).

Публичное право характеризуется определенным понятийным аппаратом : «публичный интерес», «субъект публичного права», «объект публичного права» и др.

Публичный интерес — общий интерес общества, признан государством, которое опирается на ее поддержку и правовую защиту.

Субъект публичного права — лицо, созданное или признана в порядке, установленном нормами публичного права, которая имеет полномочия на участие в публично-правовых отношениях с целью обеспечения и защиты публичных интересов. Им может быть государство, орган государственной власти или орган местного самоуправления и их должностные лица.

Это интересно:  Сдать комнату в коммуналке

Объект публичного права — объект, в отношении которого возникают общественные отношения в связи с реализацией публичного интереса. Такими объектами являются безопасность, информация, социальные или административные услуги и тому подобное.

Частное правоэто подсистема права, которая состоит из норм, регулирующих отношения, не связанные с осуществлением функций публичной власти в сфере реализации частных интересов, с помощью диспозитивного метода.

Предметом частного права являются отношения, связанные с реализацией частных интересов. Эти отношения обычно возникают между физическими и / или юридическими лицами.

Метод в частном праве характеризуется: а) диспозитивность (субъектам предоставлена свобода выбора варианта поведения: они могут использовать установленные законодательством модели поведения или создавать собственные правила) б) признание автономии воли и правовой инициативы субъектов (в частности, при совершении сделок, определении их правового содержания, защите субъективного права); в) юридическим равенством субъектов частного права.

К составу частного права входят области гражданского, семейного права и отдельные институты трудового, жилищного, земельного права и др.

Частное право также имеет собственный понятийный аппарат: «частный интерес», «субъект частного права», «объект частного права» и др.

Частный интерес — это интерес отдельной личности, который признается и защищается государством. К частным надеж интересы в сфере личной жизни (духовной жизни, сферы межличностного общения, имущественной сферы и др.).

Субъект частного права — физическое или юридическое лицо, созданное или признана в установленном нормами частного права порядке, способна участвовать в частноправовых отношениях с целью обеспечения и защиты собственных интересов. В то же время в соответствии с нормами публичного права он может быть субъектом публично-правовых отношений (например, в случае подачи искового заявления в суд физическое лицо вступает в публично-правовые процессуальные отношения). Так же субъект публичного права (например, местный совет) может стать субъектом частноправовых отношений, совершая гражданский сделку.

Отличие между частным и публичным правом , учитывающей их главные признаки и критерии разделения, отражена в таблице:

критерии разделения

публичное право

Частное право

Сфера публичных отношений (властные, вертикальные)

Сфера частных отношений (уровни, горизонтальные)

Основной метод регулирования

Императивный (метод субординации)

Диспозитивный (метод координации)

Личная (государства, общества, общины)

Частный (отдельных лиц)

Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица

Публичное и частное в трудовом праве

юридические науки

  • Потапова Наталья Дмитриевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Вологодский институт права и экономики ФСИН России
  • МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА
  • ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ

Похожие материалы

Одной из особенностей права является его деление на публичное и частное. По мнению ученых — правоведов это деление весьма условно. Частное право не может существовать без публичного, оно опирается на публичное право. В отдельную группу можно выделить такие отрасли российского права как трудовое право и право социального обеспечения, которые воплощают в себе паритет частных и публичных начал в праве.

Рассмотрим некоторые элементы сочетания частного и публичного на примере трудового права. На наш взгляд, следует начать с того, что одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и одной из черт метода трудового права является учет наличия единства и дифференциации правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений. Считаем, что сочетание публичного и частного в трудовом праве проявляется именно через единство и дифференциацию правового регулирования отношений в сфере труда.

Так, единство правового регулирования свидетельствует о внутренней неразрывной связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет трудового права, а дифференциация проявляется в наличии специальных норм, распространяющихся на отдельных категорий работников (например, женщин, подростков, инвалидов, лиц, работающих в особых климатических условиях, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными или иными особыми условиями труда, а также в отдельных отраслях экономики).

Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений — взаимосвязанные категории, они раскрываются в науке трудового права без противопоставления их друг другу, отражаются во многих институтах трудового права. Подобная точка зрения высказана о соотношении публичного и частного в праве, «частное право опирается на публичное, без которого оно может быть бессильным, обесценненым. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого». В научной литературе подчеркивается, что «дифференциация способствует единству трудового права, а единство создает условия для дифференциации правового регулирования труда», и, как отмечал С.Л. Рабинович – Захарин, — «основные факторы единства и дифференциации правового регулирования труда не оставались неизменными», т.е. со временем их соотношение меняется.

Это интересно:  Об обязательном социальном медицинском страховании закон

Общеизвестный факт, что единство правового регулирования обеспечивается закреплением соответствующих положений в Конституции РФ, кодифицированных нормативных правовых актах, к которым в первую очередь относится ТК РФ, в общих нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию РФ и на всех работников. Единство обеспечивается общими конституционными принципами, отраженными в основных принципах правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленных в ст. 2 ТК РФ, а также установлением базовых трудовых прав и гарантий независимо от каких бы то ни было условий (отраслевых, климатических особенностей, характера труда и т.п.). Г.С. Скачкова отмечает, что «показателем единства трудового права является, прежде всего, наличие самого ТК РФ – единого кодифицированного акта, закрепляющего в ст. 1 единые цели и задачи трудового законодательства, распространяющегося на всю территорию России и на всех работников, независимо от того, где бы они ни работали».

Наряду с осуществлением единого для всех работников и работодателей регулирования законодатель применяет и дифференцированный подход к установлению условий труда, в чем как раз и происходит сочетание публичного и частного в праве. Это обусловлено объективными причинами, поскольку сфера применения труда является своеобразной областью общественной жизни, которая изменчива и зависит от множества факторов (климатических условий, производственных факторов, половозрастных особенностей, состояния здоровья и т.п.).

Считаем, что именно необходимость учета указанных обстоятельств с целью выравнивания гарантий в сфере труда, привела к установлению специальных норм права, частично ограничивающих применение общих правил по тем же вопросам в отношении одних работников, либо норм права, устанавливающих дополнительные гарантии для других. Наличие таких норм обусловило необходимость их закрепления в ТК РФ в виде самостоятельного раздела — Раздела Х11 «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», что, несомненно, является положительной тенденцией в развитии трудового законодательства.

Дифференциация правового регулирования трудовых отношений выражается в установлении особенностей правового регулирования труда для отдельных категорий работников, т.е. норм, частично ограничивающих применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающих для отдельных категорий работников дополнительные правила.

В ст. 252 ТК РФ законодатель предусматрел некоторые основания дифференциации: характер и условия труда, психофизиологические особенности организма, природно–климатические условия, наличие семейных обязанностей и др. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников могут быть установлены трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. На наш взгляд, ст. 252 ТК РФ предусматривает важнейшее правило о том, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и в порядке, им предусмотренных.

Следует заметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу определения понятия «дифференциация правового регулирования трудовых отношений». Понятие дифференциации дается в различных энциклопедических словарях и сводится в основном к такому пониманию, как различия в правовых нормах, обусловленные спецификой содержания, характера, условий труда, половозрастными особенностями работника и иными факторами.

Так, например, в словаре «Трудовое право. Энциклопедический словарь» дифференциация трудового законодательства рассматривается как «различия в правовых нормах, обусловленные спецификой содержания, характера и условий труда рабочих и служащих». В современной «Юридической энциклопедии» под дифференциацией понимается «разграничение правовых норм на основе юридически значимых факторов в целях конкретизации общих положений трудового законодательства к отдельным категориям работников».

Из научных разработок относительно понятия дифференциации можно остановиться на позиции В.Н. Толкуновой, которая определяла дифференциацию как «обусловленные объективными устойчивыми факторами, а также общественной необходимостью различия в содержании норм трудового законодательства, конкретизирующие общие положения правового регулирования труда применительно к различным категориям работников, но находящихся в различных условиях труда».

Анализируя проблемы дифференциации правового регулирования труда и их причины, А.И.Шебанова отмечает, что дифференциация вызвана «именно наличием таких устойчивых факторов или оснований, которые объективно определяют различия в условиях труда и поэтому требуют отражения этих различий в нормах трудового законодательства», именно эти «факторы должны определять реальное различие в условиях труда работников в течение значительного периода времени и обуславливаться социально-экономическими потребностями общества на данном этапе его развития».

Ст. 11 ТК РФ ообосновывает паритет публичного и частного в трудовом праве и устанавливает сферу действия общих норм, которые содержатся в ТК РФ и иных нормативных правовых актах в сфере труда и предусматривает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Это связано с различными факторами дифференциации правового регулирования труда.

Это интересно:  Расчет квоты для приема на работу инвалидов

Говоря о такой тенденции в развитии современного трудового права и трудового законодательства, как укрепление единства и расширение дифференциации, под дифференциацией Г.С. Скачкова понимает «разграничение правовых норм на основе юридически значимых, устойчивых факторов в целях конкретизации общих положений трудового законодательства к отдельным категориям работников».

Кроме того, с учетом ст. 252 ТК РФ к основаниям дифференциации правового регулирования труда относятся не только объективные обстоятельства или факторы, но и субъектные, например, психофизиологические особенности организма, наличие семейных обязанностей и т.п.

Обобщая мнения некоторых ученых, следует отметить, что дифференциация правового регулирования отражает наличие общих и специальных норм трудового законодательства, т.е. публичных и частных начал в трудовом праве . Специальные нормы можно классифицировать в зависимости от их содержания и от способа действия в соотношении с общими нормами на следующие виды: нормы – изъятия, нормы – дополнения, нормы – приспособления.

Обращаем нимание на то, что специальные нормы могут действовать одновременно с общими нормами (например, нормы – дополнения, нормы – приспособления) или специальные нормы могут исключать действие общих норм (например, нормы – изъятия, предусматривающие различные ограничения в сравнении с общими нормами).

Подводя итог, считаем, что ст. 251 ТК РФ не учитывает всего разнообразия специальных норм. В качестве особенностей регулирования труда в ней названы лишь нормы – изъятия и нормы дополнения, что, на наш взгляд, является недостатком, который может быть устранен путем внесения дополнений в указанную статью и включения в нее не только норм — изъятий и норм — дополнений, но и норм – приспособлений.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Публичное и частное регулирование

Частное и Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право,… … Юридический словарь

Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда… … Элементарные начала общей теории права

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — ПУБЛИЧНОЕ право, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Современная энциклопедия

Публичное право — ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Публичное право — отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства. Деление права на публичное право и частное право заимствовано из римского права.… … Политология. Словарь.

публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право,… … Большой юридический словарь

публичное право — отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства. Деление права на публичное право и частное право заимствовано из римского права.… … Энциклопедический словарь

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — (лат. jus publicum) та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного … Энциклопедия юриста

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, novainfo.ru, veter.academic.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector