+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Размер платы за жилое помещение устанавливается

Размер платы за жилое помещение определяется ст. 156 Жилищного кодекса РФ. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме. При переходе права собственности на помещение в таком доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Для нанимателей по договорам социального найма и найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда размер этой платы и размер платы за наем определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат). Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Размера платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Для некоторых категорий граждан могут быть предусмотрены иные условия определения размера платы за наем.

Размер платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений и устанавливается на срок не менее чем 1 год.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья или специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления указанных организаций в соответствии с их уставами.

Малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном порядке, освобождены ЖК РФ от внесения платы за наем жилого помещения по договору социального найма.

Если оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не соответствует ненадлежащему качеству и (или) проводится с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за соответствующие работу или услуги подлежит изменению.

Размер платы за коммунальные услуги (ст. 157 Жилищного кодекса РФ) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за соответствующие услуги подлежит изменению.

Статья 682. Плата за жилое помещение

1. Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. В случае, если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер.

2. Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.

3. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 682 ГК РФ

1. В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом на основании ч. 2 этой же статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения как по договору социального найма, так и по договору коммерческого найма с момента заключения такого договора.

2. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги предлагается в зависимости от формы использования жилого помещения.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги устанавливается для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору коммерческого найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и включает в себя плату за:

— пользование жилым помещением (плата за наем);

— содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

Необходимо обратить внимание на то, что для всех нанимателей плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

3. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги на основании ст. 155 ЖК РФ осуществляется ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. При этом такая плата вносится на основании платежных документов, представленных не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам в платежном документе должны быть отражены следующие сведения:

———————————
См.: п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2501).

а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения, а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов — сведения о нанимателе жилого помещения;

б) наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;

г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:

при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета — указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);

при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета — указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;

при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета — указывается исполнителем;

при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета — указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения);

д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:

с проживанием временных жильцов;

со снижением качества коммунальных услуг;

с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;

е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;

ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

з) другие сведения, предусмотренные законодательством РФ и договором.

4. Наниматели жилых помещений по договорам социального и коммерческого найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Это интересно:  Взыскание задолженности за капитальный ремонт судебная практика

Наниматели, проживающие в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Важно отметить, что неиспользование помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан.

Следует обратить внимание на то, что наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в другом размере, если иной срок не установлен договором управления.

5. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

6. Размер платы за наем, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального и коммерческого найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой или общей площади (в отдельных комнатах — исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

На практике не теряет своей актуальности вопрос, затрагивающий порядок расчета платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в особенности в отношении взимания платы за содержание отдельных объектов в составе такого имущества. К примеру, в соответствии с ранее действовавшими Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 392, в плату за содержание жилья подлежала включению плата за техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома . Верховный Суд РФ рассмотрел гражданское дело по заявлению Щ. о признании недействующим абз. 3 подп. «а» п. 3 разд. 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже дома (далее — Правила), и установил следующее.

———————————
См.: п. 3 разд. 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3339.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 4.

Щ. обратилась в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт Правил неправомерно возлагает на нее обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, пользователем которого она не является.

В заявлении Щ. также указывала, что данные Правила были приняты Правительством РФ в соответствии со ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», который в связи с введением в действие ЖК РФ признан утратившим силу.

Жилищный кодекс РФ, по ее мнению, не содержит норму, прямо относящую плату за содержание и обслуживание лифтов к плате за содержание и ремонт жилого помещения. Кроме того, ЖК РФ (ст. 156) предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Федерации), и Правительство РФ в настоящее время не вправе решать вопросы о размерах указанных платежей.

Щ. проживает в квартире на первом этаже дома и общим имуществом в виде лифта никогда не пользуется, а поэтому она не должна нести расходы по его содержанию и ремонту.

В судебном заседании представитель заявительницы М. заявленное требование поддержала.

Представитель Правительства РФ Д. с предъявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части п. 3 Правил действующему законодательству РФ, в том числе и нормам ЖК РФ, не противоречит.

Выслушав объяснения представителя заявительницы, представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ нашел заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принял решение об отказе в удовлетворении заявления.

Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 392 были утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, абз. 3 подп. «а» п. 3 которых предусмотрено, что оплата жилья нанимателями жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма жилого помещения включает в себя плату за содержание общего имущества жилого дома, в том числе технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома.

По утверждению представителя Правительства РФ, оспариваемый абз. 3 подп. «а» п. 3 Правил действующему законодательству не противоречит и не предусмотренных законом обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома на заявительницу не возлагает.

Согласно ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Из этого, по мнению представителя Правительства РФ, следует, что оспариваемая норма Правил полностью соответствует положениям приведенной нормы ЖК РФ.

С учетом объяснений представителя заинтересованного лица, анализа положений ЖК РФ, регулирующих вопросы содержания общего имущества жилого дома, суд пришел к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого в указанной части п. 3 Правил недействующим не имеется.

Довод заявительницы о том, что ЖК РФ не содержит норму, относящую плату за содержание и обслуживание лифтов к плате за содержание и ремонт жилого помещения, не может быть признан обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме. Из содержания п. 2 ч. 1 ст. 154 названного Кодекса следует, что для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, из приведенных норм ЖК РФ усматривается, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.

Такое же требование предусмотрено и оспариваемой нормой Правил, что соответствует положениям ЖК РФ.

Не противоречит оспариваемый пункт Правил и ст. 156 названного Кодекса, поскольку в последней содержатся положения, регулирующие, в частности, порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, в состав которой, как указывалось выше, входит и плата за содержание и ремонт лифтов. Ссылка заявительницы при этом на то, что Правительство РФ в соответствии с ЖК РФ не вправе устанавливать размеры платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, не может быть принята во внимание, поскольку данным пунктом Правил размер платы не устанавливается.

Это интересно:  Пособие по потере кормильца в 2019 году

Не мог суд согласиться и с утверждением заявительницы о том, что оспариваемый пункт Правил противоречит статье 7 Конституции РФ, так как указанная норма Основного Закона не регулирует вопросы содержания общего имущества многоквартирного дома и не устанавливает каких-либо исключений для нанимателей жилых помещений по несению расходов, связанных с его содержанием.

Не противоречит данный пункт Правил и требованиям ст. 235 ГК РФ, поскольку выполнение предусмотренной законом обязанности по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не может расцениваться как принудительное изъятие имущества у собственника.

Ссылка заявительницы на ст. 1 ГК РФ в обоснование заявленного требования также не может быть признана состоятельной, так как данная норма закона не имеет отношения к рассматриваемому вопросу.

Согласно действующим Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме лифты непосредственно включены в состав общего имущества . При этом плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

———————————
Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 34. Ст. 3680.

Важно отметить, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. При этом цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, от места расположения дома.

Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив, определяется на общем собрании собственников. При этом размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья, либо органами управления жилищного кооператива, или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, либо уставом жилищного кооператива, либо уставом иного специализированного потребительского кооператива.

7. Обращаем внимание на то, что граждане, признанные малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

8. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. При этом размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном специальным федеральным законом.

Изменение сторон договора не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

Вместе с тем предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, влечет изменение размера платы за коммунальные услуги в соответствии с вышеупомянутыми Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

9. В ст. 159 ЖК РФ содержится норма, которая в общем виде устанавливает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, Правительством РФ установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22% .

———————————
Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 36. Ст. 3706.

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

10. На основании ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Важная переходная норма (до принятия соответствующих актов) содержится в ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Согласно названной норме до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

Размер платы за жилое помещение

Расчет включает список основных услуг, предоставляемых жильцам: отопление, электроэнергия, вода и иные услуги. Также учитываются платежи, необходимые для эффективной эксплуатации дома.

Лица, по законному праву проживающие в жилище, должны регулярно его оплачивать. Закон определяет, что оплата производится в объеме, достаточном для нормального функционирования общего имущества граждан, нормального состояния здания, своевременного проведения ремонта дома, в котором расположены жилые помещения. Обязанность по оплате лежит не только на гражданах, но и на организациях. Причем вносить плату указанные лица должны вовремя, требование о своевременности платежей прямо устанавливает Жилищный Кодекс в статье 153.

Расчет платы за жилую площадь

Размер платы за жилое помещение, жильцы в котором не объединены в ТСЖ, либо кооператив, действующий в интересах жильцов, устанавливается после обсуждения принятием решения на собрании собственников жилья. Платежи членов ТСЖ или кооператива, которые будут расходоваться на содержание дома и его ремонт, определяет ТСЖ или кооператив, на основании внутренних нормативных актов и в соответствии со своими уставами.

Размер платы за жилище высчитывается из площади этого жилища, по определенным для каждого региона тарифам.

При исчислении оплаты жилого помещения, входящего в состав государственного либо муниципального фонда, учитывается местоположение площадей указанных фондов, степень их благоустроенности. Расчет включает список основных услуг, предоставляемых жильцам: отопление, электроэнергия, вода и иные услуги. Также учитываются платежи, необходимые для осуществления эффективной, отвечающей запросам граждан эксплуатации и своевременного ремонта дома. Вышеописанные вопросы решаются на общем собрании.

Размер платы за содержание жилья, предоставленного по договору найма

При вычислении сумм для оплаты граждан, пользующихся жильем по найму помещений государственного и муниципального фондов, учитывается площадь, занимаемая лицами, проживающими в квартире государственного или муниципального фонда по договору найма.

Это интересно:  Куда обращаться по поводу отопления

В отношении комнаты в общежитии действуют те же правила: размер платы за пользование жилым помещением высчитывается с учетом площади жилья. До передачи помещений в наем, за содержание дома ответственны соответствующие госорганы и органы МСУ, которые и оплачивают содержание.

Размер платы за помещения, переданные в наем

Плата для лиц, проживающих на основании найма в жилье государственного и муниципального фондов, в соответствии с действующим законом, определяется в субъектах страны органами МСУ.

Плата за жилище в помещениях указанных фондов содержит не только суммы на содержание дома и его ремонт, но и плату за пользование помещением.

Жилищный закон устанавливает к плате за наем важное требование: плата должна устанавливаться в таком размере, чтобы у лица-нанимателя не могло возникнуть права на получение государственных субсидий на оплату жилья. Такое требование логично, субсидии гражданин мог бы получать в случае завышенных ставок оплаты за жилье, и в случае выделения субсидий на оплату в помощь гражданину, денежные средства вновь будут возвращаться в бюджет.

Роль площади жилья соцнайма при расчете размера его оплаты

Расчетной единицей при определении размера оплаты за жилье считается та сумма, которая приходится на квадратуру помещения, переданного в наем. В домах, где помещения переданы лицам по договору социального найма, плата высчитывается по алгоритму: ставка оплаты за 1 квадратный метр помещения умножается на общую площадь помещения, предоставленного по социальному найму.

Если говорить об оплате помещений в общежитиях, где лица проживают на основании найма, то алгоритм вычисления платы остается прежним, только основанием расчета является размер комнаты, в которой проживают лица.

Плата за содержание и ремонт жилища для собственников помещений (жилых и нежилых)

Все компоненты, составляющие сумму оплаты, устанавливаются собственниками во время проведения общих собраний, а также органами ТСЖ и кооперативов, объединяющих граждан-собственников. Для собственников помещений любых видов определен единый размер платы за ремонт и содержание данного помещения.

Собственники помещений, не предназначенных для жилья, не освобождаются от обязанности оплачивать услуги и работы по содержанию дома и его ремонту, и наравне с собственниками жилых квартир, несут расходы в отношении общедомового имущества. Исполнение указанной обязанности собственником нежилого помещения со значительными задержками, или отказ от ее исполнения дают право на привлечение лица к ответственности, установленной законами РФ.

Предельные индексы

В соответствии с действующим законодательством предельным индексом признается выраженный в процентах индекс вероятного изменения размера платы за жилье в максимальном и минимальных значениях. Принципы расчетов предельных индексов установлены Правительством РФ. Запрещено назначение сумм оплаты за коммунальные услуги выше максимальных индексов, утвержденных в субъекте РФ.

Размер платы за пользование жилым помещением, другими словами плата за наем, определяется с учетом степени благоустройства помещения.

Плата за наем не может взыматься за помещения, признанные аварийными и подлежащими сносу. От платы за наем освобождаются малоимущие граждане, проживающие на жилплощади, предоставленной им по социальному найму. Статус указанных граждан должен быть полностью подтвержден документами.

Размер платы за жилое помещение в общежитиях, в ТСЖ и ЖСК

Плата за жилье в общежитии, переданное гражданам в наем, начисляется исходя из площади занимаемого помещения. Лица, проживающие в общежитиях, также, как и граждане, проживающие в отдельных квартирах по договору социального найма или на правах собственников обязаны оплачивать коммунальные услуги.

Рассчитываются коммунальные услуги по показаниям учетных приборов, если они установлены, или из нормативов потребления, которые утверждены в законном порядке.

Законом предусмотрено освобождение некоторых категорий граждан от оплаты проживания в общежитии в помещениях, переданных в наем. Например, в образовательных учреждениях могут быть освобождены от оплаты студенты, являющиеся инвалидами, сиротами.

Порядок определения размера платы за жилое помещение в рассматриваемых случаях устанавливается органами, осуществляющими управление ЖСК или ТСЖ, на основании устава и в соответствии с требованиями закона. Органом, полномочным устанавливать и изменять размер обязательных взносов и платежей в указанных организациях признается общее собрание собственников, которое производится в порядке и в сроки, установленным жилищным законом и уставом ТСЖ или ЖСК.

Размер платы за содержание и ремонт жилья в МКД

Жильцы, законно проживающие в многоквартирном доме, обязаны оплачивать в определенной части содержание и ремонт дома, тем самым продлевая нормальное состояние строения. Собственник вносит расходные платежи в соответствии с размером доли в праве общей собственности.

Общий размер оплаты для нанимателя жилья в государственных и муниципальных фондах определяют органы МСУ. Размер оплаты в муниципальном и государственном жилье высчитывается исходя из показаний учетных приборов, а также местных тарифов.

Ответственность за некачественное содержание и управление общим имуществом

За несоответствующее нормам исполнение обязательств юридические лица, назначенные для исполнения таких обязанностей в соответствии с требованиями закона, несут ответственность. Нормы закона, разъясняющие и регулирующие такую ответственность, содержатся в административном, гражданском и в отдельных случаях уголовного права.

Кроме юридического лица, отвечают по обязательствам и должностные лица, назначенные для исполнения обязанности по управлению, содержанию и ремонту дома.

Ответственность у ТСЖ или ЖСК может возникнуть и по вине граждан-неплательщиков, проживающих в доме. Предъявить претензии за ненадлежащее исполнение обязательств граждане могут посредством обращения в ТСЖ или ЖСК, жалобы в инстанции, осуществляющие надзорную деятельность, или обращения в суд.

Как и кто устанавливает плату за содержание и ремонт жилого помещения?

Установление платы за содержание и ремонт жилого помещения происходит в соответствии со ст.156 Жилищного кодекса РФ . Плата за содержание устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, путем проведения общего собрания собственников многоквартирных домов, в установленном ст.45-48 Жилищного кодекса РФ порядке.

Кто устанавливает и определяет размер платы за содержание и ремонт жилого помещения?

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается исключительно собственниками жилых помещений. В соответствии со ст.45 Жилищного кодекса РФ , собственники жилых помещений обязаны ежегодно проводить общее собрание. Одним из ключевых вопросов ежегодных собраний, является определение размера платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, который устанавливается на основании предложений управляющей компании . Вы можете принять предложение управляющей компании или не принимать его. У Вас с управляющей компанией рыночные отношения, Вы сами должны договориться о размере платы, который устроил бы и Вас и управляющую компанию.

Очень часто на практике управляющая компания является инициатором проведения общего собрания, так как именно она заинтересована изменить размер платы за содержание и ремонт. Данная ситуация не урегулирована на текущий момент законодательными актами, ни где не содержится положений о правах и обязанностях управляющей компании по инициированию проведения общего собрания. Конечно, управляющая компания может помочь в проведении общего собрания, законом это не запрещено. Однако, в последнее время судебная практика все больше принимает сторону управляющих компаний, в части инициирования общих собраний собственников многоквартирных домов. Связано это с тем, что управляющая компания является одной из сторон по договору управления многоквартирным домом, и изменять условия этого договора возможно только на общем собрании.

Какой размер платы должен быть, если общее собрание не проводилось или решение о размере платы за содержание и ремонт не было принято?

Размер платы не может изменять в одностороннем порядке по договору управления многоквартирным домом, исключением является лишь установленные в этом договоре ситуации, при которых происходит индексация размера платы. При этом договор управления многоквартирным домом, утверждается на общем собрании собственников, таким образом, собственники имеют право сами предоставить возможность своей управляющей компании индексировать размер платы.

Во всех других случаях для изменения размера платы за содержание и ремонт может осуществляться на общем собрании собственников жилых помещений. При этом, если собственники жилых помещений на общем собрании не приняли решение об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то в соответствии с ст. 158 Жилищного кодекса РФ , такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Стоит отметить, что по данной ситуации даны разъяснения в Письме Минрегиона РФ №6177-АД/14 от 06.03.2009г. , в котором рекомендовано отказаться от практики установления размера платы за содержание и ремонт, равного размеру платы установленного органом местного самоуправления.

Статья написана по материалам сайтов: stgkrf.ru, advokat-malov.ru, gkh1.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector