+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Размер заработной платы не может быть ниже

Новая редакция Ст. 133 ТК РФ

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 г.

Комментарий к Статье 133 ТК РФ

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум — это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Проблема «отставания» минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, «морально устарела». Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки — около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях — даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой «удельный вес» в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты».

Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны — повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда — на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.

В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.

Это интересно:  Как отражать аванс в форме 6 ндфл

Другой комментарий к Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК РФ закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК РФ.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О минимальном размере оплаты труда».

С 1 мая 2006 г. он составлял 1100 руб. в месяц, а с 1 сентября 2007 г. его размер установлен в сумме 2300 руб. в месяц.

3. Статья 133 ТК РФ устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 (в ред. от 12 августа 2005 г.).

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, а в субъектах Федерации — в порядке, установленном их законами. Начиная с I квартала 2005 г. величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась.

5. Установление непосредственной связи минимального размера оплаты труда с размером прожиточного минимума трудоспособного человека требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства часть первая ст. 133 ТК РФ вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой ст. 133 ТК, устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время такой закон не принят, соответственно, отсутствует и механизм выравнивания их параметров.

6. Часть 2 ст. 133 ТК РФ определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Это:

— средства федерального бюджета, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из федерального бюджета;

— средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации;

— средства местных бюджетов, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из местных бюджетов;

— собственные средства — для всех остальных работодателей.

7. Действующее законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК РФ и комментарий к ней).

8. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда ст. 133 ТК РФ предусматривает также право каждого работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера оплаты труда может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; работник имел прогул в течение месяца; работник был отстранен от работы в течение месяца; работник исполнял государственные или общественные обязанности; работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; работник работает на условиях неполного рабочего времени; работник находился в состоянии простоя; работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

9. Поскольку минимальный размер оплаты труда предполагает оплату наиболее простого труда неквалифицированного работника в обычных условиях труда, в его величину не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

10. Часть 4 ст. 133, устанавливавшая, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, базовых тарифных ставок и базовых должностных окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, утратила силу.

Что делать, если зарплата сотрудника ниже МРОТ

Каждый труд заслуживает достойного вознаграждения. Государство предусмотрело минимальный лимит, гарантированный трудящимся, который работодатели могут назначать при обычном графике занятости, отработанном полностью, – так называемый МРОТ. Размеры его регулярно пересматриваются и время от времени корректируются. На основании МРОТ рассчитываются многие социальные выплаты и различные отчисления, а также налоги и штрафы. Но что делать, если размер заработной платы оказался ниже этого минимума?

Рассмотрим, в каких ситуациях такое возможно, а в каких противозаконно, какая ответственность грозит работодателю за ущемление прав наемных работников и что при этом делать обеим сторонам.

Это интересно:  К какой поликлинике я отношусь

МРОТ может быть разным

Минимальная оплата за отработанную месячную трудовую норму устанавливается на государственном уровне. Раз в год его пересматривают и повышают пропорционально уровню инфляции. «Минималка» в 2018 году, принятая Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №421-ФЗ, составляет 9489 руб.

К СВЕДЕНИЮ! По сравнению с прошлым годом, МРОТ вырос на 1689 руб. – с суммы в 7800 руб.

Оплата труда, ниже которой работодатель не имеет права установить заработную плату, назначаемая государством, называется федеральным МРОТ (ст. 133 ТК РФ).

  • региональных органов власти;
  • объединения профессиональных союзов;
  • местного союза промышленников и предпринимателей.

Принятие регионального МРОТ означает, что все работодатели региона по умолчанию обязываются придерживаться этого минимального лимита. Но, в отличие от федерального МРОТ, у работодателей есть выбор: в течение месяца они могут отказаться от признания установленного в регионе повышенного значения. Для этого нужно в этот срок опубликовать в местных СМИ мотивированный отказ. В таких случаях они должны придерживаться требований относительно федерального уровня МРОТ.

Для каких отношений обязателен МРОТ

Не любой работодатель, на которого работают другие люди, подпадает под требования МРОТ. Это государственное установление гарантирует минимальный лимит наемным работникам только при вступлении в трудовые отношения. При гражданско-правовых, при которых заключается другая форма договора, в частности, договор подряда, возмездного оказания услуг, соблюдать это требование не обязательно. В таких отношениях оплату согласовывают по договоренности, она может оказаться и ниже установленного державой минимума.

МРОТ или прожиточный минимум

Не следует путать эти два показателя. Закон гласит, что МРОТ не должен оказываться ниже прожиточного минимума. Но на практике эти величины пока еще не сравнялись. Трудовой кодекс РФ в ст. 421 говорит о том, что постепенно они будут сведены к одной общей сумме, это произойдет в несколько этапов. Пока этот момент не наступил, работодателю следует ориентироваться исключительно на МРОТ, который, к сожалению, до сих пор несколько ниже прожиточного минимума.

Законные оклады ниже МРОТ

Итак, по закону нельзя назначать оплату ниже установленного минимума. Но существует несколько ситуаций, когда полученная на руки сумма может оказаться ниже данного предела:

  • работа по договору гражданско-правового характера (работодатель считается заказчиком, а работник – исполнителем);
  • в течение месяца работником не отработана расчетная норма часов вследствие болезни, административного отпуска или других причин (не вырабатывается месячная норма рабочего времени);
  • помимо маленького оклада, работник получает дополнительные обязательные выплаты: бонусы, премиальные, доплаты и др., которые в сумме составляют требуемую величину;
  • особые графики работы или системы оплаты труда (почасовая, сдельная оплата, неполное рабочее время – день или неделя);
  • работа по совместительству (оплата в зависимости от отработанного времени).

ВАЖНО! При работе по совместительству или на особых графиках необходимо заключить допсоглашение к трудовому договору, где, помимо прочих условий, оговаривается и оплата труда за неполное рабочее время. Без письменного согласия устанавливать режимы неполного рабочего времени или отправлять в бессрочный неоплачиваемый отпуск работодатель не имеет права.

На руки меньше МРОТ

Иногда получается, что работник получает сумму меньше, чем составляет МРОТ, и это законно. При этом в окладе значится цифра, установленная федеральным законом. Это может иметь место, когда:

  • выданная сумма снижается за счет начисленного НДФЛ («грязная» зарплата при этом соответствует минимальному уровню, а меньшая сумма получается за счет вычета 13%);
  • из зарплаты вычитаются иные обязательные отчисления – выдаваемую сумму МРОТ могут уменьшать страховка, членские взносы в профсоюз и т.п.;
  • у сотрудника имеется задолженность по выплате алиментов (по исполнительному листу может быть списано до 70% заработной платы).

Что делать работнику в случае низкого МРОТ

  1. Прежде всего, внимательно читать трудовой договор перед официальным оформлением на работу. В этом документе обязательно указывается заработная плата и режим работы, а также уточнены нюансы насчет дополнительных начислений и вычетов. Если указанная сумма меньше МРОТ, не стоит трудоустраиваться к такому недобросовестному работодателю.
  2. Если сумма зарплаты внезапно оказалась меньше обычной, поинтересуйтесь причиной снижения в расчетном отделе. Если причина законна (смотри приведенные выше), работодатель в своем праве.
  3. Если работодатель снизил оплату незаконно (самовольно в одностороннем порядке), стоит обратиться за защитой своих прав в трудовую инспекцию по территориальной принадлежности работодателя либо в прокуратуру. Для этого понадобится написать письменное заявление, к которому присовокупить письменные подтверждения ущемления прав по зарплате:
    • справки из бухгалтерии;
    • выписку с карточного зарплатного счета;
    • письменное разъяснение работодателя (если он его предоставил) и т.п.

Контролирующие органы инициируют проверку работодателя и вынесут предписание об устранении выявленных нарушений.

  • Обращение в суд – последняя инстанция для всех несправедливо обиженных. Для таких исковых заявлений не требуется платить госпошлину. Если решение суда будет в пользу работника, работодатель обязан будет его выполнить. На практике чаще всего сотрудника в этих случаях вынуждают к увольнению.
  • ВАЖНО! Имеет смысл вначале обратиться непосредственно к руководству. Делать это лучше в письменном виде или при свидетелях. Чаще всего работодатели предпочитают решить вопрос миром с работниками, знающими свои права.

    Чем чревато уменьшение МРОТ для работодателя

    Уголовная ответственность может наступить, если выяснится, что работодатель присваивал законные деньги работников. В этом случае штраф может оставить до 500 тыс. руб. за полную невыплату и до 120 тыс. руб. – за частичную невыплату заработной платы.

    Незаконно примененные альтернативные формы трудоустройства, помимо трудового договора, грозят работодателю штрафом до 100 тыс. руб., и до 200 ­– при повторно выявленном нарушении.

    Как поступить работодателю, если зарплата ниже МРОТ

    Если работодатель хочет соблюсти закон, то при заплате сотрудника ниже МРОТ ему нужно уравнять эти цифры. Сделать это можно по-разному:

    1. Перерасчет. Необходимо сначала проанализировать зарплатные начисления на предмет недоплаченных надбавок. Иногда показатель меняется из-за стажа и других неучтенных критериев, и зарплата становится выше установленного ранее значения.
    2. Начисление доплатной суммы. Это делается путем подписания допсоглашения к трудовому договору и издания специального приказа. Если МРОТ вырос позже заключения такого соглашения. Закон обратной силы не имеет – начисления производятся на актуальную на момент подписания величину МРОТ.
    3. Перевод работника на другой график. С согласия сотрудника можно перевести его на работу по совместительству или установить ему неполный рабочий день или неделю. Можно также заключить с ним гражданско-правовой договор вместо трудового. Закрепить согласие сторон необходимо допсоглашением или новым договором.

    Может ли быть зарплата меньше МРОТ

    За труд каждый из работников предприятия получает от работодателя заработную плату. Ее размер может быть различным, все зависит от количества и качества работы, стажа работника и иных критериев. В целях защиты трудовых прав граждан, включая и право на вознаграждение, закон не допускает платить заработную плату ниже определенного уровня. Под ним подразумевается показатель МРОТ. Ниже МРОТ платить заработную плату запрещено.

    Это интересно:  Какую причину можно написать в объяснительной

    Основные понятия

    Минимальная оплата труда (МРОТ) представляет собой норматив, размер которого установлен законом. Ниже его платить заработную плату нельзя работникам, которые трудились календарный месяц и выполнили работу в полном объеме. МРОТ используется в расчете:

    • для должностных лиц организации – от 1 000 до 50 000 рублей;
    • для юридического лица – от 30 000 до 50 000 рублей.

    Если работодатель выплачивает в течение 2 месяцев вознаграждение, и оно ниже регионального МРОТ, он может быть привлечен к уголовной ответственности. Форма ответственности может быть различной, все квалифицируется в зависимости от тяжести преступного деяния, умысла и т.д.
    Работодатель может быть привлечен к штрафу по УК РФ, аресту, работам исправительного характера и т.д. Кроме того, для должностных лиц предусмотрено отстранение от работы на 1,5 года в случае совершения ими виновных действий.

    Могут ли платить зарплату ниже МРОТ?

    Заработок гражданина может не достичь уровня МРОТ. В этом случае компании, где он работает, необходимо оформить работнику доплату до установленного лимита. Если эти правила нарушаются, для работодателя наступает ответственность, указанная выше.

    Статья 133 ТК РФ устанавливает, что работодатель не может платить зарплату меньше МРОТ при условии отработки сотрудником целого месяца, с выполнением всего объема работы. Можно ли сделать зарплату меньше МРОТ на законных основаниях?

    Ежемесячная заработная плата меньше МРОТ может быть, если гражданин заключил не трудовой договор, а договор подряда, либо возмездного оказания услуг. Обязательный МРОТ устанавливается только по трудовому договору. Кроме того, зарплата ниже МРОТ при неполном рабочем дне также может выплачиваться. Некоторые работодатели устанавливают для сотрудников неполное рабочее время (день, неполная неделя, сочетание неполного дня с неделей). В этом случае заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени, таким образом, она будет ниже минимальной. Необходимо учесть, что режим неполного рабочего времени определяется по соглашению между сторонами. Это означает, что с сотрудником предприятия (организации) сначала заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором фиксируют условие его трудовой деятельности. Работодателем издается приказ, в котором он отражает условие работы сотрудника. Неполный режим рабочего времени устанавливается в организации для лиц, работающих совместителями. В основном, они трудятся не более половины рабочего времени. Их зарплата также в этом случае может быть меньше МРОТ, установленного в регионе.

    Если сотрудник работал неполный месяц, например, проболел, либо вернулся из отпуска, его заработная плата уменьшается пропорционально с учетом дней, которые он отработал в фактическом порядке. Заработная плата делится на число рабочих дней и умножается на число фактически отработанных дней календарного месяца. В этом случае сумма полученной заработной платы может быть ниже МРОТ.

    Отдельные нюансы

    Каковы будут последствия для работодателя, если его сотрудник получает на руки заработную плату «чистыми» меньше МРОТ? Ответ однозначный: работодателю ничего не грозит.
    Руководители компаний могут не присоединиться к региональному соглашению о размере МРОТ. Для этого необходим письменный отказ, но в нем должны быть указаны причины неприсоединения юридического лица к соглашению. Например, если компании открылась недавно, то ее директор может не присоединяться к соглашению. Соответственно, он будет платить заработную плату ниже МРОТ.

    Новый МРОТ: как работодатели повышают зарплату, не повышая ее

    Повышение в «бюджете»

    С 1 мая их заработок вырос. Деньги на эти цели взяли в резервном фонде.

    Распоряжением Правительства от 16.03.2018 №440-р выделены ассигнования в размере 20 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ с 1 мая.

    Кроме того, Распоряжением от 27.04.2018 №780-р из резервного фонда Правительства выделяются ассигнования в размере 16,3 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на выплату районных коэффициентов к зарплате и процентных надбавок, установленных на федеральном уровне и на повышение оплаты труда бюджетников в связи с увеличением МРОТ.

    «Еще никогда в Российской Федерации не было такого роста заработных плат отдельных категорий в бюджетном секторе», – заявил глава Минтруда Максим Топилин.

    Повышение в «коммерции»

    Напомним, в северных регионах «минималка» должна быть увеличена на показатель районного коэффициента.

    Тем работодателям, которые до 1 мая платили сотрудникам меньше МРОТ, необходимо пересмотреть выплаты и внести изменения в трудовые договоры.

    Неповышение в «коммерции»

    Как известно, согласно ст. 133 ТК платить не ниже МРОТ следует тем сотрудникам, которые полностью отработали норму рабочего времени. Если сотрудник работает неполное рабочее время, то и зарплата ему выплачивается пропорционально.

    Например, до 1 мая 2018 сотруднику Иванову начислялась зарплата в размере МРОТ в сумме 9489 руб.

    9489/11163*8=6,8 часов или 0,85 ставки.

    Таким образом, если сократить рабочий день сотрудника на 1 час, сделав его 7-часовым, то платить Иванову можно не 11163, а 9767,63 (11163/8*7).

    Однако инициативу может проявить и сам работник. Если сотрудники вдруг решили с мая 2018 перейти на неполный рабочий день, письменно заявив об этом, работодатель вправе удовлетворить их просьбу.

    Что грозит работодателям

    Штрафы на этот случай прописаны в ч.6 ст. 5.27 КоАП и составляют:

    • на юрлиц – от 30 до 50 тыс. рублей;
    • на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. рублей;
    • на ИП – от 1 до 5 тыс. рублей.

    Отметим, в последнее время контролирующие органы уделяют немало внимания работе по легализации зарплат. Под руководством Минтруда в каждом субъекте РФ созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов

    Кроме того, например, ФСС «сливает» трудинспекторам данные по работодателям, которые начисляют взносы с зарплаты, начисленной ниже МРОТ.

    ПФР призывает граждан сообщать информацию о работодателях, которые предлагают получать часть зарплаты «в конверте».

    Налоговики по ряду признаков выявляют фирмы с серыми зарплатами. Например, их внимание заострится, если они заметят, что у сотрудника на новом месте работы заработная плата ниже, чем на предыдущем (по данным справок 2-НДФЛ), то есть он сменил работу на менее выгодных условиях.

    Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

    Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

    Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

    Статья написана по материалам сайтов: assistentus.ru, trudinspection.ru, www.klerk.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector