+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Санитарно эпидемиологические требования к образовательным учреждениям

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2013, N 2

В соответствии с действующим законодательством в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.

Рассмотрим, какие санитарно-эпидемиологические требования должны соблюдаться общеобразовательными учреждениями.

Отметим, что санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются нормативными правовыми актами, которые являются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами (санитарными правилами, санитарными правилами и нормами, санитарными нормами, гигиеническими нормативами), содержащими:

  • гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;
  • оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;
  • максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

Об этом сказано в п. 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (далее — Положение N 554).

Государственные санитарно-эпидемиологические правила, как сказано в п. 3 указанного Положения N 554, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к условиям воспитания и обучения.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

На основании Закона N 52-ФЗ, а также на основании других нормативных актов главным государственным санитарным врачом РФ были разработаны и утверждены:

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2003 N 2);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. СанПиН 2.4.1201-03 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 N 13);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27) (далее — СанПиН 2.4.4.1251-03);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91) (далее — СанПиН 2.4.1.2660-10);
  • Санитарные правила. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СП 2.4.990-00 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.11.2000) (далее — СП 2.4.990-00);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45) (далее — СанПиН 2.4.5.2409-08);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189) (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10).
  • размещению общеобразовательного учреждения;
  • территории общеобразовательного учреждения;
  • зданию общеобразовательного учреждения;
  • оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
  • воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
  • естественному и искусственному освещению;
  • водоснабжению и канализации;
  • помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;
  • режиму образовательного процесса;
  • организации медицинского обслуживания обучающихся;
  • санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
  • соблюдению санитарных правил.

Рассмотрим требования к размещению общеобразовательного учреждения, требования к территории и зданию указанного учреждения.

Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных учреждений должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.

Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения — водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

Вновь строящиеся здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха, соответствующие требованиям санитарных правил и нормативов.

При проектировании и строительстве городских общеобразовательных учреждений рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:

  • во II и III строительно-климатических зонах — не более 0,5 км;
  • в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступеней образования — не более 0,3 км, для обучающихся III ступени образования — не более 0,4 км;
  • в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступеней образования — не более 0,4 км, для обучающихся III ступени образования — не более 0,5 км.

В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений:

  • во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования должна составлять не более 2,0 км;
  • для обучающихся II ступени образования — не более 4,0 км, в I климатической зоне — 1,5 км, для обучающихся III ступени образования — не более 4,0 км, в I климатической зоне — 3 км.

Обратите внимание, что при расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 мин. в одну сторону.

Подвоз обучающихся должен осуществляться специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении.

Деревья должны быть высажены на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники — не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении территории не должны использоваться деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.

Обратите внимание, что допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками территорий общеобразовательных учреждений в районах Крайнего Севера, с учетом особых климатических условий в этих районах.

На территории общеобразовательного учреждения должны быть выделены:

  • зона отдыха;
  • физкультурно-спортивная зона;
  • хозяйственная зона.

Допускается выделение учебно-опытной зоны. Заметим, что при организации учебно-опытной зоны нельзя допускать сокращения физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенических нормативов для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки (Санитарные нормы. СН 2.2.4/2.1.8.562-96, утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 N 36 (далее — СН 2.2.4/2.1.8.562-96)).

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Обратите внимание, что занятия не должны проводиться на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

При проектировании и строительстве общеобразовательных учреждений на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и должна иметь самостоятельный въезд с улицы. В случае отсутствия теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны быть предусмотрены котельная и насосная с водонапорным баком.

Для сбора отходов на территории хозяйственной зоны должна быть оборудована площадка, на которой должны устанавливаться мусоросборники (контейнеры). Площадка должна размещаться на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и окон учебных классов и кабинетов и оборудоваться водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников должны быть покрыты асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

Территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. При этом уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается.

Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенических нормативов для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки (СН 2.2.4/2.1.8.562-96).

  • выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок;
  • расположение рекреационных помещений в непосредственной близости от учебных помещений;
  • размещение на верхних этажах (выше третьего этажа) учебных помещений и кабинетов, посещаемых обучающимися 8 — 11-х классов, административно-хозяйственных помещений;
  • исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательном учреждении на жизнь и здоровье обучающихся;
  • размещение учебных мастерских, актовых и спортивных залов общеобразовательных учреждений, их общую площадь, а также набор помещений для кружковой работы в зависимости от местных условий и возможностей общеобразовательного учреждения с соблюдением требований строительных норм и правил и настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания общеобразовательных учреждений должны эксплуатироваться в соответствии с проектом.

Обратите внимание, что не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.

Это интересно:  Все ли граждане имеют пенсионные накопления

Вместимость вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

Входы в здание могут быть оборудованы тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

При проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательного учреждения гардеробы необходимо размещать на первом этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви.

В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.

В учреждениях, расположенных в сельской местности, с количеством обучающихся в одном классе не более 10 чел. допускается устраивать гардеробы (вешалки или шкафчики) в учебных помещениях при условии соблюдения нормы площади учебного помещения на одного обучающегося.

Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

Для обучающихся 1-х классов, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения площадью не менее 4,0 кв. м на одного ребенка.

Для обучающихся II — III ступеней образования допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе.

При невозможности обеспечить в кабинетах и лабораториях соответствие учебной мебели росто-возрастным особенностям обучающихся использовать кабинетную систему обучения не рекомендуется.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по двум и более дисциплинам.

Площадь учебных кабинетов должна приниматься без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

  • не менее 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
  • не менее 3,5 кв. м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 кв. м.

В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

Спортивный зал рекомендуется размещать на первом этаже здания или в отдельно пристроенном здании.

При размещении спортивного зала на втором этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0×18,0 м, 12,0×24,0 м, 18,0×30,0 м. Высота спортивного зала должна составлять не менее 6,0 м.

При спортивных залах в существующих общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены снарядные, раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены:

  • снарядные;
  • помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 кв. м;
  • раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 кв. м каждая;
  • раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 кв. м каждая;
  • раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 кв. м каждый.

При туалетах или раздевалках должны быть оборудованы раковины для мытья рук.

При строительстве и реконструкции зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется предусматривать актовый зал, размеры которого определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв. м на одно место.

При актовом зале рекомендуется предусматривать артистические уборные, кинопроекционную, помещения для декораций и бутафории, музыкальных инструментов, хранения костюмов.

Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра общеобразовательного учреждения.

Площадь библиотеки (информационного центра) необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося.

Рекреации общеобразовательных учреждений должны быть предусмотрены из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося.

Ширина рекреаций при одностороннем расположении классов должна составлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов — не менее 6,0 м.

В существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 кв. м и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 кв. м.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания в фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания:

  • кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 21,0 кв. м;
  • процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 кв. м каждый;
  • помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 кв. м;
  • туалет.

При оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 кв. м.

Обратите внимание, что все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на первом этаже здания.

Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, в общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда площадью не менее 10 кв. м каждый.

На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: один унитаз на 20 девочек, один умывальник на 30 девочек, один унитаз, один писсуар и один умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного обучающегося.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел из расчета: один унитаз на 20 человек.

В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.

Во вновь строящихся зданиях образовательных учреждений на каждом этаже должно быть предусмотрено помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений должно быть выделено отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), которое оборудуется шкафом.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся — не менее 3,6 м.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжения. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

В состав общеобразовательного учреждения как структурное подразделение может входить интернат при общеобразовательном учреждении, если общеобразовательное учреждение размещено свыше предельно допустимого транспортного обслуживания.

Здание интерната при общеобразовательном учреждении может быть отдельно стоящим, а также входить в состав основного здания общеобразовательного учреждения с выделением его в самостоятельный блок с отдельным входом.

В составе помещений интерната при общеобразовательном учреждении должны быть предусмотрены:

  • спальные помещения отдельно для мальчиков и девочек площадью не менее 4,0 кв. м на одного человека;
  • помещения для самоподготовки площадью не менее 2,5 кв. м на одного человека;
  • комнаты отдыха и психологической разгрузки;
  • умывальные помещения (одна раковина на 10 человек), туалеты (один унитаз на 10 девочек, один унитаз и один писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете одна раковина для мытья рук), душевые (одна душевая сетка на 20 человек), комната гигиены;
  • комнаты для сушки одежды и обуви;
  • помещения для стирки и глажки личных вещей;
  • помещение для хранения личных вещей;
  • помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача и изолятор;
  • административно-хозяйственные помещения.

Оборудование, отделка помещений и их содержание должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СП 2.4.990-00).

Для вновь строящегося интерната при общеобразовательном учреждении основное здание общеобразовательного учреждения и здание интерната должны соединяться теплым переходом.

Уровни шума в помещениях общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенических нормативов для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки (СН 2.2.4/2.1.8.562-96).

Обратите внимание, в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Напомним, что согласно указанной статье при установлении вышеуказанных нарушений с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 3000 до 7000 руб., с юридических лиц — от 30 до 70 тыс. руб. В случае повторного установления в течение года нарушения санитарно-эпидемиологических требований, с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 10 до 15 тыс. руб., с юридических лиц — от 100 до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако привлечь должностное лицо к административной ответственности возможно только в случае, если административное правонарушение совершено им в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Об этом сказано в ст. 2.4 КоАП РФ.

Для привлечения юридического лица к административной ответственности, как установлено п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, необходимо, чтобы у указанного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Это интересно:  Пенсионный вклад для пенсионеров с высоким процентом

Содержание

Санитарно эпидемиологические требования к образовательным учреждениям

Дата документа 27.12.2017
Метки Методика

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

В соответствии с действующим законодательством в образовательных организациях независимо от их организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
О том, какие именно санитарно-эпидемиологические требования должны быть соблюдены, в частности общеобразовательными организациями, мы и расскажем в этой статье.

Для начала отметим, что санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются нормативными правовыми актами, которые являются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами (санитарными правилами, санитарными правилами и нормами, санитарными нормами, гигиеническими нормативами), содержащими:
— гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;
— оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;
— максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
Об этом сказано в пункте 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 г. N 554.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила, как сказано в пункте 3 вышеуказанного Положения, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к условиям воспитания и обучения.
Согласно статье 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ) в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 от 30.03.99г. руководители школ обязаны выполнять требования санитарных норм и правил, проводить производственный контроль, иметь в наличии Санитарные нормы и правила.

В соответствии со ст.28 этого Закона в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, по организации питания и выполняться требования саниатрных правил и норм.

На основании ст. 34 Закона № 52 от 30.03.99г. все работники школ обязаны проходить предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры и получать врачебный допуск, согласно ст.36 Гигиеническое обучение с аттестацией при поступлении на работу.

Вся образовательная деятельность подлежит лицензированию после получения экспертного заключения от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области» и с санитарно-эпидемиологического заключения от Управления Роспотребнадзора по Калужской области.

Использование помещений школ для других целей запрещается.

Требования к размещению и территории школ.

1. Ограждение забором всей территории школы.

2. Озеленение 50% территории школы.

3. Не допускается высаживать ядовитые растения.

4. Должны быть выделены: зона отдыха, физкультурно-спортивная зона,

хозяйственная и учебно-опытная.

5. Хозяйственная зона оборудуется контейнерными площадками.

6. Наружное искусственное освещение обязательно при нормативе 10 люкс на земле.

1. Ранее построенные здания эксплуатируются в соответствии с проектом. Реконструкция

согласовывается с Управлением Роспотребнадзора по Калужской области.

2. Не допускается использовать цокольные и подвальные помещения под учебные помещения,лаборатории, мастерские, медпункты,спортивные и актовые залы.

3. Площадь на 1 учащегося в учебных кабинетах должна быть не менее 2,5 кв.м., высота-не менее 3,6 кв.м..

4. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть лаборантские.

5. В спортивных залах должны быть снарядные и раздевальные для мальчиков и девочек раздельные.

6. Площадь библиотеки -0,6 кв.м. на 1 ученика, рекреации – 0,6кв.м.при ширине 4 кв.м. при одностороннем расположении классов.

7. На первом этаже должен быть предусмотрен медпункт в составе: кабинет врача-14 кв.м.,длиной не менее 7кв.м., процедурный кабинет (прививочный)-14 кв.м.

8. На каждом этаже должны быть туалеты для мальчиков и девочек: 1 унитаз на 20 девочек,1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз , 1 писсуар, 1 умывальник на 30 мальчиков. Должна быть организована подводка холодной и горячей воды. Для персонала- отдельный санузел, на 20 человек 1 унитаз.

9. Необходимо иметь помещение для хранения уборочного инвентаря.

10. В помещениях начальных классов, кабинетах домоводства, мастерских, помещениях медицинского назначения устанавливаются раковины.

11. Рядом с умывальником должно быть мыло, полотенце, туалетная бумага.

12. Используемые отделочные материалы должны быть бзвредными для здоровья.

Требования к оборудованию.

1. В школах могут быть использованы: школьная парта, столы, конторки, стулья.

2. Размеры учебной мебели должны соответствовать росту учеников и иметь цветовую маркировку.

3. Кабинеты физики и химии оборудуются вытяжными шкафами.

4. Оборудование и режим работы на компьютерах регламентируются СаНПиНом «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работ».

Требования к микроклимату.

2. Ограждение батарей из древесно-стружечных плит запрещается.

3. Для отопления не допускаются переносные обогреватели с инфракрасным излучением.

4. Для контроля микроклимата устанавливают бытовые термометры.

5. Сквозное проветривание проводят до начала и после занятий.

6. Окна оборудуются фрамугами. Площадь фрамуг- 1/ 50 от площади окна.

7. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских, в помещениях кухонь.

Требования к освещению.

1.Все помещения должны иметь естественное освещение.

2.В учебных помещениях должно быть левостороннее освещение.

3.Коэффициент естественного освещения-1,5 %. Световой коэффициент-отношение площади стёкол к площади пола 1:6.

4.Запрещается закрашивать стёкла, расставлять цветы.

5.Очистку стёкол необходимо проводить не реже 2 раз в год.

6.Необходимо обеспечивать нормативные уровни искусственного освещения за счёт потолочных светильников. Цветоизлучение белое, теплобелое. Предусматривается люминисцентное освещение. Уровни освещённости от 300 до 500 люкс.

7.Очистка осветительной арматуры не реже 2 раз в год.

8. Непригодные лампы собирают и сдают на демеркуризацию

Требования к водоснабжению и канализованию

1.Школы оборудуются холодным и горячим водоснабжением.

4. Система канализации столовой должна быть отдельной.

1. Должно быть организовано медицинское обслуживание детей.

2. Лицензирование медицинской деятельности обязательно.

3. Организация медицинских осмотров учащихся обязательно.

4. Все работники должны пройти обязательный медицинский осмотр и получить врачебный допуск при приёме на работу и в дальнейшем периодически согласно приказа МЗ РФ № 302 Н от 12.04.2011 г., получить медицинскую книжку,

пройти гигиеническое обучение и аттестацию в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологиив Калужской области» при приёме на работу согласно приказа Минздрава РФ № 229 от 29.06.2000 г.

1. Все помещения школ и территории должны содержаться в чистоте и порядке.

2. Уборку территории проводят ежедневно до прихода учеников.

3. Мусороприёмники после освобождения должны быть очищены и обработаны дезсредствами.

4. Сжигание мусора запрещается.

5. Все помещения школ подлежат ежедневной влажной уборке с применением

моющих и дезинфицирующих средств.

6. 1 раз в месяц проводят генеральную уборку.

7. Туалеты, душевые, буфеты,медпункты,столовые моют ежедневно с применением дезсредств

8. Уборочный инвентарь маркируется.

9. При появлении насекомых,грызунов проводят дезинсекцию и дератизацию силами специализированных организаций.

Контроль за выполнением обязательных требований организует руководитель школы.

Государственный контроль проводит Управление Роспотребнадзора по Калужской области.

Исчерпывающие обязательные требования изложены в Санитарных нормах и правилах,часть из которых представлена в прилагаемом перечне.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

2.1. Санитарно-эпидемиологические требования

Что такое СанПиН? Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН — охватывают огромную сферу воздействия. Их требования должны учитываться при разработке СНиП, технической и нормативной документации и согласовываться с Госсанэпидслужбой России. Эти правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. Санитарные нормы и правила предъявляют серьезные требования к обеспечению условий жизнедеятельности человека и устанавливают норму безопасности факторов среды его обитания.

Требования СанПиН распространяются на действующие производства и на проектирование и эксплуатацию строящихся зданий и предприятий. Санитарно-защитная зона является элементом любого учреждения или объекта. Так же предъявляются требования к объектам выделения в окружающую среду вредных веществ и источникам повышенного выделения шума, электромагнитных волн, инфразвука, статического электричества.

Санитарные правила устанавливают требования к качеству потребляемой воды и источникам водоснабжения; к размещению и эксплуатации лечебных заведений; обеспечению качества атмосферного воздуха вблизи населенных мест; условиям проводимого обучения в общеобразовательных заведениях; гигиенические требования к безопасности продуктов и их пищевой ценности.

Спектр деятельности СанПин огромен и на каждую сферу деятельности разработаны специальные нормативы. Незнание или несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований влечет за собой административное наказание в виде штрафа.[http://www.debotaniki.ru/]

Рассмотрим основные требования предъявляемые СанПиНом к образовательным учреждениям, которые непосредственно связаны с охраной здоровья обучающихся.

1.Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.

— Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

— В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

— Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным (приложение1).

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

— Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий.

2. Требования к воздушно-тепловому режиму.

— Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется.

При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

— Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °С.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания. (Приложение 2).

3. Требования к естественному и искусственному освещению.

— Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

— Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

— В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

— Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

— В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, теплобелый, естественно-белый.

Светильники и торшеры, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

— Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

4. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.

— Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.(20 в сельской местности)

— Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

— Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

— Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

— Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

— Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;

для обучающихся 7-11 классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

— Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

— При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

— Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10. настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

— Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);

рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок;

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

— Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

— Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

— С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.( Приложение 3)

— Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

организованных подвижных игр на переменах;

спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,

самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

— Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Статья написана по материалам сайтов: www.referent.ru, 40.rospotrebnadzor.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector