+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Семейный кодекс 1918 года

В первые же дни после победы Великой Октябрьской социалистической революции Советская власть ликвидировала старое буржуазное законодательство о браке и семье, закрепляющее неравноправное, унизительное положение женщины и роль церкви в семейно-брачных отношениях Декретами «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и «и расторжении брака», принятыми ВЦИК и СНК в декабре 1917 года, Советское государство впервые сформулировало и законодательно регламентировало основные принципы нового социалистического семейного права. Декреты устанавливали полное равноправие мужчины и женщины в браке и семенных отношениях, содержали нормы, направленные на охрану интересов несовершеннолетних детей, полностью уравнивали права внебрачных детей с детьми, рожденными в браке
Все эти положения получили дальнейшее развитие в принятом ВЦИК в октябре 1918 года Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Кодекс состоял из четырех разделов. Разделы делились на главы, главы — на статьи. К отдельным статьям (их всего 246) имелись приложения.
Кодекс подробно определял условия и порядок заключения браков и устанавливал органы, на которые возлагалась их регистрация (отделы записей актов гражданского состояния — ЗАГС).
Так же как и декабрьские декреты 1917 года, Кодекс 1918 года признавал только зарегистрированный брак. Церковные браки, незарегистрированные в органах ЗАГС, не порождали никаких прав и обязанностей для лиц, вступивших в такой брак. Исключение из этого правила устанавливалось лишь для тех религиозных браков, которое были заключены до издания декрета от 20 декабря 1917 года . Статьи 66—73 Кодекса посвящены так называемым «материальным условиям вступления в брак» (достижение брачного возраста, взаимное согласие вступающих в брак и др.). Соответственно этому Кодекс рассматривал в особой главе вопрос о признании по суду недействительным брака, заключенного с нарушением этих условий.
Большое место в Кодексе отведено регламентации прав и обязанностей супругов . Все положения этих статей построены на началах полного равноправия и свободы мужа и жены. Вместе с тем, они проникнуты стремлением обеспечить необходимую поддержку тому из супругов, который нуждается в помощи другого. Статья 104 устанавливала, что перемена местожительства одним из супругов не порождает для другого обязанности следовать за ним. В статьях 105 и 106 подчеркивалось, что брак не создает общности имущества и супруги вправе вступать во все дозволенные законом имущественно правовые отношения. Согласно ст. 107 нуждающийся, т. е. не имеющий прожиточного минимума и нетрудоспособный супруг, имел право на получение содержания от другого супруга, если последний в состоянии оказывать ему поддержку. Указанная норма направлена прежде всего на защиту женщины как экономически более слабой стороны и в силу этого зависимой материально от мужа.
В вопросе о прекращении брака посредством развода Кодекс 1918 года сохранил положения, установленные декретом от 19 декабря 1917 года .Основанием для развода по-прежнему могло служить как обоюдное согласие супругов, так и желание одного из них развестись .В условиях распада старой дореволюционной семьи с ее подчас невыносимым угнетением личности отмена всяких стеснений права на развод имела принципиально важное значение. «. Нельзя,— указывал В. И. Ленин, — быть демократом и социалистом, не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть сверхпритеснение угнетенного пола, женщины,— хотя вовсе не трудно смекнуть, что признание свободы ухода от мужей не есть приглашение всем женам уходить».

Кодекс 1918 года, как и предшествующее советское законодательство, полностью уравнивал в правах детей, рожденных вне брака, и детей брачных. Отцом и матерью ребенка признавались лица, записанные родителями в книге записей рождений. Все постановления Кодекса, посвященные личным и имущественным правам и обязанностям родителей и детей, проникнуты глубокой заботой о детях. Статья 153 прямо подчеркивает, что родительские права осуществляются в интересах детей и при неправомерном их осуществлении суд мог лишать родителей этих прав. В противоположность буржуазному семейному праву, утверждающему верховенство в семье отца, Кодекс провозгласил полное равенство родителей в осуществлении родительских прав. Важно подчеркнуть, что воспитание детей рассматривается не как частное дело родителей, а как их долг перед обществом и государством . Перечисляя обязанности родителей по отношению к детям (обязанность заботиться об их личности, воспитании и подготовке к полезной деятельности, обязанность защищать личные и имущественные интересы детей, доставлять им пропитание, содержание и др.), Кодекс в то же время устанавливает и права родителей, связанные с осуществлением перечисленных обязанностей (право требовать возвращения детей от любого лица, удерживающего их у себя не на основании постановления суда или закона, право отдавать детей на воспитание и обучение и др.). Точно так же, как на родителей возлагалась обязанность алиментирования несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, последние были обязаны доставлять содержание своим нетрудоспособным и нуждающимся родителям . Имущественные отношения родителей и детей строились на принципе раздельности: дети не имели права на имущество родителей, родители — на имущество детей
Кодекс возлагал также обязанность на трудоспособных родственников доставлять содержание нуждающимся (т. е. не имеющим прожиточного минимума) и нетрудоспособным родственникам по прямой нисходящей и восходящей линии (внукам, дедам, бабкам), а также полнородным и неполнородным братьям и сестрам . Однако эта обязанность наступала только в том случае, если нуждающиеся в содержании лица не могли получить содержание от супруга, детей или родителей ввиду их отсутствия или несостоятельности .
Кодекс устанавливал, что все усыновленные лица полностью приравниваются к родственникам по происхождению .Однако на будущее время Кодекс запрещал всякое усыновление как своих, так и чужих детей .Это временное запрещение было вызвано тем, что под видом принятия в семью усыновленных капиталистические элементы в городе и кулачество в деревне приобретали возможность эксплуатации труда сирот, беспризорных, детей батраков и т. д. Оказавшись в близких отношениях с такими усыновителями, определенная часть усыновленных из числа трудящихся могла бы воспринять их враждебные по отношению к Советской власти настроения.
Последний раздел Кодекса посвящен опекунскому праву. Нормы этого раздела подробно регламентируют конкретные формы установления и снятия опеки и попечительства, определяют учреждения, ведающие такими вопросами.
Опубликование первого социалистического Кодекса имело огромное значение. Оно заключалось в том, что этим Кодексом «Советская власть первая и единственная в мире, как власть трудящихся, отменила все, связанные с собственностью, преимущества, которые сохранились в семейном праве за мужчиной во всех, даже самых демократических, буржуазных республиках».

Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918, 1926 годов

Семейный кодекс РСФСР 1918 года.

Источниками первого советского кодекса были декреты о браке и о расторжении брака. декреты установили гражданскую форму брака, установили принципы добровольности вступления в брак и равноправие вступающих в брак. отменялись прежние ограничения на вступление в брак( согласие родители, начальства, различное вероисповедание). установлен возраст вступления в брак — мужчины — 18, женщина 16.

устанавливалась свобода расторжения брака. внебрачные дети уравнялись в правах и обязанностях с детьми, рожденными в браке. на первых парах расторжение брака превышало число зарегистрированных браков.

16 сентября 1918 был принят первый семейный кодекс в котором получили дальнейшее развитие и конкретизацию положение первых декретов.

Кодекс четко определил, что браки заключенные до революции по религиозным обрядам с соблюдением свода законов российской империи, заключенные до 10-го декабря 1917 года обладали юридической силой, то есть браки были легилизованы. потому что в декабре были приняты вот эти два декрета.

кодекс установил такой же возраст, как и в декрете (16 и 18), обязательно требовалось согласие сторон для вступления в брак, для чего даже существовал журнал в котором стороны подтверждали своё согласие, добровольность вступления в брак. запрещалось вступать в брак лицам находившемся в близком родстве, то есть прямые родственники, лицам не расторгившим предыдущий брак, душевно больным.

кодекс ввел такую норму по которой жена самостоятельно определяла своё гражданство. если раньше по перемене места жительства жена должна была ехать за мужем , то сейчас в этом плане свобода.

кодекс запретил усыновление, объясняя это тем, что возможно труд этих детей могли использовать, как наемный и в корыстных целях.

Законным брак считался заключенным в органах загса.

Кодекс предусматривал установление отцовства по суду. если на суде выяснялось, что женщина была в близких отношениях с несколькими мужчинами, то они должны были выплачивать ей на содержании, но впоследствии эту норму отменили.

расторгнуть брак можно было в органах загса и в суде.

кодекс обязывал оказывать помощь нуждающимся бывшим супругам, если он нуждался, а другой мог, имел возможность оказать такую поддержку. причем круг семьи был значительно расширен и обязаны оказывать помощь сестрам, братьям, бабкам и дедам.

кодекс закрепил раздельность имущества супругов. воспитание детей рассматривалась как обязанность родителей и если они не выполняли эту обязанность, то по суду родителей можно было лишить родительских прав.

можно было брать любую фамилию мужа или жены, можно взять двойную фамилию, если до этого не было двойной.

Семейный кодекс РСФСР 1926 года.

Это интересно:  Декрет входит в трудовой стаж

Основные положения кодекса 1918 года сохраняются в этом законе, но первое в связи с чем его и принимали:

Кодекс признал юридическую силу за фактическими браками. очень много крестьянок выходили замуж за тех, кто игнорировал фактические советские законы. кодекс перечислил условия. (ведения общего хозяйство).

изменили возраст вступления в брак: для всех 18 лет.

кодекс запретил двойную фамилию .

— кодекс разрешил усыновление.

— кодекс закрепил общность имущества супругов, до этого было раздельным.

Семейный кодекс 1918 года

Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве (выдержки)

22 Октября 1918 года.

«Собрание Узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства»

Ст. 818. кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве.

Глава V . Об усыновлённых.

182. Усыновлённые, приёмыши, приймаки и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновлённым, приёмышам, приймакам и их потомству приравниваются к родственникам по происхождению.

183. С момента вступления в силу настоящего закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление, произведенное после указанного в настоящей статье момента не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновляемых.

Глава I . Органы опеки.

184. Органами опеки являются опекунские учреждения, осуществляющие задачи опеки либо непосредственно, либо через посредство опекунов и попечителей.

185. Опекунскими учреждениями на территории Российской республики являются Отделы Социального Обеспечения при Губернских, а в Петрограде и Москве при Городских Советах Депутатов и Народный Комиссариат Социального Обеспечения.

Примечание. Функции опекунских учреждений в отношении российских граждан, проживающих за границей, выполняются представителями России за границей.

186. К обязанностям Отделов Социального Обеспечения относятся, кроме организации общих мер попечения над малолетними и дефективными, также учреждение, осуществление и снятие опек, назначение, увольнение и общий надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

187. К ведению Народного Комиссариата Социального Обеспечения относится руководство по организации общих мер попечения над малолетними и дефективными и надзор за деятельностью Отделов Социального Обеспечения.

188. Опекуны охраняют все личные и имущественные интересы подопечных, являясь их законными представителями.

189. Попечители назначаются для совершения отдельных сделок или уполномачиваются на управление имуществом вообще.

Примечание. К попечителям, поскольку не установлены особые правила, применяются постановления об опекунах.

Глава П. Установление и снятие опеки и попечительства.

190. Опека устанавливается над несовершеннолетними и над душевно-больными и осуществляется либо Отделом Социального Обеспечения либо специально назначенным для этой цели опекуном.

191. Несовершеннолетними признаются лица мужского пола, не достигшие 18-летнего и лица женского пола не достигшие 16-летнего возраста.

Примечание. По специальному постановлению соответствующего Отдела Социального Обеспечения лица, не достигшие возраста совершеннолетия, с их на то согласия, могут быть признаны совершеннолетними.

192. Опеке подлежит всякое несовершеннолетнее лицо, не находящееся на попечении родителей.

193. Страдающие душевной болезнью подлежат опеке в случае признания их в установленном порядке душевно-больными.

Примечание. Инструкция об освидетельствовании душевно-больных при сем прилагается.

194. Опека учреждается по постановлению Отдела Социального Обеспечения по месту жительства лица, над коим она устанавливается.

195. О необходимости учреждения опеки в случае, предусмотренном ст.192, Отдел Социального Обеспечения извещается должностными лицами и учреждениями, которые при своей служебной деятельности осведомятся о таком случае, а также близкими лиц, подлежащих опеке, и самими этими лицами.

196. О необходимости учреждения опеки в случае, указанном в ст.193, Отдел Социального Обеспечения извещается Врачебным Управлением при Губернском Совете Депутатов, по месту жительства признанного душевно-больным.

197. Если Отдел Социального Обеспечения иными способами, кроме указанных в ст.ст. 195 и 196, узнает о необходимости учреждения опеки, он устанавливает опеку по собственному почину.

198. Попечительство над совершеннолетним лицом устанавливается по его о том ходатайству, если окажется, что лицо это вследствие старческой дряхлости или других недугов или неопытности не может надлежащим порядком вести свои дела вообще или защитить свои интересы в каком-либо определенном случае.

199. О назначении опеки производится публикация в местном органе периодической печати, помещающем об’явления этого рода.

Примечание. Список лиц, над которыми назначена опека по душевной болезни, публикуются во всеобщее сведение Народным Комиссариатом Юстиции.

200. Заинтересованным лицам предоставляется право в 2-хнедельный, с момента появления указанной в ст.199 публикации, срок обжаловать в местный по нахождению Отдела Социального Обеспечения суд постановление о назначении опеки.

201. Опека прекращается, если отпадает основание для ее учреждения.

202. Опека над несовершеннолетним прекращается в момент, когда наступает совершеннолетие.

203. При об’явлении лица совершеннолетним в порядке, установленном примечанием к ст.191, Отдел Социального Обеспечения определяет вместе с тем, с какого момента наступает совершеннолетие и производит публикацию об об’явлении лица совершеннолетним в местном периодическом органе печати, помещающем публикации этого рода.

204. Опека над душевно-больными прекращается постановлением соответствующего Отдела Социального Обеспечения, по получении им уведомления от Врачебного Управления о признании лица выздоровевшим.

205. Попечительство прекращается по постановлению соответствующего Отдела Социального Обеспечения, если отпало основание, заставлявшее ходатайствовать об его установлении.

Глава III . Назначение и увольнение опекуна.

206. Назначение опекуна в тех случаях, когда Отдел Социального Обеспечения не принимает на себя непосредственное осуществление опеки, должно произойти в недельный срок с того момента, когда соответствующий Отдел Социального Обеспечения узнает о необходимости такого назначения.

Примечание. Один опекун может быть назначен как над одним лицом так и над целой группой лиц.

207. Опекунами назначаются совершеннолетние лица, способные выполнять эту должность.

208. Не могут быть назначаемы на должности опекунов и состоять опекунами:

а) лица, сами состоящие под опекой;

б) лишённые по суду гражданских прав (доброго имени, общественного доверия, семейных и имущественных прав);

в) те, интересы которых находятся в противоречии с интересами подопечного и в особенности те, которые находятся с ними во враждебных отношениях.

209. При назначении опекунов предпочтение оказывается лицу, выбранному подлежащим опеке (если он не душевно-больной и достиг 14-летнего возраста), его матерью или отцом, а при отсутствии такого лица – близкому родственнику или супругу лица, подлежащего опеке.

210. Назначая опекуна из числа лиц, указанных в ст.209, Отдел Социального Обеспечения должен принять во внимание как личные отношения, назначаемого опекуном к подлежащему опеке, так и близость местожительства.

211. Избранному опекуном немедленно посылается письменное сообщение о его назначении. Одновременно производится публикация о назначении опекуна в местном органе периодической печати, помещающем об’явления этого рода.

212. Всем заинтересованным лицам предоставляется право в 2-х недельный с момента появления публикации срок обжаловать в местный по нахождению Отдела Социального Обеспечения суд постановление о назначении опекуном данного лица.

213. Каждый гражданин Российской Республики, назначенный Отделом Социального Обеспечения опекуном, обязан принять опеку.

214. От принятия опеки может отказаться:

а) тот, кому исполнилось 60 лет;

б) тот, кто вследствие телесного недостатка мог бы лиш с трудом исполнять должность опекуна;

в) тот, кто осуществляет родительские права в отношении более, чем 4х детей;

г) тот, кто уже заведует одною индивидуальной или коллективной опекой.

215. При наличности одного из предусмотренных ст.214 оснований для отказа от опеки, назначенный опекуном в недельный с момента получения сообщения о своём назначении срок может осуществить своё право отказа. Не заявивший об отказе считается принявшим опекунство.

216. Если отказ от опеки будет признан основательным, Отдел Социального Обеспечения производит избрание в опекуны другого лица, но, до передачи опеки вновь назначенному опекуну, заявивший об отказе от опеки должен исполнять обязанности опекуна.

217. Опекунские обязанности считаются принятыми с момента получения лицом, избранным Отделом Социального Обеспечения, извещения о назначении его опекуном.

218. Должность опекуна прекращается со снятием опеки, а так же при наступлении условий, указанных в ст. 208.

219. Опекун может быть уволен от должности постановлением Отдела Социального Обеспечения, если он окажется виновным в нерадении или злоупотреблении должностными полномочиями, а также и тогда, когда он столь неудовлетворительно исполняет опекунские обязанности, что интересам подопечного угрожает опасность.

220. Об увольнении опекуна по основаниям, указанным в ст. 219, может ходатайствовать как сам подопечный, так и всякое третье лицо.

221. До постановления определения об увольнении опекуна Отдел Социального Обеспечения обязан расследовать обстоятельства дела и допросить опекуна.

222. Если во время выполнения опекунских обязанностей возникают основания к отклонению опекунства, указанные в п.п. «а», «б» и «в» ст. 214, опекун может ходатайствовать об увольнении в порядке, указанном в ст. 215.

Глава IV . Попечение о личности состоящих под опекой, управление имуществом подопечных и ответственность органов опеки.

223. Защита интересов подопечного, личных и имущественных, лежит на осуществляющем опеку отделе или опекуне, которые являются представителями подопечного на суде и вне суда.

224. Опека над несовершеннолетним заботится о личности подопечного, о его воспитании и подготовлении к полезной деятельности.

225. Опекун обязан держать несовершеннолетнего подопечного при себе и вправе требовать возврата его от любого лица, удерживающего несовершеннолетнего у себя не на основании постановления закона или суда.

226. Для отдачи несовершеннолетнего подопечного на воспитание и обучение, а равно и для заключения с согласия подопечного, достигшего 16-тилетнего возраста, договора о личном его найме опекун должен испросить согласие соответствующего Отдела Социального Обеспечения.

227. Опека над душевно-больным обязана защищать и поддерживать его во всех личных делах и заботиться о его здоровьи.

Это интересно:  Должностная инструкция сварщика 2019

228. В случае необходимости поместить душевно-больного в соответствующее лечебное заведение, опекун заявляет об этом Отделу Социально Обеспечения, который предлагает Врачебному Управлению назначить Врачебную Комиссию. Эта последняя и разрешает вопрос о необходимости помещения душевно-больного в лечебное заведение.

229. Опека выполняет возложенные на неё по попечению над личностью несовершеннолетнего обязанности безвозмездно, но имеет право на возмещение из имущества подопечного всех затрат на воспитание, образование и лечение подопечного, поскольку затраты эти не превышают доходов подопечного.

230. Опека управляет имуществом подопечного, как заботливый трудовой хозяин.

231. Если подопечному достанется в непосредственное управление и распоряжение имущества указанное в ст.129, то опека управляет этим имуществом на равных правах с другими лицами, имеющими право на получение этого имущества в управление и распоряжение.

232. Опека, являясь представителем подопечного, вправе совершать все те сделки, которые мог бы совершить сам подопечный, если бы обладал полной дееспособностью.

233. Опекун не может представлять опекаемого при заключении сделки или ведении тяжбы между своим супругом или одним из родственников по прямой восходящей и нисходящей линии, с одной стороны, и опекаемым, с другой стороны.

234. Опекун не может выступать в качестве договаривающейся стороны в договоре относительно имущества опекаемого, а также и приобретать требования на опекаемого.

235. На оплату долга самому опекуну по сделкам, заключенным до назначения его опекуном, требуется разрешение соответствующего Отдела Социального Обеспечения.

236. Опека не может совершать дарений в качестве представителя опекаемого.

237. Об управлении имуществом подопечного, поскольку доходы с этого имущества превышают прожиточный минимум, установленный для данной местности, опекун обязан представлять Отделу Социального Обеспечения ежегодно, не позже 15 января нового года, письменный отчет.

238. За управление имуществом подопечного Отдел Социального Обеспечения может назначить опекуну вознаграждение, принимая во внимание: а) чистый доход от имущества подопечного, )б степень имущественной обеспеченности опекуна, а также в)труд, затрачиваемый опекуном на управление имуществом подопечного.

239. По прекращении опеки, состоявший под опекой вправе требовать от опеки возмещение всего вреда и убытков, причиненных недобросовестным или небрежным управлением.

240. По прекращении опеки, опекун представляет общий отчет.

241. Все действия опекуна по попечению над личностью подопечного во всякое время могут быть обжалованы в Отдел Социального Обеспечения как самим подопечным, так и любым третьим лицом.

242. Действия опекуна по управлению имуществом подопечного могут быть обжалованы в соответствующий Отдел Социального Обеспечения самим подопечным, а равно и заинтересованными третьими лицами.

243. На постановление Отдела Социального Обеспечения, по жалобе на действия опекуна, сторонами может быть подана жалоба в Народный Комиссариат Социального Обеспечения.

244. Жалобы на действия и постановления Отделов Социального Обеспечения приносятся в Народный Комиссариат Социального Обеспечения, который должен рассмотреть жалобу не позже, чем в течение 3-х месяцев со дня ее поступления.

245. Если Народным Комиссариатом Социального Обеспечения обжалованное постановление Отдела Социального Обеспечения оставлено в силе, заинтересованным лицам предоставляется право оспаривать означенное постановление в общеисковом порядке.

246. Правила, содержащиеся в этом разделе, соответственно применяются в тех случаях, когда Отдел Социального Обеспечения признаёт необходимым назначение опеки по другим основаниям, в частности по случаю расточительства или обнаружения таких свойств, которые делают опасным или невозможным оставление данного лица без общественного попечения.

Кодекс д ан точно по тексту Собрания Узаконений : лексика, орфография и пунктуация сохранены и полностью соответствуют оригиналу. Форматирование преимущественно сохранено.

Права на электронную версию принадлежат

РБФ «Приют Детства»

Предыдущий документ К оглавлению подраздела Следующий документ К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА НА ГЛАВНУЮ ЗАДАТЬ ВОПРОС

Программа содействия развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие семейного права в России

Предпосылки создания и основное содержание Семейного кодекса в советское время, разработка идеи гражданского брака. Государственная регистрация, юридические формы заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, установление отцовства.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.03.2015
Размер файла 18,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1. Разработка семейного кодекса

Предпосылки создания кодекса.

Вопросу регулирования брачно-семейных отношений Советское государство с самого начала своего существования отводило одно из центральных мест в своей политике. Первым советским кодексом был КЗАГС.

Идеи Ленина о браке и семье: «Реакционеры против свободы развода, призывая к осторожному обращению с ней и крича, что она означает распад семьи. Демократия же полагает, что они защищают на деле всевластие полиции и бюрократии, привилегии одного пола и худшее угнетение женщины…право развода имеют все без исключения демократические страны».

Задача советской республики — уничтожение всех ограничений прав женщин, отмена церковного брака и предоставление свободы развода.

В царской России государство признавало лишь церковных брак. Нормы церковного права, регулировавшие брачные отношения включались в правовую систему государства. Государственной регламентации подлежали имущественные отношения супругов.

В своде законов гражданских определение брака отсутствовало. За образец принималось определение, взятое из Книги Кормчей: «Брак, как образ таинственного союза Христа с Его церковью, есть таинство, соединяющее мужа и жену для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божьей благодати»

Существовали препятствия к вступлению в брак, связанные с вероисповеданием. Ст. 85 Свода законов гражданских запрещала Российским поданным православного и католического вероисповедания вступать в брак с нехристианами. Брак между христианами различных исповеданий хотя и допускался, но признавался действительным лишь при условии венчания православным священником, если кто-либо из вступавших в брак принадлежал к православию (ст. 72)

Институт брака активно использовался в целях увеличения паствы господствующей церкви.

Церковное право не допускало возможности расторжения брака по взаимному согласию: «Самовольное расторжение брака без суда, по одному взаимному согласию супругов ни в каком случае не допускается. Равномерно не допускаются и никакие между супругами обязательства или иные акты, заключающие в себе условие жить им в разлучении, или же какие-либо другие, клонящиеся к разрыву супружеского союза» (ст. 46 Свода законов гражданских)

Место жительства семьи определялось местом жительства мужа.

Законные основания для расторжения брака:

— неспособность к брачному сожитию

— осуждение к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния

— безвестное отсутствие (ст. 45 законов)

Как следствие, многие просто не хотели вступать на путь бракоразводного процесса, который «внушал чувство брезгливости человеку морально чистоплотному».

Программа партии не содержала в себе решение этих проблем. Но в теории марксизма вопрос о браке и семье рассматривался: « С переходом средств производства в общественную собственность индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом. Общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут ли они брачными или внебрачными…господство мужчины в браке — это следствие его экономического господства и исчезнет вместе с последним»

На десятый день после Октябрьской революции в правительственной газете был опубликован проект закона о расторжении брака. Похоже, что проект был составлен Шпицбергом. Предусматривалась возможность расторжения брака по просьбе обоих супругов. Если просьба исходила от одного из них, то брак мог быть расторгнут лишь при наличии законных оснований.

Неудовлетворительность проекта вызвала необходимость нового решения проблемы. 22 ноября 1917 г. был опубликован новых проект декрета о расторжении брака. Разработанных на его основе Декрет вступил в законную силу 19 декабря и предоставлял полную свободу развода в духе идей, высказанных Лениным: «Брак расторгается вследствие просьбы о то обоих супругов или хотя бы одного из них» Для этого не устанавливалось каких-либо законных оснований, судья не выяснял причин развода, достаточно было лишь желания.

Упразднение института брака было преждевременным.

брак юридический семейный право

впервые в ходе буржуазных реформ 60-х гг. Церковь взяла в свои руки рычаги управления человеческими влечениями и ревниво охраняла свою монополию, по мнению Покровского, потому что «в истинном соединении двух лиц есть подлинный элемент религиозного настроения, и если церковь некогда взяла брак под свое ведение, если она объявила его таинством, то в значительной мере опираясь на это психологическое явление». Так возник церковный брак. Внебрачные отношения, как и добрачные находились под запретом церкви.

Церковный брак сохранился вплоть до революции. Но через несколько недель после нее в газетах появился вслед за Декретом о расторжении брака. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния. Процедура заключения брака была упрощена, никаких свидетелей не требовалось. Брачующиеся лишь обязывались дать подписку об отсутствии препятствий к заключения брака. Этот проект без существенных изменений получил 20 декабря 1917 г. силу закона: «Российская республика впредь признает лишь гражданские браки…церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является личным делом брачующихся». Закреплялось лишь 4 препятствия к заключению брака:

— недостижение брачного возраста

— состояние в близком родстве

— состояние в браке

Устранение запретов, налагаемых церковью

В декабре 1917 г. проекты Декретов были утверждены ВЦИК и СНК и получили силу законов. Церковный собор объявил расторжение церковного брака гражданской властью недействительным, а вступление в новый. Гражданских брак многоженством и прелюбодеянием.

Весной 1918 г. был организован НКЮ и через несколько месяцев начались работы по кодификации советского законодательства. Материалов было немного

Это интересно:  Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются

История подготовки и принятия.

В протоколах Коллегии НКЮ от 23 мая 1918 г. имеется запись о поручении Красикову разработать положение о записи браков и рождений. Попутно было решено изъять из консисторий по одному экземпляру метрических книг и передать их губернским Советам.

Материалов деятельность каких-либо комиссий, подготовивших проект КЗАГС обнаружить не удалось. В архивном фонде НКЮ сохранились лишь протокольные записи, из которых видно, что к концу августа 1918 г. был подготовлен проект «Свода законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он был принят НКЮ по докладу члена коллегии НКЮ Гойхбарга. 23 января 1918 г декрет об отделении церкви от государства. Вопросы расторжения брака были далеко не единственными, вызывавшими недоразумения. После введения гражданского брака и развода церковных брак потерял правовое значения для государства. Но иначе смотрели на церковных брак граждане. Это вызывало вопросы и недоумения. Спешили с изданием Кодекса еще и потому, что в ряде мест (например в Саратове) исказили политику партии и приняли Декрет об отмене права честного владения женщинами, достигшими возраста от 17 до 32 лет: «Действие этого декрета не распространяется на замужних женщин, имеющих долее 5 человек детей. Все женщины забеременевшие освобождаются от своих прямых обязанностей на 4 месяца. Рождаемы младенцы, имеющие 1 меся, отдаются в приют «Народные Ясли», где они воспитываются и получают образование до 17 лет за счет фонда народного поколения». Причем Саратов был не единственным городом.

Проект был подготовлен к концу лета и утвержден коллегией НКЮ 27 августа 1918 г. Заседание ВЦИК, на котором рассматривался проект кодекса состоялось 16 сентября 1918: «Мы предлагаем на ваше рассмотрение кодекс, не желаю сделать из него нечто постоянное. Мы уверены, что скоро придется отменить его при воцарении социалистического строя».

Идея гражданского брака, декларированная декабрьским декретом была закреплена Кодексом 1918 г. Ленин: «За два года советская власть о одной из самых отсталых стран Европы сделала для освобождения женщины столько, сколько не сделали за 130 лет все передовые республики»

Форма заключения брака. Ст. 52 Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов.

Браки заключаются публично в специально предназначенном для этого помещении. Вне такого помещения бракосочетание допускается только на судне во время плавания, в войске во время похода и в случае невозможность явиться в присутственное место по состоянию здоровья (54).

Заключается в присутствии председателя отдела записей актов гражданского состояния или его заместителя и совершающего запись секретаря отдела или его помощника, а в нотариальных отделах в присутствии нотариуса и секретаря (55).

Условия вступления в брак.

1. Устное или письменное заявление о желании вступить в брак (58)

2. приложение свидетельства о личности брачующихся и подписи последних о добровольном вступлении в брак (59)

3. отсутствие препятствий к браку (достижение брачного возраста, здравый ум, отсутствие зарегистрированного брака, нахождение не в близких степенях родства, взаимное согласие (66-70))

Недействительность брака. Производство о признании брака недействительным может быть возбуждено супругами, лицами, интересы которых этим браком нарушены и представителями государственной власти (75). Дела рассматриваются местными судами (76)

Недействительным брак признается при обнаружении несоблюдения условий заключения брака (77-82)

— смерть одного из супругов, судебное объявление его умершим (85)

— развод по обоюдному желанию, по желанию одного из супругов (87)

Просьба о расторжении брака подается в устной или письменной форме (88) в местный суд (89)

Права и обязанности супругов.

1. право выбора общей фамилии (100)

2. право выбора гражданства (103)

3. право выбора места жительства (104)

4. раздельная собственность супругов (105)

5. свобода договора (106)

6. право нетрудоспособного супруга на соц. поддержку, если другой супруг может ее оказать (107)

Установление отцовства и материнства.

Основой семьи признается действительное происхождение, Никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливается (133).

Отцом и матерью ребенка считаются лица, записанные родителями в книге записей рождений (134)

Забеременевшая и не состоящая в браке женщина не позднее как за 3 месяца до разрешения от бремени подает заявление в местный отдел записей актов гражданского состояния по своему месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца (140). Такое же заявление может быть подано и состоящей в браке женщиной, если зачатый ею ребенок происходит не от зарегистрированного ее мужа.

Указанный отец ребенка вправе в течение 2 недель с момента получения извещения возбудить судебных спор против матери о неправильности заявления. Невозбужденный спор приравнивается к признанию отцовства (141)

Права и обязанности детей и родителей.

1. право на ношение родительской фамилии (145)

2. право на гражданство одного из родителей (147) при разногражданстве. Презумпция русского гражданства.

3. родительские права предоставляются родителям в отношении детей мужского пола до 18 лет и женского до 16 лет (149)

1. раздельный режим собственности детей и родителей (160)

2. право ребенка на содержание и пропитание (161, 165, 169)

Права и обязанности лиц, состоящих в родстве.

1) право нуждающихся на требования содержания от состоятельных родственников.

2) после смерти родственника, судебного объявления его умершим или отсутствующим, нуждающиеся родственники получают содержание из оставшегося имущества.

5. Органы регистрации актов гражданского состояния

Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей актов гражданского состояния

Ведение актов гражданского состояния российских граждан за границей возлагается на представителей России за границей.

Отделы записей актов гражданского состояния учреждаются:

Центральный (полномочия — составление и ведения общего реестра лиц, зарегистрированных в пределах РР и русских граждан, зарегистрированных за границей, выдача справок и засвидетельствованных выписей из общего реестра, общий надзор за делопроизводством окружных отделов)

Окружные (полномочия — составление на основании сведений, поступающих к ним из местных отделов, реестров лиц, зарегистрированных в пределах соотв. Губернии или области, выдача справок и выписей из реестра лиц, надзор на делопроизводством местных отделов)

Местные (полномочия — регистрация всех произошедших в пределах ведения соответствующего Совета депутатов событий, влияющих на гражданское положение лиц, изготовление по требованию заинтересованных лиц засвидетельствованных выписей из реестров).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и основные принципы построения семейного права. Понятие брака и семейно-брачных отношений. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Причины и условия расторжения брака в судебном порядке.

контрольная работа [29,9 K], добавлен 18.12.2014

Отношения, регулируемые семейным законодательством, предмет, формы и метод семейного права, имущественные личные неимущественные отношения. Правовые вопросы заключения и прекращения брака, права и обязанности супругов, правоотношения родителей и детей.

курс лекций [85,0 K], добавлен 20.05.2010

Общая характеристика семейного права, принципы регулирования семейных отношений. Порядок заключения и расторжения брака. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение и лишение родительских прав.

реферат [24,6 K], добавлен 24.04.2009

Предмет и принципы семейного права. Основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений. Условия и порядок заключения, расторжения, признания недействительным брака. Права, обязанности и ответственность супругов; брачный договор.

контрольная работа [42,9 K], добавлен 08.01.2014

Определение и основное содержание брака. Правовое регулирование семейно-брачных отношений. Условия и порядок расторжения брака, его правовые последствия и проблемы. Рассмотрение нового Семейного кодекса Российской Федерации. Сущность брачного договора.

курсовая работа [47,5 K], добавлен 23.02.2012

Понятие, предмет и методика семейного права, его принципы. Условия и порядок заключения брака согласно действующему законодательству. Личностные и имущественные правоотношения супругов. Прекращение брака и его недействительность, порядок ее признания.

контрольная работа [27,9 K], добавлен 11.01.2011

Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву: порядок и условия заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов. Специфика заключения и расторжения брака между российским и иностранным гражданином.

курсовая работа [50,8 K], добавлен 29.01.2011

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Права, обязанности и ответственность членов семьи. Главный источник семейного права. Правовая связь членов семьи. Порядок заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов.

презентация [2,0 M], добавлен 05.05.2014

Особенности заключения и расторжения брака в международном частном праве. Семейные отношения с иностранным элементом. Порядок заключения и расторжения брака с иностранными гражданами в Республике Беларусь. Четкое разделение функций между супругами.

контрольная работа [24,5 K], добавлен 30.03.2015

Понятие и основания расторжения брака. Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению обоих или одного из супругов. Имущественные интересы бывших супругов. Права и обязанности родителей в отношении детей. Юридическое оформление фактического распада семьи.

дипломная работа [162,0 K], добавлен 21.10.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Статья написана по материалам сайтов: ifreestore.net, infamily.org, revolution.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector