+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Служба протокола президента рф

Читайте также:

  1. ВИТЯГ З ПРОТОКОЛУ
  2. Змішана економічна система: сутність, ознаки, історичні перспективи.
  3. И ПЕРВЫЙ ПРОТОКОЛ К НЕЙ
  4. Иные формы протокольных контактов
  5. Код протокола 2 страница
  6. Лекція 1. Тема: Предмет етики та основні етапи її становлення
  7. Лекція 5. Тема: Етика права як різновид прикладної етики
  8. Наблюдатели и копии протоколов
  9. Офіційні і протокольні форми представлення.
  10. Перший протокол
  11. Пример обработки протокола.
  12. Протокол

1. Становление президентского протокола в России.

2. Управление протокола Президента РФ.

3. Президентский (Кремлёвский) полк.

4. Президентский оркестр.

5. Президентский транспорт.

6. Символы президентской власти.

7. Вступление в должность Президента РФ.

8. Резиденции Президента РФ.

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ПРОТОКОЛА В РОССИИ

Традиции, лежащие в основе деятельности современного Протокола Президента Российской Федерации, имеют глубокие корни, тесно связаны с международной протокольной практикой и оттачивались в течение нескольких столетий. Посольский обряд», предусматривавший правила ведения дипломатических переговоров и организации приемов, сформировался в России в XVI-XVII веках. Он возлагался на Посольский приказ, занимавшийся размещением иностранных послов в Москве, разработкой церемонии их въезда в город, организацией переговоров в кремлевских палатах, царских аудиенций, посольских обедов у царя и др.
При Петре I решение протокольных вопросов было возложено на сменившую Посольский приказ Коллегию иностранных дел. По мере усложнения государственного аппарата и уточнения его функций Коллегия в 1832 году была преобразована в Экспедицию церемониальных дел при Министерстве иностранных дел России. В обязанности Экспедиции входило проведение государственных церемоний, приглашение дипкорпуса ко двору и на праздники, информационное обеспечение и охрана посольств.
Таким образом, к XX веку в России в целом завершилась формализация правил дипломатического протокола, основанного на обычаях международной вежливости.
На протяжении советского периода отечественной истории вопросы протокола курировались МИД СССР. Протокольная практика того времени, в основном соответствовавшая международным стандартам, имела, тем не менее, свои особенности. В частности, советскую протокольную иерархию возглавляли вслед за Генеральным секретарем члены политбюро, кандидаты в члены политбюро, секретари ЦК КПСС в алфавитном порядке.
Изменения в эту практику были внесены в мае 1990 года, когда, после избрания М.С.Горбачева Президентом Советского Союза, при Управлении делами Президента СССР был создан протокольный отдел, призванный внести новые элементы в организацию приема и обслуживания глав зарубежных государств и правительств. Этот отдел просуществовал недолго — в 1991 году Союз прекратил свое существование. Однако, к тому времени в Администрации Президента России уже функционировало Управление протокола, начавшее свой отсчет с июня 1991 года, когда Б.Н.Ельцин был избран Президентом РСФСР.
После реорганизации Управления в январе 1992 года первым Президентом России были утверждены документы, необходимые для систематизации работы протокольной службы. В 1996 году были внесены изменения в Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации. Появилось понятие государственного визита, был уточнен порядок протокольного старшинства при проведении официальных мероприятий в Российской Федерации.
В 1999 году после реставрации открылись Андреевский и Александровский залы Большого Кремлевского Дворца, ставшие местом проведения торжественных мероприятий с участием главы государства. 7 мая 2000 года в Андреевском, Георгиевском и Александровском залах Дворца была устроена торжественная церемония вступления в должность Президента Российской Федерации В.В.Путина.

ВОПРОС 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Положение об Управлении протокола Президента Российской Федерации

(Утверждено Указом Президента РФ 6 июня 1996 года, N 812)

I. Общие положения

1. Управление протокола Президента Российской Федерации (далее именуется Управление протокола) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.

2. Правовую основу деятельности Управления протокола составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, настоящее Положение, распоряжения Администрации Президента Российской Федерации. Управление протокола в своей деятельности руководствуется также общепринятыми в международной практике протокольными нормами.

3. Положение об Управлении протокола утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

II. Основные функции Управления протокола

4. Основными функциями Управления протокола являются:

протокольно — организационное обеспечение международных контактов и рабочих встреч Президента Российской Федерации, его супруги, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, а в случае необходимости — контактов и рабочих встреч помощников Президента Российской Федерации и заместителей Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с представителями иностранных государств и международных организаций;

организация и координация деятельности по протокольному и организационному обеспечению визитов в Российскую Федерацию на высшем и высоком уровне и визитов Президента Российской Федерации за рубеж;

консультирование Президента Российской Федерации по вопросам протокола.

III. Основные задачи Управления протокола

5. Основными задачами Управления протокола являются:

· организация приема в Российской Федерации подготовительных и передовых групп по подготовке визитов на высшем уровне и направление таких групп за рубеж;

· разработка совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и зарубежными партнерами схем программ визитов, а также подробных программ визитов, перечней соответствующих мероприятий и координация деятельности по их выполнению;

· подготовка и внесение на рассмотрение Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации проектов соответствующих распоряжений, оформление необходимых документов, в том числе заграничных паспортов и виз;

· заказ необходимого транспорта, включая самолеты, подготовка соответствующих протокольных атрибутов;

· контроль совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации за расходованием финансовых средств на организацию визитов;

· протокольно — организационное обеспечение совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации представления Президенту Российской Федерации дипломатического корпуса, аккредитованного в г. Москве, церемонии вручения верительных грамот послами иностранных государств, участия послов иностранных государств в представлении Президентом Российской Федерации ежегодного послания Федеральному Собранию;

· согласование состава участников встреч Президента Российской Федерации с представителями иностранных государств и международных организаций, их оповещение о месте, времени и характере встречи, а также информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции о соответствующих параметрах встречи;

· предоставление переводчиков для российских официальных лиц;

· разработка предложений о совершенствовании протокола Президента Российской Федерации;

· архивирование материалов по визитам и параметрам протокольных встреч.

6. Управление протокола решает стоящие перед ним задачи во взаимодействии с самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации.

ВОПРОС 3. ПРЕЗИДЕНТСКИЙ (КРЕМЛЁВСКИЙ) ПОЛК

ВОПРОС 4. ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ОРКЕСТР

Президентский оркестр — главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения. Президентский оркестр создан 11 сентября 1938 года как оркестр Управления коменданта Московского Кремля.

В разные годы коллектив носил названия: оркестр Комендатуры Московского Кремля, Образцово-показательный оркестр Комендатуры Московского Кремля, Кремлевский оркестр. Название «Президентский оркестр» коллектив получил 11 сентября 1993 года.

За более чем 60-летнюю историю оркестр работал со многими дирижерами, исполнял разную в жанровом отношении музыку, неоднократно трансформировался, но всегда оставался коллективом, созданным для музыкального обеспечения важнейших государственных и общественно-значимых мероприятий.
Оркестр много записывается на телевидении, радио и в студиях грамзаписи. Особо отмечается работа оркестра в телевизионной версии программы «Звезды в Кремле». Коллектив участвует также в программе «Песня года», многочисленных съемках авторских концертов выдающихся композиторов-песенников.
Широка гастрольная практика Президентского оркестра. С большим успехом оркестр выступал на самых престижных концертных площадках мира: «Кеннеди-центр» в Вашингтоне, «Мэдисен Сквер Гарден» в Нью-Йорке, «Олимпия» в Париже, в Римской опере, «Фридрихштадт-палас» в Берлине.

Президентскому оркестру рукоплескали Королева Великобритании Елизавета II, Король и Королева Испании, Канцлер Германии Гельмут Коль, президенты США Джеральд Форд и Билл Клинтон, руководители Франции, Италии, Канады, Китая…
«Дом» Президентского оркестра — Троицкая башня Московского Кремля. В самой высокой из кремлевских башен находятся репетиционные залы, студии звукозаписи, офисные и подсобные помещения оркестра.

ВОПРОС 5. ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ТРАНСПОРТ

Содержание

Подразделения Администрации Президента

Государственно-правовое управление Президента

Обеспечивает деятельность Президента по правовым вопросам. Осуществляет правовое обеспечение деятельности Администрации Президента и информационно-справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации. Оказывает консультативную помощь Аппарату Правительства, федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Федерации по правовым вопросам.

Помощник Президента – начальник Государственно-правового управления Президента – Лариса Игоревна Брычёва.

Контрольное управление Президента

Контролирует и проверяет исполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента. Контролирует и проверяет исполнение поручений Президента и Руководителя Администрации Президента. Контролирует реализацию ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию и иных программных документов Президента. Информирует Президента и Руководителя Администрации Президента о результатах проверок и готовит на их основе предложения по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Помощник Президента – начальник Контрольного управления Президента – Дмитрий Владиславович Шальков.

Референтура Президента

Участвует в подготовке проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию и иных программных документов Президента. Готовит проекты выступлений, приветственных писем и поздравлений Президента России. Участвует в издательских проектах, связанных с обеспечением деятельности Президента и его Администрации. Участвует в обеспечении деятельности Президента по вопросам образования и науки.

Помощник Президента – начальник Референтуры Президента – Дмитрий Рафаэльевич Калимулин.

Старшие референты Президента – Ярослав Васильевич Шабанов, Лариса Павловна Мишустина.

Референты Президента: Наталья Михайловна Меликова, Татьяна Сергеевна Трубинова, Екатерина Юрьевна Хуторская.

Управление Президента по внешней политике

Содействует Президенту в определении основных направлений внешней политики государства. Участвует в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой государства. Осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента и Руководителя Администрации Президента по вопросам внешней политики государства и международных отношений. Обеспечивает содержательную часть внешнеполитических мероприятий с участием Президента. Обеспечивает взаимодействие Президента и Руководителя Администрации Президента с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями.

Начальник Управления Президента по внешней политике – Игорь Святославович Неверов.

Управление Президента по внутренней политике

Осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства. Готовит в пределах своей компетенции, обобщает и представляет Президенту и Руководителю Администрации Президента материалы об общественно-политической ситуации в стране, а также предложения по вопросам государственного строительства, федеративных отношений, местного самоуправления, региональной и информационной политики. Организует и обеспечивает взаимодействие главы государства с Федеральным Собранием, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, организациями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, общественными и религиозными объединениями, иными структурами гражданского общества. Обеспечивает взаимодействие Президента и Руководителя Администрации Президента с полномочными представителями Президента в федеральных округах.

Это интересно:  Доходы бюджетов образуются за счет

Начальник Управления Президента по внутренней политике – Андрей Вениаминович Ярин.

Управление Президента по вопросам государственной службы и кадров

Обеспечивает деятельность Президента в решении кадровых вопросов и полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы; осуществляет в пределах своих полномочий контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента по вопросам государственной службы; готовит предложения Президенту по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции в органах государственной власти и иных государственных органах, урегулирования конфликта интересов, реформирования и развития государственной службы, а также по вопросам кадровой политики; занимается кадровым и организационно-штатным обеспечением деятельности Администрации Президента.

Начальник Управления Президента по вопросам государственной службы и кадров – Антон Юрьевич Фёдоров.

Управление Президента по государственным наградам

Обеспечивает деятельность Президента в решении вопросов, касающихся награждения государственными наградами и присвоения почётных званий, награждения Почётной грамотой Президента и объявления благодарности Президента; награждения Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами и объявления благодарности Верховного Главнокомандующего; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений Президента по вопросам, касающимся государственных наград и геральдики; готовит предложения Президенту по вопросам осуществления единой политики в области государственных наград и геральдики.

Начальник Управления Президента по государственным наградам – Владимир Борисович Осипов.

Управление Президента по обеспечению конституционных прав граждан

Обеспечивает реализацию конституционных полномочий Президента по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, государственной миграционной политики, осуществления помилования.

Начальник Управления Президента по обеспечению конституционных прав граждан – Максим Александрович Травников.

Управление информационного и документационного обеспечения Президента

Занимается организацией информационного и документационного обеспечения Президента и его Администрации. Обеспечивает функционирование единой системы делопроизводства в Администрации Президента. Организует, координирует и контролирует деятельность по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Администрации Президента. Организует специальную документальную связь с органами исполнительной власти субъектов Федерации, контролирует её состояние. Занимается комплектованием, обеспечением сохранности, учёта и использования архивного фонда документов Президента, его Администрации, совещательных и консультативных органов при Президенте; осуществляет комплектование, обработку, хранение и использование библиотечного фонда Администрации Президента.

Начальник Управления информационного и документационного обеспечения Президента – Сергей Николаевич Осипов.

Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций

Обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту и Администрации Президента, в том числе обращений, поступивших по информационным системам общего пользования, запросов в виде электронного документа, о предоставлении информации, касающейся деятельности Президента и Администрации Президента.

Осуществляет информационно-статистическое, аналитическое и методическое обеспечение деятельности Президента, Администрации и её самостоятельных подразделений по рассмотрению обращений и запросов, обеспечивает деятельность Приемной Президента, анализирует обращения, результаты их рассмотрения и принятые по ним меры.

Обеспечивает деятельность Комиссии при Президенте по реабилитации жертв политических репрессий.

Начальник Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций – Михаил Геннадьевич Михайловский.

Управление пресс-службы и информации Президента

Основными задачами Управления являются: предоставление СМИ сведений о деятельности Президента, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием; оперативное информирование Президента о позиции СМИ в отношении деятельности главы государства, об откликах на неё в средствах массовой информации; организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом; организация и обеспечение взаимодействия Президента со средствами массовой информации; освещение деятельности Президента в сети Интернет.

Начальник Управления пресс-службы и информации Президента – Андрей Михайлович Цыбулин.

Управление протокола Президента

Осуществляет протокольное обеспечение визитов за рубеж и поездок в субъекты Российской Федерации Президента. Осуществляет протокольное обеспечение мероприятий с участием Президента в ходе визитов в Российскую Федерацию представителей иностранных государств и международных организаций. Осуществляет протокольное обеспечение массовых и иных мероприятий, проводимых с участием или по поручению Президента, Руководителя Администрации Президента.

Начальник Управления протокола Президента — Анна Александровна Куликова.

Управление Президента по общественным связям и коммуникациям

Основными задачами Управления являются обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий в области государственной информационной политики, а также подготовка предложений Президенту по вопросам государственной информационной политики, участие по поручению Президента в реализации указанных предложений; анализ позиции СМИ, общественного мнения по вопросам реализации государственной политики в различных областях и оперативное информирование об этом Президента; разработка стратегии информационного сопровождения общественно значимых решений Президента, а также участие по поручению Президента в их реализации; координация информационной работы федеральных государственных органов, а также федеральных органов исполнительной власти в целях объективного освещения в СМИ проводимой государством политики в различных областях; координация информационного сопровождения крупных международных мероприятий в Российской Федерации и за рубежом.

Начальник Управления Президента по общественным связям и коммуникациям – Александр Юрьевич Смирнов.

Экспертное управление Президента

Осуществляет экспертно-аналитическое обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий. Готовит экспертные заключения, аналитические доклады и иные необходимые Президенту и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации экспертные и аналитические материалы. Обеспечивает экспертно-аналитические работы по финансированию деятельности Президента и Администрации Президента Российской Федерации.

Начальник Экспертного управления Президента – Владимир Александрович Симоненко.

Управление Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами

Обеспечивает деятельность Президента по развитию международных связей Российской Федерации. Основные задачи Управления: разработка и реализация проектов в области межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами в целях оказания содействия Президенту в реализации стратегии внешней политики государства; информационно-аналитическое обеспечение Президента и Руководителя Администрации Президента по вопросам межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами, относящимся к компетенции Управления.

Начальник Управления Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами – Владимир Александрович Чернов.

Управление Президента по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации

Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Государственного совета, президиума Государственного совета, Совета по спорту, их рабочих органов, а также обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий с участием Президента Российской Федерации.

Начальник Управления Президента по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации – Александр Дмитриевич Харичев.

Управление Президента по приграничному сотрудничеству

Обеспечивает деятельность Президента по вопросам приграничного сотрудничества с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Украиной, а также по поручению Президента с иными сопредельными государствами; занимается выработкой направлений взаимодействия с данными государствами; подготовкой предложений по реализации совместных социально-экономических программ и проектов с данными государствами; координирует в установленном порядке деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в целях обеспечения комплексного подхода к осуществлению приграничного сотрудничества в пределах своей компетенции; подготавливает для Президента и Руководителя Администрации Президента экспертные заключения, аналитические доклады и иные экспертные и аналитические материалы по вопросам, относящимся к ведению Управления.

Начальник Управления Президента по приграничному сотрудничеству – Алексей Евгеньевич Филатов.

Управление Президента по научно-образовательной политике

Участвует в обеспечении реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области науки и образования; обеспечении деятельности Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию; подготовке и представлении Президенту и Руководителю Администрации Президента материалов по вопросам формирования и реализации государственной политики в области науки и образования, в том числе по вопросам финансирования научных исследований и программ развития научно-образовательных центров.

Начальник Управления Президента по научно-образовательной политике – Инна Петровна Биленкина.

Управление Президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи

Основными задачами Управления являются обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по вопросам государственной политики в области применения информационных технологий и развития электронной демократии, подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся применения информационных технологий и развития электронной демократии в государственном и муниципальном управлении, а также участие по поручению Президента Российской Федерации в реализации указанных предложений.

Начальник Управления Президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи – Андрей Юрьевич Липов.

Управление Президента по общественным проектам

Основными задачами Управления являются информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области патриотического воспитания; подготовка в пределах своей компетенции, обобщение и представление Президенту и Руководителю Администрации Президента материалов и предложений по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодёжи, разработке и реализации общественных проектов в этой области; организация и обеспечение взаимодействия главы государства с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.

Начальник Управления Президента по общественным проектам – Сергей Геннадьевич Новиков.

Управление Президента по вопросам противодействия коррупции

Основными задачами Управления являются участие в обеспечении реализации Президентом его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции; осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента по вопросам противодействия коррупции;подготовка предложений по вопросам противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, а также урегулирования конфликта интересов; содействие Президенту в пределах своей компетенции в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по вопросам противодействия коррупции.

Начальник Управления Президента по вопросам противодействия коррупции – Андрей Сергеевич Чоботов.

Канцелярия Президента

Основной задачей Канцелярии является обеспечение документационного обслуживания Президента Российской Федерации.

Руководитель Канцелярии Президента – Александр Михайлович Голублев.

Протокол президента

Дипломатический протокол имеет богатую историю. Он зародился в античные времена и первоначально был непосредственно связан с мировоззрением древних народов, их верованиями и культами. Древние римляне в ходе церемонии заключения мира совершали ритуальное жертвоприношение. Поскольку власть императора была священной, в древности придавали особое значение признанию этого священства послами чужих государей. В противном случае чужеземец выказывал непочтение не только к власти, но и к местным богам. Для этого было придумано множество громоздких церемоний с паданием ниц, подношением подарков и проч. В Византии, например, для произведения особого эффекта во время церемонии принятия иноземных послов специальный механизм приподнимал трон императора под грозное рычание золоченых механических львов.

На Руси также существовал особый порядок заключения договоров с иноземцами. После обязательного молебна придворный священник зачитывал положения договора о мире, слова которого повторял за ним великий князь. По окончании чтения текста договора великий князь передавал документ главе делегации государства, с которым заключался мир. Договор считался нерушимым только после того, как глава делегации скреплял достигнутые договоренности особой присягой в виде «крестного целования», причем Иван Грозный, например, сам внимательно следил за тщательностью выполнения этой церемонии.

Это интересно:  Как оформить дом в снт

В 1774 году был разработан «Церемониал для чужестранных послов при Императорском российском дворе», явившийся, по сути, первой попыткой систематизации и законодательного оформления протокольных норм в России. В 1827 году протокол получил свое развитие в «Высочайше утвержденных этикетах при Императорском российском дворе». Эти документы и были основой русского дипломатического протокола вплоть до Октябрьской революции.

В Советском Союзе все функции по обеспечению дипломатического протокола возлагались на протокольный отдел Министерства иностранных дел. Советский протокол имел определенную специфику, во многом продиктованную идеологией. Отсутствие должности президента и фактическое исполнение его обязанностей генеральным секретарем ЦК КПСС, имевшим статус лидера политической партии, но не руководителя государства, приводили к трудностям в соблюдении принципа паритета при проведении встреч с главами западных государств. Советское протокольное старшинство было следующим: генеральный секретарь, а затем по алфавиту члены Политбюро, кандидаты в члены Политбюро, члены ЦК КПСС и так далее вплоть до секретарей райкома. С позиций сегодняшнего времени советский протокол кажется чересчур официозным. Возможно, это происходило отчасти потому, что советские лидеры сравнительно редко принимали участие в международных мероприятиях или выезжали с визитами за рубеж.

С началом перестройки все изменилось. Президент СССР М. С. Горбачев много времени уделял международным вопросам, часто встречался с зарубежными лидерами. Изменилась и внешняя политика страны, став более открытой, что, в свою очередь, привело к изменению протокольных норм. В мае 1990 года в управлении делами президента СССР был создан протокольный отдел, который занялся разработкой президентского протокола в соответствии с требованиями времени.

В конце 1991 года, когда СССР распался, Россия стала выступать как самостоятельное государство. 20 января 1992 года Б. Н. Ельцин принял решение о реорганизации управления протокола в службу протокола администрации президента Российской Федерации. Были подготовлены и утверждены «Положение о службе протокола администрации президента Российской Федерации» и «Положение об организационно-протокольном обеспечении международных контактов руководства России». В 1993 году глава администрации президента утвердил «Порядок приема и обслуживания иностранных делегаций, командирования за границу делегаций на высшем уровне и работников администрации президента Российской Федерации». Летом 1995 года указом президента было утверждено «Положение об управлении протокола президента Российской Федерации», которое в декабре 1998 года было дополнено в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Эти документы являются нормативной базой для работы подразделения.

Главная задача управления протокола — осуществление всего комплекса протокольных норм в отношении главы государства и его супруги, содействие в организации визитов лидеров зарубежных стран, проведении крупных конференций и других официальных мероприятий на высшем уровне. Управление протокола работает в тесном контакте с департаментом государственного протокола Министерства иностранных дел, иностранными посольствами, коллегами за рубежом. Ведется досье всех состоявшихся встреч и визитов.

Дипломатический протокол изменяется под влиянием времени. Международная интеграция привела к увеличению количества контактов глав государств; к государственному, официальному и рабочему визитам прибавилась «встреча без галстуков», во время которой лидеры разных стран в неофициальной обстановке обсуждают важнейшие внешнеполитические проблемы. Проводится множество международных конференций и встреч на высшем уровне, в которых одновременно принимают участие руководители нескольких держав.

Протокол требует самого пристального внимания к мельчайшим деталям, знания политики и географии, экономики и культуры, национальных и религиозных традиций различных государств.

Когда шло формирование протокольной службы президента СССР, главной задачей было определить приоритетные направления работы и уже в соответствии с ними подбирать людей. С одной стороны, нужны были люди, хорошо знакомые с дипломатией, имевшие практический опыт. С другой — они должны были обладать качествами, присущими далеко не всякому дипломату: обширными разносторонними познаниями, скромностью и умением быть незаметным, чувством локтя и предельным вниманием.

С тех пор прошло чуть более десяти лет. Сегодня протокольные подразделения созданы в министерствах, ведомствах, крупных промышленных корпорациях, банковско-финансовых группах. А потому многие уверены, будто хорошо понимают, что такое протокол. Мне немало доводилось встречаться с людьми, которые работают на этих направлениях. В ходе таких встреч родилась пока еще нереализованная идея создать ассоциацию или сообщество протоколистов, дабы иметь возможность постоянно обмениваться мнениями, вырабатывать единые правила игры на всем поле протокольной службы. Речь не идет об унификации, это было бы неверно, поскольку у всех заинтересованных сторон разные возможности и разные подходы. Но было бы неплохо приблизить их работу к единым международным правилам.

Кстати, сегодня часто путают протокол и этикет. По этикету, например, издано море книг, но если их все собрать и прочесть, голова пойдет кругом. Многие авторы этих книг основываются на этикете зарубежном. Кто-то составляет из зарубежных материалов сборники, называя их чуть ли не энциклопедиями. То же сегодня происходит и с протоколом. Книги по протоколу издают теперь не только крупнейшие центральные издательства, но и российские губернии. Возможно, это хорошо: они, безусловно, нужны как пособия для местной администрации. Беда заключается в том, что в таких изданиях содержится много неверной, пафосной информации, так как при отборе материала составители не учли специфику государственного протокола, протокола президента и протокола губернатора или крупного предприятия. Излишняя напыщенность не будет способствовать улучшению работы, а временами и вызовет улыбку у приглашенных на то или иное мероприятие. При выработке протокола, имеющего локальный характер, необходимо учитывать специфику своей области, уважительно относиться к национальным традициям своего края. Нельзя по одной схеме проводить мероприятия на юге и севере нашей страны. Но уходить от шаблонов, искать что-то новое мы обязаны.

Протокол — это кропотливая совместная работа многих служб. Если ставить во главу угла только протокол и не считаться с теми задачами, которые стоят перед другими службами, плодотворной работы не получится. И в то же время такое взаимодействие должно быть незаметным для непосвященных. О нем должны знать лишь те, кто готовит мероприятие.

Президентский протокол появился в нашей стране после того, как на заседании Верховного Совета первым президентом Советского Союза был избран Михаил Сергеевич Горбачев. Нужно было создавать администрацию президента, которая отличалась бы от администрации генерального секретаря ЦК КПСС. Во всех странах, где есть президент, есть президентский протокол, и хотя в целом такой протокол уже унифицирован международной практикой, в каждой стране обязательно выделяются чисто национальные его особенности, опирающиеся на историческую традицию. Во всех крупных государствах протокол вырабатывался долгими годами.

У американцев главное место проведения многих мероприятий — лужайка возле Белого дома. Здесь могут одновременно находиться полторы — две тысячи человек — помимо делегации, которую принимает президент. Именно здесь играют гимны, перед высоким гостем проходят солдаты в униформе времен образования США. Американский президент приветствует своего гостя на глазах широкой общественности.

То же и с инаугурацией. В США все фиксировано: каждые четыре года 4 ноября проходят выборы президента, а 20 января, через два с половиной месяца, проводится церемония вступления в должность вновь избранного главы государства. В январе в Вашингтоне довольно тепло, так что весь церемониал проходит на Капитолийском холме при большом стечении народа. А потом организаторы успешной предвыборной кампании разъезжаются по 10–15 гостиницам и одновременно проводят там инаугурационный прием. Президент объезжает почти все эти гостиницы, фотографируется с теми, кто пришел на его праздник. Билеты на такой прием стоят от одной до двух тысяч долларов. Уговаривать купить билет никого не надо: элита стремится выпить шампанского с человеком, который четыре года будет осуществлять высшую исполнительную власть в стране.

Когда мы решали, как провести инаугурацию первого советского президента, мы изучили множество документов, но это мало что дало. Нам не хотелось резкого перехода от советского периода истории назад, к царскому прошлому, да это было бы и непонятно нашим современникам. После долгих размышлений мы остановились на простом и строгом варианте: президентская клятва на конституции в Кремлевском дворце съездов и прием в банкетном зале на 1100 человек, с присутствием представителей всех политических партий и движений, а также молодежных организаций.

Так была заложена традиция, которая продолжения не получила: наступил 1991 год, произошло ГКЧП, и Михаил Сергеевич Горбачев стал президентом несуществующей страны.

Работая в протоколе, следует прежде всего уважать себя. Здесь нельзя заниматься политиканством, нельзя допускать малейшей тени высокомерия. Необходимо внимательно выслушивать просьбы и требования зарубежных коллег, настаивать на выполнении всех наших протокольных позиций, но и стараться идти навстречу. Какими бы сложными отношения ни были, гость всегда должен чувствовать прежде всего доброжелательность принимающей стороны. В своей протокольной практике я всегда ставил это во главу утла.

За столом переговоров я всегда начинаю с того, что стараюсь понять, какая у моего собеседника позиция. И знаю наверное, что навязать ему свою точку зрения не смогу. Зато могу выделить ключевые проблемы, растолковать коллеге свою позицию и добиться понимания в принципиальных вопросах.

В протоколе главное быть откровенным со своим партнером. Вопросы возникают порой самые неожиданные и на первый взгляд простые. Например, цвет платья супруги президента. Если модным был, к примеру, зеленый, нам следовало быть начеку: нельзя было допустить, чтобы обе супруги появились в одеяниях одинакового цвета. Я говорил: большая просьба, узнайте, в чем будет супруга вашего президента. И коллеги мне сообщали, и если надо было, мы эту ситуацию координировали. Когда было тяжело находить общие решения, я так и говорил: мне тяжело. Когда начались проблемы со здоровьем у Бориса Николаевича, мне приходилось считать ступеньки: высоких лестниц нашему президенту было не одолеть. Я просил найти другой въезд, другой проход, где ступеней поменьше.

К примеру, была у нас еще одна протокольная проблема: фраки. Когда Горбачев находился с визитом в Испании, принимающая сторона предложила нам надеть на прием фраки. И хотя они настаивали, мы отказались, так как Михаил Сергеевич был категорически против, и сошлись на темном костюме. Когда в Испанию с визитом приехал Ельцин, к тому времени мы уже начали носить смокинги, впервые надев их в Москве во время визита королевы Великобритании. В Испании нам снова предложили надеть на прием к королю фрак. Мы, в свою очередь, предложили смокинг, но, как оказалось, смокинг король не признает, и мы вновь сошлись на темном костюме.

Единственное мероприятие, на которое Михаилу Сергеевичу непременно пришлось бы надеть фрак, — это церемония вручения ему Нобелевской премии мира в Стокгольме. Но так сложилось, что он туда не поехал, и вместо него фрак надел Анатолий Гаврилович Ковалев, первый заместитель министра иностранных дел, который был уполномочен получить премию вместо него.

Языком протокола всегда был французский, но постепенно, когда весь мир заговорил по-английски, английский стали признавать и в протоколе, иначе получается много путаницы. Например, при рассадке. Обычно мы оговариваем, по какому алфавиту будем рассаживать гостей. К примеру, если «восьмерка» проходит во Франции — это один порядок, если в Денвере, в Америке — другой. Но обязательно по алфавиту, поскольку все участники встречи равны.

Это интересно:  Нужно ли сро на земляные работы

Первое место отводится хозяину, потом, по алфавиту, гостям.

Подготовкой визитов, помимо управления протокола, всегда занимались Министерство иностранных дел, 9-е управление (ныне ФСО), управление правительственной связи, управление делами. Когда мы принимали гостей у себя, наибольшая нагрузка падала на МИД. Нужно отдать должное руководителям протокола МИДа, в том числе Д. С. Никифорову и руководителю 9-го управления ныне покойному Ю. С. Плеханову. Они всегда находили между собой общий язык, а взаимоотношения руководителей у нас обычно становятся эталоном для подчиненных. Если в верхах все нормально, рядовые сотрудники понимают друг друга с полуслова. Никифоров работал недолго, в 1986 году ушел, и на его место был назначен В. И. Чернышов, к тому времени дважды побывавший послом и только что вернувшийся из Бразилии. Почти десять лет мы работали с ним душа в душу. Всякое приходилось переживать. В протоколе, как у минеров, если все в порядке, протоколиста никто не замечает, ну а если что не так — кого винить, как не его? Бывали моменты, что и защищаться приходилось, когда одна из служб пыталась свои огрехи свалить на нас.

Когда мы приезжали с официальными визитами в другие страны, мы всегда с восхищением смотрели, как там организовываются протокольные мероприятия, как прекрасно используются великолепные залы, изысканных форм столы, стулья, изготовленные под старину. Одетые в ливреи вышколенные официанты, великолепная именная посуда. Если это прием у монарха, то, естественно, с его вензелями. Если в президентской стране, то с президентской символикой. Поначалу все это нас даже удивляло.

В свое время в Советском Союзе была изготовлена посуда с советской символикой — для Кремля, наших посольств. Герб Советского Союза красовался на чашке, блюдце, тарелке, чайнике. На большее воображения не хватило. Выглядел тот сервиз более чем скромно. Во времена Ельцина стало возможным проводить протокольные мероприятия в отреставрированных залах, появились новая посуда, мебель.

Приятно было видеть, как протокольная служба вместе с управлением делами президента В. В. Путина подготовилась к празднованию 300-летия Петербурга: был восстановлен ряд роскошных залов в Петербурге и окрестностях; для приемов использовались новые формы столов и скатертей. Выглядели проводимые мероприятия действительно парадно. Пресса моментально нашла словечко: «по-царски». А пусть бы и по-царски, чем слишком просто и безвкусно. Раньше, кроме двух залов, Георгиевского и Грановитой палаты, нам негде было проводить приемы. Фуршеты еще можно было организовывать в Кремлевском дворце съездов, но для приемов это помещение не годилось.

Протокол президента Российской Федерации. Десять вещей, о которых вы даже не задумывались

В свет вышла энциклопедия «Протокол президента Российской Федерации», подготовленная ветеранами и действующими сотрудниками Управления протокола главы государства в сотрудничестве с научным издательством «Большая российская энциклопедия». 320-страничный труд с несколькими сотнями иллюстраций рассказывает о том, что обычно остается скрытым от сторонних наблюдателей. ТАСС отобрал десять самых интересных фактов из книги секретов кремлевского церемониала.

Как президент должен вступать в должность, нигде не прописано

Ни в Конституции Российской Федерации, ни в Законе «О выборах Президента Российской Федерации» не содержатся описание и порядок самой церемонии вступления в должность. Поэтому за последние 25 лет в церемониал мероприятия, в том числе по желанию избранных президентов, вносились некоторые дополнения и изменения. Однако общий порядок и смысл инаугурации неизменен.

На официальном приеме в Кремле в честь иностранного гостя всегда подают водку

Обычно главу иностранного государства спрашивают, какой кухне он отдает предпочтение. Если у гостя есть проблемы с определенным типом пищи, сотрудники его протокола сообщают об этом, и принимающая сторона делает все, чтобы гость получил удовольствие от угощения. В международной практике во время трапезы принято предлагать красное и белое вино. Всегда присутствует на столе и водка.

После выступлений руководителей государств официанты подают блюда. Меню обеда разрабатывается и согласовывается заранее. Оно формируется, как правило, на основе русской кухни, но зачастую включает и блюда национальной кухни страны гостя. При определении меню учитываются также культурные, религиозные и иные особенности гостей и их предпочтения.

Выбрать подарок от имени президента РФ — целая наука

Предварительно сотрудники протокола стараются больше узнать о человеке, которому подарок предназначается, его вкусах и предпочтениях. При подборе подарков приходится учитывать национальное и религиозное происхождение зарубежного гостя, особенности его профессиональной деятельности и многое другое.

Сотрудники протокола подбирают подарки на выставках, по каталогам, иногда в антикварных лавках. Большое значение придается тому, чтобы все, что дарит Президент России, было произведением русских мастеров и художников. Чаще всего от имени Президента России вручаются картины, гравюры, книги, образцы холодного оружия, изделия народных художественных промыслов (в основном шкатулки и посуда), скатерти и даже салфетки.

В Протокольной службе наиболее предпочтительными считаются подарки «со смыслом», потому что как раз они больше запоминаются и ценятся. Особую категорию составляют подарки шутливого характера, в выборе которых требуется предельная деликатность, необходимо учитывать не только предпочтения лица, получающего подарок, но и его отношения с Президентом. Правильно подобранный подарок может стать залогом установления и поддержания в будущем между лидерами отношений более неформального и открытого характера.

Число мотоциклистов, которые могут сопровождать иностранного лидера, строго регламентировано

С целью подчеркнуть особый статус высокого гостя и совершаемого им визита для сопровождения его автомашины от аэропорта (вокзала) до резиденции и затем в поездках по городу выделяется эскорт мотоциклистов. При осуществлении главой зарубежного государства государственного визита выделяется эскорт из девяти мотоциклистов, официального — семи, а при официальном визите главы правительства зарубежного государства — эскорт из пяти мотоциклистов. При рабочем визите эскортное сопровождение не предусматривается.

Возложение венка к Могиле Неизвестного Солдата — неотъемлемая часть визита иностранного лидера

При осуществлении государственного и официального визитов главы зарубежного государства (главы правительства зарубежного государства) церемония возложения венка к Могиле Неизвестного Солдата является, как правило, первым значимым мероприятием. Она проводится перед началом церемонии официальной встречи либо официальных переговоров главы зарубежного государства (главы правительства зарубежного государства) с Президентом Российской Федерации в рамках официального визита.

Одна из функций первых леди РФ — пить чай

В целом схема официальных мероприятий от имени супруги Президента практически неизменна. Это церемония официальной встречи в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, осмотр архитектурных памятников — Теремного дворца, церкви Спаса, Собственной половины (Большого Кремлевского дворца — прим. ТАСС), Кремлевской резиденции Президента Российской Федерации, экспозиций Оружейной палаты, Алмазного фонда Московского Кремля. Это и чай от имени супруги Президента Российской Федерации в честь гостьи. На чай, как правило, приглашаются также супруга посла страны гостя Москве, супруга посла Российской Федерации в стране гостя, переводчики. В соответствии с утвержденной программой возможны осмотр достопримечательностей Москвы, посещение больниц, детских садов, музеев, других общественных и учебных заведений. Предусматривается участие супруг глав государств и в официальной части программы визита, например в официальном обеде.

Верительные грамоты от послов должен принимать только президент РФ. Это правило было нарушено лишь однажды

Прием верительных грамот от иностранных послов — конституционная обязанность Президента России. Она присутствует как в Конституции РСФСР (в редакции 1 ноября 1991 года; статья 121-5), так и в Конституции Российской Федерации 1993 года (статья 86, пункт «г»). Все Президенты России неукоснительно исполняли эту обязанность, единственным исключением является Распоряжение Президента России от 19 сентября 1996 года, когда Б.Н. Ельцин в связи с плохим самочувствием поручил принять верительные грамоты послов от имени Президента на разовой основе Председателю Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдину.

Самый неформальный прием в Кремле — новогодний. На него приглашают более тысячи человек

В последних числах декабря в Государственном Кремлевском дворце по случаю встречи Нового года проводится прием от имени Президента России. Этой традиции уже более двадцати лет.

На новогодний прием приглашают представителей органов государственной власти, выдающихся деятелей российской науки, культуры и образования, лидеров политических объединений, общественных организаций, а также сотрудников СМИ. В списке приглашенных, как правило, более тысячи человек. Это самый неформальный прием, организуемый от имени главы государства. Все гости на него приглашаются с супругами, но форма одежды при этом рекомендуется торжественная.

К назначенному времени гости прибывают в Кремль, затем поднимаются в Банкетный зал Государственного Кремлевского дворца и располагаются за столами. Рассадка в зале свободная — приглашенные сами выбирают соседей за столом и удобные места. Так на приеме создается теплая и непринужденная атмосфера.

Не каждый отель подходит президенту РФ во время зарубежных поездок. Например, там обязательно должен быть доступ к кухне

Место проживания (гостиница или резиденция) должно удовлетворять целому ряду обязательных требований как с протокольной точки зрения, так и в плане обеспечения надлежащего уровня безопасности. Прежде всего гостиница должна соответствовать статусу будущей резиденции Президента Российской Федерации на период визита; располагать помещениями для проведения возможных встреч российского лидера со своими зарубежными коллегами, с членами российской делегации, с представителями средств массовой информации, а также для протокольных мероприятий. Она должна предоставлять необходимый перечень соответствующих сервисных услуг и технических возможностей: например, доступ к гостиничной кухне, возможность гаражного хранения автомашин президентского кортежа на период визита, обеспечение надежных и устойчивых каналов связи. Важно, чтобы гостиница имела удобное и близкое к местам проведения основных мероприятий расположение.

Ошибки в протоколе случаются. Даже если речь идет о британской королеве

Особой подготовки требует церемония официальной встречи коронованных особ. В феврале 1994 года в ходе переговоров между МИД России и британским премьером Дж. Мейджором была намечена программа пребывания Королевы Елизаветы II в России, в которую вошло около 50 официальных мероприятий. Российской Службой протокола была проделана огромная работа по предотвращению внештатных ситуаций из-за разности протоколов. Учитывая статус гостьи и ее возраст, принимающая сторона максимально пошла навстречу королевской службе протокола.

Перед началом официальной встречи произошел небольшой инцидент. Все ожидали выхода Елизаветы II, но королева не появлялась. Сотрудник российской Службы протокола отправился узнать, в чем дело. Выяснилось, что главная гувернантка королевы проспала и не подготовила ей цветы. А пока не сделают букинетку, королева не может выйти. Наконец королева вышла, извинилась и сказала: «Мои тоже временами меня подводят».

Статья написана по материалам сайтов: www.kremlin.ru, history.wikireading.ru, tass.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector