+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Социальные технологии в управлении

Упр-я технология — осуществление систематического упр-я, последовательных действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и орг. воздействий соотнесенных такому классу технология.

Соц технологии: опред. способ достижения соц. целей; сущность этого способа — пооперационное осущ-е деят-ти; операции разрабатываются предварительно, сознательно, планомерно; эта разработка проводится с использованием научн. знаний; при разработке учитывается специфика обл-ти, в кот. осущ-ся деят-ть; соц. технологии выступают в 2-х формах: как проект, содержащий процедуры и операции; как сама деят-ть, построенная в соответствии с этим проектом; соц. технология — элемент чел-ской культуры.

Соц. технология возникает двумя путями: вырастает в культуре, эволюционно; строится как искусственное образование.

Как явление соц. практики, соц. технология — комплекс приемов достижения соц. полезной цели в обеспечении благоприятных условий жизни людей.

Появление соц. технологий связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» видов деят-ти, идей, проектов. Соц. технологии в известной мере опред-ся типом общественного развития, соц. технологии учитывают хар-р развития глоб. процессов соврем, мира с одной стороны, а с другой специфику нац. культурного развития данной страны.

Задача соц. технологии — выявление закономерности опт. самоорганизации и упр-я соц.-эк. процессами. Разработка соц. технологий осущ-ся на базе соотв. моделей процесса технологизации. Структура модели соц. технологии: формирование цели: диагноз; прогноз; формирование конечн. цели; стратегия действия; конкретные задачи, принятие решений: выявление проблемной ситуации; обоснование вариантов действий (выработка альтернатив); выбор опт. варианта; утверждение (принятие) реш-я. орг-ция соц. действия: распред-е задач му исполнителями; идеологическое обесп-е; координация и регулир-е процесса испол-я; контроль, анализ рез-в: сопоставление запланированных и достигнутых рез-вов; открытие новых проблемы, ситуаций; первоначальное формирование новой цели.

Типы (виды) соц. технологий:

Адаптационные: Обеспечивают воспроизводство процессов включение личности в группы, коллективы, в новые условия.

Административно-управленческие — это способ непосредст. операт. воздействия на управляемый объект. Эта технология основана на полномочиях, праве рек-ли, авторитете власти субъекта упр-я.

Глобальные соц. технологии, направлены на решение общечел-ских проблем, кот. связаны с оценкой не только внутр.. но и мировых тенденций развития. Они отличаются высокой наукоемкостью, прогнозированием конеч, рез-та и получают приоритетное значение в период обновления соц. систем, глобальные соц. технологии применяются к чел. рес-сам науке, образованию, культуре, ценностям.

Рутинные соц. технология. Это такие методы воздействия на соц. процессы, кот. отличаются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день соц. воздействий, не мотивируют соц систему на перемену.

Управленческие технологии. Это осущ-я системой упр-я последовательность действий по выбору целесообразн. процедур и выполнению входящих в них информ. преобразований.

Информационные соц. технологии. Это оптимизация самого инф. процесса. Осущ-ся с помощью опред. приемов и методов сбора, анализа и хранения соц. информации.

36. Содержание управления развитием коллектива социально-педагогического учреждения.

Исследуя управление развитием педагогического коллектива, авторы выделяют специфические особенности управления это системой. Важнейшей особенностью является то, что объекты управления выступают одновременно и субъектами управления, организуемыми ими воспитательно-образовательными процессами, причем цели, программы и критерии этих процессов трудно задавать извне, поскольку они отражают индивидуальности их субъектов — учителей, учащихся, родителей. Словом, здесь имеет место «слабо управляемая» система, функционирование и развитие которой развертывается по «собственному сценарию», «жесткое управление» в данном случае заведомо неприемлемо. Вторая особенность управления становлением педагогического коллектива состоит в том, что субъекты педагогического процесса отличаются высоким уровнем избирательности к подобной информации. Одна из функций управления состоит в том, чтобы поддерживать эту внутреннюю свободу педагога, его независимость от внешнего управления. Наконец, задача управления развитием педагогического коллектива состоит вовсе не в том, чтобы сделать его «хорошо управляемым», а, напротив, в том, чтобы сформировать его функции и способность выступать субъектом образовательного процесса.

Всякое производство, создание какого-либо продукта предполагает «разделение труда» (К. Маркс). Необходимость создания целостного единого продукта и различие функций, выполняемых участниками процесса, породили феномен коллективности человеческой деятельности. Неявная (латентная) коллективность непреложна для любой человеческой деятельности, поскольку и мотивы, и цели, и инструменты этой деятельности, включая язык, категориальный аппарат мышления и т.п., являются, в конечном счете, коллективным (социальным) продуктом.

Коллективным феноменом является и педагогическая деятельность, и реализация целей метапредметного, компетентностного образования, которая востребует создание в образовательном учреждении высокоэффективного мобильного педагогического коллектива, выступающего своего рода коллективным субъектом достижения образовательных целей (А.Н. Кузибецкий, В.В. Сериков). Идея «разделения труда» в структуре педагогической деятельности высказывалась также В.В. Краевским, который выделяет четыре сферы педагогического труда: практическая образовательная деятельность; деятельность по научно-методическому обеспечению образования; административно-управленческая деятельность в учреждениях образования и в образовательной системе в целом; научно-исследовательская деятельность в сфере образования. В отдельно взятом образовательном учреждении концентрируются все эти виды педагогической деятельности. Умелая координация этих сфер деятельности педагогов также входит в стратегию развития коллективного педагогического субъекта.

Сформированный педагогический коллектив выступает как, своего рода, социально-педагогический организм, обеспечивающий решение образовательных задач на уровне требований социума и образовательных стандартов, способный к поддержанию собственной стабильности, функционированию и развитию через организацию взаимодействия с внешней средой — властными, правовыми, социокультурными, экологическими и др. структурами, с органами управления образованием, и через поддержание внутреннего организационного порядка, создающего условия для эффективного выполнения собственно образовательной деятельности, по отношению к которой педагоги образовательного учреждения выступают коллективным субъектом.

Это интересно:  Компенсация расходов жку и капремонта

2. Социальные технологии в управлении

В последние годы получило интенсивное развитие понятие «социальная технология». Однако за социальную технологию часто принимают все средства регуляции поведения человека — от инструкций по оформлению кадров до методических рекомендаций по социопланированию. В зарубежной социопсихологии этим понятием характеризуется область практической деятельности социального психолога. Технологизация социальных процессов связана с поиском эффективности деятельности людей в системах социального управления.

Под технологией обычно понимают совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта. Технология алгоритмизирует деятельность.

Социальная технология — это умение применять приемы и способы активного воздействия на социальную систему в целом либо на отдельные ее части в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов в целях получения наилучшего социального результата при наименьших управленческих издержках.

Социальная технология представляет собой способ достижения определенной социальной цели в результате развертывания конкретного социального процесса путем аналитического его расчленения на систему последовательных и взаимосвязанных этапов, процедур и операций. При этом процедура понимается как набор действий, посредством которых осуществляется управление соответствующим социальным процессом или явлением, а операция — как непосредственное действие, способ решения определенной задачи в рамках данной процедуры. Следовательно, социальная технология выступает в качестве специфического элемента сложноструктурированного механизма управления и средства перевода намеченных результатов и поставленных целей.

Три признака социальной технологии:

1) достижение посредством социотехнологических воздействий определенной цели или задачи;

2) ряд операций и элементов, на которые может быть расчленена социальная технология;

3) определенная последовательность, в которую соединены элементы и операции.

Этапы процесса технологизации:

1. Теоретический — определение цели объекта технологизации, аналитическое расчленение социального объекта на составляющие его компоненты, синтетическое изучение его взаимосвязей и взаимодействий, выявление тенденций его развития.

2. Методический этап представляет собой выбор методов, средств получения информации о социальном объекте, ее обработки, анализа, принципов ее верификации (проверки), способов ее трансформации в конкретные выводы и практически применяемые рекомендации.

3. Процедурный этап технологизации социального объекта составляет практическая деятельность по разработке социальных технологий. Этот этап включает в себя ряд процедур, каждая из которых представляет собой совокупность операций.

Процедуры формирования социальных технологий:

1. Формирование цели развития данного социального объекта. В нее включаются такие операции: диагноз, прогноз, формирование конечной цели, стратегия действия, тактика решения конкретных задач.

2. Принятие решения. Она состоит из следующих операций: выявление проблемной ситуации, обоснование вариантов действия, выбор оптимального варианта, принятие решения.

3. Организация социального действия. Она включает в себя такие операции: распределение задач между исполнителями, теоретическое, психологическое и управленческое обеспечение исполнения, координация и регулирование процесса исполнения, контроль за исполнением.

4. Анализ результатов. В нее входят следующие операции: сопоставление затраченных ресурсов финансовых средств, трудовых усилий с полученным результатом, сравнение запланированных и достигнутых результатов, выдвижение новых проблемных ситуаций, переход к формированию новых или уточнению старых целей деятельности.

Для более четкого проявления функций социальных технологий в управлении рассмотрим несколько шире характеристики самого понятия «управление». Современный социально-психологический подход рассматривает управление как сложную социальную и психическую деятельность. Если рассматривать управление только как социальную деятельность, то ее конечной целью будет формирование социальной организации, способной решить тот круг социальных задач, которые ставят перед организацией предприниматель или акционеры-учредители. Однако создание организации — это только первая часть социальной деятельности управления. Вторая ее часть — это управление процессами формально-производственного и неформального общения людей в организации.

По существу же, социальная организация в современной социологии предстает как единство целевой (функциональной) структуры, включающей систему официальных позиций и функций и социально дифференцированной общности людей.

Такой подход широко представлен и в отечественной науке. На его основе строится теоретическая база социологии и психологии управления. Но есть один подход, обоснованный на базе ролевой теории личности. Согласно психосоциологическому подходу социально-психологическая деятельность в управлении представляет собой систему действий (техник), направленных на самовоздействие руководителя, и его воздействие на психологическую и социальную структуру управляемых.

Социально-психологическая деятельность управляющего (или руководителя) реализуется в системе управленческого общения и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных, социо- и психотехник.

Социопсихотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотиваций, установок и т. д. у личности, на которую оказывается воздействие.

1. Индивидуально-психологические психотехники ориентированы на использование в межличностном управленческом общении и учитывают следующие факторы:

а) индивидуально-психологические особенности личности руководителя (понятые им в процессах психодиагностики, аутопсиходиагностики и управляемые им);

б) психотип личности, на которую оказывается воздействие (определяемый руководителем на основе метода визуальной диагностики);

в) психологический и социальный контакт взаимодействия (включающий взаимный интерес или его отсутствие общающихся).

2. Социальные техники используются в групповом (или массовом) общении и требуют учета:

а) индивидуальных способностей руководителя; способности руководителя к ролевой самоорганизации в соответствии с ситуацией управленческого общения;

б) особенностей состояния группового (или массового) настроения; композиционного состава психотипов личности в группе (или характера межгруппового общения, если речь идет о массе);

в) психологических дистанций общения; типа реагирования, профессионально или этнически обусловленного в группе, и т. д.

Это интересно:  Нужен ли патент если есть рвп

Психосоциология управления предстает как наука и практика о психологических и социальных технологиях воздействия на личность через организацию и управление исполняемыми ее социальными ролями. В таком смысле сам процесс управления людьми предстает как:

а) правильное определение профессионально-функциональной роли каждого человека в социальной организации и его места в технологической цепи производства;

б) создание условий для каждого человека для максимально точного усвоения предназначенной ему профессионально-функциональной роли;

в) обеспечение условий для выполнения каждым человеком его профессионально-функциональной роли.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключаются социологические аспекты применения экономических и административных методов в управлении?

2. Охарактеризуйте социально-психологические методы управления.

3. Дайте определение понятию «социальная технология».

4. Опишите деятельность руководителя как систему социо- и психотехник.

5. Какие группы социопсихотехник можно выделить в процессе управления?

Социальные технологии в управлении соц. процессами

Сущность социальной технологии.

Что касается социальных технологий, то они представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата. При этом речь идет о специфических социальных средствах. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством профессиональной культуры

В целом социальные технологии выступают в двух формах: как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели. Функционирование социальных технологий всегда связано с потребностью оптимизировать социальное управление, быстро и оперативно тиражировать социальные приемы и процедуры.

Виды социальных технологий различаются между собой тем, в каких сферах общественной жизни они реализуются — в экономической, социальной, политической или духовной.

  • — Технологии формирующие социальную систему. (проектирование)
  • — Технологии направленные на решение социальных проблем. (управление)
  • — Технологии, направленные на преобразование и развитие социальных систем.
  • — Технологии социальной борьбы, защита национальных систем.

Социальное прогнозирование — предвиденье, тенденции и перспективы возможного развития социальной системы, прогноз носит общий и абстрактный характер:

  • — метод прогнозной экстраполяции;
  • — метод экспертных оценок;
  • — коллективная экспертиза, мозговая стадия;
  • — метод моделирований;
  • — метод математического моделирования.

Социальное проектирование — определенные варианты планового развития социального прогноза. Занимает промежуточное положение между прогнозом и планированием.

Социальное планирование — определение целей, заданий, сроков, темпов, развития С.П.

Научная электронная библиотека

7.1. Социальные технологии, их характеристика и роль в управлении

— разработка комплексных программ развития городов, регионов и отраслей;

— социальное проектирование решения стандартных социальных проблем;

Одно из первых определений социальной технологии принадлежит советскому философу В.Г. Афанасьеву, который определил ее как перевод абстрактного языка науки, отражающего объективные закономерности развития общества, на конкретный язык нормативов, решений, предписаний, регламентирующих и стимулирующих людей на достижение поставленных целей.

В современной отечественной науке социальная технология управления рассматривается в двух аспектах: как программа, содержащая процедуры и операции, и как деятельность, включающая совокупность методов и способов целенаправленного воздействия на социальные процессы и системы для достижения поставленных целей. Важность технологии заключается в том, что она рационализирует управление, включая в него только те операции, которые наиболее эффективны в достижении поставленной цели. Все социальные технологии обладают следующими основными признаками: разграничение управленческого процесса на внутренне взаимосвязанные этапы; поэтапность действий по достижению целей и однозначное выполнение технологических процедур. Технологизация является одним из направлений оптимизации социального управления. Социальные технологии применяются для управления людьми, социальными явлениями, социальными процессами и социальными системами. В зависимости от иерархии социальных систем, процессов и явлений выделяют три группы технологий: макротехнологии (глобальные) управления на уровне общества и его основных сфер; мезотехнологии на уровне управления региональными структурами, общественными институтами, организациями и микротехнологии на уровне управления небольшими объединениями людей и самоорганизации личности.

В отечественной литературе обычно выделяют четыре типа социальных технологий:

— технологии формирования социальных систем, связанные с социальным проектированием;

— технологии решения социальных проблем и поддержания стабильности социальных систем, основанные на методах управления;

— технологии преобразования и развития социальных систем, в их основе — игры открытого типа;

— технологии защиты социальных систем, базирующиеся на методах социальной борьбы.

В отечественной управленческой практике наибольшее распространение получили социальные технологии в сфере выработки управленческих решений, повышения эффективности социальной коммуникации и управленческого воздействия и подбора и расстановки кадров.

В рамках заводской социологии получила развитие классификация технологий, базирующаяся на этапах управленческой деятельности, это — технология подготовки решений (социальная диагностика) и технология их реализации (В.В. Щербина). Примером социальной диагностики является методика групповой оценки личности, включающая технологию оценки деловых и личных качеств кандидатов на руководящую должность. Технологией реализации управленческих решений была система стабилизации трудового коллектива, разработанная социологами пермского телефонного завода, которая включала развитие самоуправления, системы коллективной ответственности за состояние трудовой дисциплины.

Интерес представляет классификация технологий с позиций применяемых методов управленческого воздействия. Так, А.В. Тихонов выделяет следующие виды социальных технологий администрирование, рыночная форма управления и федеральное управление как сочетание администрирования и рыночной формы управления. О.А. Уржа на основе сочетания форм собственности (частная — общественная) и методов регулирования рыночных отношений (саморегулирование — государственное регулирование) выделяет корпоративное управление как наиболее прогрессивную технологию, сочетающую преимущества социалистических и капиталистических методов хозяйствования. Корпоративное управление в муниципальном образовании является прогрессивной формой управления, так как оно строится на эффективной организации, высокой мотивации, инициативе снизу и действенном контроле, позволяющих учитывать потребности и интересы каждого человека и работать на их удовлетворение. Корпоративизм, по ее мнению, создает надежный баланс интересов всех его участников, потому что он соответствует ментальности российского человека.

Это интересно:  Виды доплат и надбавок к заработной плате

В сфере государственного и международного управления А.В. Сурин выделяет технологии мягкой и жесткой безопасности. Технологии жесткой безопасности являются порождением индустриальной и техногенной цивилизации, породивших мощную технонауку, научно-технический активизм, обеспечивающие безопасность стран созданием мощной военной техники и новых технологий ведения войны. Все это становится угрозой другим странам и источником напряженности в мире. Технологии мягкой безопасности строятся на горизонтальных управленческих системах, этической мотивации, логике глобализма, основанной на общей теории глобальных систем, а управленческий выбор определяется путем переговоров. К.В. Харченко на уровне государственного, регионального и муниципального управления выделяет мягкие технологии управления, это — регулирование, позиционирование и социальное партнерство. В рамках муниципального управления мягкое управление — это управление, основанное на использовании неформальных рычагов воздействия в отношении внутренней и внешней среды управляемой системы. Применение технологий мягкого управления обусловлено следующими причинами:

— усложнением социальных систем, когда административные методы оказываются мало эффективными и необходимо делегирование управленческих полномочий;

— когда внутреннее управление распространяется на внешнюю среду, рамки которой не имеют четкой структуры, а мягкое управление позволяет лучше узнавать внешнюю среду;

— авторитарное управление не соответствует уровню личностного развития населения и требованиям гражданского общества;

— в недрах управляемой системы оперативно вырабатывается система противодействия жестким директивным методам управления.

Регулирование — это ограниченное управляющее воздействие в -неформальной структуре организации, оно имеет рекомендательный характер и направлено на внешнюю среду, в которой находится объект управления. При регулировании присутствует контроль над ключевыми точками с позиций целесообразности. Объектами регулирования являются социальные процессы, социальные установки и отношения, социальные действия и социально-психологические состояния. Регулирование осуществляется в четыре этапа:

— установление норм и эталонов поведения;

— профилактика — устранение причин девиации;

— коррекция — изменение характеристик нежелательных социальных процессов.

Позиционирование — это целенаправленный процесс идентификации (самоопределения) субъекта в социальной системе с целью реализации собственных интересов или интересов социальной группы на основе принципов социального партнерства. Позиционировать объект в управленческой системе — это значит найти оптимальный способ его включения в данную систему и предложить методы управленческого воздействия на принципах социального партнерства. Социальное партнерство — это способ согласования интересов социальных групп на основе сконструированных моделей их взаимодействия. В целом, мягкое управление заменяет воздействие на объект управления на взаимодействие с ним, когда объект становится равноправным субъектом управленческого взаимодействия и его инновационный потенциал способствует сохранению устойчивости управляемой системы. При использовании социальных технологий в управленческой деятельности необходимо учитывать способности, интересы, потребности, ценностные ориентации, ожидания как управленцев, так и управляемых, так как, по мнению специалистов, в процессе человеческой деятельности психическое развивается и функционирует в тесной взаимосвязи с социальным.

Фактором, определяющим контуры современной социально-экономической и социально-политической жизни общества, сегодня становится Интернет. Его главными преимуществами являются интерактивность общения, скорость и надежность доставки информации, распространение и интерпретация которой уже не являются прерогативой государства. Страны, лидеры использования Интернет-технологий, уже получают ощутимые результаты от использования Интернет-проектов в управленческой деятельности. Успех данных проектов обусловлен следующими особенностями: учетом интересов каждого гражданина, снятием барьеров в коммуникации с население, ускоренным внедрением новых экономических и социальных проектов при упрощении процедур отчетности и стимулированием роста персональных навыков работающего населения.

В информационном обществе связи между государством, гражданами и бизнесом все больше переходят в систему Интернет коммуникаций. Большинство субъектов федерации находятся пока на первой стадии развития электронного правительство — на стадии информационного присутствия, то есть на стадии несистематического взаимодействия с органами государственной власти и одностороннем распространении информации. Вторая стадия характеризуется возможностью коммуникации с представителями власти с помощью электронной почты, форума или чата. Это стадия технологии взаимного обмена информацией с гражданами. На третьей стадии пользователи смогут совершать срезу несколько действий, направленных на изменение информации о себе в государственных и муниципальных ИТ — системах. На четвертой стадии граждане смогут участвовать в выработке стратегии развития государственных и муниципальных организаций. Развитие электронного правительства в России — это одна из национальных стратегических задач, от решения которой зависит успех и эффективность административной реформы в нашей стране.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studwood.ru, monographies.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector