+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Сроки формирования резервов по сомнительным долгам

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетност и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010 ПБУ «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н , Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.

1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете

Порядок формирования и использования резервов по сомнительным долгам

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам в налоговом (как и в бухгалтерском) учете являются результаты проведенной на конец отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Т.е инвентаризация дебиторской задолженности проводится либо ежеквартально, либо ежемесячно — в зависимости от того, как исчисляется налог. Основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя организации о проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (Унифицированная форма №ИНВ-22). Результаты инвентаризации оформляются атом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма №ИНВ-17). В акту прилагается справка, в которой указывается наименования, номера и даты документов, подтверждающих задолженности. (договора, накладные и т.п.). Сами документы к акту прикладывать необязательно, рекомендуется только приложить документы по задолженностям срок которых к момент инвентаризации уже истек – по ним создается резерв.

Для целей налогообложения прибыли признается величина резерва, исчисленная исходя из суммы сомнительного долга и срока его возникновения. При этом выявлен­ные в процессе инвентаризации просроченные дебиторские задолженности, не обес­печенные соответствующими гарантиями, разбиваются на три группы:

1 -я группа — со сроком возникновения свыше 90 дней;

2-я группа — со сроком возникновения от 45 до 90 дней;

3-я группа — со сроком возникновения до 45 дней.

В резерв включается полная сумма задолженности по первой группе и половина суммы по второй группе. Третья группа при формировании резерва не учитывается (таблица 7.4.2).

Сумма создаваемого резерва не должна превышать 10 процентов от выручки отчет­ного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. При этом учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного про­изводства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Величина выручки при методе начисления определяется исходя из всех поступлений в денежной и нату­ральной формах, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иного имущества или имущественного права (п. 2 ст. 249, ст. 271 НК РФ). Доход от реализации должен учитываться без суммы предъявленного НДС.

Суммы отчислений в резерв включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).

Резерв по сомнительным долгам используется на покрытие убытков от безнадеж­ных долгов. Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами признаются:

1. Долги, по которым истек установленный срок исковой давности.

Исковая давность — это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК РФ). Для отдельных видов требований могут устанавливаться специальные сроки исковой давности. Течение срока исковой давно­сти начинается не с момента возникновения дебиторской задолженности, а с момента про­срочки долга, который можно установить исходя из условий договора. В случае отсутствия в договоре условий по срокам оплаты течение срока исковой давности начинается через семь дней после предъявления претензии должнику (ст. 314 ГК РФ). Кроме того, при опре­делении срока исковой давности следует учитывать, что течение этого срока прерывается предъявлением иска, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствую­щих о признании долга (ст. 203 ГК РФ). После перерыва течение срока исковой давности на­чинается заново. При этом время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Из этого следует:

1. При заключении договора следует специально оговорить сроки расчета, так как именно от этого срока начнется отсчет срока исковой давности;

2. В случае отсутствия в договоре условий по срокам оплаты фиксация достигается через предъявление претензии должнику. Через семь дней начинается течение срока исковой давности.

2. долги, по кото­рым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено:

вследствие невозможности его исполнения, например, в результате гибели инди­видуально определенной вещи, являющейся предметом обязательства (ст. 416 ГК РФ);

на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

вследствие ликвидации организации (ст. 419 ГК РФ).

Документальным подтверждением невозможности погашения должником задол­женности могут служить: выписка из Единого государственного реестра или справка на­логового органа о ликвидации должника; уведомление ликвидационной комиссии (кон­курсного управляющего) или решение суда об отказе в удовлетворении требований по взысканию соответствующей задолженности из-за недостаточности имущества ликви­дированной организации-должника; акт судебного исполнителя о невозможности взы­скания задолженности с должника.

Если организация не создает резерв по сомнительным долгам, то дебиторская задол­женность с истекшим сроком исковой давности включается в состав внереализационных расходов того отчетного периода, в котором истек этот срок (подп.2 п. 2 ст. 265 НК РФ). При наличии резерва безнадежные долги списываются за счет суммы резерва. Если сум­ма безнадежных долгов, подлежащих списанию, превышает сумму созданного резерва, разница (убыток) включается во внереализационные расходы (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Главой 25 НК РФ предусмотрен перенос суммы резерва, не полностью использо­ванной на покрытие убытков по безнадежным долгам в отчетном (налоговом) периоде, на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого ре­зерва корректируется на сумму остатка резерва предыдущего периода с учетом следу­ющих правил (п. 5 ст. 266 НК РФ):

если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше
суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит
включению во внереализационные доходы в текущем отчетном (налоговом) периоде;

если сумма вновь создаваемого резерва больше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализаци­онные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Если налогоплательщик не воспользовался правом переноса неиспользованного остатка резерва или, если должник погасил задолженность, по которой был начислен резерв, то сумма указанных резервов подлежит восстановлению, то есть включается в состав внереализационных доходов того отчетного периода, в котором резерв не был использован (п. 7 ст. 250 НК РФ).

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ

В соответствии с налоговым законодательством начиная с 1 января 2002 г., налогоплательщик имеет право создать резерв по сомнительным долгам по любой задолженности. Исключение составляют проценты по долговым обязательствам, то есть организации (кроме банков) не имеют право создавать резервы по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов. Напомним, что в соответствии со ст. 43 НК РФ процентами является доход, полученный по долговому обязательству любого вида, независимо от способа его оформления, в том числе в виде дисконта:

Это интересно:  Какие оквэд нужны чтоб заниматься недвижимостью

«Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам».

При этом следует иметь в виду, что под долговыми обязательствами в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ «понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления».

Следовательно, налогоплательщики не вправе формировать резервы по сомнительным долгам, исходя из процентов по товарным и коммерческим кредитам.

Исходя из положений ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (как и в бухгалтерском) определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода. При этом НК РФ определяет зависимость создания резерва от срока возникновения обязательства по уплате должником причитающихся по договору сумм.

Инвентаризация дебиторской задолженности в данном случае проводится с целью определения на основании договоров сроков возникновения задолженности по каждому дебитору, а также просрочки исполнения обязательств (в днях) на конец отчетного периода на основании первичных документов и актов сверки взаиморасчетов.

На основании инвентаризационных данных налогоплательщик определяет просроченную задолженность, затем классифицирует ее как безнадежную или как сомнительную. Если просроченная задолженность признается безнадежной, то она покрывается за счет созданного резерва, если сомнительной — то подлежит включению в состав резерва по сомнительным долгам.

Сумма создаваемого резерва исчисляется следующим образом:

· по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

· по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;

· по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Причем суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам относятся в состав внереализационных расходов в последний день отчетного (налогового) периода.

Рассмотрим на конкретном примере, каким образом организация определяет сумму расходов, подлежащую включению в состав резервов по сомнительным долгам.

В организации ООО «Мадлена» по состоянию на 31 марта 2004 г. по итогам инвентаризации числится просроченная дебиторская задолженность:

На основании инвентаризационных данных бухгалтер предприятия должен рассчитать сумму расходов, подлежащих включению в состав резервов по сомнительным долгам.

В соответствии с требованиями ст. 266 НК РФ бухгалтер должен определить три составляющие резерва:

· резерв по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней;

· резерв по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней;

· резерв по сомнительной задолженности со сроком возникновения менее 45 дней.

Затем необходимо сложить данные суммы и сравнить их с десятью процентами от выручки отчетного (налогового) периода.

При создании резерва по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней к данному виду будет отнесена любая задолженность, возникшая до 1 января 2004 г.

При создании резерва по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней к данному виду будет отнесена любая дебиторская задолженность, возникшая в период с 1 января 2004 г. до 15 февраля 2004 г.

Поскольку сомнительная задолженность со сроком возникновения менее 45 дней не увеличивает сумму сомнительного резерва, резерв по дебиторской задолженности, возникшей с 3 марта 2004 г., не создается.

Налоговое законодательство (п. 4 ст. 266 НК РФ) ограничивает сумму создаваемого резерва по сомнительным долгам: сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Следовательно, исчисленную сумму резерва по сомнительным долгам на основании данных инвентаризации по срокам следует сравнить с максимальной суммой создаваемого резерва, исчисленного исходя из выручки отчетного (налогового) периода. Для включения в состав внереализационных расходов принимается меньшее значение.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ

Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что « резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей».

Иначе говоря, если налогоплательщик создает резерв по сомнительным долгам, то расходы по списанию безнадежных долгов осуществляются только за счет суммы созданного резерва.

Так как организация уже учла сумму резерва в составе внереализационных расходов, второй раз убыток от списания безнадежного долга не относится во внереализационные расходы.

В том случае, если сумма созданного резерва меньше, чем сумма списываемого безнадежного долга, то разница подлежит включению во внереализационные расходы текущего отчетного периода. Такое право предоставлено налогоплательщику подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ и п. 5 ст. 266 НК РФ.

КОРРЕКТИРОВКА РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ

Пункт 5 ст. 266 НК РФ позволяет налогоплательщику производить корректировку резерва сомнительных долгов:

«Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде».

Иначе говоря, НК РФ допускает образование резерва по сомнительным долгам по окончании каждого отчетного (налогового) периода.

Рассмотрим на примере, как это происходит.

Используя данные вышеприведенного примера, допустим, что по состоянию на 30 июня 2004 г. у ООО «Мадлена» числится просроченная задолженность:

Рассчитаем сумму расходов, подлежащих включению в состав резервов по сомнительным долгам.

В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные доходы.

ОТРАЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Особенностью резерва по сомнительным долгам является то, что Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» предусмотрен специальный счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

На сумму создаваемого резерва организация делает записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании безнадежных долгов, которые ранее были признаны организацией сомнительными, производится запись по дебету счета 63 «Резервы сомнительных долгов» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается в учете следующим образом:

Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.

Бухгалтерские проводки, используемые при отражении хозяйственных операций, связанных с резервами по сомнительным долгам

Создание резерва на сумму просроченной задолженности отражается записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» Кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Списание непогашенной задолженности, нереальной для взыскания, за счет созданного резерва отражается записью:

Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

Это интересно:  Начать предпринимательскую деятельность по тендерам

Списанная задолженность не аннулируется. Ее сумма отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания. Такой порядок предусмотрен потому, что имущественное положение должника может измениться и организации, возможно, удастся взыскать задолженность.

Если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов с помощью записи:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. — списана сумма дебиторской задолженности, превышающая резерв.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная в текущем отчетном периоде, может быть перенесена на следующий отчетный период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму, равную остатку резерва предыдущего отчетного периода.

Если должник погасил задолженность, производятся записи:

Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. — отражено полное (частичное) погашение задолженности;

Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» — сумма неиспользованного резерва включена в состав прочих доходов.

Списание задолженности без создания резерва

Если резерв не создавался, суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации (п. 14.3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)). При этом производится запись:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. — списана сумма дебиторской задолженности.

Если в дальнейшем должник возвращает ранее списанный долг, производится запись:

Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» — погашена задолженность.

Списанную задолженность также необходимо отражать по дебету забалансового счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания. При погашении такого долга производится запись по кредиту счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ И НАЛОГОВЫМ УЧЕТОМ

Как можно было убедиться из вышесказанного, те налогоплательщики, которые решат создавать резерв по сомнительным долгам и в бухгалтерском. и в налоговом учете, неизбежно столкнутся с разрывов данных этих двух видов учета. Это связано со следующими причинами:

· в бухгалтерском учете резервы создаются по долгам, возникающим в связи с неоплатой реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Это установлено пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета. Следовательно, в резервы в целях бухгалтерского учета в такие резервы не включаются суммы просроченной задолженности за реализованные основные средства и иное имущество;

· на счетах бухгалтерского учета отражается сумма сомнительных долгов по решению организации на основании анализа платежеспособности должника. В целях налогообложения в полном объеме учитываются только суммы задолженности, просроченной более чем на 90 дней;

· в бухгалтерском учете суммы неиспользованного резерва должны быть в конце года присоединены к финансовым результатам, а в налоговом учете возможен перенос неиспользованной суммы резерва на следующий отчетный период.

В целях налогового учета налогоплательщику необходимо создать налоговый регистр-расчет отчислений, который предназначен для учета формирования и использования резерва.

Кроме того, налогоплательщику необходимо отражать результаты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода. Для этого налогоплательщику необходимо дополнить акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (унифицированная форма № ИНВ-17) добавить специальными графами:

· срок возникновения сомнительной задолженности (90 дней, от 45 до 90 дней, менее 45 дней);

· процент отчислений в резерв (100, 50 и 0).

Наиболее целесообразно это представлять в виде таблицы:

Резерв по сомнительным долгам

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.

Сомнительные долги и резервы по ним

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

К СВЕДЕНИЮ! Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3.

Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:

  • по займам;
  • по реализованным товарам и/или услугам;
  • по оплате за выполненные работы;
  • в некоторых случаях – за выданный поставщикам аванс.

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  • создание такого резерва;
  • его возрастание;
  • уменьшение средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв.

Законодательные документы

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Как создать резерв по сомнительным задолженностям

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.
Это интересно:  Перечень врачей для водительской справки 2019

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Условия формирования резерва

Распоряжениями, приказами и письмами министерства финансов РФ определен ряд условий, необходимых для соблюдения при создании резервного фонда по сомнительным задолженностям.

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

Отражение резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).

Проводим по бухгалтерии

Отражение резервов по сомнительным долгам должно происходить по дебету 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Проводим безнадёжную задолженность

Если задолженность, которая ранее числилась как сомнительная, признана безнадежной, ее резерв спишут по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», который корреспондирует со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если сумма безнадежной задолженности больше, чем резерв по ней, ее придется списать по дебету 91 «Прочие расходы и доходы». Если списали задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, ее в течение 5 лет нужно сохранять на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов», на случай возвращения состоятельности должника и появления возможности ее погашения.

Проводим частичную оплату

Если в счет сомнительной задолженности с образованным резервом получена оплата от должника, хотя бы частично, это влияет на динамику средств в резерве в положительную сторону, что нужно отразить как восстановление по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», корреспонденция со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Проводим неиспользованный резерв

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

Проводим как налоговые обязательства

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Примеры

ПРИМЕР 1. В организации по итогам квартальной инвентаризации выявлена сомнительная задолженность в сумме 12 тыс. руб. по расчетам за реализованные товары. По данной задолженности был сформирован резерв в размере 100%. На дату создания резерва в бухучете будет содержаться следующая проводка:

  • дебет 91-2, кредит 63 – 12 000 руб. – создан резерв по сомнительному долгу.

Спустя время фирма-должник погасила часть данной дебиторской задолженности в размере 7 тыс. руб. Проводка на дату внесения средств будет следующей:

  • дебет 63, кредит 91-1 – 7 000 руб. – восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.
  • дебет 91-2, кредит 63 – 7 000 руб. – создан резерв по сомнительному долгу;
  • дебет 91-2, кредит 63 – 3 000 руб. – доначислен резерв по сомнительному долгу;
  • дебет 63, кредит 76 – 10 000 руб. – безнадежная задолженность списана за счет резерва.

Отражаем в балансе

Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.

Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).

Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.

Право налогового учета резервов по сомнительным долгам

В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.

При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:

  • если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
  • если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
  • до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.

По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, www.profiz.ru, assistentus.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector