+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статьи по исполнению контрактов 44 фз

Напоминаем, что федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 504-ФЗ) внесены изменения в ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ), которая регулирует порядок формирования отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — отчет). В связи с чем возникли вопросы о случаях, в которых такой отчет составлять обязательно.

В указанном письме отмечается, что при исполнении контракта, заключенного после 1 июля 2018 г., предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, у заказчика возникает обязанность размещать в ЕИС отчет, предусмотренный частью 9 статьи 94 Закона N 44-ФЗ. При этом, если приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги была осуществлена, а оплата контракта не производилась, размещение отчета не требуется.

В отношении остальных случаев отчет составляется, если в соответствии с условиями заключенного контракта осуществляется оказание услуг длящегося характера (например, услуги связи, электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то по результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара (выполнения работы, оказания услуги).

Также по мнению Минфина в указанном отчете необходимо отражать информацию о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ). Данное утверждение вызывает вопросы, ведь закупки, проводимые по пунктам 23, 42, 44, 46 и 52 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ к закупкам перечисленным в ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ отношения иметь не могут.

На основании изложенного делается вывод, что если предметом контракта не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то у заказчика не возникает обязанности при исполнении контракта, заключенного после 1 июля 2018 г. на сумму не более одного миллиарда рублей, размещать в ЕИС отчет, предусмотренный частью 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

В конструкции ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ мы усматриваем два типа отчета. Один касается результатов отельного этапа исполнения контракта, о чем и писал Минфин в своих письмах. Другой же содержит информацию о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, и он размещается в отношении всех иных контрактов за исключением контрактов, заключаемых в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

Подтверждением тому может служить пункт 1 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 (далее – Порядок). В нем указывается, что Порядок регулирует вопрос подготовки и размещения двух типов отчета:

  • об исполнении государственного (муниципального) контракта;
  • о результатах отдельного этапа его исполнения.

Получается, что Минфин в своих письмах указывает лишь на отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта, а про отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта не упоминает, но его надо формировать и размещать в ЕИС в отношении всех остальных контрактов не указанных в ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ в соответствии с Порядком. Тем самым создается путаница в головах специалистов в сфере закупок, которые в итоге могут понести административную ответственность за неразмещение отчетов об исполнении контрактов в ЕИС в размере 50 тысяч рублей на основании ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ.

    Письмо Минфина об отчетах от 31.01.2019.pdf Зарегистрируйтесь или водйтие для скачивания файла

Статья 34 Федерального закона № 44-ФЗ

Статья 34. Контракт

ч.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

ч.2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

ч.3 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

ч.4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

ч.5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

ч.6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

ч.7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

ч.8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

ч.9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

ч.10 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

ч.11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты , типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)

ч.12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

ч.13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

ч.13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

(часть 13.1 введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ)

ч.14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

ч.15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 29.12.2017 N 475-ФЗ)

ч.16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

ч.16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть 16.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ)

ч.17 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

ч.18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

(часть 18 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

19 — 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

ч.22 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

(часть 22 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

ч.23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Это интересно:  Бухгалтерские термины и понятия

ч.24 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

ч.25 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

ч.26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

ч.27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

ч.28 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

(часть 28 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

ч.29 ст. 34 Закона N 44-ФЗ

29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

(часть 29 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Комментарий и пояснения к статье 34 Закона 44-ФЗ

1. Положениями статьи регламентировано содержание контракта. Под контрактом в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 15 Закона.

В этой связи отметим, что заключение контракта является завершающей стадией определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 3 Закона).

Контракт заключается в форме электронного документа по результатам электронного аукциона, а в письменной форме — по результатам остальных закупок.

Согласно п. 1 ст. 161 ГК РФ государственный (муниципальный) контракт должен заключаться в простой письменной форме. С учетом положений п. 2 ст. 432 ГК РФ, ст. ст. 54, 73, 83 контракт составляется в форме единого документа, подписанного сторонами. На основании ч. ч. 2 — 7 ст. 70 Закона при проведении электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью каждой из сторон, посредством его размещения в ЕИС.

Сторонами контрактов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд являются:

— заказчики товаров, работ, услуг, осуществляющие закупки;

— поставщики (подрядчики, исполнители).

При этом заказчиками могут выступать как государственные, муниципальные, а также и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки (ст. 3 Закона).

Кроме того, в ряде случаев заказчиками выступают автономные учреждения, унитарные предприятия и другие лица в случаях, предусмотренных ч. ч. 4 — 6 ст. 15 Закона.

Следует учитывать, что и в случае централизации закупок, когда создаются уполномоченные органы, которые определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, на такие органы не могут быть возложены полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, например, о НМЦК, его подписанию (ч. ч. 1 — 3 ст. 26 Закона).

В качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) по общему правилу может выступать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ст. ст. 3, 24 Закона). Однако комментируемый Закон также предусматривает ряд требований, которым должен соответствовать участник закупки (ст. 31), и регламентирует преимущества, которые могут предоставляться отдельным категориям лиц (ч. 4 ст. 27, ст. ст. 28 — 30).

Также необходимо учитывать, что ч. 10 статьи предусмотрены случаи возможного заключения контракта с несколькими участниками закупки (см., например, п. 6 ч. 1 ст. 50 Закона, письмо Минэкономразвития РФ от 04.08.2014 N Д28и-1590).

Согласно положениям ч. 11 статьи 34 Закона 44-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, а также Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, уполномочены на разработку и утверждение типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые размещаются в ЕИС и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.

До ввода в эксплуатацию ЕИС типовые контракты, типовые условия контрактов размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru.

После утверждения типовых контрактов форма контракта должна будет соответствовать утвержденной форме.

В соответствии с ч. ч. 6, 7, 8 ст. 112 Закона до утверждения федеральными уполномоченными органами типовых контрактов, типовых условий контрактов заказчики самостоятельно разрабатывают проекты контрактов, типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов РФ. Например, Постановление правительства Пензенской области от 25.03.2014 N 194-пП «О Порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд Пензенской области, а также случаев и условий их применения», Постановление правительства Калужской области от 03.12.2014 N 714 «Об утверждении Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд Калужской области, а также случаев и условий их применения», Постановление правительства Новосибирской области от 31.03.2014 N 126-п «Об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд Новосибирской области» и др.

Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с ч. 11 статьи 34 Закона 44-ФЗ утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения».

Отметим также, что типовые контракты, типовые условия контрактов могут не применяться при осуществлении закупок, предусмотренных п. 18 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606.

Кроме того, согласно ч. 15 статьи 34 Закона 44-ФЗ требования ч. 11 статьи в отношении использования типовых контрактов (типовых условий) могут не применяться к контрактам, заключенным в случае закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по одному из оснований, предусмотренных ч. 15 статьи.

2. В соответствии с общими положениями ч. 1 статьи контракт заключается на условиях, предусмотренных:

— извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

— документацией о закупке;

— заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Исключение составляют случаи, когда извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены комментируемым Законом (например, в ряде случаев при закупке у единственного источника).

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Закона к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации. Также проект контракта является частью документации об электронном аукционе, извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений, документации о закрытом аукционе (ч. 4 ст. 64, ч. 2 ст. 73, ч. 7 ст. 83, ч. 2 ст. 87 Закона).

Контракт заключается в соответствии с ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 70, ч. 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83 Закона.

3. Контракт как гражданско-правовой договор прежде всего должен содержать условия, обязательные в силу прямого указания закона.

К числу существенных относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

В этой связи отметим, что в отличие от ГК РФ комментируемый Закон использует термин «обязательные условия» (кроме ч. 1 ст. 95), отграничение которого от термина «существенные условия» не приводится.

Контракт должен содержать соглашение по всем существенным (обязательным) условиям:

— условие о предмете контракта (объект закупки) (п. 1 ст. 432 ГК РФ, ч. ч. 16, 18 статьи, ст. 33 Закона);

— условие о твердой цене контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, — ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке (ч. 2 статьи, ст. 22 Закона);

— условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. ч. 4 — 9 статьи);

— условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч. 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ);

— условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 статьи, ст. 94 Закона);

— условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (ст. ст. 45, 96 Закона);

— обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, а также к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, при этом заказчик обязан обеспечить приемку (ч. 2 ст. 94 Закона).

Ряд условий контракта являются обязательными при соблюдении предусмотренных комментируемым Законом условий:

— условие о графике исполнения контракта в случае, если он заключается на срок более 3-х лет и его цена превышает 100 млн. руб. (ч. 12 статьи 34 Закона 44-ФЗ);

— условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, которые связаны с оплатой контракта, если он заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного лица, занимающегося частной практикой (ч. 13 статьи);

— дополнительные условия, решение о включении в контракт которых принято Правительством РФ в отношении конкретной закупки (ч. 17 статьи, ч. 1 ст. 111 Закона);

— условие об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, с которыми им заключен договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта в случае, если НМЦК превышает размер, установленный Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 (ч. 23 статьи);

— условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредставление информации о соисполнителях и субподрядчиках в виде пени в случае, если НМЦК превышает размер, установленный Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 (ч. 24 статьи);

— условие о банковском сопровождении контракта в случаях, предусмотренных ст. 35 Закона (ч. 26 статьи 34 Закона 44-ФЗ);

— условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (ч. 27 статьи 34 Закона 44-ФЗ);

— условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины, если контракт заключается на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ (ч. 28 статьи 34 Закона 44-ФЗ);

— требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии в случае определения поставщика новых машин и оборудования (ч. 4 ст. 33 Закона);

— требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара (ч. 4 ст. 33 Закона);

— условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона;

— расчет и обоснование цены контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона, не требуется (ч. 4 ст. 93 Закона)).

Также комментируемый Закон предусматривает условия, которые включаются в контракт по усмотрению заказчика:

— условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта (ч. 14 статьи 34 Закона 44-ФЗ, ч. ч. 8 — 26 ст. 95 Закона;

— условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона (ч. ч. 6 — 8 ст. 30 Закона);

— условие о возможности изменения условий контракта в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона;

— требования к гарантии качества (к гарантийному сроку, объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к гарантийному обслуживанию товара) (ч. 4 ст. 33 Закона);

— дополнительные требования в отношении поставляемого товара (о расходах на эксплуатацию товара, об обязательном монтаже и наладке товара, об обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара (ст. 33 Закона)).

Отметим также, что на практике возникают вопросы о правомерности включения в проект контракта условия о рассмотрении связанных с ним споров в третейском суде (третейской оговорки).

Также возникают вопросы о допустимости и пределах содержания протоколов разногласий к контракту (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 N 11535/13, ч. 4 ст. 70 Закона).

При регламентации предмета контракта (объекта закупки) заказчик помимо положений статьи и ст. 33 Закона руководствуется также нормами ГК РФ. В частности, для контракта на поставку товара — ст. ст. 432, 454, 455, 465, 466, 506, 526 ГК РФ, контракта на выполнение подрядных работ — ст. ст. 702, 703, 726, 740 — 744, 758, 763, 766 ГК РФ, для контракта на оказание услуг — ст. ст. 779, 783 ГК РФ.

В соответствии с ч. 16 статьи Правительство РФ наделено полномочиями регламентировать случаи, когда заказчик заключает контракт жизненного цикла (см. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла»).

Частью 18 статьи определены случаи, когда заказчик при заключении контракта по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара при соблюдении следующих условий:

— количество товара и цена увеличиваются на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и НМЦК (ценой лота);

— такое право заказчика должно быть предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе;

— цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении.

В самом общем виде цена контракта, заключаемого по итогам процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя), определяется исходя из НМЦК, указанной в извещении о закупке (ст. 42 Закона). Расчет и обоснование НМЦК регламентированы ст. 22 Закона.

Это интересно:  Публичные слушания по изменению вида разрешенного использования

Цена контракта определяется на основании предложения (заявки) участника, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 70, ч. 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83 Закона).

По общему правилу цена контракта является твердой и устанавливается на весь срок исполнения контракта (ч. 2 статьи 34 Закона 44-ФЗ).

Вместе с тем в случаях, установленных Правительством РФ, в контракте указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Так, Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 предусмотрены случаи, когда при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта. Например, в случаях заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования и др.

Кроме того, необходимо учитывать нормы ч. 3 статьи 34 Закона 44-ФЗ, допускающей установление особенностей определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Так, при заключении контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) применяются виды цен на продукцию по государственному оборонному заказу, предусмотренные ст. 11 ФЗ «О государственном оборонном заказе», Положением о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.12.2013 N 1155. При применении последнего правового акта необходимо учитывать положения ч. 27 ст. 112 Закона.

Установление сроков исполнения контракта комментируемый Закон не регламентирует. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 96 Закона срок действия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц. То есть заказчик обязан в контракте указать срок действия контракта.

Так, в соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

В отношении окончания срока действия договора существует 2 способа формулирования в договоре:

— условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору (договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства п. 3 ст. 425 ГК РФ);

— при отсутствии такого условия — окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

В соответствии с ч. 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ в контракт в качестве обязательного условия включается условие о сроках оплаты товара, работы или услуги.

Срок выполнения обязанностей по контракту подрядчиком, поставщиком, исполнителем формулируется заказчиком с учетом предусмотренного финансирования (ст. 72 БК РФ).

При этом в соответствии с ч. 12 статьи 34 Закона 44-ФЗ при заключении контракта на срок более чем 3 года с ценой контракта более чем 100 млн. рублей в контракт необходимо включить график исполнения контракта.

Отметим, что на практике график исполнения контракта представляется целесообразным включать и в иных случаях, поскольку такая детализация условий и порядка его исполнения позволяет заказчику более эффективно осуществлять контроль исполнения контракта, применять в случае необходимости меры гражданско-правовой ответственности.

Срок оплаты должен быть установлен заказчиком с учетом требований ст. ст. 190 — 194 ГК РФ.

Регламентируя в условиях контракта порядок оплаты, заказчик вправе с учетом, в частности, выделяемого финансирования выбрать один из следующих вариантов:

— оплата после полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по контракту;

— аванс с оплатой оставшейся суммы после полного исполнения обязательств либо поэтапно;

— оплата по завершении отдельных этапов выполнения работ, оказания услуг, при поставке отдельных партий товара (включая или не включая аванс) (ст. ст. 311, 421 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок и оплачиваются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Положениями ч. 5 ст. 161 БК РФ предусматривается, что заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Заключение контракта на более длительный срок возможно в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 72 БК РФ.

При этом к возникшим из таких контрактов правоотношениям по предоставлению отсрочки, рассрочки оплаты не будут применяться положения гл. 42 ГК РФ, регулирующие правоотношения, связанные с предоставлением кредита, поскольку в соответствии со ст. ст. 98 — 100 БК РФ субъект РФ, муниципальное образование вправе получать кредит внутри страны исключительно от кредитных организаций.

Так, в соответствии со ст. ст. 487, 711, 781 ГК РФ предоплата по контракту может быть полной или частичной. В последнем случае окончательный расчет осуществляется после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по договору. Комментируемый Закон не регламентирует вопросы установления требований к размеру аванса. Вместе с тем ограничения авансирования (предоплаты) по контрактам регламентируются нормами бюджетного законодательства РФ. Например, получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи в соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Поэтапная оплата основывается, в частности, на нормах ст. ст. 311, 421, 486, 711, 781 ГК РФ с учетом того, что комментируемый Закон каких-либо ограничений в данном вопросе не содержит. Вместе с тем в таком случае необходимо в условиях контракта четко указать, что понимается под этапом исполнения контракта, и определить сроки оплаты.

Также необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС.

О порядке приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, см. также ст. 94 Закона.

Возможность включения в условия контракта права одностороннего отказа от исполнения контракта регламентирована ч. 14 статьи, ч. ч. 8 — 26 ст. 95 Закона.

В самом общем виде порядок расторжения договора предусмотрен ст. 450 ГК РФ.

По смыслу закона для одностороннего отказа от исполнения договора (одностороннего расторжения договора) достаточно самого факта указания об этом в соглашении сторон (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13057/09).

Частью 26 статьи 34 Закона 44-ФЗ предусмотрена отсылочная норма о регламентации особенностей включения в контракт условий о банковском сопровождении контракта, которые предусмотрены ст. 35 Закона. Об осуществлении банковского сопровождения контрактов см. Постановление Правительства РФ от 20.09.2014 N 963.

Обязательным условием контракта является условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 27 статьи 34 Закона 44-ФЗ).

Об изменении размера и способа обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта в ходе его исполнения, а также о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, см. письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2865.

Кроме того, в контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 ЛК РФ (ч. 28 статьи 34 Закона 44-ФЗ). Положение о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1261.

4. В соответствии с ч. 2 статьи 34 Закона 44-ФЗ, по общему правилу не допускается изменение условий контракта (как при его заключении, так и при исполнении контракта). Исключения предусмотрены статьей (ч. 18) и ст. 95 Закона.

Так, ч. ч. 1, 1.1, 7 ст. 95 Закона предусматривают случаи и порядок изменения существенных условий контракта при его исполнении.

Отметим также, что информация об изменении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона).

Об установлении срока действия обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта, а также о возможности изменения размера и способа обеспечения исполнения контракта в ходе его исполнения см. письмо Минэкономразвития России от 07.10.2014 N Д28и-2103.

5. Частью 15 статьи 34 Закона 44-ФЗ предусмотрены исключения из общих правил об обязательных условиях контракта и форме контракта, когда заказчик вправе не включать в контракт условия:

— об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя);

— график исполнения контракта;

— условия о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги;

— условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов приемки;

— условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, с которым заключен контракт (за исключением индивидуального предпринимателя или иного лица, занимающегося частной практикой), на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Вместе с тем, по мнению Казначейства России, отраженному в письме от 25.03.2014 N 42-7.4-05/9.3-191, в контракт целесообразно включать условия, предусмотренные ч. ч. 4 — 9, 12 — 13 статьи Закона.

В указанных случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок (ст. ст. 158 — 164 ГК РФ).

6. Обязательным условием контракта (кроме случаев, перечисленных в ч. 15 статьи) является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 статьи 34 Закона 44-ФЗ).

Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором (см. ст. ст. 329, 330 ГК РФ).

При этом ч. ч. 5, 7, 8 статьи 34 Закона 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте:

— размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом;

— размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством РФ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

— размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

В этой связи с учетом того, что комментируемым Законом не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — к извещению о проведении запроса котировок (письмо ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14).

При этом Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей НМЦК, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК.

В приложении к письму ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 приведены также примеры типовых положений, включаемых в проект контракта документации о закупке в целях установления размера неустойки (штрафа, пени), а также условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Рассматривая вопрос о размере неисполненного обязательства, предлагается исходить из того, что договор не является единым обязательством и в рамках договора возникает несколько обязательств из единого юридического факта (п. 2 ст. 307 ГК РФ). Содержание каждого составляющего договор обязательства определяют право требования кредитора и противостоящая ему обязанность должника (п. 1 ст. 307 ГК РФ).

В этой связи, если контрактом предусмотрены этапы исполнения обязательств, используемые в регламентированной Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, формуле, показатели цены, объема исполненных обязательств, сроков исполнения обязательств рекомендуется определять по предусмотренным контрактом показателям этапа.

Вместе с тем отметим, что судебная практика по данному вопросу еще не сформирована, а письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009).

Об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства см. ст. ст. 401, 404 ГК РФ. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 статьи 34 Закона 44-ФЗ).

Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (ст. 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании ст. 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81).

Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ (п. 4 ст. 1) были введены нормы, действующие на период до 01.01.2016 в отношении возможности заказчика предоставлять отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в 2015 в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ (п. 6.1 статьи).

Случаи и порядок предоставления заказчиком в 2015 отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196.

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона.

7. Положениями ч. 23 статьи 34 Закона 44-ФЗ регламентированы условия, при наличии которых заказчик обязан установить в качестве условия контракта обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 «Об установлении размера НМЦК при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию» такая обязанность возлагается на заказчика, если НМЦК составляет:

Это интересно:  Взыскание долга с закрытого ип

— 1 млрд. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

— 100 млн. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд.

Порядок предоставления указанной информации, регламентированный ч. 24 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

Последствия непредставления информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках предусмотрены ч. ч. 24, 25 статьи.

Вместе с тем согласно ч. 25 статьи 34 Закона 44-ФЗ непредставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

8. Положениями ч. 22 статьи 34 Закона 44-ФЗ контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта.

В частности, такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

Из буквального содержания данной нормы следует, что закупка может быть оспорена в суде участником закупки в случае, если его права нарушены вследствие нарушения порядка осуществления закупки и могут быть восстановлены вследствие признания недействительным договора, заключенного по результатам закупки (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 739-О-О).

Отчетность заказчика в рамках 44-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупки в контрактной системе, должны отчитываться о проделанной работе: об исполнении контрактов, о результатах выполненных этапов контрактов, об объеме закупок у СМП. В статье рассмотрим, какие существуют формы отчетности по 44-ФЗ и в какие сроки контрактный управляющий должен опубликовать отчеты.

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Заказчики, работающие по 44-ФЗ отчитываются в случаях:

  • проведения закупок у СМП и СОНКО;
  • по итогам исполнения контракта;
  • при закупке у единственного поставщика с обоснованием необходимости такой закупки.

Отчетность по закупкам у СМП и СОНКО

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП или СОНКО. До 1 апреля года, следующего за отчетным годом, необходимо разместить такой отчет в ЕИС.

Порядок подготовки отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, его размещения в ЕИС, форма указанного отчета определяются постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.

В отчет включается информация о заключенных контрактах с СМП, СОНКО, а также информация о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП, СОНКО.

Отчет об исполнении контракта

Случаи, когда заказчик формирует отчет об исполнении контракта (этапа)

1. Заказчик оплатил поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписал документ о приемке.

Отчет составляется также при оплате обязательств и приемке результатов по отдельному этапу исполнения контракта.

С учетом положений Закона № 44-ФЗ и гражданского законодательства отдельным этапом исполнения контракта является период времени, завершающийся приемкой, проведением экспертизы и оплатой соразмерно объему исполненных обязательств за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу (Письмо Минэкономразвития от 19 октября 2015 г. № Д28и-3033).

2. Контракт был расторгнут (вне зависимости от основания расторжения).

Когда отчет об исполнении контракта не формируется?

  • По закупкам у ЕП до 100/400 тыс. рублей (п.4,5 ч. 1 ст.93);
  • Заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов — п.23 ч.1 ст. 93;
  • Закупки у ЕП по п. 42, 44 или 46 части 1 статьи 93;
  • В случае, если заказчик не предусмотрел в контракте этапы исполнения обязательств, но прописал частичную приемку и оплату по контракту с периодичностью (ежемесячно/ежеквартально).

Заказчик составляет и публикует отчет, как об этапах исполнения контракта, после каждой процедуры приемки и оплаты результатов исполнения контракта (письма Минэкономразвития России от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 11.06.2015 № Д28и-1757, от 01.06.2015 № Д28и-1496, от 08.04.2015 № Д28и-988).

Срок размещения отчета в ЕИС — 7 рабочих дней со дня появления соответствующего основания для размещения отчета.

Что делать заказчикам, когда оплата товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке разнесены по времени?

В Законе 44-ФЗ сказано, что отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня последнего из совершенных действий заказчика либо оплаты заказчиком обязательств, либо подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, отчет следует размещать в течение 7 рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Такой вывод содержится в письме Минэкономразвития от 29 июля 2015 г. № Д28и-2214.

Форма и способы размещения отчета

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС. Форма отчета установлена постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Отчет обязан включать сведения о поставщике и о контракте, а также о результатах его полного выполнения, либо выполнения отдельного этапа. При этом нужно обязательно включать такие пункты, как ненадлежащее исполнение контракта и изменение или расторжение в ходе использования.

Важно: Для размещения отчета заказчику необходимо заполнить форму, предусмотренную интерфейсом ЕИС, и прикрепить необходимые файлы

Документы, прилагаемые к отчету об исполнении контракта

В соответствии с ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, если отчет составляется в связи с приемкой результатов исполнения контракта (его этапа), к нему прилагаются следующие документы:

1) заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, когда заказчиком для проведения экспертизы привлечены эксперты, экспертные организации;

2) документ о приемке результатов либо иной документ, определенный законодательством РФ, (например, акт о приемке, накладная и. т д).

Отчет с обоснованием закупки у ЕП

Часть 3 ст. 93 указывает на обязанность обоснования в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, цены контракта и существенных условий контракта (до заключения контракта)

Форма отчета не предусмотрена № 44-ФЗ (только состав сведений).

Отчет размещается в соответствующем разделе ЕИС: Отчеты — Отчет с обоснованием закупки у ЕП.

Важно: Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность размещения отчета

Отчет не формируется в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 — 48 части 1 ст.93.

Ответственность за неразмещение отчетов по 44-ФЗ

Чаще всего контрактный управляющий несет персональную ответственность за неразмещение отчетов в рамках закона о закупках. Нарушение сроков представления отчетов по 44-ФЗ более чем на два рабочих дня грозит штрафом в размере до 30 тыс. руб. для физических лиц и до 100 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 1-1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).

В случае, если отчеты в ЕИС заказчик опубликовал всего на 1 день позже положенного срока, влечет штраф в 3 тыс. руб. для физических лиц и штраф в размере 10 тыс. руб. для юридических.

Статья 94 ФЗ 44: содержание, поправки

Развитие малого и среднего бизнеса, а также увеличение темпов товарооборота на государственном уровне в России привели к необходимости грамотного законодательного регулирования сферы государственных закупок.

Принятый в апреле 2013 года, федеральный закон о системе контрактов в сфере государственных закупок N 44 ФЗ, позволяет сделать процедуру проведения закупок прозрачной, конкурентной и результативной. Является одним из наиболее актуальных, востребованных и динамично развивающихся нормативных актов.

Общие положения статьи 94 ФЗ 44

Порядок исполнения государственного контракта по закону о госзакупках 44 ФЗ, а также его изменения и расторжения прописан в параграфе седьмом главы 3 об осуществлении закупок. Рассмотрим подробно особенности исполнения контракта, прописанные в 94-ой статье федерального закона N 44.

После заключения контракта следует процедура исполнения соглашений, направленная на реализацию целей совершения закупки путем взаимодействия сторон (одной из которых является заказчик, а второй — поставщик, подрядчик или исполнитель).

Часть 1 статьи 94 закона обозначает комплексные меры, которые включает в себя процедура исполнения контракта:

  • Приемка доставленного товара, проделанной работы, оказанной услуги и других отдельных этапов;
  • Оплата товара, работы, услуги заказчиком;
  • Взаимодействие сторон в случае изменения или расторжения контракта (порядок прописан в ст. 95 ФЗ 44), а также в рамках применения к участникам мер ответственности за нарушение контрактных условий.

Часть 2 статьи 94 закона гласит, что поставщик (или исполнитель) должен своевременно информировать заказчика о ходе исполнения собственных обязательств по условиям контракта, в том числе о возникающих сложностях. К сроку, установленному контрактом, исполнитель обязан предоставить заказчику результат своей работы. Тот в свою очередь должен осуществить приемку и оплату (порядок проведения указанных этапов также установлен настоящей статьей закона).

Приемка товаров и услуг является важнейшим этапом исполнения контракта, от грамотности и качества проведения которого зависит возможность последующей защиты материальных интересов заказчика в случае, если поставщиком или исполнителем будут допущены нарушения условий исполнения контракта.

В части 3 ст. 94 говорится, что при получении товара, приёме работы или результатов оказания услуг, заказчик обязан провести экспертизу результатов исполнения контракта по закону о госзакупках ФЗ 44. Может проводиться как собственными силами, так и с привлечением экспертов и профильных организаций (с которыми должны быть также заключены соответствующие договоры).

Привлечение сторонних специалистов к проведению экспертизы товара, работы или услуги является обязательным условием для заказчика, если закупка осуществляется у единственного поставщика. В части 4 статьи 94 прописаны исключения из данного правила:

  • Закупка услуг экспертных организаций;
  • Заказ строительной проектной документация или результатов инженерно-изыскательских работ, если те уже прошли обязательную экспертизу;
  • Другое (полный перечень исключений дан в п. 1 ч. 4 ст. 94 закона).

Часть 5 статьи 94. При проведении экспертизы специалисты вправе потребовать у поставщика дополнительные материалы, касающиеся условий исполнения контракта и отдельных этапов. Результат экспертизы оформляется в виде заключения и заверяется подписью эксперта или сотрудника экспертной организации, имеющего такие полномочия (право подписи). Составленное заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Если в ходе экспертизы обнаружены нарушения, которые не препятствуют приемке, в заключение могут быть включены предложения по их устранению.

В части 6 ст. 94 сказано, что по желанию заказчика может быть создана приемочная комиссия, состоящая из 5 и более членов.

Согласно части 7 статьи 94 закона ФЗ 44, приемка должна документально закрепляться и проводиться в установленные контрактом сроки. Документ должен быть заверен подписью заказчика, если создавалась приемочная комиссия — всеми её участниками. В случае отказа от приемки, поставщику своевременно должно быть направлено мотивированное письмо об отказе. Закон обязывает приемочную комиссию брать во внимание озвученные экспертами (если такие привлекались) предложения, отраженные в заключении по результатам проверки исполнения контракта.

Если выявленное несоответствие не является препятствием для приемки и было поставщиком ликвидировано, заказчик вправе не отказывать тому в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, доставленного товара, проделанной работы или оказанной услуги (ч. 8 ст. 94 закона 44 ФЗ о госзакупках).

В части 9 статьи 94 закона N 44 о госзакупках указано, что результаты отдельного этапа контракта, сведения о поставке товара, выполнении работы или оказании услуги должны быть отражены поставщиком в отчете. Затем этот отчет публикуется в единой информационной системе госзакупок. Требование не распространяется на закупки, осуществляемые в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 части 1 статьи 93 о закупках у единственного поставщика (исполнителя).

1 июля 2018 года в часть 9 статьи 94 ФЗ 44 о госзакупках будут внесены изменения, согласно которым требование по обнародованию результатов отдельных этапов исполнения контракта будет предъявляться в следующих случаях:

  • Предметом контракта является выполнение работ по:
    • строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
    • сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • Цена контракта превышает один миллиард рублей.

Отчет, размещаемый в единой информационной системе госзакупок, должен содержать следующие сведения:

  • Об исполнении контракта (результаты, соблюдение графика и сроков);
  • О ненадлежащем исполнении, неисполнении, нарушениях и примененных санкциях;
  • Об изменении или расторжении контракта на этапе его исполнения.

Согласно части 10 статьи 94, к отчету должны быть приложено заключение экспертизы и приемочный акт.

Органы государственной власти субъектов России могут устанавливать дополнительные требования к размещению сведений о ходе исполнения контрактов и проведения госзакупок.

Скачать текст последней редакции закона о госзакупках

На этом сайте вы можете найти еще множество статей по 44 федеральному закону о госзакупках, его статьям и отдельным положениям с комментариями и пояснениями.

Скачать текст Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В связи с выходом в конце 2017 года изменяющего федерального закона N 504-ФЗ, с 1 июля закон о госзакупках ожидают множественные изменения. В частности, будут внесены изменения в абзац 1 части 9 рассмотренной нами статьи номер 94.

Комментарий и разъяснения к статье 94 ФЗ 44

Комментарий к 94 статье закона о госзакупках 44 ФЗ будет кратким, поскольку ее положения достаточно просты даже для понимания обывателя.

также читайте о статье 66 ФЗ 44 в последней редакции по ссылке:

Во многом они созвучны с отдельными положениями гражданского законодательства. Для наглядности:

Часть 2 статьи 94 ФЗ 44 устанавливает обязанности сторон при исполнении контракта:

  • Поставщик обязан информировать заказчика о ходе работ и своевременно предоставлять результаты поставки, выполнения работы или оказания услуг;
  • Заказчик обязан обеспечить приемку и оплатить работу поставщика.

Гражданский кодекс РФ (часть 2):

  • «Покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи» (гл. 30 «Купля-продажа»);
  • «Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность» (из гл. 37 «Подряд»);
  • «Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, немедленно заявить об этом подрядчику.»

Привлечение к проведению экспертизы специалистов профильных организаций регулируется положениями статьи 41 и части 5 статьи 94 закона о госзакупках ФЗ 44.

Чтобы ознакомиться с порядком составления и публикации отчета в единой информационной системе (ЕИС), предлагаем скачать Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.

Статья написана по материалам сайтов: urist7.ru, school.kontur.ru, lawlinks.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector