Типы механизмов реализации национальной политики в рф

81. Национальная политика: понятие, механизм реализации

Нация (от лат. natio – народ) – совокупность граждан одного государства как политического сообщества, достигнувшего индустриальной ступени развития и осознавшего свою идентичность.

Национальная политика – сознательная деятельность государства по регулированию взаимоотношений между нациями и народностями, закрепленная в соответствующих политических документах и юридических актах.

Например, в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. все ее основные этносы имеют соответствующие им национально-государственные образования: 21 национальную республику, 10 национальных округов и 1 автономную республику. Создаются необходимые предпосылки и условия для культурного развития всех народов Российской Федерации.

Национальная политика должна своевременно откликаться на проблемы, возникающие в сфере межнациональных отношений, находить эффективные решения конфликтных ситуаций. Если национальная политика не обновляется, не реагирует на происходящие в жизни народов процессы, не корректируется в соответствии с новыми социально-экономическими и политическими реалиями, это чревато осложнением межнациональных отношений и возникновением новых межнациональных конфликтов.

Управление национальными отношениями

представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на объект управления – национальные отношения. Механизм управления национальными отношениями – это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему (национальные отношения) для достижения соответствующих целей.

Основная функция национальной политики – разработка путей и методов разрешения межнациональных конфликтов, их прогнозирование и предупреждение. Задача национальной политики в том и состоит, чтобы верно определить момент возникновения конфликта и разрешить противоречия.

В сферу национальной политики входят основные проблемы национального развития и межнациональных отношений:

– культурно-духовные и др.

Национализм – идейное и политическое течение, складывающееся под влиянием национальной идеологии и сознания, выражающее требования этнической общности (этноса) в форме политических целей, властных установок и притязаний, выдвигаемых от имени данной нации.

Национализм развивается на основе роста национального самосознания, политического протеста или активизации поддержки национально-этнической политики государства гражданами, относящимися к определенной социально-этнической общности. Национализм преследует цель использования полномочий государства для защиты прав и культурной самобытности этноса (нации), усиления гарантий социального, политического, экономического и культурного развития граждан на основе их национальной идентичности вплоть до требований признания национального суверенитета и образования самостоятельной государственности.

VII. Механизм реализации государственной национальной политики

Проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями. Для этого важно реализовать следующие меры:

рассмотреть вопрос об образовании Ассамблеи народов России для налаживания диалога между органами государственной власти и национальными общностями, ее участия в законотворческом процессе, осуществлении миротворческой деятельности.

Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

согласовывать цели национальной политики с основными приоритетами экономических и политических реформ, равно как с прогнозами и программами социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, и соответственно разрабатывать и осуществлять такие программы с учетом приоритетов государственной национальной политики; совместно решать межрегиональные проблемы в сфере федеративных и национальных отношений; разрабатывать и финансировать (на долевой и конкурсной основах) федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации; осуществлять информационное обеспечение основных направлений национальной политики, содействовать освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре народов России; организовать подготовку и повышение квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики; учитывать отечественный и зарубежный опыт при разработке федеральных и региональных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве.

На первом этапе реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации Правительству Российской Федерации считать приоритетной задачей внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих законов:

об отношениях автономных округов с краем или областью, в состав которых они входят; о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации; о реализации Закона РСФСР О реабилитации репрессированных народов».

Повысить роль Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям:

в разработке и экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам национальных отношений или затрагивающих сферу этих отношений; в организации мониторинга состояния межнациональных отношений и кризисных ситуаций с последующей выработкой рекомендаций для соответствующих органов государственной власти; в разработке и осуществлении программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества субъектов Российской Федерации.

Это интересно:  Закон о судебных приставах

В выработке и реализации государственной национальной политики наряду с Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, Комитет Российской Федерации по делам молодежи, Комитет Российской Федерации по печати, Комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная миграционная служба России, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, Федеральная служба занятости России и другие заинтересованные органы. Для реализации государственной национальной политики и принятых в этих целях федеральных и региональных программ Правительству Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на очередной год предусматривать специальную статью расходов. Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» 1996 г. [24], важ-

нейший в нашей теме, базировался на «гарантированной государством форме само-

определения народов, национальных и этнических групп. Национально-культурные

автономии, действительно, были призваны решать проблемы исключительно нацио-

нально-культурного развития этнических меньшинств, реализуя самоорганизацию и

общественную инициативу заинтересованных граждан [26].

Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» 1991 г. [26] опре-

деляет основы правового статуса языков народов, проживающих в России, в том числе

и этнических меньшинств, гарантии их защиты, регулирует использование языков в

различных сферах государственной деятельности, в обучении и воспитании, в топони-

мике, предоставляет возможность установления ответственности за пропаганду вра-

жды и пренебрежение к любому из языков этнических меньшинств, нарушение консти-

туционно установленных принципов национальной политики, создание ограничений и

привилегий в использовании языков.

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Россий-

ской Федерации» 1999 г. [27], Федеральный закон «Об общих принципах организации

общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос-

сийской Федерации» 2000 г. [28], Федеральный закон «О территориях традиционного

природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего

Востока Российской Федерации» 2001 г. [29] ликвидировали правовой вакуум в части

прав коренных малочисленных народов. Эти законы не только закрепили сами поня-

тия коренных малочисленных народов РФ, подтвердили юридический статус их общин

как особую форму самоорганизации, очертили правовые основы образования, охраны

и использования территорий традиционного природопользования, они гарантировали

защиту их прав. Достаточно четко просматривается и направленность этих законов –

защита исконной среды их обитания и традиционного образа жизни [30].

Региональное измерение законодательства в сфере этнокультурной политики

представлено различного рода нормативными актами. Среди них можно выделить51

Мусин Д.А., Василенко Ю.В. Этнокультурная политика в Пермском крае: опыт гармонизации межнациональных отношений

региональные законы о национально-культурных автономиях, законы об администра-

тивно-территориальном устройстве определяют правовой статус национальных терри-

ториальных единиц в районах проживания национальных меньшинств, в ряде регио-

нов приняты законы, регламентирующие права национальных меньшинств в языковой

сфере, в области культуры и охраны культурного наследия.

К массиву региональных законов в области этнокультурной политики относятся:

• концепции развития национальной школы или национально-регионального компо-

• концепции государственно-конфессиональных отношений;

• целевые программы реализации государственной национальной политики и форми-

рования установок толерантного сознания;

• программы социально-экономического развития отдельных народов и их демогра-

• региональные программы, регулирующие миграцию и затрагивающие интересы

• решения об образовании структур, ведающими вопросами национальной политики

в органах государственной власти регионов [

Сущность государственной национальной политики РФ

Государственная национальная политика в современной России: принципы формирования и цели

Система современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере национальной политики складывается в единую концепцию. Данная концепция ориентирована на обеспечение единства и целостности России, на развитие российского гражданского общества, на согласование общественных интересов всех народов РФ, на налаживание сотрудничества между народами и развитие национальных языков, культур и традиций.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Это интересно:  Какая сумма денег признается крупным размером взятки

Основу государственной национальной политики составляет «Стратегия государственной национальной политики в РФ на период до 2025 года».

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) — система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.

Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:

* упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

* сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

* гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

* обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

* успешная социальная и культурная адаптация, и интеграция мигрантов.

Цели, данной Стратегии, достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан.

Основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

* государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;

* равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;

* равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

* предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

* уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

* государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;

* взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;

* обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

* обеспечение прав национальных меньшинств;

* содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;

* обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;

* разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

* комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;

* недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;

* взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

* преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;

* своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;

* пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

* Задачи по содействию национально-культурному развитию:

* обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма;

* распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации;

* формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации;

* развитие межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей, в том числе путем принятия и реализации соответствующих региональных программ, распространение традиционных и современных произведений литературы и искусства народов России и бывшего СССР, в том числе с привлечением государственных теле- и радиоканалов и общественного телевидения, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;

* развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, расширение государственной поддержки национальных видов спорта, проведение спартакиады народов России;

* организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

* обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации путем:

Это интересно:  Рапорт на увольнение по окончанию контракта

* формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России;

* расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России;

* развития волонтерского (добровольческого) движения в сфере сохранения культурного наследия, включая реставрацию культурных ценностей;

* совершенствование системы подготовки национальных кадров в сфере культуры;

* разработка дополнительных мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения народов России.

VII. Механизм реализации государственной национальной политики

Проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.

Для этого важно реализовать следующие меры: рассмотреть вопрос об образовании Ассамблеи народов России для налаживания диалога между органами государственной власти и национальными общностями, ее участия в законотворческом процессе, осуществлении миротворческой деятельности.

Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

· согласовывать цели национальной политики с основными приоритетами экономических и политических реформ, равно как с прогнозами и программами социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, и соответственно разрабатывать и осуществлять такие программы с учетом приоритетов государственной национальной политики;

· совместно решать межрегиональные проблемы в сфере федеративных и национальных отношений;

· разрабатывать и финансировать (на долевой и конкурсной основах) федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации;

· осуществлять информационное обеспечение основных направлений национальной политики, содействовать освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре народов России;

· организовать подготовку и повышение квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики;

· учитывать отечественный и зарубежный опыт при разработке федеральных и региональных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве.

На первом этапе реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации Правительству Российской Федерации считать приоритетной задачей внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих законов:

· об отношениях автономных округов с краем или областью, в состав которых они входят;

· о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации;

· о реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».

Повысить роль Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям:

· в разработке и экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам национальных отношений или затрагивающих сферу этих отношений;

· в организации мониторинга состояния межнациональных отношений и кризисных ситуаций с последующей выработкой рекомендаций для соответствующих органов государственной власти;

· в разработке и осуществлении программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества субъектов Российской Федерации.

В выработке и реализации государственной национальной политики наряду с Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, Комитет Российской Федерации по делам молодежи, Комитет Российской Федерации по печати, Комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная миграционная служба России, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, Федеральная служба занятости России и другие заинтересованные органы.

Для реализации государственной национальной политики и принятых в этих целях федеральных и региональных программ Правительству Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на очередной год предусматривать специальную статью расходов.

Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studbooks.net, www.zakonprost.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector