Трудовые отношения в системе образования

реферат по экономике образования.doc

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

«Волгоградский государственный социально-педагогический Университет»

Реферат по экономике образования

на тему: «Трудовые отношения в системе образования»

Работу выполнила: студентка 1 курса

Института иностранных языков

ГЛАВА 1. Трудовые правоотношения в системе образования…………………4

ГЛАВА 2. Трудовой договор с педагогическими работниками………………. 7

ГЛАВА 3. Условия труда в сфере образования.…………………. . 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…. 15

Современная система образования находиться в центре государственных реформ и стала одним их важнейших направления национальной политики. Актуальность темы обусловлено тем, что для развития страны и подготовки высококвалифицированных кадров стоит проблема модернизации нормативно-правовой базы регулирования труда работников образовательных учреждений, которые в процессе своей трудовой деятельности обеспечивают воплощение государственных программ и от эффективности реализации которой зависит эффективность работы самой системы образования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе трудовой деятельности в образовательной сфере.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие трудовые правоотношения в образовательной сфере.

Цель работы: выявить особенности регулирования трудовых отношений в системе образования.

— определение понятия и содержания трудовых правоотношений в системе образования;

— выделение особенностей заключения и расторжения трудового договора с педагогическим работником;

— содержание и условия труда в сфере образования.

ГЛАВА 1. Трудовые правоотношения в системе образования

Статья 15 Трудового кодекса РФ гласит, что трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Специфика педагогической деятельности, характеризующаяся высоким уровнем ответственности и знач ительной эмоциональной и физической затраты энергии и сил, связанных с процессом обучения и воспитания, предполагает существование ряда особенностей регулирования труда педагогических работников. К ним относятся дополнительные требования при заключении трудового договора, установление льготного режима рабочего времени и времени отдыха, дифференцированный подход к нормированию и оплате труда, а также применение особых правил при расторжении трудового договора и др. Особенностям регулирования труда и трудовых отношений педагогических работников посвящена гл. 52 ТК РФ.

Закон РФ Об образовании» конкретизирует компетенцию образовательных учреждений в сфере трудового права, предоставляя им право подбора, приема на работу и расстановки кадров, установления штатного расписания, распределения должностных обязанностей. Образовательные учреждения самостоятельно устанавливают ставки заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств, а также надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования работников этих учреждений. Изложенные права образовательных учреждений в сфере трудового права создают дополнительные гарантии реального обеспечения их академических свобод, их праву самостоятельно осуществлять образовательный процесс и обеспечивать надлежащее качество образования. Ибо образовательное учреждение, лишенное права самостоятельного осуществления кадровой политики, решения вопросов заработной платы становиться придатком государственной системы образования, способным проводить лишь установления и распоряжения государственных органов управления образования.

Отдельный комплексный институт образуют нормы, закрепляющие дополнительные требования к педагогическим работникам. В отличие от многих видов деятельности, занятие которой не требуют наличие специального профессионального образования, педагогическая деятельность может осуществляться только лицами имеющими соответствующий уровень профессионального образования. Этот уровень (образовательный ценз) определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях, утвержденными Правительством РФ. 1

Определения педагогической деятельности в законе отсутствует, что усложняет юридическую защиту нарушенных прав и интересов занимающихся ею лиц. Но согласно Закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I можно сделать вывод, что под педагогической деятельностью следует понимать деятельность по обучению и воспитанию граждан, осуществляемая педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов. 2

Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Это интересно:  Гос поддержка молодым семьям 2020

ГЛАВА 2. Трудовой договор с педагогическими работниками

Согласно ст. 56 Закона РФ «Об образовании» для работника образовательного учреждения оно является работодателем. Его трудовые отношения с образовательным учреждением регулируются трудовым договором (контрактом). Условия такого договора (контракта) не могут противоречить законодательству РФ о труде. С большинством педагогов работодатель обязан заключать трудовой договор на неопределенный срок. Статья 332 ТК РФ выделяет особенности заключения трудового договора с работниками высших учебных заведений.

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора. 3

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно- педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение:

  • должностей декана факультета и заведующего кафедрой;
  • должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;
  • должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научно- педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Помимо оснований прекращения трудового договора предусмотренных ст. 77 ТК РФ и иными федеральными законами, дополнительными основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником, согласно ст.336 ТК РФ являются:

  1. повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения
  2. применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
  3. достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 ТК РФ;
  4. неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (ч. 7 ст. 332 ТК РФ)

Также основанием для увольнения педагогического работники образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контакта) является появление на работе в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Увольнение по этому основанию, а также и по п.1,2 ст. 336 ТК РФ может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Это интересно:  Получение рвп без квоты основания

Трудовые отношения в системе образования

Трудовые отношения в системе образования.docx

Волгоградский государственный социально- педагогический университет

Реферат по экономике

«Трудовые отношения в системе образования»

Выполнила студентка 1 курса

Института иностранных языков

Трудовые отношения в системе образования

6.1. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа и являются приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ).

6.2. Условия трудового договора, касающиеся режима рабочего времени (ст. 100 ТК РФ), устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка каждого образовательного учреждения.

6.3. Работникам с ненормированным рабочим днем (перечень категорий работников (приложение N 4) (ст. 101 ТК РФ) предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью от 3 до 14 календарных дней.

Порядок и условия предоставления данного отпуска определяются коллективным договором образовательного учреждения (ст. 119 ТК РФ).

6.4. Сверхурочные работы производятся в исключительных случаях только при наличии приказа руководителя (лица, уполномоченного руководителем) и письменного согласия работника, а также с учетом дополнительных условий, установленных в отношении отдельных категорий работников, и ограничений, установленных статьей 99 ТК РФ.

Привлечение работников к сверхурочной работе в остальных случаях помимо их письменного согласия допускается с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

В исключительных случаях сверхурочные работы могут производиться с ведома или по поручению представителей работодателя и наличия письменного согласия работника. При этом приказ о привлечении работника к сверхурочной работе должен быть издан не позднее трех рабочих дней со дня фактического выполнения сверхурочной работы.

Оплата труда при этом производится в полуторном и двойном размерах по правилам статьи 152 ТК РФ.

6.5. Привлечение работников (всех или отдельных категорий) образовательных учреждений к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится в исключительных случаях только с их письменного согласия и с учетом ограничений, предусмотренных статьей 113 ТК РФ.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в остальных случаях помимо их письменного согласия допускается с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Оплата труда при этом производится в двойном размере по правилам статьи 153 ТК РФ.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, вместо повышенной оплаты ему может быть предоставлен другой день отдыха.

6.6. Работники имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск в каникулярное время или период, согласованный с администрацией учреждения (в том числе присоединяя его к основному), в следующих случаях (ст. 116 ТК РФ):

учителям и преподавателям при подмене временно отсутствующих коллег — из расчета один день за шесть подмен;

при работе без больничных листов — из расчета три календарных дня за каждое полугодие;

председателям профсоюзных комитетов и профорганизаций — десять календарных дней в год за общественную работу;

руководителям государственных образовательных учреждений — от трех до четырнадцати календарных дней за ненормированный рабочий день (конкретная продолжительность определяется в соответствии с Положением, утвержденным МО) (Соглашение МО и ЦК, 6.7);

врачам и среднему медицинскому персоналу образовательных учреждений — четырнадцать календарных дней, врачам и среднему медицинскому персоналу школ-интернатов для умственно отсталых детей и детей с поражением центральной нервной системы, с поражением психики — тридцать пять календарных дней (ст. 117 ТК РФ, раздел 40 «Здравоохранение» списка производств, цехов, профессий с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением ГКТ СССР и ВЦСПС от 25.10.74 N 298/П-22);

Коллективным договором или индивидуальным трудовым договором могут быть предусмотрены иные, помимо приведенных, основания предоставления оплачиваемого дополнительного отпуска (ч. 2 ст. 116 ТК РФ).

6.7. Если дополнительный отпуск по согласию сторон присоединяется к основному, то в отношении образованного суммарного отпуска применяются правила статьи 125 ТК РФ.

6.8. Работникам образовательных учреждений при наличии средств экономии фонда заработной платы учреждения предоставляются оплачиваемые свободные от работы дни по следующим основаниям:

бракосочетание работника — 3 календарных дня;

бракосочетание детей работника — 2 календарных дня;

рождение ребенка (супругу) — 2 календарных дня;

переезд на новое место жительства — 2 календарных дня;

смерть детей, родителей, супруги, супруга — 3 календарных дня.

6.9. Работникам предприятий, учреждений, организаций, принятым по совместительству (в том числе методистам учебно-методических и методических кабинетов (центров), работникам органов управления образованием, освобожденным работникам профсоюзов и др. общественных организаций) предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка (ст. 286 ТК РФ).

Это интересно:  Оформление разрешения на оружие

6.10. Коллективным договором дошкольного образовательного учреждения с пятидневным режимом рабочей недели и 12-часовым пребыванием детей может устанавливаться льгота для воспитателей в виде сокращенной продолжительности рабочего дня до 6 часов или рабочей недели до 30 часов без внесения изменений в штатное расписание и расчеты по фонду оплаты труда.

Указанная льгота не применяется при неявке сменяющего работника и необходимости произведения сверхурочной работы (Соглашение МО и ЦК, 6.10.2).

6.11. Порядок и условия предоставления педагогическим работникам длительного отпуска продолжительностью до 1 года определяется в соответствии с Положением (приложение N 5).

6.12. Время участия в забастовке, организованной профсоюзом по причине невыполнения или нарушения условий настоящего Соглашения, включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ч. 1 ст. 121 ТК РФ).

6.13. Кроме случаев, установленных законодательством (ч. 2 ст. 128 ТК РФ), руководитель образовательного учреждения обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней (ст. 263 ТК РФ):

работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до 14 лет;

работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

одинокой матери (отцу, воспитывающему ребенка без матери), воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет.

6.14. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, состоящего при выполнении должностных обязанностей из нормируемой его части и части рабочего времени, не имеющего четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, принимаемыми в порядке, предусмотренном в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами (постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»).

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа и являются приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ).

6.2. Условия трудового договора, касающиеся режима рабочего времени (ст. 100 ТК РФ), устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка каждого образовательного учреждения.

6.3. Работникам с ненормированным рабочим днем (перечень категорий работников (приложение N 4) (ст. 101 ТК РФ) предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью от 3 до 14 календарных дней.

Порядок и условия предоставления данного отпуска определяются коллективным договором образовательного учреждения (ст. 119 ТК РФ).

6.4. Сверхурочные работы производятся в исключительных случаях только при наличии приказа руководителя (лица, уполномоченного руководителем) и письменного согласия работника, а также с учетом дополнительных условий, установленных в отношении отдельных категорий работников, и ограничений, установленных статьей 99 ТК РФ.

Трудовые отношения в системе образования

Как регулируются трудовые отношения в системе образования?

Статья 56 Закона «Об образовании»:

«1. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока,

не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.

3. Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

4. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.»

Статья 56. Трудовые отношения в системе образования. 1. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: turboreferat.ru, sinref.ru, www.zonazakona.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector