Виды и признаки альтернативной гражданской службе

Конституция РФ закрепила право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ч.3 ст.59). Условием такой замены являются противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию данного лица, а также иные случаи, установленные федеральным законом. Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ Об альтернативной гражданской службе» регулируются отношения, связанные с реализацией гражданами РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией военного комиссариата принято соответствующее решение.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:

  1. имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  2. не подлежат призыву на военную службу;
  3. имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
  4. в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  5. в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;
  6. в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Однако, при невозможности направления граждан за пределы территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены в организации, находящиеся на территориях субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством РФ. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть направлен гражданин, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:

  1. для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 42 месяца;
  2. для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, -31,5 месяца;
  3. для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 21 месяц;
  4. для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 21 месяц.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:

  1. для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 36 месяцев;
  2. для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 27 месяцев;
  3. для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 18 месяцев;
  4. для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 18 месяцев.

Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата а окончанием — считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы.

Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:

  1. подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
  2. рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
  3. явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;
  4. явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года; до 1 октября — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления. Заявление гражданина рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  1. он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
  2. характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  3. в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
  4. он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  5. ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Альтернативная гражданская служба в армии — виды, сроки и последствия уклонения

В истории современной России право на прохождение альтернативной службы было впервые закреплено в Конституции 1993 года.

Помимо нее, в настоящее время эта сфера регулируется несколькими международными правовыми нормами и рядом Российских общих и специальных актов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Общая информация

АГС — особая разновидность трудовой деятельности, которая выполняется гражданами на благо государства и общества вместо срочной военной службы.

Таким образом, отношения, возникающие в процессе прохождения АГС, регулируются, в том числе, Трудовым кодексом.

Право на альтернативную гражданскую службу имеет каждый гражданин, который подлежит призыву в армию. Для этого ему может быть предложена одна из 65 профессий на одной из 61 должности.

Закон об АГС

Закон под номером 113-ФЗ — основа при регулировании отношений, связанных с альтернативной гражданской службой, был принят 25.07.2002 г. (в силу он вступил с 01.01.2004 г.).
С тех пор в него 7 раз вносились изменения. В настоящее время действует редакция от 25.11.2013 г.

Это интересно:  Полномочия президента рф в области обороны

Данный документ содержит определения основных терминов, устанавливает круг лиц, которые могут претендовать на прохождение АГС, регламентирует процедуру направления и увольнения, а также порядок прохождения службы.

Документ включает в себя 26 статей, которые распределены по шести главам. Основные нормы данного акта являются бланкетными (отсылают читателя к текстам Положения о прохождении АГС, Трудового кодекса, Конституции и других норм).

АГС не может рассматриваться в качестве варианта трудоустройства поблизости от дома и прохождения службы при сохранении привычного уклада жизни.

Согласно требованиям закона, граждане, проходящие АГС, подобно тем, кто находится на военной службе, отправляются для прохождения оной за пределы того субъекта РФ, где они проживали до призыва.

Служить поблизости от дома их могут оставить только в том случае, если отправка на территорию другого региона не представляется возможной.

Это относится, в частности, к призывникам – представителям коренных малочисленных народностей: их для прохождения АГС могут привлечь к работе в традиционных отраслях хозяйствования.

Как произвести замену военной службы альтернативной гражданской?

В данном разделе вы подробно узнаете как попасть на альтернативную службу. При желании заменить армейскую службу на АГС следует подать соответствующее заявление в тот военкомат, где призывник состоит на учёте. Сделать это нужно не позднее, чем за полгода до начала «своего» призыва (до 1 апреля – для тех, кто должен быть призван осенью и до 1 октября – для тех, кого должны призвать весной).

В случае окончания отсрочки заявление может быть подано позже, при этом с даты, когда прекратились основания для отсрочки, до дня подачи заявления не должно пройти более 10 суток. При нарушении указанных сроков своё право на АГС придётся отстаивать в зале суда.

К заявлению прилагается характеристика из учебного заведения либо с места работы, а также автобиография. По своему усмотрению можно добавить и другие документы, а также составить список знакомых, согласных подтвердить достоверность фактов, на которые ссылается заявитель.

В военкомате поданное заявление должны зарегистрировать, о чём призывнику выдаётся на руки соответствующий документ. Рассматривается оно призывной комиссией в течение месяца с последнего дня, предусмотренного для его подачи. Сам призывник тоже должен присутствовать при рассмотрении.

По окончании процедуры он получает копию решения, принятого комиссией.

В случае если поданное заявление будет рассмотрено положительно, призывник проходит медосмотр с целью установления его пригодности к направлению на АГС. После этого призывная комиссия определяет конкретное место, где будет служить «альтернативщик», и выдаёт ему следующие документы:

  • предписание для отправки в точку прохождения АГС;
  • удостоверение;
  • учётную карту;
  • проездные документы.

Прибыв в определённый срок на пункт сбора, призывник отправляется к месту назначения.

В этом, запутанном, на первый взгляд, процессе на самом деле нет ничего особенно сложного. При помощи всей этой кажущейся бумажной волокиты у каждого призывника появляется реальный шанс обезопаситься от рисков, которые связаны с воинской службой.

Обычно это происходит, если:

  • заявление подано с нарушением порядка либо сроков;
  • объективные сведения не соответствуют утверждениям призывника о том, что определённые обстоятельства не позволяют ему находиться на военной службе;
  • само заявление или приложенные документы содержат заведомо недостоверные сведения;
  • призывник дважды отсутствовал на заседаниях комиссии и не представил оправдательных документов;
  • призывник в прошлом уклонялся от прохождения АГС.
  • При вынесении отказа призывник отправляется на воинскую службу.

Список специальностей, по которым можно проходить АГС, утверждается Минтруда. На сегодняшний день большинство из них связано с сельским хозяйством, образованием, промышленностью, медициной. К наиболее распространённым профессиям относятся:

  • подсобный рабочий;
  • плотник;
  • повар;
  • садовник;
  • столяр;
  • слесарь;
  • санитар;
  • уборщик;
  • тракторист и т.д.

Некоторые специальности можно назвать достаточно экзотическими:

  • помощник шкипера (и другие, связанные с судоходством);
  • врач;
  • артист балета (и другие творческие должности);
  • программист.

АГС может проходить в организациях, входящих в структуру Минобороны либо других ведомств.

Но, в любом случае, предприятие обязательно должно принадлежать государству. Неприятным моментом является тот факт, что оплата труда во время альтернативной службы равняется прожиточному минимуму.

Однако при этом призывник имеет право обучаться на заочных или вечерних отделениях ССУЗов и ВУЗов.

Если АГС проходит в структурах Минобороны либо иных силовых органов, то её срок в полтора раза превышает срок армейской службы по призыву и сейчас составляет 1,5 года. При прохождении «альтернативки» в других организациях коэффициент умножения составляет 1,75, и служба длится 21 месяц. За время службы призывнику дважды предоставляется отпуск.

Право на АГС

Законом указано 3 причины замены армейской на альтернативную гражданскую службу:

  1. Личные убеждения. Расшифровка данного пункта в законодательстве отсутствует, из чего можно сделать вывод, что это могут быть любые убеждения политического, философского, морально-этического либо иного характера. Необходимо лишь, чтобы они были не абстрактными, а твёрдыми, осмысленными и чётко сформулированными.
  2. Религиозные убеждения. Последователи некоторых религиозных течений не приемлют воинской службы.
  3. Призывник является представителем одного из установленных законом малочисленных народов.

Таким образом, АГС могут пройти молодые люди призывного возраста, у которых отсутствуют действующие основания для того, чтобы быть освобождёнными от призыва. Лица, ограниченно годные и не годные к несению службы, переводятся в запас. Они на «альтернативку» не направляются.

Последствия уклонения

Несмотря на то, что отношения «альтернативщика» с работодателем регламентируются Трудовым кодексом, лицо, проходящее АГС, ограничено в праве на:

  • увольнение по собственной инициативе;
  • участие в забастовках;
  • подработку по совместительству.

Ответственность за уклонение от альтернативной гражданской службы предусмотрена статьёй 328 УК. Наказание может быть наложено в виде штрафа, обязательных работ либо ареста.

Возможность написать заявление о прохождении АГС есть у каждого российского призывника. Однако воспользоваться ей спешат немногие даже из числа тех, кто имеет для этого все основания. Это объясняется двумя основными причинами:

  1. Большинство призывников недостаточно осведомлено в этом вопросе.
  2. Прохождение АГС занимает значительно больше времени, чем армейская служба.

Не стоит рассматривать АГС как возможность легально «откосить» от армии. Попытки обмана, как правило, легко раскрываются призывными комиссиями.

Рассчитывать на «альтернативку» может только человек с чётко сформированными, устоявшимися убеждениями, которые действительно препятствуют службе в армии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Военная альтернативная гражданская служба: условия и требования

В российском законодательстве предусмотрено такое понятие, как альтернативная гражданская служба. Представляет она собой замену традиционной воинской службе по призыву. Однако это не означает, что все желающие могут получить такую замену.

Общая информация

Под альтернативной службой понимается трудовая деятельность граждан, которая приравнивается к воинской, включается в трудовой стаж, оплачивается в соответствии с установленными нормами. Регулируется вопрос замены армии на трудовую деятельность Федеральным законом от 25.07.2002 г. №113-ФЗ, Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Кто может рассчитывать на замену

Законодательство четко регулирует категории граждан, которые могут получить замену.

Так, рассчитывать на нее могут те, кто в силу своих убеждений или выбранной веры не могут служить в армии. Например, буддисты, которым противоречит обучение военному делу, оружие и прочие атрибуты, или пацифисты, которые отрицают насилие, как таковое.

Кроме того альтернативная служба может быть выбрана теми, кто относится к малочисленным коренным народам, ведущим определенную хозяйственную деятельность и промыслы.

В число рассчитывающих на замену не входят лица нетрадиционной сексуальной ориентации, однако ими может быть подано заявление на рассмотрение комиссии. Решение об удовлетворении такого заявления остается на усмотрение военного комиссариата и главы Администрации района.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Возрастная категория

Как и в случае с традиционным призывом, к альтернативному подлежат граждане, которые достигли 18 лет, но при этом не достигли 28 лет.

При этом мужчины не имеют противопоказаний к призыву, годны к службе.

В случае если у мужчины есть отсрочка по каким-либо причинам, к альтернативной работе он не привлекается до тех пор, пока действует отсрочка.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), принято соответствующее решение.

Кто не подлежит альтернативе

Согласно действующему законодательству, не могут быть привлечены к альтернативной службе те, кто не подлежит службе в армии, уволен в запас, имеет отсрочку, освобождены от армии по каким-либо причинам.

Кроме того альтернатива не предлагается призывной комиссией, мужчина самостоятельно должен направить заявление, которое рассматривается в течение периода призыва.

Это интересно:  Высота спортивного зала должна составлять не менее

Уволенные в запас не могут быть привлечены к гражданской работе и к армии. Их воинская обязанность считается исполненной.

Срок работы

В армии в 2019 году мужчина должен провести 12 календарных месяцев. Если же он выбирает альтернативный вариант, заменяющий армию, то этот период увеличивается.

Сроки четко прописаны в законодательстве, поэтому не могут быть увеличены ни в одном регионе ни по одному из оснований.

Те, кто был направлен на замещенную армии работу после 2008 года, обязаны провести на ней 21 календарный месяц — в 1,75 раз больше. В случае если работа предоставляется в Вооруженных силах РФ, то ее срок с 2008 года составляет 18 календарных месяцев — в 1,5 раза больше обычно периода.

Самостоятельно мужчина не может выбрать, какая именно гражданская работа ему достанется. Решение о направлении принимает глава местной Администрации совместно с военным комиссариатом.

Оплата труда и права

Отношения между работодателем и работником-призывником регламентируются Трудовым кодексом РФ . В том числе в вопросах оплаты.

Заработную плату призывник получает, согласно утвержденным заработным платам организации с учетом налоговых и страховых вычетов. При этом за работником не сохраняется право на добровольное расторжение трудовых отношений по собственной инициативе.

Работодатель в свою очередь тоже не имеет права уволить работника-призывника, однако вправе пожаловаться в военный комиссариат на нарушения со стороны сотрудника. Рабочий день и время труда определяется внутренним распорядком организации.

За военнообязанными, выбравшим гражданскую работу, сохраняются военные льготы, но не денежное довольствие.

Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Виды работ

По установленным правилам, работа обычно предлагается низкоквалифицированная. То есть та, которая не требует наличия специальных знаний или умений.

Где проходит АГС

Точно так же, как и в случае с обычным призывом в армию.

Однако, как показывает практика, в большинстве случаев гражданская работа взамен армии предоставляется по месту жительства гражданина. Если мужчина направляет в другой субъект федерации, то ему предоставляется общежитие для проживания или иное жилье из федерального жилищного фонда.

Оплата жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не самого гражданина. В обязанности гражданина входит добросовестная работа и своевременное ее помещение согласно графику.

Что включает в себя направление

Военный комиссариат совместно с главой местной Администрации определяет по заявлению гражданина вид альтернативной службы.

Направление включает в себя несколько основных действий:

  1. Подача заявления мужчиной призывного возраста.
  2. Рассмотрение заявления и составление заключения комиссией.
  3. Прохождение медицинской комиссии при военкомате, в котором закреплен гражданин.
  4. Явка в день сборов для получения предписания с местом работы.
  5. Явка на рабочее место в назначенный день.

В случае если во время прохождения медицинской комиссии будут выявлены заболевания или противопоказания к какому-то роду деятельности, то военный комиссариат обязан принять медицинское заключение к сведению и заменить альтернативную работу другой гражданской службой.

Если в ходе медицинской комиссии будет выявлена непригодность к службе в армии, то мужчина освобождается и от нее, и от гражданской службы по медицинским показаниям.

Как составить заявление

В заявлении мужчина указывает по какой причине не может быть призван в армию на общих основаниях, прикладывает характеристику с места работы (если трудоустроен) и автобиографию.

В случае если в качестве причины выбрано вероисповедание, то гражданин не обязан указывать, какой именно веры он придерживается, какие у него религиозные убеждения.

Когда подавать заявление

Если мужчина подлежит осеннему призыву (октябрь-декабрь), то подавать заявление о прохождении замещенной работы нужно до 1 апреля года призыва. То есть если гражданина призывают осенью 2019 года в армию, то заявление нужно направить не позднее 1 апреля 2019 года.

Если призыв весенний (апрель-июнь), то до 1 октября года призыва.

После подачи заявления комиссариат выдает уведомление о получении на руки заявителю. Рассмотрение заявления происходит исключительно в присутствии гражданина. Определение места работы происходит с участие главы Администрации на основании имеющихся вакансий в регионе проживания призывника или регионах, где мужчина не зарегистрирован.

Подать заявление можно позже в том случае, если действующая отсрочка закончилась позже установленного срока. Мужчине надлежит известить военкомат, к которому он присоединен, не позднее 10 рабочих дней с момента окончания отсрочки.

О коренных малочисленных народах

Если призывник относится к данной категории, то на него распространяются такие же правила, как и на других альтернативных призывников. При этом в качестве места работы обычно предлагаются те должности, на которых требуется выполнять ту же работу, что выполняют остальные коренные малочисленные народы.

Например, саамы обычно направляются на оленеводческие фермы или рыболовецкие производства.

Ответственность за уклонение

Гражданин, который выбрал замену армии, не имеет права уволиться с места работы по собственному желанию. Более того уклоняться от своих обязанностей он тоже не вправе.

В случае уклонения на него возлагаются меры наказания, которые могут включать в себя штраф, арест или обязательные работы на усмотрение суда. Работа взамен армии является таким же призывом, и такой же военной обязанностью, как и прохождение службы в армии.

Штрафные санкции могут достигать 200 тысяч рублей или заменены обязательными работами, период и характер которых определяется судом.

  1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Пока не предвидится никаких изменений, которые могли бы коснуться альтернативной службы. Федеральный закон №113 остается в силе без каких-либо предварительных изменений.

По неофициальной статистике, гражданам может быть предложено около 60 гражданских профессий и примерно столько же должностей. При этом право выбора остается за местной администрацией и военным комиссариатом. Работа, в основном, предлагается низкоквалифицированная. Альтернативную службу в основном проходят по месту жительства мужчины.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

4.9. Альтернативная гражданская служба

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 —1763 гг. по пригла­шению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, пропове­довавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом мено­нитам была предоставлена льгота — освобождение от воен­ной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинно­сти вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В ре­зультате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Рос­сийской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ноше­ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло опре­деленные обязательства по их содержанию: выделяло денеж­ные средства для выплаты поденной платы рабочим, на ле­чение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» — так назывались первые «альтернативщики» — формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной служ­бы была пожалована духоборам, молоканам и последовате­лям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыль­ных уральских казаков служить в армии. Были случаи от­каза и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, при­знавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

Это интересно:  Виды и формы терроризма

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Соглас­но этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в гос­питалях либо заниматься другой общественно полезной ра­ботой, также предусматривалась возможность полного осво­бождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направ­лении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзы­вы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава — «Об освобождении от военной службы по религиозным убеж­дениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взгля­дов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной воен­ной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение при­зывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конститу­ции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми — жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба» (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, фе­деральные конституционные законы, основной из которых — Федеральный закон «Об альтернативной гражданской служ­бе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтерна­тивной гражданской службой признается:

если несение военной службы противоречит убеждени­ям или вероисповеданию гражданина;

если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет тради­ционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу могут быть на­правлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в воен­ный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной ко­миссией района, или города без районного деления, или ино­го муниципального образования.

На альтернативную гражданскую службу не направляют­ся граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основа­ния для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристи­ка с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению дру­гие документы, а также указать лиц, которые согласны под­держать его.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной ко­миссии только в присутствии его подателя. О времени и ме­сте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В законе указывается, что призывная комиссия рассма­тривает доводы гражданина о том, что несение военной служ­бы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:

выступления на заседании призывной комиссии граж­данина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;

анализ документов, представленных гражданином;

анализ дополнительных материалов, полученных при­зывной комиссией.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает моти­вированное решение об отказе.

Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комис­сией дополнительных материалов срок вынесения заключе­ния может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок вы­дается копия заключения.

Гражданину может быть отказано в замене военной служ­бы по призыву альтернативной гражданской службой в слу­чаях, если:

он нарушил срок или порядок подачи заявления;

представленные документы и другие данные не соответ­ствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию;

в заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной при­чины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу, но он от нее укло­нился.

Уважительными причинами неявки на заседание призыв­ной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:

заболевания или увечья (травмы), связанные с утратой трудоспособности

тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной се­стры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непрео­долимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспо­рить в суде.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на во­енную службу в соответствии с Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе».

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:

явку на медицинское освидетельствование и на заседа­ние призывной комиссии для принятия решения о на­правлении на альтернативную гражданскую службу;

явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

На мероприятия, связанные с направлением на альтерна­тивную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата. Направление граждан на аль­тернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.

К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар согласно пла­ну специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.

Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.

Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период про­хождения альтернативной гражданской службы и в трехднев­ный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Трудовая деятельность граждан, проходящая альтерна­тивную гражданскую службу, определяется Трудовым кодек­сом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации по­следствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвы­чайных ситуаций на территории Федерации.

Гражданину, проходящему альтернативную службу, пре­доставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемо­го отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, не­обходимых для проезда к месту использования отпуска и об­ратно.

Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок аль­тернативной службы превышает установленный Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. — один год) в 1,75 раза, если служба про­ходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 ста­тьи 5 — в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) — это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.

Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстер­риториальный принцип).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.

2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?

3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в России?

4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтер­нативной гражданской службы?

6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?

Каковы сроки альтернативной гражданской службы?

Статья написана по материалам сайтов: posobie.guru, lgoty-vsem.ru, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий