Виды учреждений дополнительного образования

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).

Виды учреждений указаны в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752 г. «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

Центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

Дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

Дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

Станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

Детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виды дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений:

Центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

Дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

Дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

Станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

Детская школаискусств, в том числе по видам искусств;

Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:

-дома, центры детского и юношеского творчества;

-специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, спортивно-туристические и др.);

-многопрофильные клубы по месту жительства;

-творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах; научные общества школьников;

-туристическо-краеведческие, экологические, культурологические и др. экспедиции;

-досуговые непрофильные объединения

К учреждениям дополнительного образования относятся также летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные и др.

Это интересно:  Отстранение от работы водителя

Согласно Типовому положению об учреждениях дополнительного образования в них могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.

Деятельность внешкольных учреждений, прежде всего, связана с досугом и свободным временем школьников, это в основном определяет их цель и задачи. Цель учреждений дополнительного образования — создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей.

Главными задачами являются:

-выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к различным видам деятельности;

— формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);

— помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;

— решение вопросов профессионального самоопределения школьников, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;

— развитие творческих способностей, научных интересов детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.

Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает:

— добровольность в выборе деятельности, содержания и форм организации;

— свободный, творческий характер деятельности педагогов и детей;

— многопрофильность (в одном учреждении разные по форме и содержанию работы позволяют подростку выбирать занятия по интересам, переходить к другим занятиям, общаться с разными людьми);

— отсутствие обязательного контроля и оценок;

-опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с творческими личностями сверстниками,

— опыт содружества поколений.

Учреждения дополнительного образования и общеобразовательные школы могут по-разному взаимодействовать.

Дополнительное образование может быть составной частью образовательной системы школы. Чаще же их отношения строятся как партнерские отношения двух субъектов образовательной деятельности: проводятся совместные акции, проекты, мероприятия

Может быть и такой вариант, когда общеобразовательная школа функционирует в составе учреждения дополнительного образования.

Отечественная система дополнительного образования детей формировалась на базе внешкольных учреждений. Возникновение в России первых внешкольных учреждений для детей связано с именами: Станислава Теофиловича Шацкого ( 1878 – 1934 г.г.) – педагога экспериментатора и Александра Устиновича Зеленко (1871 – 1953 г.г.) – архитектора-педагога. В 1905 году они открыли первый в Москве клуб для детей и подростков под названием «Дневной приют для приходящих детей», в клубе функционировали слесарная, столярная и швейная мастерские; работало культурно-просветительское общество. Приют посещали около 150 детей.

В Советское время дополнительное образование дети получали в Домах и Дворцах пионеров, в спортивных школах, на станциях юных техников и натуралистов.

Сегодня в Российской Федерации в каждом городе и населенном пункте на различных станциях, в центрах, школах, домах и дворцах дополнительного образования дети получают возможность, заниматься, развиваться и совершенствоваться в таких направлениях как:

Виды учреждений дополнительного образования

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании [12, статья 231] учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут быть следующих видов:

· детская школа искусств.

Центр (дворец) — учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении [12, статья 231].

Центры дополнительного образования детей и молодежи в городах Беларуси, например, предлагают следующие художественные, спортивные и технические кружки, студии, клубы различной направленности, детские коллективы: танцевальные (народный, эстрадный, бальный танец), инструментальные (ансамбли, обучение игре на различных инструментах), театральные (театр кукол, театральная студия, театр пантомимы, музыкальный театр), вокально-хоровые (эстрадное пение, хоры, ансамбли), технические (робототехника, радиотехника, авиа-моделирование, конструирование автомототехники и реставрация, школы мототехники), цирковые объединения, кружки декоративно-прикладного и изобразительного искусства (работа с различными материалами, роспись по дереву и стеклу, соломоплетение, бисероплетение, вязание, моделирование, пошив одежды и др.), студии тематического развивающего обучения (реклама, программирование, компьютерная графика и дизайн, флеш-анимация, обучение языкам, этикет, средневековые ремесла, дизайн), спортивно-оздоровительные, туристические, эколого-краеведческие объединения. [23, с. 72].

Список центров детского творчества Витебской области представлен в Приложении 1.

Это интересно:  223 фз консультант плюс

Детская школа искусств — учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в сфере культуры с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне [12]. Детская школа искусств может быть государственной и частной.

Основными задачами детской школы искусств являются:

· реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

· обеспечение необходимых условий для формирования общей культуры и художественного развития детей и молодежи, удовлетворение их потребностей в дополнительном образовании детей и молодежи;

· создание условий для мотивации учащихся к дальнейшему получению образования в учреждениях среднего специального и высшего образования [19].

Образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в детских школах искусств реализуются по следующим направлениям деятельности: «музыкальное», «театральное», «хореографическое», «изобразительное», «народное творчество», «народное декоративно-прикладное», «художественно-эстетическое» и другим. Детская школа искусств может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким направлениям деятельности [18].

Типовые учебные планы для детских школ искусств разработаны по направлениям деятельности детских школ искусств на 7-летний и 5-летний сроки обучения. По типовому учебному плану с 7-летним сроком обучения, как правило, обучаются дети, поступающие в детскую школу искусств в возрасте от 6 до 9 лет, по типовому учебном плану с 5-летним сроком обучения — от 9 до 11 лет.

В музыкальной школе дети получают общее начальное музыкальное образование, формируют в себе внутреннюю культуру, самосознание. Школа способствует становлению духовной зрелости детей; организации и развитию новых форм культурной деятельности и отдыха, развитию самодеятельного художественного творчества. В большинстве музыкальных школ дети могут научится играть на фортепиано, баяне, аккордеоне, цимбалах, струнных народных инструментах (гитара, балалайка, домра, мандолина), струнных смычковых (скрипка, виолончель), деревянных и медных духовых инструментах, ударных инструментах. В школе искусств по музыкальному направлению дети изучают такие дисциплины как: музыкальный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), а также предметы по выбору (аккомпанемент, импровизация и сочинение и т.д.)

Театральное отделение в школах искусств ставит перед собой приоритетными задачи эстетического воспитания учащихся, развития общих и конкретных знаний в области театрального искусства, а также приобретения навыков для дальнейшего поступления на различные творческие специальности в высшие и средние специальные заведения культуры и искусства. В программе обучения на театральном отделении широкий спектр дисциплин, среди которых: театральная игра, художественное слово, ритмика и танец, основы актерского мастерства, основы сценической речи, основы сценического движения, история театра, музыкальная грамота и слушание музыки, вокал или музыкальный инструмент и предмет по выбору (изготовление и вождение кукол, грим, история костюма и др.)

Большинство хореографических школ искусств ставит перед собой цель дать детям хореографическое образование, способствовать воспитанию эстетического вкуса, развивать танцевальные и музыкальные способности, содействовать общему физическому развитию, укреплению здоровья детей, а так же выявлять и подготавливать наиболее способных для поступления в средние и высшие учебные заведения. На хореографическом отделении предусматривается изучение предметов: основы классического танца, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современные направления хореографии, история хореографического искусства, музыкальная грамота.

Одним из самых массовых и популярных среди детей по-прежнему является дополнительное образование художественного профиля. В условиях современного идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Основной задачей детской художественной школы является развитие творческих способностей одаренных детей и молодежи по изобразительному искусству и получение начального художественного образования. Направление деятельности «Изобразительное» предусматривает изучение следующих предметов: композиция, рисунок, живопись, история изобразительного искусства и ряд дополнительных дисциплин (живопись маслом, цветоведение, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн).

Таким образом, за годы своего становления и развития государственная система дополнительного образования детей предоставила детям нашей страны богатейшие возможности для развития их способностей и талантов в различных областях образовательной деятельности.

Учреждения дополнительного образования детей

Вопросами развития талантов своих детей и поддержки их способностей родители в России начали активно интересоваться с конца девятнадцатого века. Большое влияние УДОД (учреждения дополнительного образования детей) имели при комсомольских и пионерских организациях, тогда особое внимание уделялось социальному воспитанию подрастающего поколения.

Суть деятельности учреждений дополнительного образования детей сменилась. Сегодня идеологические мотивы, которые так четко просматривались в схемах воспитания двадцатого века, не особо актуальны, на первый план вышли процесс поиска талантливых детей и активное развитие их способностей.

Это интересно:  Знак дорожного движения кирпич

Какие учреждения существуют

Современные УДОД не только вовлекают ребенка в определенную деятельность, но и воспитывают в нем лидерские качества, умение мотивировать себя на будущие победы. По форме подчинения учреждения ДОД бывают:

  • Государственные. Формируются субъектами РФ; это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции.
  • Федеральные государственные. Учреждаются федеральными властями.
  • Негосударственные. Организовываются в частном порядке физическими лицами, коммерческими, религиозными, общественными или другими субъектами.
  • Муниципальные. Создаются и работают за счет городских властей.

Другой вид классификации основывается на направлениях и масштабах деятельности заведений. Согласно постановлению Правительства РФ на данный момент на территории страны существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:

  • Дворцы детско-юношеского творчества, спорта, искусства и т. д.
  • Дома. Понятие менее обширное, объединяющее меньшие группы заинтересованных лиц. Существуют Дома туризма, культуры, творчества, юных техников.
  • Школы. Специализированные заведения, где дети обучаются по определенным направлениям (яркий пример – ДЮШС, музыкальные школы и т. д.).
  • Центры. В детских (или детско-юношеских) центрах проводится дополнительное образование ребят по разным отраслям и оказывается методологическая поддержка педагогам.
  • Станции. Это сообщества юных туристов, натуралистов, борцов за экологию или любителей техники.

До принятых в 2006 году изменений существовали и другие виды учреждений дополнительного образования. К ним относили:

  • оздоровительно-образовательные лагеря;
  • клубы по интересам (парашютистов, автомобилистов, пожарных, гребцов и т. д.);
  • технические и научные школы, занимающиеся детальным изучением какой-то области науки (например, школа юного космонавта);
  • детские музеи и парки (детского творчества или литературы);
  • базы юношеского и детского туризма и экскурсий.

Направления

В конце прошлого столетия выделяли еще такие виды учреждений, как детская картинная галерея или железная дорога. Сейчас за счет уменьшения количества типов работа УДОД является более четко структурированной и координируемой. На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:

  • Художественное. В основе лежит развитие различных творческих талантов детей, поощрение их тяги ко всем видам искусства.
  • Техническое. Подходит для детей с инженерным складом ума, с детства готовых работать со сложными задачами.
  • Краеведческое. Направлено на изучение родного края и его истории;
  • Естественно-научное. Основано на детальном изучении естественных наук (химии, физики, астрономии).
  • Спортивное. Развивает физические способности, силу духа и выносливость.
  • Социальное. Ориентировано на работу с детьми, которым нужен особый подход – одаренными или же требующими дополнительного внимания.

У каждого из этих направлений есть свои особенности, а также образовательная программа учреждения дополнительного образования.

Основные задания и цели

Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи:

  • Выработка навыков общения и работы в коллективе.
  • Развитие имеющегося творческого потенциала, личностных качеств.
  • Формирование уважения к обществу и окружающему миру.
  • Способствование поддержанию физического здоровья подрастающего поколения.
  • Помощь с самоопределением в будущей взрослой жизни.

Один из принципов, которому следуют детские учреждения дополнительного образования, — доступность. Право заниматься в них имеет каждый ребенок: достаточно подать заявление и дождаться его одобрения или же мотивированного отклонения. Последнее происходит крайне редко, и обычно проблем с зачислением в выбранный кружок, школу или секцию не возникает.

Государство минимально устанавливает стандарты для дополнительного образования. УДОД строит собственную учебную программу на базе типового устава, разработанного властями в 2014 году. В документе прописаны особенности организации процесса работы с детьми, приведен образец расписания, указаны рекомендуемые нормы продолжительности занятий, установлены правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.

Родители в любой момент имеют возможность сменить учреждение и педагога, обучающую программу. В основе деятельности современных УДОД лежит свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.

Обучение детей в современных учреждениях дополнительного образования — это не программирование на успешное будущее и не ограничение общепринятыми рамками. Результат, которого добиваются педагоги — это воспитание мыслящего человека, готового справиться с ритмом жизни и проявить в полную силу свои творческие, физические и личностные задатки.

Статья написана по материалам сайтов: mydocx.ru, studbooks.net, edunews.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий