Выдача градостроительного плана земельного участка

Получателями муниципальной услуги являются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, являющиеся правообладателями земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город Екатеринбург», планирующие осуществлять на принадлежащих им земельных учстках новое строительство объектов капитального строительства или реконструкцию существующих объектов капитального строительства, находящихся в их собственности.

Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем:

2. Документы, удостоверяющие личность заявителя.

3. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

4. Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на земельный участок, если право на данный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Муниципальная услуга предоставляется бесплатно.

Общий срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 20 рабочих дней с даты регистрации заявления.

В случае возникновения необходимости получения сведений для предоставления услуги путём межведомственного взаимодействия, срок предоставления услуги составляет 10 рабочих дней со дня поступления в Главархитектуру Администрации города Екатеринбурга запрашиваемых сведений.

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача градостроительного плана земельного участка на бумажном и (или) электронном носителе.

Заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги при налиции оснований, указанных в Административном регламенте.

Исчерпывающий перечени оснований для отказа в приёме документов:

1. Заявление о предоставлении муниципальной услуги подано не уполномоченным на подачу заявления лицом (в случае подачи заявления представителем заявителя).

2. Форма заявления не соответсвует утвержденной форме.

3. Заявитель обратился с заявлением в орган, предоставляющий услугу, или многофункциональный центр в неприёмное время.

К основаниям для отказа в предоставлении муниципальной услуги относятся следующие факты:

1. Заявитель не является правообладателем земельного участка, указанного в заявлении.

2. Земельный участок не предназначен для строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

3. Описание местоположения границ земельного участка отсутствует в данных государственного кадастра недвижимости и проектах межевания территорий.

4. Заявителем не представлены обязательные документы, установленные Административным регламентом.

5. Отсуствует утвержденная документация по планировке территории (в случае, если в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Екатеринбург» земельный участок, на котором планируется строительство, находится на территории, предназначенной для ее комплексного устойчивого развития).

6. Копии документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в Административном регламенте, направленные ранее через Единый портал, и подлинники документов, предъявляемые заявителем при получении результата предоставления муниципальной услуги, не соответствуют друг другу.

Основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги является непредставление заявителем документов, указанных в пп. 4 п. 14 Административного регламента, и поступление в Главархитектуру Администрации города Екатеринбурга в порядке межведомственного информационного взаимодействия информации об отсутствии сведений о регистрации прав заявителя на земельный участок в Единов государственном реестре недвижимости.

Основанием для прекращения процедуры предоставления муниципальной услуги является подача заявления о прекращении предоставления муниципальной услуги.

Выдача градостроительного плана земельного участка

Официальный портал органа исполнительной власти

Государственная услуга Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя
«Выдача градостроительного плана земельного участка»

Технологическая схема предоставления государственной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка»

Приказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 28.11.2018 № 183 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача градостроительных плана земельного участка» и признании утратившим силу приказов Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 03.07.2017 № 71, 29.11.2017 № 149, от 24.08.2018 № 107

Дата публикации: 28.11.2018

Административный регламент о предоставлении государственной услуги, утративший силу:

Выдача градостроительных планов земельных участков

Комитет по градостроительству и архитектуре
  • Электронный способ
  • МФЦ
  • Традиционный способ

Общее описание

В соответствии с действующим законодательство перед началом строительства или реконструкции объектов капитального строительства собственники (арендаторы) земельного участка должны получить градостроительный план земельного участка.

Градостроительный план земельного участка (далее — градостроительный план) — это документ, отражающий планировку территории и содержащий сведения о границах земельного участка, об объектах капитального строительства и объектах культурного наследия, размещенных на земельном участке, о технических условиях подключения к сетям инженерно‑технического обеспечения и другую информацию о земельном участке.

  1. Представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
  2. Относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая её идентифицировать. Градостроительный план не устанавливает каких‑либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения, и тем самым обеспечивает её сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
  3. Необходим для разработки проектной документации для строительства или реконструкции объектов капитального строительства, выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, ввод в эксплуатацию которых не производится до 01.03.2018 (Федеральный закон от 28.02.2015 №20‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Результат предоставления услуги

Выдача заявителю Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее — Комитет) градостроительного плана или уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги по форме.

Срок предоставления услуги

Не более 20 рабочих дней.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся правообладателями земельных участков (далее — заявители).

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Получатели государственной услуги, указанные в п. I.
  2. Уполномоченные в установленном порядке представители получателей.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности».
  2. Предоставляет заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка по форме (далее — заявление).
  3. Получает два экземпляра градостроительного плана или уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по форме.
  4. В случае наличия в утвержденном градостроительном плане технических ошибок — обращается повторно в Комитет с заявлением по форме.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • с заявлением о предоставлении государственной услуги обратилось лицо, не являющееся правообладателем земельного участка;
  • размещение объекта капитального строительства не допускается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации при отсутствии документации по планировке территории в случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории.

Порядок действий уполномоченной организации

А) В случае предоставления государственной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков

I. Прием и регистрация заявления, удостоверение копий представленных документов и проверка комплектности материалов, приложенных к заявлению

Сотрудник отдела приема и выдачи градостроительной документации Управления документационно‑информационного обеспечения Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности» (далее — СПб ГУ ЦИОГД):

  1. Проводит проверку документов, приложенных к заявлению, на комплектность и соответствие установленной форме.
  2. Удостоверяет копии представленных документов (в случае такой необходимости).
  3. Регистрирует заявление.
  4. Возвращает заявителю комплект документов в случае наличия оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, с письмом об отказе в приеме документов по форме.
  5. Направляет заявление с приложениями по реестру в отдел градостроительных планов СПб ГУ ЦИОГД (далее — ОГП).

II. Подготовка и направление межведомственных запросов о предоставлении документов (информации), необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги заявителю

Сотрудник ОГП:

  1. Подготавливает и направляет межведомственные запросы:
    • в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт‑Петербургу о предоставлении:
      • выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости;
      • выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт‑Петербургу (далее — УФНС)* о предоставлении:
      • выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП) (в случае если заявитель — индивидуальный предприниматель);
      • выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) (в случае если заявитель — юридическое лицо);
    • в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее — КГИОП) о представлении заключения КГИОП, содержащего информацию об использовании земельного участка, части земельного участка (в случае если в границах земельного участка расположен объект культурного наследия).
  2. Направление запроса осуществляется с использованием государственной информационной системы Санкт‑Петербурга «Единая система строительного комплекса Санкт‑Петербурга». При получении ответов на межведомственные запросы приобщает полученные ответы к комплекту документов, представленных заявителем (представителем заявителя).

* Вместо направления запроса в УФНС сотрудник ОГП вправе получить выписку из ЕГРИП/ЕГРЮЛ с использованием сведений, размещенных на официальном сайте УФНС в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет»: egrul.nalog.ru.

III. Подготовка и направление запросов в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно‑технического обеспечения, о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно‑технического обеспечения

Сотрудник ОГП:

  1. Подготавливает и направляет запросы в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно‑технического обеспечения, о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно‑технического обеспечения (далее — запросы). Перечень организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно‑технического обеспечения, см. здесь.
  2. При получении ответов на запросы приобщает полученные ответы к комплекту документов, представленных заявителем (представителем заявителя).

IV. Проверка наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, подготовка проекта уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги

Сотрудник ОГП:

  1. Проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
  2. Подготавливает проект заключения Юридическим отделом СПб ГКУ ЦИОГД (далее — ЮО) об отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (далее — проект заключения ЮО) или проекта уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги (далее — проект уведомления).
  3. Направляет проект заключения ЮО или проект уведомления для визирования начальнику ЮО.

Начальник ЮО:

  1. Визирует проект заключения ЮО или проект уведомления на бумажном носителе в двух экземплярах.
  2. Визирует проект заключения ЮО или проект уведомления в электронной форме простой электронной подписью.

Специалист Управления застройки города Комитета (далее — УЗГ):

  1. Визирует проект заключения ЮО или проект уведомления.
  2. Направляет проект заключения ЮО или проект уведомления начальнику УЗГ для визирования.

Начальник ЮО:

  1. Подписывает заключение ЮО на бумажных носителях в двух экземплярах.
  2. Подписывает заключение ЮО в электронном виде усиленной квалифицированной подписью.

Специалист Юридическое управление Комитета (далее — ЮУ):

  1. Визирует проект уведомления.
  2. Передает проект уведомления в ЮО для последующего направления в течение одного рабочего дня на подпись председателю Комитета.

Председатель Комитета:

  • Подписывает проект уведомления.

V. Подготовка проекта градостроительного плана

Сотрудник ОГП:

  1. Заполняет проект градостроительного плана.
  2. Осуществляет сшивку проекта градостроительного плана с указанием количества листов градостроительного плана, содержащую подпись лица, осуществившего сшивку (за исключением случаев подготовки проекта градостроительного плана в электронной форме).
  3. Передает проект градостроительного плана на визирование начальнику ОГП.
  4. После визирования проекта градостроительного плана начальником ОГП направляет документы, представленные на выдачу градостроительного плана, с проектом градостроительного плана в УЗГ.

VI. Проверка проекта градостроительного плана, возврат на доработку

Сотрудник УЗГ:

  1. Проводит проверку проекта градостроительного плана в части соответствия проекта градостроительного плана:
    • Правилам землепользования и застройки Санкт‑Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 21.06.2016 №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт‑Петербурга»;
    • Закону Санкт‑Петербурга от 19.09.2007 №430‑85 «О зеленых насаждениях общего пользования»;
    • Закону Санкт‑Петербурга от 24.12.2008 №820‑7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт‑Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон»;
    • адресной инвестиционной программе Санкт‑Петербурга;
    • утвержденной документации по планировке территории.
  2. Проводит проверку правильности заполнения разделов градостроительного плана сотрудниками ОГП.
  3. В случае соответствия подготовленного проекта градостроительного плана требованиям:
    • визирует проект градостроительного плана на последнем оборотном листе градостроительного плана;
    • передает проект градостроительного плана для визирования начальнику УЗГ;
    • передает проект градостроительного плана в ОГП.

Специалист ОГП:

  • После устранения недостатков по замечаниям УЗГ повторно направляет документы, представленные на выдачу градостроительного плана, с проектом градостроительного плана в УЗГ.

Специалист УЗГ:

  • Осуществляет повторную проверку проекта градостроительного плана в течение одного рабочего дня.

VII. Подписание и регистрация градостроительного плана

Специалист ОГП:

  1. Подготавливает на бумажном носителе или в виде электронного документа проекта распоряжения Комитета о признании утратившим силу распоряжения Комитета об утверждении градостроительного плана земельного участка (далее — проект распоряжения), выданного до вступления в силу приказа Министерства строительства и жилищно‑коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 №741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» на земельный участок, на который подготовлен согласованный проект градостроительного плана, по форме.
  2. Осуществляет тираж согласованного проекта градостроительного плана в двух экземплярах при подготовке проекта градостроительного плана на бумажном носителе.
  3. Передает в ЮУ подготовленные проекты градостроительного плана в трех экземплярах и распоряжения на бумажном носителе или проекта градостроительного плана и проекта распоряжения в электронной форме.

Сотрудник ЮУ:

  1. Рассматривает подготовленные проект градостроительного плана, проект распоряжения
  2. В случае несоответствия подготовленных проекта градостроительного плана, проекта распоряжения по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, возвращает указанные проекты в ОГП на доработку в течение одного рабочего дня с указанием причин возврата документов.
  3. В случае согласования подготовленных проекта градостроительного плана, проекта распоряжения визирует их или подписывает простой электронной подписью проект градостроительного плана, проект распоряжения, подготовленные в электронной форме, и передает председателю Комитета для подписания.

VIII. Выдача результата государственной услуги

Специалист отдела приема и выдачи градостроительной документации Управления документационно‑информационного обеспечения СПб ГУ ЦИОГД (далее — ОПВГД):

  1. Регистрирует в установленном порядке распоряжение в Единой системе электронного документооборота Комитета с последующим направлением оригинала распоряжения в Сектор архивного фонда Управления документационно‑информационного обеспечения СПб ГКУ ЦИОГД (далее — Сектор архивного фонда).
  2. Регистрирует в установленном порядке градостроительный план или уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в Единой системе электронного документооборота Комитета.
  3. Осуществляет сшивку двух экземпляров градостроительного плана с указанием количества листов градостроительного плана.
  4. Передает третий экземпляр градостроительного плана, оригинал распоряжения в отдел размещения сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности СПб ГКУ ЦИОГД (далее — ОРС ИСОГД) для внесения в ИСОГД.
  5. Передает экземпляр градостроительного плана, оригинал распоряжения, а также копии материалов, приложенных к заявлению о выдаче градостроительного плана, для архивного хранения в Сектор архивного фонда для помещения в специально оборудованное помещение.
  6. В приемные дни и часы выдает заявителю (его представителю) два экземпляра градостроительного плана или уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в одном экземпляре.
  7. В случае предоставления государственной услуги в электронном виде размещает градостроительный план или уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в виде электронного документа в «Кабинете исполнителя» в ЕССК для последующего размещения в «Личном кабинете» на Портале, в «Кабинете заявителя» в ЕССК.

Б) В случае исправления допущенных в выданном градостроительном плане технических ошибок

Настоящий порядок не применяется для исправления технических ошибок, допущенных в градостроительном плане, выданном до 01.07.2017.

При наличии технических ошибок в градостроительном плане, выданном до 01.07.2017, осуществляется подготовка, регистрация и выдача градостроительного плана в порядке, предусмотренном разделом А) порядка действий уполномоченной организации.

Сотрудник ОПВГД:

  1. Проводит проверку документов, приложенных к заявлению об исправлении ошибки, на комплектность и соответствие установленной форме.
  2. Удостоверяет копии представленных документов (в случае такой необходимости).
  3. Регистрирует заявление об исправлении ошибки.
  4. Возвращает заявителю комплект документов в случае наличия оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
  5. Направляет заявление об исправлении технической ошибки с приложениями по реестру в ОГП.

Сотрудник ОГП:

  1. Проводит проверку оснований для исправления в выданном градостроительном плане технических ошибок.
  2. При наличии оснований для исправления в выданном градостроительном плане технических ошибок осуществляет подготовку проекта новой редакции градостроительного плана:
    • в указанном случае сотрудник ЮО осуществляют подготовку проекта уведомления в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга.
  3. При отсутствии оснований для исправления в выданном градостроительном плане технических ошибок осуществляет подготовку проекта уведомления об отсутствии оснований для исправления в выданном градостроительном плане технической ошибки по форме.

Сотрудник ЮО:

  1. Рассматривает подготовленный проект уведомления.
  2. В случае согласования подготовленного проекта уведомления визирует и передает председателю Комитета на подпись с последующим направлением заявителю.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление:
    • по форме — в случае предоставления государственной услуги по подготовке, регистрации и выдаче градостроительных планов земельных участков;
    • по форме — в случае исправления допущенных в выданном градостроительном плане технических ошибок.
  2. Документы, удостоверяющие личность:
    • документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
    • документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
  3. Учредительные документы юридического лица со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями (для заявителей — юридических лиц).
  4. Правоустанавливающие документы на земельный участок и(или) объекты капитального строительства (в случае если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости).
  5. Согласие на обработку персональных данных по форме (в случае если для предоставления государственной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица. Документы, подтверждающие получение согласия, могут быть представлены в том числе в форме электронного документа. Данное требование не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя.
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя:
    • в случае обращения представителей физических лиц, индивидуальных предпринимателей:
      • доверенность, оформленная в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации;
      • в случае обращения законного представителя заявителя — документы, подтверждающие полномочия законного представителя;
    • в случае обращения представителя юридического лица, имеющего право действовать без доверенности:
      • протокол (выписка из протокола) об избрании руководителя в случае, если исполнительные органы юридического лица в соответствии с Уставом (Договором, Положением) избираются на основании решения органа управления, в иных случаях ‑ приказ о назначении руководителя на должность (оригинал или копия, заверенная подписью руководителя и скрепленная печатью юридического лица (при наличии печати));
      • договор, в том числе в договор между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено федеральным законом или не противоречит существу отношений;
    • в случае обращения представителя юридического лица, действующий по доверенности:
        доверенность, выданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
  2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
  3. Выписка из ЕГРИП (в случае если заявитель — индивидуальный предприниматель)
  4. Выписка из ЕГРЮЛ (в случае если заявитель — юридическое лицо)
  5. Материалы топографической съемки на территорию земельного участка на бумажном и электронном носителях (в векторном формате Mapinfo AutoCAD, в местной системе координат Ленинграда 1964 года и балтийской системе высот), в М1:500 при площади земельного участка до 1 га; в М1:2000 при площади земельного участка до 10 га; в М1:5000 при площади земельного участка более 10 га.*
  6. Заключение КГИОП, содержащее информацию об использовании земельного участка, части земельного участка (в случае если в границах земельного участка расположен объект культурного наследия).

* Материалы топографической съемки не предоставляются в случае обращения за выдачей градостроительного плана на земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • непредставление обязательных документов с учетом требований;
  • заявитель обратился за выдачей градостроительного плана земельного участка, находящегося за границами территории Санкт‑Петербурга.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Письмо об отказе в приеме документов по форме.
  2. Два экземпляра градостроительного плана.
  3. Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по форме.

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

    При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • В электронной форме посредством:
    • официального сайта Комитета в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» (www.kgainfo.spb.ru), в том числе посредством электронной почты (адрес электронной почты: kga@kga.gov.spb.ru);
    • федерального Портала (www.gosuslugi.ru);
    • Портала (www.gu.spb.ru).

    При подаче жалобы через Портал заполнение заявления о рассмотрении жалобы производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.

    Жалоба на решения и действия (бездействие) работника подразделения Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ) либо порядок оказания услуги в МФЦ рассматривается Комитетом, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии.

    Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которого находится соответствующее учреждение (организация).

    При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

    Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

    Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

    Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

    В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

    При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

    Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

    Жалоба должна содержать:

    • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
    • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
    • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
    • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

    Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

    В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

    По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

    • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
    • отказывает в удовлетворении жалобы.

    При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

    В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

    • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
    • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
    • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
    • основания для принятия решения по жалобе;
    • принятое по жалобе решение;
    • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
    • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

    Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

    По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

    В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

    • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
    • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

    Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

    • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

    В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

    В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

    Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

    О градостроительном плане земельного участка

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ в ГрадК РФ (а также в иные правовые акты) внесены изменения. Указанные изменения затрагивают в том числе и регулирование процедур, связанных с градостроительным планом земельного участка (далее – ГПЗУ). Применительно к ГПЗУ изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г. (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ).

    Я думаю, что вполне уместен анализ соответствующих изменений, как и взгляд на вопросы, связанные с действующим регулированием, практикой.

    Отмечу, конечно, что де-факто в нашей стране многие объекты капитального строительства (далее – ОКС) возводятся и в отсутствие разрешения на строительство, и без привлечения лиц, действительно компетентных в вопросах строительства. Чего уж говорить о пренебрежении к «какому-то» ГПЗУ.

    Но де-юре ГПЗУ является весьма важным документом в сфере строительства: ГПЗУ необходим не только для получения разрешения на строительство (п. 2 ч. 7 и п. 2 ч. 9 ст. 51 ГрадК РФ), но и для подготовки проектной документации (п. 1 ч. 6 ст. 48 ГрадК РФ, пп. «б» и пп. «т» п. 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87). А на месте рядового гражданина, желающего приобрести земельный участок для целей строительства, я бы предпочел сначала взглянуть в том числе и на ГПЗУ, и только потом уже ставил бы подпись в договоре купли-продажи земельного участка.

    1. ГПЗУ и его назначение

    Еще в 2013 г. Президиум ВАС РФ весьма корректно и лаконично раскрыл понятие «градостроительный план земельного участка»:

    «градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок» (постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13).

    Кроме того, указанная позиция, как я понимаю, повлияла и на изменение ГрадК РФ. Так, уже в действующей редакции ч. 1 ст. 51 ГрадК РФ лишена сомнительного «подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка» (требованиям выписки?). Ст. 41 ГрадК РФ в будущей редакции исключает ГПЗУ из числа документации по планировке территории, разумно оставляя там лишь ППТ и ПМТ. Да и статья ГрадК РФ в гл. 5, посвященная ГПЗУ (ст. 44), утрачивает силу – ГПЗУ появляется в «информационной» гл. 7, ст. 57.3.

    Ст. 57.3 ГрадК РФ предусмотрены уже более близкие к реалиям положения:

    – ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции ОКС в границах земельного участка (ч. 1);

    – источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ГКН, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения (ч. 2).

    На сегодняшний же день, если строго следовать букве закона, подготовка ГПЗУ «осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры» и в прочих целях, указанных в ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ, что, мягко говоря, не соответствует действительности.

    2. Информация, содержащаяся в ГПЗУ

    Действующая редакция ГрадК РФ раскрывает конкретное содержание ГПЗУ в восьми пунктах ч. 3 ст. 44. Будущая редакция ГрадК РФ (ч. 3 ст. 57.3) предусматривает уже 17 пунктов, которые должны содержаться в ГПЗУ. Но существенная разница, на мой взгляд, отсутствует (кстати, сети ИТО и красные линии, например, я встречал в чертежах ГПЗУ задолго до появления Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ), да и форма ГПЗУ после 1 июля 2017 г. не изменится.

    Отмечу лишь то, что, судя по изменениям (особенно, если взглянуть на ч. 7 и ч. 8 ст. 57.3 ГрадК РФ), органы местного самоуправления начнут более серьезно подходить к обязанности указывать в ГПЗУ информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям ИТО.

    Новая форма ГПЗУ была утверждена еще в 2016 г. – Приказ Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка». Главным ее элементом (как и применительно к старой форме) для большинства субъектов градостроительной деятельности является чертеж ГПЗУ (п. 1 формы), который выглядит примерно так. Особое внимание уделяется месту допустимого размещения ОКС, т.н. «пятну застройки».

    Зачастую ограничения, связанные с конкретным земельным участком, влекут выполнение чертежа ГПЗУ с таким «пятном застройки», который весьма неприятно удивляет правообладателя земельного участка (если, конечно, о соответствующих ограничениях он не знал ранее). А не знать о каком-либо ограничении (коих тьма) или иметь о каком-либо ограничении не вполне корректное представление – далеко не редкость в наших реалиях. Однако это уже другой вопрос (немного о нем здесь).

    3. Получение ГПЗУ

    Ч. 17 ст. 46 ГрадК РФ в действующей редакции, регулирующая процедуру выдачи ГПЗУ, отличается своей лаконичностью: «Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

    Это влекло (и влечет до сих пор) огромное количество споров, в том числе и не доходящих до судов, относительно перечня документов, которые необходимо представить для подготовки и утверждения ГПЗУ, и перечня лиц, которые вправе обратиться с соответствующим заявлением.

    С одной стороны, ВС РФ прямо указал, что: «подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица» (определение ВС РФ от 27 марта 2013 г. N 6-КГ12-11).

    Да и многие административные регламенты такой позиции не противоречат. Примером может служить п. 14 раздела II административного регламента предоставления администрацией МО г. Краснодар муниципальной услуги «Выдача ГПЗУ», утв. постановлением администрации МО г. Краснодар от 6 июля 2012 г. N 5635: «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:

    1) заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка, которое оформляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту (далее — заявление);

    2) документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя юридического лица (паспорт), в случае обращения доверенного лица — доверенность и документ, удостоверяющий его личность (копия 1 экземпляр, подлинники для ознакомления);

    3) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) ».

    С другой стороны, как показывает практика, чем дальше населенный пункт находится от административного центра субъекта РФ, тем всё более странными тонкостями обрастает получение ГПЗУ – заявителю могут сообщить о необходимости представить топографическую съемку территории земельного участка, об иных сомнительных необходимостях. В некоторых субъектах РФ разъяснят, что существует плата за выдачу ГПЗУ.

    ГрадК РФ в будущей редакции относительно вопроса получения ГПЗУ всё так же лаконичен. Следует лишь отметить, что в редакции, которая вступит в силу с 1 июля 2017 г., срок выдачи ГПЗУ составляет 20 рабочих дней (ч. 6 ст. 57.3 ГрадК РФ), в действующей редакции – 30 дней (ч. 17 ст. 46 ГрадК РФ).

    Новая редакция ГрадК РФ предусматривает также положение о том, что если в соответствии с ГрадК РФ размещение ОКС не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого ОКС допускается только после утверждения такой документации по планировке территории (ч. 4 ст. 57.3 ГрадК РФ). Примером этому, полагаю, может служить комплексное освоение территорий – ч. 1 ст. 46.4 ГрадК РФ. По существу, речь идет о масштабных строительных проектах.

    Смутило указание в ч. 5 ст. 57.3 ГрадК РФ именно на правообладателя земельного участка. Почему законодатель решил прямо исключить из перечня заявителей иных заинтересованных лиц – вопрос. Особенно, если рассматривать интересы потенциальных приобретателей земельных участков. Таким лицам, на мой взгляд, больше нужны превенции (механизмы ex ante ), а не право бегать ex post по нашим судам с разнообразными исками, узнав только впоследствии, что на земельном участке даже хозблок метр на метр нельзя возвести. Да и такие «забеги с исками» будут иметь смысл, по сути, только при наличии соответствующих заверений, условий об ответственности в договоре об отчуждении земельного участка.

    4. Срок действия ГПЗУ

    Однако с 1 июля 2017 г. применительно ко всем выдаваемым ГПЗУ устанавливается срок действия такого документа – 3 года со дня выдачи, ч. 10 ст. 57.3 ГрадК РФ: «информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается».

    При этом прямо в законе не указано как быть в ситуации, если после выдачи ГПЗУ произойдут релевантные изменения. К примеру, изменятся правила землепользования и застройки (ПЗЗ на территории МО г. Краснодар так-то четыре раза изменялись за 2016 г.), и действующее регулирование станет в корне отличаться от информации, содержащейся в ГПЗУ. Будет ли возможность получить разрешение на строительство, представив ГПЗУ, выданный до изменений?

    5. Если в ГПЗУ что-то забыли указать

    Иногда специально, а иногда случайно, иногда это потом обнаруживается, а иногда нет – речь идет о забывчивости должностных лиц органов местного самоуправления при выдаче ГПЗУ, которые могут что-либо не указать в данном документе. Например, забудут про обязательный минимальный отступ от границ земельного участка, который составляет 5 метров (абстрактный пример), выдадут ГПЗУ с чертежом, который такие ограничения не содержит. А застройщик с учетом информации, содержащейся в ГПЗУ, ОКС и возведет, нарушив фактически правило о соответствующем отступе.

    Главный нюанс заключается в том, что 1 сентября 2015 г. «с существенным нарушением» в п. 1 ст. 222 ГК РФ лишилось слова «существенным», а это, простите за тавтологию, весьма существенно. То есть строго по закону спорный ОКС будет являться самовольной постройкой даже в том случае, если при допустимом отступе в 5 метров это правило будет нарушено всего лишь на 1 метр (фактический отступ составит 4 метра). Не говоря уже о более серьезных нарушениях.

    Далее, исходя из сегодняшних реалий, выделю следующие нюансы:

    – запись о праве в ЕГРН о легитимности ОКС не свидетельствует;

    – разрешение на строительство могут признать недействительным и после окончания строительства объекта, а могут и перепроверить ( sic !) разрешение на строительство в ходе строительства объекта;

    – дело «Ижевское раздолье» хорошо показало, что если речь идет о безопасности, сноса постройки точно не избежать.

    В общем, спорный ОКС будет являться самовольной постройкой. Ладно еще, если выдача незаконного ГПЗУ это часть некой «схемы», тогда может и нет проблемы в том, что недобросовестный застройщик пострадает.

    Другой вопрос, если постройка является «несамовольно-самовольной» – должностные лица органа местного самоуправления действительно могут случайно забыть про какие-то ограничения, а лицо, которое возвело постройку, действительно может не знать о таких ограничениях. Судя по вышеуказанным нюансам, защитить себя т.н. «бумажками» (разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выпиской из ЕГРН, etc .), скорее всего, не удастся. А последствием самовольного строительства является простая и печальная обязанность – снести постройку. Потенциальный максимум возможной гибкости в этом вопросе – не снести, а привести постройку в состояние, соответствующее всем обязательным требованиям, что в большинстве случаев будет не так-то и просто сделать в отношении оконченной строительством постройки.

    Это, конечно, не означает «горе, всё снесут»: у органов местного самоуправления и без того дел хватает, как им выявлять и признавать свои ошибки при выдаче ГПЗУ и обращаться потом в суд с иском о сносе. Учитывая этот факт, многие, наверное, отметят, что мой пример оторван от жизни (в плане потенциального сноса).

    Частично соглашусь. Но отмечу, что всего лишь несколько лет назад «ночь длинных ковшей» тоже могла показаться фантастикой. Да и можно обидеть (даже нехотя) какого-нибудь высоко сидящего гражданина, как сразу все нарушения станут явью.

    Разумеется, никто не лишит права ссылаться на принцип estoppel , заявлять об истечении сроков исковой давности, но поможет ли?

    Получается, что ГПЗУ – это интересная такая выписка. Очень важна, очень нужна, но лучше ее после получения все-таки сразу перепроверить (по возможности). Так как пусть это будет и 1 случай из 500, когда что-то важное в ГПЗУ не будет отражено, но последствия для соответствующего лица могут быть весьма неприятные в дальнейшем.

    Статья написана по материалам сайтов: www.xn--80aaelcrp9bdcqcnw.xn--p1ai, gu.spb.ru, zakon.ru.

    «

    Это интересно:  Возраст 33 года для женщины
  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий