Закон рф о водоснабжении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ

О водоснабжении и водоотведении

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 30.12.2012 г. №289-ФЗ (вступ. в силу 01.04.2013 г.), 30.12.2012 г. №291-ФЗ (см. вступ. в силу), 30.12.2012 г. №318-ФЗ, 07.05.2013 г. №103-ФЗ (см. вступ. в силу), 23.07.2013 г. №244-ФЗ, 28.12.2013 г. №411-ФЗ, 28.12.2013 г. №417-ФЗ, 23.06.2014 г. №160-ФЗ, 28.06.2014 г. №200-ФЗ, 21.07.2014 г. №217-ФЗ, 14.10.2014 г. №307-ФЗ, 29.12.2014 г. №458-ФЗ, 29.12.2014 г. №485-ФЗ, 13.07.2015 г. №221-ФЗ, 03.11.2015 г. №307-ФЗ (см. вступ. в силу), 28.11.2015 г. №357-ФЗ, 29.12.2015 г. №404-ФЗ, 03.07.2016 г. №355-ФЗ, 19.12.2016 г. №458-ФЗ, 29.07.2017 г. №273-ФЗ, 03.07.2018 г. №177-ФЗ, 29.07.2018 г. №272-ФЗ)

Принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

2. Забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

3. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также — установленные требования).

4. Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ О теплоснабжении» (далее — Федеральный закон «О теплоснабжении»), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

5. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

6. Особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на таких объектах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;

2) водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

3) водоподготовка — обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды;

4) водоснабжение — водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

5) водопроводная сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;

6) гарантирующая организация — организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

(В пункт 6) внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2012 г. №318-ФЗ)

7) горячая вода — вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой;

8) инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также — инвестиционная программа), — программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

9) канализационная сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

10) качество и безопасность воды (далее — качество воды)совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру;

11) коммерческий учет воды и сточных вод (далее также — коммерческий учет) — определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений (далее — приборы учета) или расчетным способом;

12) нецентрализованная система горячего водоснабжения — сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно;

13) нецентрализованная система холодного водоснабжения — сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц;

14) объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения — инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

15) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства),юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;

16) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем;

17) орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — орган регулирования тарифов) — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

18) питьевая вода — вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции;

18.1) показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также — показатели надежности, качества, энергетической эффективности) — показатели, применяемые для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также в целях регулирования тарифов;

19) предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — предельные индексы) — индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и выраженные в процентах. Указанные предельные индексы устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года;

(В пункт 19) внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2012 г. №291-ФЗ)

20) приготовление горячей воды — нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой;

21) производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее — производственная программа), — программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения;

22) состав и свойства сточных вод — совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах;

23) сточные воды централизованной системы водоотведения (далее — сточные воды) — принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;

24) техническая вода — вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции;

25) техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения — оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

26) транспортировка воды (сточных вод) — перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

27) централизованная система горячего водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее — открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее — закрытая система горячего водоснабжения);

Это интересно:  Обмен опытом между предприятиями

28) централизованная система водоотведения (канализации) — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

29) централизованная система холодного водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 07.05.2013 г. №103-ФЗ, 28.11.2015 г. №357-ФЗ, 03.07.2016 г. №355-ФЗ, 03.07.2018 г. №177-ФЗ)

Статья 3. Цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения

1. Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

2. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:

1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;

2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;

3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;

5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения;

6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;

7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению;

8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Глава 2. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения

Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся:

1) утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения;

2) утверждение правил горячего водоснабжения, типового договора горячего водоснабжения, типового договора по транспортировке горячей воды, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения;

2.1) утверждение правил организации коммерческого учета воды, сточных вод;

2.2) утверждение порядка разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию;

3) утверждение порядка осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды;

4) утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод;

5) утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения;

6) утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

7) утверждение правил определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и правил ведения учета инвестированного капитала;

8) утверждение правил расчета нормы доходности инвестированного капитала;

9) утверждение стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения;

10) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.10.2014 г. №307-ФЗ

11) утверждение порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию таких инвестиционных программ, порядка рассмотрения разногласий при утверждении таких инвестиционных программ и порядка осуществления контроля за их выполнением;

12) утверждение порядка разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию таких производственных программ, порядка рассмотрения разногласий при утверждении таких производственных программ и порядка осуществления контроля за их выполнением;

13) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.10.2014 г. №307-ФЗ

14) утверждение категорий абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов;

15) утверждение правил отмены решений органов регулирования тарифов, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации;

16) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2012 г. №291-ФЗ

17) утверждение порядка и сроков рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных величин тарифов;

18) утверждение порядка и сроков рассмотрения в досудебном порядке споров, возникающих между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентами при установлении и (или) применении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

18.1) установление порядка расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с принятием уполномоченными органами решений об изменении установленных тарифов, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также решений об установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, в установленных настоящим Федеральным законом случаях возмещения недополученных доходов;

19) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относятся:

1) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2012 г. №291-ФЗ

2) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2012 г. №291-ФЗ

3) утверждение перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения их плановых значений и фактических значений;

4) утверждение требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей;

5) утверждение порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат;

6) утверждение порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.

3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов относятся:

1) установление, изменение предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации;

2) создание федеральной информационной системы в целях обеспечения доступа к информации о тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения, нормативах потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению и обеспечение ее эксплуатации;

Это интересно:  Единые нормы и расценки

3) определение в целях создания и эксплуатации указанной в пункте 2 настоящей части федеральной информационной системы перечня видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, условий ее предоставления;

4) рассмотрение разногласий, возникающих между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных тарифов;

5) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

6) утверждение форм предоставления организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органами регулирования тарифов информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом, правил заполнения этих форм;

7) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.10.2014 г. №307-ФЗ

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011г. и полномочия органов местного самоуправления — 3.Актуальные темы

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011г. и полномочия органов местного самоуправления

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011г. и полномочия органов местного самоуправления

Обращаем внимание руководителей органов местного самоуправления на требования Федерального закона.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены ст. 6 данного закона, к ним относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее — план снижения сбросов);

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В ст. 12 введено понятие гарантирующей организации и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

До 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Обращаем внимание, что в целях реализации положений Федерального закона водоснабжении и водоотведении» закона Правительством РФ принят ряд подзаконных актов:

· Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в отдельные акты Правительства РФ»,

· постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83″;

· постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»;

· постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения»;

· Постановление Правительства от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения»;

· Постановление Правительства от 04.09.2013№ 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»;

· Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».

Федеральный закон Российской Федерации от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Практика:
Ливневые стоки, поверхностные и грунтовые воды, талые и дождевые воды. как только не называли в разное время данный объект платы «налога». В некоторых регионах России практикуют сбор платы за ливневые стоки с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ливневые стоки в объект налогообложения никогда не входили, но организации, принимающие такие стоки, обязаны были обеспечить их раздельный учет. Стоимость платы обосновывалась актами органа местного самоуправления. Например, распоряжением главы ОМС утверждались Инструкции по расчету количества поверхностных и грунтовых вод поступающих в систему канализации с территорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющих ливневой канализации». Стоимость единицы объема стоков исчислялась, как правило, экономистами. Порядок расчета включался в утверждаемую Инструкцию.
С принятием 416-ФЗ переложить с госбюджета расходы на отвод дождевых и талых канализационных вод теперь решено и на потребителей — граждан.

Закон рф о водоснабжении

Новости

Закон о водоснабжении и водоотведении

Основные тезисы федеральных законов от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и от 07.12.2011 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»

ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

Впервые за все время существования отрасли появился федеральный отраслевой закон, комплексно регулирующий отношения в сфере водно-коммунального хозяйства.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением положений об ограничении приватизации, вступающих в силу с 1 января 2012 г. Ряд статей вступает в силу с 2014 г. Закон комплексно регулирует сферу водоснабжения и водоотведения, в нем отражены следующие основные положения:

Это интересно:  Приказ об увольнении в запас

1. Отношения с абонентами:

все договоры (водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и сточных вод, единый договор водоснабжения и водоотведения) заключаются в соответствии с типовыми договорами, существенные условия договоров определены в законе. Сами типовые договоры утверждаются Правительством РФ. По общему правилу договоры водоснабжения и договоры водоотведения заключаются раздельно (ст. 13, ст. 14);

определены случаи, когда Водоканал вправе временно прекратить, ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров. По сравнению с существующей ситуацией перечень данных случаев расширен: добавлены «превышения абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, совершенные два раза и более в течение одного года с момента первого превышения (неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы), а также «отсутствие у абонента локальных очистных сооружений или плана снижения сбросов, неисполнение абонентом плана снижения сбросов) (п. 3 ст. 21).

2. Гарантирующие организации:

За водоснабжение и водоотведение населенного пункта отвечает гарантирующая организация (Водоканал), при этом реализован «котловой» принцип ценообразования: все абоненты заключают договоры и платят гарантирующей организации, а эта организация рассчитывается с сетевыми организациями (ст. 12).

3. Эксплуатация бесхозяйных сетей:

— бесхозяйные сети передаются в эксплуатацию гарантирующей организации, а расходы на их эксплуатацию компенсируются за счет тарифа;

— Водоканалам дается 2 года на обеспечение подачи воды по этим сетям в соответствии с санитарными правилами (вода должна отвечать требованиям безопасности, ее качество не должно ухудшаться) (п. 5 – п. 7 ст. 8).

4. Собственность на системы водоснабжения и водоотведения:

С 1 января 2012 г. запрещена приватизация существующих Водоканалов (за исключением акционирования унитарных предприятий), запрещено размывание контрольного пакета акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Разрешены концессии и аренда, не запрещена частная собственность на новые объекты (ст. 9).

5. Улучшение качества воды. Производственный контроль:

— при несоответствии качества воды санитарным правилам утверждается план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Эти планы включаются в инвестиционную программу водоканала, их мероприятия должны быть учтены при установлении тарифов (ст. 23);

— Водоканалам дается 7 лет (срок реализация плана) на приведение воды в соответствие с санитарными правилами (вода должна отвечать требованиям безопасности) (п. 6 ст. 23);

— установление правил проведения производственного контроля позволяет регламентировать отношения с проверяющими органами. Территориальные органы Роспотребнадзора в определенных случаях вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды (ст. 25).

6. Частичная реализация принципа «загрязнитель платит»:

Природоохранное законодательство распространяется на крупных абонентов Водоканалов (определяются в порядке, установленном Правительством). Объемы загрязнений, которые поступают от этих абонентов, не учитываются при расчете платы за негативное воздействие Водоканалов на окружающую среду и платы за вред водному объекту, абонент платит за эти сбросы напрямую в бюджет (ст. 27-28).

7. Повышение качества очистки сточных вод:

При несоответствии сточных вод требованиям законодательства утверждаются планы снижения сбросов. Регулирующие органы обязаны учитывать эти планы при утверждении инвестиционных программ и тарифов. Расходы на реализацию этих планов зачитываются в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 26).

8. Декларация о сбросе:

В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, подают в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы.

9. Расширено понятие «сточные воды»:

В понятие «сточные воды» включены в том числе поверхностные сточные воды (дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные и дренажные воды) (ст. 2).

10. Предусмотрен обязательный коммерческий учет не только воды, но и сточных вод (пп. 11 ст. 2, ст. 20).

11. Подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 18):

— закреплены общие принципы организации процесса подключения, более конкретные нормы будут прописаны в правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемых Правительством РФ. Договоры подключения заключаются в соответствии с типовыми договорами, также утверждаемыми Правительством РФ;

— плата за подключение рассчитывается организацией ВКХ, исходя из установленных тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

— закреплена возможность взимания индивидуальной платы за подключение в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает предельный уровень нагрузки, устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством РФ (п. 13 ст. 18).

К сожалению, как общий минус закона, можно отметить то, что в нем идет речь только об объектах капитального строительства (в том числе применительно к вопросам подключения). Поэтому в отношении временных построек, земельных участков без построек, строительных площадок и т.д. закон может быть применен лишь по аналогии.

12. Тарифное регулирование:

— закреплено 4 метода регулирования тарифов (ст. 32):

а) экономически обоснованных расходов (затрат);

б) индексации – расходы, определенные методом «затраты плюс» фиксируются на 5 лет (с индексацией на инфляцию). Экономия расходов сохраняется за водоканалом в течение 5 лет;

в) доходности инвестированного капитала (RAB) – текущие расходы фиксируются на 5лет как в методе индексации, в тариф включается возврат инвестированных средств и доход на эти инвестиции;

г) сравнения аналогов – позволяет устанавливать тарифы для сетевых организаций на уровне расходов гарантирующих организаций;

— закреплена дифференциация тарифов (многоставочные тарифы, календарная разбивка, социальная норма потребления, различные категории сточных вод, соответствие качества воды установленным требованиям и др.) (ст. 31).

13. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения («регуляторный договор») (ст. 36):

Закреплена возможность закрепления в договоре взаимных обязательств Водоканалов и регулирующих органов. Водоканалы обязаны реализовывать инвестиционную и производственную программу в соответствии с целевыми показателями, обеспечивать их финансирование. Регулирующие органы обязаны устанавливать тарифы с учетом долгосрочных параметров расчета тарифов, определенных в соглашении, финансировать мероприятия инвестиционной программы, осуществлять возврат инвестиций при расторжении соглашения, при ограничении тарифов – финансировать разницу за счет бюджета.

14. Планирование и развитие систем водоснабжения и водоотведения:

— обязательность регулярного технического обследования систем (ст. 37);

— разработка схем водоснабжения и водоотведения (с 2014 г. без таких схем не допускается утверждение инвестиционных программ) (ст. 38);

— определение целевых показателей деятельности Водоканалов (качество воды и очистки сточных вод, уровень потерь, аварийность и пр.) (ст. 39);

— закреплены требования к содержанию инвестиционных и производственных программ (ст. 40-41).

15. Горячее водоснабжение:

Законом также урегулированы отношения, связанные с горячим водоснабжением. Устанавливаются особенности регулирования горячего водоснабжения, в частности, в при заключении договоров, подключении, определении качества, тарифном регулировании и пр. Использование открытых систем (вода одновременно используется для горячего водоснабжения и отопления) с 2022 г. запрещено, а подключение к ним запрещено с 2013 г.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» вносятся изменения в 21 закон, необходимые для реализации положений отраслевого закона. Основные положения этих поправок:

— с 1 января 2012 г. объекты систем водоснабжения и водоотведения исключаются из сферы действия ФЗ ««О безопасности гидротехнических сооружений» (не нужно страховать такие объекты) (ст. 3);

— объекты коммунальной инфраструктуры регистрируются как единый объект, расположенный на территории нескольких регистрационных округов (по аналогии с автомобильными дорогами) (ст. 4);

— устанавливается самостоятельное тарифное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, т.е. деятельность по водоснабжению и водоотведению выводится из сферы регулирования ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ст. 15).

— особенности регулирования подачи горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения регулируется законом «О теплоснабжении» (ст. 20).

Статья написана по материалам сайтов: 16.rospotrebnadzor.ru, zakon.ru, www.kntp.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий