Жилищный фонд коммерческого использования

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Жилищное право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Понятие и предмет жилищного права
  • 2. Метод жилищного права
  • 3. Основные принципы жилищного права
  • 4. Источники жилищного права
  • 5. Место жилищного права в гражданском праве и системе российского права
  • 6. Конституционное право граждан на жилище
  • 7. Неприкосновенность жилища
  • 8. Ответственность за нарушение жилищного законодательства
  • 9. Объекты жилищных правоотношений
  • 10. Субъекты жилищных правоотношений
  • 11. Жилое помещение: понятие и виды
  • 12. Назначение жилого помещения. Пользование жилым помещением
  • 13. Государственная регистрация прав на жилые помещения
  • 14. Жилищный фонд: понятие и виды
  • 15. Частный жилищный фонд
  • 16. Государственный жилищный фонд
  • 17. Муниципальный жилищный фонд. Жилищный фонд социального использования
  • 18. Специализированный жилищный фонд
  • 19. Индивидуальный жилищный фонд. Жилищный фонд коммерческого использования
  • 20. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда
  • 21. Работы по содержанию жилищного фонда
  • 22. Управление и контроль за техническим состоянием жилищного фонда
  • 23. Порядок страхования жилых помещений
  • 24. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания
  • 25. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
  • 26. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
  • 27. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
  • 28. Понятие и виды переустройства и перепланировки
  • 29. Основания проведения переустройства и перепланировки

Из серии: Зачет

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жилищное право. Шпаргалки (Т. Н. Альбова, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

19. Индивидуальный жилищный фонд. Жилищный фонд коммерческого использования

Индивидуальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

Жилищный фонд коммерческого использования – это совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Индивидуальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности гражданам и юридическим лицам, не может использоваться для извлечения прибыли.

Жилые помещения в фонде коммерческого использования в отличие от индивидуального жилищного фонда могут быть использованы для извлечения прибыли путем заключения договоров возмездного пользования.

Жилищный фонд коммерческого использования может принадлежать на праве собственности как частным лицам, так и публичным образованиям. Согласно ч. 4 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, жилищный фонд, в том числе коммерческого использования, подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством России.

Государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жилищное право. Шпаргалки (Т. Н. Альбова, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Предоставление жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга

Предоставление жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга в многоквартирных домах, построенных (реконструированных) в соответствии с утвержденным Правительством Санкт-Петербурга пообъектным распределением видов работ по отрасли «жилищное строительство», финансируемых в рамках Адресной инвестиционной программы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга , жилых помещений, переданных в государственную собственность Санкт-Петербурга инвесторами по инвестиционным договорам, гражданам по договорам найма

Кто может получить жилое помещение жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга по договорам найма:

Жилые помещения коммерческого использования по договорам найма в домах нового строительства предоставляются гражданам, являющимся совместно проживающими в жилых помещениях членами семьи и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее — граждане, состоящие на учете).

Гражданам, состоящим на учете, жилые помещения коммерческого использования по договорам найма предоставляются в дополнение к занимаемым жилым помещениям (предоставляются отдельным членам семьи) на основании их заявления об оказании им содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в форме предоставления жилого помещения коммерческого использования по договору найма.

Кто имеет первоочередное право на получение жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга по договорам найма:

Жилые помещения коммерческого использования по договору найма предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности исходя из даты принятия на учет. Первоочередное право на получение жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга по договорам найма не предусмотрено.

Вид государственного содействия:

Предоставление гражданам (отдельным членам семьи), состоящим на учете, отдельных квартир во вновь построенных домах за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по договорам найма.

Норма предоставления жилого помещения на одного человека:

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, общей площадью не более нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной законом Санкт-Петербурга . Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет — 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина, 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящих из двух и более человек.

Документы, необходимые для предоставления государственной услуги:

  • заявление о предоставлении жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга по договору найма, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;
  • копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи;
  • копии документов, содержащих сведения о составе семьи гражданина;
  • копии документов, подтверждающих основания владения и пользования гражданином и членами его семьи занимаемым жилым помещением, в случае если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • справка о регистрации (форма № 9) — в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не Санкт-Петербургские государственные казенные учреждения – районные жилищные агентства;
  • характеристику занимаемого жилого помещения (форма № 7) — в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не Санкт-Петербургские государственные казенные учреждения – районные жилищные агентства.

Копии указанных документов должны быть нотариально удостоверены. Представление копий, не имеющих нотариального удостоверения, допускается только при условии предъявления оригинала.

Как рассчитать плату за наем жилого помещения:

Размер платы за найм зависит от:

  • качества и благоустройства жилого помещения (площадь кухни, санузел совмещенный или раздельный, занимаемый этаж, наличие балкона, лоджии, высоты потолков и т.д.);
  • зоны месторасположения многоквартирных домов (районов Санкт-Петербурга ).

Срок действия договор найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга

С нанимателем заключается договор найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга . Срок действия договора регламентирован Гражданским кодексом РФ и составляет 5 лет. У нанимателей есть преимущественное право на заключение впоследствии договора на тех же условиях и на тот же срок.

Расторжение договора допускается в судебном порядке в случаях:

  • невнесения Нанимателем платы за жилое помещение;
  • разрушения или порчи жилого помещения Нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает и отказа устранить нанесенные ими повреждения в добровольном порядке в разумные сроки;
  • систематического нарушения Нанимателем и другими гражданами, за действия которых он отвечает, прав и законных интересов соседей;
  • передаче третьим лицам по договору поднайма или иному договору;
  • переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, установки, замене или переносе инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или иного оборудования без получения соответствующего согласования органа государственной власти, на основании принятого им решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга ;
  • в иных, предусмотренных законом случаях.

Куда обращаться для получения государственной услуги:

Государственная услуга предоставляется Жилищным комитетом. В предоставлении государственной услуги участвует ГБУ «Горжилобмен».

За предоставлением государственной услуги заявители обращаются:

  • в ГБУ «Горжилобмен», расположенное по адресу: Санкт-Петербург , ул. Бронницкая, д. 32, тел.: 576-00-00, график работы: с 9.00 до 18.00 (в пятницу — до 17.00), перерыв с 13.00 до 13.48, выходные дни — суббота и воскресенье. Справочный многоканальный телефон ГБУ «Горжилобмен» 576-00-00. Адрес сайта www.obmencity.ru, и электронной почты info@obmencity.ru.
  • в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» расположенное по адресу: Санкт-Петербург , ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литер О. График работы: понедельник-четверг с 9.00 до 18.00 (в пятницу — до 17.00), перерыв с 13.00 до 13.48, выходные дни – суббота, воскресенье. Адрес сайта и электронной почты: www.gu.spb.ru/mfc/, e-mail: knz@mfcspb.ru.

Места нахождения и графики работы, справочные телефоны подразделений Многофункционального центра приведены в приложении № ____

Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих предоставление государственной услуги:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 26.04.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга »;
  • Закон Санкт-Петербурга от 28.03.2007 № 125-27 «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга »;
  • постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175 «О Жилищном комитете»;
  • постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 № 637 «О жилых помещениях жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга ».
Это интересно:  Зарегистрировать систему добровольной сертификации

Жилищный фонд коммерческого использования

О.В. Кириченко, ассистент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.

Установление многообразия форм собственности и вовлечение жилых помещений в рыночный оборот привело к переоценке государством и обществом сущности и назначения жилья. Оно стало пониматься не только как одно из важнейших социальных благ, необходимое условие нормальной деятельности, в том числе общественной, но и как источник получения прибыли, выгодное вложение капитала. В результате изменилось отношение государства к найму жилых помещений. Появилась такая разновидность договора найма жилого помещения, как коммерческий наем, который стал активно развиваться одновременно с потребительским» договором социального найма жилого помещения, сфера применения которого продолжает сужаться. Понятие «наем жилого помещения» приобрело более широкое содержание, поскольку в современных условиях рыночной экономики наем направлен не только на удовлетворение жилищных потребностей граждан, но и на извлечение прибыли.

Удовлетворение потребности в жилье на протяжении всей истории нашей страны — одна из самых острых и трудноразрешимых проблем. Современное правовое регулирование жилищных отношений исходит из того, что обеспечение жильем нуждающихся в нем граждан становится заботой самих граждан, хотя решение жилищного вопроса, как и прежде, провозглашается одним из приоритетных направлений политики государства.

В мировой практике состояние жилищной проблемы характеризуется коэффициентом доступности жилья, который измеряется как соотношение средней стоимости стандартной (обычно двухкомнатной) квартиры (общей площадью 54 кв. м) в конкретном регионе и среднего годового дохода семьи из трех человек. Коэффициент доступности жилья показывает, сколько лет потребуется такой семье для приобретения жилья при данном уровне дохода. Ввиду того что жилье является дорогостоящим «товаром длительного использования», решить жилищную проблему без дополнительной помощи государства невозможно ни в одной стране. Однако в России эта помощь настолько мала, что не может привести к какому-либо улучшению в жилищной сфере, ведет к обострению социальной ситуации.

Статья Ю.Г. Котусовой «Современное состояние «жилищного вопроса» в России и способы его решения» включена в информационный банк согласно публикации — «Юрист», 2006, N 2.

См.: Котусова Ю.Г. Современное состояние «жилищного вопроса» в России и способы его решения // Жилищное право. 2006. N 2. С. 49.

Сегодня новых жилых домов строится меньше, чем даже во времена заката СССР. По данным Госстроя России, общий объем жилищного строительства в 2004 году составил 41 млн. кв. м, что в 1,86 раза меньше по сравнению с 1987 годом, когда было построено 76,4 млн. кв. м. К тому же из всего строящегося в настоящее время жилья около половины — элитное, не решающее социальных проблем. Нужно учитывать и то, что, по официальным данным Госстроя России на 2002 год, более 20% всего жилищного фонда, насчитывающего около 2809,8 млн. кв. м, нуждалось в неотложном капитальном ремонте и реконструкции, а свыше 3,1% и вовсе подлежало сносу как ветхое или аварийное жилье. На конец 2003 года фонд аварийного и ветхого жилья насчитывал 91 млн. кв. м.

Широкое распространение коммерческого найма жилых помещений вызвано объективными социально-экономическими причинами, а именно постоянно возрастающими ценами на жилье и снижением объема его строительства, низкими доходами граждан и т.д. Ослабление социальной направленности политики государства привело к тому, что гарантированное Конституцией РФ право граждан на жилище фактически не реализуется и для большинства россиян приобретение квартиры или даже комнаты остается несбыточной мечтой. Для многих граждан решение жилищной проблемы — наем жилых помещений, прежде всего коммерческий наем, который позволяет гражданину, даже не признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении, снять любое жилье без каких-либо ограничений в соответствии со своими финансовыми возможностями.

Термин «коммерческий» указывает на жилое помещение, предоставляемое из жилищного фонда коммерческого использования. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений находящихся на территории России (ч. 1 ст. 19 ЖК РФ). Жилищный фонд включает в себя различные виды жилых помещений, независимо от форм собственности, в том числе жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд различается по порядку формирования, целевому назначению, правилам использования и другим элементам (части 2, 3 ст. 19 ЖК РФ). Жилищный фонд можно классифицировать по двум критериям — по форме собственности и по целям использования.

В зависимости от формы собственности различают частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. Частный жилищный фонд включает в себя:

  • фонд, находящийся в собственности граждан, — индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;
  • фонд, находящийся в собственности юридических лиц, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом, жилищный фонд, принадлежащий общественным организациям.

Государственный жилищный фонд образуют:

  • жилищный фонд, состоящий в государственной собственности России и находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности (государственные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество);
  • жилищный фонд, находящийся в собственности субъектов Федерации или в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, созданных субъектами Федерации.

Муниципальный жилищный фонд состоит из жилых помещений, как находящихся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, так и закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности входит муниципальный жилищный фонд.

С 1 января 2006 г. в собственности муниципальных образований находится жилищный фонд лишь социального использования, жилые помещения из которого предоставляются по договору социального найма в целях обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, в этот фонд включается имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

  • жилищный фонд социального использования. Согласно п. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения;
  • специализированный жилищный фонд — служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
  • индивидуальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности физическим и юридическим лицам и не использующийся для извлечения прибыли;
  • жилищный фонд коммерческого использования. В отличие от индивидуального жилищного фонда жилые помещения в фонде коммерческого использования предназначены для извлечения прибыли путем заключения договора коммерческого найма. Жилищный фонд коммерческого использования может принадлежать на праве собственности как частным лицам, так и публичным образованиям.

Статья 19 ЖК РФ не только устанавливает виды жилищных фондов, но и выделяет различные основания предоставления жилых помещений из этих фондов. Хотя и подразумевается, что договор коммерческого найма заключается в отношении жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда коммерческого использования, это не означает, что иные жилые помещения (за исключением жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма) не могут быть предметом договора.

В настоящее время жилые помещения, находящиеся в собственности граждан (в том числе жилые помещения индивидуального жилищного фонда) и юридических лиц, предоставляются на возмездной основе по договорам коммерческого найма, что не противоречит гражданскому и жилищному законодательству. Другое дело, что в условиях рыночной экономики коммерческое использование жилья выступает одной из форм предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц, а также публичных образований. Это положение закреплено в ст. 19 ЖК РФ, как и то, что впервые выделен жилищный фонд коммерческого использования, жилые помещения из которого предоставляются исключительно на возмездной основе с целью систематического извлечения прибыли.

Особенность жилищного фонда коммерческого использования состоит в том, что в него могут входить жилые помещения, находящиеся как в собственности граждан и юридических лиц, так и в государственной собственности, за исключением жилых помещений индивидуального и социального (т.е. не связанного с извлечением прибыли) использования и жилых помещений специализированного фонда. Кроме того, не могут использоваться с целью извлечения прибыли жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Закрепив возможность коммерческого использования жилья, законодатель расширил круг жилых помещений, предоставляемых по договору коммерческого найма. Установив возможность образования жилищного фонда коммерческого использования, он не предусмотрел его дальнейшей правовой регламентации в том же ЖК РФ. По сути, жилищный фонд коммерческого использования только упоминается в Кодексе, но детально не регулируется, в отличие, например, от жилищного фонда социального использования.

Это интересно:  Ндс на коммунальные услуги

Правовое регулирование жилищного фонда коммерческого использования должно строиться на законодательном закреплении договора коммерческого найма как правовой основы предоставления жилого помещения из этого фонда. Законодательно должно быть не только сформировано понятие договора коммерческого найма (его дефиниция в законодательстве по-прежнему отсутствует), но и установлены требования к предмету договора — жилому помещению, предоставляемому на возмездной основе, условиям, форме договора и т.д. Кроме того, исходя из коммерческой направленности жилищного фонда, необходимо установить требования к предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли от сдачи внаем жилья на условиях договора коммерческого найма.

Правовое регулирование «жилищного предпринимательства» необходимо закрепить в ЖК РФ, а главу 35 ГК РФ посвятить договорам коммерческого и социального найма жилого помещения — тем самым будет упорядочена правовая регламентация коммерческого использования жилых помещений по договору коммерческого найма на уровне гражданского и жилищного законодательства. Эффективное правовое регулирование коммерческой деятельности в жилищной сфере будет способствовать решению жилищной проблемы в нашей стране.

В настоящее время предоставление жилых помещений в жилищном фонде коммерческого использования строится по принципу доходного дома, в котором жилые помещения используются собственниками исключительно с целью систематического извлечения прибыли. Доходный дом — явление не новое.

В дореволюционной России доходные дома были весьма распространены. Они строились в расчете на разный социальный уровень и доход постояльцев. Так, в 1902 году в доходном доме на ул. Мартыновской жил уже приобретший европейскую известность писатель М. Горький. Снимаемая им квартира площадью 300 кв. м занимала второй этаж и имела десять комнат и два подсобных помещения. Обходилась такая квартира писателю в 1 тыс. руб. в год.

В меблированных комнатах доходного дома N 4 на ул. Арбат останавливались И. Бунин, А. Левитов, К. Бальмонт. Здесь сдавались уютные комнатки и кормили недорогими обедами. Стоили номера при посуточном найме от 1 до 3,5 руб., а помесячно — от 20 руб.

Жить в дорогих доходных домах было престижно, а дешевые меблированные комнаты были доступны людям с весьма ограниченными доходами. При этом доходные дома были выгодны и городской казне. Так, в 1913 году городская казна Москвы получила доход с личного налогооблагаемого недвижимого имущества, в том числе с владельцев доходных домов, в размере 7 млн. руб. Это немало, учитывая, что в тот год доход города составил 47,6 млн. руб.

Успех проекта «доходный дом» объясняется отсутствием у большинства россиян возможности приобрести собственное жилье (особенно в столице). Доходный дом выступает одним из способов решения жилищной проблемы. Безусловно, не только столица, но и другие города нуждаются в таких проектах, позволяющих не только обеспечить жильем нуждающихся в нем граждан, но и пополнить городской бюджет. Кроме того, проявляют заинтересованность в проекте доходного дома физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Уже сейчас многие из них начали открывать доходные дома в различных городах России.

§5.6. Индивидуальный жилищный фонд. Жилищный фонд коммерческого использования

Индивидуальный жилищный фонд принадлежит на праве собственности гражданам и юридическим лицам и не может использоваться для извлечения прибыли.

Жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются их собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

В отличие от индивидуального жилищного фонда, жилые помещения в фонде коммерческого использования используются для извлечения прибыли путем заключения договоров возмездного пользования. Жилищный фонд коммерческого использования может принадлежать на праве собственности как частным лицам, так и публичным образованиям. Согласно части 4 статьи 19 ЖК РФ, жилищный фонд, в том числе коммерческого использования, подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством России.

§5.7. Порядок страхования жилых помещений

Для гарантирования возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений, может проводиться страхование жилых помещений в соответствии с законодательством (ст. 21 ЖК РФ). Регулирование отношений по страхованию осуществляется на основании законодательства не только федерального, но и субъектов Федерации. Это не в полной мере соответствует пункту «о» статьи 71 Конституции России, предусматривающей, что гражданское законодательство (в том числе законодательство о страховании) находится в исключительном ведении России. Следовательно, субъекты Федерации не могут принимать акты, содержащие нормы о страховании. Однако на практике не только субъекты, но и муниципальные образования принимают подобные акты.

Несмотря на многочисленные дискуссии по поводу обязательного страхования жилых помещений (по аналогии с обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств), законодатель не установил обязательного страхования жилых помещений, что соответствует части 1 статьи 935 ГК РФ, в соответствии с которой на указанных в Кодексе лиц может быть возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу. Вопросы добровольного страхования жилых помещений были отражены и ранее в федеральных законах и в законах субъектов Федерации*(98).

Страхование имущества, находящегося в собственности гражданина, в том числе жилых помещений, не является обязательным видом страхования и не влечет последствий, установленных в статье 937 ГК РФ для случаев нарушения правил об обязательном страховании, что подтверждено Определением Судебной коллегии Верховного Суда России от 12 февраля 1999 г. В соответствии с частью 3 статьи 935 ГК РФ допускается установление в законе обязанности страхования имущества страхователя, но только если в качестве страхователя выступает юридическое лицо, имеющее в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью. Норм о возможности законодательного закрепления обязанности гражданина заключать со страховщиком договор о страховании его имущества Гражданский кодекс не содержит. На гражданина может лишь возлагаться обязанность по страхованию своей гражданской ответственности перед другими лицами.

Приказом Госстроя России от 28 июня 2000 г. N 149 «Об утверждении Рекомендаций по дальнейшему развитию страхования в жилищно-коммунальном комплексе» предусматриваются следующие виды страхования жилых помещений (или сочетания нескольких):

— страхование жилищного фонда или жилого помещения его собственником;

— страхование жилого помещения его владельцем, нанимателями;

— страхование ответственности собственника (владельца, пользователя) жилищного фонда (жилого помещения) за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц, а также собственников (владельцев, пользователей) нежилых помещений, расположенных в жилищном фонде, в случае нанесения ими ущерба третьим лицам;

— страхование ответственности предприятий и организаций, выполняющих функции управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры от лица или по поручению собственника, осуществляющих ремонт и обслуживание жилищного фонда (подрядчиков) за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц;

— страхование ответственности коммунальных предприятий, поставляющих ресурсы, необходимые для обеспечения жилищного фонда коммунальными услугами, за ущерб перед третьими лицами (значительное кратковременное повышение давления в системах водо- и теплоснабжения может стать причиной аварий, а резкие скачки напряжения в сетях электроснабжения — возможной причиной пожаров);

— страхование рисков, связанных с возможностью потери жилья в результате утраты права собственности.

Система организации страховой защиты жилья предполагает выбор страховых рисков, наиболее характерных для той или иной территории. По выбору местной администрации это могут быть, например, пожары, взрывы бытового газа, проникновение воды через кровлю или в результате применения средств пожаротушения, аварии систем водоснабжения, отопления, канализации и внутреннего водостока, террористические акты и противоправные действия третьих лиц.

Правительство Москвы приняло постановление от 15 августа 1995 г. N 694 «О системе страхования в городе Москве жилых помещений», на основании которого в городе последовательно развивается социально ориентированный комплекс мер защиты имущественных интересов и жилищных прав москвичей с использованием механизмов страхования. Страхование жилых помещений проводится на принципе добровольности и с учетом гарантий Правительства Москвы. Государственное учреждение города Москвы «Городской центр жилищного страхования» — это уполномоченная Правительством Москвы организация, реализующая систему страховой защиты жилищного фонда города*(99). Отбор страховых организаций для участия в системе страхования в городе Москве жилых помещений ведется на конкурсной основе. Победившие в конкурсе страховые организации заключают договоры с Государственным учреждением города Москвы «Городской центр жилищного страхования».

Правительство Москвы рекомендовало уполномоченным страховым организациям формировать и использовать резервы для финансирования мероприятий, направленных на предупреждение и снижение вероятности наступления страховых событий в жилищном фонде города, в размере не менее 10% страховых взносов, полученных по договорам страхования жилых помещений. Согласно Положению о системе страхования в городе Москве жилых помещений, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 1 октября 2002 г. N 821-ПП (далее — Положение о страховании в Москве), цель системы страхования — защита имущественных интересов собственников жилья и жилищных прав пользователей жилых помещений, нарушаемых воздействием случайных неблагоприятных обстоятельств, а также обеспечение сохранности жилищного фонда города. Страхование жилых помещений с учетом гарантируемых правительством Москвы мер защиты жилищных прав граждан, проживающих в этих жилых помещениях, добровольно и не ограничивает права граждан на страхование на иных условиях.

Страхователями жилых помещений могут выступать их собственники или наниматели жилых помещений жилищного фонда города, постоянно проживающие и зарегистрированные в них по месту жительства, а также родители, усыновители, опекуны или попечители, выступающие от имени несовершеннолетних или недееспособных собственников, нанимателей жилых помещений. Страхователем жилого помещения, находящегося в общей собственности граждан, может быть по соглашению всех участников общей собственности лишь один из сособственников, постоянно проживающий и зарегистрированный в застрахованном жилом помещении.

Это интересно:  Оператор эвм должностные обязанности

Страхователями не могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства.

Страховщиками жилых помещений могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для ведения страховой деятельности, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страхования того или иного вида и прошедшие конкурсный отбор.

Объект страхования — жилое помещение (квартира, комната), включая его конструктивные элементы, элементы отделки и внутренних коммуникаций, инженерное оборудование, относящиеся к этому помещению и соответствующие типовому проекту строения, в котором расположено данное жилое помещение. Застраховать можно жилые помещения, расположенные в домах жилищного фонда города, на содержание которых выделяются дотации из бюджета города Москвы.

Не могут служить объектами страхования жилые помещения:

— признанные в установленном порядке аварийными;

— имеющие физический износ более 60%;

— расположенные в домах, включенных Правительством Москвы в ежегодный перечень адресов жилых домов, подлежащих освобождению в связи со сносом, реконструкцией, переоборудованием в нежилые, с изъятием земельного участка и по другим основаниям;

— на которые обращено взыскание по обязательствам;

— в отношении которых в предусмотренных законом случаях прекращены права найма или собственности.

Положение о страховании в Москве признает страховыми случаями повреждение или уничтожение застрахованного жилого помещения в результате следующих событий:

1) пожара (воздействия пламени, дыма, высокой температуры при пожаре), в том числе возникшего вне застрахованного помещения, а также проведения правомерных действий по его ликвидации;

2) взрыва газа, применяемого в системах газоснабжения жилых строений для бытовых надобностей, в том числе происшедшего вне застрахованного жилого помещения;

3) аварий*(100)систем отопления, водопровода, канализации и внутренних водостоков (включая места соединения водоприемных воронок с кровлей), в том числе происшедших вне застрахованного жилого помещения;

4) сильного ветра (свыше 20 м/сек), урагана, смерча, шквала, а также сопровождающих их атмосферных осадков.

Повреждение (уничтожение) застрахованного жилого помещения вследствие проведения правомерных действий по ликвидации аварий систем отопления, водопровода, канализации, внутренних водостоков приравнивается к повреждению (уничтожению) жилого помещения вследствие самих аварий таких систем.

К водопроводным, отопительным, канализационным системам относятся системы коммунального водоснабжения, теплоснабжения и канализации, включающие разрешенные строительными нормами и правилами для применения в инженерных сетях трубопроводы, элементы, устройства, оборудование, приборы.

Не относятся к указанным системам:

— бытовые водопотребляющие устройства,

— приборы, в том числе стиральные, посудомоечные машины, включая элементы, служащие для их подключения к трубопроводам систем коммунального водоснабжения, теплоснабжения и канализации, до узлов водосливной и водоразборной (запорной) арматуры, обеспечивающей это подключение,

— дополнительные (не предусмотренные проектами строений, в которых расположены застрахованные жилые помещения) санитарно-технические приборы и оборудование, смонтированные с нарушением порядка переустройства жилых помещений, до узлов водосливной и водоразборной (запорной) арматуры, обеспечивающей их подключение к трубопроводам систем коммунального водоснабжения, теплоснабжения и канализации.

При повреждении жилых помещений, застрахованных уполномоченными страховыми организациями с учетом Положения о страховании в Москве, Правительство Москвы несет вместе со страховщиком ответственность за возмещение убытков в виде выплат страховых субсидий.

Страховая субсидия — целевые бюджетные средства, предназначенные исключительно для оплаты материалов и работ, необходимых для восстановления поврежденного жилого помещения. Если страхователь не целевым образом использует эти средства, он может быть лишен права на получение страховой субсидии.

Величина страховой субсидии при повреждении жилого помещения в результате страхового случая рассчитывается исходя из величины причиненных убытков и установленного размера ответственности правительства Москвы. Величина причиненных убытков рассчитывается исходя из действительной (страховой) стоимости жилого помещения, которая определяется на основании учетных данных МосгорБТИ и правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принимаемых для целей страхования. При уничтожении в результате страхового случая жилого помещения (признании жилого помещения непригодным для проживания) правительство Москвы гарантирует (с учетом установленных долей ответственности) страхователю-собственнику — предоставление другого жилого помещения взамен утраченного либо возмещение убытков в размере страховой стоимости, а страхователю-нанимателю — предоставление другого жилого помещения взамен утраченного.

Гражданам, зарегистрированным по месту жительства в уничтоженном жилом помещении, предоставляется другое жилое помещение (квартира), благоустроенное применительно к условиям города Москвы, отвечающее санитарным, техническим нормам и требованиям, установленным правовыми актами города Москвы, соответствующее норме предоставления жилого помещения.

Жилое помещение взамен утраченного предоставляется с учетом всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности. Если иное, кроме уничтоженного, жилище соответствует норме предоставления, то другое жилое помещение взамен утраченного не предоставляется и возмещение убытков в части ответственности Правительства Москвы не производится. Страхователям-собственникам жилое помещение взамен утраченного в результате страхового случая передается в собственность.

При признании страховщиком факта наступления страхового случая и выплате страхового возмещения материалы страхового расследования передаются страховщиком в Государственное учреждение города Москвы «Городской центр жилищного страхования» для реализации страхователем права на возмещение убытков в части обязательств (гарантий) правительства Москвы. Если есть признаки уничтожения жилого помещения, то при его осмотре и составлении акта обязательно должен присутствовать представитель «Городского центра жилищного страхования».

Убытки, причиненные жилому помещению, определяются как сумма убытков, причиненных в результате страхового случая конструктивным элементам, элементам отделки, инженерному оборудованию, элементам внутренних коммуникаций, относящимся к этому помещению и соответствующим типовому проекту строения, в котором расположено застрахованное жилое помещение. Расчет убытков производится в соответствии с правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы. При этом изменение процента износа конструктивных элементов и элементов отделки квартиры за время действия договора не учитывается. Не учитываются и повреждения, связанные с предыдущими страховыми случаями и не устраненные страхователем до наступления последнего страхового случая или с событиями, произошедшими до начала или после окончания действия договора.

Документальным основанием для исполнения обязательств правительства Москвы являются договоры между Государственным учреждением города Москвы «Городской центр жилищного страхования» и уполномоченными страховыми организациями, договоры страхования жилых помещений (страховые полисы, свидетельства, сертификаты), заключенные в соответствии с Правилами страхования жилых помещений в городе Москве и Положением о страховании в Москве.

«Городской центр жилищного страхования» по результатам рассмотрения материалов страхового расследования принимает решение о возмещении убытков в части ответственности Правительства Москвы. Если размер убытков не превышает 10% от страховой суммы и факт наступления страхового случая установлен страховщиком, может быть принято решение о возмещении убытков без предоставления документов компетентных органов. «Городской центр жилищного страхования» вправе запросить у страхователя, страховщика и компетентных органов дополнительные документы, необходимые для принятия решения.

Выплата страховой субсидии производится путем безналичных расчетов на счет страхователя (выгодоприобретателя) или по его поручению специализированной подрядной организации, производящей восстановительный ремонт квартиры на основании договора со страхователем (выгодоприобретателем).

При уничтожении жилого помещения причиненные убытки определяются в размере страховой стоимости, а страховое возмещение — в размере страховой суммы, установленной в договоре страхования. Компенсация убытков может быть произведена по заявлению страхователя в натуральной форме. При этом страховщик на основании заявления страхователя перечисляет денежные средства в размере страховой суммы в бюджет города Москвы.

Размер страховой субсидии по каждому очередному страховому случаю (включая расходы, целесообразно произведенные страхователем для предотвращения или уменьшения ущерба застрахованному жилому помещению) не может превышать разницу между установленной в договоре страховой стоимостью и ранее произведенными выплатами по предыдущим страховым случаям, произошедшим за период действия договора. Если по фактам, связанным с наступлением страхового случая, возбуждено уголовное дело в отношении страхователя (выгодоприобретателя), то принятие решения о возмещении убытков в части ответственности правительства Москвы приостанавливается до окончания расследования или судебного решения.

Если страхователь получил, полностью или частично, возмещение убытков от лица, виновного в их причинении, Государственное учреждение города Москвы «Городской центр жилищного страхования» освобождается от обязанности по их возмещению в размере, равном полученному страхователем возмещению (пропорционально установленной доле ответственности). Если возмещение убытков по договору страхования произведено, то страхователь обязан возвратить «Городскому центру жилищного страхования» средства в размере страховой субсидии.

Условия страхования жилых помещений по договорам, заключенным с 1 января 2003 г., изменились следующим образом:

— размер ежемесячного страхового взноса возрос с 40 коп. за 1 кв. м до 50 коп. за 1 кв. м, т.е. на 25%;

— страховая стоимость 1 кв. м жилого помещения увеличилась на 50%, с 6 тыс. руб. до 9 тыс. руб.;

— ответственность Правительства Москвы при возмещении ущерба уменьшилась с 70% до 50%, а ответственность компании-страховщика возросла с 30% до 50%.

Например, согласно постановлению Правительства г. Москвы от 1 октября 2002 г. N 821-ПП, чтобы застраховать квартиру площадью 50 кв. м, необходимо ежемесячно платить по 25 руб. Страховая стоимость по договору страхования составила с 1 января 2003 г. 450 тыс. руб.*(101)С 2003 г. размер средней выплаты по страховому случаю возрос в полтора раза по сравнению с 2002 г. и составил более 10 тыс. руб.

Статья написана по материалам сайтов: www.gov.spb.ru, wiselawyer.ru, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий