+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

О необходимости совершенствования административной процедуры обжалования ненормативных актов налоговых органов, а также действий их сотрудников чиновники ФНС говорили давно. Законопроект о внесении изменений в ч. 1 НК РФ в отношении досудебного урегулирования налоговых споров поступил в Государственную думу в середине декабря 2012 года.

Почти полгода потребовалось законотворцам для принятия соответствующих поправок. И вот 02.07.2013 Президент РФ подписал Федеральный закон № 153-ФЗ, который внес значительные изменения в гл. 14, 19, 20 НК РФ. Часть этих изменений уже вступила в силу, а некоторые из поправок будут применяться только с 01.01.2014. О том, какие нововведения утверждены указанным законом, вы узнаете из предлагаемой статьи.

Цели и задачи внесенных правок в ФЗ №153.

По замыслу контролирующих органов, Федеральный закон № 153-ФЗ направлен на совершенствование установленного Налоговым кодексом порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Изменения, внесенные названным законом в ч. 1 НК РФ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного (или досудебного) порядка разрешения налоговых споров. Нововведения предусматривают упрощение обжалования ненормативных актов налоговых органов, что позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту их интересов.

Целями названного закона являются:

  • создание налогоплательщикам благоприятных условий для урегулирования споров без обращения в суд;
  • снижение нагрузки на судебную систему;
  • обеспечение последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров;
  • повышение качества работы налоговых органов.

Досудебный порядок урегулирования споров действует в РФ с 01.01.2009. В настоящее время перед обращением в суд обязательная процедура административного обжалования (то есть в вышестоящем налоговом органе – УФНС или ФНС) должна быть соблюдена только в отношении решений, принимаемых территориальными инспекциями по результатам выездных и камеральных проверок. По мнению налогового ведомства, такой подход к разрешению спорных ситуаций уже принес положительные результаты. На официальном сайте ФНС размещена информация, согласно которой от года к году снижается количество жалоб налогоплательщиков, рассматриваемых как в административном, так и в судебном порядке. А о повышении качества налоговых проверок свидетельствует увеличение доли решений, вынесенных судами в пользу налоговых органов.

Механизм досудебного урегулирования налоговых споров имеет ряд преимуществ.

Во-первых, претензионный порядок обжалования менее формализован, чем судопроизводство. Он более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых познаний в области юриспруденции.

Во-вторых, такой способ отстаивания прав и интересов для налогоплательщиков менее затратен. Ведь за рассмотрение иска в суде организация или физическое лицо должны уплатить госпошлину, а возможно, и оплатить услуги адвоката. Рассмотрение же спорной ситуации вышестоящим налоговым органом производится бесплатно.

В-третьих, на разрешение спора в административном порядке нужно значительно меньше времени. Как правило, судебный процесс затягивается на многие месяцы (а иногда и на годы). В свою очередь, максимальный срок рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом не превышает двух месяцев. Помимо этого, решение по жалобе имеет более короткий срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта.

Применение механизма досудебного урегулирования налоговых споров благоприятно сказывается и на работе судебных органов. Сокращение исков налогоплательщиков свидетельствует о том, что вышестоящие налоговые органы реально исправляют очевидные ошибки нижестоящих инспекций. Это позволяет избежать поступления в суд заведомо бесперспективных дел.

Полагаем, что до судебного разбирательства должны доводиться два вида споров. Прежде всего это вопросы методологического плана, то есть неоднозначные и сложные вопросы применения налоговых норм. В данном случае только суд может принять решение, как правильно трактовать те или иные положения Налогового кодекса. Ну и, конечно, до суда должны доходить дела недобросовестных налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Но только при наличии у инспекции достаточных доказательств налоговых правонарушений.

Некоторые налогоплательщики считают, что претензионный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов – бесполезная трата времени и оттягивание реальной защиты нарушенных прав. Позвольте с этим не согласиться. Во-первых, на время рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом решения налоговиков не вступают в силу (имеются в виду решения по выездным и камеральным проверкам). Соответственно, не производится принудительное взыскание доначисленных сумм. Во-вторых, ФНС нацеливает региональные управления и территориальные инспекции на качественное рассмотрение конфликтных ситуаций с целью недопущения передачи в суд проигрышных дел. Об этом свидетельствует статистика – примерно 40% жалоб, рассмотренных в административном порядке, удовлетворяются в пользу организаций и физических лиц.

Изменения, вступающие в силу с 01.01.2014.

Какие же поправки внесены Федеральным законом № 215-ФЗ в процедуру разрешения налоговых споров?

Полагаем, что самое значимое нововведение в НК РФ – это расширение сферы использования механизма досудебного урегулирования споров. Сегодня он применяется только в отношении решений, вынесенных контролерами по итогам налоговых проверок (выездных и камеральных). С 01.01.2014 претензионный порядок обжалования будет распространяться не только на все акты налоговых органов ненормативного характера, но и на действия или бездействие должностных лиц. Иными словами, до обращения за защитой своих прав в судебных органах налогоплательщик обязан попытаться урегулировать конфликт внутри налоговой системы. Такое правило прописано в абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ.

К сведению. Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика . Такое определение ненормативного акта дано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5. Хотя этот документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, полагаем, что приведенная трактовка актуальности не утратила.

Однако из указанного правила есть исключения.

Во-первых, решения, вынесенные региональными управлениями (УФНС) по итогам рассмотрения жалоб (в том числе апелляционных), налогоплательщик может не оспаривать в вышестоящем органе (ФНС). В случае несогласия с решением УФНС по жалобе организация или физическое лицо в соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ вправе сразу обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав.

Во-вторых, ненормативные акты, принятые ФНС, а также действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются только в судебном порядке, что очевидно, ведь у налогового ведомства вышестоящей инстанции попросту нет.

Если решение по жалобе (в том числе апелляционной) не принято региональным управлением в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, досудебный порядок урегулирования споров считается соблюденным. В данном случае налогоплательщик вправе подать иск в суд, не дожидаясь решения по жалобе (абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Соответственно, срок для обращения в судебные органы в подобной ситуации исчисляется со дня истечения срока принятия решения по жалобе. Если жалоба была рассмотрена своевременно, период для судебного оспаривания начинает течь со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом соответствующем решении (п. 3 ст. 138 НК РФ).

К сведению . Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи иска суд может восстановить при поступлении от заявителя соответствующего ходатайства.

Федеральный закон № 215-ФЗ вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (п. 1 ст. 3). Однако положения приведенных норм права (абз. 1 и 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ) до 01.01.2014 могут применяться только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных по результатам выездных и камеральных проверок. Другими словами, те решения, на которые и сегодня распространяется претензионный порядок оспаривания, должны обжаловаться в вышестоящем налоговом органе или суде по новым правилам.

Добавим, что п. 2 ст. 3 Федерального закона № 215-ФЗ установлены переходные положения. Если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу названного закона, применяется прежний порядок досудебного урегулирования споров. Напомним, что рассматриваемый закон был размещен на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 03.07.2013. Соответственно, 03.08.2013 считается днем вступления закона в силу.

Поправки, действующие сегодня.

Изменения в статье 101 НК РФ.

Сроки вступления в силу решений по налоговым проверкам. Данные сроки установлены в п. 9 ст. 101 НК РФ и распространяются на решения, вынесенные контролерами по результатам выездных и камеральных проверок. Отсчет этих сроков начинается со дня вручения решения проверяемому лицу (его представителю).

Федеральным законом № 215-ФЗ предусмотрено изменение сроков вступления в силу решений налоговиков в сторону увеличения:

  • с десяти дней до одного месяца – по решениям о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, за исключением решений, принятых по итогам выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков (КГН);
  • с двадцати дней до одного месяца – по решениям о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенным по результатам выездной проверки КГН.

Таким образом, в настоящее время действуют единые сроки вступления в силу решений, принятых налоговиками в порядке ст. 101 НК РФ, то есть по всем видам налоговых проверок и категориям налогоплательщиков. Однако и здесь есть исключение – решение ФНС. Поскольку оно не может быть обжаловано в административном порядке, нет необходимости в отсрочке вступления его в силу. Поэтому такие решения приобретают юридическую силу со дня вручения лицу, в отношении которого были вынесены, или его представителю.

Порядок и срок вручения решения. В новой редакции п. 9 ст. 101 НК РФ конкретизированы способы вручения налогоплательщику соответствующего решения: под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения проверяемым лицом (представителем). Если такое вручение невозможно, решение направляется по почте заказным письмом.

Теперь налоговикам даны точные предписания, куда должно быть направлено решение, если налоговый орган собирается отправить его почтой: по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица. В прежней редакции в п. 9 ст. 101 НК РФ такой конкретики не было, что вынуждало налоговый орган в целях соблюдения права налогоплательщика на апелляционное обжалование направлять копии соответствующих решений по всем известным адресам (юридическому, фактическому адресу организации, адресу регистрации ее директора, учредителя, главного бухгалтера).

Изменения коснулись и порядка определения даты вручения проверенному лицу соответствующего решения, если оно было направлено по почте. Ранее решение считалось полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма, теперь – на шестой день со дня отправки почтового отправления. То есть теперь решения считаются врученными на один день раньше.

Скорректировано и определение понятия «срок вручения решения». До 03.08.2013 в п. 9 ст. 101 НК РФ было установлено, что решение по проверке должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней после дня вынесения, сейчас – в течение пяти дней со дня вынесения. Полагаем, что эти поправки не повлекут изменения сроков вручения решения, ведь согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Поэтому день вынесения решения в расчете учитываться не должен.

Переписанная статья 101.2 НК РФ.

Ранее в указанной правовой норме были прописаны правила обжалования решения налогового органа, вынесенного в порядке ст. 101 НК РФ. Теперь положениями ст. 101.2 установлен порядок вступления в силу указанного решения. Здесь возможны три варианта:

  1. Если на решение по налоговой проверке налогоплательщиком подана апелляционная жалоба, такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия УФНС решения по жалобе.
  2. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящей инспекции и примет новое решение, такое решение УФНС вступает в силу со дня его принятия.
  3. Если региональное управление оставит без рассмотрения апелляционную жалобу налогоплательщика, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия УФНС решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Поправки в статье 138 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе или суде. Таким образом, новый порядок урегулирования споров исключает возможность подачи жалобы вышестоящему должностному лицу. Прежняя редакция данной нормы позволяла это делать. Поэтому руководители налоговых инспекций рассматривали жалобы налогоплательщиков, но исключительно на действия или бездействие сотрудников ИФНС. С 03.08.2013 все жалобы подлежат рассмотрению вышестоящим налоговым органом.

О введении с 2014 года обязательного досудебного урегулирования налоговых споров в отношении любых ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) их должностных лиц мы уже говорили. Механизм претензионного порядка разрешения споров, приведенный в п. 2, 3 ст. 138 НК РФ, подробно рассматривался выше, поэтому повторять его нет смысла.

Отметим, что впервые в Налоговом кодексе определены понятия «жалоба» и «апелляционная жалоба». Так, согласно п. 1 рассматриваемой статьи жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является оспаривание вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. В свою очередь, апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является оспаривание не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, решение нарушает его права.

Нововведением стало и то, что п. 6 ст. 138 НК РФ предоставил налогоплательщикам право повторного обращения с жалобой (апелляционной жалобой). Такое обращение производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы. Забегая вперед, скажем, что основанием для повторного обращения может быть, например, оставление жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ (жалоба не подписана надлежащим образом или подана с нарушением срока).

Важно, что повторное обращение не допускается, если до принятия решения по жалобе от подавшего ее лица поступило заявление об отзыве жалобы полностью (в части) или ранее подавалась жалоба по тем же основаниям (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 139 НК РФ).

Статьи 139 и 139.1 НК РФ.

Данными правовыми нормами регламентирован порядок и сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы). Статья 139 посвящена жалобе, ст. 139.1 – апелляционной жалобе.

Это интересно:  Кто пользуется льготами на транспортный налог

Куда подается жалоба. До вступления в силу Федерального закона № 215-ФЗ жалобы на ненормативные акты налоговых органов подавались непосредственно в вышестоящий налоговый орган (за исключением апелляционных жалоб). Если налогоплательщик обращался с подобной жалобой в инспекцию, которая вынесла этот акт, налоговый орган мог на законных основаниях отказать в ее принятии, разъяснив при этом, куда следует обратиться налогоплательщику за восстановлением его прав (УФНС или суд). Отметим, что некоторые инспекции поступали иначе: жалоба принималась и пересылалась в региональное управление для рассмотрения. Однако сроки для осуществления таких действий законодательство не содержало, поэтому каждая инспекция сама устанавливала для себя данный срок. Между тем исчисление срока на принятие решения по жалобе начинается от даты поступления жалобы в вышестоящий налоговый орган (а не в территориальную инспекцию). Соответственно, в подобном случае многие налогоплательщики не могли рассчитывать на оперативное разрешение конфликта.

Сейчас таких ситуаций быть не должно. Ведь все жалобы (включая апелляционные) должны подаваться в налоговый орган, который вынес оспариваемый акт или на действия должностных лиц которого жалуется налогоплательщик (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ). В течение трех дней со дня поступления жалобы инспекция обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Новые сроки для обжалования. В силу п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба на решение, вынесенное территориальным налоговым органом, может быть подана в региональное управление в течение одного года:

  • со дня вынесения вступившего в силу решения по выездной или камеральной проверке (в том числе проведенной в отношении КГН), которое не было оспорено в апелляционном порядке;
  • со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав – в отношении иных ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) их должностных лиц.

Иные сроки установлены для оспаривания решений, принимаемых УФНС по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков. Такие обращения рассматриваются ФНС, а подать соответствующую жалобу можно в течение трех месяцев со дня принятия оспариваемого решения.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 139.1 НК РФ решение по налоговой проверке (в том числе в отношении КГН), не вступившее в законную силу, может быть оспорено в апелляционном порядке в течение месяца со дня вручения этого решения проверяемому лицу (его представителю). При этом апелляционная жалоба не может быть подана на решение, вынесенное ФНС в порядке ст. 101 НК РФ. Ранее срок подачи апелляционной жалобы составлял десять рабочих дней (двадцать дней – для КГН) с даты вручения оспариваемого решения.

Новые нормы – статьи 139.2 и 139.3 НК РФ.

Правила оформления жалобы. В статье 139.2 НК РФ закреплены требования к форме и содержанию жалобы (в том числе апелляционной). В частности, она должна быть составлена в письменной форме и подписана заявителем или его представителем, полномочия которого должны быть подтверждены надлежащими документами.

В жалобе указываются сведения о заявителе, об инспекции, об оспариваемом акте налогового органа или действиях (бездействии) его должностных лиц, предмет жалобы, основания, по которым заявитель считает свои права нарушенными, и, наконец, его требования (п. 2 ст. 139.2 НК РФ). Помимо названной информации в обращении налогоплательщика могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

К жалобе в соответствии с п. 5 ст. 139.2 НК РФ могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба может быть не рассмотрена. Основания оставления жалобы (в том числе апелляционной) без рассмотрения приведены в п. 1 ст. 139.3 НК РФ. Обращение налогоплательщика не рассматривается по существу (в полном объеме или в части), если:

  • на жалобе отсутствуют подписи заявителя (его представителя) или к жалобе не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика;
  • жалоба подана за пределами установленных законом сроков при отсутствии ходатайства заявителя об их восстановлении;
  • налогоплательщику отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление о ее отзыве (полностью или в части);
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Отметим, что п. 2 ст. 139.3 НК РФ установлены сроки для принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении жалобы налогоплательщика без рассмотрения полностью или в части. Решение должно быть вынесено УФНС или ФНС в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об ее отзыве. В течение трех дней со дня принятия такого решения вышестоящий налоговый орган должен письменно уведомить заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения (в полном объеме или в части).

Напомним, что отказ налогового органа рассматривать жалобу не препятствует повторному обращению заявителя за восстановлением его прав, о чем мы говорили выше.

Важные поправки в статье 140 НК РФ.

Федеральный закон № 215-ФЗ внес существенные изменения в порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков. Оговоримся, что все положения ст. 140 НК РФ в равной степени применимы к апелляционной жалобе.

Во-первых, заявителю предоставлено право непосредственно в процессе рассмотрения жалобы, но до принятия решения по ней представить в вышестоящий налоговый орган дополнительные документы, подтверждающие его доводы (п. 1). Причем эти документы будут приняты во внимание налоговиками, если заявитель обоснует причины, по которым они не были предметом исследования проверяющими (п. 4).

Во-вторых, жалоба заявителя и материалы, приложенные к ней как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом, чье решение оспаривается, рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия лица, подавшего жалобу (п. 2).

В-третьих, если по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке ст. 101 или 101.4 НК РФ, вышестоящий налоговый орган установит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, он вправе отменить решение инспекции и заново рассмотреть все материалы проверки с участием лица, подавшего жалобу. При этом срок на принятие решения по жалобе не должен превышать установленные законом сроки (п. 5). Иными словами, действующая редакция ст. 140 НК РФ позволяет налоговикам устранять процедурные нарушения, допущенные ими при принятии решений. Это должно привести к сокращению случаев отменены решений ИФНС в судебном порядке по процедурным основаниям.

В-четвертых, по итогам рассмотрения жалобы заявителя вышестоящий налоговый орган предпринимает одно из действий, поименованных в п. 3 ст. 140 НК РФ, а именно:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  • признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

В-пятых, изменены сроки вынесения решений по жалобам. Как и прежде, решение по жалобе заявителя на решение налогового органа, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен для получения от нижестоящих инспекций документов (информации), необходимых для рассмотрения обращения заявителя, или при представлении им дополнительных документов, но не более чем на один месяц. Прежняя редакция ст. 140 НК РФ позволяла отложить вынесение решения по жалобе на пятнадцать рабочих дней.

В свою очередь, решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение пятнадцати дней со дня ее получения. Этот срок также может быть продлен по указанным выше основаниям, но не более чем на пятнадцать дней (п. 6).

Отметим, что в ст. 140 НК РФ закреплена обязанность направления заявителю решения руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы. Данное решение вручается или направляется заявителю в течение трех дней со дня его принятия. В таком же порядке вручается решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (в том числе апелляционной).

Обязательный досудебный порядок урегулирования налогового спора: краткая инструкция по применению

Ваш налоговый адвокат», 2008, N 8

С необходимостью анализа процессуальных тонкостей обязательного досудебного порядка рассмотрения налоговых споров налогоплательщики столкнутся еще до того, как звон курантов известит о наступлении 2009 г. Решения по результатам налоговых проверок, вынесенные в 20-х числах декабря 2008 г., вступят в силу не ранее чем по истечении 10 рабочих дней со дня вручения (п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Соответственно, их судебному обжалованию в 2009 г. должно будет предшествовать обжалование в вышестоящем налоговом органе. И если прежде у налогоплательщика был выбор — обратиться в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой или дождаться вступления решения в силу и сразу идти в суд либо обжаловать решение параллельно и в суде, и в вышестоящем налоговом органе, то уже с конца декабря этого года выбор нужно будет делать между апелляционной жалобой и жалобой на вступившее в силу решение. Ведь с 2009 г. без предварительного административного обжалования обращение в суд станет невозможным.

В силу п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ с 1 января 2009 г. решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Изменения внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ. Пункт 5 ст. 101.2 НК РФ применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 г.

Решение по жалобе принимается в течение месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом вышестоящим налоговым органом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Первое, на что необходимо обратить внимание, — законодатель предусмотрел обязательную досудебную процедуру обжалования для ограниченного перечня ненормативных правовых актов налоговых органов, это:

  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решения данного вида выносятся по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ). Иные ненормативные правовые акты, в том числе решения об отказе в зачете налога, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, взыскании налога, пеней и штрафа, приостановлении операций по банковским счетам и др., а также действия (бездействие) налоговых органов и после 1 января 2009 г. могут быть обжалованы в суде без предварительного административного обжалования.

Однако, по нашему мнению, имеет место специфика обжалования актов, «производных» от решения по результатам налоговой проверки (например, требование об уплате налога, пеней, налоговой санкции), когда названное решение не было обжаловано в административном порядке. Особенности данного вопроса будут рассмотрены далее.

Применительно к решениям о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в Налоговом кодексе РФ разграничены понятия «вынесение решения» и «вступление решения в силу». Действия по исполнению таких решений обусловлены их вступлением в силу, а исчисление процессуальных сроков, как правило, привязано к дате вступления решения в силу:

  • решение подлежит исполнению со дня вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ);
  • требование об уплате налога, пеней и штрафа направляется на основании вступившего в силу решения в течение 10 дней с даты вступления решения в силу (п. 3 ст. 101.3, п. 2 ст. 70 НК РФ);
  • срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено решение, стало известно о вступлении его в силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Переориентировав процедуры исполнения решения на момент его вступления в силу, законодатель закрепил за налоговым органом право на принятие после вынесения решения (а не после вступления решения в силу) обеспечительных мер , направленных на обеспечение возможности исполнения решения (п. 10 ст. 101 НК РФ). В свою очередь, налогоплательщику предоставлено право исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляции не лишает права исполнить не вступившее в силу решение (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В качестве обеспечительных мер предусмотрены запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, приостановление операций по счетам в банке.

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание на процессуально важные даты, установленные в НК РФ:

  • день вынесения решения, с которого могут приниматься меры, направленные на обеспечение возможности исполнения решения (п. 10 ст. 101), но решение не может исполняться как не вступившее в силу (п. 1 ст. 101.3);
  • день вручения решения, с которого исчисляется 10-дневный срок на вступление решения в силу и соответственно на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101, абз. 3 п. 2 ст. 139);
  • день утверждения решения вышестоящим налоговым органом, с которого данное решение вступает в силу (п. 9 ст. 101);
  • день вступления решения в силу, который формально по замыслу законодателя совпадает с датой его утверждения вышестоящим налоговым органом. Вступившее в силу решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу (п. 2 ст. 101.3).

Апелляционная жалоба

Апелляционная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ), т.е. срок на подачу жалобы, имеющей статус апелляционной, ограничен 10 рабочими днями со дня вручения решения. Немаловажно, каким образом реализуется процедура вручения. Пункт 13 ст. 101 НК РФ устанавливает, что копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вручается под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения решения налогоплательщиком.

Налогоплательщикам целесообразно предельно внимательно подойти к процессуальным особенностям подачи апелляции. Апелляционная жалоба, как и жалоба на вступившее в силу решение, подается в письменной форме. Особенность ее направления в том, что апелляция на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 139 НК РФ) .

Особенно внимательно следует подходить к направлению апелляционной жалобы по почте, тем более в последний день срока: ошибка с адресатом (УФНС России вместо инспекции, проводившей проверку) может привести к тому, что жалоба будет принята, но не в качестве апелляционной, а инспекцией, вынесшей решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, будут начаты процедуры но его исполнению.

Это интересно:  Земельный налог налоговый период

Жалоба, поданная по истечении отведенного 10-дневного срока, не будет иметь статус апелляционной, поэтому решение вступит в силу и будет исполняться нижестоящим налоговым органом , несмотря на наличие жалобы, которая в данном случае вследствие просрочки направления станет жалобой на вступившее в силу решение налогового органа. В этом случае у налогоплательщика имеется право ходатайствовать о приостановлении исполнения решения (п. 3 ст. 138 НК РФ), что не равнозначно ситуации с апелляционным обжалованием, когда вступление решения в силу отдаляется во времени до момента утверждения вышестоящим налоговым органом.

Вступившее в силу решение обращается к исполнению налоговым органом, вынесшим это решение (п. 2 ст. 101.3 НК РФ).

Отметим, что обязательное досудебное обращение в вышестоящий налоговый орган предусмотрено и для тех случаев, когда в апелляционном порядке решение налогового органа обжаловано не было и вступило в силу. Пункт 2 ст. 139 НК РФ предусматривает три срока подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган (см. схему).

Решение может быть обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке полностью или частично. На практике возникает вопрос: если решение обжалуется частично, распространяется ли на все решение правило о вступлении в силу с момента утверждения вышестоящим налоговым органом? На наш взгляд, следует положительно ответить на данный вопрос.

До принятия решения по жалобе налогоплательщик вправе отозвать ее на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 НК РФ). Повторная подача жалобы производится в сроки, предусмотренные п. 2 ст. 139 НК РФ.

Присутствие налогоплательщика на рассмотрении жалобы

Еще один немаловажный момент, который следует учитывать, — Налоговый кодекс РФ не содержит прямого требования к налоговым органам по извещению лица, направившего жалобу, о дате ее рассмотрения и по обеспечению возможности названного лица присутствовать на таком рассмотрении, давать свои пояснения.

Часть 2 ст. 45 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В Постановлении от 12 февраля 2008 г. N 12566/07 Президиум ВАС РФ отмечает, что законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый контроль, по меньшей мере в объеме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством.

Необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя служит основанием для признания решения незаконным вышестоящим налоговым органом или судом, что прямо предусмотрено п. 14 ст. 101 НК РФ. Однако прямого требования об обеспечении участия налогоплательщика в рассмотрении его апелляционной жалобы в Налоговом кодексе РФ нет.

Полагаем, что до момента формирования положительной судебной практики и в отсутствие прямого указания закона на необходимость обеспечения права присутствия при рассмотрении материалов жалобы налогоплательщику целесообразно письменно ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом при подаче жалобы об обеспечении его права на такое присутствие. Налоговый кодекс РФ не содержит упоминания о таком виде заявления при подаче жалобы, однако, как представляется, не исключает возможность подобного обращения. Заявление налогоплательщика должно быть рассмотрено и либо отклонено с соответствующей аргументацией, либо удовлетворено. В любом случае это действие, возможно, излишнее (все будет зависеть от дальнейшей практики), реально повысит вероятность того, что жалоба будет рассмотрена в присутствии налогоплательщика.

Результаты обжалования

Смысл административного обжалования на первый взгляд заключается в устранении нарушений прав налогоплательщика, но, как показывает анализ положений Налогового кодекса РФ и складывающейся практики, кроме устранения нарушения прав налогоплательщика не исключена возможность работы вышестоящего налогового органа над ошибками нижестоящего («пробюджетного» устранения недостатков решения по результатам налоговой проверки), в том числе путем усиления аргументации, устранения допущенных нижестоящей инспекцией счетных ошибок, исправления ошибок при квалификации правонарушений и т.д.

Анализ судебных споров подтверждает, что такие ситуации встречаются на практике, в частности:

  • заместитель руководителя УФНС России в результате рассмотрения жалобы принял решение об увеличении размера налоговой санкции, предусмотренной ст. 123 НК РФ, и оставил решение инспекции в остальной части без изменения (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 сентября 2006 г. по делу N А79-1893/2006);
  • предприниматель обжаловал решение инспекции в УФНС России, которое в резолютивной части данного решения изменило п. 2 ст. 119 на п. 1 ст. 119 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 января 2008 г. по делу N А42-1808/2007);
  • налогоплательщик, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратился с жалобой в УФНС России. Решением вышестоящего налогового органа резолютивная часть обжалуемого решения изменена. Сумма пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль увеличена (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2008 г. по делу N А78-7292/06-С3-12/392-04АП-4763/07-Ф02-1176/08).

Нерешенные проблемы

Процедура судебного обжалования детально регламентирована, предсказуема и понятна налогоплательщику: суд не выйдет за пределы заявленных требований, судебное решение не увеличит налоговые обязательства, зафиксированные в оспариваемом акте налогового органа. Если налоговый орган в решении неверно квалифицировал налоговое правонарушение, суд признает решение о привлечении к ответственности недействительным как не основанное на законе.

Процессуальная предсказуемость судебной процедуры — немаловажный фактор при выборе ее налогоплательщиками в настоящее время в качестве приоритетного способа защиты. Введя с 1 января 2009 г. обязательное административное урегулирование налогового спора, законодатель не раскрыл в должной мере содержание апелляционного обжалования, не регламентировал вопросы, разрешаемые вышестоящим налоговым органом, в том числе те, которые в обязательном порядке должны быть разрешены в ходе рассмотрения жалобы, не установил требования к содержанию и изложению решения по результатам рассмотрения жалобы и т.д. Попытки компенсировать немногословность законодателя зачастую ведут к внедрению в практику рассмотрения жалоб правил, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

На официальном сайте ФНС России 31 марта 2008 г. был размещен документ под названием «Некоторые вопросы производства по рассмотрению налоговыми органами споров в досудебном порядке». Ознакомиться с ним полезно, чтобы иметь представление об основных подходах к рассмотрению споров в досудебном порядке. Нельзя не приветствовать ведение разъяснительной работы в отношении актуальных, сложных вопросов налогового законодательства. Однако следует также обратить внимание на моменты, которые являются расширительным толкованием положений НК РФ, в силу этого потенциально конфликтны и не станут способствовать реальному урегулированию спора.

Извлечение из документа:

«При исчислении срока рассмотрения жалобы принимаются во внимание обстоятельства, препятствующие осуществлению производства по рассмотрению жалобы и служащие легитимными основаниями для его приостановления.

Жалоба заявителя, не соответствующая требованиям законодательства о налогах и сборах и/или общеустановленным нормам, регламентирующим порядок работы с обращениями граждан (юридических лиц), при наличии достаточных оснований, может быть не принята к производству и оставлена без рассмотрения.

К указанным основаниям, в частности, относятся: невозможность установить предмет жалобы; отсутствие вопросов, затрагивающих интересы (права) самого заявителя и другие.»

Обратите внимание: в отличие, например, от возможности приостановления проведения выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ), приостановления исполнения обжалуемого решения (п. 4 ст. 101.2, п. 3 ст. 138 НК РФ) возможность приостановления срока рассмотрения жалобы НК РФ не установлена. Также в нем отсутствуют основания для оставления жалобы без рассмотрения, в том числе в силу невозможности установить ее предмет.

Учитывая изложенные риски ухудшения ситуации в ходе апелляционного обжалования, налогоплательщик, не обращаясь с апелляционной жалобой, может сделать попытку разрешить налоговый спор, минуя вышестоящий налоговый орган, — уйти от досудебной процедуры путем судебного обжалования требования об уплате налога, пеней или штрафа, при этом испросив у суда обеспечительные меры.

Как следует из п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», налогоплательщик вправе обжаловать акт ненормативного характера, под которым понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (замруководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

С учетом данного вывода практика всегда исходила из возможности оспаривания любого акта ненормативного характера, в том числе требования, вне зависимости от того, было ли оспорено решение. Однако следует обратить внимание на формулировку названного пункта Постановления: «поскольку в Кодексе не установлено иное (выделено авт. — Прим. ред.), налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование».

Налоговый кодекс РФ в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ не ограничивает возможность оспаривания требования в зависимости от того, было ли оспорено решение, на основании которого требование выставлено. Возможно, такой подход будет иметь место в практике судов, что фактически выведет часть налоговых споров из обязательного административного обжалования.

Что касается «отдельного» обжалования требования, выставленного на основании вступившего в силу, но не обжалованного в административном порядке решения, можно предположить, что после 1 января 2009 г. долгосрочная логика формирования судебной практики будет находиться в русле выводов Постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. N 65, в котором указано, что в силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ в суд налогоплательщик может обратиться в случае нарушения его права, когда надлежащее соблюдение регламентированной процедуры не обеспечило реализацию данного права в административном (досудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

В заключение отметим, что внесение необходимых дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ в целях надлежащей регламентации административного обжалования является насущной потребностью и будет способствовать эффективности досудебной процедуры урегулирования спора.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

Пример

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

4 этап. Обращение в суд

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в гл. 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Это интересно:  Для чего вызывают в налоговую

Обратите внимание! Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.).

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Пример. Наиболее типичные претензии о нарушений прав лица, рассматриваемые в жалобах:

— нарушение сроков исчисления имущественного налога;

— неправомерное выставление требования об уплате налогов;

— отказ в предоставлении налоговых вычетов;

— вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

— отказ в возврате налога.

Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается налоговым органом в двух случаях:

1. В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков).

В связи с тем что принятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц.

2. В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято.

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Закон и порядок. Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Обратите внимание! Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

Обратите внимание! В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Налоговым законодательством закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

С 1 января 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.

Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.

Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

С учетом того что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по данной жалобе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.

Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в налоговый орган в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

Закон и порядок. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями на основании доверенности.

Доверенность, выданная уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.

Полномочия представителя физического лица или индивидуального предпринимателя должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть подана в налоговый орган:

— лично, а также через законного или уполномоченного представителя в канцелярию налогового органа или окно приема документов, получив при этом отметку о принятии на втором экземпляре жалобы;

— по почте (например, ценным письмом с описью вложения, в которой фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции).

Обратите внимание! Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании решений налогового органа в досудебном порядке.

В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Закон и порядок. В случае подачи жалобы (апелляционной жалобы) уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя (п. 4 ст. 139.2 Налогового кодекса).

Обратите внимание! Образцы жалобы (апелляционной жалобы) на решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения представлены на страницах 18 и 19 брошюры, образец жалобы на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц — на странице 20.

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части по следующим основаниям:

1) жалоба (апелляционная жалоба) не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба (апелляционная жалоба) подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;

4) ранее подавалась жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части.

О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу).

Обратите внимание! Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой (апелляционной жалобой) в сроки, установленные налоговым законодательством для ее подачи, за исключением случаев, когда жалоба уже подавалась по тем же основаниям или заявитель отзывал жалобу полностью или в части.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Подготовка и подача жалобы (апелляционной жалобы).

Жалоба (апелляционная жалоба) оформляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) до принятия по ней решения, может отозвать ее полностью или в части на основании письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. При этом отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

Апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в течение одного месяца со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение или иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), подается в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Этап 2. Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чьи документы, действия или бездействие обжалуются, который в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы (апелляционной жалобы) направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Этап 3. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом.

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Жалоба на иные решения налогового органа, а также действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Обратите внимание! Жалобу (апелляционную жалобу) и документы, представленные вместе с жалобой или в процессе ее рассмотрения, вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Решение налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Закон и порядок. Сроки рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) могут быть продлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении дополнительных документов лицом, ее подавшим.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

— оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

— отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

— отменяет решение налогового органа полностью или в части;

— отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

— признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Этап 4. Уведомление лица о принятом вышестоящим налоговым органом решении по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Этап 5. Исполнение или обжалование принятого вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) вступает в силу со дня его принятия и подлежит исполнению.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения и (или) в суд в соответствии с процессуальным законодательством.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, www.audit-it.ru, mvf.klerk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector