+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Нормируемые расходы для целей налогообложения прибыли

Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2012, N 2

Расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. Если нормируемые затраты полностью учитываются в расходах, то затраты сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка по прибыли. Рассмотрим особенности налогового учета таких расходов, сложные вопросы и связанную с этим судебную практику по налоговым спорам.

К нормируемым относятся расходы на рекламу, подготовку кадров, представительские расходы, компенсации, связанные с использованием личного транспорта работников банка, расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. Рассмотрим особенности их налогового учета.

Расходы на рекламу

Для целей налогообложения прибыли расходы на рекламу товаров (работ, услуг) и деятельности налогоплательщика, а также товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Что касается расходов налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходов на иные, не указанные выше виды рекламы, то они признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. То есть при расчете нормативной величины рекламных расходов следует учитывать выручку от реализации без НДС.

Анализ названных норм НК РФ позволяет прийти к выводу, что состав ненормируемых рекламных расходов является исчерпывающим в отличие от нормируемых рекламных расходов, перечень которых может быть значительно расширен.

Для предотвращения спорных ситуаций в вопросе признания расходов на рекламу банкам необходимо руководствоваться положениями Закона N 38-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 273 НК РФ организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу. Банки, напротив, используют порядок признания расходов методом начисления, что предполагает их признание для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

На основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ для организаций, использующих метод начисления, датой осуществления расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, в том числе по изготовлению рекламных носителей информации, признается или дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, или последнее число отчетного (налогового) периода. Однако поскольку ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой признает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то признать расходы в качестве рекламных банк может только после распространения рекламы (после выхода телепрограммы или радиопередачи, выпуска периодического печатного издания, установления рекламных конструкций и т.д.).

В такой ситуации банку целесообразно вести раздельный учет нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу. Если по окончании отчетного (налогового) периода нормируемые рекламные расходы банка превысят предельный размер (1% выручки от реализации), то для целей налогообложения прибыли сверхнормативные рекламные расходы относятся к расходам, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли на основании п. 44 ст. 270 НК РФ.

Примечание. Признать расходы на распространение информации о своей деятельности в качестве рекламных расходов банк может только после свершившегося факта выхода телепрограммы, периодического печатного издания, размещения наружной рекламы и пр.

Представительские расходы

Состав представительских расходов и порядок их принятия к налоговому учету установлены ст. 264 НК РФ. Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.

Как предусматривает п. 2 ст. 264 НК РФ, к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. Это расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 264 НК РФ речь идет только об официальном приеме.

Так как в качестве участников переговоров, помимо официальных лиц организации, НК РФ предусматривает только представителей других организаций, то, исходя из этого, можно предположить, что при проведении переговоров с физическими лицами нет оснований признать соответствующие затраты представительскими расходами.

Примечание. В разъяснениях в 2005 г. Минфин России не счел возможным включать в расходы банка затраты на питьевую воду, чай, кофе и сладости, предлагаемые физическим лицам — клиентам банка в ходе переговоров, но в 2009 г. изменил свое мнение.

Судами нижестоящих инстанций было установлено, что факт несения налогоплательщиком представительских расходов на приобретение конфет подтвержден первичными учетными документами: товарными накладными, счетами-фактурами, сертификатом соответствия, карточкой аналитического учета к бухгалтерскому счету по учету общехозяйственных расходов, платежными поручениями. Исследовав документы, подтверждающие приобретение товара, в совокупности с иными обстоятельствами деятельности налогоплательщика, суды нижестоящих инстанций, по мнению вышестоящего суда, правомерно признали их достаточными для признания правомерности отнесения понесенных затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Расходы, связанные с использованием служебного транспорта банка, а также личного транспорта работников

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иного). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов признаются в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Это интересно:  Профессиональный налоговый вычет для ип

Нормы расходов на эти цели установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее — Постановление N 92).

Пункт 1 Постановления N 92 устанавливает следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

  1. по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 руб. в месяц;
  2. по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 руб. в месяц;
  3. по мотоциклам — 600 руб. в месяц.

Датой осуществления расходов в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей признается дата перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) банка (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если, используя личные легковые автомобили и мотоциклы работников, банк заключает договор аренды транспортного средства, компенсация, предусмотренная Постановлением N 92, не выплачивается.

Исходя из определения договора аренды (ст. 606 ГК РФ), одним из существенных его условий является плата, предоставляемая арендатором арендодателю за предоставление последним имущества во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендная плата, в свою очередь, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Приобретение ГСМ и запасных частей для служебных автомобилей учитывается в составе материальных расходов.

Если у банка нет собственного гаража для служебных автомашин, возникает необходимость либо арендовать гараж у других организаций, либо пользоваться услугами платных автостоянок. На аренду гаражей у других организаций или аренду земельных участков, используемых под автостоянки, необходимо заключить договор. В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.

Если банк пользуется услугами платных автостоянок, оплата производится наличными через подотчетное лицо. Выдача наличных денежных средств подотчетному лицу из кассы осуществляется в соответствии с правилами бухучета согласно Положению Банка России от 24.04.2008 N 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Приказ руководства банка и авансовый отчет подотчетного лица служат оправдательными документами при отнесении расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Расходы по оплате услуг платных автостоянок при наличии оформленных в соответствии с требованиями бухгалтерского учета первичных подтверждающих документов (кассовых чеков, авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) банк может отнести в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного автотранспорта.

Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам

Расходами, нормируемыми в целях налогообложения прибыли, для банков являются также расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. Согласно п. 3 ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Причем банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. При этом в отношении суммы создаваемого резерва по сомнительным долгам п. 4 ст. 266 НК РФ установлено общее правило — она не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, — и специальное для банков правило — указанная сумма не может превышать 10% от суммы доходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов.

Как предусматривает п. 1 ст. 266 НК РФ, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

УФНС России по г. Москве в Письме от 11.08.2011 N 16-15/078992@ разъясняет порядок определения банком суммы резерва по сомнительным долгам: банки формируют резерв по сомнительным долгам по результатам инвентаризации задолженности по кредитам на последнее число отчетного (налогового) периода. Если на указанную дату при наличии просроченной задолженности по процентам обеспечение отсутствует, банк имеет право создавать резерв по сомнительным долгам.

Командировочные расходы

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, в частности:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере и за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
  • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
  • суточные или полевое довольствие;
  • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и на иные аналогичные платежи и сборы.

До 2009 г. из указанного перечня командировочных расходов нормированию подлежали суточные и полевое довольствие. Нормы расходов организаций на их выплату, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплаты суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее — Постановление N 93).

Выводы. Определяя порядок включения расходов в налоговую базу по налогу на прибыль, НК РФ устанавливает нормирование в отношении некоторых из них: представительских и рекламных расходов, компенсаций за использование личных автомобилей, затрат на подготовку кадров, расходов на формирование резервов по сомнительным долгам. И если в пределах рассмотренных норм указанные расходы в целях налогообложения учитываются, то суммы превышения лимита по нормируемым затратам увеличивают налогооблагаемую базу банка.

Нормируемые расходы

Не все расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль, принимаются в размере фактических затрат. Некоторые из них уменьшают налоговую базу только в пределах нормативов. К нормируемым расходам по налогу на прибыль можно, в частности, отнести:

  • расходы на добровольное страхование работников (п. 16 ст. 255 НК РФ);
  • расходы на НИОКР (ст. 262 НК РФ);
  • представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на создание резервов по сомнительным долгам (п. 4 ст. 266 НК РФ);
  • расходы на формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ);
  • расходы в виде процентов по долговым обязательствам по контролируемым сделкам и контролируемой задолженности (ст. 269 НК РФ);
  • расходы на создание резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ).
Это интересно:  Закон о налоговых льготах для пенсионеров

Указанные выше расходы нормируются в соответствии с порядком, предусмотренным в НК. Существуют и отдельные виды затрат, учитываемые по нормативу, который устанавливается иными нормативными актами.

Так, к примеру, в составе материальных расходов учитываются потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке МПЗ в пределах норм естественной убыли. Эти нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 №814.

Рекламные расходы: нормируемые и ненормируемые

Расходы на рекламу – это затраты на распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств информации, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ ).

НК в целях расчета налога на прибыль подразделят расходы на рекламу на те, которые учитываются в размере фактических сумм, и те, которые принимаются только по нормативу (нормируемые расходы).

Ненормируемые рекламные расходы

К рекламным расходам, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль по налогу на прибыль в размере фактических затрат, относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):

  • расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, а также на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.

Нормируемые рекламные расходы в 2019 году

В состав нормируемых расходов на рекламу относятся все иные расходы на рекламу, не перечисленные выше, включая затраты на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний.

Предельный размер нормируемых расходов на рекламу

Нормируемые расходы на рекламу, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, учитываются в размере не более 1% выручки от реализации, которая определяется по правилам ст. 249 НК РФ.

Нормируемые расходы для целей налогообложения прибыли

К нормируемым относятся следующие расходы.

  • 1. Потери и недостачи товарно-материальных ценностей. Пункт 7 ст. 254 НК РФ, содержащей перечень материальных расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, установлено, что к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются технологические потери, потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке (естественная убыль) товарно-материальных ценностей обусловлены физико-химическими характеристиками этих ценностей. К естественной убыли не относятся потери ценностей при хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации и повреждением тары.
  • 2. Командировочные расходы относятся на расходы, учитываемые при налогообложении, если они обусловлены производственной необходимостью. К ним относятся затраты:
    • o на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
    • o наем жилого помещения и оплата дополнительных услуг, оказываемых гостиницей (связь, сейфовая ячейка и т.д.);
    • o оформление и выдача виз, паспортов, приглашений и иных документов;
    • o суточные в пределах норм, утверждаемых локальным приказом руководителя организации;
    • o прочие расходы (пользование в поездах постельным бельем, услугами носильщика, камерой хранения, залом ожидания).

День приезда и день отъезда рассматриваются как два дня независимо от времени отправления (прибытия).

  • 3. Расходы на компенсацию работникам использования для служебных поездок личных автомобилей и мотоциклов включаются в налоговую базу в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ № 92 от 08.02.2002. При этом в нормах учтено возмещение затрат по эксплуатации, а именно: сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт. Размер компенсации может зависеть от интенсивности использования личного автомобиля для служебных поездок. Однако правительственные нормативы дифференцируются только в зависимости от рабочего объема двигателя, например: до 2000 куб. см — 1200 рублей в месяц, свыше 2000 куб. см — 1500 руб. в месяц, мотоциклы — 600 руб. в месяц.
  • 4. Представительские расходы — это затраты организации по официальному приему и обслуживанию как отечественных, так и иностранных представителей, прибывших в целях установления и поддержания взаимовыгодных отношений, а также участников заседаний совета директоров. В протоколе встречи должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи, приглашенные лица, участники со стороны организации, величина расходов. К представительским расходам не относятся расходы по организации развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболевания.

В течение отчетного (налогового) периода представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов на оплату труда за этот же период.

5. Расходы на рекламу производимых или реализуемых товаров, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с целью получения коммерческого результата законодательством нормированию не предусмотрены. Однако расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов и подарков во время проведения массовых рекламных компаний, а также на иные не указанные виды рекламы в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения принимаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (ст. 249 НК РФ).

К ненормируемым расходам на рекламу в частности относятся:

  • o расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети;
  • o расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • o расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • o суммы уценки товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
  • 6. Расходы па страхование имущества — это платежи по добровольному и обязательному страхованию.

Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. Если тарифы не утверждены, то расходы включаются в размере фактических затрат.

Расходы на добровольное страхование имущества также включаются в прочие расходы, но налоговым законодательством определены только следующие виды добровольного страхования имущества:

  • o средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованных;
  • o грузов;
  • o основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного производства;
  • o рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
  • o товарно-материальных запасов;
  • o ответственности за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено законодательством РФ;
  • o другие.
  • 7. Расходы по добровольному страхованию работников. Современные трудовые отношения и, соответственно, трудовые договора невозможны без такой существенной статьи затрат, как страхование. Страховые взносы в зависимости от видов страхования и назначения могут относиться к расходам на оплату труда и к прочим расходам.

К расходам на оплату труда в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ относятся страховые выплаты по договорам:

  • o долгосрочного страхования жизни, если такие договора заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этого срока не предусматривают страховых выплат в пользу застрахованного лица;
  • o пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;
  • o добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;
  • o добровольного личного страхования, заключаемым на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, уплачиваемых по данным договорам учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% суммы расходов на оплату труда.

Это интересно:  Как узнать какая система налогообложения у ооо

Другие виды добровольного страхования работников (жизни, безработицы и т.д.) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщикам медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда.

8. Проценты по долговым обязательствам.

Под долговыми обязательствами понимаются товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их составления.

При определении расходов, принимаемых к учету по долговым обязательствам, используется один из двух способов расчета предельного размера расходов, предусмотренный п. 1 ст. 269 НК РФ. Этот способ должен быть зафиксирован в учетной политике.

1. При применении первого способа используется средний уровень процентов по сопоставимым кредитам. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в одинаковой валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов (физических или юридических лиц), считаются несопоставимыми.

  • 2. При применении второго способа предельный размер процентов принимается равным ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза по долговым обязательствам в рублях или равным 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.
  • 3. В случае если заемщик — российская организация имеет задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией (заимодавец), которая владеет (прямо или косвенно) более чем 20% уставного (складочного) капитала заемщика — российской организации, или российская организация, признается аффилированным лицом указанной иностранной организации, то к расходам в целях налогообложения, принимается часть фактически начисленных процентов, рассчитываемых в следующем в порядке:
    • o налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления непогашенной контролируемой задолженности на размер собственного капитала, соответствующей доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном капитале российской организации, и деления полученного результата на три.

При определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам.

  • 9. Расходы па приобретение права на земельные участки подразделяются на:
    • o приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках;
    • o приобретение права, на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды.

По выбору налогоплательщика эти расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке: инвентаризация нормируемый социальный налог

  • 1) сумма расходов признается равномерно в течение срока, который не должен быть менее пяти лет, либо признается расходами в размере, не превышающем 30% исчисленной налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения. Для расчета предельных размеров расходов, налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов на приобретение права на земельные участки. Если земельные участки приобретаются на условиях рассрочки, срок которой превышает 5 лет, то такие расходы признаются равномерно в течение срока, установленного договором;
  • 2) сумма расходов на приобретение права на земельные участки подлежит включению в состав прочих расходов с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права. Если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит государственной регистрации, то расходы на приобретение права аренды признаются расходами равномерно в течение срока действия этого договора аренды.
  • 10. Расходы при реализации товаров или имущественных прав.

В соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ при реализации товаров или имущественных прав организация имеет право при получении отрицательного результата (расходы, связанные с реализацией превышают доходы от этой реализации) включать в состав прочих расходов сумму полученного убытка равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком использования этого имущества.

Нормируемые расходы

Нормируемые расходы

Похожие публикации

Утвержденные нормируемые расходы по налогу на прибыль в 2017 г. регламентируются главой 25 НК. Если затраты организации попадают в определенный перечень, налогоплательщик должен уменьшить налогооблагаемую прибыль не на всю сумму издержек, а только в установленных пределах. Разберемся, что такое нормируемые расходы и какие нормативы существуют для отдельных видов затрат.

Нормируемые расходы по налогу на прибыль 2017

Список таких расходов разбросан по всей 25-ой главе НК. При определении лимитов необходимо также руководствоваться прочими нормативно-правовыми документами. Для примера, при списании материальных затрат учитываются нормы по естественной убыли от транспортировки либо хранения матценностей по постановлению № 814 от 12.11.02 г.

Нормируемые расходы в части налогообложения по прибыли включают:

  • Суммы, потраченные работодателями на ДМС персонала (п. 16 ст. 255) – не более 6 % от общих расходов по оплате за труд.
  • Потери при транспортировке, хранении МПЗ (подп. 2 п. 7 ст. 254) – в пределах утвержденных норм естественной убыли.
  • Суммы взносов на накопительную часть пенсии по договорам долгосрочного характера, добровольным договорам пенсионного страхования и/или НПО (п. 16 ст. 255) – не более 12 % от совокупных расходов по оплате за труд.
  • Затраты на НИОКР (ст. 262).
  • Представительские издержки (п. 2 ст. 264) – не более 4 % от расходов предприятия по оплате за труд за соответствующий период (отчетный или налоговый).
  • Проценты по заемным обязательствам – рублевые и валютные нормативы установлены в ст. 269.
  • Нормируемые расходы на рекламу (п. 4 ст. 264) – о видах затрат речь ниже.
  • Отчисления по созданию резервов в части сомнительных долгов (п. 4 ст. 266) – не более 10 % от выручки за прошлый налоговый или текущий отчетный период (по большему показателю).
  • Затраты на образование гарантийных резервов (ст. 267).
  • Затраты на образование резервов для ремонта ОС (ст. 324).
  • Прочие расходы по глав. 25.

Обратите внимание! Значение нормативов может быть выражено в виде фиксированных сумм (к примеру, при выплате компенсаций сотрудникам за использование в рабочих целях личного авто) или в виде процентов от определенного показателя (выручки или ФОТ).

Рекламные расходы – нормируемые и ненормируемые в 2017 году

Рекламные расходы, нормируемые и ненормируемые – это, по ст. 3 Закона № 38-ФЗ от 13.03.06 г., издержки предприятия на распространение в любом виде и любым способом, через любые средства информации для неопределенных лиц в целях привлечения внимания к объекту и ради продвижения его в рыночных условиях. При налогообложении подобные затраты могут нормироваться, то есть браться в расходы по утвержденным нормативам, или не нормироваться, то есть относиться на издержки в полной фактической сумме.

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, studwood.ru, spmag.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector