Плательщиками земельного налога являются

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются:

· нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса РФ» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.

На основании пункта 1 Инструкции № 56, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Определение этих понятий дает пункт 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ:

· собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

· землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

· землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Обращаем Ваше внимание, что плательщиками налога на землю являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (Глава 26.2. НК РФ), плательщики единого сельхозналога (Глава 26.1. НК РФ), плательщики единого налога на вмененный доход (Глава 26.3. НК РФ).

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

В частности объектами налогообложения являются:

— земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, иным коммерческим и некоммерческим организациям, подразделениям научно-исследовательских организаций, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, а также иным организациям для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;

— земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства;

— земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам и их объединениям для ведения садоводства, животноводства, огородничества и дачного строительства;

— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, используемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации, расположенных на этих землях соответствующих объектов;

— земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, используемые для обеспечения деятельности соответствующих организаций;

— земли для обеспечения космической деятельности;

— земли рекреационного назначения, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, в состав которых входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты;

— земли лесного и водного фондов.

Налогоплательщикам следует помнить, что они становятся обладателями вышеперечисленных прав на земельные участки лишь после их государственной регистрации, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Таким образом, датой возникновения у организации или физического лица прав на земельный участок следует считать дату внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для исчисления земельного налога федеральным законодательством определены две предельные величины налоговых ставок в размере:

0,3 процента от налоговой базы в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Однако конкретные налоговые ставки по каждому муниципальному образованию устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. С ними можно ознакомиться в финансовых, налоговых органах. А также в администрациях СМС.

Льготы по налогу

В разделе II Инструкции № 56 подробно рассмотрен порядок их применения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители должны в первую очередь обратить внимание, что от уплаты налога на землю освобождаются:

научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.

Это интересно:  От каких налогов освобождены пенсионеры в 2019

граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Налог на землю взимается на всей территории России. При этом органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации РФ предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

В случае возникновения в течение года у налогоплательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

Пунктом 29 Инструкции № 56 установлены сроки уплаты организациями и физическими лицами земельного налога равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Плательщиками земельного налога являются

Земельный налог является местным налогом, устанавливается главой 31 Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ.

При этом представительные органы муниципальных образований могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налогоплательщики. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

земельные участки лесного фонда;

земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января каждого года.

Налогоплательщики-организации и налогоплательщики-индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами.

героев Советского Союза, героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

инвалидов с детства;

ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.

Налоговый период — календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и предпринимателей, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков: Освобождаются от налогообложения:

организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

организации — резиденты особой экономической зоны в отношении земельных участков расположенных в этой зоне;

религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

физические лица относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

Это интересно:  Лист 03 декларации по налогу на прибыль

научные организации — в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной деятельности.

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Порядок уплаты налога. Налог подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Плательщиками земельного налога являются

Количество полных месяцев владения участком в году

Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.

В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

Льготы по земельному налогу

Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

Расчет и оплата земельного налога

Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

  • установлены отчетные периоды,
  • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

Авансовый платеж по
земельному налогу

По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

Сумма земельного налога к уплате за год

Сумма земельного налога за год

Сумма авансовых платежей

Срок уплаты авансовых платежей и налога за год устанавливает местными органами власти.

Срок уплаты налога за год — не ранее 1 февраля следующего года

Декларация по земельному налогу

Организации – владельцы земельных участков по истечении года обязаны сдать в налоговый орган декларацию. При наличии льготы налог платить не нужно, но декларацию следует представить.

Формы налоговой декларации по земельному налогу:

Срок предоставления декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2017 год необходимо сдать до 1 февраля 2018 года.

Декларация представляется в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если у компании несколько участков в нескольких городах и они подконтрольны разным налоговым инспекциям, то декларации нужно сдать в каждую из них.

Декларацию можно представить лично, по почте или в электронном виде.

Для отправки отчетности через интернет советуем приобрести ЭЦП в Удостоверяющем Центре ЦБУ. ЭЦП можно использовать в течение года для сдачи отчетности по электронным каналам связи в Налоговые органы, Пенсионный фонд (ПФР), Фонд Социального Страхования (ФСС), Росстат и т.д.

Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

Чиновники обязаны рассчитать налог и направить землевладельцу налоговое уведомление. В уведомлении указывается размер налога, кадастровый номер и местонахождение участка, срок оплаты и т.д.

Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2016 год земельный налог нужно оплатить до 1 декабря 2017 года.

За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

Можно ли уменьшить земельный налог?

1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.

2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.

3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

Кто признается плательщиком земельного налога?

Плательщики земельного налога — это лица, владеющие или пользующиеся земельными участками на определенных законом условиях. Как устанавливаются налоговые ставки для плательщиков земельного налога и кто определяет перечень льготных категорий, читайте в материале.

Как устанавливаются налоговые ставки и список налогоплательщиков

Земельный налог является налогом, поступающим в местные бюджеты. Законодательная база по нему изложена в главе 31 НК РФ. В частности, местным властям дается право на принятие собственных нормативных актов по земельному налогу, где им разрешено:

  • Определять ставки налога и распределять их по категориям. При этом предельные значения налоговых ставок не должны выходить за рамки, установленные федеральным центром.
  • Устанавливать порядок внесения в бюджет земельного налога, а также сроки, в которые должен уложиться налогоплательщик при уплате. Как и для ставок налога, здесь тоже существуют рамки, за которые выходить местным законодателям не разрешается.
  • Добавлять к уже существующим в НК РФ новые налоговые льготы, которые будут признаны целесообразными для конкретного муниципалитета.
Это интересно:  Льготы по уплате транспортного налога для пенсионеров

Кто платит земельный налог

Налогоплательщиками земельного налога являются, по нормам, изложенным в п. 1 ст. 388 НК РФ, организации или физлица, обладающие земельными участками, которые считаются объектами обложения. Из практики известно, что владение землей может осуществляться на следующих правах:

  • на праве собственности — причем не важно, полностью владеет он землей, в некоей доле или использует совместно с другими лицами;
  • на праве бессрочного владения земельным участком;
  • на праве пожизненного владения при получении земли в наследство.

Если земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование, то по нормам п. 2 ст. 388 НК РФ земельный налог не платится.

Есть особенности в распределении налогового бремени при совместной или долевой собственности. Поясним, что здесь имеется в виду.

  • Если наличествует совместная собственность, то плательщикам земельного налога следует распределить платеж равными частями между всеми пользователями земли.
  • Если собственность долевая, то уплата налога каждым собственником осуществляется в прямой пропорции к размеру его доли.

Формулируя понятие земельных объектов налогообложения, НК РФ использует метод исключения. То есть согласно ст. 389 НК РФ к таковым относятся все земельные участки, находящиеся в конкретной местности, за исключением следующей земли:

  • выведенной из оборота полностью или частично;
  • участков леса, где ведется заготовка древесины;
  • участков, находящихся под многоквартирными домами.

Может так случиться, что плательщиками земельного налога являются лица, имеющие землю сразу в нескольких регионах. В таких обстоятельствах платить земельный налог придется в каждом регионе и по тем ставкам и срокам, которые действуют. Естественно, налог рассчитывается от площади участка, расположенного на той или иной административной территории.

За какими налогоплательщиками земельного налога признаются льготы

Налоговое законодательство предусматривает несколько видов льгот по земельному налогу. Перечень, который предусмотрен федеральным центром, указан в ст. 395 НК РФ. Льготы становятся возможны, если выполняются следующие условия общего характера:

  • участок предоставляется для назначенных целей и только в этих рамках и используется;
  • наличествуют документы, подтверждающие право на преференции.

Если говорить о целевом использовании участков как условии для предоставления льгот, то налог не платится на земле, отведенной:

  • учреждениям, работающим в системе уголовно-исполнительного производства;
  • для автомобильных дорог федерального и местного значения;
  • под религиозные здания и сооружения;
  • для общественных организаций инвалидов;
  • для народных художественных промыслов;
  • под экономические зоны, имеющие инвестиционное значение;
  • для нужд центра «Сколково».

Однако внутри этого списка установлены некоторые ограничения. Так, например, плательщики земельного налога, обслуживающие нужды инвалидов, получат льготы, если выполнят условия следующего рода:

  • если речь идет об общественной организации, то ней численность инвалидов должна быть более 80%;
  • учреждения, полностью принадлежащие организациям инвалидов, должны работать в сфере оказания помощи людям, имеющим инвалидность (защита и реабилитация);
  • если подразумевается компания, в которой уставный капитал сформирован общественными организациями инвалидов, то в свою очередь:
    • сотрудники-инвалиды должны иметь долю в штате более 50%;
    • доля их оплаты труда в общем объеме заработной платы должна быть больше чем 25%;
    • отведенная земля используется для целей, не связанных с производством товаров, облагаемых акцизами, а также здесь не должны оказываться услуги брокерского или посреднического характера.

Льготы для различных экономических зон установлены по срокам действия. Так:

  • компании, занимающиеся судостроением в особой зоне, имеют право пользоваться льготами 10 лет с момента, когда прошла регистрация в качестве резидента РФ;
  • иные резиденты особых зон вправе пользоваться льготами только 5 лет с того месяца, когда получено право на использование земельного участка;
  • участники свободной экономической зоны будут пользоваться преференциями лишь 3 года с того месяца, когда получено право на использование земельного участка

Список преференций разрешено продлевать, и делать это вправе местные законодатели.

В каких случаях льготниками являются физлица

Для физических лиц на федеральном уровне установлено полное освобождение от земельного налога — в отношении малочисленного коренного населения, при условии что это население не будет менять традиционного образа жизни.

Муниципальным законодателям предоставлено право увеличивать эту сумму, им же разрешается расширять список категорий граждан, которым может быть предоставлена такая льгота.

ВАЖНО! Льгота будет предоставлена лишь по предъявлении подтверждающих документов. Сроки подачи этих бумаг, как и правила оформления, регулируются местными нормативными актами. Однако выходить за рамки 1 февраля года, идущего за расчетным, запрещается.

Земельный налог является местным бюджетным платежом. То есть федеральное законодательство устанавливает общие рамки налоговых ставок и правила предоставления льгот, а муниципалитеты конкретизируют и ставки, и льготные категории организаций и физлиц, являющихся плательщиками земельного налога.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, cbu23.ru, okbuh.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий