+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вопрос по налогообложению доходов от инвестиционной деятельности

Анализируя сложившийся в России инвестиционный климат, следует учитывать, что одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность страны для инвесторов, является система налогообложения.

В целом на принятие инвестиционного решения оказывают влияние как налоговые, так и неналоговые факторы, при помощи которых осуществляется сравнение потенциальной прибыли от инвестиций и риска, который может наступить в результате применения действующего законодательства либо его изменения.

Можно выделить следующие налоговые факторы, влияющие на этот процесс.

1. Предсказуемость налогового законодательства.

Важной проблемой является не только отсутствие в налоговом законодательстве специальных льгот для инвесторов, но и отличительная черта современного российского налогообложения — его крайняя нестабильность и противоречивость. Поэтому необходимы гарантии стабильности налогового режима.

Основное условие, которое необходимо учитывать при совершенствовании и развитии законодательства об инвестиционной деятельности, — это предсказуемость экономической ситуации при ее осуществлении.

2. Ставка налога.

Она имеет значение при определении общего налогового бремени, а также учитывается при определении стратегии финансирования и налогового планирования компании инвестора.

3. База налогообложения.

Характеристики этой калькуляции могут оказывать серьезное воздействие на модель налогообложения различных компаний. Режим налогообложения различных доходов и расходов оказывает влияние на организацию их деятельности.

4. Таможенные пошлины.

Взимание таможенных пошлин с объектов инвестирования имеет определенную привлекательность, с точки зрения стран, нуждающихся в расширении источников доходов. Таможенные пошлины представляют собой непосредственный или легко управляемый источник дохода, однако они повышают стоимость инвестиций. Это увеличивает риск инвестирования в стране и повышает коэффициент окупаемости, необходимый для того, чтобы инвестиция была прибыльной.

Необходимо отметить, что в целях оптимизации инвестиционного климата в последние годы был принят пакет законодательных актов, среди которых — новые главы НК РФ, предусматривающие создание более благоприятного налогового режима деятельности инвесторов, а также порядок амортизации, предоставляющий широкие возможности ускоренного амортизационного списания машин и оборудования организациями, отнесения затрат на капитальный ремонт.

Становление современной налоговой системы в Российской Федерации, снижение ставки налога на прибыль, введение специальных налоговых режимов должно способствовать пополнению оборотных средств предприятий, увеличению доли инвестиций.

Налоговые льготы для инвестиционной деятельности

Одним важных факторов, влияющих на процесс инвестирования, являются льготы по различным налогам.

Вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В действующем НК РФ предусмотрен ряд норм, направленных на стимулирование инвестирования.

Объектами налогообложения НДС являются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).

Также в данной статье в пп. 7 установлено, что не подлежит налогообложению оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

Порядок и условия использования этой льготы установлен в пп. 4-7 ст. 149 НК РФ. Для реализации данной льготы НК РФ императивно предписывает налогоплательщику вести раздельный учет упомянутых выше операций.

Таким образом, операции по прямому инвестированию освобождены от налогообложения НДС.

Для инвесторов по налогу на прибыль могут представлять интерес такие льготы, как освобождение в соответствии со ст. 251 НК РФ доходов, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации; в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Согласно положениям ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения; в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, и другие средства.

По сути, в данной статье устанавливается значение понятия доход, учитываемый при определении налоговой базы». Это значение устанавливается путем исключения из категории «доход» отдельных видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций; доходов, подлежащих вычету из суммы валовых доходов организации).

Особая роль в стимулировании массового обновления производственного аппарата принадлежит налогу на имущество предприятий и организаций. Этот налог по своей экономической сути не просто плата в бюджет за пользование определенным имуществом, но и своего рода измеритель эффективности вложений в это имущество. Ставка налога на имущество уже несколько раз пересматривалась и постепенно росла.

К сожалению, налог на имущество на нынешнем этапе выступает в роли лишь «негативного» стимула. Он не обладает поощряющим эффектом в отношении инвестиций в создание новых фондов. Налог на имущество можно было бы превратить в дополнительный и эффективный импульс активизации инвестиционного процесса через четкое разграничение новых и уже существующих основных фондов. При этом ставки налога на имущество по новым фондам должны быть минимальными или даже нулевыми.

Важнейшим методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвестиционного налогового кредита.

Налоговое законодательство РФ определяет порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ст. 67 НК РФ):

проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Анализ легального определения данной формы изменения срока уплаты налога — инвестиционного налогового кредита позволяет указать на следующие признаки.

1. Кредит предоставляется:

только организациям при наличии предусмотренных законодательством о налогах и сборах оснований;

по налогу на прибыль (доход) организации либо по региональным и местным налогам; по другим видам налогов (например, по НДС) предоставлять его нельзя.

2. Кредит предполагает:

предоставление организации на определенный в договоре о кредите срок права уменьшать свои платежи по упомянутым налогам;

уменьшение платежей по налогу в пределах, определенных в таком договоре;

последующую (т.е. по истечении срока действия договора) уплату не только суммы самого предоставленного кредита, но и начисленных на нее процентов;

поэтапную уплату как суммы кредита, так и начисленных процентов;

независимо от числа договоров суммы уменьшений налоговых платежей в каждом отчетном периоде не могут превышать 50% соответствующих платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите за этот налоговый период.

3. Решения о предоставлении кредита принимаются:

по федеральным налогам и сборам — Федеральной налоговой службой, т.е. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов;

по региональным и местным налогам — налоговым органом по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований.

  • 4. Предоставление кредита по уплате сбора в ст. 66 НК РФ не предусмотрено.
  • 5. Срок предоставления кредита не может быть менее одного года. Максимальный срок — пять лет.
  • 6. В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены следующие условия:

порядок уменьшения налоговых платежей;

сумма кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;

срок действия договора;

начисляемые на сумму кредита проценты (в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России);

порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

условия реализации заинтересованной организацией в течение срока действия договора или передачи ею во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления кредита, либо запрет на такую реализацию или передачу;

Это интересно:  Льготы по транспортному налогу для ветеранов труда

сведения о документах на имущество, которое является предметом залога, либо о поручительстве;

действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

7. Контроль за исполнением налогоплательщиками условий, на которых с ними были заключены договоры о предоставлении налогового кредита, осуществляют налоговые органы, которые ведут учет налоговых кредитов, предоставленных уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с Приказом МНС России от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411 об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в налоговой системе РФ предусмотрено недостаточное количество льгот и преференций для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в материальное производство.

Как вести налоговый учёт инвестиций, чтобы не сесть в тюрягу?

Приветствую, дорогие друзья!

Любому успешному предпринимателю и инвестору приходиться рано или поздно познакомиться с налоговым учетом, особенно если он касается инвестиций. Поэтому каждому вкладчику важно знать все нюансы этого раздела, а в частности, что в себя включает налоговый учет инвестиций.

Естественно, когда вкладываем денежные средства во что-либо, взамен ожидаем некий доход. А нужно ли этот доход облагать налогом? — думаю, что отчасти придется. Если этого не делать, тогда можно реально попасть в тюрьму. Поэтому не стоит забывать о столь важном факторе, особенно если инвестиционные доходы переходят отметку свыше 500 долларов, оплатить и оптимизировать налоги своевременно, будет безошибочным шагом.

Что ж пришло время рассмотреть, какие важные налоги стоит оплатить инвестору.

Налоги с банковских депозитов

Если вы собираетесь открыть депозитный счет в коммерческом банке, эта информация особенно касается вас.

Конечно, неожиданно услышать, что и депозиты облагаются налогом. Это действительно так, но только те, которые удовлетворяют следующим условиям:

  • По валютным вкладам доход более 9% годовых
  • По рублёвым вкладам, те у которых ставка по депозиту на 5% более чем ставка рефенансирования ЦБ (Ценатрального Банка).

Согласно законодательству Российской Федерации, депозиты облагаются по высокой процентной ставки — 35%. Однако налог будет взиматься только лишь с доли процентов, указанных выше.

К примеру, депозитный договор составленный в национальной валюте (рублях) с коммерческим банком «Л» со ставкой 17% в год, тогда налог необходимо заплатить всего лишь – 1,5%, при этом любая банковская организация автоматически снимет средства для уплаты налога. Подобных банков с такими высокими процентными ставками – стоит остерегаться.

Налоги по ценным бумагам

Налогообложение – это важный аспект при выборе паевых и корпоративных инвестиционных фондах, так как они значительно влияют наконечную сумму дохода, в последствии которого получает вкладчик.

Налогообложение возникает от таких действий, как:

  • продажа ценных бумаг фонда иному индивиду – ставка 13% (кроме государственных и муниципальных ЦБ) При этом не учитывается инвестор сам приобрел эти акции или благодаря посредникам.
  • выкуп ценных бумаг внутри фонда
  • при выплате дивидендов. Уровень налоговой ставки будет зависит от того, куда были вложены средства: в отечественные организации 9%, или в зарубежные 15%.

Для не резидентов действует максимальная ставка 30%, однако уклониться от него лицо не сможет, так как брокер всегда выступает со стороны государства.

Недвижимость и налоги 2016 года

Недвижимость всегда привлекала инвесторов. Однако государство посчитало нужным ввести налогообложение в этой среде со ставкой 13% (если недвижимость приватизирована больше 3 лет). Важно учитывать тот фактор, что сумма налога учитывается только от продажи объекта, а не от всего инвестиционного дохода.

Если объекту менее трех лет, у вас есть возможность вычесть часть налога. Такая вычета бывает в двух формах, а именно:

  • когда государство дает скидку в размере одного миллиона рублей;
  • когда существуют законно обоснованные издержки на покупку того или иного объекта;

Не только продажа недвижимости облагается налогом, но и аренда. Конечно, мало кому захочется отдавать свои деньги государству, поэтому сделки зачастую оформляются устно. Либо заключается договор аренды сроком до 11 месяцев, так как от 12 месяцев платиться налог.

Налоги на инвестиции в интернете

Те, кто считают, что инвестиции в интернете не будут замечены налоговой– глубоко ошибаются.

В частности это касается МАМ и ПАММ – счета. Однако правительство до конца не доработало законодательные реформы касаясь в этой теме. Но все же, при таком положении любой вкладчик должен оплатить 13%. НО! Здесь много нюансов, на которых стоит обратить внимание:

  • Налог оплачивается только в том случае, если есть договор между лицами. Если такого документа не имеется, оплачивать нет нужды.
  • Если общая сумма выведенных денег меньше, чем общая сумма инвестиций. Соответственно если средства находятся внутри сервиса, а не на счете, они не имеют свою ценность, то есть не являются частью дохода.
  • Если брокер отправил перевод денег со своего личного счета, а не от приватной организации. В этом случае, о налоге никакой речи и быт не может, ведь по законодательству переводы между индивидуальными счетами не облагаются налогом.

Если уважаемые читатели вы хотите сделать инвестирование своим основным заработком, советую оформить регистрацию индивидуального предпринимателя желательно с упрощенной системой налогообложения для того, чтобы не узаконить свою деятельность и не волноваться.

Но, при всём при этом если у вас сумма дохода от инвестиций не превышает 30 тыс. рублей в месяц, то и налоговый вы не интересны, хотя…. Кто платит налоги спит более спокойно, чем тот, кто от них бегает

Стоит или нет платить налоги от инвестиционной деятельности? – можете ответить в комментариях или обсудить эту тему с вашими знакомыми, просто нажмите «поделиться с друзьями».

И ещё один интересный вопрос, а кто-нибудь из моих читателей платит налоги от инвестиционной деятельности? Жду ответы в комментариях, на оба вопроса

Посмотрите весёлый видео ролик (мультик от USB), смотрите до конца это весело:

Немного отдохнули, ну тогда до новых встреч

22 Вопрос Налогообложение инвестиционной деятельности

Одним их факторов, воздействующих на формирование инвестиционного портфеля, является уровень налогообложения доходов по отдельным финансовым инструментам. Если по доходам от акций ставка налогообложения является единой, то по государственным и муниципальным ценным бумагам могут устанавливаться налоговые льготы. Наличие таких налоговых льгот может создать достаточную мотивацию для включения соответствующих финансовых инструментов в состав формируемого портфеля, формирования таких разновидностей фондовых портфелей, как портфель ценных бумаг, освобожденных от налога, портфель государственных и муниципальных ценных бумаг.

Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:

1) по налогу на прибыль; 2) налогу на имущество; 3) транспортному налогу; 4) налогу на операции с ценными бумагами; 5) акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время – практически повсеместно и с большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:

1) размера инвестиций; 2) рода деятельности субъекта; 3) длительности предоставления льгот;

4) целевого назначения инвестиций.

Налоговые льготы на примере Липецкой области

Трехуровневая система инвестиционного и экономического развития Липецкой области

1 уровень Особая экономическая зона федерального уровня «Липецк»

-снижение ставки по налогу на прибыль:

до 0% сроком на 5 -7 лет;

до 5 % сроком на 5 лет;

до 13,5 % до 2055 года;

-освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет;

-освобождение от уплаты земельного налога сроком на 5 лет;

-освобождение от уплаты транспортного налога сроком на 10 лет;

-размер арендной платы за земельные участки не превышает 2% их кадастровой стоимости в год

2 уровень Особые экономические зоны регионального уровня

-понижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций на 4,5 процентных пункта сроком на 5 лет, а в случае выпуска экспортоориентированной и (или) импортозамещающей продукции — сроком на 7 лет;

-освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 7 лет;

-освобождение от уплаты транспортного налога в сроком на 10 лет;

-размер арендной платы за земельные участки составляет 0,01-0,6% их кадастровой стоимости в год

3 уровень Индустриальные парки

-освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 7 лет резидентов и снижение ставки до 1,1% для управляющих компаний сроком на 5 лет;

-освобождение от транспортного налога резидентов на 5 лет;

-понижение ставки по налогу на прибыль на 4,5 процентных пункта сроком на 5 лет для резидентов и управляющих компаний;

Это интересно:  Возврат налога по ипотеке 2019

-льготы по арендной плате

37. традиционные методы оценки инвестиций

Используют два метода:1)срок окупаемости инвестицийобщая формула расчета показателяРР имеет вид: PP=min n прикотором сумма чистых денжных доходов больше суммы денежных затрат. 2) простая норма прибыли ARR =чистая прибыль/суммы денежных затрат.

41.сравнительная характеристика критериев npv и irr/

Npv- чистая текущая стоимость = .если больше нуля то проект следует принять. Чистая текущая стоимость отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала в случае принятия проекта. Недостаткиnpv:1)не является абсолютным критерием при+выборе мд проектом с большим первоночальными издержками и проектом с меньшими издержками при одинаковой величине чистых наст.стоимости.+ выбор мдпроектом с большей чистой настоящей стоимостью и длительным периодом окупаемостью и проектом с меньшей чистой соимостьюи коротким сроком окупаемости.2)не позволяет судить о пороге рентабельности и запасе финн.прочности проекта.

IRR- внутренняя норма доходности. –понимается значение ко-та при котором npv=0. Внутренняя норма доходности показывает ожидаемую доходность проекта и и максимально допустимый уровень расходов.так как IRR рассчитывается в % то более удобен для применения, тк относительные величины легче поддаются интерпритации. Недостатки IRR:1)нереалистичные предположения о ставке реинвестирования 2) возможность существования нескольких значений 3)сильно чувствителен к структуре потоков, платежей. 4)невсегда позволяет оцениь взаимоисключающие пороекты

Налогообложение в инвестиционной деятельности

«Законодательство и экономика», 2005, N 7

Кандидат юридических наук, член Российской Ассоциации международного права при Российской Академии наук В.А. Трапезников рассматривает налоговый режим инвестиционной деятельности в Российской Федерации, уделяя особое внимание существующим льготам.

Вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В действующем Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ) предусмотрен ряд норм, направленных на стимулирование инвестирования.

Рассмотрим основные налоги, уплачиваемые инвесторами, уделив особое внимание льготам, которые им предоставляются.

Налог на добавленную стоимость установлен в гл. 21 НК РФ. Это косвенный налог, при котором плательщик налога (лицо, вносящее платеж в бюджет) и носитель налога (лицо, несущее налоговое бремя) не совпадают в одном лице: плательщиком является предприятие, производящее продукцию, а носителем — потребитель.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектами налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы). В пп. 7 данной статьи установлено, что не подлежит налогообложению оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

Таким образом, операции по прямому инвестированию освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Статьей 150 НК РФ предусматривается, что не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Характеризуя правила п. 1 ст. 150, необходимо иметь в виду, что они (в отличие от правил ст. 149, посвященных освобождению от налогообложения НДС операций по реализации (передаче) товаров (работ, услуг), в основном производимых и реализуемых на территории РФ), во-первых, распространяются лишь на случаи освобождения от НДС операций по товарам (но не работам, услугам), во-вторых, устанавливают, что не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ (ее составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними). Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия располагает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Территория свободных таможенных зон и свободные склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ (хотя она и охватывается понятием «территория РФ»). Пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей РФ (ст. 3 Таможенного кодекса РФ, далее — ТК РФ). От НДС освобождается ввоз товаров, упомянутых в пп. 7 п. 1 ст. 150, для формирования уставного капитала хозяйственных обществ с участием иностранных инвесторов (т.е. ЗАО, ООО, ОАО, ОДО, дочерних, зависимых обществ); складочный капитал хозяйственных товариществ (т.е. полного или коммандитного товарищества) с участием иностранного инвестора.

Общая сумма налога применительно к этому налоговому периоду (ст. 166 НК РФ) должна быть уменьшена на все суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, в этот налоговый период и в отношении которых не применяются специальные ограничения (в частности, установленные ст. 170 НК РФ). Технически это делается с помощью налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ. Право на налоговые вычеты может возникать в силу разных обстоятельств. В частности, уплатив налог подрядным организациям при проведении ими капитального строительства или сборке (монтаже) основных средств, налогоплательщик вправе (на основании п. 6 ст. 171 НК РФ) предъявить к вычету эти суммы налога.

Точно так же налогоплательщик может предъявить к вычету суммы налога, уплаченные им при приобретении объектов незавершенного капитального строительства и товаров (работ, услуг), купленных им для выполнения строительно-монтажных работ, а также суммы налога, исчисленные им при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Все перечисленные суммы налога подлежат вычету после принятия на учет указанных объектов завершенного или незавершенного капитального строительства.

Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а также документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

В соответствии со ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 Кодекса.

Следующий налог, который также является косвенным, — акцизы. Правовое регулирование данного налога в России осуществляется на основании гл. 22 НК РФ.

Перечень подакцизных товаров установлен в ст. 181 НК РФ. Подакцизными товарами признаются спирт этиловый, алкогольная, табачная продукция, автомобильный бензин и т.д. В соответствии с п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизом признается передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

Представляется, что данная норма не согласуется с пп. 4 п. 3 ст. 38 НК РФ, в соответствии с которым передача имущества не признается реализацией товаров, работ или услуг, если носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

Под инвестиционной следует понимать такую передачу товаров, результатов работ или оказания услуг, которая не предполагает получения от него непосредственного встречного имущественного предоставления, а предназначена для осуществления принимающим инвестиции лицом определенной деятельности, в результате которой инвестор получает соответствующую своим инвестициям долю прибыли.

Таким образом, в соответствии со ст. 39 НК РФ не подпадает под легальное определение реализации товаров, работ, услуг передача имущества в качестве:

вклада в складочный капитал полного товарищества;

вклада в складочный капитал коммандитного товарищества;

вклада в уставный капитал АО, ООО, ОДО;

вклада в простое товарищество (ст. ст. 1041, 1042 ГК РФ). Простое товарищество не является юридическим лицом. Внесенное участниками простого товарищества имущество (которым последние обладали на праве собственности), а также произведенная в результате совместной деятельности продукция, плоды и доходы признаются общей долевой собственностью;

внесение паевого взноса членами производственного кооператива.

С учетом того, что перечень форм передачи имущества, имеющих инвестиционный характер, — открытый, любые иные инвестиционные вклады не подпадают под признаки реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Как поступить в таком случае налогоплательщику? Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь иметь в виду, что в части первой НК РФ установлены общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Для того чтобы не повторять печальную практику прошлых лет (когда многочисленные акты в области налогообложения противоречили друг другу, вводились «задним числом»), законодатель включил в ст. 3 НК РФ п. п. 6 и 7, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах должны быть точно сформулированы. Это означает, что указанные акты должны быть текстуально выверены, не содержать внутренних противоречий, двусмысленности. Критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога исходя из содержания акта точно установить следующие обстоятельства: вид подлежащего уплате налога, его размер, срок и порядок уплаты. В пользу плательщика следует толковать все сомнения, порождаемые в ходе практической реализации актов законодательства о налогах и сборах. В данном случае эти сомнения относятся к определению базы налогообложения.

Это интересно:  Несвоевременная уплата ндфл пояснения в налоговую

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст. ст. 38 и 39 Кодекса.

В данном случае значение специального правового термина «операции, которые не признаются реализацией товаров, работ или услуг» нормативно определено. Рассматривая законность п. 1 ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в части введения в перечень региональных налогов налога с продаж, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 января 2001 г. N 2-П указал, что, устанавливая региональный налог с продаж, федеральный законодатель был обязан определенно и непротиворечиво закрепить объект налогообложения. Вместо этого он ввел ряд дополнительных признаков для его обозначения, используя, в частности, неопределенные понятия, которые не имеют юридического содержания и различно толкуются при применении оспариваемых норм указанного Закона: «реализация товаров (работ, услуг) оптом», «дорогостоящие товары», «товары и услуги не первой необходимости», «товары первой необходимости». Законодатель не предусмотрел какие-либо критерии для их определения, а также произвольно перечислил лишь некоторые товары (работы, услуги), реализация которых подлежит обложению налогом с продаж, и тем самым отказался от установления четких параметров объекта налогообложения.

Поэтому если в Общей части НК РФ существует нормативное определение термина «объект налогообложения», то и следует его использовать именно в этом значении. В ст. 39 Кодекса закреплено императивное предписание, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если она носит инвестиционный характер. Следовательно, операции с подакцизными товарами, носящие инвестиционный характер, не являются объектами налогообложения в контексте положений пп. 10 п. 2 ст. 182 НК РФ.

Налог на прибыль регулируется гл. 25 НК РФ. По данному налогу объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом в Кодексе установлен различный порядок определения прибыли для целей взимания налога для каждой категории налогоплательщиков:

  1. для российских организаций — это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
  2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
  3. для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Для инвесторов могут представлять интерес такие льготы, как освобождение в соответствии со ст. 251 НК РФ доходов, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации или имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), произведенных в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Судебная практика твердо стоит на позиции, что доходы в виде имущества, полученного организацией в качестве взноса (вклада) в уставный капитал, не участвуют в формировании налоговой базы.

Согласно положениям ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения; в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения и другие средства.

По сути, в данной статье устанавливается значение понятия «доход, учитываемый при определении налоговой базы» путем исключения из категории «доход» отдельных видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций; подлежащих вычету из суммы валовых доходов организации).

Важнейшим методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвестиционного налогового кредита.

Налоговое законодательство РФ определяет порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ст. 67 НК РФ):

  1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  2. осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, новых видов сырья или материалов;
  3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Анализ легального определения данной формы изменения срока уплаты налога — инвестиционного налогового кредита позволяет указать на следующие признаки:

а) кредит предоставляется:

только организациям при наличии предусмотренных законодательством о налогах и сборах оснований.

по налогу на прибыль (доход) организации либо по региональным и местным налогам; по другим видам налогов (например, по НДС) предоставлять его нельзя;

б) кредит предполагает:

предоставление организации на определенный в договоре о кредите срок права уменьшать свои платежи по упомянутым налогам;

уменьшение платежей по налогу в пределах, определенных в таком договоре;

последующую (т.е. по истечении срока действия договора) уплату не только суммы самого предоставленного кредита, но и начисленных на нее процентов;

поэтапную уплату как суммы кредита, так и начисленных процентов.

Независимо от количества договоров суммы уменьшений налоговых платежей в каждом отчетном периоде не могут превышать 50% соответствующих платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите за этот налоговый период;

в) решение предоставить кредит принимают:

по федеральным налогам и сборам — Федеральная налоговая служба, т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов;

по региональным и местным налогам — налоговый орган по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Федерации, муниципальных образований. Следует отметить, что такое распределение компетенции между уполномоченными органами было установлено Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, принятым в связи с реформой государственного управления в России;

г) не предусмотрено предоставление кредита по уплате сбора в ст. 66 НК РФ;

д) срок предоставления кредита не может быть менее одного года. Максимальный срок — пять лет;

е) в договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены следующие условия:

порядок уменьшения налоговых платежей;

сумма кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;

срок действия договора;

начисляемые на сумму кредита проценты (в пределах от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ);

порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

условия реализации заинтересованной организацией в течение срока действия договора или передачи ею во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления кредита, либо запрет на такую реализацию или передачу;

сведения о документах на имущество, которое является предметом залога, либо о поручительстве;

Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда;

ж) контроль за исполнением налогоплательщиками условий, на которых с ними были заключены договоры о предоставлении налогового кредита, осуществляют налоговые органы, ведущие учет налоговых кредитов, предоставленных уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с Приказом МНС России от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411 «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов».

Статья написана по материалам сайтов: financial-independence.ru, studfiles.net, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector