+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Земельный налог налоговый период

Обязанность своевременной уплаты налога установлена ФНС. На местном уровне муниципалитеты имеют право принимать нормативные акты, регулирующие размер и правила взимания налога. В их компетенцию входит определение размера ставки, которая не может быть выше предельного значения, установленного НК. В документе определены льготы, порядок расчета, срок внесения платежей авансом, подачи деклараций и многое другое.

Расчетные сроки

Налоговый период по земельному налогу и время для предоставления отчетности содержатся в НК. В документе, согласно статье 393, им признается календарный год. Для организаций определены четыре отчетных периода, то есть каждый квартал. Местное самоуправление не имеет полномочий изменять сроки подачи отчетов.

Уведомление граждан

Физическим лицам ФНС высылает заказные письма, вручаемые только лично в руки адресату. В них содержатся:

  • требование об уплате налога;
  • бланки с указанием суммы начисленного налога, пени за просрочку;
  • налоговый период по земельному налогу для физических лиц;
  • объект налогообложения, его адрес, стоимость по кадастру;
  • крайний срок расчета.

Рассылка уведомлений происходит не позже 30 дней до момента наступления срока оплаты налога за землю. Граждане могут получить информацию о задолженности непосредственно в органе ФНС или в своем кабинете на специальных интернет-сервисах.

Физические лица должны уплатить налог до 01 декабря года, наступившего после окончания налогового периода. Индивидуальные предприниматели сейчас освобождены от подачи деклараций, они получают уведомление по почте, срок уплаты такой же, как у граждан.

Правила для организаций

По окончания установленного периода представители организации должны подать в ФНС декларацию. Она предъявляется в инспекцию, находящуюся по месту фактического расположения земельного объекта. В НК предусмотрено, что последний срок предоставления документов истекает 01 февраля, года, наступившего после текущего налогового периода. Чтобы узнать налоговую базу организации используют сведения государственного кадастра.

Подача декларации осуществляется строго по установленной форме:

  • бумажный и съемный электронный носитель;
  • документ со штрих-кодом;
  • в электронном виде по специальным каналам связи.

Налоговый период по земельному налогу для юридических лиц составляет один календарный год. Общая сумма делится на четыре равные доли и оплачивается ежеквартально не позднее месяца, следующего за прошедшим кварталом. В конце года сумма долг считается как разница между начисленной за год суммой и внесенными авансом платежами. Оставшийся долг необходимо уплатить в следующем году (до 01 февраля).

В отдельных случаях организации имеют право на льготу, она предоставляется:

  • при пересечении участка государственной автодорогой;
  • при нахождении земли в свободной экономической зоне, ее владелец резидент.

Местная администрация может вводить новые льготы, снижать ставку.

Кто является плательщиком

Все лица, имеющие земельные участки, признаются налогоплательщиками. Для признания их собственности в качестве объекта налогообложения она должна принадлежать владельцу на следующих основаниях:

  • право собственности;
  • право бессрочного пользования;
  • пожизненное владение с правом передачи по наследству.

Если участок земли входит в общее имущество паевого фонда инвестиций, то обязанность по уплате налога возлагается на управляющую компанию. Средства на оплату берутся за счет любого имущества фонда.

Граждане и организации, арендующие землю, имеющие участки по праву бесплатного пользования, в том числе ограниченного определенным сроком, не платят налог.

Объекты

Земля, расположенная в границах муниципалитета, в пользу которого оплачиваются налоги. Не все участки подлежат налогообложению. Есть отдельные территории, за которые сбор не насчитывается. В их число входят:

  • изъятые из оборота;
  • земли, распоряжение которыми законодательством РФ ограниченно;
  • леса;
  • находящиеся под многоквартирными домами;
  • занятые водными объектами.

Заповедные места, территории с памятниками культурного и археологического наследия не облагаются налогом.

База для расчета

Сумма платежа напрямую зависит от кадастровой стоимости земли. Если он появился в качестве объекта в текущем году, то за основу для расчета будет браться стоимость на день внесения сведений в ЕГРН.

При прохождении границы участка через территорию двух и более муниципалитетов база определяется раздельно. Если изменение кадастровой оценки земли произошло в текущем налоговом периоде, то база за предыдущие сроки не будет пересмотрена. Исключения из этого правила допускаются только в случае изменения оценки в результате исправления ошибок.

Земельный налог остается на месте. Текущие и авансовые платежи полностью поступают в бюджет муниципалитета по месту расположения участка.

Налоговый и отчетный периоды по земельному налогу

Налог, который обязаны уплачивать обладатели земельных участков, определяется не только федеральным законодательством, но и нормами представительных органов муниципалитетов. Поэтому для участков, расположенных в разных сельских и городских поселениях, правила исчисления налога на землю могут различаться. Выясним, касается ли это установления налогового периода по земельному налогу и что признается отчетным периодом по нему.

Налоговый и отчетный периоды: чем определяются и в чем разница

На федеральном уровне возможность введения налога на земельные владения определена главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вердикт о том, будет ли земельный налог уплачиваться на территории каждого отдельного города или сельского округа, принимают представительные органы муниципалитетов, например, советы депутатов или земские собрания. Если такое решение принято, то этим же органам власти доверено определить нюансы установленного фискального платежа.

Но свобода местных законотворцев ограничена положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, например, им не дано право изменять продолжительность налогового периода по земельному налогу. Она равна календарному году. Это означает, что все расчеты налога производятся за временной отрезок с 1 января по 31 декабря каждого года.

Однако местные представительные органы вправе:

  • зафиксировать собственные ставки фискального платежа в рамках, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации,
  • установить регламент совершения платежей,
  • определить даты совершения платежей.

Также им дано право не вводить отчетные периоды по земельному налогу, то есть периоды, за которые организации обязаны совершить нормативно обусловленные действия, например, уплатить авансы или представить промежуточные расчеты.

Надо ли отчитываться по налогу на землю в течение года

Как и по другим налогам, организации-землевладельцы по итогам налогового периода отчитываются в фискальные органы, представляя декларацию в срок не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Это определено положениями Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит изменению местными законодателями, как и то, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Установление отчетных периодов — прерогатива местных законотворческих органов. Но отчетные периоды не могут быть иными, чем определенные в Налоговом кодексе Российской Федерации: первый, второй и третий кварталы года.

Свое решение представительные органы муниципалитетов закрепляют в нормативных правовых актах, которые обязательны к публикации. Краткую информацию по каждому из них (номер, дату принятия, название принявшего органа и прочие) возможно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Если отчетные периоды установлены, то по итогам каждого из них организации, владеющие землей, обязаны осуществлять авансовые платежи по налогу на землю.

Обязанность по представлению промежуточных расчетов по итогам отчетных периодов по земельному налогу отсутствует.

Уточним также, что представлять фискальный расчет по земельному налогу требуется только организациям. Для остальных владельцев земли такой обязанности не установлено.

Земельный налог для физических лиц

Треть бюджета нашего государства формируется за счет налоговых платежей и земельный налог составляет немалую долю этих отчислений. Уплата налога на землю является обязанностью каждого гражданина и регулируется 31 Главой Налогового Кодекса РФ.

Несмотря на то, что текст указанного закона содержит исчерпывающую информацию о расчете и уплате земельного налога, не каждый способен понять сухой язык юридических терминов. Поэтому в этой статье мы постараемся изложить его суть в более доступной форме, насколько это возможно, разумеется. Итак, приступим.

Это интересно:  Как узнать сумму налога на недвижимость

Кто обязан платить земельный налог?

В соответствии со ст. 389 НК РФ налогоплательщиками признаются граждане, владеющие земельными участками, расположенными в пределах субъектов РФ, на территории которых введен земельный налог.

К плательщикам также относятся лица, имеющие право бессрочного пользования земельным участком либо право пожизненного наследуемого владения.

Налог на землю не предусмотрен для:

  • Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков, которые заняты музеями-заповедниками, археологическими памятниками, а также другими особо ценными объектами российской и мировой культуры.
  • Земель, принадлежащих лесному фонду.
  • Участков, ограниченных в обороте и занятых государственными водными объектами.
  • Общих земельных участков в составе многоквартирного дома.

Также налоговый кодекс освобождает от уплаты налога граждан, владеющих землей на праве безвозмездного пользования или по договору аренды.

В отношении земельных участков, принадлежащих инвестиционным фондам, налогоплательщиками признаются управляющие компании, уплачивающие налог за счет имущества этих же фондов.

Определение налоговой базы

Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.

Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ. Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.

Особенности при определении налоговой базы земельного налога

Нередки случаи когда земельный участок расположен на пограничной территории и является объектом налогообложения сразу в двух регионах. В таких ситуациях налоговая база определяется по каждому субъекту отдельно и рассчитывается как доля от общей кадастровой стоимости.

Правила изменения налоговой базы в связи с переоценкой кадастровой стоимости:

  • Если при оценке кадастровой стоимости была допущена ошибка, то перерасчет налоговой базы производится за каждый ошибочно рассчитанный ранее налоговый период.
  • В случае корректировки кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или определению суда, изменения вступают в сил с периода, в котором гражданин обратился за пересмотром кадастровой стоимости.
  • В остальных случаях изменение налоговой базы в текущем налоговом периоде не производится и новая кадастровая стоимость участка будет учтена только в следующем году.

Для владельцев общих земельных участков налоговая база распределяется поровну либо пропорционально доле каждого из них в общей долевой собственности.

Ставки налога на землю для физических лиц

Поскольку земельный налог является местным налогом, ставки для его расчета устанавливаются нормативными актами региональных властей с учетом ограничений, предусмотренных на федеральном уровне. Максимально допустимые ставки указаны в следующей таблице:

Налоговая ставка Объект налогообложения
0.3% Земли, отведенные для сельскохозяйственного производства, а также участки в населенных пунктах, входящие в состав таких зон при условии использования их по прямому назначению
Земельные участки, занятые жилыми строениями и объектами коммунального хозяйства, а также территории, запланированные под жилищное строительство
Участки земли, предусмотренные для садоводства, огородничества, животноводства и прочего личного подсобного хозяйства
Территории, используемые в целях обеспечения таможенных нужд, обороны и безопасности Российской Федерации
1.5% Прочие объекты налогообложения

Кроме этого, каждый субъект Российской Федерации имеет право снижать налоговую ставку до 0.1%, а также использовать дифференцированный подход в зависимости от назначения, местоположения и категории земельного участка. Если же величина налоговых ставок на местном уровне не определена, земельный налог рассчитывается по максимальным значениям, указанным в предыдущей таблице.

В ситуациях, когда период владения земельным участком составляет менее одного года, при расчёте налога используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев владения к числу календарных месяцев налогового периода.

Для налога на землю налоговым периодом признается календарный год, а значит, для расчёта коэффициента число полных месяцев владения участком делится на 12.

Льготы по уплате земельного налога

По земельному налогу в нашей стране предусмотрены льготы для определенных категорий граждан. Федеральные льготы действуют на всей территории России, а местные – только в пределах отдельных регионов.

Федеральные льготы

Полное освобождение от земельного налога предусмотрены для физических лиц, принадлежащих к малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири. Также земельным налогом не облагаются территории, используемые общинами указанных народов, в целях сохранения их традиционного образа жизни.

Кроме этого, возможность уменьшить налоговую базу на 10 тыс. рублей предусмотрена для следующих категорий налогоплательщиков:

  • Героев России и Советского Союза, кавалеров ордена славы.
  • Инвалидов и ветеранов боевых действий, в том числе принимавших участие в Великой Отечественной войне.
  • Инвалидов с детства, а также лиц с приобретенной инвалидностью 1 и 2 групп.
  • Граждан, получивших радиоактивное облучение во время катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», а также вследствие ядерных испытаний в Семипалатинске.
  • Физических лиц, состоявших в рядах особых подразделений, которые в условиях повышенного риска принимали участие в испытаниях ядерного оружия и ликвидации последствий использования ядерных установок на военных объектах.
  • Лиц, получивших лучевую болезнь или инвалидность в результате учений, испытаний или других работ, связанных со всевозможными видами ядерных установок, включая космическую технику и ядерное оружие.

Местные льготы

На региональном уровне льготы по земельному налогу устанавливаются правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Этими документами субъекты Российской Федерации регламентируют основания и порядок применения льгот для отдельных категорий граждан.

Например, федеральными законами льготы пенсионерам не предусмотрены, однако местные власти имеют право установить собственный перечень льготников. Поэтому в большинстве регионов существуют льготы для малообеспеченных, пенсионеров и многодетных семей.

Примеры региональных льгот приведены в следующей таблице.

Более подробную информацию о льготах в конкретном регионе можно узнать в разделе справочной информации на сайте налоговой службы.

Граждане, попадающие в категорию льготников, должны самостоятельно заявить о своем праве в налоговый орган по месту расположения земельного участка. Порядок и сроки предоставления подтверждающих документов устанавливается нормативными правовыми актами каждого региона, но не позднее 1 февраля следующего за налоговым периодом года.

На практике процесс получения льготы по земельному налогу реализуется посредством подачи заявления в налоговый орган с приложением подтверждающих документов. Актуальную форму заявления по льготам можно скачать по этой ссылке.

Что делать если право на льготу возникает или прекращается в середине года?

В этом случае налог рассчитывается с учетом коэффициента, который определяется путем деления количества полных месяцев отсутствия льготы на общее число месяцев в налоговом периоде.

Налоговое уведомление из ФНС

Уплата земельного налога физическими лицами производится ежегодно на основании налогового уведомления, в котором содержатся сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, исчисленной сумме и сроках уплаты налога. Уведомление направляется налоговым органом в адрес плательщика не позднее 30 суток до срока наступления очередного платежа.

Что делать если письмо с уведомлением не пришло в указанные сроки? В таких случаях налоговики рекомендуют получить уведомление лично, обратившись в инспекцию по месту нахождения земельного участка.

Для осуществления оперативной сверки и корректировки данных налогового уведомления, ФНС рекомендует использовать возможности личного кабинета налогоплательщика на официальном сайте службы.

Расчёт размера налога на землю

Сумма налога на землю определяется по итогам календарного года как установленный правовыми актами процент от налоговой базы с соответствующими корректировками.

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв, где

Кст – кадастровая стоимость земельного участка;

Д – доля собственности;

Ст – налоговая ставка;

Кв – коэффициент владения участком земли.

Отдельно нужно сказать о повышающих коэффициентах, предусмотренных для земельных участков, приобретенных с целью жилищного строительства.

Коэффициент Когда применяется Условия возврата налога
2 В течение 3 лет с момента регистрации прав на земельный участок Государственная регистрация построенного объекта недвижимости до истечения 3 лет с момента покупки земли
4 После истечения трехлетнего срока со дня регистрации земельного участка и до момента оформления прав на построенный объект Возврат налога не предусмотрен
Это интересно:  Необлагаемая сумма подоходного налога 2019 на ребенка

Другими словами, если объект строительства будет зарегистрирован в течение 3 лет после покупки земли, излишне уплаченный налог будет возмещен или зачтен в счет оплаты будущих периодов.

Пример расчета земельного налога

Определяем коэффициент владения:

Кв = 9 мес. / 12 мес. = 0,75

Подставляем имеющиеся данные в формулу расчета налога:

Сроки уплаты налогов

Точные сроки уплаты земельного налога устанавливаются региональными властями, но не позднее 1 декабря следующего за налоговым периодом года.

Оплатить земельный налог можно в любом финансово-кредитном учреждении, но проще всего воспользоваться нашим онлайн-сервисом.

Вопросы и ответы по земельному налогу

1. Как узнать ставку налога конкретно для моего земельного участка?

В первую очередь действующая ставка должна быть указана в налоговом уведомлении. Кроме этого, вы можете воспользоваться специальным онлайн-сервисом на сайте ФНС. Там же можно ознакомиться с документом, устанавливающим порядок расчета и уплаты налога в вашем регионе.

2. Могу ли я досрочно исполнить свои обязанности по уплате земельного налога?

Да, вы можете оплатить налог, не дожидаясь уведомления. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции по месту расположения земельного участка. С собой необходимо иметь гражданский паспорт и документы, подтверждающие наличие права на землю.

3. Имеют ли право налоговики требовать справку о кадастровой стоимости участка земли?

Нет, не имеют. Налоговая служба не может предъявлять дополнительных требований к налогоплательщику и обязана самостоятельно исчислить сумму налога.

4. Когда прекращается обязанность по уплате налога при отчуждении земельного участка?

Согласно статье 388 НК РФ налог на землю уплачивают физические лица, имеющие земельные участки в собственности, в бессрочном пользовании либо пожизненном наследуемом владении. В соответствии с действующими российскими законами отказ лица от принадлежащего ему земельного участка не приводит к прекращению соответствующего права.

В 1-ом пункте 131-ой статьи ГК РФ прописано, что право собственности на недвижимость, а также его возникновение, ограничение, переход и прекращение подлежит обязательной государственной регистрации. В качестве официальной даты регистрации подобных прав установлен день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Учитывая вышеизложенное, гражданин остается плательщиком земельного налога до момента перерегистрации права на земельный участок.

5. Какие правоустанавливающие документы служат основанием для признания гражданина плательщиком налога на землю?

Наличие права на земельный участок подтверждается Свидетельством о гос. регистрации. Выдача таких документов производится уполномоченными органами Федеральной регистрационной службы. Если участок зарегистрирован до 31.01.1998 года, лицо признается налогоплательщиком на основании документов, бывших в обращении до обозначенной даты. Переоформлять бумаги старого образца не требуется.

6. Существуют ли какие-либо ограничения по срокам перерасчета земельного налога?

Перерасчет начисленной физическим лицам суммы налога возможен не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих моменту направления корректирующего налогового уведомления.

7. Нужно ли делать перерасчет суммы налога за прошлые налоговые периоды в случае исправления технической ошибки, повлекшей за собой изменение кадастровой стоимости участка?

Согласно 1-му пункту 391-ой статьи Налогового кодекса Российской федерации при изменении кадастровой стоимости земли вследствие исправления технических ошибок перерасчет земельного налога осуществляется с периода, в котором была ошибочно определена налоговая база. Следовательно перерасчет за предыдущие налоговые периоды производить нужно.

8. Как начисляются пени за несвоевременную уплату земельного налога?

Порядок начисления пени за неуплату будет зависеть от даты получения налогового уведомления. Если налоговая инспекция направила уведомление в установленные законом сроки (за 30 дней до крайней даты уплаты), а налогоплательщик получил его в эти же сроки, то пени начисляются со дня, следующего за крайней датой уплаты налога.

Если же налоговое уведомление получено плательщиком в более поздние сроки, исключающие возможность своевременного исполнения обязанности, гражданин имеет право уплатить налог в течение месяца со дня получения уведомления, а начисление пеней соответственно начинается по истечении этого срока.

9. Чем грозит неуплата земельного налога?

Согласно российскому законодательству налогоплательщик несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей. В соответствии со 122-ой статьей Налогового кодекса Российской Федерации неуплата начисленных налогов и сборов, а также неполная их уплата наказываются штрафом в размере 20% от недоимки.

Земельный налог — отчетный (если есть), налоговый период.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Налоговым периодом согласно п. 1 ст. 393 НК РФ признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года, на что указывает п. 2 ст. 393 НК РФ.

Налогоплательщики — организации должны в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности по итогам отчетных периодов (при их наличии) представлять налоговые расчеты. Исключением являются налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и упрощенную систему налогообложения, порядок применения которых регулируются соответственно гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, но о них мы расскажем чуть позже.

Согласно ст. 80 НК РФ налоговый расчет по авансовым платежам представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиками в соответствии с п. 3 ст. 398 НК РФ в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть налоговые расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода должны быть представлены в следующие сроки:

— за I квартал — не позднее 30 апреля;

— за II квартал — не позднее 31 июля;

— за III квартал — не позднее 31 октября.

Заметим, что если указанные сроки приходятся на дни, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации выходными и (или) нерабочими праздничными днями, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Такое правило установлено ст. 6.1 части первой НК РФ.

Если налогоплательщиком не представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу в установленные сроки, то данное лицо можно привлечь к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.

Также налогоплательщика можно привлечь к административной ответственности на основании п. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Земельный налог — налоговые ставки

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При этом налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, оговоренных в п. 1 ст. 394 НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, на что указывает п. 2 ст. 394 НК РФ.

Рассмотрим подробнее налоговые ставки земельного налога, установленные ст. 394 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Напомним, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Об этом сказано в ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее — ЗК РФ). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах признаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 ЗК РФ).

Это интересно:  Налоговый вычет с процентов по ипотеке 2019

Таким образом, исходя из указаний Минфина России организации, уставная деятельность которых связана, например, с промышленностью, при владении на праве собственности земельным участком сельскохозяйственного назначения не смогут уплачивать земельный налог по ставке, не превышающей 0,3 процента;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Жилищным фондом на основании ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее — ЖК РФ) признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

— частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

— государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

— муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

— жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

— специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

— индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

— жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

В отношении определения «объекта инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса» необходимо отметить, что НК РФ не содержит перечня таких объектов. Поэтому некоторые арбитражные суды из буквального прочтения пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ делают вывод о том, что по пониженной ставке (не более 0,3 процента) земельный налог могут исчислять только организации, осуществляющие деятельность в жилищно-коммунальной сфере в целях оказания коммунальных услуг населению.

Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2009 г. N 1514/09 указал, что данный вывод является ошибочным. По мнению суда, так как налоговое законодательство не содержит самостоятельного определения «объекта инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса», то для уяснения этого понятия следует учитывать нормы других отраслей права, на это указывает ст. 11 НК РФ. В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» дано определение системы коммунальной инфраструктуры: это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. Положения данного Федерального закона возможно применять для определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не исключая при этом и отнесения к ним зданий, сооружений, а также иных объектов и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищного фонда.

Таким образом, любая организация (а не только предприятия, работающие в сфере ЖКХ), имеющая участки, занятые объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, может использовать ставку не более 0,3 процента.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налогоплательщикам следует обратить внимание на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее — Постановление N 54).

Согласно п. 8 Постановления N 54 неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ.

Таким образом, если по каким-то причинам ранее приобретенный (предоставленный) для жилищного строительства земельный участок длительное время остается неосвоенным, то за налогоплательщиком, как и прежде, остается право применить пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%);

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Понятие «личное подсобное хозяйство» дано в ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которой личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В отношении земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и животноводства, следует иметь в виду положения Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон N 66-ФЗ), которым садовые, огородные и дачные земельные участки выделяются в качестве самостоятельных земельных участков.

На основании ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Огородным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Дачным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Как уже отмечалось ранее, на основании п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Нередко, имея в собственности земельные участки, в отношении которых установлены несколько видов разрешенного использования, у налогоплательщиков возникает вопрос, как поступить в ситуации, когда по отдельным видам разрешенного использования земель, находящихся в границах одного земельного участка, возникают разные налоговые ставки.

Налогоплательщики, имеющие в собственности земельные участки, в отношении которых установлены несколько видов разрешенного использования, самостоятельно решают вопрос о применении той или иной налоговой ставки по земельному налогу, учитывая, что в случае применения минимального значения кадастровой стоимости данное решение нужно будет отстаивать в судебном порядке.

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, poisknalogov.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector